ОТКРЫТЫЕ РЕГИОНЫ КИТАЯ (Экономический обзор)
Чжан Чжифэн
Zhang Zhifen. China’s open regions. The article discusses the past, present and future of modern China’s economy and the role of its open regions. The arguments and prospects made in the article are supported by statistics.
Основным стержнем экономических реформ Китая является политика открытости, которая проводится с целью динамичного привлечения в экономику иностранного капитала в форме прямых инвестиций, организации совместных предприятий и дополнительно - через специальные свободные экономические зоны. Эти экономические структуры, созданные в приморских регионах еще в конце 70-х годов прошлого столетия, стремительно развиваясь, сегодня оказывают влияние на экономику всего Китая, всех его регионов.
Согласно разработанной Дэн Сяопином, «архитектором» китайских экономических реформ, концепции многоступенчатой открытости, становление СЭЗ проходило в несколько этапов. На первоначальном этапе были созданы четыре специальные экономические зоны (СЭЗ): Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь.
Первая СЭЗ организована в 1979 году в деревушке Шэньчжэнь, на берегу залива Дапэн близ города Сянган (сегодня занимаемая СЭЗ площадь составляет 327,5 квадратных километров) [1]. Первыми инвесторами были компании из Гонконга, Тайваня, Южной Кореи и Японии.
Уже через 10 лет после образования свободная зона «Шэньчжэнь» превратилась в динамично развивающийся современный город с населением в два миллиона человек. Сейчас здесь проживают более четырех миллионов человек. Первоначально экономика СЭЗ ориентировалась на привлечение инвестиций в предприятия по переработке сырья и материалов по заказам зарубежных фирм, что обеспечивало быстрый оборот денежных средств. Это привело к тому, что с 1980 по 1990 годы промышленное производство в «Шэньчжэне» выросло в 200 раз.
В начале 90-х годов прошлого столетия администрация «Шэньчжэня» взяла курс на внедрение в производство новейших технологических процессов и продуктов высоких технологий. Благодаря этому среднегодовой темп роста производства с использованием последних научно-технических достижений составляет сегодня более 55 процентов [1,2].
Основными сферами производственной деятельности СЭЗ являются электроника и информатика. На них приходится более 90 процентов валового объема производства всех отраслей. В СЭЗ производится более одной тысячи наименований изделий машиностроения, нефтехимии, легкой промышленности и других отраслей. Быстрыми темпами развивается биотехника, машиностроение с применением электронных устройств, лазерная техника [1,2].
В 1990 году иностранный капитал «принимал участие» в деятельности более трех тысяч предприятий практически всех отраслей народного хозяйства. В 1999 году насчитывалось уже 13 тысяч предприятий с участием иностранных инвестиций из 60 стран мира, капиталовложения которых превысили 10 миллиардов долларов [1].
Богатая инфраструктура: железнодорожный узел, восемь портов, международный аэропорт, обширная банковско-финансовая сеть (1168 финансовых организаций), центры оказания услуг зарубежным инвесторам и содействия инвестициям, развитая турист-ско-курортная сеть и широкие возможности (более низкая, чем в целом по Китаю, ставка налогообложения прибыли, равная 15 процентов, отсутствие лицензирования и налогов на экспорт продукции, свободный валютный режим) способствуют постоянному привлечению в регион новых инвестиций [1].
В 2002 году внешнеторговый оборот СЭЗ «Шэньчжэнь» составил 84,42 миллиарда
долларов США, увеличившись на 27,1 процента по сравнению с 2001 годом [3].
Следующим шагом Правительства Китая стало присвоение ряду городов статуса «открытых» с наделением соответствующими льготами.
Принятое в 1984 году решение об «открытии» 14 городов-портов на побережье Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей с 20 миллионным населением - придало дополнительный импульс развитию приморских районов страны и повлияло на экономическое развитие всего региона. К этим городам (с юга на север) относятся: Бэйхай, Чжаньцзян, Гуанчжоу, Фучжоу, Вэньчжоу, Нинбо, Шанхай, Наньтун, Лянь-юньган, Циндао, Яньтай, Далянь (бывший порт Дальний), Тяньцзинь, Циньхуандао [1].
Необходимо учитывать, что четырнадцать городов, открытых мировому рынку и получивших право на свободное сотрудничество, а также интернационализацию производства, не относились к бедствующим районам. Их доля в промышленном производстве Китая составляла 23 процента, в экспорте страны - 40 процентов [ 1 ].
