принятие пакета законодательных актов, направленных на обеспечение правовой и социальной защищенности коллективов и каждого работника;
финансовая поддержка предприятий, имеющих особое значение для экономики республики (селективный подход);
становление и развитие системы маркетинга на промышленных предприятиях;
улучшение банковского обслуживания на региональном и межрегиональном уровнях.
Указанная система мер должна гарантироваться специальными постановлениями и законами, всей силой законодательной и исполнительной власти республики. Тем самым создаются условия возрождения заинтересованности товаропроизводителя в улучшении хозяйственной деятельности как основы естественного развития производства. С другой стороны, укрепление правовой базы позволяет реально обеспечить выполнение принимаемой промышленной политики.
Важным моментам преобразований промышленности на новом витке рыночного развития становится переход от разработки разного рода концепций и программ к реальным экономическим механизмам, рыночным системам и схемам управления промышленностью по всему циклу воспроизводства. Здесь нельзя говорить об этапах преобразований, а следует исходить из времени их осуществления. В данном аспекте промышленная политика предполагает наиболее важным условием реализацию возможностей предприятий в получении доходов и удовлетворение товарами населения региона. Одновременно учитываются страновые потребности в продукции промышленности республики и национальной экономической политики. Выполнение данных положений возможно при переносе центра тяжести в проводимых преобразованиях на восстановление и эффективное функционирование производственного, технологического и технического потенциала промышленности. В совокупности они не только способны остановить спад производства, но и создать материальные предпосылки для расширенного воспроизводства, которое только и должно существовать в современной рыночной экономике.
Газимагомедов Р. К.
Региональная промышленная политика как основа повышения эффективности
внешнеэкономической деятельности (на примере Республики Дагестан)
Глобализация экономики, растущая целостность мирового хозяйства оказывают все более определяющее влияние как на развитие мировой экономики в целом, так и на национальные народнохозяйственные комплексы. Указанные явления, в свою очередь, ускоряют процессы международной экономической интеграции, усиливают включение национальных экономик в целом и их региональных комплексов в международное разделение труда. Во внешнеэкономические связи все активнее включаются и Российская Федерация, и ее регионы. В настоящее время российские регионы развивают самые широкие международные связи. Согласно Конституции РФ, они
активно участвуют в обсуждении на государственном уровне, как международных проблем регионального сотрудничества, так и актуальных вопросов двусторонних отношений России с зарубежными странами. Важнейшим самостоятельным направлением международной деятельности российских регионов является их международное экономическое сотрудничество.
Согласно статье 72-й Конституции Российской Федерации, область координации международных и внешнеэкономических связей регионов относится к совместному
оаАаишп Рпггммгч/пм (Т)опопэммм м ^погмпипр^ Рпггммгч/пм (Т)опопэммм Д
развитие конституционных норм Федеральный закон РФ "О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности" определяет не только полномочия федерального Центра в реализации внешнеэкономической политики, но и выделяет именно сферу совместного ведения федерации и ее субъектов, определяя при этом достаточно широкие полномочия субъектов федерации в области внешнеэкономической деятельности. В соответствии с вышесказанным, сферами взаимодействия между федеральными и региональными органами государственной власти РФ в области организации внешнеэкономической деятельности являются:
координация внешнеэкономических связей регионов- субъектов Российской Федерации (в лице администраций регионов, с одной стороны, и федеральных органов власти - с другой);
выполнение международных договоров России в области торгово-экономического сотрудничества (прежде всего, в части их обеспечения на территории регионов);
• организация необходимого информационного и консультационного обеспечения предпринимателей и товаропроизводителей-участников внешнеэкономической деятельности;
определение условий предоставления кредитов и ссуд под гарантии субъектов РФ;
организация привлечения иностранных капиталов и определение порядка иностранного инвестирования на территории регионов.
