Научная статья на тему 'Подготовка специалистов в области компьютерных наук, техники и технологий'

Подготовка специалистов в области компьютерных наук, техники и технологий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2451
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Фёдоров Игорь Борисович, Норенков Игорь Петрович, Коршунов Сергей Валерьевич

Развитие информационнотелекоммуникационных систем невозможно без соответствующего кадрового обеспечения. В последнее время ощущается сущест венная нехватка специалистов, способных создавать и успешно эксплуатировать современные информаци онные системы бизнеса, автоматизированные системы проектирования и управления, Интернеттехнологии и т. п. Динамичность развития отрасли обусловливает быстрое устаревание знаний, поэтому требуется по стоянное повышение квалификации сотрудников предприятий и учреждений, связанных как с разработ кой информационных систем и технологий, так и с их использованием. Но, прежде всего, кадровая пробле ма должна решаться в высшей школе при подготовке бакалавров, дипломированных специалистов и маги стров. Дальнейшее развитие данного направления зави сит от правильного выбора концепции подготовки спе циалистов высшего профессионального образования в области информационных технологий (ITкадров). В последние годы вузы совместно с представителями работодателей проводили оптимизациюперечня спе циальностей в сфере информационнокоммуника ционных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Фёдоров Игорь Борисович, Норенков Игорь Петрович, Коршунов Сергей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов в области компьютерных наук, техники и технологий»

№>42006

И. Б. Фёдоров, И. П. Норенков, С. В. Коршунов

Подготовка специалистов в области компьютерных наук, техники и технологий

Вычислительная техника, информационные технологии, системы связи, основанные на компьютерных технологиях, прочно заняли место одной из наиболее быстроразвивающихся отраслей промышленности в развитых странах. Достижения в этой отрасли непосредственно влияют на состояние и перспективы развития других направлений науки и промышленности. Развитию информационнотелекоммуникационных систем в Российской Федерации придается большое значение, что подчеркнуто включением этого направления в Список восьми приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, утвержденный Президентом РФ в 2006 году. Среди критических технологий, поддерживающих это направление, названы технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации, производства программного обеспечения, распределенных вычислений и систем.

Развитие информационно-телекоммуникационных систем невозможно без соответствующего кадрового обеспечения. В последнее время ощущается существенная нехватка специалистов, способных создавать и успешно эксплуатировать современные информационные системы бизнеса, автоматизированные системы проектирования и управления, Интернет-технологии и т. п. Динамичность развития отрасли обусловливает быстрое устаревание знаний, поэтому требуется постоянное повышение квалификации сотрудников предприятий и учреждений, связанных как с разработкой информационных систем и технологий, так и с их использованием. Но, прежде всего, кадровая проблема должна

решаться в высшей школе при подготовке бакалавров, дипломированных специалистов и магистров.

Дальнейшее развитие данного направления зависит от правильного выбора концепции подготовки специалистов высшего профессионального образования (ВПО) в области информационных технологий (1Т-кад-ров). В последние годы вузы совместно с представителями работодателей проводили оптимизацию Перечня специальностей в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

В 2002-2003 годах Московский государственный технический университет (МГТУ) имени Н.Э. Баумана являлся координатором выполнения научного проекта «Определение перечня необходимых специальностей, разработка государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и государственных требований к минимуму содержания программ профессиональной переподготовки в сфере ИКТ» федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)». Входе выполнения проекта были получены следующие результаты:

• проведен обобщенный анализ квалификационных характеристик и квалификационных требований, предъявляемых к специалистам в сфере ИКТ, отражающих стремительное развитие фундаментальных наукоемких направлений, связанных с преобразованием информации;

• проведен мониторинг образовательного процесса, потребностей кадров в сфере ИКТ и оценки качества подготовки на каждом уровне образования, выработаны реко-

Подготовка специалистов в области компьютерных наук, техники и технологий

ІІ942006

мендации по планированию и прогнозированию подготовки специалистов требуемой квалификации в сфере ИКТ;

• разработаны модели специалистов в области ИКТ;

• разработана концепция и сформированы требования к подготовке и переподготовке кадров в области ИКТ;

• сформирован перечень необходимых направлений и специальностей в сфере ИКТ;

• разработаны проекты государственных образовательных стандартов (ГОС) ВПО и государственные требования куровню и содержанию программ подготовки и переподготовки кадров в сфере ИКТ;

• сформировано ядро знаний содержания подготовки по перспективным направлениям подготовки кадров в сфере ИКТ, созданы модули дисциплин (естественнонаучных, общепрофессиональных, специальных) с целью согласования направлений и специальностей подготовки.

