№>42006
И. Б. Фёдоров, И. П. Норенков, С. В. Коршунов
Подготовка специалистов в области компьютерных наук, техники и технологий
Вычислительная техника, информационные технологии, системы связи, основанные на компьютерных технологиях, прочно заняли место одной из наиболее быстроразвивающихся отраслей промышленности в развитых странах. Достижения в этой отрасли непосредственно влияют на состояние и перспективы развития других направлений науки и промышленности. Развитию информационнотелекоммуникационных систем в Российской Федерации придается большое значение, что подчеркнуто включением этого направления в Список восьми приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, утвержденный Президентом РФ в 2006 году. Среди критических технологий, поддерживающих это направление, названы технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации, производства программного обеспечения, распределенных вычислений и систем.
Развитие информационно-телекоммуникационных систем невозможно без соответствующего кадрового обеспечения. В последнее время ощущается существенная нехватка специалистов, способных создавать и успешно эксплуатировать современные информационные системы бизнеса, автоматизированные системы проектирования и управления, Интернет-технологии и т. п. Динамичность развития отрасли обусловливает быстрое устаревание знаний, поэтому требуется постоянное повышение квалификации сотрудников предприятий и учреждений, связанных как с разработкой информационных систем и технологий, так и с их использованием. Но, прежде всего, кадровая проблема должна
решаться в высшей школе при подготовке бакалавров, дипломированных специалистов и магистров.
Дальнейшее развитие данного направления зависит от правильного выбора концепции подготовки специалистов высшего профессионального образования (ВПО) в области информационных технологий (1Т-кад-ров). В последние годы вузы совместно с представителями работодателей проводили оптимизацию Перечня специальностей в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
В 2002-2003 годах Московский государственный технический университет (МГТУ) имени Н.Э. Баумана являлся координатором выполнения научного проекта «Определение перечня необходимых специальностей, разработка государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и государственных требований к минимуму содержания программ профессиональной переподготовки в сфере ИКТ» федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)». Входе выполнения проекта были получены следующие результаты:
• проведен обобщенный анализ квалификационных характеристик и квалификационных требований, предъявляемых к специалистам в сфере ИКТ, отражающих стремительное развитие фундаментальных наукоемких направлений, связанных с преобразованием информации;
• проведен мониторинг образовательного процесса, потребностей кадров в сфере ИКТ и оценки качества подготовки на каждом уровне образования, выработаны реко-
Подготовка специалистов в области компьютерных наук, техники и технологий
ІІ942006
мендации по планированию и прогнозированию подготовки специалистов требуемой квалификации в сфере ИКТ;
• разработаны модели специалистов в области ИКТ;
• разработана концепция и сформированы требования к подготовке и переподготовке кадров в области ИКТ;
• сформирован перечень необходимых направлений и специальностей в сфере ИКТ;
• разработаны проекты государственных образовательных стандартов (ГОС) ВПО и государственные требования куровню и содержанию программ подготовки и переподготовки кадров в сфере ИКТ;
• сформировано ядро знаний содержания подготовки по перспективным направлениям подготовки кадров в сфере ИКТ, созданы модули дисциплин (естественнонаучных, общепрофессиональных, специальных) с целью согласования направлений и специальностей подготовки.
В качестве соисполнителей в проекте принимали участие такие организации, как Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Московский технический университет связи и информатики, Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций «Информика» (ГНИИ ИТТ «Информика»), Московский государственный лингвистический университет, Московский педагогический государственный университет, Государственный университет — Высшая школа экономики, Московский государственный университет геодезии, аэрофотосъемки и картографии. От МГТУ им. Н.Э. Баумана в выполнении работы участвовали следующие подразделения: Научно-методический центр «Инженерное обра-
зование», Управление информатизации, Центр «Каскад», Региональный учебно-научный центр «Безопасность», Научно-учебный комплекс «Информатика и управление», Научно-исследовательский институт «Биомедицинская техника». К работе были привлечены учебно-методические советы и комиссии по направлениям подготовки и специальностям в области информационно-телекоммуникационных систем Учебнометодического объединения вузов по университетскому политехническому образованию на базе МГТУ им. Н. Э. Баумана и СПбГПУ. В их состав входили представители предприятий, занимающихся разработкой информационных систем, аппаратных и программных средств вычислительной техники, сетевых приложений и телекоммуникационных систем.
