Научная статья на тему 'Компетенция выпускника учреждения профессионального образования в Computer Science'

Компетенция выпускника учреждения профессионального образования в Computer Science Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
789
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянов Александр Анатольевич

В результате развития науки и технологий во всем мире стала необходимой «интеллектуализация» многих специальностей высшего и среднего профессионального образования (ВПО и СПО), изменились требования, предъявляемые к специалистам. Возникают типичные ситуации, когда работодатель с удовольствием возьмет математика-программиста по специальности «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», но крепко подумает, стоит ли брать техника по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». Дело в том, что техники-программисты и сейчас нужны. Но без понятия компетенции и разработки новых стандартов, в том числе и СПО, трудно определить место специальностей СПО и их взаимодействие с соответствующими направлениями (специальностями) ВПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетенция выпускника учреждения профессионального образования в Computer Science»

№>42006

А.А. Емельянов

Компетенция выпускника учреждения профессионального образования в Computer Science

В настоящее время в России действуют государственные образовательные стандарты (ГОС) высшего и среднего профессионального образования (ВПО и СПО). Если заняться подробным изучением ГОС, то можно увидеть 3 главных особенности всех этих стандартов:

1. Очень большое суммарное количество направлений и специальностей в российском высшем образовании.

2. Количество направлений и специальностей, которые можно отнести к одной области знаний, иногда превышает разумные доводы (например, в области ІТ и др. [1, 2]).

3. Разработчики ГОС СПО слишком «постарались» украсить стандарты современным дидактическим содержанием, заимствованным из ГОС ВПО.

1. «Квалификационная характеристика выпускника» (обычно этот подраздел содержит не более 5 страниц данного стандарта):

• перечень областей применения;

• место специальности;

• объекты профессиональной деятельности;

• виды профессиональной деятельности;

• задачи профессиональной деятельности выпускника;

• квалификационные требования;

• квалификационные требования к выпускнику (должен обладать... знать... уметь... владеть... иметь опыт. иметь представления...).

2. «Требования к уровню подготовки» (до 8 страниц):

В связи с этим у работодателей, студентов (абитуриентов), в вузах и органах управления образованием возникают справедливые вопросы: Как правильно выбрать направление (специальность)? Чем высшее профессиональное образование отличается от среднего? Каким должен быть механизм, заложенный в ГОС, чтобы уменьшить число направлений (специальностей)?

Действующие ГОС на них ответы не дают, их можно было бы получить из новых ГОС, которых пока нет.

Особенности действующих ГОС

В настоящее время все ГОС (включая ГОС ВПО направлений подготовки бакалавров, магистров, специалистов и ГОС СПО) различаются содержимым трех разделов стандарта:

• требования к разработке основной образовательной программы подготовки;

• требования к кадровому обеспечению учебного процесса;

• требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса;

• требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса;

• требования к организации практик.

3. «Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы» (до 14 страниц), который содержит дисциплины вместе с их дидактическим содержанием, сгруппированные по циклам:

• общие гуманитарные и социальноэкономические дисциплины (цикл ГСЭ);

Компетенция выпускника учреждения профессионального образования в Computer Science

li94 2006

• общие математические и естественно-научные дисциплины (цикл ЕН);

• общепрофессиональные дисциплины (цикл ОПД);

• специальные дисциплины (цикл СД).

Первые два раздела — «Квалификационная характеристика выпускника» и «Требования к уровню подготовки» — формируют «лицо» направления (специальности) и узнаваемость на рынке труда. Третий раздел — «Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы» — служит для доказательства того, что первые два действительно формируют «уникальное лицо» (рис. 1).

Рис. 1. Функциональная связь разделов ГОС

Данные разделы имеют следующие недостатки:

1) «Квалификационная характеристика выпускника» довольно обширна;

2) «Требования к уровню подготовки» содержат все что угодно, кроме доказательного определения, к какой из образовательных ступеней ВПО (СПО) относится ГОС, в соответствии с которым присваивается степень (квалификация): техник (фельдшер, учитель и др.), бакалавр, специалист, магистр.

Первый недостаток приводит к появлению псевдо-новых направлений (специальностей).

