Огнестойкие защитные покрытия металлических поверхностей // Технологии техносферной безопасности. 2012. № 4 (44).
5. Демидчук Л.Б., Гивлюд М.М., Федунь Б.В. Шляхи тдвищення довговiчностi бетонних кон-струкцш гщрофобними захисними покриттями // Товарознавчш вюник: збiрник наукових праць. Луцьк: ЛНТУ, 2012. Вип. 5. С. 51-56.
6. Машляковский Л.Н., Лыков А.Д., Репкин В.Ю. Органические покрытия пониженной горючести. Л.: Химия, 1989. 184 с.
7. Мережко Н.В. Властивосп та структура наповнених кремншоргашчних покритпв: моно-графiя. Киев: КДТЕУ, 2000. 257 с.
8.МосалковИ.Л., ПлюснинаГ.Ф., ФроловА.Ю. Огнестойкость строительных конструкций. М.: ЗАО «Спецтехника», 2001. 496 с.
9. Шарафиев Р.Г., Сулейманов Ф.Н., Сулей-манов И.Р. Огнезащитные покрытия металлических конструкцш // Интеллектика. Логистика. Системология: сб. науч. тр. ИНЦ РАЕН. М., 2003. Вып. 10. С. 103-111.
САПОЖНИК Дмитрий Иванович - кандидат технических наук, доцент кафедры экспертизы товаров и услуг. Львовская коммерческая академия Центрального союза потребительских обществ Украины. Украина. Львов. E-mail: dimalv. [email protected]
ДЕМИДЧУК Людмила Богдановна - кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры товароведения непродовольственных товаров. Львовская коммерческая академия Центрального союза потребительских обществ Украины. Украина. Львов. E-mail: ludalv.ua@ gmail.com
АМИРОВА Рената Ивановна - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Россия. Москва. E-mail: [email protected]
SAPOZHNIK, Dmitry Ivanovich - Сandidate of Тechnical Sciences, Associate Professor of the Department of Examination of Commodities and Services. Lvov Commercial Academy of the Central Union of Consumer Societies of Ukraine. Ukraine. Lviv. E-mail: dimalv. [email protected]
DEMIDCHUK, Lyudmila Bogdanovna - Сandidate of Тechnical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Commodity nonfoods. Lvov Commercial Academy of the Central Union of Consumer Societies of Ukraine. Ukraine. Lviv. E-mail: ludalv. [email protected]
AMIROVA, Renata Ivanovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting. Financial University Under the Government of Russian Federation. Russia. Moscow. E-mail: [email protected]
УДК 336.2
НОВАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КАМЕРАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Е.В. Сорокина, А.Н. Белогорская
Рассмотрены сущность, назначение и преимущества проведения камеральных налоговых проверок. Охарактеризованы методы, которые используются для проведения камерального контроля налоговыми органами. Авторами приведены новации в сфере камеральной налоговой проверки по налогу на добавленную стоимость, связанные с запуском работы программного комплекса «АСК НДС-2».
Ключевые слова: налоговые органы; камеральная налоговая проверка; налоговая инспекция; налоговая декларация; налоговые нарушения; налоговый контроль; программный комплекс «АСК НДС-2».
E.V. Sorokina, A.N. Belogorskaya. INNOVATION IN CARRYING OUT IN-HOUSE VAT AUDITS
The essence, purpose and advantages of carrying out in-house tax audits are considered in the article. Methods used in carrying out in-house audits by tax authorities are characterized. The authors give examples of innovations in the sphere of in-house VAT audits connected with the launch of the program complex «ASK NDS-2».
Keywords: tax authorities; in-house tax audit; tax inspection; tax declaration; tax violations; tax control; program complex «ASK NDS-2».
В условиях поставленных перед налоговыми органами задач по обеспечению дополнительных доходов бюджетной системы вопросы качества и эффективности проведения налоговых проверок выходят на первый план.
