Секция вычислительной техники
УДК 621.385
В.Ф. Гузик, АЛ. Гармаш
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Известно, что педагогическая наука и практика базируются на определенном понимании мира и человека. Эти мировоззренческие представления определяют цели и задачи образования, его содержание, принципы и методы.
Система образования, построенная на принципах классической науки, механистического представления мира, функционирует как закрытая, директивная, лишенная способности к саморазвитию. В XX веке произошли значительные изменения в наших представлениях о природе, процессах познания и развития человека. На базе квантовой теории сформировались идеалы и нормы неклассической науки, которая поместила исследователя внутрь системы наблюдения, мировое устройство стало выглядеть по-р^ному, в зависимости от местонахождения исследователя. Однако формы взаимодействия обучающего и обучаемого остались прежними, образование продолжало оставаться директивным.
Во второй половине XX столетия на смену механистическому видению мира , -роде систем - системы открытого типа. Между ними постоянно происходит обмен , , , типа характерна постоянная изменчивость, стохастичность. В открытом, необратимом мире человек находится в ситуации постоянного выбора, поиска наиболее оптимального решения в соответствии с изменяющимися условиями [1,2].
Традиционная система образования уже не может эффективно выполнять роль средства освоения человеком мира. Дальнейшее развитие образования связано с приданием процессу обучения открытого, творческого характера, определяющей тенденцией образования является интеграция различных способов познания мира на базе единства информационного и образовательного процессов [3]. В многочисленных трудах зарубежных и отечественных ученых раскрыты основополагающие принципы открытого образования: свобода составления индивидуальных программ обучения путем выбора из системы курсов, свобода в выборе времени, места и темпов обучения, свободное развитие индивидуальности, переход от принципа «обр^ование на всю жизнь» к принципу «обр^ование через всю жизнь».
Модель образования на основе синергетического подхода открывает широкие возможности подготовки специалиста для конкретного предприятия отрасли, более полного удовлетворения потребностей региона в специалистах с учетом перспектив его экономического развития, для совершенствования регионализации образования и на этой основе воспитания чувства патриотизма и ответственности за тра-
« ».
Секция вычислительной техники
Кафедра ВТ ТРТУ на протяжении нескольких лет ведет активную разработку и практическую проверку концептуальных основ интеграции и принципов эффективного партнерства средних и высших профессиональных учебных заведений как формы региональной подготовки специалистов в системе открытого образования.
С 1992 года кафедра ВТ ТРТУ сотрудничает с Астраханским колледжем вычислительной техники (АКВТ) и Краснодарским колледжем электронного приборостроения (ККЭП) в области непрерывного профессионального образования по специальности 220100 «Вычислительные комплексы, машины, системы и сети». Выпускники указанных колледжей, получив среднее профессиональное образова-. 220100
, -
щенным программам в соответствии с Законами РФ «Об образовании» и «О выс-
».
С 1997 года на базе методических центров непрерывного профессионального образования в Астрахани и Краснодаре ведется подготовка инженеров по спец. 220100
, : -
ным программам с учетом требований Государственного образовательного стан-220100; , -; -
.
,
партнерства в разработке методологии обучения в интегрированной системе от, , по дисциплинам высшего профессионального образования, методических материалов, которыми пользуются студенты колледжей, желающие продолжить образование в ТРТУ, в стимулировании познавательной активности студентов на основе внедрения принципов открытого образования, в совместном выживании в новых .
, - -
скников, изучают возможности их трудоустройства. Так, в феврале 2001 года АКВТ совместно с департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Астраханской области проведено изучение мнений и предложений работодателей о возможностях трудоустройства выпускников колледжа по 220100. -ные такие требования к специалистам: знать работу администратора сети, уметь работать с программным продуктом Microsoft Office и графическими пакетами, уметь осуществлять аппаратное конфигурирование под заданный тип задач, модернизацию вычислительного оборудования, производить диагностику неисправностей и ремонт средств ВТ, знать специфику производства, осуществлять поиск по Internet, знать основы HTML, работать с электронной почтой, уметь размещать документы на Web-узлах.
На основе анализа полученной информации вносятся изменения в учебные , -
220100, -тодических материалов и организация учебного процесса с целью подготовить , .
Партнерство средних и высших профессиональных учебных заведений имеет ряд преимуществ при подготовке специалистов для региона по следующим причи-:
♦ в новых экономических условиях совместная деятельность профессиональных учебных заведений способна удовлетворять потребности как
, -разования по профилю специальностей сотрудничающих учебных заве, -;
♦
высококвалифицированных специалистов за счет использования интегрированного кадрового, учебно-методического и материальнотехнического потенциала партнеров;
♦ сокращение сроков подготовки с пециалистов с высшим образованием;
♦ наличие среднего и высшего профессионального образования у выпускника интегрированной системы дает ему больше шансов на получение
;
♦
использовании дистанционных технологий в обучении решаются проблемы взаимоотношений обучающихся с родителями, которые сегодня предпочитают, чтобы их дети учились по месту жительства, и с работо-, -
;
♦ в условиях отсутствия достаточного финансирования позволяет партнерам уменьшить затраты на учебную и учебно-методическую работу. Партнерство учебных заведений разных уровней образования, являясь, на , -средственно в регионе, нуждается сегодня в обобщении накопленного опыта, в исследовании и определении наиболее эффективных форм сотрудничества, совместных методик обучения и практической подготовки специалистов, в разработке - - -, -.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хакен Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. М.: Наука, 1991.
2. Шевелева С.С. Открытая модель образования (синергетический подход). М.: Магистр, 1997.
3. Егоров В.С. Учебный процесс в современном вузе. М.: 1991.