ПОЛИТОЛОГИЯ
УДК 32.327
А.А. Кудлай
канд. полит. наук, старший преподаватель,
кафедра управления, Филиал ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» в г. Севастополе
РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК НОВАЯ СТРАТЕГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ КРЫМСКОГО ПОЛУОСТРОВА
Аннотация. В статье представлены вызовы и угрозы со стороны мировой экономики и политики для современных государств. Влияние данных угроз на процесс обеспечения внутренней социально-политической безопасности страны, региона предполагает создание комплексной системы гарантий для защиты личности и населения страны, региона, а политическая ее составляющая означает взаимодействие центральных и региональных органов власти, регионов между собой, региональной и муниципальной властей, которое позволяет создать устойчивое, стабильное развитие в стране и ее регионе. Особое внимание в связи новыми угрозами системе национальной безопасности следует уделить регионам, создавая комплексную социоентальную концепцию безопасности. Регион в обеспечении комплексной национальной безопасности не должен быть слабым и дотационным. Он должен максимально использовать свой потенциал. Уязвимость континентальных держав, таких как Россия, требует в стратегии национальной безопасности больше внимания уделять приграничным регионам, таким как Республика Крым. Хотя на полуострове за последние два года достигнут определенный баланс между правящими региональными элитами и гражданским сектором, все же сохраняются ряд угроз в том числе социально-политического плана, способных дестабилизировать ситуацию в регионе. Крым как особый регион Российской Федерации должен отвечать необходимым требованиям по обеспечению безопасности. Региональная социально-политическая безопасность в Крыму должна быть ориентирована на сохранение политической стабильности, эффективной слаженной работы со стороны региональных органов власти по реализации федеральных целевых программ.
Ключевые слова: национальная безопасность, социально-политическая безопасность, индикаторы социально-политической безопасности, угрозы социальной и политической безопасности, система социально-политической безопасности региона.
A.A. Kudlay, Sevastopol branch M.V. Lomonosov Moscow State University
REGIONAL SOCIO-POLITICAL SECURITY AS A NEW STRATEGY FOR THE SECURITY CRIMEAN
PENINSULA
Abstract. The article presents the challenges and threats on the part of the world economy, and politics of modern states. The impact of these threats to the process of ensuring the internal social and political security of the country, the region involves the creation of an integrated system of guarantees for the protection of the individual and the population of the country, the region and the political its component is the interaction of the central and regional authorities, the regions among themselves, regional and municipal authorities, which to create a sustainable, stable development of the country and its region. Special attention is due to the new threats, national security should be given to the regions, creating komplesksnuyu sotsioentalnuyu security concept. The region in ensuring an integrated national security should not be weak and subsidized. It must use its potential as much as possible. The vulnerability of the continental powers, such as Russia, requires a national security strategy pay more attention to border regions, such as the Republic of Crimea. Although, in the balance between the ruling opredelnie regional elites Peninsula over the last two years and reached the civil sector still remain a number of threats, including the socio-political plan that could destabilize the region. Crimea as a special region of the Russian Federation must meet the necessary requirements to ensure bezopasnosti.Regionalnaya socio-political security in the Crimea should be aimed at maintaining political stability, effective teamwork by the regional authorities for the implementation of the federal target programs.
Keywords: national security, social and political security, indicators of socio-political security, the system of socio-political stability of the region, social and political security threats.
Вызовы и угрозы, которые стоят перед современными государствами и их регионами носят глобальный характер. Так, профессор О. Гаман-Голутвина констатирует, что угрозы, которые сегодня определяют содержание мирового политического процесса представляют причудливое сочетание сверхсовременных и архаических элементов, превращаясь в «каскады взаимосвязанных угроз» [2, с. 10]. Новое состояние, названное профессором «мировойна», или
«войнамир», ведет к нечеткому характеру военных конфликтов в условиях жесткого противоборства, «переписыванию системных правил игры» в мировой политике [2, с. 12].
Серьезным вызовом для национальных экономик является волатильный (изменчивый) характер мировой экономики, которая подвержена различного рода колебаниям - «геополитическому, финансовому, ценовому шоку» [7, с. 11]. Все эти вызовы требуют от государств поиска новых стратегий безопасности, ориентированных особенно на внутреннюю ее составляющую -безопасность в регионе и на локальном уровне.
