72
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2018. № 1(31)
УДК 336.22
РЕГИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Л.В. Улыбина, И.А. Матросова, Н.С. Лазарева
В статье рассмотрен современный теоретический взгляд на сущность и целевые установки составляющих понятия «государственный налоговый менеджмент». Дан анализ обстоятельств, определяющих его отечественные особенности. Выработана концепция развития региональной составляющей государственного налогового менеджмента и предложены рекомендации по построению эффективных налоговых отношений между соответствующими государственными органами и хозяйствующими субъектами как элемента государственной политики в сфере государственного управления. Сформулированы рекомендации по совершенствованию налогового менеджмента, осуществляемого на уровне региона.
Ключевые слова: налоговый менеджмент; государственный налоговый менеджмент; региональная составляющая налогового менеджмента.
L.V. Ulybina, I.A. Matrosova, N.S. Lazareva. REGIONAL COMPONENT OF STATE TAX MANAGEMENT
In the article, a modern theoretical view of the essence and objectives of the components of the concept of state tax management is considered. The analysis of the circumstances determining the domestic peculiarities of the state tax management is given. The concept of a regional component development of the state tax management is developed and recommendations on construction of effective tax relations between corresponding state bodies and managing subjects as an element of the state policy in the sphere of state management are offered. The recommendations on improving tax management at the regional level are formulated.
Keywords: tax management; state tax management; regional component of tax management.
Понятие «государственный налоговый менеджмент» при всей широте охватываемых им внутринациональных механизмов и отношений между их субъектными составляющими, с функциональных позиций, представляет собой совокупность усилий и мероприятий, проводимых органами государственной власти и направленных на управление фискальными потоками [3]. Естественно, что проведение этих мероприятий требует наличия довольно четкой целевой парадигмы и некоторой согласованности, которые, в свою очередь, недостижимы без наличия совершенно определенных процедур управления, планирования, принятия решений и их реализации. Именно совокупность этих процедур, на наш взгляд, может называться государственным налоговым менеджментом.
Концепция государственного налогового менеджмента в нашей стране характеризуется рядом особенностей, согласно которым [6]:
1) значительная часть налоговых реалий в современной России, ввиду относительно небольшого возраста ее налоговой системы, является заимствованной из других, зарубежных национально-экономических институтов, что не всегда отвечает требованиям, предъявляе-
мым к эффективному налоговому администрированию и налоговой политике, так как не вполне согласуется с прочими характерными российскими особенностями;
2) отсутствие должного объема внутринациональной арбитражной судебной практики в ее части, касающейся налогообложения, а также не вполне урегулированное в этой области нормативно-правовое поле зачастую не позволяет российским судам производить комплексную оценку сущности экономических отношений и бизнеса в целом, вынуждая их принимать решения лишь на основании законодательных норм узкого действия;
3) наличествующая в настоящее время противоречивость и двусмысленность ряда правовых норм, так или иначе касающихся различных аспектов налогового процесса, оказывает существенное негативное влияние на показатели стабильности предпринимательской деятельности, открывая с другой стороны значительное поле деятельности для налогового менеджмента;
4) низкий уровень достоверности российской официальной статистики, вызванный высоким удельным объемом не нашедших в ней отражение «теневых» операций, делает так
называемую обратную связь в составляющих налоговый менеджмент системах управления весьма ненадежной, зачастую лишая менеджеров реальных ориентиров, позволяющих в полной мере оценить как актуальную проблематику, так и результативность собственных действий.
В настоящее время в развитии отечественного механизма государственного налогового менеджмента прослеживается достаточно явная тенденция к переходу от централизованного формирования налоговой политики к ее децентрализации - делегирование значительного объ-
ема полномочий и функциональной нагрузки, связанных с различными ролевыми блоками фискального аппарата, из общенационального уровня в региональный.
Оценка и анализ существующих подходов к категориальной дефиниции структуры налогового менеджмента и обзор региональной практики его применения в субъектах Российской Федерации позволили типизировать ролевые составляющие налогового процесса, выделив при этом региональные аспекты налоговой политики (рисунок).