Создание СЭЗ в индустриально развитых районах усилило их влияние на экономику региона и всего Китая. На территории этих экономических структур в настоящее время размещаются технопарки, где разрабатываются новейшие технологии с привлечением иностранного капитала, функционирует производство, ориентированное на экспорт, активно работают торговые предприятия [1].
В отличие от специальных экономических зон комплексного назначения, имеющих собственную нормативную базу и территориальные границы, «открытые» порты функционируют в общей системе производственных и административных связей страны. Однако им предоставлены значительные свободы в проведении экономической политики. В частности, они имеют право самостоятельно утверждать проекты совместных предприятий с участием иностранного капитала в размере от 5 до 30 миллионов долларов США. «Открытые» города-порты обеспечивают 2/5 экспорта и почти 100 процентов грузооборота всех морских портов [1].
Например, в Тяньцзине, на месте бывшей пустоши, на площади 35 квадратных километров сегодня функционирует зона
технико-экономического освоения, на территории которой получили развитие металлургическая, машиностроительная, химическая, электроэнергетическая, текстильная, бумажная, а также пищевая промышленность. Основными инвесторами являются компании Южной Кореи, США и Японии [2].
На 1 января 2002 года (за 17 лет функционирования) эта СЭЗ привлекла фактический иностранный капитал в размере 8 миллиардов долларов США (объем заявленных инвестиций составил более 15 миллиардов долларов США). В СЭЗ реализуются 234 проекта с размером инвестиций свыше 10 миллионов долларов США каждый, 11 проектов с суммарными инвестициями, превышающими 100 миллионов долларов США [3].
За 2002 год фактические инвестиции зарубежных предпринимателей в зону экономического развития г. Тяньцзиня составили 2,41 миллиарда долларов США [3].
В открытом городе Циндао, расположенном на берегу Желтого моря, доход от международного туризма ежегодно составляет более 100 миллионов долларов США. Успешно функционируют 76 отелей, 10 международных и 104 местных туристических агентства, 1538 банковских учреждений и их филиалов с участием иностранного и китайского капиталов [2].
На территории зоны экономического и технологического развития Циндао расположены предприятия химической промышленности, зона свободной торговли и промышленный парк высоких технологий (фактическое использование здесь иностранного капитала - более 700 миллионов долларов США). Циндао является современным портом, международным торговым центром, базой химической промышленности, курортом, местом международного и национального туризма и отдыха. Вокруг города, вдоль автострад, располагаются 55 промышленных парков с иностранным капиталом более 1 миллиарда долларов США. Здесь открыты 38 внутренних авиалиний и 7 международных и региональных авиалиний, связывающих город-порт с Японией, Южной Кореей, Сингапуром [2].
В 1988 году создана специальная зона комплексного назначения - остров Хайнань (площадь 34 тысячи квадратных километров) в Южно-Китайском море, выделенный в са-
мостоятельную провинцию. В отличие от индустриально развитых 14 городов, он являлся одним из наиболее отсталых районов Китая. Для привлечения в новую СЭЗ капитала Правительство КНР разработало и предоставило инвесторам широкий спектр скидок. Благодаря этому доход крупнейшей СЭЗ Китая в 2001 году от одной только туристической отрасли, сумевшей привлечь 11,25 миллиона туристов, составил более 723 миллионов долларов США [3].
На следующем этапе проведения экономических реформ, начавшемся в 1990 году, создана зона развития - «Пудун», являющаяся частью Шанхая. В ее составе действуют: зона свободной торговли, районы промышленной, научной, финансово-торговой специализации [3].
Данные официальной статистики показывают, что по состоянию на 1 ноября 2002 года Муниципалитет Шанхая (финансового и экономического центра Китая), используя «Пудун» в качестве инструмента привлечения инвестиций, подписал контракты под реализацию 27352 проектов с участием зарубежного капитала в размере 61,905 миллиарда долларов США. В 2002 году Шанхай получил 17,4 миллиарда долларов США в виде налогов. В том числе налог на доходы корпораций, функционирующих в Шанхае, составил 2,19 миллиарда долларов США. Из всех 1113 видов коммерческой деятельности с участием иностранного капитала, представленных в Шанхае, 636 направлено на обслуживание торговой деятельности по всему миру [3].
В настоящее время различные типы СЭЗ функционируют практически на всей территории Китая.
Крупнейшие зоны беспошлинной торговли созданы на восточном побережье в районах Гуанчжоу, Тяньцзинь, Далянь и других [1].
