УДК 911.37
И.Г. Чубаров1, Н.А. Слука2
КРУПНЕЙШИЕ АГЛОМЕРАЦИИ КНР В СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ГОРОДОВ
Важным следствием трансформации мировой системы в условиях глобализации стало возникновение транснациональной урбанистической системы, главными элементами которой выступают глобальные города. Особое место в этой сети занимают города Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности Китая. Проанализированы критерии выделения глобальной городской сети мира на современном этапе, оценено место крупнейших агломераций КНР — Пекина, Шанхая, Сянгана (Гонконг), Шэньчжэня и Гуанчжоу — в четырех измерениях глобальности: геодемографической, геополитической, геоэкономической и социокультурной сферах; выделены типы глобальных городов страны. Прогнозируется расширение состава и усиление позиций глобальных городов КНР в транснациональной урбанистической системе.
Ключевые слова: глобалистика, геоурбанистика, городские сети, глобальные города, Китай, Пекин, Шанхай, Гонконг, Шэньчжэнь, Гуанчжоу.
Введение. В условиях глобализации кардинально меняется представление как о составе и значимости основных элементов, так и о собственно территориальной организации мировой системы, ядром которой выступает мировое хозяйство. Ее пространственная структура все больше приобретает анклавный характер. В частности, можно констатировать, что в международное разделение труда в пределах стран и регионов мира вовлекаются выборочные ареалы и центры, особенно обладающие выгодами географического положения, институциональными и инфраструктурными преимуществами, а также, если не в первую очередь, качеством трудовых ресурсов [8]. Иными словами, еще совсем недавно устройство мировой системы однозначно воспринимали как конгломерат государств, а с современных позиций — вполне обоснованно его можно трактовать уже как систему более дробных, но от этого не менее значимых объектов — крупногородских образований.
В документах ООН и других авторитетных международных организаций обосновано активное формирование так называемого архипелага городов, или транснациональной урбанистической системы, центральным звеном которой становится глобальный город [2—4, 14—16]. Подключение к ней открывает для стран и регионов новые возможности действовать в качестве мощных агентов в мировом пространстве, придает особый экономический динамизм, связанный с сектором корпоративных услуг высшего уровня, с экономикой знаний и доступом к мировым финансовым, инновационным и информационным потокам, обмену культурными ценностями и т.п. В противном случае нация или регион оказывается в изоляции, в стороне от экономического и интеллектуального ми-
рового движения. Поэтому каждый развивающийся рынок старается "обзавестись" городом международного типа, а каждый развитый — приумножить их число [7, 9].
С использованием выгод глобализации неразрывно связан стремительный рост Китая. Здесь в последние десятилетия при официальной поддержке государства особое внимание уделяется развитию как внутренних, так и внешних интеграционных процессов, целенаправленному становлению всех элементов и механизмов международных экономических отношений, начиная с создания системы свободных (специальных) экономических зон (СЭЗ) и заканчивая современным курсом руководства страны на формирование глобальных городов. При этом общая направленность — организация связей Китая с внешним миром, т.е. ускорение экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных процессов, — часто увязывается с решением более частных задач, включая апробирование инноваций на отдельных "испытательных" полигонах и рекламирование политики реформ и открытости.
Постановка проблемы. Развитие крупнейших агломераций КНР привносит немало нового в теорию и практику изучения глобального города. На карте мира появляются как существенно модернизированные старые, так и новые сильные и амбициозные города, стремящиеся на равных конкурировать с ведущими западными центрами. Однако в современной географической зарубежной и отечественной литературе этот вопрос пока не получил должного отражения. Вместе с тем раскрытие закономерностей формиро-
1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, кафедра географии мирового хозяйства, аспирант, e-mail: [email protected]
2 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, кафедра географии мирового хозяйства, вед. науч. с., докт. геогр. н., e-mail: [email protected]
вания агломераций КНР как глобальных центров — путь к пониманию и предсказанию трансформации всей транснациональной урбанистической системы; к извлечению и использованию позитивного опыта для развития российских городов. Один из важных шагов в этом направлении — оценка их истинного места в соответствии с известным аппаратом методических приемов глобалистики и геоурбанистики, выявление сильных и слабых сторон, главных механизмов и ресурсов интеграции в международное городское сообщество.
Источники информации и методы. Научно-теоретическую основу исследования составляют труды ведущих зарубежных и отечественных теоретиков географии мирового хозяйства и глобальных городов, включая разработки последних лет британской Группы исследования глобализации и мировых городов [22, 31], ряда независимых институтов США и Японии [28, 33], а также российских ученых [2—4, 14, 16]. Информационно-статистической базой исследования послужили официальные данные международных организаций, включая ООН, общие и отраслевые статистические ежегодники по КНР и отдельным ее городам [17, 21, 30], материалы зарубежной и отечественной периодической печати, сайтов интернета. В работе использованы общенаучные и конкретно-научные методы, в том числе историко-географический, статистический, типологический и сравнительно-географический.