Допустим, опытный руководитель вуза захочет создать свое (т.е. «родное», «доморощенное») направление или специальность. Тогда проректор по учебной работе, вместе с учебно-методическим подразделением и соответствующим деканом, после изучения одного-двух родственных стандартов сделают квалификационную характеристику. Она формально будет иметь отличия от тех, которые уже есть в действующих ГОС. А после того, как они перегруппируют дидактические единицы дисциплин из федеральных компонент ГОС, получатся новые «Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы». Эти требования могут отличаться формальным составом названий «новых» дисциплин по циклам ОПД и СД до 100%, а по циклу ЕН до 30% от перечня дисциплин действующих «старых» стандартов.

Если созданный таким образом проект ГОС утвердить, то получится еще одно направление: новое — по названиям дисциплин, но старое — по их содержанию. Этот «новый» ГОС будет представлять собой творческий реферат. Например, так, по мнению авторов, появились некоторые псевдо-новые направления ВПО при наличии на момент их открытия:

• специальности «Прикладная информатика (по областям)» вместе с дополнениями ГОС для областей: «экономика», «государственное и муниципальное управление», «менеджмент», «дизайн» и др. (всего более 20);

• направления подготовки бакалавров и магистров «Прикладная информатика» с обширным перечнем программ магистерской подготовки.

Специальность и направление поглощают то, что декларируется в таких ГОС.

Второй недостаток присущ всем ГОС (!). Лишь в некоторых стандартах присутствует игра словами «техник», «бакалавр», «специалист», «магистр», которая не заменя-

№>42006

ет доказательств о принадлежности ГОС к определенной образовательной ступени. В результате возможны следующие нежелательные явления в ВПО и СПО.

В высшем профессиональном образовании существуют вузы, как государственные, так и негосударственные, выпускники которых, имеющие диплом ВПО, зачастую по фактической квалификации являются специалистами со средним образованием, что не может устраивать работодателей.

При их аттестации руководитель не может ссылаться на то, что «высшее образование является таковым, потому что выпускник высшего образовательного заведения проучился в вузе 8262 ч и формально удовлетворяет квалификационной характеристике», — это не доказательство получения высшего образования выпускником.

В среднем профессиональном образовании в результате развития науки и технологий во всем мире, начиная с середины 80-х годов прошедшего столетия, стала происходить «интеллектуализация» многих специальностей СПО. Например, сейчас работодатель с удовольствием возьмет математика-программиста по специальности ВПО «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», но крепко подумает, стоит ли брать техника по специальности СПО «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». Техники-программисты и сейчас нужны. Но дело в том, что из содержания соответствующего ГОС СПО можно сделать ошибочный вывод об их квалификации. Например, допустить, что техники-программисты могут выполнять не только техническую, но и проектную, и интеллектуальную (научную) работу, как математики-программисты, создавать такие же сложные и эффективные программные комплексы.

Естественное желание сторонников профессий СПО — сохранить контингент при явной тенденции увеличения численности студентов в вузах. Поэтому и появля-

ются «красивые» с точки зрения дидактического содержания, но невыполнимые с практической точки зрения, ГОС СПО по тем профессиям, где имеются соответствующие специальности, как ВПО, так и СПО.

Таким образом, можно констатировать, что действующие ГОС ВПО (СПО) за прошедшие годы сыграли явную положительную роль, но иногда они создавали предпосылки для деятельности:

• некоторых УМО и других организаций недобросовестно разрабатывавших ГОС ВПО (СПО);

• отдельных вузов недобросовестно исполнявших действующие ГОС.

Ответы на вопросы, поставленные выше, невозможно дать на основании действующих ГОС. Поэтому нужна какая-то дополнительная интегрированная характеристика направлений (специальностей), которая будет использоваться разработчиками стандартов нового поколения.

Понятие компетенции и новое поколение ГОС

Существуют различные определения и толкования понятия «компетенция». Международное юридическое определение отражает его наиболее точно.

Компетенция (лат. competentia от compete — совместно достигаю, добиваюсь, соответствую, подхожу) — совокупность полномочий (прав и обязанностей) какого-либо органа или должностного лица, установленная законом, уставом данного органа или другими положениями.