Вопреки прогнозам 90-х гг., Россия не распалась, как полагали ведущие политические географы Госдепартамента США У. Вуд и Л. Шварц, на шесть независимых государственных образований: Западную Россию, Урал, Западную Сибирь, Восточную Сибирь, Дальний Восток и Северные территории. Кроме того, по их версии, могли получить государственную самостоятельность малые этнические образования - Татария, Башкирия, Осетия, Чечня и др. Ими прогнозировалось отделение от РФ Карелии, возникновение независимых автономных зон - Калининградская область, республики Тува, Бурятия и др. [13, с. 19].
По мнению К. Казакова, уязвимость России как континентальной державы в данных условиях требует обезопасить себя, создавая «буферные зоны» [4]. Крым, на наш взгляд, следует отнести к подобной зоне. И хотя в результате сецессии и присоединения Крым вошел в состав Российской Федерации, международная общественность по-прежнему оценивает эту территорию как «буферную», «серую зону» спора между Россией и Украиной.
Особое геополитическое положение этого региона делает его важным с точки зрения обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Основной акцент должен делаться, по мнению автора, на социальную и политическую безопасность и обеспечение комплексной региональной безопасности в различных ее аспектах.
Региональная безопасность, в целом, представляет собой состояние защищенности политико-правовыми, экономическими, социальными и другими средствами. Она обеспечивается в настоящих условиях совокупностью жизненно важных интересов локальной социальной общности и граждан в области прав, свобод, законных интересов, а также безопасного функционирования социальных институтов государства от внешних и внутренних угроз [1, с. 166].
А. Огарков уверен, что современные вызовы требуют от каждого российского региона региональной реструктуризации, самодостаточности, эффективности. Автор добавляет, что российский регион в обеспечении комплексной национальной безопасности не должен быть слабым и дотационным. Он должен максимально использовать свой уникальный региональный потенциал (территориальный, человеческий, экономический, исторический, социокультурный и др.), самостоятельно и успешно решать внутренние проблемы обеспечения высокого и качественного уровня жизни населения, развития человека, с обязательным выходом на уровень перспективного регионального развития [9].
Социально-политическая безопасность как часть экономической безопасности относится к приоритетным направлениям внутренней безопасности и является внешней составляющей национальной безопасности. Она представляет, по мнению И. Чумак, многогранное, всеохватывающее явление, так как любой аспект, угрожающий обществу, связан с социальной деятельностью и социальной сферой [14, с. 119]. Б. Наипов в основе социальной безопасности видит интересы личности, общества, государства, а в систему ее обеспечения включает комплекс государственных и негосударственных институтов, действующих в интересах достижения необходимого уровня социальной, политической, экономической, оборонной, правовой, информационной, экологической защиты от внутренних и части внешних угроз [8, с. 145]. Следовательно, это двухаспектное явление включает собственно социальную безопасность (состояние защищенности личности и населения региона в целом) и политическую безопасность (взаимодействие центральных и региональных органов власти, регионов между собой, региональной и муни-
ципальной властей, позволяющее создать устойчивое, стабильное развитие региона) [1, с. 166].
Это измеряемое явление имеет свои индикаторы: демографические, духовно-нравственные, социально-стратификационные, социально-экономические, социально-правовые, социально-политические. Оценив в целом состояние социальных институтов в Российской Федерации (семья, брак, образование, культура, экономика, политика, право), И. Чумак пришла к выводу об общем их кризисном характере [14, с. 119]. Сложность состоит в том, что хотя за последние годы, благодаря реализации многочисленных федеральных и региональных целевых программ, ситуация в этой сфере стала постепенно стабилизироваться, но неблагоприятные внешние вызовы сводят положительные начинания на нет. Так, сотрудник Института мировой экономики Я. Миркин, прогнозируя перспективы развития российской экономики на 2016 год, убежден, что уменьшение бюджетных вложений в человеческий капитал в РФ в этом году деформирует, в целом, гражданский сектор страны. Спрос в этих отраслях уже сейчас поддерживается по сокращенной программе [6, с. 5]. Недофинансирование по социальным программам, особенно по федеральной целевой программе развития Крыма и Севастополя, ощущалось уже к концу 2015 года.
