Научная статья на тему 'Стратегические направления совершенствования внешнеэкономической деятельности региона в условиях создания региональных кластеров'

Стратегические направления совершенствования внешнеэкономической деятельности региона в условиях создания региональных кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1401
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕРЫ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИОРИТЕТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухтарова К. И.

Внешнеэкономическая деятельность регионов, рассматриваемая в последние годы в качестве приоритетной в целях повышения конкурентоспособности государства на мировом рынке, трансформируется под влиянием интеграционных процессов и тенденций. Усиление роли регионов в проведении внешнеэкономической политики государства на внешних рынках стимулируется разработанными в течение относительно короткого отрезка времени Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегий социально-экономического развития федеральных округов, Стратегий социально-экономического развития субъектов федеральных округов, а также Концепции внешней политики России, Внешнеэкономической стратегии Российской Федерации до 2020 года. В данной статье рассматриваются основные меры по стимулированию внешнеэкономической деятельности региона и значимость специальных структур органов местного самоуправления в создании условий для осуществления внешнеэкономических связей на примере Республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления совершенствования внешнеэкономической деятельности региона в условиях создания региональных кластеров»

УДК 332.1

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ ECONOMYQUESTIONS

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ

STRATEGIC DIRECTIONS of the FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY of the REGION ENHANCEMENT in the TERMS of the REGIONAL CLUSTERS CREATION

К. И. МУХТАРОВА, аспирант кафедры «Мировая экономика», Дагестанский государственный университет

e-mail: dagulau@mail.ru

Muhtarova K. I, graduate student of chair «the World Economy», Dagestan State

University e-mail: dagulau@mail.ru

Аннотация

Внешнеэкономическая деятельность регионов, рассматриваемая в последние годы в качестве приоритетной в целях повышения конкурентоспособности государства на мировом рынке, трансформируется под влиянием интеграционных процессов и тенденций. Усиление роли регионов в проведении внешнеэкономической политики государства на внешних рынках стимулируется разработанными в течение относительно короткого отрезка времени Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегий социально-экономического развития федеральных округов, Стратегий социально-экономического развития субъектов федеральных округов, а также Концепции внешней политики России, Внешнеэкономической стратегии Российской Федерации до 2020 года. В данной статье рассматриваются основные меры по стимулированию

внешнеэкономической деятельности региона и значимость специальных структур органов местного самоуправления в создании условий для осуществления внешнеэкономических связей на примере Республики Дагестан.

Abstract

In recent years the foreign economic activities of the regions are discussed as a priority in order to improve the country's competitiveness on the world market.This transformationis processed under the influence of integration. The strengthening of the regions’ role in the providing of the foreign economic policy of the state on international markets stimulated the development over a relatively short period of time the Concept of the social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020, the Strategy of the social and economic development of the Federal districts, Strategies of the social and economic development of the subjects of the Federal districts, as well as the Foreign Policy Concept,Foreign Economic Strategy of the Russian Federation till 2020. This article considers the basic measures for the promotion of foreign economic activity of the region and the importance of the specialstructures of the local selfgovernment in creating the conditions for the implementation of foreign economic relations of the Republic of Dagestan.

Ключевые слова:стратегия, концепция, внешнеэкономические связи, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, меры по стимулированию внешнеэкономической деятельности, приоритеты внешнеэкономической политики.

Key words:the strategy, the concept, external economic relations, state regulation of the foreign economic activity, measures of the foreign trade activities stimulation, priorities of the foreign economic policy.

Внешнеэкономическая политика Российской Федерации сформирована в целях создания условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства, в том числе через перевод экономики на инновационный путь развития, географическую диверсификацию внешнеэкономических связей, обеспечивающих закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках, а также освоение новых рынков в соответствии с приоритетами долгосрочного социально-экономического развития.

