Научная статья на тему 'Проблемы проектирования основных образовательных программ'

Проблемы проектирования основных образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
693
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНЦИЯ / SYSTEM OF THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING / THE EDUCATIONAL STANDARD / THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / THE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Т. А., Плаксина О. А.

Статья посвящена проблемам проектирования и реализации основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Представлен пример унификации общекулыурных компетенций укрупненной группы направлений подготовки в рамках отдельного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеева Т. А., Плаксина О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the basic educational programs planning

The article is devoted to the problems of design and implementation of major educational programs under the federal state educational standards of higher education. An example of general cultural competence unification of the enlarged areas of training within a single institution of higher education is represented in this article.

Текст научной работы на тему «Проблемы проектирования основных образовательных программ»

. ДИСКУССИЯ

™ журнал научных публикаций

Т. А. Матвеева, д-р пед. наук, канд. физ.-мат. наук, профессор, О. А. Плаксина, аспирант,

кафедра информационных систем и технологий, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, o.a.plakssina@gmail.com

ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ

На сегодняшний день в системе высшего профессионального образования (ВПО) приняты новые государственные образовательные стандарты — федеральные ГОС ВПО (ФГОС ВПО). Российские вузы в 2011/2012 учебном году приступили к реализации ФГОС ВПО по всем направлениям подготовки.

Одним из обязательных и важнейших этапов внедрения ФГОС является разработка основных образовательных программ (ООП). При проектировании ООП высшими учебными заведениями осуществляется создание полного комплекса программно-методического обеспечения учебного процесса, отвечающего современным требованиям. Эта работа потребовала значительных усилий из-за сжатости сроков

Дисциплина одна, преподается одинаково, а результаты должны быть разными из-за несовпадения соответствующих компетенций в ФГОС.

процесса, паспорта и программы дисциплин (модулей), дидактические ресурсы для полноценного методического обеспечения ООП.

Ранее составление соответствующих документов по ГОС ВПО не создавало серьезных проблем для разработчиков, так как названия, объем и содержание дисциплин были заложены в стандартах с четкими формулировками и числовыми значениями. После введения ФГОС ВПО возникает множество ситуаций с неоднозначным трактованием требований стандарта, начиная с первых этапов проектирования ООП: при разработке компетентностной модели выпускника, составлении учебного плана и программ дисциплин (модулей). Стоит заметить, что вышеперечисленные проблемы

исполнения и необходимости одновременно подготовить ООП по всему списку направлений подготовки, например, в Уральском федеральном университете (УрФУ) за прошедший год разработано более 500 образовательных программ по 100 направлениям подготовки выпускников.

В основе проектирования ООП лежит компетентностная модель выпускника, в соответствии с которой определяются перечень, содержание и трудоемкость учебных дисциплин, практик, обеспечивающих формирование необходимых компетенций, учебный план и график образовательного

являются особенно острыми для дисциплин, читаемых в потоках для нескольких направлений и профилей подготовки выпускников.

Стандарты включают в себя заданные ограничения по продолжительности и трудоемкости образовательного процесса. При этом компетенции для технических направлений, предложенные ФГОС ВПО, отличаются по формулировкам, обозначению (код), по принадлежности к группе (общекультурные, профессиональные), по привязке их к определенным учебным циклам. Различия достаточно существенны — общее

число компетенций изменяется от 15 до 102, число общекультурных компетенций (ОК) — от 3 до 24, число профессиональных компетенций (ПК) — от =

16 до 78. Получается, что при одинаковой продолжительности и трудоемкости ООП у выпускников технических направлений должно сформироваться разное количество компетен-ций1.

Остановимся подробнее на примере одной из укрупненных групп направлений подготовки (УГНП) бакалавров 220000 «Автоматика и управление». Так, в УрФУ по данной группе осуществляется набор по шести направлениям из девяти имеющихся в УГНП: 220400 «Управление в технических системах», 220700 «Автоматизация технологических процессов и производств», 221000 «Мехатроника и робототехника», 221700 «Стандартизация и метрология», 222000 «Инноватика», 222900 «Нанотехнологии и микросистемная техника». Вновь заметим, что перечни общекультурных компетенций в рамках данной УГНП совершенно разные даже по количеству — от 10 до 21.

Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение трех учебных циклов: Б.1 — гуманитарный, социальный и экономический цикл, Б.2 — математический и естественнонаучный цикл, Б.3 — профессиональный цикл2.

Базовая (обязательная) часть непрофессиональных циклов включает следующие дисциплины, общие для всех рассматриваемых направлений: философия, история, иностранный язык (цикл Б.1), математика, физика, химия, экология (цикл Б.2). Такие дисциплины изучаются на первом и втором курсах обучения, с них начинается базовая подготовка студентов. В большинстве вузов ба-

Сформулированные в терминах «знать», «уметь», «владеть» результаты освоения базовых частей учебных циклов, как правило, «недостаточны» для обеспечения соответствующих компетенций.