В настоящее время в качестве целей региональной политики, проводимой в Российской Федерацией в области международных и внешнеэкономических связей и направленной на максимально эффективное использование экономических возможностей регионов-субъектов РФ, можно обозначить:
■ обеспечение внешнеэкономических и внешнеполитических интересов Российской Федерации на международной арене;
реализацию внешнеполитической линии Российской Федерации и выполнение ее международных обязательств, согласованность действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части выполнения международных договоров и соглашений;
учет интересов субъектов Российской Федерации при разработке концепции внешней политики Российской Федерации, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации;
содействие субъектам Российской Федерации в освоении опыта деятельности в области внешних связей, их активному вхождению в международное сотрудничество и участию в проектах и программах международных организаций, связанных с региональным развитием;
поддержку различных аспектов внешнеэкономической деятельности российских регионов, способствующей их экономическому развитию и улучшению условий жизни населения;
развитие культурного сотрудничества и гуманитарных связей на региональном уровне, расширение контактов и поддержку соотечественников за рубежом;
содействие установлению тесных связей между регионами России и странами - участницами Содружества Независимых Государств;
широкое участие представителей субъектов Российской Федерации в общеевропейском сотрудничестве региональных и местных властей.
При этом механизм реализации целей региональной политики в области внешних связей может включать в себя:
■ государственную поддержку программ регионального развития субъектов Российской Федерации, предусматривающих укрепление внешнеэкономического и, в частности, экспортного потенциала и становление импортозамещающих производств;
• совместную координацию с Российской Федерацией и другими субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
• обеспечение государственной поддержки деятельности субъектов Российской Федерации по развитию внешних связей;
• создание условий для улучшения инвестиционного климата и эффективного привлечения иностранных капиталовложений в экономику Российской Федерации;
■ оказание содействия в подготовке для регионов квалифицированных кадров в различных областях международных экономических связей.
В соответствии с конституционно-определенными полномочиями регионов-субъектов Российской Федерации и федеральным законодательством, деятельность последних в области организации внешнеэкономической деятельности, осуществляемой на их территории, базируется на следующих основных принципах:
• праве субъектов РФ в рамках, определенных федеральным законодательством, принимать собственные акты и положения, которые конкретизируют и развивают федеральное законодательство с учетом местных условий и экономических интересов регионов;
• возможностях участвовать в распределении доходов от внешнеэкономической деятельности с учетом реального вклада конкретного региона в ту или иную отрасль экономики, имеющую выход на внешний рынок;
• вправе предоставлять дополнительные (по отношению к федеральным) финансовые гарантии зарегистрированным на их территории участникам внешнеэкономической деятельности, включая предприятия с иностранными инвестициями,
Можно сделать вывод, что основными функциями регионов-субъектов РФ в области внешнеэкономической деятельности становятся:
совершенствование структуры экономики региона (как путем участия в реализации общефедеральных программ, так и самостоятельно);
кредитование и страхование экспортных сделок регионального значения; налаживание экономического сотрудничества с зарубежными государствами и их регионами при наличии обоюдной заинтересованности;
организация сбытовой и информационной структуры внешнеэкономической деятельности (как совместно с федеральными властями, так и самостоятельно);
• организация экспортно-импортных сделок удовлетворяющих потребности региона.
Непосредственно экспортно-импортная деятельность регионов России, выступающая в качестве основной формы их участия во внешнеэкономических связях, стала предметом вступившего в силу 4 января 1999 года Федерального закона "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ" - первого в истории федеративного Российского государства комплексного правового Документа, четко определяющего компетенцию федеральных и региональных властей в области международных экономических отношений.
В настоящее время действует новый Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", принятый в декабре 2003 года и вступивший в силу в июне 2004 года. Согласно указанному закону, регионы-субъекты Российской Федерации обладают полномочиями:
проводить переговоры и заключать соглашения об осуществлении внешнеторговых связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных, государств, а также, с согласия Правительства Российской Федерации, и с органами государственной власти иностранных государств;
содержать своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и Министерством иностранных дел Российской Федерации;
открывать собственные представительства в иностранных государствах для реализации соглашений об осуществлении внешнеторговых, а также иных форм
внешнеэкономических связей в порядке, установленном российским законодательством;
осуществлять разработку, формирование и реализацию региональных программ внешнеторговой деятельности1.
Однако что представляет из себя внешняя торговля российских регионов? В экспорте подавляющего большинства из них до сих пор преобладают энергоносители и другие сырьевые товары, следовательно, эффективность внешнеэкономической деятельности российских регионов снижают: слабость их экспортной базы, низкая конкурентоспособность отечественной несырьевой продукции, резкий дефицит инвестиций в расширение и модернизацию производства, а также, наличие многочисленных барьеров на пути российского несырьевого экспорта.
