Научная статья на тему 'Система мер по стимулированию экспортной деятельности региона'

Система мер по стимулированию экспортной деятельности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2090
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / EXPORT / METHODS OF STIMULATION / REGIONAL POLICY / TRADE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиев А. Г., Суракатов Н. С.

Приведены и проанализированы существующие методы стимулирования экспортной деятельности и увеличения экспортного потенциала. Рассмотрена возможность создания в регионе системы поддержки экспорта, консолидирующей усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций на основе единой региональной политики и программных методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF MEASURES FOR STIMULATING EXPORT ACTIVITIES IN THE REGION

The article focuses on the existing methods of export activity stimulation and export potential increase. The article looks at the possibility of creation in the region the export supporting system that consolidates the activity of the government bodies, local governments, enterprises and organisations on the basis of common regional policy.

Текст научной работы на тему «Система мер по стимулированию экспортной деятельности региона»

♦

УДК 339.564

СИСТЕМА МЕР ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА

Стимулирование экспорта является в современных условиях важным направлением торговой политики многих развитых стран, а в последние годы и развивающихся стран, в которых создана развитая система государственной поддержки и содействия национальному экспорту, за годы своего существования доказавшая свою эффективность.

В федеративном государстве, каковым является и Россия, реализация экспортного потенциала регионов во многом зависит от степени государственной поддержки [2]. Под стимулированием экспорта понимают стратегию открытости экономики и опоры на внешние рынки, что должно привести к стимулируемому экспортом экономическому росту. То есть стимулирование экспорта - это меры по упрощению реализации экспортной продукции путем стимулирования экспорта внутри страны и оказания экспортерам разнообразной практической помощи за рубежом. Экспортная деятельность, являясь важной составляющей экономики, дает возможность не только эффективно осваивать внешние рынки, но и позволяет решать задачи внутренней экономической политики: стабилизировать и развивать производство, стимулировать производство в смежных отраслях, увеличивать занятость, создавать новые рабочие места, обеспечивать повышение доходов населения, пополнять налоговыми поступлениями бюджеты всех уровней, обеспечивать повышение внутреннего спроса за счет роста покупательной способности граждан и всемерного развития экономики субъекта Федерации.

В современных условиях государство должно регулировать процесс формирования экспортного производства, проводя соответствующую экономическую политику в данной сфере, уделять внимание агломерации экспортных отраслей, кластерам. В современной России таможенные органы ежегодно перечисляют значительные суммы таможенных платежей в Федеральный бюджет, которые составляют порядка 30% его доходной части.

Система распределения валютных доходов и таможенных пошлин в пользу территорий является действенным способом стимулирования экспортной деятельности на региональном уровне. Однако этот механизм в России пока не действует. Успех вовлечения экономики региона во внешнеэкономические связи во многом определяется экспортной составляющей. Активная экспортная политика, выявление новых экспортно-пригодных товаров и производств совместно с мерами по привлечению иностранных инвестиций стимулируют ускорение технического перевооружения и структурную перестройку в ключевых секторах экономики. Наряду с созданием благоприятного макроэкономического климата для экспортеров широко используются специальные меры для развития экспортного производства и расширения экспорта:

1) поддержка торгово-политическими мерами;

2) стимулирование экспортного производства (государство выступает в роли кредитора, гаранта, донора) в виде: налоговых льгот; субсидий; гарантирования частных вложений; льготных кредитов; предоставления грантов; поддержки инфраструктуры экспорта; стимулирования прямых иностранных инвестиций; субсидирования научно-исследовательских работ; создания особых экономических зон;

3) прямая поддержка экспорта: экспортное кредитование (выплаты из специальных фондов, рефинансирование, субсидирование через уполномоченные банки, межправительственные банковские организации, специальные фонды кредитования); страхование торговли и инвестиций от экономических и политических рисков; налоговые и таможенные льготы (освобождение экспортеров от уплаты прямых или косвенных налогов, снижение налогов с фирм, создающих заграничные филиалы, исключение из налогообложения расходов на исследования, ведущие к созданию сбытовых филиалов за границей, освобождение от налогов на комплектующие и материалы, использованные в производстве экспортных товаров, создание не облагаемых налогом денежных фондов развития экспорта, снижение и возврат тамо-

А.Г. Гаджиев,

аспирант кафедры мировой экономики, Дагестанский государственный университет

Н.С. Суракатов,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой таможенного дела, Дагестанский государственный технический университет

ВЕСТНИК. 2009. № 2(26)

женных пошлин); участие в уставном капитале фирм, созданных за рубежом; информационно-консультационное содействие; содействие выставочно-ярмарочной деятельности национальных фирм за рубежом; специальные меры содействия (например, учреждение специальных премий за вклад в экспорт какой-либо продукции).

