Научная статья на тему 'Региональная политика Китая и свободные экономические зоны'

Региональная политика Китая и свободные экономические зоны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1400
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА УРБАНИЗАЦИИ КИТАЯ / АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ / РАЗМЕЩЕНИЯ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ / КРУПНЕЙШИЕ ГОРОДА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Перцик Евгений Наумович, Кабакова Софья Иосифовна

Раскрыта специфика пространственной структуры урбанизации Китая и многоступенчатого административнотерриториальное деления, неравномерность процесса урбанизации (ростпадениерост) и размещения городского населения; крупнейшие города, агломерации, макрорегионы. В Китае многоступенчатая система СЭЗ, подобной ей нет нигде в мире: СЭЗ с многоотраслевой экономикой; «открытые» портовые города; открытые приморские экономические зоны, включающие города и сельскую местность; пограничные открытые города, и др. Китаю возвращен Гонконг (после 160 лет владения им Великобританией) и Макао (после 450 лет владения Португалией). Ко времени воссоединения с КНР Гонконг превратился в один из мировых финансовых центров, стал крупным экспортером капитала и центром оффшорного бизнеса. Специальный административный район Сянган получил самоуправление «самой высокой степени» вне компетенции его местных властей остаются лишь вопросы внешней политики и обороны, такой статус Сянгана сохранится на 50 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная политика Китая и свободные экономические зоны»

Региональная политика Китая и свободные экономические зоны

см см £

Б

а

2 ©

Перцик Евгений Наумович,

академик РААСН, Заслуженный деятель науки РФ, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва;

Кабакова Софья Иосифовна, академик МАИЭС, член-корр. РИА, советник РААСН, Заслуженный инженер России, Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, [email protected]

Раскрыта специфика пространственной структуры урбанизации Китая и многоступенчатого административно-территориальное деления, неравномерность процесса урбанизации (рост-падение-рост) и размещения городского населения; крупнейшие города, агломерации, макрорегионы. В Китае многоступенчатая система СЭЗ, подобной ей нет нигде в мире: СЭЗ с многоотраслевой экономикой; «открытые» портовые города; открытые приморские экономические зоны, включающие города и сельскую местность; пограничные открытые города, и др. Китаю возвращен Гонконг (после 160 лет владения им Великобританией) и Макао (после 450 лет владения Португалией). Ко времени воссоединения с КНР Гонконг превратился в один из мировых финансовых центров, стал крупным экспортером капитала и центром оффшорного бизнеса. Специальный административный район Сянган получил самоуправление «самой высокой степени» - вне компетенции его местных властей остаются лишь вопросы внешней политики и обороны, такой статус Сянгана сохранится на 50 лет.

Ключевые слова: структура урбанизации Китая, административно-территориальное деление, размещения городского населения, крупнейшие города.

Китайская Народная Республика - современное государство -гигант, занимающее первое место в мире по численности населения (на март 2015 г. - 1 млрд. 368,7 млн. человек), третье место в мире по площади территории (на январь 2014 г. - 9,597 тыс. кв. км) и второе место по ВВП (12,4 трлн. долларов), претендующее в XXI в. на роль сверхдержавы.

На земном шаре немного стран с такими глубокими природными, историческими и социально-экономическими различиями между их районами, как в Китае. Если применить по отношению к этой стране общую концепцию Центра, Полупериферии и Периферии, то именно эта концепция нашла отражение в официальном выделении в Китае трех экономических зон - Восточной, Центральной и Западной.

Восточную зону, являющуюся Центром, образуют девять приморских провинций и автономных районов Китая, а также имеющие права провинций три города центрального подчинения - Пекин, Шанхай и Тяньцзинь. Это наиболее развитая в социально-экономическом отношении часть страны с крупной тяжелой и легкой промышленностью, с интенсивным сельским хозяйством, с густой транспортной сетью и довольно развитой социальной сферой. Благодаря обилию морских портов это также самая включенная в мирохозяйственные связи часть Китая. После начала экономических реформ именно Восточная зона испытала бурный экономический подъем, который во многом предопределил всё китайское «экономическое чудо». Именно здесь возникли современные наукоемкие отрасли производства, сюда поступила, да и продолжает поступать основная часть иностранных инвестиций. Экономика Восточной зоны стала по существу экспортно ориентированной.

