64
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2018. № 1(31)
6. Сайт Управления ФНС России. URL: http:// зация налогового контроля // Налоговый вестник. www.nalog.ru. 2013. № 2. С. 22-24.
7. Сашичев В.В. Малые предприятия: органи-
СИЛЬВЕСТРОВА Тамара Яковлевна - доктор философских наук, кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: tsilvestrova@ rucoop.ru.
СОКОЛОВА Юлия Александрова - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: tsilvestrova@ rucoop.ru.
НАЗАРОВ Дмитрий Геннадьевич - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: tsilvestrova@ rucoop.ru.
SILVESTROVA, Tamara Yakovlevna - Doctor of Philosophy, Candidate of Economics, Professor, Head of the Department of Economy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
SOKOLOVA, Yulia Alexandrova - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
NAZAROV, Dmitry Gennadyevich - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 336.2
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ
М.Я. Смирнова, С.К. Николаева, А.Н. Белогорская
В статье рассмотрен понятийный аппарат налогового менеджмента. Предложена авторская трактовка понятия «налоговый менеджмент». Рассмотрены особенности формирования налогового менеджмента на разных этапах развития налоговой системы России. Систематизированы основы налогового менеджмента и проанализированы этапы его развития в теории и практике. Изучены изменения и современное состояние налогового менеджмента в Российской Федерации.
Ключевые слова: налоговый менеджмент; налоговое планирование; налоговая оптимизация; налоговая политика; налоговая выгода; этапы налогового менеджмента.
M.Ya. Smirnova, S.K. Nikolaeva, A.N. Belogorskaya. FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE TAX MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION
The article considers the conceptual framework of tax management. The author's interpretation of the concept of «tax management» is offered. The peculiarities of formation of tax management for different stages of the Russian tax system development are considered. The basis of tax management are systematized and the stages of development in the theory and practice of tax management are analyzed. The changes and current status of tax management in the Russian Federation are investigated.
Keywords: tax management; tax planning; tax optimization; tax policy; tax benefit; stages of tax management.
Ежегодно государством для налогоплательщиков вводятся новые изменения в законодательство, которые все больше отражаются на работе организаций. Увеличение пеней при превышении просрочки от 30 календарных дней, появление новых штрафов за нарушение правил сдачи электронной отчетности, штра-
фов за опоздание сдачи отчетности и блокирование счетов, переход на онлайн-кассы - это не весь перечень изменений, произошедших в 2017 г. Все эти изменения приводят к увеличению налогового бремени и требуют высокого профессионализма работников финансового отдела. В связи с этим возникает необходи-
мость в налоговом менеджменте. Процесс развития налогового менеджмента в Российской Федерации находится на стадии становления. Рассмотрим несколько трактовок определения «налоговый менеджмент», которые представляют российские ученые.
С.В. Барулин определяет налоговый менеджмент как «систему управления налоговыми потоками компании, принятия и реализации эффективных решений в процессе планирования (прогнозирования), бюджетирования, исполнения налоговых планов (прогнозов) и бюджетов, координации и контроля налоговых расходов и налоговых доходов компании с целью получения налоговой прибыли путем минимизации налоговых платежей и (или) оптимизации налоговых потоков с учетом налоговых рисков» [2].
Н.А. Пименов в учебнике «Налоговый менеджмент» определяет данный термин как «систему управления налоговыми потоками со стороны государства и хозяйствующих субъектов, направленную на повышение эффективности ее взаимодействия с государственным механизмом налогообложения» [5, с. 28].
По мнению Л.С. Кириной, налоговый менеджмент определяется как «систематическая деятельность, направленная на организацию самоконтроля (наблюдения, проверки менеджерами правильности начисления и уплаты налогов, движения входящих и исходящих налоговых потоков, эффективности использования сэкономленных денежных средств), а также выявление и устранение налоговых ошибок до проверки налоговой документации налоговыми органами» [3].
О.П. Осадчая и Е.Б. Кожевников представляют свою трактовку понятия «налоговый менеджмент»: «совокупность организационных, методических, технологических средств, правил и принципов управления формированием налогооблагаемыми базами на уровне бизнес-единицы и на уровне корпоративного объединения с целью приведения консолидированных налоговых потоков к оптимальности и упорядоченности, с учетом действующего налогового законодательства и стратегии развития корпорации» [4].
