Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНАЯ "СИСТЕМА МЕДИЦИНА ТРУДА" - ЭФФЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ'

РЕГИОНАЛЬНАЯ "СИСТЕМА МЕДИЦИНА ТРУДА" - ЭФФЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ "МЕДИЦИНА ТРУДА" / ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузьмин С.В., Гурвич В.Б., Климин В.Г., Рослый О.Ф., Плотко Э.Г.

Разработана и утверждена Правительством Свердловской обл. Концепция многопрофильной системы «Медицины труда» для сохранения и укрепления здоровья работающих Свердловской обл. Реализация Концепции позволит внедрить новые организационные подходы, направленные на совершенствование организации доступной медицинской помощи всем трудящимся, повысить ее качество, усилить диспансерную работу и оздоровление экономически активной части населения Свердловской обл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузьмин С.В., Гурвич В.Б., Климин В.Г., Рослый О.Ф., Плотко Э.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL "OCCUPATIONAL MEDICINE" SYSTEM - EFFECTIVE MODEL OF OCCUPATIONAL RISKS EVALUATION AND MANAGEMENT

Sverdlovsk regional government specified and approved a concept of diversified system "Occupational medicine" to preserve and improve health of workers in Sverdlovsk region. Implementation of the concept enables to put new organizational approaches into practice for improved management of available medical care for all workers, for increased quality of this care, for better clinical work and better health of economically active population in Sverdlovsk region.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНАЯ "СИСТЕМА МЕДИЦИНА ТРУДА" - ЭФФЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ»

МЕДИЦИНА ТРУДА 2

И ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ 2010

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 613.6:616-057

С.В. Кузьмин, В.Б. Гурвич, В.Г. Климин, О.Ф. Рослый, Э.Г. Плотко, В.Г. Газимова, Е.П. Жовтяк, Н.А. Рослая, И.В. Василенко, А.А. Федорук, Л.В. Фролова

РЕГИОНАЛЬНАЯ «СИСТЕМА МЕДИЦИНА ТРУДА» — ЭФФЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ

ФГУН Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промышленных предприятий Роспотребнадзора, г. Екатеринбург

Разработана и утверждена Правительством Свердловской обл. Концепция многопрофильной системы «Медицины труда» для сохранения и укрепления здоровья работающих Свердловской обл. Реализация Концепции позволит внедрить новые организационные подходы, направленные на совершенствование организации доступной медицинской помощи всем трудящимся, повысить ее качество, усилить диспансерную работу и оздоровление экономически активной части населения Свердловской обл.

Ключевые слова: региональная модель «Медицина труда», оценка профессионального риска.

S.V. Kouzmin, V.B. Gourvitch, V.G. Klimin, O.F. Roslyi, E.G. Plotko, V.G. Gazimova, E.P. Zhovtyak, N.A. Roslaya, I.V. Vasilenko, A.A. Fedoruk, L.V. Frolova. Regional "Occupational medicine" system — effective model of occupational risks evaluation and management. Sverdlovsk regional government specified and approved a concept of diversified system "Occupational medicine" to preserve and improve health of workers in Sverdlovsk region. Implementation of the concept enables to put new organizational approaches into practice for improved management of available medical care for all workers, for increased quality of this care, for better clinical work and better health of economically active population in Sverdlovsk region.

Key words: regional model "Occupational medicine", evaluation of occupational risk.

С середины прошлого века в Европе и США для медицинского обслуживания работающего населения начали формироваться службы (или системы) медицины труда, которые пришли на смену промышленной медицине, обслуживавшей, начиная с XIX в., в основном рабочих промышленных предприятий. Это связано с множеством причин, одна из которых — формирование значительных контингентов работников, не занятых в промышленном производстве: сфера образования, торговли, услуг, посредническая деятельность и др.

Известно, что в основе развития системы (или службы) медицины труда, в современном ее понимании, лежит теория оценки и управления

профессиональными рисками, интенсивно разрабатываемая в последние годы рядом российских авторов [1—4]. Оценка и управление профессиональными рисками предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работников в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по управлению профессиональными рисками.