В сфере образования России такую совокупность стали называть компетентност-ными характеристиками или просто компетенциями, что, по сути, является установившимся профессиональным жаргоном.

В российском образовании роль общепринятого устава, определяющего совокупность полномочий, прав и обязанностей лица, получившего высшее образование по

А. А. Емельянов

Компетенция выпускника учреждения профессионального образования в Computer Science

li94 2006

направлению подготовки бакалавров или магистров должна отводиться соответствующему ГОС.

Понятие «компетенция» не является синонимом квалификационной характеристики выпускника и требований к уровню подготовки, записанных в действующем ГОС. Но она может стать тем интегрированным показателем, который упростит работу по выбору направления и уровня (ступени) образования.

На наш взгляд, в действующих ГОС содержится принципиальная ошибка: попытка внести в стандарт большую часть профессиональной образовательной программы в качестве обязательного федерального компонента. Получается недоразумение: за разработку и реализацию профессиональной образовательной программы отвечает учебное заведение, но большую ее часть кто-то уже включил в ГОС. Следовательно, большой набор дисциплин «Требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы» раскрывает довольно объемные разделы ГОС, а в некоторых стандартах «Квалификационная характеристика выпускника» и «Требования к уровню подготовки» пересекаются по содержанию.

Пользуясь такими ГОС, можно выбрать только профессиональную образовательную программу (на основании знакомых, или не совсем знакомых, красивых терминов из будущей профессии), а не компетенцию выпускника и его место на рынке труда.

Возможно следующее решение такого «недоразумения». Если в ГОС внести в качестве нового основного раздела компетенцию и сделать основной целью стандарта раскрытие конкретной компетенции, а не квалификационной характеристики и требований к уровню подготовки, то это не усложнит стандарт, а только резко сократит его объем. Разработчики новых ГОС должны учесть интеграционные свойства компетенции, показанные на рис. 2.

Рис. 2. Интеграционные свойства компетенции

После этого в «Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы» включаются только те дисциплины (далее будем называть их «интегрированными»), емкое дидактическое содержание которых подтверждает компетентностные характеристики. Причем для того, чтобы выяснить, насколько уникально или не уникально направление или специальность, достаточно 8-14 характеристик. Такой вывод основывается на предварительных исследованиях состава действующих ГОС. Следовательно, таких интегрированных дисциплин также должно быть 8-14.

Пример 1. Применительно к направлению подготовки бакалавров прикладной информатики «Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы» могут быть сведены к 8 интегрированным дисциплинам (табл. 1).

Для сравнения можно воспользоваться действующим ГОС по одноименной специальности 080801 (этот шифр присвоен в перечне [2]), где заданы 43 обязательные «федеральные» дисциплины:

• 29 дисциплин в самом ГОС для всех областей прикладной информатики;

• 14 дисциплин в дополнении к ГОС, имеющему силу стандарта для такой области применения, как «экономика».

Проект «Требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы» по направлению «Прикладная информатика»

№>42006

Таблица 1

Индекс Наименования дисциплин и их основные разделы Всего (ч; ЗЕ)

ОСК.00 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТНЫЙ КОМПОНЕНТ 2100; 70

ОСК.01 Теория информации

ОСК.02 Прикладная информатика: управление информационными и вычислительными процессами

ОСК.03 Структура прикладной информатики: рабочие потоки, информационные процессы, информационные технологии

О^.04 Инструменты прикладной информатики: высокоуровневое программирование, лингвистическое обеспечение информационных процессов, информационные модели, базы данных

ОСК.05 Прикладная информатика как отрасль экономики

ОСК.06 Стандартизация, квалиметрия и управление качеством в сфере прикладной информатики

ОСК.07 Информационные системы и их прикладные характеристики

О^.08 Информационный менеджмент

ОКВ.00 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВУЗА 4200;140

ОКВ.01 Дисциплины базовой подготовки бакалавра (с учетом предметной области)

ОКВ.02 Дисциплины профессиональной подготовки бакалавра

ДВС.00 ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТА (с учетом его интересов) 900;30

ИГА.00 ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ 90 ч

ИГА.01 Специальные занятия, консультации и самостоятельная работа студентов при изучении нормативных требований и методических руководств вуза для выполнения выпускной квалификационной работы и подготовки ее к защите в Государственной аттестационной комиссии

Всего на обучение (54 ч х135 нед.): 7290 ч

В стандарте достаточно оставить только интегрированные дисциплины, не включая в него существенную часть профессиональной образовательной программы. Понятно, что после такого преобразования необходимость в циклах ГСЭ, ЕН, ОПД и СД просто исчезнет.