Как видно из рисунка, основным целевым
Региональные аспекты налоговой политики
Стратегия государственного налогового менеджмента
Повышение доходной части бюджетов всех уровней
Создание оптимального инвестиционного климата в стране и регионах
Тактические цели государственного налогового менеджмента
3 2
Э
о о о
3 «
в й
4
С ■
О
я
со О
я 1-
о а С
«
<и
Я «
О
а
^
<и
о «
В
ев «
О
Е-
<и
2 РЧ
« о
¡5
<и
2
ю
к ¡-
о о я
X
ев «
О
Ю Й
° ¡5 й ю о
3
I
£
О и
О «
О и О
ч Й х о
и О
х
л
ч §
о
и <и а н о о
А ^
8 «
О X X
о э
ев «
О X X X
к
ч
^
к н О
к ¡-
о о X л
ч
<и ¡-
к
<и
ч «
о X X
о
э
к ¡-
о
<и
"V
«
о
а
^
к Я
э
Й
эт
К ¡-
с
0
к
я
1
£
к
<и
о «
к
ч ч
«
<и ч о
й &
О
«
ц к
I ч
й о
« о е
15 I о
о «
« и о
а <о
а «
<и о
« и
о о
о ч
Й Я
К Я X ¡-
э о
й й
« ч
О ю
Я о
Е
Элементный состав государственного налогового менеджмента
Л Г
«
в
ь
<и ч <
н
« п
м
« о £
и
И Си
Й н
к и
п
Я
Л Л
л
ч
0 &
1
§
« «
о
и
о ч Й я
п
ы
ч
со
<
Сч
С
<
X
У ч,
« к
I
<и
В
<и а
«
о ч РЧ
УЧ.
Концепция развития региональной составляющей государственного налогового менеджмента [4]
74
вестник Российского университета кооперации. 2018. № 1(31)
направлением данной концепции можно назвать увеличение роли региональной налоговой политики в социально-экономическом развитии субъектов РФ. При этом реализация целей государственного налогового менеджмента на данном уровне должна производиться, в первую очередь, с учетом ряда противоречий, существующих между:
^ различными векторами налоговой политики (фискальным, налогового регулирования, повышения уровня социально-экономического развития региона);
^ федеральной и региональной составляющими фискальной политики;
^ интересами налоговых органов и налогоплательщиков.
Первое из перечисленных противоречий вытекает из различного содержания указанных направлений налоговой политики. Так, фискальное ее направление прежде всего имеет своей целью повышение налоговых доходов бюджетов всех уровней и производимые для этого изменения налогового законодательства.
Налоговое регулирование же, напротив, обычно производится со стимуляционной целью, которая, реализуясь посредством предоставления льгот и уменьшением налоговых ставок, естественным образом приводит либо к сокращению региональных налоговых доходов, либо к возникновению так называемых «налоговых расходов».
Противоречие между федеральной и региональной составляющими фискальной политики также вытекает из имеющегося здесь конфликта приоритетов, который выражается в том, что в ряде случаев вектор интересов национальной налоговой политики противоположен такому же вектору политики региональной. Особенно ярко это проявляется в вопросах установления и отмены региональных и местных налогов, коррекции их элементного состава и возникающей у властей субъекта РФ незаинтересованности в повышении налоговых возможностей региона. Данное обстоятельство является прямым следствием структуры налоговых доходов региона, которая не вполне рациональна в отношении доли налоговых платежей, передаваемых в федеральный бюджет, и используется для решения вопросов, связанных с организацией деятельности фискальных органов, показатели эффективности которой не включают в себя региональный аспект.
Противоречия между интересами налоговых органов и интересами налогоплательщиков также являются производными от их диаметральной противоположности. Преду-
смотренное ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации отчуждение доли собственности субъектов налогообложения в пользу государства вызывает с их стороны определенный и вполне закономерный протест, порождая изобретение ими всевозможных схем уклонения от налогообложения и приобретения необоснованной налоговой выгоды [1]. Налоговые же органы, осуществляя производство мероприятий по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, напротив, обеспечивают исполнение фискальной функции налоговой политики.