Следует подчеркнуть, что создание системы управления профессиональными рисками предполагает проведение комплекса правовых, технологических, социальных, медицинских и

М о скв а

© Медицина труда и промышленная экология, 2010

санитарно-гигиенических мер, направленных, прежде всего, на минимизацию воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников. Практическое же использование такой методологии в России встречает ряд трудностей законодательного, организационного, методического, информационного и иного характера.

Исходя из этих и других предпосылок Правительство Свердловской обл. в 2003 г. приняло решение поручить ФГУН ЕМНЦ совместно с Роспотребнадзором разработать региональную Концепцию многопрофильной системы «Медицины труда» для сохранения и укрепления здоровья работающих Свердловской обл. Такая Концепция на 2004—2015 гг. была разработана и принята Постановлением Правительства Свердловской обл. от 02.02.2004 г. № 73-ПП.

Важнейшей предпосылкой разработки Концепции явился анализ состояния условий труда и здоровья работающего населения на различных уровнях: областном (региональном), муниципальном, а также на предприятиях и в организациях Свердловской обл., который выявил нарастающие негативные тенденции как в формировании факторов профессионального риска, так и в их объективных индикаторах вредного воздействия — медико-статистических и демографических показателях. В частности, официальная профессиональная заболеваемость в Свердловской обл. в 2004 г. достигала 5,01 на 10 тыс. работников, что более чем в 2,5 раза выше общероссийского уровня (рисунок).

На момент разработки концепции общая численность занятого населения Свердловской обл. составляла около 2,1 млн человек, из которых 528 тыс. человек трудились в условиях воздействия вредных и опасных производствен-

Показатели впервые выявленной профессиональной заболеваемости в Свердловской обл. за 2000—2008 гг.

ных факторов и подлежали профилактическим медицинским осмотрам (ПМО) согласно действующему в Российской Федерации трудовому законодательству.

При этом около 120 тыс. высококвалифицированных работников имели медицинские противопоказания (или каждый 4-й работник), и если строго следовать требованиям действующего трудового законодательства, работодатель вынужден выводить этих работников из вредных производств, что позволяет говорить о реальной угрозе экономической безопасности в Свердловской обл.

За период 2004 — 2008 гг. в рамках реализации Концепции в Свердловской обл. при активном участии областного управления Роспо-требнадзора и поддержке Правительства области были организованы два дополнительных центра профпатологии (на базе областной и 40-й больниц г. Екатеринбурга), а также Центр медицины труда (ЦМТ) (в МО г. Березовск), работающих по территориально-производственному принципу, что значительно повысило доступность и качество специализированной профпатологической помощи при проведении обязательных ПМО лиц, занятых в условиях воздействия вредных и опасных производственных факторов.

Предпринятые меры позволяют ежегодно осматривать 320—340 тыс. человек (89 % от запланированных контингентов), в том числе в ЛПУ 274—296 тыс., доля осмотренных в центрах профпатологии увеличилась с 37,5 до 52, 9 тыс. работающих.

Для повышения эффективности, доступности и качества оказания профилактической и профпатологической помощи был разработан и утвержден в установленном порядке целый ряд нормативно-методических документов. Учитывая, что практического опыта по разработке и внедрению системы современной медико-профилактической помощи работающему населению в России недостаточно, было принято решение издать в 2009 г. основные нормативно-методические документы в сборнике под общим названием «Медицина труда в Свердловской области».

В рамках Концепции уже сегодня разрабатываются и реализуются программы по добровольному медицинскому страхованию работников, занятых во вредных условиях труда. Цель программ — снижение и предотвращение повышенного риска развития профессиональных заболеваний, улучшение состояния здоровья работающих во вредных условиях труда, повышение эффективности использования средств предприятия, направленных на оздоровление

работающих во вредных условиях труда и профилактику профессиональных заболеваний. Программы разработаны и реализуются на ряде крупных предприятий области (ОАО «Север-ский трубный завод» Трубной металлургической компании, «СУАЛ-Холдинг» (ОАО «Богословский алюминиевый завод», ОАО «Уральский алюминиевый завод»), начата такая работа и на «УГМК-Холдинг». При этом для обеспечения максимального эффекта профилактических и оздоровительных мероприятий необходима постоянная и планомерная работа по программе не менее 3—5 лет.