По итогам выполненного проекта была опубликована книга: Подготовка и переподготовка ИТ-кадров. Проблемы и перспективы / Под ред. С. В. Коршунова, В. Н. Гуз-ненкова. М.: Горячая линия — Телеком, 2005.
В большинстве технических университетов и других инженерных вузах России ведется подготовка специалистов по информационным технологиям, в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО) и действующими ГОС введенными с 1 января 2004 года. В связи с подготовкой стандартов нового поколения ведутся дискуссии относительно содержания образования, начиная с корректировки Перечня направлений подготовки (специальностей) и заканчивая содержанием учебных дисциплин. Очевидно, что при принятии решений по этим вопросам целесообразно учитывать опыт классификации образовательных программ, планирования содержания образования по компьютерным наукам и информационным технологиям, имеющийся в развитых зарубежных странах и выраженный в ряде документов, подготовленных международными организациями.
№>42006
Такими документами являются рекомендации по построению учебных планов подготовки специалистов в области компьютерных наук и технологий под сокращенным названием CC2001-2005 (Computing Curricula 2001-2005) [2, 3], разработанные IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers) и ACM (Association for Computing Machinery) в течение 1998-2005 годов (рис. 1).
Рис. 1. Структура Computing Curricula 2001-2005
Цель данной публикации — выполнить сравнительный анализ документов CC2001-2005 и отечественных ОКСО, Перечня и ГОС, посвященных организации и содержанию образования в области компьютерных наук, техники и технологий.
Проводя сравнение отечественного Перечня направлений подготовки и специальностей ВПО с зарубежными, особенно с системами классификации образовательных программ развитых западных стран Европы и Северной Америки, следует всегда помнить принципиальные различия в целях и функциях, которые призваны выполнять указанные нормативные документы в своих странах.
Система классификации образовательных программ в западных странах является элементом национальной образовательной статистики. Она разрабатывается национальными органами статистического учета и для удобства международных сравнений строится как сопоставимая с Между-
народной стандартной классификацией образования (МСКО-97) [1]. Национальная система определяет правила классификации образовательных программ и включает подсистемы вертикальной и горизонтальной классификации. Вертикальная подсистема классифицирует образовательные программы по уровням и ступеням образования, горизонтальная — по сферам профессиональной деятельности (по расширенным группам и образовательным полям — аналоги направлений подготовки в российском варианте). Образовательные поля могут иметь дальнейшую детализацию по подполям (аналоги российских специальностей, специализаций и магистерских программ) [1].
Количество расширенных групп, полей и подполей определяется из соображений удобства классификации и обеспечения оптимального уровня полноты и детализации представления данных образовательной статистики для решения задач мониторинга и управления и не ограничивает количество классифицируемых объектов — образовательных программ. Точно не известно, сколько образовательных программ высшего образования реализуется в западных университетах той или иной страны, так как университеты сами могут корректировать действующие и открывать новые образовательные программы. Университеты реализуют сложившиеся в каждом из них образовательные программы, удовлетворяющие лишь самым общим требованиям государственной регламентации. Для повышения статуса своих образовательных программ университеты аккредитуют их в авторитетных независимых аккредитационных организациях: профессиональных национальных ассоциациях, международных аккредитационных агентствах и т.п. [1].
Сколько нужно иметь каждой стране образовательных программ высшего образования? Это определяется масштабами, структурой и запросами экономики, политическими целями стратегического развития страны, статусом государства в миро-
И. Б. Фёдоров, И. П. Норенков, С. В. Коршунов
Подготовка специалистов в области компьютерных наук, техники и технологий
ІІ942006
вом сообществе. Для развитых стран это более десяти тысяч образовательных программ (например, на сайте Министерства образования Канады размещен список 12000 образовательных программ, реализуемых в университетах этой страны). Если суммировать число специализаций и магистерских программ в системе российского высшего образования, то получим примерно такое же количество образовательных программ. Таким образом, миф о чрезмерной узости российских программ ВПО и постоянное стремление федеральных органов управления образованием к укрупнению классификатора, чтобы приблизить его к западным аналогам, не имеют достаточного основания.