Таким образом, предлагаем рассмотреть налоговый менеджмент в организации как организационную деятельность, не противоречащую законодательству, направленную на оптимизацию налогов с целью улучшения финансово-хозяйственной деятельности. Управление налогами со стороны организации в первую очередь связано с ее минимизацией, в то время как государство стремится пополнить свою казну и постоянно увеличивает налоги. Налоговый менед-
жмент рассматривает экономические процессы от малых организаций до уровня государства. В организациях в целях снижения налогового бремени и управления налогообложением должны быть ответственными все работники и руководству необходимо обеспечить высокий уровень грамотности и наладить информационный обмен между налоговыми службами и работниками. Необходимо проводить налоговое планирование, вовремя сдавать отчетность и следить за своевременностью уплаты налогов. Грамотный налоговый менеджмент позволяет снизить незапланированные расходы по пеням и штрафам.
История развития налогового менеджмента в Российской Федерации ведет свое начало с 1990 г., когда началось строительство новой налоговой системы [6]. Рассматривая историю развития налогового менеджмента в Российской Федерации, можно выделить пять этапов. Рассмотрим более подробно эти этапы.
Первый этап приходится на 1990-1999 гг., когда налоговое планирование рассматривалось в рамках уклонения от уплаты налогов. В связи с распадом СССР в 1991 г. была введена новая система налогообложения. В данный период были приняты основополагающие законы РСФСР, такие как Закон РСФСР «О налоге на добавленную стоимость» № 1992-1, Закон РСФСР «Об акцизах» № 1993-1, Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» № 2118-1. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который был принят в 1991 г., определил общие принципы построения налоговой системы, состав налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также определил права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. И в этот период, когда только зарождалось налоговое и гражданское законодательство, налогоплательщики применяли незаконные методы уменьшения налогов, уклонения от уплаты налоговых платежей.
С 2000 г. начался второй этап налогового планирования (появление возможности законной минимизации платежей), который продлился до 2003 г. В данный период государство начинает снижать налоговую нагрузку на предприятия: снижена ставка налога на прибыль (с 24 % до 20 %), введен транспортный налог взамен налога с владельцев транспортных средств и пользователей автодорог; упрощен режим налогообложения для малого бизнеса; установлена ставка налога на доходы с физических лиц в размере 13 %; отменен налог с продаж. Данные изменения дали возможность организациям выйти из тени и работать легально, а бюджету - пополнить налоговые
66
вестник Российского университета кооперации. 2018. № 1(31)
поступления. Реформирование налоговой сферы в 2000 г. способствовало росту экономики в России, была значительно устранена теневая экономика, увеличились предпринимательская активность и инвестиционные вложения в экономику России. В данный период появилась полноценная налоговая система, которая до этого не существовала, и государству удалось решить основные задачи по упрощению налогообложения малого бизнеса, снизить налоговую нагрузку и увеличить рост экономики в России. На данном этапе развития изменилось отношение налогоплательщиков к государству в положительную сторону.
Третий этап налогового менеджмента приходится на 2004-2005 гг. (совокупность методов оптимизации налоговых потоков). В данный период на смену минимизации налогов приходит «оптимизация налогообложения». Она связана со многими факторами, такими как сроки платежа, некоторые предпочитают кассовый метод бухгалтерского учета, другие - метод учета по отгрузке товара. Налоговая оптимизация является сокращением налоговых выплат в пользу государства всеми не запрещенными законом способами. При этом учетная политика является важнейшим инструментом формирования налоговой базы. В 2004-2005 гг. усиливается контрольная работа налоговых органов, происходят изменения в законодательстве. Так, в 2004 г. был отменен налог с продаж. Кроме того, было снижено количество налогов и сборов более чем в три раза.
2006-2009 гг. - четвертый этап налогового менеджмента (налоговый менеджмент и «налоговая выгода»). В данный период развития налогового менеджмента основным является появление изменений в законодательстве, направленных в первую очередь на совершенствование налогового администрирования, предполагающего улучшение взаимоотношений и снижение конфликтных ситуаций налоговых органов с налогоплательщиками, возникающих в ходе налоговых проверок и начисления штрафов и взыскания недоимок. Четвертый этап связан с установлением четких границ налогового планирования в связи с вступлением в силу постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 12.10.2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». На данном этапе расширяется понятийный аппарат системы управления налогообложением в организации.
Пятый этап налогового менеджмента развивается с 2010 г. по настоящее время (поиск компромисса между интересами хозяйствую-
щего субъекта и государства). Были приняты «корректирующие» постановления, связанные с положительной тенденцией сближения интересов бизнеса и государства в распределении налоговых потоков от хозяйствующего субъекта в бюджет. Управление налогообложением для предприятий превратилось в стратегию управления предприятием в целом. Налоговый менеджмент становится отдельным видом деятельности, где изучаются отраслевые особенности управления налогообложением предприятия. Много изменений произошло именно на данном этапе развития налогового менеджмента.