Центральная зона включает в себя девять провинций и автономных районов Северо-Восточного, Северного и Центрального Китая, а также один город центрального подчинения - Чунцин. Экономика этой зоны значительно менее открыта и связана в основном с использованием собственных людских, минеральных и природно-климатических ресурсов. Например, провинция Шаньси выделяется во всем Китае по масштабам развития угольной промышленности (Датун), провинции Хэнань и Хунань - производством риса и других сельскохозяйственных культур, а автономный район внутренняя Монголия - скотоводством.

Западная зона также состоит из девяти провинций и автономных районов Китая. Экономический профиль этой зоны можно определить как аграрно-индустриальный. Во всех частях этой зоны определяющей отраслью было и остается сельское хозяйство, к тому же нередко экстенсивное. В промышленности преобладает добыча и переработка первичного сырья. Для этой зоны характерна не только низкая плотность населения, но и наличие огромных неосвоенных или малоосвоенных пространств.

Разница в уровнях социально-экономического развития трех частей Китая объясняется особенностями их исторического развития. Разрыв в душевом ВВП между самым богатым (Шанхай) и самым бедным (Гуйчжоу) районами Китая - 11,5 раза.

Наряду с перечисленными выше тремя зонами в Китае еще в конце 1950-х гг. стали выделять более дробные экономические регионы - макрорегионы. Всего таких регионов шесть. Из них Се-

веро-Восточный включает в себя три провинции, Северный - две провинции и один автономный район; Восточный -шесть провинций, Центрально-Южный - пять провинций и один автономный район; Северо-Западный - три провинции и два автономных района и Юго-Западный - три провинции и один автономный район.

Первый этап региональной политики совпал с осуществлением экономических реформ 1980-1990-х гг. На этом этапе явный приоритет был отдан Восточной экономической зоне. Главными мотивами для этого послужили: выгодное экономико-географическое положение зоны, наличие развитой промышленной и транспортной инфраструктуры, созданного ранее достаточно мощного промышленного потенциала, больших резервов дешевой рабочей силы - т.е. всего того, что создавало благоприятные условия для привлечения иностранного капитала и развития наукоемких отраслей. Именно благодаря осуществлению такой региональной политики Восточная зона превратилась в своего рода локомотив, вытягивающий всю китайскую экономику на новые рубежи.

Переход ко второму этапу, был ориентирован на ускоренное развитие Центральной зоны, причем с использованием административных, организационных и экономических мер. Так была поставлена задача переводить все энергоемкие и материалоёмкие производства, связанные с перевозками значительного количества грузов, из восточных в центральные и западные районы страны. Это относится, в частности, к электростанциям, которые начали строить преимущественно в Центральной зоне, чтобы вместо перевозки на дальние расстояния угля или нефти направлять на Восток электроэнергию. Центральная зона превращается из относительно закрытой в более открытую зону, также привлекающую иностранный

капитал.

Далее следует третий этап -время развития наиболее отстающей Западной зоны. Предпочтение здесь отдается сельскому хозяйству, использованию местных минерально-сырьевых ресурсов, первичной переработке сырья. Пожалуй, наиболее благоприятны перспективы Синьцзян-Уйгурского автономного района, где растет добыча нефти и газа, расширяется освоение водно-энергетических ресурсов, увеличиваются площади орошения, идет освоение целинных земель. Дополнительные благоприятные возможности для развития этого района Западной зоны создает его транспортно-геогра-фическое положение - контактной территории на границе Китая со странами СНГ.

Свободные экономические зоны Китая.

Одной из важнейших частей региональной политики в Китае следует считать создание свободных экономических зон, которые во многом, если не в первую очередь, способствовали подъему Восточной экономической зоны, а в конечном счете - всей китайской экономики.

На рубеже 1970-1980-х гг. со всей очевидностью обнаружилась отсталость и низкая эффективность китайской экономики, перенесшей «большой скачок» и «культурную революцию». Необходимы были принципиально новые решения. И одним из них стало решение перейти от замкнутой модели развития к более открытой. Поскольку перевести сразу все хозяйство страны на рельсы такой открытости было невозможно, то для этой цели были выбраны отдельные свободные экономические зоны (СЭЗ) в восточной и южной - приморских час-тяхстраны.

К созданию свободных (специальных) экономических зон Китай приступил в конце 1970-х гг. При этом был использован опыт других стран и территорий Азии. Их пример был наиболее привлекателен, потому что у

истоков экономических успехов «азиатских тигров» стояли этнические китайцы, составляющие в Сингапуре и Гонконге подавляющее большинство, а в Тайване фактически все население. Выдвигая идею создания свободных экономических зон, Дэн Сяопин рассчитывал главным образом на привлечение капитала заморских китайцев (хуа-цяо), и эта идея полностью себя оправдала: в последующий период 75-80% всех инвестиций в Китае принадлежали именно им.