Учебные заведения сами смогут создать профессиональную образовательную программу и будут сами решать, сколько нужно в ней часов по иностранному языку (больше или меньше 340 ч), физической культуре

(больше или меньше 408 ч), математике (больше или меньше 600 ч).

Например, для направления «Прикладная информатика» вузы сразу увеличат количество часов на информатику и программирование, поскольку выпускники общеобразовательных школ и учебных заведений, реализующих программы СПО, практически не умеют программировать.

Не следует бояться, что «ленивый вуз» возьмет и отменит, например, занятия по иностранному языку из-за того, что эта дис-

85

------------------------------------------------------------\

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принципы разработки стандартов # Сохранение уникальности направлений

А. А. Емельянов

Компетенция выпускника учреждения профессионального образования в Computer Science

li94 2006

циплина не включена в ГОС. У такого вуза сразу возникнут проблемы с набором. Более того, в ожидании общих для России демографических проблем с набором «продвинутые» вузы сами предложат более разнообразные формы обучения иностранному языку: с учетом интересов и способностей студентов. Для кого-то сразу нужно изучать язык с ориентацией на будущую профессию (так как очень хорошую языковую подготовку можно получить в среднем учебном заведении), а для других пределом мечтаний является приобретение хоть каких-то навыков общения и чтения профессиональной литературы со словарем. Таких примеров по каждой обеспечивающей дисциплине можно привести много.

Компетенция — это то новое, что мы ждем в новом поколении ГОС.

Прежде чем перейти к ответам на вопросы, сформулированные в начале данной статьи, нужно как-то договориться о том, что же такое СПО.

Среднее профессиональное образование и его место

В высшем образовании в Европе и во всем мире имеются тенденции к интеграции, унификации образовательных систем (например, Болонский процесс). В то же время в СПО подобного не наблюдается.

Формально СПО существует давно, но не во всех странах. Распространены, в основном, системы подготовки квалифицированных рабочих со средним образованием (аналог российских ПТУ).

Единых стандартов и даже похожей терминологии по поводу СПО в развитых странах нет. Поэтому начнем с определений, используемых в России.

Профессиональное образование — это образование, получаемое в процессе обучения в высших, средних специальных (профессиональных), профессиональнотехнических учебных заведениях, а также на специальных курсах1 (включая курсы по-

1 См. БСЭ и другие энциклопедические издания.

вышения квалификации) в процессе освоения учащимися профессиональной образовательной программы.

Высшее профессиональное образование — это совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по направлению подготовки (специальности), используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. ВПО имеет целью подготовку профессионалов (бакалавров, специалистов, магистров) высшей квалификации для отраслей экономики, науки, техники и культуры в различного типа высших учебных заведениях (институтах, академиях, университетах), в которые принимаются лица, успешно окончившие общеобразовательные школы или средние профессиональные учебные заведения (училища, техникумы, колледжи).

Среднее профессиональное образование — это одна из форм профессионального образования. СПО имеет целью подготовку непосредственных организаторов и руководителей первичных звеньев на производстве, помощников специалистов высшей квалификации, самостоятельных исполнителей определенной квалифицированной работы, требующей не только профессиональных умений и навыков, но и соответствующей теоретической подготовки (например, техников, агрономов, учителей начальных классов, фельдшеров и др.). В специальностях, связанных с искусством и некоторыми гуманитарными областями, СПО — это высшая ступень профессиональной подготовки (артист балета, цирка, некоторые художественные специальности).