В Китае функционируют также 25 экспортно-ориентированных производственных зон [3].
С целью преодоления технической отсталости внутренних районов страны всемерно развивались зоны высоких технологий, число которых в настоящее время в два раза больше, чем в Японии [1].
Первый технопарк в Китае - Пекинская экспериментальная зона развития новых и
высоких технологий - создан в 1988 году. На его территории в 100 квадратных километров функционируют десятки учебных заведений (в том числе Пекинский государственный университет), 130 научно-исследовательских институтов и лабораторий, в которых занято более ста тысяч специалистов [1].
Второй по величине технопарк Китая -«Наньху». Он расположен в городе Шеньяне на территории в 22 квадратных километра. Там находится 12 вузов, 30 научно-исследо-вательских институтов, 220 предприятий высокой технологии, в том числе 30 компаний с участием иностранного капитала в размере более 6 миллиардов долларов США [1].
В Китае технопарки функционируют по всей стране, включая города центральных и северо-восточных провинций, такие как Харбин, Чанчунь, Шаньян, Сиань, Ланьчжоу, Ченду и другие. В 1999 году в Китае успешно работали 53 государственные зоны освоения высоких технологий [1].
Планомерным шагом расширения деятельности СЭЗ явилось создание особых административных районов - Аомэнь (Макао) и Сянган (Гонконг) - после их возвращения под юрисдикцию Китая.
Сянган (Гонконг). В 1997 году Китай восстановил над Гонконгом свой суверенитет. Дэн Сяопин так обрисовал политику в отношении Гонконга: «Существующие в
Гонконге политические и экономические системы, даже большинство действующих там законов останутся неизменными. В Гонконге сохранится капитализм».
Оставить в Гонконге капитализм решено на 50 лет. Это связано с тем, что за этот период Китаю должно объективно хватить времени для «превращения в действительно развитую страну или приближения к этому статусу» [4].
Сянган, как теперь именуется Гонконг, на сегодняшний день остается основным инвестором в экономику континентального Китая, третьим по значимости торговым партнером после Японии и США. Товарооборот между Сянганом и остальным Китаем - более 40 миллиардов долларов США. На его долю приходится третья часть экспорта США в КНР [4].
Иностранные фирмы, находящиеся в Сянгане, беспошлинно поставляют оборудование и материалы своим филиалам на тер-
ритории материкового Китая. Готовые изделия беспошлинно ввозятся обратно с целью реэкспорта.
Сянган остается четвертым, по значимости, в мире банковским центром, восьмым субъектом торговли и экономики, занимает шестое место по доле валового внутреннего продукта на душу населения. Если суммировать золотовалютные резервы КНР, Сянгана и Тайваня (344 миллиарда долларов США), то Китай займет первое место в мире [4].
На территории специального административного района Сянган проживает 0,5 процента общего населения Китая. При этом на него приходится 25 процентов производимых в КНР товаров и услуг [4].
Аомэнь (Макао). В 1999 году Аомэнь возвращен Китаю. На его территории проживают 450 тысяч человек. В течение 50 лет там также будет сохраняться сложившаяся экономическая и политическая система [4, 5].
Исторически Аомэнь был одним из первых в Китае внешнеторговых портов. Являясь международным свободным портом и независимой налоговой зоной, Аомэнь сохраняет низкие таможенные тарифы и придерживается принципов свободной торговли. Администрация Аомэня заключила примерно с 30 странами и районами соглашения о безвизовом режиме, со 130 странами и районами поддерживает устойчивые торгово-экономические связи. Аомэнь — официальный член более 20 международных организаций, в том числе ВТО, Международной туристической организации [6].
В настоящее время основными отраслями Аомэня являются строительство недвижимости, переработка товаров на экспорт, банковско-страховое дело, туристическо-игорный бизнес [6].
Экономика Аомэня относится к островной экономике открытого типа и малого масштаба (предприятий с численностью персонала менее 100 человек - 93,41 процента, менее 15 человек - 60 процентов, более 200 человек - 1,62 процента). Она сильно зависит от мирового рынка товаров и услуг (90 процентов туристов - иностранцы, 95 процентов продукции перерабатывающей промышленности идет на экспорт)[6].
Основным торговым партнером Аомэня является Сянган. Интересным является факт, что почти все ввозимое сырье, оборудование,
готовая продукция и экспортируемые Аомэ-нем товары проходят через Сянганский порт; около 20 процентов экспорта Аомэня направляется в Сянган, он является третьим после Европы и Америки крупным рынком сбыта продукции Аомэня [6].