Глобальный город в современной географии. Понятие мирового города существует в геоурбанистике уже около столетия [23], но в последние десятилетия теоретические подходы к изучению глобальных центров деловой и иного рода активности претерпели существенные изменения. Современный глобальный город, по С. Сассен, — это постиндустриальный центр, максимально интегрированный в мировую экономику и во многом черпающий ресурсы и возможности развития за счет или в результате взаимодействия в глобальных городских сетях [2, 15]. Иными словами, не существует отдельно взятого глобального города — и в этом его принципиальное отличие от мировых городов, например столиц бывших империй. Экономические достижения глобальных центров все больше связаны с выгодой позиционирования в сетях и все более оторваны от их хинтерландов и даже национальных экономик в целом. Другое важное наблюдение — в основе возникновения и развития глобальной городской сети лежит сложный конгломерат многообразных офисных сетей ТНК и транснациональных банков, т.е. ее формирование, скорее, есть результат глобальных корпоративных решений, чем коллективной работы городских властей. Третий принципиальный момент — функционирование корпорационных, т.е. городских, сетей и их слияние в единую общепланетарную систему, не может обходиться без наличия особых фокусных узлов, по М. Кастеллсу [24], — рубильников, которые выступают в качестве немногих
центров осуществления властных функций и стратегического руководства в сети. Эта роль отводится городам-концентраторам штаб-квартир крупнейших фирм, руководство которых мыслит и зачастую принимает решения в глобальном масштабе. Такие города во многом отвечают за структурирование всей мировой экономики и дальнейшее усиление системности межгородского взаимодействия. Таким образом, важной частью современной пространственной парадигмы развития глобальной экономики и мировой системы в целом становится формирование нового урбанистического порядка, строящегося на основе сетевых структур, ключевыми узлами которых выступают глобальные города.
Существует масса подходов и методик выделения и ранжирования глобальных городов. В зависимости от главной цели, решаемых задач, числа и качества привлекаемых индикаторов их можно условно подразделить на две группы: узкие (параметризирующие сравнительно небольшую группу преимущественно экономических индикаторов) и широкие (стремящиеся охватить значительное число разноплановых показателей) [2, 3, 16]. Тем не менее универсальная методика пока не создана, хотя главный поисковый ориентир задан еще в трудах апологетов мир-системного подхода в изучении социальной макроэволюции, включая труды Ф. Броделя, А.Г. Франка, И. Валлерстайна, С. Амина и Дж. Арриги, ориентирующих познание места объекта в рамках четырех главных измерений глобальности, или арен коллективного действия, — геодемографического, геополитического, геоэкономического и социокультурного.
Опираясь на имеющиеся разработки, в том числе советской школы социально-экономической географии, в самом общем виде можно выделить по крайней мере две основные категории центров глобальной городской сети — комплексные и специализированные. К первым относятся те, которые занимают лидирующие позиции во всех "полях" глобальности. Таких городов на планете немного. К ним, согласно наработкам разных научных коллективов, однозначно относятся только Лондон и Нью-Йорк — крупнейшие мировые политические, экономические, культурные центры. Довольно часто к этой категории причисляют Токио и Париж. Подавляющее большинство остальных глобальных городов относится к категории специализированных, с явным преобладанием одной-двух международных функций: финансовой, коммуникативной, инновационной и пр., тем не менее они играют важную роль в формировании и консолидации общепланетарной городской сети.
Место крупнейших агломераций КНР в классификациях глобальных городов. В последнее время Китай отличается особой динамикой процесса урбанизации, располагает колоссальной сетью быстрорастущих крупных городов. В этом плане страна явно выделяется на общемировом фоне. Если в 2000 г. здесь значилось 59 городов-миллионеров, то в 2010 г. — 89, или почти
1/5 всех городских образований мира подобного класса. По прогнозам, в 2025 г. в КНР будет насчитываться уже более 130 городов-миллионеров [13, 36]. Но значительная, если не подавляющая часть новых крупногородских центров призвана решать главную национальную задачу — обеспечить прежде всего необходимую достройку территориально-урбанистической структуры страны-гиганта с промышленно-аграрной экономикой, а не выполнять внешние функции. Последние, как правило, отводятся лишь избранным центрам. Это отражено в международных рейтингах городов. В парадигме как узкого, так и широкого подходов в определении глобальности выявлено ограниченное число китайских центров. В обоих случаях это Сянган (Гонконг), практически на равных конкурирующий с элитой глобальных городов, стоящие достаточно высоко во многих рейтингах Пекин и Шанхай, а также занимающие гораздо более скромные позиции Гуанчжоу (столица провинции Гуандун) и Шэньчжэнь3. В большинство классификаций не входят такие крупнейшие центры КНР, как Чунцин, Тяньцзинь, Ухань и многие другие.