К направлениям повышения эффективности контрольной работы, нацеленным на рост мобилизации доходов бюджета, относят:
- риск-ориентированный отбор плательщиков с наибольшими суммами предполагаемых доначислений и доведением налоговой нагрузки до адекватной;
- планирование и проведение одновременных проверок взаимосвязанных лиц с учетом зон рисков совершения налоговых правонарушений, с проведением скоординированных контрольных мероприятий с органами Пенсионного фонда, ФТС России;
- противодействие применению схем уклонения от налогообложения и выявление сокрытой налоговой базы в отношении налогоплательщиков, получающих необоснованную налоговую выгоду и незаконное возмещение налогов из бюджета, в том числе с использованием оффшорных компаний и фирм-«однодневок»;
- максимальную полноту взыскания сумм, доначисленных по результатам налоговых проверок, с принятием всего комплекса соответствующих мер;
- значительное снижение удельного веса низкоэффективных проверок;
- активизацию работы комиссий по легализации налоговой базы, работы с налогоплательщиками, вошедшими в зону риска совершения налоговых правонарушений;
- эффективное взаимодействие налоговых, правоохранительных и следственных органов, в том числе в рамках межведомственных групп.
Процедура проведения камеральной налоговой проверки установлена в ст. 88 НК РФ. Она проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Согласно ст. 88 НК РФ, под камеральной проверкой понимается проверка представленных налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, проводимая по месту нахождения налогового органа [1].
Камеральные проверки - лучший способ выбрать тех налогоплательщиков, деятельность которых требует более детального
анализа в процессе выездных проверок. При камеральных проверках налоговые органы проводят большую работу, которая является непосредственной подготовкой к посещению налоговым инспектором налогоплательщика при выездной проверке. Предусмотренные в ст. 88 НК РФ правомочия налоговых органов в ходе камеральных проверок (возможность требовать от налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и дополнительные документы и т.д.) позволяют им в рамках данной формы налогового контроля выявить проблемы в деятельности и доначислить в бюджет налоги.
Для проведения камерального контроля налоговыми органами используются четыре основных метода:
1) негласный метод;
2) метод поиска несоответствия в накопленной информации о деятельности хозяйствующего субъекта;
3) логически-дедуктивный метод;
4) финансово-аналитический метод.
Конкретные методы камеральной налоговой проверки определяются налоговыми органами самостоятельно.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Однако истечение срока проверки и отсутствие информации о претензиях налоговиков не гарантируют, что проверка закончена. Возможно, что налоговый инспектор запрашивает информацию у контрагентов и ждёт ответа. Получив их, он имеет право предъявить претензии, хотя срок проверки истёк. Есть исключение - камеральная проверка декларации по НДС, в которой налог заявлен к возмещению на основании ст. 176 НК РФ. Об окончании камеральной проверки и о вынесенном решении налоговые органы должны известить в любом случае.
Налоговая декларация является основой проведения камеральной налоговой проверки. При сдаче отчетности и предоставлении документов по требованию налогового органа существует очень много тонкостей, которые необходимо учитывать налогоплательщику, так как они играют немаловажное значение и в конкретных случаях помогают избежать налогового правонарушения, а также начисления штрафных санкций. В настоящее время в системе налогового контроля камеральные про-
верки занимают лидирующие позиции, это обусловлено рядом факторов:
1) меньшая трудоёмкость по сравнению с проведением выездных проверок, максимальная возможность автоматизации;
2) полный (100%) охват налогоплательщиков, предоставивших налоговую отчётность в налоговые органы;
3) возможность анализа уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций, проверки отчётных показателей на предмет сопоставления с данными внешних источников.
В связи с вышеизложенным становится очевидным, что именно камеральные налоговые проверки становятся тем звеном, усилив которое налоговые органы смогут качественно улучшить эффективность своей работы.
В настоящее время одной из новаций в сфере камеральной налоговой проверки по налогу на добавленную стоимость является запуск работы системы контроля НДС, представляющий собой программный комплекс «АСК НДС-2». Его создание связано в первую очередь с изменениями, произошедшими в налоговом законодательстве Российской Федерации. Начиная с налоговой отчетности за I квартал 2015 г. введено расширенное электронное декларирование налога на добавленную стоимость. В новую форму налоговой декларации по НДС включаются сведения из книги покупок, книги продаж, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.
С постепенной реализацией данной программы налоговая служба получит возможность абсолютного контроля за уплатой налога на добавленную стоимость. Важным аспектом использования такого вида контроля является возможность его проведения в «закрытом режиме», т.е. путем сопоставления данных, имеющихся у налогового органа. В программе реализован расчет контрольных соотношений показателей налоговой декларации по НДС. Одной из главных задач данного программного комплекса является установление так называемого «Расхождения», суть которого заключается в следующем.