Сянган - главный поставщик в Аомэнь денежных средств, оборудования, технологии и информации для нужд перерабатывающей промышленности. В валовом объеме инвестиций в промышленности Аомэня около 60 процентов принадлежит бизнесменам Сянгана [6].
На протяжении нескольких столетий Аомэнь для Китая - «связующее звено» в его внешнеэкономических связях. Это, в свою очередь, явилось стимулом и предоставило шансы и возможности развитию экономики самого Аомэньского региона. С другой стороны, внутренние районы Китая являются главными поставщиками сырьевых материалов, рабочей силы и нехлебных продуктов сельского хозяйства, а также важным источником квалифицированных кадров, рабочего персонала и техники для экономики Аомэня [6].
Экономический статус и благоприятное географическое положение Аомэня способствуют постоянному привлечению инвестиций в регион.
За 7 месяцев 2002 года иностранные инвесторы вложили в ОАР Аомэнь 137,5 миллиона долларов США. Большинство инвестиций приходится на недвижимость и гостиничный бизнес. Недавно были зарегистрированы оффшорные компании, главным образом из Сянгана и США, планирующие инвестировать в Аомэнь более 140 миллионов долларов США. В августе 2002 года в Аомэ-не был открыт центр поддержки бизнеса, деятельность которого направлена на оказание иностранным инвесторам услуг по регистрации предприятий и расширению бизнеса в регионе [3].
В 2002 году Аомэнь инвестировал 274 млн. долларов США в соседнюю провинцию Гуандун [3].
В соответствии со стратегией открытости внешнему миру, китайское правительство в начале 90-х годов прошлого столетия разработало и утвердило план создания семи крупных экономических регионов, преследуя цель - сократить разрыв в экономическом состоянии отдельных районов и придать хо-
зяйственному развитию большую слаженность и скоординированность.
Ключевая роль в реализации этой стратегии вновь отведена свободным зонам как экономическим структурам, которые, осваивая современные технологии, способствуют развитию регионов.
В настоящее время выделяются следующие экономические регионы: Дельта реки Янцзы и прилегающие районы, Регион Бо-хайского залива, Юго-Восточный регион, Регион Юго-Западного Китая и частично Южного Китая, Северо-Восточный регион, Регион пяти провинций Центрального Китая и Северо-Западный регион [7].
Выделение больших самостоятельных регионов способствует освоению внешних рынков, расширению регионального рыночного пространства и усилению межрегиональных хозяйственных связей. При этом разграничении учитывались закономерности рыночной экономики, существующая специализация регионов и особенности природных условий [7].
Тайвань. К концу 1999 года объем непрямой торговли между Тайванем и материковым Китаем составил более 160 миллиардов долларов США, объем фактических инвестиций тайваньских предпринимателей -свыше 24 миллиардов долларов США [4].
За первое полугодие 2002 года тайваньские компании инвестировали в Китай 1,9 миллиарда долларов США. Общие инвестиции в КНР по состоянию на сентябрь 2002 года составили 100 миллиардов долларов США [3].
В первой половине 2002 года тайваньские компании подписали с материком ряд контрактов с объемом заявленных инвестиций 4,4 миллиарда долларов США (рост 31 процент по сравнению с аналогичным периодом 2001 года). Торговля между двумя сторонами за 1-е полугодие 2002 года также возросла на 31 процент и составила 19,6 миллиарда долларов США [3].
Большинство инвестиций тайваньских бизнесменов приходится на г. Шанхай, а также восточные провинции Цзянсу и Чжэцзян [3].
Дэн Сяопин заявлял, что хотя Китай не принимает капитализма западного типа, тем не менее, должен быть широко открыт всему миру, чтобы заимствовать передовые методы управления, лучшие достижения науки и
технологии, а также привлекать иностранный капитал всех стран мира, и в первую очередь -экономически развитых. Все, что способствует в Китае развитию производительных сил, повышению совокупной мощи государства и жизненного уровня народа, должно найти свое воплощение в практике. В этом заключается суть его крылатых слов: «Неважно, черная или белая кошка, главное, чтобы она ловила мышей!» [2].