В качестве соисполнителей в проекте принимали участие такие организации, как Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Московский технический университет связи и информатики, Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций «Информика» (ГНИИ ИТТ «Информика»), Московский государственный лингвистический университет, Московский педагогический государственный университет, Государственный университет — Высшая школа экономики, Московский государственный университет геодезии, аэрофотосъемки и картографии. От МГТУ им. Н.Э. Баумана в выполнении работы участвовали следующие подразделения: Научно-методический центр «Инженерное обра-

зование», Управление информатизации, Центр «Каскад», Региональный учебно-научный центр «Безопасность», Научно-учебный комплекс «Информатика и управление», Научно-исследовательский институт «Биомедицинская техника». К работе были привлечены учебно-методические советы и комиссии по направлениям подготовки и специальностям в области информационно-телекоммуникационных систем Учебнометодического объединения вузов по университетскому политехническому образованию на базе МГТУ им. Н. Э. Баумана и СПбГПУ. В их состав входили представители предприятий, занимающихся разработкой информационных систем, аппаратных и программных средств вычислительной техники, сетевых приложений и телекоммуникационных систем.

По итогам выполненного проекта была опубликована книга: Подготовка и переподготовка ИТ-кадров. Проблемы и перспективы / Под ред. С. В. Коршунова, В. Н. Гуз-ненкова. М.: Горячая линия — Телеком, 2005.

В большинстве технических университетов и других инженерных вузах России ведется подготовка специалистов по информационным технологиям, в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО) и действующими ГОС введенными с 1 января 2004 года. В связи с подготовкой стандартов нового поколения ведутся дискуссии относительно содержания образования, начиная с корректировки Перечня направлений подготовки (специальностей) и заканчивая содержанием учебных дисциплин. Очевидно, что при принятии решений по этим вопросам целесообразно учитывать опыт классификации образовательных программ, планирования содержания образования по компьютерным наукам и информационным технологиям, имеющийся в развитых зарубежных странах и выраженный в ряде документов, подготовленных международными организациями.

№>42006

Такими документами являются рекомендации по построению учебных планов подготовки специалистов в области компьютерных наук и технологий под сокращенным названием CC2001-2005 (Computing Curricula 2001-2005) [2, 3], разработанные IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers) и ACM (Association for Computing Machinery) в течение 1998-2005 годов (рис. 1).

Рис. 1. Структура Computing Curricula 2001-2005

Цель данной публикации — выполнить сравнительный анализ документов CC2001-2005 и отечественных ОКСО, Перечня и ГОС, посвященных организации и содержанию образования в области компьютерных наук, техники и технологий.

Проводя сравнение отечественного Перечня направлений подготовки и специальностей ВПО с зарубежными, особенно с системами классификации образовательных программ развитых западных стран Европы и Северной Америки, следует всегда помнить принципиальные различия в целях и функциях, которые призваны выполнять указанные нормативные документы в своих странах.

Система классификации образовательных программ в западных странах является элементом национальной образовательной статистики. Она разрабатывается национальными органами статистического учета и для удобства международных сравнений строится как сопоставимая с Между-

народной стандартной классификацией образования (МСКО-97) [1]. Национальная система определяет правила классификации образовательных программ и включает подсистемы вертикальной и горизонтальной классификации. Вертикальная подсистема классифицирует образовательные программы по уровням и ступеням образования, горизонтальная — по сферам профессиональной деятельности (по расширенным группам и образовательным полям — аналоги направлений подготовки в российском варианте). Образовательные поля могут иметь дальнейшую детализацию по подполям (аналоги российских специальностей, специализаций и магистерских программ) [1].

Количество расширенных групп, полей и подполей определяется из соображений удобства классификации и обеспечения оптимального уровня полноты и детализации представления данных образовательной статистики для решения задач мониторинга и управления и не ограничивает количество классифицируемых объектов — образовательных программ. Точно не известно, сколько образовательных программ высшего образования реализуется в западных университетах той или иной страны, так как университеты сами могут корректировать действующие и открывать новые образовательные программы. Университеты реализуют сложившиеся в каждом из них образовательные программы, удовлетворяющие лишь самым общим требованиям государственной регламентации. Для повышения статуса своих образовательных программ университеты аккредитуют их в авторитетных независимых аккредитационных организациях: профессиональных национальных ассоциациях, международных аккредитационных агентствах и т.п. [1].