Анализ внешнеэкономической деятельности показывает, что на сегодняшний день основную долю экспорта Республики Дагестан составляют товары из других регионов России и зарубежных стран, которые провозятся транзитом через территорию республики в зарубежные страны. Предприятия республики за последние годы довольствуются эпизодическими, во многом случайными поставками относительно небольших партий товаров и при активизации конкурентов теряют иностранных партнеров.

Экспорт республики, как и в целом по стране, имеет сырьевую направленность, при этом сырая нефть в экспорте дагестанских товаров составляет ежегодно более 90%, т.е. около 300 тыс. т в натуральном выражении. Крайне незначительной остается доля высокотехнологичных товаров в структуре экспорта дагестанских производителей - питательные среды для выращивания микроорганизмов, запасные части для самолетов, дизеля и запасные части для них, станки, насосы, сепараторы (менее 10%), что вызвано главным образом низкой конкурентоспособностью товаров дагестанских производителей, недостаточной ориентированностью предприятий республик на развитие внешнеэкономических связей и расширение своих экспортных возможностей.

Для определения тактических приоритетов экспортной стратегии необходимо исходить из того, что решающим фактором развития экспорта является повышение конкурентоспособности народного хозяйства, способствующее расширению ассортимента и выпуску продукции с более высокими потребительскими характеристиками, внедрение инновационных разработок. Практически все меры экономической политики внутри страны (государственные инвестиции, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, изменение учетной ставки, налогообложения и др.) оказывают существенное влияние на развитие экспортной деятельности. Тем не менее имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия на внешнеэкономические отношения в целом и экспортную деятельность предприятий на различных этапах ее осуществления. Это в первую очередь кредитование высокоэффективных экспортных контрактов, гарантирование экспортных кредитов, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлин во внешней торговле, а также меры по привлечению иностранного капитала или ограничению его притока в страну и в отрасль, участие в международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных группировках.

Одним из эффективных способов государственной поддержки экспорта является использование мер налогового регулирования. В этой области могут быть разработаны меры как прямого (налогообложение прибылей), так и косвенного (ускорения амортизации, скидки по НДС) характера. Роль государства в применении налоговых льгот должна сводиться к созданию благоприятного законодательного режима их дальнейшего использования для развития экспортного потенциала региональных производств.

Вместе с тем стимулирование экспорта услуг повысит активность субъектов хозяйствования во внешнеэкономической деятельности. На данный момент импорт услуг значительно превышает их экспорт, что потребует усилий по изменению сложившейся ситуации и стимулированию экспорта, где есть возможность задействовать большое количество малых и средних предприятий во многих регионах. Перспективным направлением развития экспорта услуг является дальнейшее развитие и совершенствование санаторно-рекреационного комплекса за счет разработки новых туристических маршрутов и анализа опыта привлечения туристов ближайших конкурентов (Турции, ОАЭ).

Стимулирование экспорта образовательных услуг; например летних курсов для детей по русскому языку иностранным языкам, школьным предметам для подготовки к новому учебному году олимпиадам и т.д., будет способствовать развитию внутреннего сектора экономики региона. В частности, данные услуги могут быть ориентированы и на жителей ближнего зарубежья как на потенциальных потребителей.

В регионах России в последние годы уделяют большое внимание развитию экспортной деятельности, для чего приняты региональные программы развития экспорта в рамках «Федеральной программы развития экспорта», утвержденной в 1996 г. (утратила силу в 2003 г.). Ассигнования на поддержку экспорта во многих регионах составляют 0,3 - 0,35% от ВРП, в основном в виде субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях [1]. Во многих странах создаются ассоциации и департаменты гарантий экспорта, разработаны и действуют программы поддержки экспортной деятельности на государственном уровне, во Франции - «План развития экспорта», в Великобритании - «Экспортная инициатива», в Польше - «Программа поддержки экспорта», в Канаде

- целевая программа «Сборная Канады» и т.д. [3].

Активно используются как административные, так и финансовые методы (кредитование, страхование, гибкая система налогообложения). На предварительном и завершающем этапах активно осуществляется консультирование и административная поддержка. Уделяется большое внимание выходу малых предприятий на внешний рынок, так как основные проблемы связаны с поиском торговых агентов, с анализом состояния рынка и конъюнктуры, а также с оформлением соответствующей документации.