В разных странах СПО осуществляется учебными заведениями, имеющими самые разнообразные названия и различные формы обучения. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Техникум (лат. tecknicum — училище для подготовки логистиков и техников римской

№>42006

армии) — принятое в России и ряде стран Западной и Восточной Европы, Латинской Америки, Азии, Африки название средних специальных учебных заведений, готовящих кадры со средним профессиональным (специальным) образованием для различных отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи.

Училище — учебно-воспитательное учреждение, которое в зависимости от уровня называют средним специальным (педагогические, медицинские, искусств) или профессионально-техническим училищем (ПТУ). Реже училищами называются высшие учебные заведения. Например, высшие военные училища, более 175 лет существовало Московское высшее техническое училище, которое сейчас называется Московским государственным университетом им. Н.Э. Баумана. В XIX веке в России училищами назывались также некоторые общеобразовательные учебные заведения: высшие начальные училища, реальные училища, уездные училища, а также некоторые специальные учебные заведения, по сути, являющиеся техникумами (например, в горном деле).

Как нам кажется, техникум и училище — исторически самые правильные названия учебных заведений, осуществляющих СПО.

Колледж (англ. college) — учебное заведение в Великобритании и странах, входящих в Британское содружество, в США,

и, в последнее время, в России. Различают три основных типа колледжей:

1) соответствующие уровню высшей школы;

2) занимающие промежуточное положение между средними и высшими учебными заведениями;

3) соответствующие уровню средней школы и предназначенные для учащихся старше 16 лет.

Колледжи возникли в начале XIII века в Великобритании. Колледжи, входящие в состав университетов Великобритании, как правило, представляют собой специализированные учебные заведения(аналогично российским высшим учебным заведениям типа «институт»), обладающие известной самостоятельностью.

В России в последние годы в колледжи переименовали многие техникумы и даже некоторые ПТУ.

Лицей (греч. Lykeion) — тип среднего общеобразовательного учебного заведения в ряде стран Западной Европы, Латинской Америки и Африки, а в последние годы и в России.

Во Франции лицей это основной тип современной средней общеобразовательной школы с 7-летним сроком обучения на базе 5-летней начальной школы. Учащиеся распределяются на 5 секций: философии и филологии, экономики, математики и физики, биологии, техники. Выпускники лицея сдают экзамены на бакалавра2. В Италии лицеи делятся на классические и реальные, срок обучения 5 лет (на базе 5-летней начальной и 3-летней промежуточной школы). В Швейцарии в кантонах с французским языком лицеями называются трех-, четырехлетние старшие циклы средней школы, в Бельгии — средние школы для девочек, в Польше — четырехлетние школы, дающие аттестат зрелости. В XIX и начале XX века в Германии и Австро-Венгрии лицеями назывались женские средние общеобразовательные учебные заведения.

В России в XIX веке лицеями назывались сословные привилегированные средние и высшие учебные заведения для детей

2 Во Франции бакалавр не имеет высшего образования. Французский лицей соответствует российскому ПТУ, реже — техникуму. Во французских технических лицеях готовятся техники со званием бакалавра. Техники, как правило, принимаются фирмами на должности квалифицированных рабочих, чертежников или бригадиров. В некоторых лицеях готовят «высших техников». Они обычно занимают младшие технические должности на производстве, в строительстве, иногда работают техниками-конструкторами, также как техники в России.

А. А. Емельянов

Компетенция выпускника учреждения профессионального образования в Computer Science

ІІ94 2006

дворян, готовившие государственных чиновников для всех ведомств, главным образом для службы в министерстве внутренних дел. Наиболее известными были Александровский (в Царском Селе), Ришельевский (в Одессе) и Демидовский (в Ярославле).

Сейчас в России лицеями называют бывшие ПТУ, готовящие квалифицированных рабочих (например, для эксплуатации автотракторного оборудования) и некоторых работников сферы услуг: повар (кроме шеф-повара, который, как правило, должен получить СПО в кулинарном учебном заведении), приемщик в прачечной-химчистке, секретарь со знанием компьютера и др.

Такое разнообразие в названиях типов учебных заведений впечатляет.

Главная особенность среднего специального образования в России заключается в том, что оно существует как устойчивая форма образования в двух случаях:

1) для тех профессий, которые нужны в реальном производстве;

2) для «модных профессий», когда учащиеся уверены (иногда без оснований), что они вполне будут востребованы и везде найдут себе работу.