Таким образом, в целях совершенствования государственного налогового менеджмента, приходящего на смену традиционной бюрократической модели управления налогообложением, в интересах регионов, а значит и страны в целом, должен соблюдаться паритет фискальных и регулирующих функций с усилением роли региональной составляющей налоговой политики и повышением значимости налоговых органов субъектов в ее реализации. На уровне субъектов Федерации должны на постоянной основе формироваться предложения по совершенствованию налогового законодательства, как в части налоговых доходов федерального, так и консолидированных региональных бюджетов, производиться дальнейшее внедрение инновационных и информационных технологий в повседневную практику территориальных налоговых органов, продолжаться работа по составлению налогового паспорта региона, осуществляться диффузирование деятельности налоговых органов в реализации региональной составляющей налоговой политики, повышение заинтересованности налоговых органов в ее реализации.
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ. Части 1 и 2. М.: Кодекс, 2017. 998 с.
2. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степанен-ко В.В. Налоговый менеджмент: учеб. пособие. М: Омега-Л, 2012. 269 с.
3. Майбуров И.А., Иванов Ю.Б. Налоговый менеджмент. Продвинутый курс. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 612 с.
4. Налоговый менеджмент: учебник для вузов / под ред. Т.Я. Сильвестровой. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2013. 320 с.
5. УлыбинаЛ.В., Клочков А.С. Методика планирования налоговых поступлений на уровне региона // Состояние и перспективы развития государства и общества в условиях модернизации:
диалог науки и практики: сб. материалов Между- 6. Хотинская Г.И. Налоговый менеджмент и нар. науч.-практ. конф. (28 января 2015 г.): в 2 ч. его эффективность // Финансовый менеджмент. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2015. Ч. 1. С. 337-341. 2002. № 2. С. 3-21.
УЛЫБИНА Лариса Витальевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
МАТРОСОВА Ирина Александровна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: irina.matroso-va.94@mail. ru.
ЛАЗАРЕВА Наталья Сергеевна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
ULYBINA, Larisa Vitalyevna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
MATROSOVA, Irina A^androvna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
LAZAREVA, Natalya Sergeyevna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 631.14:633.1:338.439.542
ФАКТОР ВРЕМЕНИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА
ЗЕРНОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Н.В. Федорова
Статья посвящена актуальным вопросам рационального использования фактора времени в системе земледелия. Обосновано его влияние на эффективность функционирования производственного потенциала зернового хозяйства. Определены материально-технические ресурсы и неинвестиционные биологические факторы, позволяющие эффективно использовать фактор времени в зерновом производстве Чувашской Республики. Исследованием доказано, что недостаточное освоение севооборотов сопровождается увеличением объемов упущенной выгоды в зерновой отрасли. Определены основные направления по улучшению использования фактора времени в производстве зерна.
Ключевые слова: ресурсный и производственный потенциал; зерновое производство; фактор времени; урожайность; эффективность; упущенная выгода.
N.V. Fyodorova. FACTOR OF TIME AND ITS INFLUENCE ON EFFICIENCY OF USE OF GRAIN FARM PRODUCTION CAPACITY
Article is devoted to topical issues of rational use of a factor of time in the system of agriculture. Its influence on efficiency of functioning of production capacity of grain farm is proved. The material resources and non- investment biological factors allowing to use effectively time factor in grain production of the Chuvash Republic are defined. It is proved that insufficient development of crop rotations is followed by increase in volumes of the missed benefit in grain branch. The main directions of improvement of use of a time factor in production of grain are determined.
Keywords: resource and production potential; grain production; time factor; productivity; efficiency; the missed benefit.
Ресурсный потенциал сельскохозяйственных организаций - это совокупность земельных, трудовых и материальных ресурсов, которые в процессе производства выступают в
веществе - натуральной и стоимостной формах. Наряду с перечисленными факторами в производстве продукции земледелия активно участвуют и неинвестиционные природные