Сколько нужно иметь каждой стране образовательных программ высшего образования? Это определяется масштабами, структурой и запросами экономики, политическими целями стратегического развития страны, статусом государства в миро-

И. Б. Фёдоров, И. П. Норенков, С. В. Коршунов

Подготовка специалистов в области компьютерных наук, техники и технологий

ІІ942006

вом сообществе. Для развитых стран это более десяти тысяч образовательных программ (например, на сайте Министерства образования Канады размещен список 12000 образовательных программ, реализуемых в университетах этой страны). Если суммировать число специализаций и магистерских программ в системе российского высшего образования, то получим примерно такое же количество образовательных программ. Таким образом, миф о чрезмерной узости российских программ ВПО и постоянное стремление федеральных органов управления образованием к укрупнению классификатора, чтобы приблизить его к западным аналогам, не имеют достаточного основания.

В Российской Федерации вузы могут открывать подготовку специалистов и выдавать диплом государственного образца только по тем направлениям и специальностям, которые входят в утвержденный Министерством образования и науки Перечень направлений подготовки (специальностей) ВПО (такое же положение существует в системе образования Китая). Для этого необходимо получить лицензию в органах управления образованием, а для получения права на выдачу выпускникам дипломов государственного образца образовательную программу необходимо аккредитовать в органах государственной аккредитации. В этом одно из принципиальных расхождений организации профессионального образования в России и западных странах, где выпускникам выдается диплом университета, причем не только бакалавра, специалиста или магистра, но и доктора (аналог российского диплома кандидата наук, относящегося к послевузовскому образованию). Данный вопрос имеет очень большое значение не только для построения систем классификации образовательных программ, но и для организации учебного процесса в вузах, построения перспективной системы лицензирования и аккредитации, для реализации положений Болонской декларации в России.

Классификатор или Перечень направлений подготовки (специальностей) ВПО, безусловно, не должен препятствовать оперативному появлению и реализации в вузах новых образовательных программ подготовки специалистов по актуальным и развивающимся направлениям науки, промышленности, бизнеса. В связи с этим западная система выдачи диплома университета по формируемым им образовательным программам по сравнению с российской более гибко реагирует на возникающие потребности подготовки кадров. В России включение новых направлений и специальностей в Перечень происходило на заседаниях Межведомственного экспертного совета, которые созывались 2 раза в год.

Содержание подготовки специалистов в области компьютерных наук и информационных технологий по документам GG2001-2005

В соответствии с положениями [3] подготовка специалистов предусматривается по следующим направлениям:

1. Компьютерные науки (Computer Science);

2. Вычислительная техника (Computer Engineering);

3. Информационные системы (Information Systems);

4. Информационные технологии (Information Technology);

5. Программная инженерия (Software Engineering).

Исходным документом в серии Computing Curricula является том CC2001. В нем описано содержание подготовки специалистов в области Computer Science. Знания в этой области сгруппированы в следующие основные дисциплины:

• Дискретные структуры (Discrete Structures);

• Основы программирования (Programming Fundamentals);

№>42006

• Алгоритмы и вычислительная сложность (Algorithms and Complexity);

• Операционные системы (Architecture and Organization Operating Systems);

• Сети (Net-Centric);

• Языки программирования (Computing Programming Languages);

• Человеко-машинное взаимодействие (Human-Computer Interaction);

• Компьютерная графика (Graphics and Visual Computing);

• Интеллектуальные системы (Intelligent System);

• Управление данными (Information Management);

• Социальные и профессиональные вопросы (Social and Professional Issues);

• Разработка программ (Software Engineering);

• Искусство вычислений и численные методы (Computational Science and Numerical Methods).