Глобальные города КНР в геодемографических индикаторах глобальности. Людность агломераций — один из базовых критериев выделения глобальных центров, это своего рода необходимое условие для привлечения глобальных акторов, как указывал еще Дж. Фридман [26]. Однако в настоящее время большинство исследователей сходятся во мнении, что крупнейшие отнюдь не означает сильнейшие. Наро-донаселенческий потенциал уже не может быть веду-
щим индикатором лидерства и могущества города. Вероятно, этот критерий остается работоспособным на промышленной стадии общественного развития, а с наступлением эпохи постиндустриального общества, которое провозгласили социологи и экономисты, уходит в прошлое [15]. Но для центров развивающихся стран, особенно пробивающихся в элиту глобальных городов, людской ресурс весьма существен: много сравнительно дешевой и дисциплинированной рабочей силы — одно из важнейших их конкурентных преимуществ. Это в полной мере относится к глобальным городам КНР (таблица). Согласно данным ООН [36], за исключением Сянгана (Гонконга), все они входят в первую тридцатку крупнейших агломераций мира.
Гораздо сложнее аспект, который требует проведения углубленных исследований, он заключается в оценке связи глобальных городов КНР в мировом и национальном геодемографическом поле. В первом случае можно однозначно констатировать, что они как форпосты страны во взаимодействии с внешним миром играют ключевую роль во внешней миграции и формировании совершенно особой глобальной сетевой структуры: китайская диаспора значимо присутствует во всех крупнейших центрах мира [5, 6]. Во втором случае нельзя не отметить, с одной стороны, колоссальную притягивающую силу крупнейших агломераций для населения страны, а с другой — действенность мер государства по проведению жесткой миграционной политики [1, 10] при одновременной нацеленности на повышение качества человеческого
Основные показатели глобальных городов КНР, по [17, 21, 25, 30, 36]
Показатели Пекин Шанхай Сянган (Гонконг) Шэнь-чжэнь Гуанчжоу
Население, млн чел. (2010, оценка ООН) 11,7* 15,7* 7,4 8,1 9,5
ВВП по ППС (номинальный ВВП), млрд долл. США, 2009 г. 283,9 (173,7) 457,1 (256,0) 302,0 (210,7) 214,5 (120,1) 238,4 (133,5)
ВВП по ППС на душу (номинальный ВВП на душу), тыс. долл. США, 2009 г. 17,9 (10,1) 20,1 (11,3) 42,7 (29,8) 24,3 (13,6) 23,2 (13,1)
Число штаб-квартир ТНК, 2010 г. 30 4 4 1 1
Число перевезенных авиатранспортом пассажиров, млн чел., 2009 г. 65,4 67,0 45,6 24,5 37,0
Объем перевезенных авиатранспортом грузов, млн т, 2009 г. 1,5 2,5 3,4 0,6 1,0
Объем обработанных портом грузов, млн т, 2008 г. (контейнеры, млн ТЕи, 2009) — 508,0 (25,0) 259,4 (20,9) 211,0 (18,3) 347,0 (11,2)
Число прибытий международных туристов, млн чел., 2009 г. 4,1 6,4 9,8 — —
Число постоянно проживающих иностранцев, тыс. чел., 2008 г. 110 150 495 30** 30**
ИРЧП, 2008 г. 0,891 0,908 0,944 0,844** 0,844**
* ТТ СС ^ ** -1—
Данные в границах "городов центрального подчинения"; оценка на основе данных о провинции Гуандун.
3 За рамками исследования находится Тайбэй, административный центр Тайваня. Отметим, что по степени глобальности его можно поставить в один ряд с Пекином и Шанхаем.
капитала в урбанистических ареалах. Система прописки ограничивает переток избыточных людских ресурсов в крупные города, не позволяя формироваться трущобным поясам и не допуская перегрузки городской инфраструктуры. При этом посредством смягчения правил для ведущих центров (в их число, естественно, входят и все глобальные центры КНР) предусмотрена возможность привлечения специалистов необходимого профиля путем предоставления им льготы на получение местной прописки. Это во многом способствует гармонизации городского раз-вития4.