В Российской Федерации вузы могут открывать подготовку специалистов и выдавать диплом государственного образца только по тем направлениям и специальностям, которые входят в утвержденный Министерством образования и науки Перечень направлений подготовки (специальностей) ВПО (такое же положение существует в системе образования Китая). Для этого необходимо получить лицензию в органах управления образованием, а для получения права на выдачу выпускникам дипломов государственного образца образовательную программу необходимо аккредитовать в органах государственной аккредитации. В этом одно из принципиальных расхождений организации профессионального образования в России и западных странах, где выпускникам выдается диплом университета, причем не только бакалавра, специалиста или магистра, но и доктора (аналог российского диплома кандидата наук, относящегося к послевузовскому образованию). Данный вопрос имеет очень большое значение не только для построения систем классификации образовательных программ, но и для организации учебного процесса в вузах, построения перспективной системы лицензирования и аккредитации, для реализации положений Болонской декларации в России.
Классификатор или Перечень направлений подготовки (специальностей) ВПО, безусловно, не должен препятствовать оперативному появлению и реализации в вузах новых образовательных программ подготовки специалистов по актуальным и развивающимся направлениям науки, промышленности, бизнеса. В связи с этим западная система выдачи диплома университета по формируемым им образовательным программам по сравнению с российской более гибко реагирует на возникающие потребности подготовки кадров. В России включение новых направлений и специальностей в Перечень происходило на заседаниях Межведомственного экспертного совета, которые созывались 2 раза в год.
Содержание подготовки специалистов в области компьютерных наук и информационных технологий по документам GG2001-2005
В соответствии с положениями [3] подготовка специалистов предусматривается по следующим направлениям:
1. Компьютерные науки (Computer Science);
2. Вычислительная техника (Computer Engineering);
3. Информационные системы (Information Systems);
4. Информационные технологии (Information Technology);
5. Программная инженерия (Software Engineering).
Исходным документом в серии Computing Curricula является том CC2001. В нем описано содержание подготовки специалистов в области Computer Science. Знания в этой области сгруппированы в следующие основные дисциплины:
• Дискретные структуры (Discrete Structures);
• Основы программирования (Programming Fundamentals);
№>42006
• Алгоритмы и вычислительная сложность (Algorithms and Complexity);
• Операционные системы (Architecture and Organization Operating Systems);
• Сети (Net-Centric);
• Языки программирования (Computing Programming Languages);
• Человеко-машинное взаимодействие (Human-Computer Interaction);
• Компьютерная графика (Graphics and Visual Computing);
• Интеллектуальные системы (Intelligent System);
• Управление данными (Information Management);
• Социальные и профессиональные вопросы (Social and Professional Issues);
• Разработка программ (Software Engineering);
• Искусство вычислений и численные методы (Computational Science and Numerical Methods).
Содержание подготовки в направлении Computer Engineering определяется следующим перечнем основных специальных дисциплин:
• Алгоритмы (Algorithms);
• Организация ЭВМ и ВС (Computer Architecture and Organization);
• Проектирование ЭВМ и ВС (Computer Systems Engineering);
• Схемотехника (Circuits and Signals);
• Базы данных (Database Systems);
• Логическое проектирование и моделирование (Digital Logic);
• Сигнальные процессоры (Digital Signal Processing);
• Электроника (Electronics);
• Встроенные системы (Embedded Systems);
• Человеко-машинное взаимодействие (Human-Computer Interaction);
• Компьютерные сети (Computer Networks);
• Операционные системы (Operating Systems);
• Основы программирования (Programming Fundamentals);
• Социальные и профессиональные вопросы (Social and Professional Issues);
• Технологии программирования (Software Engineering);
• Проектирование и производство СБИС (VLSI Design and Fabrication);
• Дискретная математика (Discrete Structures);
• Теория вероятности и статистика (Probability and Statistics).