К приоритетным направлениям внешнеэкономической политики РФ

относится обеспечение ведущих позиций страны на мировых рынках

высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в

глобальной научно-технологической сфере, содействие экспорту и

достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей

и сферы услуг, интеграция государства в глобальную транспортную систему

через реализацию транзитного потенциала регионов, укрепление позиций

России на мировом рынке углеводородов, а также дальнейшая работа по

формированию интегрированного евразийского экономического

пространства и созданию в РФ международного финансового центра, а также

укреплению позиций государства в решении глобальных вопросов, в том

числе по формированию мирового экономического порядка в качестве

лидера. Выше перечисленное предполагает развитие институтов

внешнеэкономической деятельности, в том числе приведение институтов

формирования и реализации государственной внешнеэкономической

политики РФ согласно потребностям российских участников

внешнеэкономической деятельностис учетом мировой практики; создание

институтов участия предпринимательского сообщества в выработке и

реализации внешнеэкономической политики посредством получения

информации о потребностях, связанных с проведением международных

сделок; применение инструментов таможенно-тарифного и нетарифного

3

регулирования в целях рационализации импорта и привлечения новых технологий [1], что в определенной степени противоречит целям Всемирной торговой организации. В частности, в своем выступлении на Гайдаровском форуме-2013, Паскаль Лами назвал методы таможенно-тарифного регулирования международной торговли «средневековыми инструментами» и отметил важность перехода к альтернативным формамконтроля международного товарообмена.

Субъекты Российской Федерации развивают свои международные связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации (1993 г.) Федеральным законом от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и другими законодательными актами, а также международными договорами Российской Федерации, общепризнанными нормами и принципами международного права, которые также соответствуют деятельности по реформированию внешнеэкономического законодательства в связи с выполнением обязательств по присоединению к ВТО. В связи с чем, была принята Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» (2013), целью которой является усиление позиций России в глобальной экономике, улучшение качественных параметров ВЭД, повышение вклада внешнеэкономической сферы в решение задач модернизации национального хозяйства [2].

Министерство иностранных дел Российской Федерации и другие

федеральные органы исполнительной власти оказывают содействие

субъектам Российской Федерации в осуществлении ими международного и

внешнеэкономического сотрудничества при строгом соблюдении

суверенитета и территориальной целостности России, используя в этих целях

возможности действующего при Министерстве иностранных дел Российской

Федерации Совета глав субъектов Российской Федерации. Развитие

4

регионального и приграничного сотрудничества является важным резервом двусторонних связей с соответствующими странами и регионами в торговоэкономической, гуманитарной и иных областях [3].

Наблюдается тенденция передачи части полномочий от федерального центра субъектам РФ и органам местного самоуправления в сфере осуществления внешнеэкономической деятельности, а также в формировании и укреплении внешнеэкономических связей в регионе, что является конституционным правом региона на осуществление внешних контактов, следовательно, формируется нормативно-правовая база по регулированию ВЭД непосредственно в субъектах Федерации. Приоритетом является выделение инновационных отраслей и их развитие в качестве экспортоориентированных. Важным стимулом для развития регионов в качестве субъектов внешнеэкономической деятельности

послужилиглобализационные процессы, а также развитие регионального и приграничного сотрудничества.

Можно рассматривать внешнеэкономическую деятельность региона с точки зрения места ВЭД в процессе воспроизводства на региональном уровне. А для этого важным является выявление стратегических направлений ВЭД. В первую очередь выделяются отрасли, ориентированные на инновационную модель развития экономики, что, в случае успешного проведения комплекса мер, приводит к претворению крупных стратегических инициатив и проектов за пределами государства.

Рис. 1. Меры по совершенствованию внешнеэкономического комплекса региона

Инновационное развитие экономики реализуется по таким направлениям как поддержка инновационного бизнеса и расширение спроса на инновации в экономике, развитие фундаментальной науки, повышение эффективности сектора исследований и разработок, развитие инновационной инфраструктуры [1].

Важным аспектом в развитии инновационных отраслей экономики является формирование кластерно-сетевых моделей на региональном уровне, а также технологических платформ. Формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Включение отечественных кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволяет существенно поднять уровень национальной технологической базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера [4; 83-84].

Кластеры представляют собой географическую концентрацию на

определенной территории совокупности взаимосвязанных между собой

компаний и институтов, обеспечивающих конкурентоспособность

регионального кластера [5; 148].Технологическая платформа выступает в

качестве коммуникативного инструмента, направленного на активизацию

усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых

продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения

исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон

6

(бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствования нормативно-правовой базы в области научно-технического, инновационного развития [4; 53].

Координация деятельности кластеров в сфере инновационного развития регионов дополняется технологическими платформами, сформированными в целях эффективного взаимодействия научно-

технического сектора и бизнеса. Кластерный подход, нацеленный также на повышение конкурентоспособности региона как внутри страны, так и за ее пределами, является одним из приоритетных методов реализации

экономической политики в регионах РФ. Отличительной чертой

технологических платформ от кластеров является реализация механизма

формирования и функционирования ТП на федеральном уровне, а кластерных моделей - на региональном, что способствовало взаимодействию многих кластеров и профильных технологических платформ, близких по технологической направленности.