зовые дисциплины читаются в потоках студентов различных направлений и профилей подготовки. Поэтому сразу возникает проблема проектирования программ отмеченных дисциплин (модулей), связанная с определением результатов их освоения: дисциплина одна, преподается одинаково, а результаты должны быть разными из-за несовпадения соответствующих компетенций в ФГОС.

При разработке и обсуждении макетов ФГОС ВПО были установлены определенные рамочные условия и подходы к формулировке определения компетенций3. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов рекомендовал разработчикам проектов стандартов использовать термины «способность» и «готовность» для формулировки определения компетенций. Однако анализ утвержденных стандартов показывает множество отступлений от указанных рекомендаций, что в немалой степени объясняет сложное восприятие идеологии компетентностного подхода практиками ВПО.

Далее: наблюдается не только несовпадение статуса сходных компетенций (общекультурные компетенции у выпускников по одним направлениям подготовки являются профессиональными для выпускников по другим направлениям), совершенно раз-

. ДИСКУССИЯ

™ журнал научных публикаций

ная редакция этих компетенций, но и различная степень детализации формулировок.

Последнее сопровождается неконкретностью формулировок большинства компетенций, что неизбежно сказывается на содержании конкретных дисциплин и, в конечном итоге, на несопоставимости результатов подготовки по разным ООП одного направления подготовки (для разных вузов). Например, по компетенции «использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования» разработчики ООП самостоятельно определяют:

— какие естественнонаучные дисциплины?

— какие законы следует отнести к «основным»?

— какие методы математического анализа (и т. д.)?

Сформулированные в терминах «знать», «уметь», «владеть» результаты освоения базовых частей учебных циклов, как правило, «недостаточны» для обеспечения соответствующих компетенций. Конечно, можно дополнить их результатами освоения вариативных частей, но по ФГОС вариативная часть цикла предназначена для «расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания, навыки и компетенции»4. Поэтому освоение дисциплин базовой части учебного цикла должно максимально способствовать формированию всех указанных в цикле компетенций. Во многих ФГОС это определено явно — отнесением компетенций только к базовым частям циклов. Но достаточны ли трудоемкости базовых частей учебных циклов для формирования указанных компетенций? Не всегда.

Обращает на себя внимание и рекомендуемое распределение ОК-компетенций по циклам. Получается, что подавляющее большинство из них закреплены для формирования за дисциплинами цикла Б.1 с перенасыщенными формулировками самих определений, в то время как за циклом Б.2 закрепленных компетенций не только мало по количеству, но и содержание их весьма скупо. В то же время компетенции, которые должны формироваться при изучении определенного цикла, почему-то закреплены за разными циклами даже в рамках одной УГНП, а иной раз и вовсе не отражены в формируемых компетенциях в таблице «Структура ООП» в ФГОС.

Разберем пример представленного в нескольких ФГОС закрепления сходных по смыслу ОК-компетенций за конкретными учебными циклами (табл. 1).

Как видно из табл. 1, для выпускников технических направлений рассматриваемой УГНП в ФГОС предписывается их формирование при изучении учебных циклов от Б.1 до Б.3, хотя очевидно, что в реальности требуемый результат возникает именно при изучении базовой части цикла Б.2.

Подведем промежуточный итог. Разработчикам программ базовых дисциплин (модулей), общих для ряда направлений одной УГНП, на основе целевых результатов — компетенций приходится действовать на следующем проблемном поле: ♦ одна и та же компетенция указывается

как результат освоения разных циклов;

Таблица 1

Закрепление формируемых компетенций за УЦ

Направление Компетенции ФГОС Учебные циклы ФГОС ВПО

Шифр Наименование Коды Определение*

220700 Автоматизация технологических процессов и производств ОК-17 — способность применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией Б.1, Б.2

221700 Стандартизация и метрология ОК-16 — способность использовать в социальной жизнедеятельности, в познавательной и в профессиональной деятельности навыки работы с компьютером, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях Б.1, Б.2

221000 Мехатроника и робототехника ОК-5 — способность иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией Б.2

222900 Нанотехнологии и микросистемная техника ОК-12 — способность владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией Б.1

222900 Нанотехнологии и микросистемная техника ОК-13 — способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях Б.2

220400 Управление в технических системах ОК-12 — способность владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией Б.3

222000 Инноватика ОК-12 — способность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, способность использовать компьютер как средство управления информацией Нет ссылки

220100 Системный анализ и управление ОК-11 — способность понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации Б.2

221400 Управление качеством ОК-12 — способность владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации Б.2

* Определения компетенций из ФГОС ВПО минимально подправлены для приведения к единому стилю.

• для формирования одних и тех же компетенций рекомендуются разные учебные дисциплины;

• трудоемкости базовых частей недостаточны для формирования указанных компетенций.

Отсюда и необходимость использования огромных организационных усилий с привлечением непопулярных административных ресурсов для разработки качественных ООП, когда примерные программы авторских коллективов учебно-методических

объединений вузов носят рекомендательный характер и плохо помогают в реальных ситуациях. =

Разумным выходом представляется выполнить интегрирование, унификацию ОК-компетенций УГНП в рамках одного вуза.