Глобальные города КНР как геополитические центры, которые идентифицируются, согласно классическим работам [3, 14—16], прежде всего через присутствие штаб-квартир международных организаций двух типов — межгосударственных (межправительственных) и неправительственных. В данном случае ситуация отчасти парадоксальна: при несомненной весомости и особой значимости КНР в современной геополитической системе мира показатели ее ключевых городов весьма скромны. Очевидно, сказываются длительный период закрытости Китая, общая политическая обстановка в стране, не способствующая, в частности, массовому возникновению неправительственных организаций, курс на усиление международной интеграции прежде всего в экономической сфере и т.д. В более выигрышном положении находится столица Пекин, выполняющий основную часть внешнеполитических функций. Неслучайно, что он чаще всего присутствует в различных мировых классификациях; именно здесь расположена штаб-квартира крупной международной региональной организации — Шанхайской организации сотрудничества. В глобальных городах КНР власти понимают ситуацию и перспективность использования геополитического ресурса, а также необходимость активизировать участие в международных структурах высшего ранга, что пока реализуется через механизм более частных мероприятий.
Глобальные города КНР в координатах геоэкономической "арены коллективного действия". Геоэкономическая мощь — сердцевина современного представления о глобальных городах — обычно определяется, с одной стороны, сугубо точечными показателями (размер валового регионального продукта (ВРП), темп роста и структура экономики, степень развитости финансового и инновационного сектора, число штаб-квартир ТНК и т.д.), а с другой — показателями глобальной связи (объем и характер участия в мировой торговле, место в мировом интернет-трафике, в международных грузо- и пассажироперевозках авиатранспортом и др.). Это самая сильная сторона глобальных городов КНР — страны, которая в весьма сжатые сроки стала мировой фабрикой по выпуску самых
разных видов промышленной продукции [2, с. 169]. По величине ВРП и ВРП и по паритету покупательной способности (ППС) (таблица) все они входят в первую сотню крупнейших городских экономик мира, и, по прогнозам многих авторитетных международных агентств, включая "Ргке^^егИошеСоореге", заметно улучшат свои позиции к 2025 г. и займут места в тридцатке ключевых центров [35].
Пекин, Шанхай, а также Гуанчжоу — колыбель китайских экономических реформ — известные лидеры китайского "экономического чуда" и вместе со всей страной демонстрируют уникальный темп экономического роста (свыше 10% ВРП за год в течение трех последних десятилетий [17, 21, 30]). Еще больше впечатляют успехи Шэньчжэня. Благодаря тесным связям с Сянганом (Гонконг), статусу СЭЗ и ставке на производственные инновации город быстро превратился в крупнейший в стране центр электронной промышленности, индустриальный центр мирового уровня. Однако по душевым показателям ВРП глобальные города континентального Китая пока существенно, иногда в 2—3 раза, отстают от Сянгана (Гонконга), занимающего 10-е место в мире (среди стран). Отчасти это объясняется как отраслевой специализацией и в целом пока меньшей эффективностью экономики, так и тем, что административно, например, к Пекину и Шанхаю — городам центрального подчинения — относятся значительные сельские территории с многочисленным населением.
Существенна роль крупнейших агломераций КНР в системе управляющих центров мировой экономики. Все они значатся в первой сотне городов по числу штаб-квартир топ-500 крупнейших нефинансовых компаний мира. Особенно впечатляют позиции Пекина, который в 2010 г. вышел уже на 2-е место в рейтинге (30 штаб-квартир), уступив только Токио (49) и обойдя таких "монстров" деловой сферы, как Париж (25), Нью-Йорк (19) и Лондон (18) [27]. Здесь размещена практически половина штаб-квартир всех крупнейших китайских корпораций, что связано со спецификой их образования, как правило, это госкомпании, выделенные из соответствующих отраслевых министерств Госсовета КНР, или системы других государственных органов. Офис в столице также повышает статус компании и приближает ее к центру принятия решений. Несколько иная "специализация" у Сянгана (Гонконга) — наиболее свободной экономики мира [29] и Шанхая после запуска на полную мощь особой экономической зоны Пудун. Это центры притяжения и концентрации региональных штаб-квартир ТНК. Например, в Сянгане (Гонконге) в 2009 г. их число превысило 3,5 тыс., всего же в городе расположено более 6 тыс. офисов зарубежных компаний [18, с. 214].
4 Отдельно следует сказать о феномене Шэньчжэня — нового города, возникшего менее 30 лет назад фактически на пустом месте. Скорость его развития поражает. Благодаря механизмам СЭЗ сейчас здесь проживает более 8 млн человек (без пригородов — 3,5 млн человек).