В первом случае среднее специальное (профессиональное) учебное заведение обычно является ведомственным и содержится за счет предприятия (холдинга). Во втором случае, как правило, обучение платное и нет гарантированного работодателя.

Особенности специалиста, получившего диплом СПО в России, следуют из приведенных выше определений:

1) он работает под руководством специалистов высшей квалификации;

2) ему отведена подчиненная роль в кол-

лективе (во всяком случае, до тех пор, пока

он не повысит существенным образом свою квалификацию или уровень образования).

Учитывая вышесказанное, вернемся к проблеме компетенции и ГОС в среднем профессиональном образовании. В качестве примера рассмотрим такую обширную область профессиональной деятельности, как «Прикладная информатика».

Допустим, что появилась необходимость подготовки техников-информатиков по специальности СПО «Прикладная информатика (по областям)»3. Учитывая роль и место техника в современном производстве, попытаемся понять его компетенции и создать «Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы» для вновь разрабатываемого ГОС, заботясь о том, что в новом ГОС каждая интегрированная дисциплина должна подкреплять одну компетентностную характеристику. Но если мы просто используем в качестве основы Требования из ГОС соответствующего ВПО (см. табл. 1 и пример 3, который рассмотрен ниже), то компетенция выпускника станет непонятной. Возьмем первую интегрированную дисциплину «Теория информации» и попытаемся ее раскрыть (табл. 2).

Большинство тем дидактического содержания этой емкой дисциплины не может быть реализовано в профессиональной образовательной программе СПО. Причины в следующем:

• необходима приличная математическая подготовка, не хуже, чем в техническом вузе (математический анализ, высшая алгебра, математическая логика, поля и некоторые специальные разделы);

• необходимы общепрофессиональные дисциплины, без которых некоторые темы не освоить: «Моделирование» (включая имитационное моделирование и специальные

3 Пока такой специальности СПО в России нет, но если ее создать, то она будет профильной в отношении направления 080800 — «Прикладная информатика» и специальности 080801 — «Прикладная информатика (по областям)».

№>42006

Таблица 2

Проект дидактического содержания дисциплины ВПО на примере интегрированной дисциплины «Теория информации»

ОСК.01 Теория информации Всего (ч; ЗЕ)

Теория информации: вероятность и информация, энтропия и неопределенность. Определение и свойства риска. Теория рисков. Принципиальные отличия неопределенности от риска. Теорема Шеннона. Измерение информации и неопределенности. Системы счисления (представления) информации (десятичная, двоичная, троичная, восьмеричная, шестнадцатеричная). Перевод информации из одной системы счисления в другую. Информация цифровая и аналоговая. Задача аналого-цифрового и цифро-аналогового преобразований информации. Хранение информации

Коммуникационные процессы. Модели данных и модели информации. Каналы передачи информации; физические, логические и программные каналы; передача информации по каналу в условиях помех. Теория кодирования информации; методы контроля; избыточное кодирование; помехоустойчивые (защищенные) коды

Математическая лингвистика. Коды национальных алфавитов; кодирование текстов на национальном языке. Программный перевод текста с одного языка на другой с учетом грамматики и синтаксиса. Криптография и защита информации. Программная расшифровка зашифрованных текстов

Технические и программные средства реализации информационных процессов. Средства представления, хранения и обработки текстовой и числовой информации, аналоговой и цифровой информации. Программные среды. Организация и средства человеко-машинного интерфейса. Назначение систем искусственного интеллекта. Экономические и правовые аспекты информационных технологий

математические модели), «Системный анализ» и даже «Психология» (!). Последняя нужна для освоения и реализации человеко-машинных интерфейсов.

Указанные математическая подготовка и общепрофессиональные дисциплины являются частью профессиональной образовательной программы ВПО, в которых для их освоения предусмотрено соответствующее время. Но в СПО можно дать только некоторые дополнительные главы высшей математики, причем в небольшом объеме. Поэтому, учитывая возможности математической и иной подготовки техника, заложенные в технических образовательных программах СПО, данная интегрированная дисциплина не может быть перенесена в ГОС СПО в неизменном виде, но ее можно превратить

только в дисциплину под названием «Основы теории информации» (табл. 3), где объем материала стал меньше в 2,5 раза.