Совместно со Свердловским территориальным управлением Роспотребнадзора в 2009 г. разработаны и утверждены Методические рекомендации по управлению профессиональными рисками на предприятиях и организациях Свердловской обл. (Комплексная программа предупредительных и оздоровительных мер по профилактике профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний на предприятиях с вредными и (или) опасными производственными факторами).

Разработчики Методических рекомендаций подписали трехстороннее соглашение с исполнительным органом Фонда социального страхования по Свердловской обл., в котором зафиксировано, что результаты «проведения оценки эффективности предупредительных и оздоровительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, могут учитываться при принятии решения исполнительного органа Фонда социального страхования о финансировании предупредительных мер за счет страховых взносов». Такой подход, на наш взгляд, впервые закладывает реальный правовой, экономический механизм приоритетности финансирования ФСС превентивных мероприятий на предприятиях над компенсационными.

Следует подчеркнуть, что при реализации Концепции осуществляется объединение усилий всех заинтересованных органов государственной власти и организаций (Мин. экономики и труда, Роспотребнадзора, ФСС, Центров профпато-логии и медицины труда) для синхронизации информационных потоков по условиям труда и состоянию здоровья работающих во вредных условиях труда, для реализации управленческих решений по профилактике общих и профессиональных заболеваний, ранней диагностике, формированию групп повышенного риска, реабилитации, диспансеризации.

Таким образом, в области разработана, официально утверждена и реализуется на практике система профилактики, выявления, учета и дальнейшего сопровождения больных с профессиональными заболеваниями, в которой слабым звеном остается нехватка (недостаточность) информации о фактических условиях труда работников.

При этом необходимо отметить, что действующие в настоящее время нормативные правовые акты, в том числе в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не обеспечивают мотивации работодателей по объективному контролю факторов профессионального риска и созданию более безопасных условий труда. Вследствие этого, несмотря на предусмотренную Трудовым кодексом РФ обязанность работодателя проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда (АРМ), она выполняется далеко не на всех предприятиях.

Особую тревогу вызывают сфера малого и среднего бизнеса, государственные и муниципальные структуры, где занята почти половина работающего населения области, а контроль условий труда, в том числе и АРМ, практически не ведется по целому ряду причин, основная из которых —отсутствие собственной лабораторной базы и специалистов. Привлечение же сторонних организаций связано с немалыми финансовыми затратами, а применение надзорными органами штрафных санкций при выявлении в результате проведенных замеров неудовлетворительных условий труда, не располагают руководителей данных организаций к проведению объективного мониторинга.

Серьезную озабоченность проведения АРМ по условиям труда вызывает привлечение лабораторий с узкой областью аккредитации, но предлагающих проведение аттестации в экстремально короткие сроки по ценам значительно ниже среднерыночных, в связи с чем даже ведущие факторы (особенно химические) производственной среды, исследуются далеко не в полном объеме, что совершенно искажает результаты аттестации и в конечном счете дискредитирует ее.

Таким образом, несмотря на широкую сеть «карликовых» аккредитованных в различных системах аккредитации испытательных лабораторий и центров детальной оценкой условий труда (так называемой гигиенической диагностикой) охвачены далеко не все рабочие места. Неслучайно, поэтому только по Свердловской обл. за последние 5 лет образовался «долг» по составлению более 2850 санитарно-гигиенических характеристик из-за отсутствия данных по усло-

виям труда работников с подозрением на профессиональные заболевания. Отсутствие материалов лабораторных исследований не позволяет определить вклад условий труда в развитие того или иного заболевания и решить вопрос о профессиональном (непрофессиональном) характере последнего.

