УДК 336.22
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Н. Белогорская, Л.В. Улыбина, Т.В. Жукова
В статье отмечены наиболее актуальные вопросы, связанные с организацией налогового контроля и эффективностью составляющих его мероприятий; показана зависимость ряда ключевых макроэкономических параметров от полноты, всесторонности и объективности разрешения противоречий, существующих в контрольных аспектах деятельности национальной налоговой системы, а также значимость адекватной реализации составляющих такие аспекты процедур. Здесь же перечислены наиболее острые проблемы, стоящие сегодня перед контрольными подразделениями Федеральной налоговой службы России, и выделены первоочередные направления совершенствования их контрольной деятельности, а именно: отсутствие единого координационного центра, осуществляющего мониторинг, информационно-аналитическое сопровождение и управление контрольной работой, реализуемой территориальными налоговыми органами; отсутствие необходимой для решения задач предпроверочного отбора налогоплательщиков унифицированной методической базы; несовершенство относимых к организационным и правовым сторонам деятельности налоговых органов аспектов налогового законодательства Российской Федерации и др. Вынесен ряд предложений по их практической реализации.
Ключевые слова: налоговые органы; налоговый контроль; налоговая политика; налоговая культура; бюджет; эффективность контрольной работы.
A.N. Belogorskaya, L.V. Ulybina, T.V. Zhukova. PROBLEMS OF TAX CONTROL EFFICIENCY IN THE RUSSIAN FEDERATION
The article highlights the most pressing issues related to the organization of tax control and the effectiveness of its components; shows the dependence of a number of key macroeconomic parameters on the completeness, comprehensiveness and objectivity of the resolution of contradictions existing in the control aspects of the national tax system, as well as the importance of adequate implementation of such aspects of the procedures. It also lists the most acute problems facing the control units of the Federal Tax Service of Russia today, and identifies priority areas for improving their control activities, namely: the lack of a single coordination center for monitoring, information and analytical support and management of control work carried out by territorial tax authorities; the lack of a unified methodological framework for the pre-test selection of taxpayers; imperfection of the aspects of the tax legislation of the Russian Federation related to the organizational and legal aspects of activities of the tax authorities etc. A number of proposals for their practical implementation are made.
Keywords: tax authorities; tax control; tax policy; tax culture; budget; control efficiency.
Отечественная налоговая система сегодня представляет собой в достаточной степени сформировавшуюся совокупность механизмов и правоотношений, обладающую признаками, характерными для стран с развитой рыночной экономикой.
Однако говорить об эффективности практической реализации многих важнейших аспектов, направленных на мобилизацию и администрирование налоговых доходов деятельности государственных органов, пока не приходится ввиду существования в такой деятельности целого ряда противоречий, а также крайне низкой эффективности многих составляющих ее процедур. К числу последних, в частности, можно отнести действия налоговых органов, направленные на реализацию их контрольной функции.
В теории и практике налогообложения налоговым контролем называют направленную на обеспечение соблюдения плательщиками налогов и налоговыми агентами норм действующего налогового законодательства деятельность соответствующих государственных органов, которая осуществляется их должностными лицами путем реализации своих полномочий, находящихся в рамках компетенций, установленных нормами действующего законодательства [5]. Несмотря на то что некоторые из функций, подпадающих под вышеприведенное определение налогового контроля, выполняются органами Министерства финансов, Федеральной таможенной службой и Федеральной службой безопасности Российской Федерации, а в реализации таких функций участвуют и органы, принадлежащие к судебной ветви власти,
основная работа в данном направлении проводится Федеральной налоговой службой России и ее территориальными подразделениями.
Одной из наиболее приоритетных задач, стоящих в настоящее время перед национальными властями, является повышение уровня налоговых доходов консолидированного бюджета и стабилизация поступлений таких доходов [4]. Решение этой задачи, на наш взгляд, может быть достигнуто исключительно с помощью использования комплексных подходов, сочетающих в себе, с одной стороны, повышение уровня экономической активности и улучшение общенационального предпринимательского климата, с другой - повышение эффективности существующих механизмов налогового контроля и уровня налоговой культуры населения.