Основные цели создания СЭЗ заключались в следующем:

1) максимальное привлечение иностранного капитала, передовых техники и технологий, создание предприятий в наукоемких отраслях промышленности;

2) развитие внешнеэкономической деятельности и обеспечение более широкого включения страны в международное разделение труда, увеличение экспорта и валютных поступлений;

3) использование СЭЗ как школ передового опыта в функционировании современного производства и управления им для всей остальной территории Китая;

4) подъем социально-экономических условий в СЭЗ до уровня, достигнутого в Гонконге, Сингапуре и других странах Азии;

5) использование дешевой и избыточной рабочей силы, которой располагает Китай.

Отличительная черта СЭЗ -автономия местных властей от центрального правительства в решении таких вопросов, как учреждение предприятий с иностранным участием, установление для иностранных вкладчиков разного рода льгот в уплате подоходного налога, упрощение процедуры получения виз. Государство также предоставляет СЭЗ значительную самостоятельность в проведении внешнеторговой деятельности и контроле за ней.

С начала создания СЭЗ в Китае прошло уже более четырех

О £

ю

5

г 2

см см £

Б

а

2 о

десятков лет. За это время политика в отношении этих зон совершенствовалась. В экономической литературе принято выделять три этапа формирования СЭЗ, первый из которых охватывал конец 1970-х - начало 1980-х гг., второй - 1980-е гг., а третий - 1990 гг. и далее. К 2000 г. таких СЭЗ самых разных типов в стране было уже более 180. Их внешнеторговый оборот измерялся десятками миллиардов долларов, а доля в экспорте и импорте страны все время возрастала.

За это время в Китае сформировалась такая сложная многоступенчатая система свободных экономических зон, подобной которой нет ни в одной другой стране мира. Типология их отличается довольно большой сложностью, включая свыше пятнадцати разного рода подтипов таких зон. Некоторые из них совпадают с принятой в большинстве стран типологией, а некоторые отражают чисто китайскую специфику. Но самых главных типов можно выделить два.

Первый тип - специальные экономические зоны, обладающие многоотраслевой экономикой с ярко выраженной экспортной ориентацией. Специфика их географического положения, наличие особого административного и визового режима придают им анклавный характер. Именно эти зоны стали первыми экспериментальными полигонами по привлечению иностранного капитала, заимствованию международного опыта и внедрению его в формирующуюся рыночную экономику страны. Всего таких специальных экономических зон в Китае пять.

Четыре из них обычно называют «старыми», так как они были учреждены еще в 1980 г. В том числе три зоны находятся в провинции Гуандун: Шэнь-чжэнь (327,5 км2), Чжухай (15,2 км2) и Шаньгоу (52,6 км2), а четвертая - в провинции Фуц-зянь (Сямынь, 131 км2). Первая из них расположена в непосредственной близости от Сян-

гана (б. Гонконга), вторая - от Аомыня (б. Макао), а третья и четвертая находятся напротив Тайваня.

За время, прошедшее после 1980 г., все четыре первых СЭЗ вполне доказали свою жизнеспособность, продемонстрировав исключительно высокие темпы экономического и технологического развития. На первых этапах необходимая инфраструктура в этих зонах создавалась на государственные средства, но затем их развитие обеспечивал уже приток иностранных инвестиций. Еще в начале 1990-х гг. на четыре «старых» СЭЗ приходилось не менее одной четверти всех иностранных вложений в экономику страны. Здесь разместились многие тысячи совместных предприятий. Хотя все эти зоны обычно относят к категории неспециализированных, а комплексных, между ними все же существуют определенные различия. Так, специализация СЭЗ Шэньчжэнь

- промышленная, СЭЗ Шаньгоу

- агропромышленная, СЭЗ Ся-мэнь - промышленная и туристская, а СЭЗ Чжухай - преимущественно туристская.

Второй тип - это «открытые» портовые города. После того как планы создания первых четырех СЭЗ Китая стали успешно осуществляться, в 1984 г. было принято решение об «открытии» четырнадцати городов-портов, расположенных на побережье Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. В отличие от СЭЗ, где существует собственное законодательство и границы, четырнадцать городов были оставлены в общей системе производственных и административных связей страны. Тем не менее они получили значительную свободу в проведении экономической политики и особенно в предоставлении дополнительных льгот для привлечения иностранного капитала. Нужно иметь в виду, что, по китайским меркам, эти города относятся к наиболее развитым: их доли в промышленной продукции всей страны составляет 0,25%,

в экспорте - 20%, а в грузообороте морских портов - почти 100%. Производительность труда на предприятиях на треть превышает средний уровень для страны. Известный приоритет при осуществлении политики «открытых дверей» был отдан четырем городам - портам: Шанхаю, Тяньцзиню, Даляню и Гуанчжоу.