На основании сведений из книги покупок, книги продаж и журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур, отраженных в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в программе «АСК НДС-2» производится сопоставление операций в автоматизированном виде в целях выявления противоречий и несоответствий между сведениями об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на
добавленную стоимость (далее - Расхождения).
Кроме того, с помощью данной программы у налоговых органов появилась возможность проведения мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость с суммой налога, исчисленной к уплате в бюджет, но предположительно без фактической уплаты налога, и установление их контрагентов по цепочке покупателей до выявления налогоплательщиков, обладающих признаками выгодоприобретателя.
Авторами рассмотрены основные мероприятия, проводимые налоговыми органами с использованием программного обеспечения «АСК НДС-2», а также имеющиеся результаты на этапе внедрения данной программы при администрировании налога на добавленную стоимость и возможные проблемы при исполнении поставленных задач.
Как было сказано ранее, при сопоставлении данных, отраженных в представленных проверяемым налогоплательщиком налоговой декларации, книги покупок, книги продаж и журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур, программным комплексом устанавливаются Расхождения. Выявленные Расхождения направляются в программный комплекс системы электронной обработки данных территориальных налоговых органов для автоматизированного формирования и направления требований о представлении пояснений по Расхождениям в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) через операторов электронного документооборота в адрес налогоплательщиков, у которых сведения о счетах-фактурах из раздела 8 декларации по НДС не соответствуют сведениям контрагентов (далее - Покупатель). Отметим, что выставление требований путем их автоматизированного формирования и направления, так называемые «автотребования», тоже являются новшеством в проведении камеральных налоговых проверок.
Процесс анализа выявленных Расхождений и представленных по ним пояснений налогоплательщика напрямую ложится на плечи налогового инспектора. Наиболее стандартной считается ситуация, при которой из представленных налогоплательщиком пояснений следует, что Покупателем допущена техническая ошибка заполнения налоговой декларации, и пояснения содержат сведения об операции, которые совпадают со сведениями, отраженными в декларации контрагента, но при этом указанная ошибка не привела к занижению его
налоговых обязательств. В данном случае мероприятия налогового контроля по данному Расхождению прекращаются. Когда в представленных Покупателем пояснениях содержатся сведения о подтверждении допущенной ошибки, которые привели к занижению его налоговых обязательств, то у налогового органа появляется возможность проведения мероприятий налогового контроля на основании налогового законодательства Российской Федерации.
Если по результатам представления пояснений подтверждены сведения об операции, отраженные Покупателем в разделе 8 налоговой декларации по НДС, такая информация о выявленном Расхождении, а также о представленных пояснениях направляется в территориальный налоговый орган по месту налогового учета контрагента - налогоплательщика, у которого сведения о счетах-фактурах из раздела 9 декларации по НДС не соответствуют сведениям контрагентов (далее - Продавец).
На практике возможны случаи, когда Покупатель не предоставляет пояснения, что дает возможность налоговому органу, на налоговом учете которого состоит Покупатель, не позднее двенадцати рабочих дней с даты направления требования о представлении пояснений истребовать на основании п. 8.1 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации подтверждающие документы (включая счет-фактуру).
В свою очередь, налоговый орган Продавца при получении от налоговых органов Покупателей писем о результатах выявленных Расхождений сводит по налогоплательщикам, состоящим у него на учете, информацию о Расхождениях по операциям с Покупателями и направляет в адрес Продавца требование. При этом в адрес одного Продавца требование может направляться не чаще двух раз в месяц. Если из представленных Продавцом пояснений следует, что им допущена техническая ошибка заполнения налоговой декларации, и пояснения содержат сведения об операции, которые совпадают со сведениями, отраженными в декларации Покупателя, но при этом указанная ошибка не привела к занижению его налоговых обязательств (завышению суммы налога, заявленной к возмещению), проведение мероприятий налогового контроля по данному расхождению прекращается. Информация об устраненном Расхождении Продавцом сообщается в налоговый орган Покупателя.
Необходимо отметить, что при завершении срока проведения камеральной налоговой проверки, установленного п. 2 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации, мероприятия
налогового контроля могут продолжать проводиться вне рамок налоговой проверки в соответствии с п. 2 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Конечным и, наверно, идеальным результат мероприятий по выявленным Расхождениям можно считать в том случае, когда при установлении факта занижения налоговой базы Продавцом или завышения сумм налогового вычета Покупателем об этом сообщается, соответственно, налоговому органу Покупателя или Продавца, по операциям с которым выявлено Расхождение.