Большая пятерка городов Китая характеризуется общностью гигантского масштаба и высочайшим темпом роста городского хозяйства, но значительно различается по его структуре и динамике сдвигов. Признанный в международном сообществе лидер китайских городов Сянган (Гонконг) стал одной из первых экономик в мире, еще в 1970-е гг. полностью перешедшей на постиндустриальные рельсы. Ныне здесь в третичном секторе хозяйства формируется более 90% ВВП и трудится около 80% занятых [25]. В четырех ключевых отраслях — финансовые услуги, туризм, торговля и транспорт, деловые услуги — занято 3,5 млн горожан и производится половина ВВП. Сянган (Гонконг) — один из главных финансовых центров мира (3-е место после Лондона и Нью-Йорка, согласно рейтингу GFCI-2011 [32]), наиважнейший игрок в Азии, это 3-е место по капитализации на бирже ценных бумаг, 2-е место по величине привлеченных и осуществленных инвестиций, здесь действуют 2/3 крупнейших банков и страховщиков мира. Аналогично, но с большим запозданием развивается Пекин: в середине 1990-х гг. он стал первым регионом континентального Китая, в котором третичный сектор занял лидирующие позиции. В результате деиндустриализации за последние 20 лет его доля в структуре экономики достигла 75% [21], здесь значительно развиты финансовый сектор (около 15% ВВП) и международная торговля (крупный импортер); это один из важнейших инновационных центров страны, в нем расположена китайская кремниевая долина — технопарк Чжунгуанцюнь5.
В отличие от Сянгана (Гонконга) и Пекина, возвышение остальных глобальных городов КНР во многом базируется на развитии вторичного сектора экономики. Так, крупнейший из них — Шанхай — еще до 1949 г стал индустриальной столицей страны. С начала рыночных реформ (с 1978 г.) он существенно упрочил свои позиции: более половины всех инвестиций за этот период направлено в промышленное производство. В последнее время доля вторичного сектора экономики (по стоимости ВВП) стабилизировалась на очень высоком для современного глобального города уровне и составляет около 45% [30]. Модернизация структуры хозяйства города с учетом уникального спектра его конкурентных преимуществ, включая выгоды экономико-географического положения, условий формирования, сложившееся место в современной экономике КНР и на мировых рынках, колоссальный инновационный потенциал, специфику городской среды "западного типа", активную поддержку развития со стороны государства и т.д., носит многовариантный характер. Главный вектор задан правительством КНР, которое провозгласило: "К 2020 г. превратить Шанхай в экономический, финансовый, торговый
и транспортный центр мира, современный глобальный город" [2, с. 170].
Критически важным для всех глобальных городов представляется широкое включение в мировую транспортную систему. В этом плане крупнейшие агломерации КНР достигли больших успехов; по многим показателям они лидируют не только среди центров Азиатско-Тихоокеанского региона, но и всего мира. Так, за исключением не имеющего выхода к морю Пекина, все города занимают места в первой двадцатке крупнейших портов мира (таблица). Шанхай еще в 2005 г. возглавил этот рейтинг и по настоящее время уверенно удерживает первенство [37]. Налицо прогресс интеграции городов в глобальную сеть воздушного сообщения. Сянган (Гонконг) уже достаточно давно сохраняет позиции крупнейшего грузового авиаузла в мире и специализацию на международных авиаперевозках. Стремительно растет объем пассажирских авиаперевозок, аэропорты всех глобальных городов КНР, за исключением Шэньчжэня, значатся в списке 50 ведущих в мире. Пекинский аэропорт "Кэпитал" за последние 5 лет поднялся с 25-го на 2-е место (2010 г.) в мировой табели о рангах. Хотя, отметим, по масштабам международных пассажирских перевозок воздушным транспортом позиции рассматриваемых центров пока скромнее. Тем не менее, по итогам 2009 г., третью позицию в мировом рейтинге уверенно занимал Сянган (Гонконг) [20, 25].
Глобальные города КНР в социокультурных индикаторах глобальности. Методика этого направления исследования пока наименее разработана. Среди множества параметров, отражающих глобальность городов, чаще всего в зарубежных трудах фигурируют: число проживающих иностранцев; число проводимых международных культурных, научных, спортивных мероприятий; международная привлекательность и объем туристских прибытий; общий уровень комфортности городской среды и т.д. В зависимости от системы выбранных критериев и объективности составителей рейтинги очень различаются. Так или иначе, но группа китайских глобальных городов выглядит, как правило, весьма консолидированной. Например, они в полном составе отсутствуют в топ-50 (2008 г.) по индексу качества жизни, хотя отметим, что и Нью-Йорк, занимает в нем лишь 49-е место; и одновременно входят в число 25 ведущих центров по индексу стоимости жизни (2009 г.). Подобных различий можно привести немало. Более точно вырисовывается ситуация в отраслевых рейтингах (научно-исследовательский потенциал, значимость глобальных городов как образовательных центров, доходы населения и пр.). Но генерализация информации в этой сфере — самостоятельная задача, следующий этап исследований. Здесь уместны лишь некоторые дополнения к описанию
5 Зона освоения новых и высоких технологий Чжунгуанцюнь находится в северо-западной части Пекина (район Хайдянь), возникла в середине 1980-х гг. В 2007 г. здесь функционировало 23 тыс. компаний, получивших суммарный доход более 100 млрд долл. США, число занятых приближается к 1 млн человек. В Чжунгуанцуне расположены офисы и центры НИОКР крупнейших высокотехнологичных китайских (Lenovo, Baidu, Sina) и иностранных (Microsoft, Intel, Google, AMD, Oracle, Motorola, Sony) компаний.