Содержание подготовки в направлении Computer Engineering определяется следующим перечнем основных специальных дисциплин:

• Алгоритмы (Algorithms);

• Организация ЭВМ и ВС (Computer Architecture and Organization);

• Проектирование ЭВМ и ВС (Computer Systems Engineering);

• Схемотехника (Circuits and Signals);

• Базы данных (Database Systems);

• Логическое проектирование и моделирование (Digital Logic);

• Сигнальные процессоры (Digital Signal Processing);

• Электроника (Electronics);

• Встроенные системы (Embedded Systems);

• Человеко-машинное взаимодействие (Human-Computer Interaction);

• Компьютерные сети (Computer Networks);

• Операционные системы (Operating Systems);

• Основы программирования (Programming Fundamentals);

• Социальные и профессиональные вопросы (Social and Professional Issues);

• Технологии программирования (Software Engineering);

• Проектирование и производство СБИС (VLSI Design and Fabrication);

• Дискретная математика (Discrete Structures);

• Теория вероятности и статистика (Probability and Statistics).

Предлагаемый перечень профилирующих дисциплин в документе, посвященном Information Systems:

• Введение в информатику (Personal Productivity with IS Technology);

• Основы ИС (Fundamentals of Information Systems);

• Электронный бизнес (Electronic Business Strategy, Architecture and Design);

• Теория и практика ИС (принятие решений, планирование и т.п.) (Information Systems Theory and Practice);

• Аппаратно-программные средства ИС (Information Technology Hardware and Systems Software);

• Программирование и организация данных (Programming, Data, File and Object Structures);

• Сети и телекоммуникации (Networks and Telecommunication);

• Анализ и проектирование ИС (стандарты жизненного цикла, ООП, прототипирование, взаимодействие участников и т.п.) (Analysis and Logical Design);

• Проектирование ИС на базе СУБД (Physical Design and Implementation with DBMS);

• Инсталляция ИС (Physical Design and Implementation in Emerging Environments);

• Управление проектами (Project Management and Practice).

Предлагаемый перечень специальных дисциплин в документе, посвященном Information Technology:

• Основы ИТ (Information Technology Fundamentals);

N__7

И. Б. Фёдоров, И. П. Норенков, С. В. Коршунов

Подготовка специалистов в области компьютерных наук, техники и технологий

ІІ942006

• Человеко-машинный интерфейс (Human Computer Interaction);

• Информационная безопасность (Information Assurance and Security);

• Базы данных (Information Management);

• Интеграция данных — обмен данными, кодирование, обзор алгоритмических языков (Integrative Programming & Technologies);

• Сети (Networking);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Аппаратно-программные платформы (Platform Technologies);

• Системное администрирование (Systems Administration and Maintenance);

• Интеграция систем — ОС, архитектуры ВС (System Integration & Architecture);

• Социальные и профессиональные вопросы (Social and Professional Issues);

• Web-технологии (Web Systems and Technologies);

• Основы программирования (Programming Fundamentals).

В области Software Engineering предусматриваются следующие основные дисциплины:

• Основы вычислений (Computing Essentials);

• Математические основы и приложения (Mathematical and Engineering Fundamentals);

• Профессиональная практика (Professional Practice);

• Моделирование и анализ программного обеспечения (Software Modeling and Analysis);

• Проектирование программного обеспечения (Software Design);

• Оценка и верификация программного обеспечения (Software Verification and Validation);

• Эволюция программного обеспечения (Software Evolution);

• Вычислительные процессы (Software Process);

• Качество программного обеспечения (Software Quality);

• Управление разработкой программного обеспечения (Software Management).

Сравнивая перечисленные направления образования, авторы документа [3] приходят к следующим выводам. Если содержанием Computer Engineering является техническое обеспечение информационных и автоматизированных систем (т.е. вычислительная техника, включая компьютеры, вычислительные системы, аппаратные средства коммуникаций), то остальные направления в большей мере касаются математического, программного, информационного и лингвистического обеспечений. Критерием, разделяющим Computer Science и Information Technology, является соотношение между теоретическими и прикладными вопросами. Computer Science рассматривает математические основы и программирование, инфраструктуру систем, вопросы приложений с теоретических позиций, а Information Technology делает упор на инженерные разработки и практическое применение. Предметом Software Engineering являются как теоретические, так и прикладные вопросы создания программного обеспечения. Содержание Information Systems направлено на изучение вопросов применения вычислительной науки и инженерии в бизнес-приложениях.