Предлагаемый перечень профилирующих дисциплин в документе, посвященном Information Systems:
• Введение в информатику (Personal Productivity with IS Technology);
• Основы ИС (Fundamentals of Information Systems);
• Электронный бизнес (Electronic Business Strategy, Architecture and Design);
• Теория и практика ИС (принятие решений, планирование и т.п.) (Information Systems Theory and Practice);
• Аппаратно-программные средства ИС (Information Technology Hardware and Systems Software);
• Программирование и организация данных (Programming, Data, File and Object Structures);
• Сети и телекоммуникации (Networks and Telecommunication);
• Анализ и проектирование ИС (стандарты жизненного цикла, ООП, прототипирование, взаимодействие участников и т.п.) (Analysis and Logical Design);
• Проектирование ИС на базе СУБД (Physical Design and Implementation with DBMS);
• Инсталляция ИС (Physical Design and Implementation in Emerging Environments);
• Управление проектами (Project Management and Practice).
Предлагаемый перечень специальных дисциплин в документе, посвященном Information Technology:
• Основы ИТ (Information Technology Fundamentals);
N__7
И. Б. Фёдоров, И. П. Норенков, С. В. Коршунов
Подготовка специалистов в области компьютерных наук, техники и технологий
ІІ942006
• Человеко-машинный интерфейс (Human Computer Interaction);
• Информационная безопасность (Information Assurance and Security);
• Базы данных (Information Management);
• Интеграция данных — обмен данными, кодирование, обзор алгоритмических языков (Integrative Programming & Technologies);
• Сети (Networking);
• Аппаратно-программные платформы (Platform Technologies);
• Системное администрирование (Systems Administration and Maintenance);
• Интеграция систем — ОС, архитектуры ВС (System Integration & Architecture);
• Социальные и профессиональные вопросы (Social and Professional Issues);
• Web-технологии (Web Systems and Technologies);
• Основы программирования (Programming Fundamentals).
В области Software Engineering предусматриваются следующие основные дисциплины:
• Основы вычислений (Computing Essentials);
• Математические основы и приложения (Mathematical and Engineering Fundamentals);
• Профессиональная практика (Professional Practice);
• Моделирование и анализ программного обеспечения (Software Modeling and Analysis);
• Проектирование программного обеспечения (Software Design);
• Оценка и верификация программного обеспечения (Software Verification and Validation);
• Эволюция программного обеспечения (Software Evolution);
• Вычислительные процессы (Software Process);
• Качество программного обеспечения (Software Quality);
• Управление разработкой программного обеспечения (Software Management).
Сравнивая перечисленные направления образования, авторы документа [3] приходят к следующим выводам. Если содержанием Computer Engineering является техническое обеспечение информационных и автоматизированных систем (т.е. вычислительная техника, включая компьютеры, вычислительные системы, аппаратные средства коммуникаций), то остальные направления в большей мере касаются математического, программного, информационного и лингвистического обеспечений. Критерием, разделяющим Computer Science и Information Technology, является соотношение между теоретическими и прикладными вопросами. Computer Science рассматривает математические основы и программирование, инфраструктуру систем, вопросы приложений с теоретических позиций, а Information Technology делает упор на инженерные разработки и практическое применение. Предметом Software Engineering являются как теоретические, так и прикладные вопросы создания программного обеспечения. Содержание Information Systems направлено на изучение вопросов применения вычислительной науки и инженерии в бизнес-приложениях.
Организация подготовки специалистов в области компьютерных наук и информационных технологий в соответствии с ОКСО и государственными образовательными стандартами
Постановлением Госстандарта России от 30 сентября 2003 г. №276-ст и Приказом Министерства образования РФ от 4 декабря 2003 г. «О применении общероссийского классификатора специальностей по образованию» с учетом последующих изменений в Приказе Минобрнауки России от 12 января 2005 г. №4 в представленных укрупненных группах введены следующие направления подготовки специалистов в области вычислительной техники и информационных технологий:
№>42006
• Физико-математические науки:
010300 Математика. Компьютерные науки;
010400 Информационные технологии; 010500 Прикладная математика и информатика;
• Гуманитарные науки:
031300 Лингвистика и новые информационные технологии;
• Экономика и управление:
080700 Бизнес-информатика;
080800 Прикладная информатика;
• Информационная безопасность:
090100 Информационная безопасность;
• в области «Техника и технологии»:
210400 Телекоммуникации;
230100 Информатика и вычислительная техника;
230200 Информационные системы; 230300 Организационно-технические системы;
230400 Прикладная математика.