С середины 1980-х гг. стали выделять открытые приморские экономические зоны, которых теперь уже семь. От специальных экономических зон они отличаются более крупными размерами, а также тем, что охватывают не только города, но и сельскую местность (в устьях рек Янузы и Чжэнзян).

В начале 1990-х гг. перечень «открытых» территорий пополнился шестью городами-портами на р. Янцзы, среди которых и такие крупные, как Ухань, Чун-цзин. Тогда же на северной границе Китая с Россией, Казахстаном, Киргизией, Монголией появились приграничные «открытые» города. Было также учреждено восемнадцать «открытых» городов во внутренних районах страны, среди которых Харбин, Нанкин, Куньмин.

Кроме того, существуют также десятки более мелких зон высоких технологий, беспошлинных зон, инвестиционных зон и др.

Особо можно отметить промышленные зоны, формирующиеся в недавно возвращенных Китаю Сянгане и Аомыне. Большого внимания заслуживает и международная зона экономического сотрудничества Туман-ган (Туманьцзян), которая формируется в бассейне одноименной реки на стыке границ КНР, КНДР и России.

В проведении политики создания СЭЗ возникало немало трудностей и ошибок. Здесь и трата больших средств на развитие производственных отраслей, и не столь высокое качество продукции - как результат сравнительно низкой квалификации рабочей силы, необходимость завозить часть «гостей-рабочих» из отдаленных

районов, и недостаточная конкурентоспособность производимых товаров на мировом рынке. СЭЗ далеко не полностью оправдали надежды на массовый притокпередовых новых технологий. При этом нужно иметь в виду, что главными инвесторами в них выступают все же не фирмы Японии, США или стран Западной Европы, а фирмы Сянгана и Тайваня, причем мелкие и средние. Деловые связи с СЭЗ наладили прежде всего предприниматели китайского происхождения из числа ху-ацяо.

Можно считать, что в восточных районах Китая уже создан пояс «открытых» территорий с населением 200 млн. человек, ориентированный вовне и все более врастающий в систему международного географического разделения труда.

Внешние экономические связи Китая. Китай - одна из наиболее старых торговых держав мира. Еще в древности существовал Великий шелковый путь, связывавший Поднебесную империю со странами Средиземноморья. В средние века на смену ему пришел другой -морской путь, проходивший вдоль южного побережья Азии. Из Китая вывозили шелк, фарфор, бумагу, самоцветы, изделия из железа. Морская торговля процветала в Китае и в раннее новое время, и в период Великих географических открытий. Но затем Китай перешел к политике «закрытых дверей», которая продолжалась до середины XIX в. и так называемых опиумных войн.

Перед образованием КНР в 1949 г. внешнеэкономические связи страны наглядно отражали состояние ее экономики. Китай вывозил традиционные продукты своего сельского хозяйства - шелк, хлопок, чай, соевые бобы и некоторые виды горнорудного сырья, ввозил же продовольствие и различные промышленные изделия. Да и в новом Китае, в периоды «большого скачка» и «культурной революции», когда господствовала концепция «опоры на

собственные силы», внешние экономические связи играли второстепенную роль.

Воссоединение Гонконга и Макао с Китайской Народной Республикой.

В конце 1990-х гг., в новейшей истории КНР произошли два важных события геополитического значения: в середине 1997 г. Великобритания после 160 лет обладания Гонконгом возвратила его Китаю; в конце 1999 г. Португалия, 450 лет владевшая Макао, также передала это владение под юрисдикцию КНР. Обе эти территории расположены на крайнем юге Китая, в месте впадения в ЮжноКитайское море р. Синцзян. Только Гонконг находится на восточном берегу широкого устья- залива этой реки, а Макао - на западном.

История Гонконга кратко такова. В 1842 г., после первой опиумной войны, Великобритания получила у Китая в «вечное владение» небольшой о. Гонконг. Тогда же здесь был основан город, получивший официальное название Виктория (в честь королевы Виктории), но чаще называвшийся Гонконгом. Затем, в 1856-1860 гг., к новому владению была присоединена значительно большая по размерам южная часть п-ова Цзю-лун (Коулун). А в 1898 г. Великобритания сумела навязать Китаю новую конвенцию, согласно которой получила в аренду на 99 лет и северную часть п-ова Цзюлун - так называемые Новые территории. Из этих трех частей, если не считать множества мелких островов, и состоит Гонконг.