Организация подготовки специалистов в области компьютерных наук и информационных технологий в соответствии с ОКСО и государственными образовательными стандартами

Постановлением Госстандарта России от 30 сентября 2003 г. №276-ст и Приказом Министерства образования РФ от 4 декабря 2003 г. «О применении общероссийского классификатора специальностей по образованию» с учетом последующих изменений в Приказе Минобрнауки России от 12 января 2005 г. №4 в представленных укрупненных группах введены следующие направления подготовки специалистов в области вычислительной техники и информационных технологий:

№>42006

• Физико-математические науки:

010300 Математика. Компьютерные науки;

010400 Информационные технологии; 010500 Прикладная математика и информатика;

• Гуманитарные науки:

031300 Лингвистика и новые информационные технологии;

• Экономика и управление:

080700 Бизнес-информатика;

080800 Прикладная информатика;

• Информационная безопасность:

090100 Информационная безопасность;

• в области «Техника и технологии»:

210400 Телекоммуникации;

230100 Информатика и вычислительная техника;

230200 Информационные системы; 230300 Организационно-технические системы;

230400 Прикладная математика.

Приказ стал некоторым итогом, фиксирующим состояние вопроса на конец 2003 года. При этом если подготовкой специалистов по специальностям области «Естественные науки и математика» занимаются классические университеты, то специальности образовательной области «Техника и технологии» относятся к инженерным вузам, где готовят специалистов-разработчи-ков вычислительной техники, программных продуктов, сетевых приложений и средств телекоммуникаций. Направление «Прикладная информатика» ориентировано на пользователей в предметной области, умеющих ставить и решать задачи информатизации, как правило, в таких приложениях, как экономика, искусство, библиотечное дело и т.п. Специалистов по защите информации готовят в рамках специальностей группы «Информационная безопасность». Менедж-

ментом информационных систем призваны заниматься выпускники по направлению «Бизнес-информатика» образовательной области «Экономика и управление». Таким образом, в настоящее время сложилось определенное профессиональное распределение сфер подготовки специалистов соответствующего профиля в области ИКТ. Например, разработчиков программно-аппаратных средств и информационных систем, разработчиков математического и алгоритмического обеспечения программирования, специалистов по защите информации, пользователей и менеджеров.

В 2006 году Департаментом государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации создана и работает группа специалистов, в которую входят проректоры по учебно-методической работе, представители научно-методических центров и институтов, представители объединений работодателей. Она рассматривает подходы и обсуждает макет ГОС ВПО третьего поколения, построенного по кредитно-модульной схеме, на основании компетентностной модели, и разрабатывает проект Перечня направлений (специальностей) ВПО. Перечень формируется по следующей иерархической схеме: образовательная область (область знаний) — укрупненная группа специальностей — направление подготовки — специальности (магистерские программы, специализации). При этом, как и ранее, специализации вводятся вузами и регистрируются УМО, так же как и теперь магистерские программы в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 22 марта 2006 г. №62.

При создании Перечня были использованы следующие критерии:

• системность;

• иерархичность;

• соответствие приоритетным направлениям развития науки и техники и критическим технологиям, определенным Президентом РФ;

И. Б. Фёдоров, И. П. Норенков, С. В. Коршунов

Подготовка специалистов в области компьютерных наук, техники и технологий

ІІ942006

• учет международного опыта по классификации образовательных программ;

• сопряжение с научными специальностями послевузовского профессионального образования;

• сохранение 28 укрупненных групп направлений и специальностей, сложившихся в ОКСО;

• преемственность с существующим Перечнем и др.

Укрупнение направлений подготовки происходит на основе интеграции существующих направлений, что позволяет не потерять значимые и актуальные для развития экономики и общества специальности.

В сфере подготовки ^-кадров проект Перечня предусматривает следующие направления подготовки со сложившимися на сегодня специальностями (табл.1).

Таблица 1

Фрагмент проекта Перечня направлений (специальностей) в сфере подготовки ^-кадров (2006 год)

Код направ- ления Предлагаемое наименование код Квалификация Наименование

1 2 3 4

010000 ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ И ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА

010300 Математика и компьютерные 62 Бакалавр математики и компьютерных наук

науки 68 Магистр математики и компьютерных наук

010400 Фундаментальная информатика 62 Бакалавр информационных технологий

и информационные технологии 68 Магистр информационных технологий

010600 Прикладная математика и информатика 62 Бакалавр прикладной математики и информатики

68 Магистр прикладной математики и информатики

65 Прикладная математика и информатика Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

090000 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

090100 Организация и технология за- 62 Бакалавр информационной безопасности

щиты информации 68 Магистр информационной безопасности

65 Организация и технология защиты информации Компьютерная безопасность Информационная безопасность телекоммуникационных систем Комплексная защита объектов информации Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем

№>42006

Окончание табл. 1

Код направ- ления Предлагаемое наименование код Квалификация Наименование

1 2 3 4

210000 ЭЛЕКТРОНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СВЯЗЬ

210300 Инфокоммуникационные технологии и системы связи 62 Бакалавр инфокоммуникационных технологий и систем связи

68 Магистр инфокоммуникационных технологий и систем связи

65 Физика и техника оптической связи Защищенные системы связи Многоканальные телекоммуникационные системы Сети связи и системы коммутации

230000 ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

230100 Информатика и вычислительная техника 62 Бакалавр информатики и вычислительной техники

68 Магистр информатики и вычислительной техники

65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети Автоматизированные системы обработки информации и управления Системы автоматизированного проектирования Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем

230200 Информационные системы и 62 Бакалавр информационных систем и технологий

технологии 68 Магистр информационных систем и технологий

65 Информационные системы и технологии Информационные технологии в образовании Информационные технологии в дизайне Информационные технологии в медиаиндустрии

230300 Программная инженерия 62 Бакалавр программной инженерии

68 Магистр программной инженерии

230400 Прикладная информатика 62 Бакалавр прикладной информатики

68 Магистр прикладной информатики

65 Прикладная информатика (по областям) Бизнес-информатика

230500 Прикладная математика 62 Бакалавр прикладной математики

68 Магистр прикладной математики

65 Прикладная математика

И. Б. Фёдоров, И. П. Норенков, С. В. Коршунов

Подготовка специалистов в области компьютерных наук, техники и технологий

ІІ942006

В таблице курсивом выделены направления и специальности, а жирным — те из них, по которым рекомендовано оставить исключительно непрерывную схему подготовки, исключающую выпуск бакалавров.

На основе проведенных исследований по проекту, о котором было сказано в начале статьи, в рамках сложившихся направлений подготовки в сфере ИКТ предлагаются следующие актуальные специальности, востребованные и поддержанные наукоемким бизнесом:

«Информатика и вычислительная техника»:

• Системы информационной поддержки жизненного цикла изделий,

• Компьютерная лингвистика и семиотика,

• Высокопроизводительные компьютерные системы и технологии,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Проектирование и технология аппаратуры и средств защиты данных;

«Информационные системы и технологии»:

• Информационные технологии в научных исследованиях,

• Информационные технологии управления ресурсами,

• Безопасность информационных систем.

Оптимальность расположения инженерной специальности, связанной с защитой информации в технических информационных системах, покажет дальнейший анализ примерных учебных планов направлений подготовки 230100 и 230200. Эти направления призваны готовить инженеров, высококвалифицированных специалистов-раз-работчиков систем защиты информации в компьютерных системах, средствах телекоммуникаций и сетевых системах.

Сравнение направлений подготовки рекомендованных документами

СС2001-2005 и отечественными ГОС

На рис. 2 сопоставлены перечни направлений подготовки специалистов в соответствии с документами СС2001-2005 и ГОС.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И МАТЕМАТИКА

Компьютерные

науки

CS — Computer Science

010300

Математика.

Компьютерные науки

010500 Прикладная математика и информатика

010400

Информационные

технологии

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ

Гиуппы направлений:

Компьютерные техника и технологии

( Направления по Computing Curricula (СС2001-2005) )

СЕ — Computer Engineering

IT —

Information Technologies

SE-

IS

Sowtware Engineering! I Information Systems

яоОКСО:

230100 Информатика и вычислительная техника

(?) 230400

Программная Прикладная инженерия математика

230200 230300

Информационные Организационно-системы технические

системы

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Прикладная

информатика

Others

Прикладная

информатика

Рис. 2. Сравнение направлений подготовки рекомендованных документами СС2001-2005 и отечественными ГОС

№>42006

Прежде чем делать выводы из сопоставления, нужно отметить определенные различия в толковании некоторых англоязычных и русскоязычных терминов. Так, в русском языке нет однозначного эквивалента термина «Computer Science». Чаще других используются термины «Информатика» или «Компьютерные науки». В то же время термин «Информационные технологии», в отличие от Information Technologies, применяется как обобщающее свойство инженерных аспектов вычислительных, информационных, автоматизированных систем, методов и средств их создания и использования.

Из сопоставления CC2001-2005, с одной стороны, и ОКСО и ГОС — с другой, следует довольно близкое совпадение взглядов на подготовку специалистов в области компьютерных наук, техники и технологий, имеющих место за рубежом и в России.

