Научная статья на тему 'Сущность категории «Налоговое администрирование» в исследованиях ученых-налоговедов'

Сущность категории «Налоговое администрирование» в исследованиях ученых-налоговедов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
483
80
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговый контроль / налоговое администрирование / налоговый менеджмент / контрольные мероприятия / налоговые органы. / tax control / tax administration / tax management / control activities / tax authorities.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурова Славяна Юрьевна, Воробьева Татьяна Юрьевна, Галкина Екатерина Олеговна

Авторы статьи на основе изучения различных дефиниций понятий «налоговый контроль» и «налоговое администрирование», предложенных учеными-налоговедами, пытаются привнести свое понимание вышеуказанных категорий. В статье сделан вывод о том, что налоговое администрирование – нечто среднее между процессом управления налоговой системой и налоговым контролем. В свою очередь налоговый контроль выступает основным элементом налогового администрирования. Его основная функция – своевременное выявление и предотвращение налоговых правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гурова Славяна Юрьевна, Воробьева Татьяна Юрьевна, Галкина Екатерина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF THE CATEGORY «TAX ADMINISTRATION» IN THE STUDIES OF TAX EXPERTS

Based on the research of various definitions of the concepts of «tax control» and «tax administration», the authors of the article try to give their understanding of these categories. The article concludes that tax administration is a cross between the process of tax system management and tax control. In turn, tax control is a key element of tax administration. Its main function is a timely detection and prevention of tax offences.

Текст научной работы на тему «Сущность категории «Налоговое администрирование» в исследованиях ученых-налоговедов»

14

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2018. № 1(31)

целях выработки методологически обоснованной денежно-кредитной государственной политики научная общественность неоднократно обозначала задачу сокращения степени независимости ЦБ РФ как органа, ответственного за регулирование денежно-кредитного обращения в стране. Мы также считаем необходимым условием успешного формирования и реализации экономической политики целесообразную зависимость ЦБ РФ от государства.

Методологическое обоснование формирования денежно-кредитной и бюджетной политик включает несколько этапов от оценки макроэкономической ситуации, выявления целевых ориентиров, прогнозирования, согласования политики. Существует множество подходов определения сущности денежно-кредитной и бюджетной политик. В авторской трактовке выделяются специфические характеристики и признаки данных категорий. В исследовании показано, что главной задачей современного этапа развития российской экономики является необходимость согласования целей денежно-кредитной и бюджетной политик, необходимость уточнения независимости

ЦБ РФ в формировании и реализации денежно-кредитной политики государства.

Список литературы

1. Борисова Е.В. Модернизационно-инноваци-онная и денежно-кредитная политика как основа экономического роста российской экономики // Наука и бизнес: пути развития. 2016. № 6. С. 32-34.

2. Борисова Е.В. Стратегическое планирование в управлении экономическими системами // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 3 (25). С. 12-14.

3. Борисова Е.Р. Основные проблемы развития современной российской экономики // Вестник Российского университета кооперации. 2015. № 3 (21). С. 16-18.

4. Змиевский Д.В. Институционно-правовые преобразования в государствах постсоветского пространства: понятие, сущность, предпосылки и формы // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2012. № 2. С. 144-152.

5. Информация о социально-экономическом положении России - 2017 г. // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks.ru/bgd/free/B17_00.

БОРИСОВА Елена Рафаиловна - доктор философских наук, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: elrajborisova@mail.ru.

BORISOVA, Elena Rafailovna - Doctor of Philosophy, Candidate of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: elrafborisova@mail. ru.

УДК 336.225:336.225.673

СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ «НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ» В ИССЛЕДОВАНИЯХ УЧЕНЫХ-НАЛОГОВЕДОВ

С.Ю. Гурова, Т.Ю. Воробьева, Е.О. Галкина

Авторы статьи на основе изучения различных дефиниций понятий «налоговый контроль» и «налоговое администрирование», предложенных учеными-налоговедами, пытаются привнести свое понимание вышеуказанных категорий. В статье сделан вывод о том, что налоговое администрирование - нечто среднее между процессом управления налоговой системой и налоговым контролем. В свою очередь налоговый контроль выступает основным элементом налогового администрирования. Его основная функция - своевременное выявление и предотвращение налоговых правонарушений.

Ключевые слова: налоговый контроль; налоговое администрирование; налоговый менеджмент; контрольные мероприятия; налоговые органы.

S.Yu. Gurova, T.Yu. Vorobyova, E.O. Galkina. THE ESSENCE OF THE CATEGORY «TAX ADMINISTRATION» IN THE STUDIES OF TAX EXPERTS

Based on the research of various definitions of the concepts of «tax control» and «tax administration», the

authors of the article try to give their understanding of these categories. The article concludes that tax administration is a cross between the process of tax system management and tax control. In turn, tax control is a key element of tax administration. Its main function is a timely detection and prevention of tax offences. Keywords: tax control; tax administration; tax management; control activities; tax authorities.