Выгодное географическое положение Гонконга на стыке Восточной и Юго-Восточной Азии, морских и сухопутных торговых путей способствовало тому, что концу XIX в. он превратился в один из крупнейших портовых, торговых и финансовых центров этого региона. Такие функции сохранялись за ним и в первой половине XX в., в 1960-х гг. началось быстрое экономическое развитие Гонконга, обусловившее его пере-

ход в категорию новых индустриальных стран. Уровень развития Гонконга к моменту воссоединения с Китаем показывает, что речь идет о микротерритории площадью немногим более 1000 кв. км с населением 6,8 млн. человек.

.Все лучшее познается в сравнении. Например, по размеру своего ВВП крошечный Гонконг превосходил Норвегию, Финляндию, Грецию, Польшу, Саудовскую Аравию, Индонезию, Израиль, ЮАР. По показателю душевого ВВП он опережал Великобританию, Италию, Испанию, Канаду, Австралию, Новую Зеландию. По стоимости выпускаемой промышленной продукции стоял впереди Чехии, Венгрии, Пакистана, Алжира, Перу, Чили. По объему предоставляемых услуг оставил позади Данию, Норвегию, Финляндию, Польшу, Грецию, Турцию, ЮАР. А по числу принимаемых иностранных туристов от него отставали такие страны как Нидерланды, Украина, Белоруссия, Турция, Малайзия, Республика Корея, Тунис, Бразилия, Австралия.

Ко времени воссоединения с КНР в Гонконге сложился крупный хозяйственный комплекс, к главным функциям которого следует отнести транспортную, торговую, промышленную, финансовую, сервисную.

Роль Гонконга кактранспор-тного узла в первую очередь определяет его морской порт, который обладает третьей в мире по величине акваторией (после Сан-Франциско и Рио-де-Жанейро); площадь его естественной гавани 52 кв.км. Он давно уже был объявлен свободным портом, где разрешался беспошлинный ввоз и вывоз большинства товаров. Ныне этот порт относится к числу крупнейших в мире, а его контейнерный терминал, обрабатывающий ежегодно несколько миллионов контейнеров, вышел на первое место в мире, опередив Сингапур и Роттердам.

Морской порт стимулировал и развитие международной

О £

ю

I

г 2

2

сч £

Б

а

2 ©

торговли, по размерам которой Гонконг входил в состав первой десятки стран мира. Особенность Гонконга, как и Сингапура, заключалась в высокой доле реэкспорта. Только здесь его преобладание было еще большим; на него приходилось почти 90% всей внешней торговли. Это значит, что Гонконг специализировался на перепродаже товаров, произведенных в других странах. Например, по экспорту продукции текстильной промышленности маленький Гонконг занимал второе место в мире, немного уступая только Китаю, но 90% этого экспорта составлял реэкспорт.

Морской порт и международная торговля в свою очередь стимулировали развитие промышленности, которая работает в основном на импортном сырье и полуфабрикатах, а 80% своей продукции направляет на экспорт. Ведущие отрасли промышленности - электронная (750 предприятий, 35% всего экспорта) и электротехническая, производство часов, игрушек, а также судостроение и судоремонт, нефтепереработка, цементная, текстильная, швейная, пищевкусовая.

Наконец, в 1990-х гг., Гонконг превратился в один из мировых финансовых центров. Здесь расположено более 500 банков, в большинстве своем зарубежных. Фондовая биржа занимает пятое место в мире по объему операций, здешний рынок золота также один из крупнейших в мире. Гонконг стал крупным экспортером капитала, превратился в один из важнейших центров офшорного бизнеса. Число офшорных компаний в нем измеряется десятками тысяч.