Особую тревогу вызывает то, что на фоне старения основных фондов предприятий (по некоторым оценкам до 60 %), а также снижения затрат на охрану труда, технику безопасности и производственный контроль уровни даже разовых замеров (вместо продекларированного в 176 Приказе о мониторинге) факторов профессионального риска, приводимые в подавляющем числе санитарно-гигиенических характеристик, показаны как оптимальные и допустимые.

Это обстоятельство, несмотря на наличие четкой клинической картины, рентгенологических проявлений и лабораторных данных не позволяет связать имеющееся у работника заболевание с профессией, в которой он трудится зачастую десятки лет, а значит, своевременно начать законом предусмотренные социальные компенсации, квалифицированную и адресную профилактическую помощь (в том числе своевременное разобщение с вредными факторами, предупреждение инвали-дизирующих стадий заболеваний).

Перспективы развития второго этапа Концепции «Медицина труда» связаны с Областной государственной целевой программой Здоровье работающего населения Свердловской области» на 2009—2011 гг., принятой Правительством Свердловской обл. 30.07.08 г. № 808-ПП. Основной целью Программы является создание условий для полной и доступной, в том числе профпатологической медицинской помощи всему работающему населению Свердловской обл.

В указанный период предусматривается дальнейшее решение следующих задач:

• совершенствование нормативно-правовой базы системы «Медицина труда»;

• развитие структуры межведомственной, многоуровневой системы «Медицина труда» Свердловской обл.;

• создание системы контроля и подтверждение соответствия качества оказания медико-профилактической помощи трудящимся, основанной на современных достижениях в области управления;

• координация и межведомственное взаимодействие по оказанию медико-профилактической помощи всему работающему населению с учетом реализации национального проекта по «Здоровому образу жизни»;

• информационное обеспечение персонифицированного мониторинга условий труда и состояния здоровья всех работающих для оценки и управления профессиональных рисков в организациях Свердловской обл.;

• совершенствование системы дипломной и постдипломной подготовки кадров специалистов, занятых обслуживанием работающего населения;

• материально-техническое обеспечение участников системы «Медицина труда» в соответствии с требованиями аккредитации и лицензирования.

На выполнение Программы выделяются средства областного бюджета в размере 2 757 085 тыс. руб., все они планируются для оплаты государственных контрактов на поставку товаров, проведение работ и оказание услуг медицинским учреждениям всех форм собственности.

При этом оценка возмещения затрат на реализацию областной государственной целевой программы показывает, что срок ее окупаемости составляет 4 года. Предотвращенный ущерб на 1,0 руб. затрат по данной Программе на 2009 — 2011 гг. составит 1,31 руб. Общая сумма предотвращенного ущерба для жизни и здоровья работающего населения с учетом реализации областной государственной целевой программы «Здоровье работающего населения Свердловской области» на 2009—2011 гг. составит 3628,0 млн руб.

Несмотря на сложные экономические условия, сохраняется уверенность в том, что данный проект будет реализован и позволит внедрить новые организационные подходы, направленные на совершенствование доступной медицинской помощи всем трудящимся, повысить ее качество, усилить диспансерную работу и оздоровление экономически активной части населения Свердловской обл.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Прокопенко Л.В., Соколова Л.А. // Материалы VIII Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». Москва, 25—27 ноября 2009 г. М. С. 582—584.

2. Пофессиональный риск для здоровья работников (руководство) / Под ред. Н.Ф. Измерова и Э.И. Денисова. М. Тровант, 2003.

3. Рослый О.Ф., Федорук А А, Слышкина Т.В. и др. / / Материалы VI Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». Москва, 30 октября—1 ноября 2007 г. М.: «Дельта», 2007. С. 198.

4. Симонова Н.И., Иванов В.В. // Материалы VIII Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». Москва, 25—27 ноября 2009 г. М., 2009. С. 447.

Поступила 22.12.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.