Каковы в этой связи потенциальные возможности конкретного российского региона? Рассмотрим ситуацию на примере Республики Дагестан. Промышленность республики представлена практически всеми основными отраслями. Индустриальный потенциал Дагестана составляют топливная промышленность, электроэнергетика, машиностроительный комплекс, промышленность строительных материалов, легкая промышленность, пищевая промышленность. Вместе взятые, электроэнергетика, пищевая топливная, машиностроительные отрасли промышленности дают около 87 процентов производимой в республике продукции2.
Таблица 1
Структура отраслей промышленности Республики Дагестан_
1990 г. 1995 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
Вся промышленность, 1 00,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе:
электроэнергетика 4,0 15,0 14,0 10,0 15,7 21,1 18,5
Топливная промышлен- 1.0 10,0 31,0 29,4 24,1 23,2 23,3
ность
Машиностроение и метал- 37,0 19,0 13.0 17,2 18,5 13,3 16,1
лообработка
Промышленность стройма- 5.0 15,0 7.0 3,4 3,9 4.0 6,2
териалов
Легкая промышленность 10,0 2,0 0.8. 6,9 1.6 1,1 1,4
Пищевая промышленность 32,0 29,0 27,0 22,0 25,4 29,1 29,0
Источник: Социально-экономическое положение РД. Махачкала, 2003.4.1 с.23, 24
Социально-экономическое положение РД. Махачкала, 2004 с.5, 6
1 См. подробнее: "Российская газета". 2003.18 декабря
2 "Социально-экономическое положение Республики Дагестан", Махачкала. 2004, С.5-6
Следует напомнить, что промышленный потенциал республики создавался в основном в советский период нашей истории. До этого в экономическом отношении Дагестан представлял собой типичную отсталую окраину царской России с незначительными зачатками промышленного производства и системой практически феодальных отношений в сельском хозяйстве. За годы Гражданской войны экономическое положение Дагестана еще более ухудшилось. И до этого слаборазвитая промышленность пришла в полный упадок; валовые объемы ее продукции в 1921 году составляли лишь одну десятую часть от уровня 1913 года. Посевные площади сократились почти вдвое.
В этой сложной ситуации Советским правительством были приняты экстренные меры по возрождению дагестанской экономики. В республику были направлены большие партии мануфактуры, промышленных товаров, станки и машины, лес, строительные материалы и т.д. В результате уже к 40-м годам прошлого столетия основные фонды промышленности Дагестана выросли почти в 22 раза, а производство валовой продукции - в 11 раз. В предвоенный период на карте республики появились новые промышленные поселки и города, были созданы и получили развитие совершенно новые отрасли и производства. Таким образом, за исторически короткий период времени Дагестан превратился в современную индустриально-аграрную республику.
И, хотя в период "радикальных реформ" 90-х годов промышленный потенциал республики понес колоссальные потери (к 1998 году, например, объем промышленного производства в регионе упал в 6 раз по сравнению с 1990 годом при аналогичном падении в 2 раза в среднем по стране1), даже сегодня мы можем сделать обоснованный вывод о том, что экспортные возможности Республики Дагестан объективно связаны с развитием именно отраслей обрабатывающей промышленности.
Противоречивость развития - характерная особенность экономики Дагестана. Она проявляется в самых разных аспектах. С одной стороны, наблюдаются высокие темпы экономического роста, превышающие показатели других регионов страны, а с другой-низкая эффективность экономики, высокий процент износа основных фондов и как следствие этого отставание республики от среднероссийского уровня по всем социально-экономическим показателям.
В ряде отраслей промышленности республики, в том числе химической и топливно-энергетической, лесной и деревообрабатывающей, строительных материалов и пищевой, действительно, в последнее время наблюдаются некоторые позитивные сдвиги. Однако это количественные показатели экономического роста, и они не привели к качественным изменениям экономической ситуации и повышению благосостояния населения.
Для Дагестана, как видно, исключительно актуальной является выработка оптимальных экономических решений, направленных на удвоение валового региональ-
1 "Дагестанская правда". 1999. 29 августа. С.2
ного продукта и улучшение благосостояния населения. В этой связи, как известно, Правительство РД приняло Программу экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 г. Основная цель программы - снижение общего уровня безработицы с 17,9 % в 2003 г. до 14,0 % в 2010 г., уровня бедности с 52,7 % в 2003 г. до 21 % в 2010 г., увеличение валового регионального продукта в 2,6 раза и реальных доходов граждан в 2,3 раза14.