Для начала предлагается сформировать некий перечень универсальных базовых компетенций (УБК), обладаю- = щий следующими признаками:

♦ немногочисленность;

♦ точность, конкретность формулировок, однозначно направленных на определенный результат, позволяющих создавать надежные диагностические средства аттестации для проведения контрольно-измерительных мероприятий. Рассмотрим пример определений универсальных базовых компетенций в рамках УГНП 220000 (прилож. 1).

В прилож. 1 показано, как можно выполнить свертку представленных ФГОС-компетенций, разнообразных по формулировке, но имеющих одинаковый сущностный смысл.

Попутно заметим, что отсутствие аналога ОК-компетенции «способность и готовность приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии» в ФГОС направления 221000 выглядит как минимум странным. Формирование компетенций саморазвития, самообразования с использованием современных, в частности информационных технологий, является необходимым условием реализации компетентностной парадигмы образования в информационном обществе5.

Подведем итог. Универсальные базовые компетенции будут способствовать оптимизации проектирования учебных планов и программ отдельных дисциплин (модулей). Параллельно появятся предпосылки для создания адекватной системы диагностики результатов обучения и компетенций на требуемых уровнях освоения, включая контрольно-оценочный инстру-

Формирование компетенций саморазвития, самообразования с использованием современных, в частности информационных технологий, является необходимым условием реализации компетентностной

парадигмы образования в информационном обществе.

ментарий по всем дисциплинам (модулям) ООП.

В результате, в рамках отдельного вуза будут созданы дополнительные условия для более рационального использования финансов, расстановки кадров, распределения аудиторного фонда, доступа к инновационным техно -логиям для всех участников образовательного

процесса.

Несмотря на изложенные выше проблемы по переходу на новые образовательные стандарты ВПО, сложность и трудоемкость этого процесса, следует признать, что каждый вуз получает шанс создать такие ООП, которые были бы привлекательны для абитуриентов, обеспечивали получение качественного высшего образования, ориентированного на потребности рынка труда, повышали конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг. ^ *

1. Гудков А. Л., Устич В. И. О переходе на уровневую систему и федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования [Электронный ресурс] URL: http:// www.klgtu.ru/ru/about/nms/urovn/ (дата обращения: 20.11.2011).

2. Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО. [Электронный ресурс] URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7198/ (дата обращения: 23.11.2011).

3. Методические рекомендации по разработке проектов Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Проект. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Президиум Координационного совета УМО и НМС высшей школы, 2007. С. 3-15.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО [Электронный ресурс] URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7198/ (дата обращения: 23.11.2011).

5. Матвеева Т. А. Формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза в условиях информатизации образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Н. Новгород, 2008.

Приложение 1

Пример универсальных базовых компетенций УГНП 220000

Направление Компетенции ФГОС Код, определение предлагаемой УБК

Шифр Наименование Коды Определение

220700 Автоматизация технологических процессов и производств ОК-17 — способность применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией УБК 1: способность владеть основными методами, способами и средствами работы с информацией, используя компьютерные технологии

220700 Автоматизация технологических процессов и производств ОК-18 — способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

221700 Стандартизация и метрология ОК-16 — способность использовать в социальной жизнедеятельности, в познавательной и в профессиональной деятельности навыки работы с компьютером, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

221000 Мехатроника и робототехника ОК-5 — способность иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией

221000 Мехатроника и робототехника ОК-6 — способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

222900 Нанотехноло-гии и микросистемная техника ОК-12 — способность владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией

222900 Нанотехноло-гии и микросистемная техника ОК-13 — способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

220400 Управление в технических системах ОК-12 — способность владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией

220400 Управление в технических системах ОК-13 — способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

222000 Инноватика ОК-12 — способность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, способность использовать компьютер как средство управления информацией

220100 Системный анализ и управление ОК-11 — способность понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации

Продолжение прилож. 1

Направление Компетенции ФГОС Код, определение

Шифр Наименование Коды Определение предлагаемой УБК

220100 Системный анализ и управление ОК-12 — способность применять методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации и использовать компьютер как средство управления информацией

220100 Системный анализ и управление ОК-13 — способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

221400 Управление качеством ОК-12 — способность владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации

221400 Управление качеством ОК-13 — способность работать с компьютером как средством управления информацией

221400 Управление качеством ОК-14 — способность работать с компьютером как средством управления информацией

221700 Стандартизация ОК-4 — способность и готовность приобретать УБК 2: способ-

и метрология с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии ность к саморазвитию с использованием современных технологий

220700 Автоматизация технологических процессов и производств ОК-6 — способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

220700 Автоматизация технологических процессов и производств ОК-7 — способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков

221000 Мехатроника и робототехника Отсутствуют

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

222900 Нанотехноло-гии и микросистемная техника ОК-5 — способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

222900 Нанотехноло-гии и микросистемная техника ОК-6 — способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков

220400 Управление в технических системах ОК-6 — способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

220400 Управление в технических системах ОК-7 — способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков

222000 Инноватика ОК-6 — способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

222000 Инноватика ОК-7 — способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.