Приказ стал некоторым итогом, фиксирующим состояние вопроса на конец 2003 года. При этом если подготовкой специалистов по специальностям области «Естественные науки и математика» занимаются классические университеты, то специальности образовательной области «Техника и технологии» относятся к инженерным вузам, где готовят специалистов-разработчи-ков вычислительной техники, программных продуктов, сетевых приложений и средств телекоммуникаций. Направление «Прикладная информатика» ориентировано на пользователей в предметной области, умеющих ставить и решать задачи информатизации, как правило, в таких приложениях, как экономика, искусство, библиотечное дело и т.п. Специалистов по защите информации готовят в рамках специальностей группы «Информационная безопасность». Менедж-
ментом информационных систем призваны заниматься выпускники по направлению «Бизнес-информатика» образовательной области «Экономика и управление». Таким образом, в настоящее время сложилось определенное профессиональное распределение сфер подготовки специалистов соответствующего профиля в области ИКТ. Например, разработчиков программно-аппаратных средств и информационных систем, разработчиков математического и алгоритмического обеспечения программирования, специалистов по защите информации, пользователей и менеджеров.
В 2006 году Департаментом государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации создана и работает группа специалистов, в которую входят проректоры по учебно-методической работе, представители научно-методических центров и институтов, представители объединений работодателей. Она рассматривает подходы и обсуждает макет ГОС ВПО третьего поколения, построенного по кредитно-модульной схеме, на основании компетентностной модели, и разрабатывает проект Перечня направлений (специальностей) ВПО. Перечень формируется по следующей иерархической схеме: образовательная область (область знаний) — укрупненная группа специальностей — направление подготовки — специальности (магистерские программы, специализации). При этом, как и ранее, специализации вводятся вузами и регистрируются УМО, так же как и теперь магистерские программы в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 22 марта 2006 г. №62.
При создании Перечня были использованы следующие критерии:
• системность;
• иерархичность;
• соответствие приоритетным направлениям развития науки и техники и критическим технологиям, определенным Президентом РФ;
И. Б. Фёдоров, И. П. Норенков, С. В. Коршунов
Подготовка специалистов в области компьютерных наук, техники и технологий
ІІ942006
• учет международного опыта по классификации образовательных программ;
• сопряжение с научными специальностями послевузовского профессионального образования;
• сохранение 28 укрупненных групп направлений и специальностей, сложившихся в ОКСО;
• преемственность с существующим Перечнем и др.
Укрупнение направлений подготовки происходит на основе интеграции существующих направлений, что позволяет не потерять значимые и актуальные для развития экономики и общества специальности.
В сфере подготовки ^-кадров проект Перечня предусматривает следующие направления подготовки со сложившимися на сегодня специальностями (табл.1).
Таблица 1
Фрагмент проекта Перечня направлений (специальностей) в сфере подготовки ^-кадров (2006 год)
Код направ- ления Предлагаемое наименование код Квалификация Наименование
1 2 3 4
010000 ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ И ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА
010300 Математика и компьютерные 62 Бакалавр математики и компьютерных наук
науки 68 Магистр математики и компьютерных наук
010400 Фундаментальная информатика 62 Бакалавр информационных технологий
и информационные технологии 68 Магистр информационных технологий
010600 Прикладная математика и информатика 62 Бакалавр прикладной математики и информатики
68 Магистр прикладной математики и информатики
65 Прикладная математика и информатика Математическое обеспечение и администрирование информационных систем
090000 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
090100 Организация и технология за- 62 Бакалавр информационной безопасности
щиты информации 68 Магистр информационной безопасности
65 Организация и технология защиты информации Компьютерная безопасность Информационная безопасность телекоммуникационных систем Комплексная защита объектов информации Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
№>42006
Окончание табл. 1
Код направ- ления Предлагаемое наименование код Квалификация Наименование
1 2 3 4
210000 ЭЛЕКТРОНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СВЯЗЬ