В 2017 г. в связи с низким показателем собирательности страховых взносов фонды перешли под контроль Федеральной налоговой службы по сборам на пенсионное страхование, на медицинское страхование, на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности. Администрирование взносов на травматизм и несчастные случаи оставили за Фондом социального страхования. В 2018 г. планируют изменить форму расчетов по страховым взносам и порядок ее заполнения. Серьезные изменения в 2016 г. произошли по налогу на доходы физических лиц. Поправки затронули порядок сдачи отчетности, налоговые вычеты, сроки уплаты НДФЛ. Налоговая служба готовит изменения в форму расчета 6-НДФЛ. Изменения будут внесены в саму форму, порядок ее заполнения, а также в электронный формат.
Также положительным является введение разрешения третьим лицам уплачивать за другие лица налоги, сборы и страховые взносы. В настоящее время в Российской Федерации продолжается совершенствование системы администрирования налогов относительно проведения налоговых проверок, повышения уровня информационного обеспечения и автоматизации налоговых органов, совершенствования системы государственной регистрации. Бухгалтерам рекомендуется более пристально изучать контрагентов. В 2018 г. изменения коснутся и МРОТ, который в следующем году составит 9489 руб.
Рассматривая последние изменения как в налоговом законодательстве, так и в самой практике налоговой работы, можно отметить несомненные положительные моменты: повышение контроля и увеличение прозрачности финансовых операций, усовершенствование налоговой системы и инструментов налогового администрирования. Политическая стабильность, перераспределение бюджета, выполнение государством своих обязательств - все эти причины влияют на собираемость налогов.
Но все же еще имеются проблемы, и налогоплательщик не вполне готов выполнять свои обязанности, которые прописаны в налоговом законодательстве.
Таким образом, формирование и развитие налогового менеджмента включает пять этапов, и в настоящее время в организации необходим налоговый менеджмент, который даст возможность эффективного использования управления налоговыми доходами, расходами, обязательствами и рисками в рамках внутренней экономической политики организации. Необходимо и дальше проводить грамотную налоговую политику, чтобы организации могли работать, не уходя «в тень». Важно, чтобы налогоплательщик чувствовал ответственность по отношению к государству, а государство обеспечивало правильное распределение бюджетных средств.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации
(ч. 1) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 18.07.2017 г.; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017 г.).
2. Барулин С.В., Барулина Е.В. Налоговый контроллинг: учебник. М.: РУСАЙНС, 2016. 168 с.
3. Кирина Л.С., Горохова Н.А. Налоговый менеджмент в организациях: учебник для магистров. М.: ЮРАЙТ, 2014. 279 с.
4. Осадчая О.П., Кожевников Е.Б. Корпоративный налоговый менеджмент и корпоротивное налоговое управление: трансформация понятий // УЭкС. 2013. № 11 (59). URL: http://cyberleninka. ru/article (дата обращения: 27.10.2017).
5. Пименов Н.А., Родионов Д.Г. Налоговый менеджмент: учебник для академического бакалавриата. М.: ЮРАЙТ, 2016. 305 с.
6. Тотикова Т.Е. Модернизация систем налогового администрирования в зарубежных странах: анализ основных тенденций // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2016. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article (дата обращения: 27.10.2017).
СМИРНОВА Марина Ярославовна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: marina.smirno-va95@bk. ru.
НИКОЛАЕВА Светлана Константиновна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: soln. petrova@yandex. ru.
БЕЛОГОРСКАЯ Алла Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
SMIRNOVA, Marina Yaroslavovna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
NIKOLAEVA, Svetlana Konstantinovna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
BELOGORSKAYA, Alla Nikolaevna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 338.22.021.2
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ОБРАЗ ЖИЗНИ» ДЛЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Т.К. Спиридонова, Г.В. Калинина, Д.С. Комина
Исследована категория «образ жизни» в сочетании с близкими по смыслу и базовыми по самоидентификации индивида понятиями «здоровый образ жизни» и «социальная активность». Материал послужит совершенствованию программного подхода в обосновании социального развития и практики внедрения здорового образа жизни в современное общество, в том числе на региональном уровне.
Ключевые слова: образ жизни; здоровый образ жизни; социальная активность; региональные стратегии; социальное развитие.