Воссоединение Гонконга с Китаем имеет правовой и экономический аспекты. После возвращения Гонконга под суверенитет Китая британская колониальная система во главе с губернатором была сразу же ликвидирована. В соответствии

с законом, принятым Всекитайским собранием народных представителей еще в 1990 г., Сянган был провозглашен Специальным административным районом в составе КНР. Ему было предоставлено самоуправление «высокой степени», в том числе для осуществления законодательной, исполнительной и судебной власти. Сянган сохранил свой статус свободного порта, международного финансового центра с собственной финансово-валютной и таможенной системами. Он продолжает свое членство в большинстве международных организаций и имеет право вступать в другие организации. Вне компетенции местных властей остаются только вопросы внешней политики и обороны. Такой особый статус Сянгана сохранится на пятьдесят лет. Официальные языки здесь -китайский и английский. (Плотность населения в Макао составляет 26 тыс. человек на один кв. км). Это самый высокий показатель в мире для отдельно взятого государственного или полугосударственного образования; непосредственно в городской черте Сянгана плотность населения достигает рекордной цифры - около 180 тыс. человек на один кв. км).

Китай занимает ведущее место по многим научным направлениям. В частности, в таких приоритетных направлениях, как ядерная энергетика; космическая техника - создание орбитальной космически станции, современной ракеты-носителя большой мощности для использования в военных и гражданских целях; информационные технологии - разработка сложных компьютерных систем на новых принципах, оптоэлектронных измерительных приборов и устройств, комплексных информационных систем: автоматизация и создание производственных систем, интегрированных на базе ЭВМ; лазерная техника; новые конструкционные материалы; биотех-

нология - создание высокопродуктивных, болезнестойких пород животных, высокоурожайных сортов растений, новых медицинских препаратов, применение генной инженерии в борьбе с заболеваниями; участие в исследованиях генома человека, разработке проблем искусственного интеллекта и др.

В условиях современной мировой геополитики между Россией и КНР установились прочные экономические, геополитические и стратегические отношения: началось взаимодействие между таможенными службами в новом формате Россия - Китай- Казахстан; облегчается визовый режим, китайские инвесторы стремятся открыть свой бизнес в России, российский и китайский бизнес готовы к сотрудничеству во многих направлениях, в том числе в области инфраструктурного строительства. ХХ1 век принято считать веком Азиатско-Тихоокеанского региона, сердцевину последнего составляет Китай.

Литература

1. Страны мира, факты и цифры. Справочник - С-Пб: «Норинт», 2001

2. Перцик Е.Н. Города мира. География мировой урбанизации. - М.: «Международные отношения», 1999

3. Перцик Е.Н. Географическая мысль: история, проблемы, поиск решений. История и методология географической науки, географические аспекты развития городов и урбанизации. - М.: Изд. «Мастер», 2013

4. Кабакова С.И., Перцик Е.Н. «Особенности урбанизации в странах Западной Европы в контексте проблем развития урбанизации в России». - М.: «Инновации и инвестиции», 2014. №4

5. Переломов Л.С. Слово Конфуция - М.: ТПО «ФАБУЛА», 1992

6. «Дыхание Китая» № 5,6 и др. - М.: Российская газета, 2015

Regional Policy of China and Free

Economic Zones (FEZ) Pertsik E.N., Kabakova S.I.

Lomonosov Moscow State University, International law institution and economies of AS. Griboyedov Specific features of urbanization structure in China are described, i.e.: multi-level administrative division, uneven urbanization process (rise-fall-rise) and locations of urban population; major cities, agglomerations,

macroregions. Chana has a unique (nothing of this sort in the world) multi-level system of free-economic zones: a FEZ with a diversified economy; open seaport towns; open maritime economic zones including cities and nonurban areas; frontier open towns, etc. China was given back Hong

Kong (after 160 year in possession of Great Britain) and Macao (after 450 year in possession of Portugal). By the moment Hong Kong joined the PRC it had become one of the world financial centres and offshore business and a large capital exporter. A dedicated administrative area Xianggang has received a self government of «the most high level» - beyond the competency of local authorities are only matters of foreign policy and defense, and such status will last for 50 years.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: urbanization structure in China, multi-level administrative division, locations of urban population, major cities.

References

1. Countries of the world, facts and figures. The reference book - S-PB: «HopuHT», 2001

2. Pertsik E.N. Cities of the world. Geography of a world urbanization. - M.: «The international relations», 1999

3. Pertsik E.N. Geographical thought:

history, problems, search of decisions. History and methodology of geographical science, geographical aspects of development of the cities and urbanization. - M.: Prod. «Master», 2013

4. Kabakova S. I., Pertsik E.N. «Features

of an urbanization in countries of Western Europe in the context of problems of development of an urbanization in Russia». - M.: «Innovations and investments», 2014. No. 4

5. H.p. changes. Confucius's word - M.:

TPO «PLOT», 1992

6. «Breath of China» No. 5,6, etc. - M.:

Russian newspaper, 2015

О

3

Ю

5

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.