То же самое нужно проделать и с остальными интегрированными дисциплинами. Во время таких преобразований станет ясно, что для данной специальности восемь интегрированных дисциплин — это максимум объема «Требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы» техника-информатика по специальности «Прикладная информатика» (табл. 4), а при желании их можно свести к семи, объединив ОСК.02 и ОСК.07. Таким образом, можно подкрепить максимум 8 компетенций, после чего перейти к написанию разделов «Квалификационная характеристика» и «Требования к уровню подготовки».

А. А. Емельянов

Компетенция выпускника учреждения профессионального образования в Computer Science

li94 2006

Таблица 3

Проект дидактического содержания дисциплины СПО на примере интегрированной дисциплины «Основы теории информации»

ОСК.01 Основы теории информации Всего (ч; ЗЕ)

Теория информации: вероятность и информация, энтропия и неопределенность. Определение и свойства риска. Системы счисления (представления) информации (десятичная, двоичная, троичная, восьмеричная, шестнадцатеричная). Перевод информации из одной системы счисления в другую. Хранение информации

Технические и программные средства реализации информационных процессов. Средства представления, хранения и обработки текстовой, аналоговой и цифровой информации. Средства человеко-машинного интерфейса. Назначение систем искусственного интеллекта

Правовые аспекты информационных технологий

Таблица 4

Проект «Требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы» техника-информатика по специальности «Прикладная информатика»

Индекс Наименования дисциплин и их основные разделы го Е) ег З с; В (ч

ОСК.00 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТНЫЙ КОМПОНЕНТ

ОСК.01 Основы теории информации

ОСК.02 Прикладная информатика: вопросы технического обеспечения и эксплуатации при управлении информационными и вычислительными процессами

ОСК.03 Теоретическая подготовка по прикладной информатике: функциональное назначение рабочих потоков, информационных процессов, информационных технологий

О^.04 Программно-технические инструменты прикладной информатики: программирование отдельных задач, эксплуатация и настройка программного обеспечения и баз данных по инструкциям разработчиков (поставщиков)

ОСК.05 Решение учетных задач: прикладная информатика как отрасль экономики

ОСК.06 Контроль выполнения требований стандартизации в сфере прикладной информатики

ОСК.07 Техническая подготовка: информационные системы, их прикладные и эксплуатационные характеристики, техническое обслуживание систем

О^.08 Информационный менеджмент

ОКУ.00 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ СПО

ОКУ.01 Дисциплины базовой подготовки техника-информатика (с учетом предметной области)

ОКУ.02 Дисциплины профессиональной подготовки техника-информатика (с учетом требований работодателя)

№>42006

Окончание табл. 4

Индекс Наименования дисциплин и их основные разделы Всего (ч; ЗЕ)

ДВУ.00 ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ УЧАЩЕГОСЯ (с учетом его интересов)

ИГА.00 ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ

ИГА.01 Специальные занятия, консультации и самостоятельная работа студентов при изучении нормативных требований и методических руководств органов управления образованием, учебного заведения и работодателя для выполнения выпускной квалификационной работы и подготовки ее к защите в Государственной (ведомственной, муниципальной) аттестационной комиссии

Раскрывая сущность уровня подготовки, нужно доказать, почему профессиональная образовательная программа, создаваемая на базе этого ГОС, относится к СПО. Это вполне можно сделать для всех дисциплин и соответствующих компетентностных характеристик так, как мы это сделали выше в отношении дисциплины «Основы теории информации».

После раскрытия компетенции в ГОС и особенностей СПО, попробуем дать ответы на 3 вопроса, сформулированные в начале статьи.

Как правильно выбрать направление (специальность)?

Ответ на этот вопрос был бы очень простым при наличии новых стандартов. Пришлось бы только рассмотреть, изучить и сравнить 8-14 компетентностных характеристик, расшифрованных в «Требованиях к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы» по нескольким, на первый взгляд похожим направлениям (специальностям). Что сделать значительно проще, чем изучать емкие, часто запутанные вышеперечисленные 3 раздела действующих ГОС. Во всяком случае, ситуация, подобная рассмотренной в примере 1, после перехода на новые ГОС маловероятна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существо вопроса подтверждается многочисленными примерами.