глобальных городов КНР, проясняющие их социокультурную значимость.
Неповторимость культурной среды Сянгана (Гонконга) — лидера среди китайских городов по уровню глобальности — неразрывно связана с особенностями историко-географических условий его формирования; выражена, в частности, в этно- и языковой специфике региона. Уникальность города состоит в широком распространении английского языка, второго официального, несмотря на этническую монолитность (95% населения — китайцы), за 1990-е гг. доля владеющих им выросла до 45%. Город фактически двуязычен, о чем свидетельствует и статистика СМИ: на английском языке выходит 20 из 43 газет и 199 из 640 периодических изданий. В городе постоянно находится 400—500 тыс. иностранцев, больше чем во всем остальном Китае, к их услугам свыше 50 международных школ, ведущих свою деятельность в соответствии с образовательными стандартами разных стран. Гонконгский университет — лучший за пределами Северной Америки и Западной Европы, еще три городских университета входят в мировой рейтинг из 200 вузов. Ежегодно в них обучаются более 19 тыс. иностранных студентов. Особое достояние региона — его киноиндустрия — третья по величине в мире. Город, кроме того, один из крупнейших международных центров событийного туризма [25, 29, 34].
Пекин — главный учебно-научный центр страны, в нем находятся ведущие вузы, крупнейшая библиотека, головные учреждения и 80 научно-исследовательских институтов Академии наук КНР, он входит в первую десятку в рейтинге исследовательских центров мира по индексу научного цитирования. Возникший в последнее время бум в изучении китайского языка превратил Пекин в образовательный центр международного уровня — каждый десятый студент здесь иностранец, и каждый четвертый иностранный студент в КНР изучает китайский в столичных университетах [12, 21]. Пекин — культурная столица страны, центр классического и современного искусства. Более того, после проведения Олимпиады в 2008 г. он не только заявил о себе как о спортивном центре мирового уровня, но и обогнал Шанхай по объему внутреннего туризма.
Среди трех остальных центров, безусловно, выделяется Шанхай [11, 19], который исторически сложился как крупный научный и образовательный центр. В городе действует около 60 вузов, причем по сравнению с другими регионами страны в нем выше доля учебных заведений, готовящих специалистов в области бизнеса. Мощная научно-исследовательская и конструкторская база представлена несколькими сотнями научно-исследовательских институтов, что позволяет создавать новые и все более сложные наукоемкие производства. В городе быстро растет число дипломатических представительств (в настоящее время 55), установлены тесные партнерские отношения с 66 городами либо другими административными единицами
из 50 стран мира. Открыто более 80 офисов новостных агентств из 20 стран. Интерес СМИ к Шанхаю как к источнику новостей свидетельствует об усилении влияния города на мировую геоэкономическую ситуацию [2, с. 177]. Шанхай — крупный центр событийного туризма. В 2010 г. здесь прошла Всемирная выставка (ЭКСПО), в которой приняли участие более 190 стран мира.
О генетических типах глобальных городов КНР. Несмотря на наличие множества всевозможных отраслевых рейтингов и комплексных (на базе агрегированных групп показателей) классификаций, сводной, признанной международным научным сообществом типологии глобальных городов пока нет. Это отчасти объясняется сложностью задачи, решение которой требует учета многих составляющих, в том числе многогранности взаимодействия на международной арене, отработки системы наиболее действенных критериев для отражения глобальности, своеобразия реалий пересечения национального и глобального полей и т.д., тем не менее определенные реперы в данном направлении исследования постепенно намечаются.
Опираясь на синтез теоретических разработок еще советской школы географии населения и современных западных школ изучения мировых центров деловой активности, а также на фактический материал, можно предварительно выделить несколько типов глобальных городов КНР. Первый — столичный, главная отличительная черта которого, помимо общей международной значимости, умело найденное сочетание обслуживания глобальных и национальных интересов. В КНР он представлен Пекином — мощным, полифункциональным городом, политико-управленческим, научно-инновационным и культурно-образовательным центром с богатейшей историей и традициями. К подобным глобальным городам относятся Лондон, Париж, Токио.