Покинувший в ноябре 2002 года свой пост Председатель КНР Цзян Цзэминь в речи на торжественном собрании, посвященном 20-летию со дня создания Шэньчжэньской особой экономической зоны, отметил: «Особые экономические зоны как испытательные полигоны сыграли большую роль в историческом процессе перехода от плановой в прошлом экономики к социалистической рыночной экономике. В качестве контактных окон и баз они сыграли немалую роль в историческом процессе расширения открытости внешнему миру. Выступили примером, центром притяжения в историческом процессе совместного развития всех районов страны» [8].
Сегодня новым лидером Китая Ху Цзиньтао проводится политика «тройного представительства». Она «открыла двери главенствующей партии Китая для бизнесменов и предпринимателей», что послужит очередным мощным импульсом развития экономики страны [9]. Общая открытость экономики и СЭЗ способствуют постоянному поступлению в Китай иностранных инвестиций.
В 1998 году в стране зарегистрировано 91 166 новых совместных предприятий с общим объемом инвестиций 28,9 миллиарда долларов США. В 1999 году учреждено свыше 15 тысяч новых предприятий с иностранными инвестициями, а на начало 2001 года общее количество функционирующих в Китае СП составило более 128 тысяч [10].
В декабре 2001 года КНР вступила в ВТО, что также послужило дополнительным импульсом развития страны через привлечение инвестиций. После недавнего снижения таможенных пошлин на изделия автомобилестроения и другие новые технологии, в эту страну буквально «хлынул» целый ряд мировых корпораций.
Итоги исследования, проведенного в 2001 году американским журналом «Fortune», показывают, что 92 процента транснацио-
нальных корпораций планеты открыли или планируют открыть свои штаб-квартиры в Китае. К примеру, японские компании «Мацусита электрик» и «Саньо электрик» ожидают роста своих продаж в Китае на 30 и 25 процентов соответственно. Американская корпорация «Дженерал Моторе» планирует увеличить производство автомобилей в Китае в два раза, всем известная компания «Боинг» стремительно увеличивает объемы своих продаж [9].
Благодаря открытости экономики Китая, Республика Беларусь успешно развивает торгово-экономические отношения с этой азиатской страной. Между правительствами обоих государств заключено более 50 соглашений и договоров, затрагивающих практически все сферы сотрудничества: Соглашение об избежании двойного налогообложения, Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, Соглашение о сотрудничестве между Министерством экономики Республики Беларусь и Государственным Комитетом планирования и развития КНР и ряд других [11].
Китай занимает первое место в товарообороте Беларуси со странами азиатского региона (в 2001 году он составил 184,3 миллиона долларов США, в том числе экспорт -143 миллиона долларов США) [11].
Основные отрасли нашего сотрудничества - электроника, лазерная техника, биология, биохимия. В 1998 году разработана программа научно-технического сотрудничества. В 2000 году принята дополнительная программа, рассчитанная на три года, в которой определено 13 приоритетных направлений. А всего за десять лет совместной работы обе стороны рассмотрели около 470 проектов, 197 из них одобрены как представляющие взаимный интерес, многие уже выполнены [11]. В ближайшее время планируется в результате реализации многочисленных совместных проектов (их более 150) увеличить торговый оборот в 2-3 раза и достигнуть уровня 500 миллионов долларов США, сохранив при этом сбалансированность двусторонних торговых отношений [11].
В провинции Шаньдун функционирует созданный в конце 2000 года белорусско-китайский технополис по освоению новых и высоких технологий. Его главной задачей является активизация продвижения на китайский рынок белорусской продукции и техно-
логий. Этому способствует и представление предприятий Беларуси на выставочноярмарочных и других мероприятиях, проводимых в Китае. Так, Беларусь приняла активное участие в неделе высоких технологий, проходившей в КНР весной 2002 года, и в Шанхайской международной промышленной ярмарке - в ноябре 2002 года.
В провинции Хубэй (г.Сяогань) успешно работает белорусско-китайское совместное предприятие «Санцзян-Волат», созданное в 1998 году с участием Минского завода колесных тягачей (30 процентов уставного фонда) и китайской группы компаний космической промышленности «Санцзян» (70 процентов уставного фонда). Предприятие производит специальные колесные шасси повышенной проходимости, и собираемые на их основе автомобили для нефтяной, строительной и прочих отраслей активно используются при освоении обширных западных территорий Китая. Комплектация белорусской стороны в настоящее время составляет 25 процентов. Производство пока загружено на 40 процентов, в ближайших планах Минского завода колесных тягачей - организация сервисного обслуживания техники, увеличение сборки шасси разных модификаций до 250-300 единиц. Прибыль СП за 2001 год составила 788 тысяч долларов США [9, 11].