Если по результатам мероприятий налогового контроля ни Покупатель, ни Продавец получателями необоснованной налоговой выгоды не являются, необходимо проведение более углубленных мероприятий по установлению возможного потенциального выгодоприобретателя. На этой стадии допускается привлечение вышестоящих налоговых органов на уровне субъектов Российской Федерации (далее - вышестоящий налоговый орган), в целях координации проведения дальнейших мероприятий налогового контроля подведомственными налоговыми органами, в которых поставлены на налоговый учет налогоплательщики, являющиеся участниками движения товара и денежных средств, исходя из анализа имеющихся в налоговом органе документов (информации), в том числе полученных в результате проведения мероприятий налогового контроля. Если потенциальный получатель необоснованной налоговой выгоды находится в другом субъекте Российской Федерации, вышестоящий налоговый орган Покупателя информирует о результатах проведенных мероприятий налогового контроля соответствующее Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации, на учете подведомственного налогового органа которого состоит получатель необоснованной налоговой выгоды, для организации проведения необходимых мероприятий налогового контроля. В такой ситуации остро возникает необходимость проведения предпроверочного анализа налоговым органом, в котором установлен выгодоприобретатель, для решения вопроса о необходимости проведения выездной налоговой проверки.
При анализе полученной информации следует учитывать, что факты неисполнения налоговых обязательств по уплате налога в бюджет, сформированных вне связи с осуществлением реальной финансово-хозяйственной деятельности, могут являться признаком получения необоснованной налоговой выгоды налогоплательщиками-покупателями, так как формально
продавцами при отражении в книгах продаж операций по реализации созданы «основания» для принятия налоговых вычетов с указанием в качестве основания документов по несовершенным операциям.
Применение программного комплекса «АСК НДС-2» в такой ситуации обусловлено проведением мероприятия налогового контроля в отношении налогоплательщика, факт неуплаты налога которым будет установлен, с целью установления его контрагентов, по цепочке покупателей до выявления налогоплательщика, обладающего признаками выгодоприобретателя.
По данным сайта ФНС России, с применением новой системы программного комплекса «АСК НДС-2» налоговики уже провели обработку более миллиона деклараций по НДС за I квартал 2015 г. и обнаружили ошибки у 46 тысяч налогоплательщиков. По выявленным расхождениям в автоматическом режиме данным налогоплательщикам были сформированы и направлены требования. Результаты внедрения «АСК НДС-2» в I квартале 2015 г. можно признать положительными. Благодаря инновационным технологиям налоговым органам после проверки данных продавцов и покупателей удалось выявить множество ошибок в цепочках контрагентов. В итоге собранные суммы НДС значительно возросли по сравнению с тем же периодом прошлого года [5].
Аналогичная картина складывается в Чувашской Республике и в г. Новочебоксарске за первое полугодие 2015 г. В Чувашской Республике за отчетный период текущего года налогоплательщики заявили к возмещению 742 млн руб. (в первом полугодии 2014 г. - 608,4 млн руб.), сумма исчисленного НДС к уплате составила 9001,4 млн руб. (за тот же период прошлого года - 8515 млн руб.) [4].
На территории г. Новочебоксарска Чувашской Республики сумма заявленного к возмещению НДС составила 259,8 млн руб. (в первом полугодии 2014 г. - 129,4 млн руб.), сумма исчисленного НДС к уплате составила 581,6 млн руб. (за тот же период прошлого года -480,5 млн руб.).
Если рассматривать результаты выявленных Расхождений на примере ИФНС России по г. Новочебоксарску за первое полугодие 2015 г., вырисовывается следующая картина.
По представленным налоговым декларациям по НДС за II квартал 2015 г. программным комплексом «АСК НДС-2» установлено 279 Расхождений. По выявленным фактам «налогового разрыва» и «по причине отсутствия записи об операции у контрагента» ИФНС России по
г. Новочебоксарску установлено 95 Расхождений на сумму 13,5 млн руб. Еще одной причиной Расхождений, выявленных в количестве 184 единицы, послужили ошибки, допущенные при заполнении книги покупок. Сумма НДС по таким Расхождениям составила 5 млн руб.