Второй тип, уже достаточно широко представленный в специальной научной литературе, обозначается термином "город-ворота", который очень точно отражает суть феномена. Часть центров приобретает особое значение за счет стратегического позиционирования в общепланетарной городской сети, в частности в результате выполнения посреднических функций между глобальными и региональными рынками и потоками информации. Своего рода мировым эталоном "города-ворот" служит Сянган (Гонконг), который не входит в элиту управленческих центров, но имеет наивысшую — после Лондона и Нью-Йорка — степень вовлеченности во взаимосвязи между элементами транснациональной урбанистической системы. (из зарубежных аналогов ближе всего к нему Сингапур). Отметим, что десятилетие, прошедшее с воссоединения города с КНР, не только не притормозило его развитие, но, наоборот, открыло новые горизонты развития. Резкое расширение масштаба хинтерланда и более плотная интеграция со стремительно развивающейся экономикой материкового Китая способ-
ствуют превращению этого города в "город суперворота".
Третий тип — индустриально-инновационный — объединяет города, лидерство которых основано на геоэкономических возможностях глобализации и сохранении важной роли производственной составляющей в экономике. К этому типу относятся три глобальных города КНР, хотя и сильно различающихся по многим параметрам. Шанхай как главный носитель типа поражает своей мощью; Гауанчжоу — исторический город Китая с более чем 2000-летней историей — пример успешной адаптации и возрождения города в условиях новых мирохозяйственных реалий, а Шэньчжэнь, напротив, — город, возникший практически на пустом месте, но уже ставший центром мирового значения, своего рода витрина достижений целенаправленной политики государства на пути реформ и открытости страны. Эти города во многом служат образцом для формирующихся глобальных центров КНР. За рубежом в эту категорию можно включить некоторые крупные агломерации новых индустриальных стран.
Заключение. Как показал анализ, большая пятерка крупнейших агломераций КНР активно подклю-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вей Е.Д., Лун Д.К. Зоны развития, иностранные инвестиции и формирование Шанхая как глобального города // Мегаполисы в условиях глобализации. М.: ИНИОН РАН, 2008. С. 114—125.
2. Глобальный город: теория и реальность / Под ред. Н.А. Слуки. М.: ООО "Аванглион", 2007. 243 с.
3. Город в контексте глобальных процессов / Под ред. И.И. Абылгазиева, И.В. Ильина, Н.А. Слуки. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. 448 с.
4. Гринин Л.Е., Коротаев А.В. Макроэволюция и мир-система: новые грани концептуализации // История и современность. 2008. № 1. С. 3—31.
5. Гуманова А.А. Крупнейшие диаспоры в мировых городах: Автореф. канд. дис. М., 2006.
6. Капралов А.В. Расселение иммигрантов в крупнейших городских агломерациях зарубежной Европы: Автореф. канд. дис. М., 2009.
7. Маршан П., Самсон И. Метрополисы и экономическое развитие России // Вопросы экономики. 2004. № 1. С. 4—18.
8. Мироненко Н.С., Слука Н.А., Ткаченко Т.Х. О трансформации пространственной структуры мирового хозяйства в условиях глобализации // Глобалистика как область научных исследований и сфера преподавания. М.: Макс-Пресс, 2011. Вып. 5. С. 222—238.
9. Пчелинцев В.С. Урбанизация в азиатском регионе на рубеже веков: от мегаполисов к "мировым" городам // Мегаполисы в условиях глобализации. М.: ИНИОН РАН, 2008. С. 87—114.
10. Самбурова Е.Н. Политика урбанизации в Китае // Приложение к концепции Иркутской агломерации. URL: http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/evolution/irkutsk/ b3_china/ (дата обращения 10.08.2011).
11. Самбурова Е.Н., Синюгин О.А., Слука Н.А. Шанхай: старый лидер нового Китая // География. Еженедельное при-
чена к транснациональной урбанистической системе. Особенно весомы их позиции на геодемографической и геоэкономической арене коллективного действия; колоссален потенциал их роста. С учетом особой динамики процесса урбанизации и социально-экономического развития страны в ближайшее время следует ожидать расширения состава китайских центров в общемировой городской сети. Опыт КНР наглядно демонстрирует, что при наличии политической воли и определенных условиях глобальным может стать практически любой населенный пункт. Это, безусловно, будет, с одной стороны, способствовать нарастанию напряженности и усилению конкуренции в уже сложившейся иерархии глобальных городов, а с другой — среди собственно китайских центров. Это обстоятельство не должно остаться вне поля зрения России, ставящей своей целью интегрирование в международное геополитическое и геоэкономическое сообщество, но располагающей пока только двумя признанными мировым научным сообществом глобальными городами (Москва и Санкт-Петербург) и не уделяющей должного внимания формированию на своей территории новых полюсов роста мирового развития.