210300 Инфокоммуникационные технологии и системы связи 62 Бакалавр инфокоммуникационных технологий и систем связи
68 Магистр инфокоммуникационных технологий и систем связи
65 Физика и техника оптической связи Защищенные системы связи Многоканальные телекоммуникационные системы Сети связи и системы коммутации
230000 ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
230100 Информатика и вычислительная техника 62 Бакалавр информатики и вычислительной техники
68 Магистр информатики и вычислительной техники
65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети Автоматизированные системы обработки информации и управления Системы автоматизированного проектирования Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем
230200 Информационные системы и 62 Бакалавр информационных систем и технологий
технологии 68 Магистр информационных систем и технологий
65 Информационные системы и технологии Информационные технологии в образовании Информационные технологии в дизайне Информационные технологии в медиаиндустрии
230300 Программная инженерия 62 Бакалавр программной инженерии
68 Магистр программной инженерии
230400 Прикладная информатика 62 Бакалавр прикладной информатики
68 Магистр прикладной информатики
65 Прикладная информатика (по областям) Бизнес-информатика
230500 Прикладная математика 62 Бакалавр прикладной математики
68 Магистр прикладной математики
65 Прикладная математика
И. Б. Фёдоров, И. П. Норенков, С. В. Коршунов
Подготовка специалистов в области компьютерных наук, техники и технологий
ІІ942006
В таблице курсивом выделены направления и специальности, а жирным — те из них, по которым рекомендовано оставить исключительно непрерывную схему подготовки, исключающую выпуск бакалавров.
На основе проведенных исследований по проекту, о котором было сказано в начале статьи, в рамках сложившихся направлений подготовки в сфере ИКТ предлагаются следующие актуальные специальности, востребованные и поддержанные наукоемким бизнесом:
«Информатика и вычислительная техника»:
• Системы информационной поддержки жизненного цикла изделий,
• Компьютерная лингвистика и семиотика,
• Высокопроизводительные компьютерные системы и технологии,
• Проектирование и технология аппаратуры и средств защиты данных;
«Информационные системы и технологии»:
• Информационные технологии в научных исследованиях,
• Информационные технологии управления ресурсами,
• Безопасность информационных систем.
Оптимальность расположения инженерной специальности, связанной с защитой информации в технических информационных системах, покажет дальнейший анализ примерных учебных планов направлений подготовки 230100 и 230200. Эти направления призваны готовить инженеров, высококвалифицированных специалистов-раз-работчиков систем защиты информации в компьютерных системах, средствах телекоммуникаций и сетевых системах.
Сравнение направлений подготовки рекомендованных документами
СС2001-2005 и отечественными ГОС
На рис. 2 сопоставлены перечни направлений подготовки специалистов в соответствии с документами СС2001-2005 и ГОС.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И МАТЕМАТИКА
Компьютерные
науки
CS — Computer Science
010300
Математика.
Компьютерные науки
010500 Прикладная математика и информатика
010400
Информационные
технологии
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ
Гиуппы направлений:
Компьютерные техника и технологии
( Направления по Computing Curricula (СС2001-2005) )
СЕ — Computer Engineering
IT —
Information Technologies
SE-
IS
Sowtware Engineering! I Information Systems
яоОКСО:
230100 Информатика и вычислительная техника
(?) 230400
Программная Прикладная инженерия математика
230200 230300
Информационные Организационно-системы технические
системы
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Прикладная
информатика
Others
Прикладная
информатика
Рис. 2. Сравнение направлений подготовки рекомендованных документами СС2001-2005 и отечественными ГОС
№>42006
Прежде чем делать выводы из сопоставления, нужно отметить определенные различия в толковании некоторых англоязычных и русскоязычных терминов. Так, в русском языке нет однозначного эквивалента термина «Computer Science». Чаще других используются термины «Информатика» или «Компьютерные науки». В то же время термин «Информационные технологии», в отличие от Information Technologies, применяется как обобщающее свойство инженерных аспектов вычислительных, информационных, автоматизированных систем, методов и средств их создания и использования.
Из сопоставления CC2001-2005, с одной стороны, и ОКСО и ГОС — с другой, следует довольно близкое совпадение взглядов на подготовку специалистов в области компьютерных наук, техники и технологий, имеющих место за рубежом и в России.