В Налоговом кодексе отсутствует определение понятия «налоговое администрирование». В ст. 82 НК РФ дается определение понятию налогового контроля, который является одним из инструментов налогового администрирования. Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Рассмотрим некоторые точки зрения по данному вопросу современных исследователей природы и сущности налогов.

В исследованиях ученых начала XXI в. категория «налоговое администрирование» с некоторыми нюансами определялась как система мероприятий по проведению налогового контроля и применению мер налоговой ответственности. Так, по мнению ученого-юриста Л.Я. Абрамчик, «налоговое администрирование представляет собой регулярную управленческую деятельность должностных лиц налоговых органов, направленную на контроль за исчислением и своевременным внесением налоговых платежей в бюджет» [1]. Профессор О.А. Ногина слегка упрощает данное определение: «налоговое администрирование - это совокупность мер, которые направлены на своевременную оплату налогов и сборов в полном объеме, с наименьшими затратами» [13].

Таким образом, с одной стороны, налоговое администрирование - это управленческий процесс, с другой - контроль за своевременной уплатой налогов и сборов в бюджет. В этой связи А.Б. Золотарева объединяет две трактовки и рассматривает налоговое администрирование как «комплекс процедур и мероприятий, обеспечивающих реализацию государством управленческой функции в налоговой сфере» [5].

А.Г. Иванов определяет налоговое администрирование как «регламентированную законодательством организационно-управленческую деятельность государственных органов, обеспечивающую возникновение, изменение и прекращение налоговых обязательств, с одной стороны, и мобилизацию налоговых доходов бюджета, с другой» [6].

О.А. Миронова и Ф.Ф. Ханафеев рассматривают налоговое администрирование как систематически развивающуюся совокупность

системы налогового менеджмента в рыночных условиях [9].

З.М. Казова определяет налоговое администрирование как «деятельность налоговых органов, обеспечивающую выполнение норм налогового и смежного с ним законодательства, своевременное выполнение налоговых обязательств, анализ и оценку результативности налогового производства и контрольных мероприятий, а также разработку направлений модернизации действующего механизма исчисления налогов, аналитических процедур и методического инструментария налогового контроля» [7].

На наш взгляд, это несколько объемное определение, хотя подчеркивает особую роль налоговых органов как главного налогового администратора. От эффективности работы налоговых органов зависит не только своевременное выявление и пресечение налоговых правонарушений, но и объемы мобилизованных бюджетных ресурсов.

По мнению А.И. Пономарева, налоговое администрирование представляет собой комплексное понятие, к определению которого необходимо применять системный подход, в связи с чем в теории и на практике в настоящее время его содержание имеет широкое значение: от процесса управления налоговой системой до контрольной деятельности налоговых органов [14].

Налоговое администрирование призвано регулировать отношения между государством и хозяйствующими субъектами, в которых ведущая роль отводится налогоплательщикам и обеспечению их налоговых интересов, поэтому задачи налогового администрирования в сфере согласования интересов целесообразно решать при активном взаимодействии органов государственной власти, институтов и общества.

М.А. Кузьмин налоговое администрирование рассматривает с позиции системного подхода, определяя его как совокупность мер, механизмов и управленческих технологий, направленных на повышение результативности налоговой системы и стабильных налоговых доходов бюджета [8].

Профессор Л.И. Гончаренко, комплексно изучив научные позиции и исследования в области налогового администрирования, сформулировал четыре составляющих компонента в определении налогового администрирования:

1. Налоговое администрирование выступа-

16

вестник Российского университета кооперации. 2018. № 1(31)

ет частью управления налоговыми отношениями. Налоговое администрирование осуществляется налоговыми органами.

2. Налоговое администрирование в отличие от управления налоговыми отношениями не осуществляется законодательными органами власти, хотя в его содержании присутствует регулирующий аспект, направленный на совершенствование налогового законодательства.

3. Налоговое администрирование - это комплексное понятие, в основе которого лежат признанные функции управления: планирование, контроль, регулирование, учет (например, планирование поступлений налогов в бюджет).

4. Контрольная составляющая налогового администрирования шире определения, данного в НК РФ налоговому контролю [2].

С последним утверждением следует согласиться, так как функции налогового контроля в настоящее время гораздо шире, чем были 5-10 лет назад (приказ ФНС от 13.07.2017 г. № ЕД-4-2/13650).

Обобщив вышесказанное, можно сделать вывод, что «налоговое администрирование -нечто среднее между процессом управления налоговой системой (налоговым менеджментом) и налоговым контролем» [3].

Таким образом, основным элементом налогового администрирования выступает налоговый контроль. Ряд авторов под налоговым контролем понимает «регламентированный нормативно-правовыми актами комплекс приемов и способов обеспечения соблюдения и исполнения налоговых законов и организации налогового производства» [11]; «это специализированный (только в отношении налогов и сборов) надведомственный (вне рамок ведомства) государственный контроль, сущность которого состоит не только в проверке соблюдения законодательства о налогах и сборах, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов» [4]; «налоговый контроль - это элемент финансового контроля и налогового механизма. Налоговый контроль пронизывает экономику по вертикали и по горизонтали, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законо-дательских основ налогообложения» [15].