ложение к газете "Первое сентября". 2002. № 20. С. 3—14, 19—20.
12. Самбурова Е.Н., Слука Н.А. Современный облик столицы Поднебесной // Там же. 2001. № 16. С. 9—13, 20—24.
13. Самбурова Е.Н., Слука Н.А., Сюэ Лин. КНР на пути к "урбанистической революции" // Региональные исследования. 2009. № 2 (23). С. 114—124.
14. Слука Н.А. Геодемографические феномены глобальных городов. М.; Смоленск: Ойкумена, 2009. 317 с.
15. Слука Н.А. Глобальный город // Эксперт. 2008. № 15 (604). C. 68—74.
16. Слука Н.А. Градоцентрическая модель мирового хозяйства. М.: Пресс-Соло, 2005. 168 с.
17. Чжунго тунцзи няньцзянь 2007 (Статистический ежегодник КНР). Пекин, 2008.
18. Чубаров И.Г. Гонконг: мировой эталон "города-во-рот" // Глобальная социально-экономическая география. М.; Смоленск: Ойкумена, 2011. С. 210—223.
19. Шанхай: "европеизированный город" превращается в международный финансовый центр // Женьминь жибао онлайн. 14.09.2009. URL: http://russian.people.com.cn/31516/ 6756310.html (дата обращения 17.05.2010).
20. ACI World Airport Traffic Report 2010. Montreal, 2010.
21. Beijing Statistical Yearbook 2006. Beijing, 2006.
22. Breitung W., Gunter M. Local and social change in a global city: the case of Hong Kong // Globalisation and the Chinese City. L.: Routledge, 2006. P. 85—107.
23. Castells M. The rise of the network society. Oxford: Blackwell, 1996.
24. Census and statistics department, the government of the Hong Kong Special Administrative Region. URL: http://www. censtatd.gov.hk/hong_kong_statistics/index.jsp (дата обращения 27.07.2011).
25. Friedmann J. The world city hypothesis // Develop. and Change. 1986. N 17. Р. 69—83.
26. Geddes P. Cities in evolution. L.: Williams & Norgate, 1915.
27. Global 500. Annual ranking of the world's largest corporation // Fortune, 2005—2009.
28. Global power city index 2008—2009 // Institute for Urban Strategies, The Mori Memorial Foundation, 2009.
29. Index of Economic Freedom // Heritage Foundation, 2011. URL: http://www.heritage.org/Index/ranking (дата обращения 29.04.2011).
30. Shanghai Statistical Yearbook 2009. Shanghai, 2009.
31. Taylor P.J. et al. Measuring the world city network: new results and developments // GaWC Res. Bull. 2009. N 300. URL: http://www.lboro.ac.uk/gawc/rb/rb300.html#ft0 (дата обращения 29.04.2011).
32. The global financial centers index 10 // Financial Centers Futures. 2011. N 3. 44 р.
33. The global cities index // Foreign Policy. The Chicago Council on Global Affairs, 2008—2010.
34. Top 200 — The times higher education world university rankings, 2010. Thomson Reuters, 2011. URL: http://www.times-highereducation.co.uk/world-university-rankings/2011-2012/ 201-225.html (дата обращения 29.11.2011).
35. Which are the largest city economies in the world and how might this change by 2025? // PricewaterhouseCoopers UK Economic Outlook, November, 2009.
36. World Urbanization Prospects: The 2009 Revision. N.Y., 2009.
37. World Port Ranking 2008 // Amer. Asso. of Port Authorities. URL: http://aapa.files.cms-plus.com/Statistics/WORLD% 20P0RT%20RANKINGS%2020081.pdf (дата обращения 16.08.2011).
Поступила в редакцию 17.10.2011
I.G. Chubarov, N.A. Sluka THE LARGEST AGGLOMERATIONS OF CHINA WITHIN A SYSTEM OF GLOBAL CITIES
Transformation of the world system under globalization has resulted, among other, in the emergence of a transnational urban system with global cities as a main element. The cities of Asia-Pacific region, in particular of China, are prominent in this network. Criteria of the present-day global urban network are analyzed and the position of the largest agglomerations of China, such as Beijing, Shanghai, Hong Kong, Shenzhen and Guang Zhou, is evaluated in terms of the four dimensions of globality — in geodemographic, geopolitical, geoeconomic and socio-cultural spheres. Global cities of China were classified into several types. It is forecasted that the number of global cities will grow in China and their position in the transnational urban system will strengthen.
Key words: agglomeration, PRC, global city.