Отечественными налоговыми органами к настоящему времени проведена интеграция значительного объема полученных опытным путем сведений, относящихся к организации и осуществлению контрольно-ревизионных мероприятий в сфере налогообложения. Итогом этой работы стало формирование устойчивого методического основания таких мероприятий и то, что формы и методы, используемые при их проведении, в настоящее время являются устоявшимися и отличаются постоянством.
Вместе с тем многие теоретики и практики налоговедения отмечают то, что мобилизуемый в России объем налоговых доходов бюджета по сравнению с имеющимися у экономики в данной области возможностями остается довольно низким, а значительная часть так и нереализуемого потенциала собираемости налогов остается таковой именно по причине недостаточной эффективности применяемых налоговыми органами мероприятий налогового контроля.
Однойиз ключевых проблем, обусловливающих отмеченную выше неудовлетворительную ситуацию, по нашему мнению, является отсутствие формальной унифицированной системы критериев, позволяющих произвести оценку степени добросовестности налогоплательщиков с достаточной долей объективности. Следствиями такого положения вещей являются значительный субъективизм, присущий отечественной системе налогового контроля в ее современном виде, и имеющее место в последнее десятилетие резкое увеличение количества налоговых споров [2].
Рядом ученых высказывается мнение о том, что указанная проблема в механизме государственного налогового контроля выступает в качестве центральной, а все прочие имеющиеся в нем и способствующие снижению его эф-
фективности недочеты данного механизма являются лишь ее следствием [1]. В связи с этим необходимость достижения максимальной определенности используемых в мероприятиях налогового контроля оценочных систем показателей и их сбалансированности представляется весьма очевидной.
Говоря о совершенствовании механизма налогового контроля, особое внимание следует уделить таким важным его элементам, как предпроверочный отбор налогоплательщиков - своего рода ранжирование, осуществляемое с целью выделения субъектов предпринимательства, по тем или иным признакам показывающих высокую вероятность совершения налоговых правонарушений, и собственно проверочным мероприятиям.
Оценка развития отечественной системы налогового контроля показывает постепенный, но последовательный отказ налоговых органов от всеохватной контрольной практики. Осуществление значительного числа достаточно дорогостоящих, но вместе с тем низкоэффективных мероприятий, направленных на контроль соответствия финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков нормам действующего налогового законодательства, в настоящее время практически полностью вытеснено более интеллектуальными, основанными на комплексной оценке критериев риска, инновационными подходами, сочетающими в себе использование методов кластерного и дифференциального анализа, нейросетевых технологий, математической статистики (рис. 1).
Вместе с тем процесс совершенствования методического основания контрольной работы налоговых органов Российской Федерации считаться состоявшимся в настоящее время не может. Применяемые сегодня субъектами налогового контроля подходы к таковому претерпели существенные положительные изменения, а база используемых ими информационно-аналитических методов непрерывно совершенствуется. Примерами таких изменений стали:
- повсеместное внедрение в практику налогового контроля Концепции системы планирования выездных налоговых проверок;
- использование в контрольных мероприятиях многочисленных программных информационно-аналитических комплексов (<^га-PRO», «ЭОД», «Досье рисков», «Однодневка», «Визуальный анализ информации» и пр.), существенно упрощающих работу по выявлению налоговых правонарушений;
- автоматизированные системы отраслевого учета;
- внедрение практики использования сведе-
Совокупность сведений, содержащихся в налоговых декларациях налогоплательщиков
Эвристический анализ и сопоставление отдельных полей данных на предмет соответствия друг другу, отраслевым показателям и информации, полученной из сторонних источников
Проверочные мероприятия: камеральные и выездные налоговые проверки
Предпроверочный отбор налогоплательщиков
на основании ранжирования их по группам рис ка совершения налоговых правонарушений и вероятного размера доначислений налогов и сборов в случае установления фактов таких правонарушений
Дополнительные источники информации, характеризующей финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика (движения средств по счетам, сведения из различных государственных реестров, инсайдерская информация и пр.)
БАЗА ДАННЫХ О НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАХ, СТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ
Рис. 1. Обобщенный алгоритм информационно-аналитического обеспечения мероприятий налогового контроля в Российской Федерации
ний, агрегируемых из так называемых «открытых» источников (средства массовой информации, интернет-ресурсы и т.д.)