В 2002 году СП «Санцзян-Волат» вошло в число ста лучших предприятий с иностранными инвестициями провинции Хубэй. На сегодняшний день оно является крупнейшим из наших СП с общим уставным фондом 6,3 миллиона долларов США [9, 11].
В стадии проработки находятся вопросы организации в Китае сборочных производств минских заводов: автомобильного, тракторного, - а также других крупных белорусских промышленных предприятий.
Экономические результаты Китая, основой которых является «открытость» его регионов для инвестиций, впечатляют. В результате 20-летнего развития внутренний валовой продукт, по сравнению с 1980 годом, вырос в почти в 20 раз и составил один триллион долларов США, что в 120 раз больше показателя 1952 года [10].
По состоянию на 2000 год на предприятиях с участием сянганского, аомэньского и тайваньского капитала работало 3 миллиона 60 тысяч человек (в 1995 году - 241 тысяча
человек), а на предприятиях с участием иностранного капитала - 24 миллиона 140 тысяч человек (в 1995 году - 1 миллион 560 тысяч человек). Зарегистрированный уровень безработицы составил 3.! процента [10].
В 2000 году объем импорта и экспорта, по сравнению с 1999 годом, увеличился на 31,5 процента и составил 474,3 миллиарда долларов США. В 2001 году по объему внешней торговли (509,8 миллиарда долларов США) Китай вышел на пятое место в мире (против 32-го в 1978 году) [3].
Улучшилась структура экспорта за счет повышения в нем удельного веса продукции машиностроения, электронной промышленности, а также продукции высоких технологий.
За истекшее пятилетие (1995-2000) возросли масштабы привлечения зарубежного капитала: свыше 289,4 миллиарда долларов США, что на 79,6 процента превышает показатели восьмой пятилетки. В 2000 году прямые иностранные вложения в экономику страны составили 40,7 миллиарда долларов США [10].
В 2001 году Китай приступил к реализации разработанных Госсоветом КНР «Основных положений десятого пятилетнего плана экономического и социального развития».
По данным Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества КНР, фактические иностранные инвестиции в 2002 году составили 52,743 миллиарда долларов США, увеличившись на 12,51 процента по сравнению с 2001 годом [3].
За 2002 год было зарегистрировано 34171 предприятие с объемом иностранных инвестиций, оговоренных в контрактах, 82,77 миллиарда долларов США, увеличившись на 30,72 и 19,62 процента соответственно по сравнению с 2001 годом [3].
В настоящее время в Китае функционируют более 420 тысяч предприятий с участием зарубежного капитала с общим объемом
заявленных инвестиций более 828 миллиардов долларов США. Фактические иностранные инвестиции по состоянию на 1 января 2003 года в Китай составили 447,97 миллиарда долларов США [3].
По мнению китайских аналитиков, народное хозяйство Китая будет сохранять быстрые темпы развития, заметные результаты даст стратегическое урегулирование экономической структуры, значительно повысятся качество и эффективность экономического роста, и в результате будет заложен надежный фундамент для того, чтобы в 2010 году удвоить ВВП по сравнению с 2000 годом, а к 2021 году - увеличить его в четыре раза [10. 11].
1. Друзик Я.С. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства. Мн., 2000. С. 132-161.
2. Здравствуй, Китай! / Ред.-сост. М.Н. Шиман-ский. Мн., 2001. 399 с.
3. http://www.ChinaChamber.com.cn. доступ свободный.
4. Китай: от Конфуция к Дэну / Ред.-сост. Е. Ростиков. Мн., 2001. 256 с.
5. Гэ Гуанчжи. Аомэнь - дивный самоцвет южно-китайского моря: Межконтинент. изд-во Китая, 1999. 97 с.
6. Сюй Яминь, Ци Пэнфэй. Аомэнь на пороге 21 века: Межконтинент. изд-во Китая, 1999. С. 48-50.
7. Материалы информационного офиса, бюро Государственного Совета Китайской Народной Республики, 2000. Март.
8. Творцы истории: Мао Цзэдун, Дэн Сяопин, Цзян Цзэминь: Статьи и выступления. Мн., 2001.351 с.
9. Белорусская деловая газета. 2002.
10. Китай: Факты и цифры. Изд-во «Синьсин», 2001. CD-R.
11. Рэспублжа. 1995-2002.
Поступила в редакцию 20.11.2004 г.