А. Башкунов среди угроз для социально-политической безопасности в РФ выделяет такой круг вопросов: социальное неравенство, имущественную дифференциацию населения регионов России, безработицу, невыплату заработной платы, этнические факторы, процессы не-регулированной миграции, рост организованной преступности, духовно-нравственную экспансию других стран [1, с. 166].
В общем виде политические угрозы можно объединить в три группы. Первая группа -угрозы для политической сферы, исходящие от других сторон общественной жизни - экономики, социальных отношений, духовно-нравственных процессов. Вторая - угрозы для экономики, социальных отношений, военной безопасности, вытекающие из политической сферы и т.п. Третья группа угроз - угрозы для политической сферы, произрастающие из нее самой. В этот круг вопросов следует включить доверие к органам власти всех уровней, удовлетворенность работой этих органов, так как проблема обеспечения социально-политической безопасности всецело лежит на федеральных органах власти.
Основные мероприятия по обеспечению социально-политической безопасности проводятся в рамках президентских, федеральных, региональных и межгосударственных программ [1, с. 91]. Здесь необходимо доверие к власти со стороны граждан. Спустя два года после присоединения Крыма и г. Севастополь к Российской Федерации 82% крымчан полностью поддерживают присоединение их к России, а 11% сообщили, что они скорее всего поддерживают это решение [5]. И опрос ВЦИОМ в декабре 2015 года показал, что 79% крымчан считают взаимодействие между республиканской властью и федеральным центром вполне конструктивный, тогда как о конфликтном характере отношений сказали лишь 8%. В то же время 78% жителей Крыма уверены, что главе Крыма Сергею Аксенову удается отстаивать интересы граждан перед федеральными властями, и лишь 11% крымчан не согласны с этим [11].
Характеризуя общее состояние экономики Крыма и социально-экономическое положение, официальные данные выглядят оптимистично. По данным Министерства экономического развития Республики Крым экономика Крыма демонстрировала устойчивую положительную тенденцию [3], а бюджеты субъектов Крымского федерального округа в 2014-2015 годах, по мнению полномочного представителя президента РФ в Крымском федеральном округе О. Бе-лавенцева, являлись социально ориентированными. Доля расходов на обеспечение социального сектора в бюджетах субъектов превышала 55%. То есть больше половины бюджета Крыма и г. Севастополь шла на социальную сферу [10]. Учитывая огромный разброс в доходах населения внутри России, который отмечает Я. Миркин [7, с. 11], эти успехи выглядят не такими оптимистичными на фоне резкого повышения цен.
Хотя граждане Российской Федерации в 2015 году и стали получать в 1,5 раза больше, показатель их средних зарплат не скрывает неравенства на рынке труда - профессионального, отраслевого и особенно регионального [15, с. 14]. Так, в рейтинге агентства РИА, по качеству жизни из 85 регионов РФ, представленных в сводной таблице, г. Севастополь занимает 71-ю, а Республика Крым - 76 строчку. Соседний Краснодарский край, к примеру, входит в пятерку лидеров, занимая по итогам 2015 года 5 место [12]. Уровень средних зарплат и социальных выплат в Крыму и г. Севастополь на порядок ниже, чем, например, в Южном федеральном округе. Этот факт не может не влиять на общее настроение и оценки власти простых граждан в Крыму.
Социальная и политическая ситуация внутри крымского полуострова на данный момент стабильна, однако сохраняются некоторые потенциальные угрозы в социальной и политической сферах, которые можно свести, по мнению автора, к целому ряду проблем: к росту цен и отсутствию действенных механизмов со стороны региональных властей по их регулированию, особенно на социально значимые продукты и товары; усложению в ряде случаев управленческих процедур и порядка получения различного рода разрешительных документов (как правило на стандартную процедуру предоставления управленческой услуги может накладываться еще и региональная специфика); из-за сужения сроков вхождения в правовое пространство Российсской Федерации на крымском полуострове сохраняется угроза социальной напряженности, формируются условия для развития бытовой коррупции - особенно это ощутимо в сфере решения земельных вопросов, ГИБДД, здравоохранения, в сфере миграционного регулирования, которое в России на порядок строже, чем было на Украине.