Так, направлениям 010300 и 010600, по которым ведется обучение в классических университетах, соответствует направление Computer Science. В технических университетах в настоящее время готовят специалистов по разработке и применению вычислительных систем и информационных технологий в рамках направлений 230100, 230200, 230300 и 230400. Ведущую роль играют первые два из них. Направление 230100 объединяет круг вопросов, относящихся к Computer Engineering, Information Technology и Software Engineering, а направлению 230200 непосредственно соответствует Information Systems.

В последнее время круг вопросов, которыми должен владеть специалист в области разработки программных систем заметно усложнился. В России стремительно развивается рынок программных средств, информационных систем, создается рынок оффшорного программирования и открываются IT-технопарки. Поэтому целесообразно выделить эти вопросы в самостоятельное направление, как это сделано в CC2001-2005, присвоив ему название «Программная инженерия». В этом случае специальность «Программное обеспечение

вычислительной техники и автоматизированных систем» вливается в это направление. Целью организации направления подготовки «Программная инженерия» (по определению С.М. Авдошина) является подготовка высококвалифицированных бакалавров и магистров, получающих знания в области науки и технологии программирования, экономики, менеджмента, права и ИКТ, владеющих теоретическими основами и практическими навыками разработки конкурентоспособных программных систем, управлением программными проектами в различных областях экономики.

Направление «Организационно-технические системы» безболезненно может войти в качестве отдельной специальности в направление 230200 «Информационные системы».

Сопоставление направлений на уровне названий дисциплин также показывает совпадение точек зрения на подготовку специалистов в CC2001-2005 и в российских ГОС. Это следует из рассмотрения списка основных профилирующих дисциплин, предусмотренных, например, в ГОС для подготовки бакалавров по направлению «Информатика и вычислительная техника», и представленных в левой колонке табл. 2. В других двух колонках перечислены дисциплины направлений Computer Engineering и Information Technology.

Наряду с общими положениями, в сопоставляемых документах имеются и различия. Например, такие дисциплины, как «Сигнальные процессоры», «Встроенные системы», «Человеко-машинное взаимодействие», «Проектирование и производство СБИС», «Системное администрирование» в бакалаврских учебных планах в российских вузах обычно отсутствуют, но в той или иной мере отражены в планах подготовки дипломированных специалистов и магистров. В то же время в CC2001-2005 не уделяется должного внимания вопросам компьютерной графики.

В заключение нужно заметить, что названия некоторых из направлений в ОКСО

И. Б. Фёдоров, И. П. Норенков, С. В. Коршунов

Подготовка специалистов в области компьютерных наук, техники и технологий

ІІ942006

Таблица 2

Профилирующие дисциплины направлений «Информатика и вычислительная техника», «Computer Engineering» и «Information Technology»

Дисциплины по ГОС Дисциплины Computer Engineering Дисциплины Information Technology

Дискретная математика Discrete Structures Digital Logic —

Математическая логика и теория алгоритмов Algorithms —

Теория вероятностей и статистика Probability and Statistics —

Информатика Programming Fundamentals Programming Fundamentals Information Technology Fundamentals

Программирование на языке высокого уровня Software Engineering Integrative Programming and Technologies

Организация ЭВМ и систем Computer Architecture and Organization Computer Systems Engineering Platform Technologies System Integration and Architecture

Операционные системы Operating Systems —

Базы данных Database Systems Information Management

Сети ЭВМ и телекоммуникации Computer Networks Networking

Методы и средства защиты компьютерной информации — Information Assurance and Security

Электротехника и электроника Electronics Circuits and Signals —

Компьютерная графика — —

также требуют пересмотра. Так, направление с названием «Информационные технологии» было бы уместным в разделе «Техника и технологии», а не в разделе «Естественные науки и математика». Направление «Информатика и вычислительная техника» более правильно называть «Информационные технологии и вычислительная техника».

Литература

1. Сазонов Б.А. Интернационализация образования и перспективы развития классифи-

кации и стандартизации в профессиональном образовании Российской Федерации//Материалы заседания Координационного совета УМО и НМС «О разработке Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования с учетом положений Болонской декларации», Москва, 27декабря 2005 г. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006.

2. Computing Curricula 2001. ACM and IEEE Computer Society, 2001.

3. Computing Curricula 2005. The Overview Report. ACM and IEEE Computer Society, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.