Необходимым условием развития кластерных структур является наличие региональной стратегии, реализация которой способствует приобретению и внедрению критических технологий, новейшего оборудования; получения предприятиями кластера доступа к современным методам управления и специальным знаниям; получения предприятиями кластера эффективных возможностей выхода на высококонкурентные международные рынки.

Также как и в реализации программ по развитию внешнеэкономического потенциала региона, в создании и дальнейшем развитии кластерно-сетевых структур важнейшую роль на всех этапах играет государство, которое не только задает цели и ставит задачи перед регионами, но и оценивает конечный результат. В каждом регионе важно создать орган исполнительной власти, отвечающий за развитие ВЭД в регионе.

Этап 1

инициация

Этап 2

аналитический

Этап 3

стратегический

Этап 4

организационный

Этап 5 мониторинг

Этап 6

планирование

выявление потенциальных кластерных структур

проведение оценки приоритетности отраслей территории для конкретного региона и общероссийского рынка

проведение сопоставительного определение участников класт анализа внутриотраслевых тенденций ра

выявление предприятий-лидер выработка стратегии по решен] кластерной структурой на нач у ' ' развитие кластерных инициал определение источников финан ов (ядра) кластера ию конкретных задач, стоящих перед альном этапе в сирования

определение границ кластера картографическое расположен] территории с выделением «точ е кластера на основе зонирования ек роста»

оценка деятельности участник У ' проведение SWOT-анализа рабе анализ финансовой составляю! У качественные и количественные кластера V уровень используемых инвест ов кластера ты кластера ей характеристики функционирования иций

предоставление предложений по Развития кластера в регионе разработка программы долгоср реализации стратегических целей очного развития кластера

Основой формирования торгово-экономических отношений и создания благоприятного инвестиционного климата является развитие

внешнеэкономического комплекса и разработка собственной внешнеэкономической политики и стратегии региона. Следует отметить, что Стратегия ВЭД и Программа ВЭД, программы по развитию международных отношений, стратегии и программы социально-экономического развития регионов, разработанные на федеральном уровне, основываются на ресурсном и производственном потенциале регионов РФ.

Одной из стратегических задач является выявление приоритетных форм ВЭД на территории конкретного региона, разработка комплексных и отраслевых программ развития по каждой форме ВЭД, дорожные карты с мероприятиями по реализации намеченных задач, с указанием исполнителей, источников финансирования, прогнозируемых результатов.

Проводимый анализ внешнеэкономического потенциала региона должен содержать оценку уровня социально-экономического развития территории, специализацию данного субъекта в производстве, анализ инновационного и инвестиционного потенциала. Следует также указать государственные программы (федеральные и региональные) по стимулированию развития инноваций, внешнеэкономической деятельности и кластеров. Можно выделить следующие этапы работы:

1. постановка целей, принципов, приоритетов и задач развития кластеров с задействованием экспортоориентированных производств;

2. параллельно - постановка целей, принципов, приоритетов и задач для определения внешнеэкономического комплекса и потенциала региона, а также оценка состояния внешнеторговой деятельности региона;

3. комплексная оценка инновационного потенциала региона;

4. анализ инвестиционного потенциала территории как критерия уровня развития ВЭД - иностранные инвестиции являются показателем эффективности проведенных мер по подготовке промышленных площадок, привлекательных для инвесторов;

5. проведение сравнительного анализа по всем вышеперечисленным факторам с другими регионами (в данном случае регионы СевероКавказского федерального округа);

6. проведение зонирования территории с выделением сильного центра в каждой зоне; использование особенностей географического положения региона, а также природных и климатических условий;

7. выделение международного и межрегионального, а также приграничного сотрудничества в качестве стратегического направления развития региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Субъектом управления внешнеэкономической деятельности являются органы исполнительной власти, которые отвечают за создание благоприятных условий для прорывного развития ВЭД региона. В качестве объекта ВЭД выступают отдельные отрасли и инфраструктурные элементы внешнеторговой деятельности региона, а также предприятия, входящие в кластер, образующие сетевую модель и производящие продукцию для внешних рынков, совместные предприятия, зарубежные инвесторы, экспортно-импортные операции, экономические ресурсы региона, инновационный и инвестиционный потенциал региона, инфраструктурные объекты.