Между тем поставленным целям по автоматической сверке сведений об операциях контрагентов может помешать обычный человеческий фактор. На практике, скорее всего, возникнет много нестыковок, так как нельзя исключить многочисленные ошибки при заполнении информации о счетах-фактурах. Незначительные различия в представленных данных (разное количество нулей в номере, различия в написании букв (заглавные/строчные, русские/латинские), количество пробелов) станут причиной Расхождений, которые предстоит выяснять сотрудникам налоговых органов.
Распространены и такие неувязки, как различия в сроках отражения счетов-фактур у контрагентов (Продавец показывает реализацию в одном налоговом периоде, а Покупатель отражает приход гораздо позже).
Еще одна непростая ситуация складывается на практике, когда не все счета-фактуры в полной сумме регистрируются в книге покупок при совмещении общей системы налогообложения и ЕНВД. При этом налоговики не объясняют, как в таких случаях будет проходить сквозная проверка налоговых деклараций по НДС. А учитывая, что даже незначительные отклонения по счетам-фактурам ведут к камеральной проверке, объяснительные с налоговыми инспекторами станут массовым явлением. И на все эти запросы придется отвечать налогоплательщикам, что прибавит им работы [3].
Таким образом, внедрение программного комплекса «АСК НДС-2» с начала 2015 г. согласуется с Посланием Президента РФ от
04.12.2014 г. Федеральному Собранию, в котором предложено отказаться от принципа тотального контроля за налогоплательщиками [2]. В Послании предлагается отслеживать ситуацию только там, где действительно имеются риски или признаки нарушений. Кроме того, надежность налогового контроля не должна ухудшать условий деятельности добросовестных налогоплательщиков.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 1) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от
28.11.2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3824.
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 г. // Рос. газ. 2014. 5 дек.
3. Новая декларация по НДС: общие вопросы (Косульникова М.) // Налоговый учет для бухгалтера. 2015. № 2. С. 16-24.
4. Официальный сайт ФНС России. URL: http://www.nalog.ru.
5. Тотальный контроль (Пономарева О.) // Практическая бухгалтерия. 2015. № 8. С. 72-74.
СОРОКИНА Елена Владимировна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: eva_urist21@ mail.ru
БЕЛОГОРСКАЯ Алла Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
SOROKINA, Elena Vladimirovna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
BELOGORSKAYA, Alla Nikolaevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of World Economics and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 336.22
МЕТОДИКА И ПРАКТИКА ПЛАНИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ
Л.В. Улыбина, Л.А. Большова
Рассматриваются вопросы государственного налогового планирования, методические подходы к планированию налоговых поступлений и механизм реализации этого процесса в территориальных налоговых органах.
Ключевые слова: налоговое планирование; налоговые поступления; налоговые доходы региона; налоговые органы.
L.V. Ulibina, L.A. Bolshova. METHODS OF TAX REVENUES PLANNING BY REGIONAL TAX AUTHORITIES
The article deals with the issues of state tax planning, approaches to tax planning and its implementation by regional tax authorities.
Keywords: tax planning; tax revenues; tax income of the region; tax authorities.
Прирост налоговых доходов местных, региональных и федерального бюджетов выступает сегодня основной задачей налоговых реформ. Россия является весьма разнородной относительно экономических потенциалов субъектов, входящих в ее состав, что охарактеризовано в первую очередь историческими факторами и большой территориальной разбросанностью. Вследствие этого у федерального центра появляется необходимость в механизме, дающем возможность оценить, с одной стороны, уровень бюджетной обеспеченности региона, с другой - его налоговый потенциал. Поэтому перед налоговыми органами встает основательная проблема результативного планирования налоговых поступлений в бюд-
жетную систему РФ и его улучшения. В значительной мере именно в пределах налогового контроля постоянно совершается исполнение государственных интересов в налоговой сфере, что, безусловно, порождает повышенный интерес к исследованию функционирования его своеобразного механизма. Таким образом, нормальное исполнение данных функций органами налогового контроля без проведения комплексного финансово-экономического анализа налогового планирования и прогнозирования налоговых поступлений в бюджетную систему страны не представляется возможным.
Одним из основополагающих направлений деятельности налоговой системы России является создание благоприятной среды, способст-