Приведенные определения сводятся к основной функции налогов - фискальной.

Согласно ст. 82 НК РФ налоговый контроль определяется как «деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Кодексом».

Нормативно-правовое закрепление понятия налогового контроля существенно облегчает оценку деятельности налоговых органов по мобилизации налоговых доходов бюджета и реализации контрольной функции. Однако считаем, что данное понятие не в полной мере раскрывает экономическую сущность и назначение налогового контроля. На самом деле основная цель налогового контроля заключается не просто в выявлении налоговых правонарушений и определении ответственности за их совершение, но и в их своевременном предотвращении и профилактике.

Х.М. Мусаева говорит о том, что «компетенции налоговых органов шире и многообразней и не сводятся исключительно к осуществлению контрольных мероприятий» [10].

И.А. Майбуров основную цель контроля сводит к минимизации или полному отсутствию (идеальный вариант) налоговых правонарушений в государстве, их оперативному выявлению и пресечению [12].

На наш взгляд, понятие налогового контроля - это комплекс мероприятий, направленных на своевременное и полное поступление денежных средств в бюджеты всех уровней.

Налоговое администрирование - это организационно-аналитическая деятельность налоговых органов, направленная на выявление налоговых правонарушений, обеспечение неотвратимости наказания нарушителей налогового законодательства, проведение профилактических мероприятий по соблюдению законодательства о налогах и сборах, а также оценку результативности функционирования налоговой системы.

Список литературы

1. Абрамчик Л.Я. Налоговое администрирование в системе финансового контроля // Финансовое право. 2005 № 6. С. 28-30.

2. Гончаренко Л.И. К вопросу о понятийном аппарате налогового администрирования // Налоги и налогообложение. 2010. № 2. С. 17-24.

3. Гончаренко Л.И. Налоговое администрирование: дискуссионные вопросы понятийного аппарата // Вопросы теории и практики налогообложения: сб. науч. ст. преподавателей и аспирантов кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ. 2005. С. 5-7.

4. Гусева Т.А. Как эффективнее провести налоговую проверку // Финансы. 2001. № 2. С. 34-36.

5. Золотарева А.Б. Налоговое администрирование. Основные итоги реформы: в 3 т. Инсти-

тут экономики переходного периода. М.: ИЭПП, 2008. Т. 1.

6. Иванов А.Г. Понятие администрирования налогов // Финансовое право. 2005. № 9. С. 5-13.

7. Казова З.М. Налоговое администрирование и налоговый контроль // Научные известия. 2015. № 1. С. 81-85.

8. Кузьмин М.А. Развитие концепции налогового администрирования в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2011.

9. Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование. М.: Омега-Л., 2009.

10. Мусаева Х.М. Совершенствование институциональных основ налогового контроля // Экономика налоговых реформ: коллективная моно-

графия / под ред. И.А. Майбурова, Л.Л. Тарангул, Ю.Б. Иванова. М.: Ипень, Киев, Алерта (Украина), 2013.

11. Налоги и налогообложение / под ред. Е.И. Евстигнеева. СПб., 2001.

12. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / под ред. И.А. Майбурова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

13. Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб., 2002.

14. Пономарев А.И., Игнатова Т.В., Богатырев М.А. Налоги и налоговое администрирование в Российской Федерации. М., 2009.

15. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М., 2002.

ГУРОВА Славяна Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: slav_gur@mail.ru.

ВОРОБЬЕВА Татьяна Юрьевна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары E-mail: slav_gur@mail.ru.

ГАЛКИНА Екатерина Олеговна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: slav_gur@mail.ru.

GUROVA, Slavyana Yuryevna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: slav_gur@mail.ru.

VOROBYOVA, Tatyana Yuryevna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: slav_gur@mail.ru.

GALKINА, Ekaterina Olegovna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: slav_gur@mail.ru.

УДК 330.1

ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ В ПРОСТРАНСТВЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ*

И.П. Данилов, Т.И. Ладыкова

В статье выделяются и рассматриваются глобальные вызовы и угрозы: война, мировые финансы, искусственный интеллект, человек в собственном многообразии внутреннего мира и внешнего содержания и поведения, бедность и нищета. При этом на основе политэкономическо-го анализа делается вывод о том, что решение глобальных проблем, которые стоят перед каждой страной и человеческой цивилизацией, возможно только в результате эффективного использования государственного регулирования и индикативного планирования социально-экономических процессов.

Ключевые слова: глобальные вызовы и угрозы; индикативное планирование; экономическая теория; финансовый капитал; искусственный интеллект; человек.

I.P. Danilov, T.I. Ladykova. GLOBAL CHALLENGES AND THREATS IN THE AREA OF ECONOMIC THEORY AND INDICATIVE PLANNING

The article discusses global challenges and threats: war, global finance, artificial intelligence, man's inner world and external behavior, poverty. Based on the political-economic analysis it concludes that

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-00459.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.