Сохраняется угроза и для развития этнополитической напряженности. Пока эта угроза носит латентный характер внутри полуострова, но на границе Крыма с Украиной, где сосредоточены силы представителей Меджлиса, сохраняется реальная опасность столкновений. Сохраняется угроза и потери политической управляемости. Она возможна, если социальные программы, реализуемые региональной властью, не будут иметь в ближайшей перспективе положительных результатов. Поэтому Крым, как особый регион Российской Федерации, более других регионов нуждается в комплексном стратегическом подходе, особенно к концепции региональной социально-политической безопасности. Общий подход в этой сфере, на наш взгляд, должен быть ориентирован на элементы концепции социетальной безопасности, которая декларирует в качестве своей приоритетной задачи защиту системы благ от угрожающих внешних воздействий [13, с. 18].
Таким образом, региональная социально-политическая безопасность является важной составляющей национальной безопасности страны. Применительно к Крымскому полуострову, который совсем недавно стал частью РФ, вопрос о комплексной безопасности, включающей и социально-политическую ее составляющую, остается особо острым и значимым. Имея серьезные внешние вызовы, связанные с быстро меняющимися мировой экономикой и политикой, современное российское государство стремится как можно полнее реализовать принципы национальной стратегии безопасности, создавая вблизи своих границ буферные зоны безопасности. Стабильности, особенно в регионах, находящихся в приграничных зонах, таких как Крым, уделяется существенное место в общей стратегии безопасности страны.
Со стороны федеральной и региональной властей требуется, несмотря на общую неблагоприятную конъюнктуру на мировых рынках, продолжать (а в Крыму начинать) реализовы-вать социально значимые федеральные целевые программы, максимально используя тот потенциал, который имеет Крымский полуостров (туризм, здравоохранение, социальная сфера). Именно этот путь, по мнению автора, позволит минимизировать социальные угрозы, сохранить доверие к власти и создать условия для стабильности в регионе.
Список литературы:
1. Башкунов А.А. Социально-политическая безопасность регионов как фактор национальной безопасности современной России: дисс. ... канд. полит. наук. - 23.00.02. - политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. - Орел, 2009.
2. Гаман-Голутвина О.В. Политическая наука перед вызовами современной политики. К 60-летию САПН // Полис. - 2016. - № 1. - С. 8-28.
3. Итоги социально-экономического развития Республики Крым за январь-сентябрь 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minek.rk.gov.ru/file/File/2015/macro/ macro_09-v03112015.pdf (дата обращения: 17.03.2016).
4. Казаков К.В. От географии до геополитики: две книги о роли географии в международных отношениях // США и Канада. Экономика, политика, культура. - 2015. - № 4. - С. 76.
5. Крым российский [Электронный ресурс] // Известия. - 2016. - 16 марта. - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/605963 (дата обращения: 16.03.2016).
6. Миркин Я. Холодная экономика 2016-го // Российская газета. - 2016.- 12 января (№ 2 (6870)). - С. 5.
7. Миркин Я. Этот кризис продлится еще три года // Российская газета. - 2016. -16 марта. - С. 11.
8. Наипов Б.Х. Социальная безопасность на региональном и местном уровнях: состояние, тенденции развития и механизмы политического регулирования (на примере республики Юга России): дисс. ... канд. полит. наук. - 23.00.02. - политические институты, этнополитиче-ская конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. - Ростов-на-Дону, 2006.
9. Огарков А.А. Управленческая безопасность региональной социально-экономической системы // Регионология. - 2015. - № 4.
10. Олег Белавенцев: Крым может дать отпор любому потенциальному агрессору [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/interview/20160316/1390307070.html (дата обращения: 17.03.2016).
11. Опрос: уровень доверия крымчан к Аксенову крайне высок. Крым 24 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://c24news.ru/society/31331-opros-uroven-doveriya-krymchan-k-aksenovu-krayne-vysok.html (дата обращения: 16.03.2016).
12. Рейтинг российских регионов по качеству жизни - 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/infografika/20160225/1379773088.html (дата обращения: 17.03.2016).
13. Чмыхало А.Ю. Социальная безопасность: учебное пособие. - Томск: Изд-во ТПУ, 2007. - 168 с.
14. Чумак И.А. Социальная безопасность как индикатор национальной безопасности современной России: дисс. ... канд. полит. наук. - 23.00.02. - политические институты, этнополи-тическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. - Пятигорск, 2013.
15. Яковенко Д. Известный банкир и сельский врач // Эксперт. - 2016. - 29 февраля - 6 марта (№ 9 (997)). - С. 13-18.