Считаем, что перспектива дальнейшего развития данного аспекта деятельности ФНС России и повышения эффективности реализации ее контрольной функции должна отражать объективно существующие тенденции инновационного характера, затрагивать не только методическое и информационно-аналитическое обеспечение процесса поддержки принятия соответствующих угфавленческж решений, нс и сам этот процесс как таковой.
Осогоные р^ц^ноим хoвeншeнхтвoвaнш^
контрольной работы налоговых органов Российской Федерации отражены на рис. 2.
Следует отметить, что интенсификация деятельности по приведенным выше направлениям способна существенно повысить не только эффективность, но и результативность контрольного аспекта деятельности отечественных налоговых органов; способствовать оздоровлению российской налоговой системы, повышению уровня налоговой культуры населения страны и в конечном счете значительно повысить как ^¡^овенк чoOлхсeмocти ншюгов, так и объем налоговой части доходов бюджета Рсисо^кой Феде^и^и.
Рис. 2. Ключевые направления повышения эффективности налогового контроля в Российской Федерации
Список литературы
1. Дорофеева Н.А., Суворов А.В. О показателях оценки эффективности деятельности налоговых инспекций // Бухгалтерский учет в строительных организациях. 2010. № 7. С. 61-64.
2. Комарова Е.И. Развитие налогового контроля в России и оценка его эффективности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1 (ч. 1). URL: http://www.science-education.ru.
3. Саркисянц Г. В. Современные проблемы в организации налогового контроля и пути повышения эффективности налоговых проверок // Молодой ученый. 2015. № 4. С. 417-419.
4. Улыбина Л.В., Александрова М.П. К вопросу оценки эффективности деятельности налоговых органов // Достижения и перспективы развития вузовской науки: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (30 января 2018 г.). Чебоксары: ЧКИ РУК, 2018. С. 444-449.
5. Улыбина Л.В., Белогорская А.Н. Налоговый контроль в Российской Федерации и оценка его эффективности: монография. М.: Русайнс, 2018. 92 с.
References
1. Dorofeyeva N.A., Suvorov A.V. O pokaza-telyakh otsenki e'ffektivnosti deyatel'nosti nalo-
govy'kh inspektsij [On indicators for assessing the efficiency of tax inspections] // Bukhgalterskij uchet v stroitel'ny'kh organizatsiyax. 2010. № 7. S. 61-64.
2. Komarova E.I. Razvitie nalogovogo kont-rolya v Rossii i otsenka ego e'ffektivnosti [The development of tax control in Russia and the assessment of its effectiveness] // Sovremenny'e problemy' nauki i obrazovaniya. 2015. № 1 (ch. 1). URL: http://www.science-education.ru.
3. Sarkisyants G.V. Sovremenny'e problemy' v organizatsii nalogovogo kontrolya i puti po-vy'sheniya e'ffektivnosti nalogovy'kh proverok [Modern problems in the organization of tax control and ways to improve the efficiency of tax audits] // Molodoj ucheny'j. 2015. № 4. S. 417-419.
4. Uly'bina L.V., Alexandrova M.P. K voprosu otsenki e'ffektivnosti deyatel'nosti nalogovy'kh organov [On the issue of assessing the effectiveness of tax authorities] // Dostizheniya i perspektivy' razvitiya vuzovskoj nauki: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. (30 yanvarya 2018 g.). Cheboksary': ChKI RUK, 2018. S. 444-449.
5. Uly'bina L.V., Belogorskaya A.N. Nalogovy'j kontrol' v Rossijskoj Federatsii i otsenka ego e'ffek-tivnosti [Tax control in the Russian Federation and evaluation of its effectiveness]: monografiya. M.: Rusajns, 2018. 92 s.
БЕЛОГОРСКАЯ Алла Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: ANchief@mail. ru.
УЛЫБИНА Лариса Витальевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
ЖУКОВА Татьяна Владимировна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: tatiana_1603@ icloud.com.
BELOGORSKAYA, Alla Nikolaevna - Candidate of Science (Economics), Associate Professor at the Department of Economics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
ULYBINA, Larisa Vitalyevna - Candidate of Science (Economics), Associate Professor at the Department of Economics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
ZHUKOVA, Tatyana Vladimirovna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].