В рамках Концепции долгосрочного социально-экономического

развития Российской Федерации на период до 2020 года была разработана

Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025

года. Главной стратегической целью развития Республики Дагестан является

рост качества жизни населения на основе повышения

конкурентоспособности, устойчивого экономического роста и безопасности

региона. Для достижения этой цели предусматривается реализация

10

кластерной стратегии на территории республики с выделением «векторов экономического роста» РД - кластерных структур: «Каспийский ХАБ» (включает в себя такие комплексы как торгово-транспортно-логистический, промышленный, агропромышленный, строительный и топливноэнергетический) и «Дом народов» (социально-инновационный и туристско-рекреационный комплексы), - а также сбалансированное пространственное развитие и интеграция в межрегиональное и международное социальноэкономическое пространство.

Для реализации намеченных в Стратегии целей создается комплексный институт развития - Корпорация развития РД, которая должна стать центром, обеспечивающим систематизацию программ, проектов и мероприятий, реализуемых в республике, оказывать содействие и прямое сопровождение реализации инвестиционных проектов[6].

На территории Республики Дагестан, помимо федеральных программ, среди которых можно выделитьФедеральную целевую программу поддержки моногородов, действует также Государственная программа СевероКавказского федерального округа, а также приняты нормативно-правовые акты по поддержанию инвестиционного климата в субъекте РФ, а именно: Закон об инвестиционной деятельности и научном обеспечении развития экономики РД от 6 марта 2006 года; Закон о поддержке инвестиционной деятельности на территории РД от 25 сентября 2008 года; Постановление об утверждении Положения об инвестиционных площадках РД № 95 от 7 апреля 2011 года; Постановление о мерах по государственной поддержке инвесторов, реализующих инвестиционные проекты в РД №122 от 22 апреля 2011 года, Приказ об утверждении регламента Министерства торговли и внешнеэкономических связей РД - субъекта управления региональными внешнеэкономическими связями, координирующего внешнеэкономическую политику непосредственно в регионе и призванного обеспечить благоприятные условия для развития ВЭД.

Следует отметить и такое направление повышения эффективности ВЭД региона, как вступление в Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов. Задачами данной автономной некоммерческой организации являются: продвижение проектов и инициатив быстрорастущего среднего бизнеса и в социальной сфере; развитие и увеличение количества лидеров из среднего бизнеса и социального сектора; улучшение предпринимательского климата, создание позитивного имиджа предпринимателя и предпринимательства в российском обществе; содействие развитию профессиональных компетенций; формирование и поддержка «нового» молодежного менеджмента в социальных учреждениях; развитие некоммерческих организаций в секторе социальных услуг, прежде всего бюджетных. Данным Агентством реализуется Национальная предпринимательская инициатива, в рамках которой разработаны дорожные карты. Целевым ориентиром реализации «дорожных карт» является вхождение Российской Федерации в топ-20 рейтинга DoingBusiness по комплексу из 10 показателей в 2018 году. В 2012 году Россия вышла на 112-е место в этом рейтинге, за год улучшив свое положение на 8 позиций [7].Республика Дагестан не входит в состав регионов, подписавших соглашение о сотрудничестве с АСИ, равно как и в границах СевероКавказского Федерального округа. Стратегическим направлением в развитии ВЭД республики является подписание Соглашения с АСИ в целях создания благоприятных условий для реализации перспективных проектов, способствующих повышению конкурентоспособности производимых на территории региона товаров и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Приоритетным направлением по развитию внешнеэкономической сферы РД является также формирование департамента внешнеэкономической деятельности РД и разработка Концепции внешнеэкономической деятельности РД.

Библиографический список

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

2. Государственная программа Российской Федерации от 18 марта 2013 г. № 378-р «Развитие внешнеэкономической деятельности»

3. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2013 г.

4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020»

5. Газимагомедов Р., Кондратьев В. Кластерный подход в региональной промышленной политике: теория и практика. Учебное пособие. М., 2009. - 576 с.

6. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года

7. Данные сайта http://инвестклимат.рф/roadmaps/

References

1. The concept of the long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020

2. State Program "the Development of the Foreign Economic Activity" 20132018

3. The Foreign Policy Concept of the Russian Federation

4. The Strategy of Innovative Development of the Russian Federation for the Period up to 2020

5. Gazimagomedov R., Kondratiev V. Cluster approach in the regional industrial policy. Manual. M., 2009. - 576 p.

6. The Strategy of the Social and Economic Development of the Republic of Dagestan till 2025.

7. Site data http://инвестклимат.рф/roadmap/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.