Пример 2. Такую область профессиональной деятельности, как «Информати-

ка», полностью закрывают три направления ВПО: «Информатика и вычислительная техника», «Прикладная информатика», «Информационные системы»; и одна специальность — «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» [1]. Однако если рассмотреть действующий Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования [2], то в его разделах можно найти значительно больше соответствующих профессий.

Чем высшее профессиональное образование отличается от среднего?

Вопрос вызван тем, что квалификационные характеристики многих действующих стандартов СПО были, по сути, заимствованы их разработчиками из ГОС ВПО.

Пример 3. Если не знать титула ГОС СПО по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления» или «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», то изучив их можно быть уверенным, что это — профессиональная образовательная программа ВПО по одной из специальностей(специализаций)направления «Информатика и вычислительная техника». В результате появляется иллюзия, что выпускник может претендовать на получение диплома высшего образования — «Бакалавр техники и технологий» по направлению «Информатика и вычислительная техника»,

А. А. Емельянов

Компетенция выпускника учреждения профессионального образования в Computer Science

li94 2006

а не СПО — «техник» по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления» или «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем».

Срок обучения для получения СПО существенно меньше по сравнению со сроком подготовки бакалавра близкого направления. Выпускник работает под руководством специалистов высшей квалификации пока не повысит существенным образом свою квалификацию или уровень образования. За этот отведенный срок будущий техник должен освоить, кроме профессиональных и специальных дисциплин СПО, заданный минимум общеобразовательных дисциплин средней школы.

Поэтому основные отличия СПО, связанные с компетенцией выпускника соответствующего учебного заведения, следующие:

1) компетенция по составу характеристик не может быть больше, чем у бакалавра, а только меньше (в рассмотренном выше примере максимальное число характеристик 8, но можно без особого ущерба сделать меньше);

2) каждая интегрированная часть профессиональной образовательной программы СПО, которая должна подкреплять конкретную компетентностную характеристику, по составу дидактических единиц не может быть больше, но обычно значительно меньше по сравнению с соответствующей образовательной программой ВПО (в рассмотренном примере СПО меньше ВПО в 2,5 раза).

Поэтому ситуация, рассмотренная в примере 3, после создания ГОС в соответствии с новыми принципами вряд ли возникнет.

Каким должен быть механизм, заложенный в ГОС, чтобы уменьшить число направлений (специальностей)?

Как уже было отмечено выше, компетенция — это то новое, что мы ждем в следующем поколении ГОС. Если в качестве отли-

чительного механизма, доказывающего уникальность направления или специальности использовать компетентностные характеристики, то появятся направления-двойники, причем сходство будет заметно даже неспециалистам.

Это позволит квалифицированно (а не административно) уменьшить число направлений и специальностей, чтобы студенты своими ногами «проголосовали» за то, что нужно им, государству, вузам и работодателям, а после этого невостребованные направления и специальности можно и не закрывать: пусть они в Перечне направлений (специальностей) останутся исторической реликвией с пометкой «с такого-то года не востребовано».

Механизм отличий ВПО от СПО и соответственно ГОС ВПО от ГОС СПО, как было показано выше, обеспечивает компетент-ностный подход.

В соответствии с вышеизложенным можно сделать следующие выводы:

• именно компетенция в новом поколении ГОС должна определять, каким образом государство, вузы, учащиеся и работодатели должны различать направления (специальности) и определять место выпускника на рынке труда;

• без понятия компетенции трудно определить место специальностей СПО и взаимодействие профильных специальностей СПО с соответствующими направлениями (специальностями) ВПО;

• следует надеяться, что новое поколение ГОС приведет к уменьшению количества направлений (специальностей) ВПО.

Литература

1. Рубин Ю.Б., Емельянов А.А. Стандартизация как фактор конкурентоспособности высшего образования//Высшее образование в России. 2005. №11.

2. Приказ Министерства образования и науки от 12 января 2005 г. № 4 «Об утверждении Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.