В международной практике сложилось два типа промышленного развития: зависимый, ориентирующий экономику страны на внешний рынок сырьевых товаров, и инновационный, технологический, основанный на современных информационных технологиях и развитии национального рынка. Первый ставит национальную экономику в зависимость от конъюнктуры на внешнем рынке, второй создаст предпосылки для суверенного и независимого развития страны.
Что касается Дагестана, то, как показывает вышепроведенный анализ, он избрал инерционно-рыночную модель экономического и промышленного развития. Проект Программы экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 г. предусматривает диверсифицированный путь промышленного развития, ориентированный на использование простаивающих мощностей промышленных предприятий.
Что касается инновационного сектора, то он больше носит декларативный характер, ибо в Программе не нашлось места для дагестанского научного потенциала. И это при том, что во всех промышленно развитых странах 90 % прироста производства достигается за счет научно-технического прогресса.
Говоря о путях промышленной модернизации Республики Дагестан, следует подчеркнуть, что Россия взяла курс на постепенный переход от рентной экономики к экономике развития, которая в современных условиях может быть только инновационной. И одной из форм инновационного развития являются промышленные кластеры, получившие распространение не только в развитых, но и в развивающихся странах.
При этом, конечно, необходимо быть реалистами и помнить, что в настоящее время, в условиях действия в рамках всей национальной экономики четко выраженной модели знерго-сырьевого экспорта, нефть остается едва ли не основным, в реалиях сегодняшнего дня, экспортным товаром, определенными запасами которого Дагестан обладает.
Площадь нефтегазоносной территории на суше республики составляет примерно 28 тыс. квадратных километров, в пределах десятимильной зоны акватории Каспийского моря - 9 тысяч квадратных километров. Неоспоримым внешнеэкономическим преимуществом Республики Дагестан являются суммарные извлекаемые ресурсы топливно-сырьевых товаров, которые, согласно прогнозным оценкам, состав-
1 Программа экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010г. Махачкала, 2004.
ляют: по нефти и газоконденсату - свыше 160 млн. тонн, по газу свободному и попутному - 255 млрд. куб метров. Если говорить о нефти, в настоящее время добываемой в республике, то она отличается высоким качеством, малосернистостью, с содержанием легко кипящих фракций. Однако и здесь, как представляется, прежде всего, необходимо думать не о количественном наращивании объемов вывозимого сырья, а об использовании потенциальных возможностей с помощью простой перегонки получать высококачественный бензин, керосин и дизельное - топливо, расширяя тем самым "коридор" для экспорта товаров более глубокой - степени переработки.
С другой стороны, экспорт дагестанских несырьевых товаров в настоящее время носит разовый, нерегулярный характер, что подтверждает отсутствие мер организационно-экономического содействия развитию несырьевого экспорта со стороны органов государственной власти и управления республики. Пример Дагестана - еще одно свидетельство того факта, что без выработки и реализации региональной промышленной политики невозможно добиться изменений в структуре экспорта российских регионов и, в конечном счете, изменения характера всего общероссийского экспорта.
Конкурентоспособное развитие дагестанской экономики, как показывает опыт индустриальных стран, может быть обеспечено на путях создания промышленных кластеров, которые характеризуют территориальную концентрацию компаний.
Опыт развитых стран не только демонстрирует нам все возрастающее значение государственной промышленной политики, в том числе в региональном разрезе, но и показывает приоритетные направления, по которым такая политика реализуется. Например, одним из таких направлений является формирование региональных промышленных кластеров. Многие государства (причем как федеративные, так и унитарные) и их регионы активизируют усилия по группировке субъектов хозяйствования схожей и близкой направленности в территориальные кластеры. Одной из разновидностей последних выступают региональные промышленные кластеры -группировки производств с четко выраженной территориальной (географической) концентрацией обычно в пределах одного региона, представляющего собой определенный рынок рабочей силы либо другую функциональную экономическую единицу.
Эффективное развитие регионов возможно только при условии согласованных действий власти и бизнеса. Рынок, как известно, не всегда способен обеспечить эффективное распределение ресурсов и инвестирование экономических проектов. Поэтому участие властных органов в определении и реализации стратегических планов развития регионов и территорий просто становится необходимым.
Кластер выявляет сильные и слабые стороны экономики региона, концентрирует информацию о деятельности предприятий, о состоянии секторов экономики, о рынке трудовых ресурсов. Вся эта информация представляет власти возможность более эффективно влиять на экономику региона. Иначе говоря, кластерный подход - один
из эффективных способов взаимодействия власти и бизнеса, стратегического планирования ресурсов и развития территорий.