Поскольку существование открытой экономики невозможно без эффективно функционирующего экспортного сектора, на настоящем этапе требуется создать основы системы развития экспортного потенциала, определить характер и направленность экспортной ориентации и разработать механизм дальнейшего развития экспортного потенциала регионов. Формирование эффективно действующей системы экспортного потенциала должно стать важной составной частью общей стратегии экономического развития региона.

Формирование структуры экспортного потенциала зависит от эффективности использования потенциала экономики, имеющего существенные конкурентные преимущества по следующей группе факторов: трудовые ресурсы, природные ресурсы, финансовый потенциал, производственный потенциал, научно-технический потенциал, потенциал интеграционных процессов, в связи с чем необходимо в полной мере использовать кон-

курентные преимущества региона для реализации экспортного потенциала.

Исходя из изложенного и с учетом российской и мировой практики, необходимо разработать систему мер содействия развитию экспортной деятельности в регионе. Предлагается разработать и принять программу развития экспорта Дагестана, т.е. создать в республике систему поддержки экспорта, консолидирующую усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций на основе единой региональной политики и программных методов. Так как государственная поддержка развития предприятий республики осуществляется в рамках отраслевых программ (развитие промышленности, туризма, малого предпринимательства и т.д.), в программе развития экспорта необходимо использовать систему мер стимулирования экспорта и реализовать экспортную политику по следующим направлениям:

- изучение внешнего рынка, участие в работе межправительственных комиссий;

- совершенствование нормативно-правовой базы;

- формирование и реализация базы инвестиционных проектов и высокоэффективных экспортных контрактов;

- финансирование экспорто-ориентированных проектов в сфере малого и среднего бизнеса;

- создание Дагестанского центра содействия экспорту, содействие развитию торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ;

- проведение ежегодного конкурса «Лучший республиканский экспортер», финансирование НИОКР;

- поддержка работ по сертификации экспорто-ори-ентированных производств;

- стимулирование участия в выставках;

- издание информационных материалов и каталогов об экспортном потенциале и инвестиционных возможностях республики;

- создание специальной Интернет-страницы;

- проведение семинаров и конференций по проблемам выхода на внешний рынок;

- повышение квалификации представителей бизнеса в рамках «Президентской программы».

Реализация этих мероприятий может быть осуществлена в виде прямого кредитования, субсидирования, предоставления налоговых льгот, таможенно-тарифных льгот (снижение экспортных пошлин и налога на прибыль), поручительства на получение ссуд из федерального бюджета, льготных сроков предоставления инвестиционного налогового кредита, участия в международных выставках, создания представительств за рубежом, совместных предприятий с привлечением зарубежных инвестиций и новейших технологий за счет республиканских средств, средств федерального бюджета, внешних инвестиций. Кроме того, необходимо использовать имеющуюся возможность регионов участвовать в конкурсе на получение субсидий из федерального бюджета на поддержку экспор-то-ориентированного и инновационного малого бизнеса.

Весьма актуальным остается также вопрос возможной передачи в бюджет субъектов РФ части таможенных платежей (10 - 15%), полученных от экспорта продукции высокой степени переработки (это будет стимулировать диверсификацию экспорта и промышленное развитие), с условием целевого использования средств на развитие внешнеэкономической деятельности региона (при четком определении условий и способов использования средств). Данная мера станет мощным импульсом для исполнительной власти регионов по налаживанию работы с региональными экспортерами, при этом не повлечет значительных потерь для федерального бюджета.

1. Вопросы разграничения полномочий в регулировании внешнеэкономических связей (опыт зарубежных федераций) // Внешняя торговля. 1995. № 2 - 3. С. 29 - 34.

2. Нагдиев С.А., Черковец О.В., Газимагомедов РК. Глобализация мировой экономики и регионы России. М., 2005.

3. Сборник законодательства Российской Федерации. Кон-сультантПлюс. Регионы.

УДК 658:338.24

СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА АДАПТАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В основе функционирования любого промышленного предприятия лежат положения, ставшие на практике эмпирическими законами. Не вызывает сомнения, что любая производственная система должна быть ориентирована на приспособление к условиям внешней среды. При этом процесс переориентации системы должен идти параллельно изменению среды, а не следовать за ним.

В общем виде деятельность промышленного предприятия, как и любой другой сложной системы, представляет собой серию взаимосвязанных и параллельно протекающих процессов, позволяющих реализоваться программам стратегического и тактического развития. К таким процессам относятся:

- производство;

- инвестирование;

С.Н. Глаголев,

первый проректор Белгородского государственного технологического университета, соискатель кафедры1 экономики инвестиций и менеджмента, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2009. № 2(26)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.