Так, направлениям 010300 и 010600, по которым ведется обучение в классических университетах, соответствует направление Computer Science. В технических университетах в настоящее время готовят специалистов по разработке и применению вычислительных систем и информационных технологий в рамках направлений 230100, 230200, 230300 и 230400. Ведущую роль играют первые два из них. Направление 230100 объединяет круг вопросов, относящихся к Computer Engineering, Information Technology и Software Engineering, а направлению 230200 непосредственно соответствует Information Systems.
В последнее время круг вопросов, которыми должен владеть специалист в области разработки программных систем заметно усложнился. В России стремительно развивается рынок программных средств, информационных систем, создается рынок оффшорного программирования и открываются IT-технопарки. Поэтому целесообразно выделить эти вопросы в самостоятельное направление, как это сделано в CC2001-2005, присвоив ему название «Программная инженерия». В этом случае специальность «Программное обеспечение
вычислительной техники и автоматизированных систем» вливается в это направление. Целью организации направления подготовки «Программная инженерия» (по определению С.М. Авдошина) является подготовка высококвалифицированных бакалавров и магистров, получающих знания в области науки и технологии программирования, экономики, менеджмента, права и ИКТ, владеющих теоретическими основами и практическими навыками разработки конкурентоспособных программных систем, управлением программными проектами в различных областях экономики.
Направление «Организационно-технические системы» безболезненно может войти в качестве отдельной специальности в направление 230200 «Информационные системы».
Сопоставление направлений на уровне названий дисциплин также показывает совпадение точек зрения на подготовку специалистов в CC2001-2005 и в российских ГОС. Это следует из рассмотрения списка основных профилирующих дисциплин, предусмотренных, например, в ГОС для подготовки бакалавров по направлению «Информатика и вычислительная техника», и представленных в левой колонке табл. 2. В других двух колонках перечислены дисциплины направлений Computer Engineering и Information Technology.
Наряду с общими положениями, в сопоставляемых документах имеются и различия. Например, такие дисциплины, как «Сигнальные процессоры», «Встроенные системы», «Человеко-машинное взаимодействие», «Проектирование и производство СБИС», «Системное администрирование» в бакалаврских учебных планах в российских вузах обычно отсутствуют, но в той или иной мере отражены в планах подготовки дипломированных специалистов и магистров. В то же время в CC2001-2005 не уделяется должного внимания вопросам компьютерной графики.
В заключение нужно заметить, что названия некоторых из направлений в ОКСО
И. Б. Фёдоров, И. П. Норенков, С. В. Коршунов
Подготовка специалистов в области компьютерных наук, техники и технологий
ІІ942006
Таблица 2
Профилирующие дисциплины направлений «Информатика и вычислительная техника», «Computer Engineering» и «Information Technology»
Дисциплины по ГОС Дисциплины Computer Engineering Дисциплины Information Technology
Дискретная математика Discrete Structures Digital Logic —
Математическая логика и теория алгоритмов Algorithms —
Теория вероятностей и статистика Probability and Statistics —
Информатика Programming Fundamentals Programming Fundamentals Information Technology Fundamentals
Программирование на языке высокого уровня Software Engineering Integrative Programming and Technologies
Организация ЭВМ и систем Computer Architecture and Organization Computer Systems Engineering Platform Technologies System Integration and Architecture
Операционные системы Operating Systems —
Базы данных Database Systems Information Management
Сети ЭВМ и телекоммуникации Computer Networks Networking
Методы и средства защиты компьютерной информации — Information Assurance and Security
Электротехника и электроника Electronics Circuits and Signals —
Компьютерная графика — —
также требуют пересмотра. Так, направление с названием «Информационные технологии» было бы уместным в разделе «Техника и технологии», а не в разделе «Естественные науки и математика». Направление «Информатика и вычислительная техника» более правильно называть «Информационные технологии и вычислительная техника».
Литература
1. Сазонов Б.А. Интернационализация образования и перспективы развития классифи-
кации и стандартизации в профессиональном образовании Российской Федерации//Материалы заседания Координационного совета УМО и НМС «О разработке Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования с учетом положений Болонской декларации», Москва, 27декабря 2005 г. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006.
2. Computing Curricula 2001. ACM and IEEE Computer Society, 2001.
3. Computing Curricula 2005. The Overview Report. ACM and IEEE Computer Society, 2005.