Регионы, на территории которых складываются кластеры, как правило, становятся лидерами экономического развития. Они определяют конкурентоспособность национальной экономики.
Формирование кластера на региональном уровне предполагает определенные экономические и политические предпосылки. Экономические предпосылки следующие:
- наличие базовых предприятий, потенциально заинтересованных в сотрудничестве в рамках кластера;
- развитость кооперационных и иных связей между предприятиями, наличие эффективного механизма их взаимодействия, высокого уровня взаимного доверия;
- высокий инновационный уровень предприятий и организаций потенциального кластера;
- стремление к дальнейшему инновационному развитию;
- экспортная ориентация предприятий и их конкурентоспособность;
готовность менеджментов предприятий к сотрудничеству и конкуренции в интересах развития бизнеса и территорий.
Общественно-политические предпосылки формирования кластера:
- заинтересованность органов власти в кластерном варианте развития экономики региона, кооперации и сотрудничестве;
- наличие опыта успешного взаимодействия органов власти и бизнеса, в том числе в тех отраслях экономики, в которых предполагается создание кластера;
- наличие нормативно-правовой базы экономического развития региона, положительно оцениваемого руководителями частного сектора и способствующее деловому сотрудничеству;
- развитость инфраструктуры поддержки бизнеса, консалтинговых и маркетинговых организаций;
- готовность к диалогу руководителей региона с бизнесом на условиях партнерства;
- развитая система профессионального образования, подготавливающая кадры для предприятий, образующих кластер и т. д.
Для формирования кластера нужны другие факторы, в том числе и субъективные, осознание необходимости новых форм организации экономики бизнес-элитой, общественностью, наличие лидеров, готовых продвинуть и реализовать идеи кластеризации на практике.
Формирование региональных промышленных кластеров предполагает наличие на территории конфетного региона группы соответствующих базовых отраслей и предприятий, определяющих профильную структуру экономики региона. Например, в Республике Дагестан к базовым отраслям, на основе которых посредством направленной государственной промышленной политики можно сформировать
региональные конкурентоспособные кластеры, относятся нефтегазовый комплекс (включая переработку сырья), электроэнергетика, сфера туризма и рекреации, вин-но-водочная промышленность, легкая промышленность и аграрно-промышленный комплекс. Нет сомнения, что целенаправленное стимулирование развития производства в этих отраслях, в том числе посредством остающихся в госсобственности предприятий либо АО со значительным государственным участием, позволит Республике Дагестан максимально полно использовать региональные преимущества и более активно выступать па мировом рынке.
Учитывая конкретную ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в Республике Дагестан, целесообразно было бы продумать и такие "непопулярные" среди отечественных "либералов", но крайне необходимые ограничительные - на временной основе - меры таможенного, характера, которые бы способствовали ускоренному развитию таких трудоемких отраслей, как кустарная и легкая. В этих условиях представляются весьма продуктивными предложения дагестанских представителей, прозвучавшие в ходе заседания Круглого стола Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) по теме "Региональные аспекты формирования современной промышленной политики России"1. Вообще грамотная промышленная политика на уровне региона способна привести к тому, что использование остающихся пока в распоряжении большинства российских регионов таких внешнеэкономических преимуществ, как относительная дешевизна и одновременно сохраняющаяся высокая квалификация рабочей силы, помноженные на трудовые навыки и территориально-отраслевую специализацию, поможет преодолению укоренившейся за последние полтора десятилетия колониально-отсталой структуры внешнеэкономических связей большинства российских регионов.
Гафаров Г.М.
Разграничение доходных источников между региональным и федеральным бюджетом на примере Республики Дагестан
Одним из основных условий успешного функционирования бюджетной системы в целом и повышения эффективности расходования бюджетных средств является четкое разграничение доходных источников между бюджетами различных уровней системы. Хотя за последние пять лет в Российской Федерации предпринят ряд важных мер по решению проблемы разграничения доходных источников между уровнями бюджетной системы, она по-прежнему актуальна. Это подтверждается большим количеством публикаций по данной тематике. Наиболее полное отражение проблема разграничения доходных источников между уровнями бюджетной системы полу-
1 "Современник национальная промышленная политика России, Инструменты промышленной политики", Выпуск IV. часть 1. Под общей ред. П.П.Евтушенкова. М.: РСПП. 2004. С.282