Научная статья на тему 'Предметная информатика - новая специализация для высшего профессионального образования'

Предметная информатика - новая специализация для высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ИТ-СПЕЦИАЛИСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лугачев Михаил Иванович

Целью работы является попытка обоснования необходимости институционализации отраслевых специализаций для подготовки специалистов в конкретной предметной отрасли, владеющих знаниями и навыками профессионального использования информационных ресурсов и технологий. Их сотрудничество с «чистыми» ИТспециалистами позволит более эффективно решать актуальные научные и народнохозяйственные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предметная информатика - новая специализация для высшего профессионального образования»

Лугачев М.И.

Д.э.н., профессор, зав.кафедрой экономической информатики, экономический факультет

МГУ имени М.В.Ломоносова, mil @ econ. msu . ru

Предметная информатика - новая специализация для высшего профессионального образования

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Высшее профессиональное образование, специализация, ИТ-специалист.

АННОТАЦИЯ:

Целью работы является попытка обоснования необходимости институционализации отраслевых специализаций для подготовки специалистов в конкретной предметной отрасли, владеющих знаниями и навыками профессионального использования информационных ресурсов и технологий. Их сотрудничество с «чистыми» ИТ- специалистами позволит более эффективно решать актуальные научные и народнохозяйственные задачи.

Введение

Мы являемся свидетелями мощного гуманитарного технологического прорыва, в частности — интенсивного распространения информационных технологий в самые разные отрасли жизнедеятельности человека. Информационные процессы всегда играли очень важную, иногда -определяющую роль в принятии человеком решений задач любой природы, но с появлением ИТ их значение неизмеримо выросло. Информационные технологии обеспечивают добавление стоимости информации, превращают ее в товар первой необходимости. Народное хозяйство России формирует активный платежеспособный спрос на ИТ-специалистов для своих отраслей, но образование и наука явно опаздывают с его удовлетворением. В чем причина такого несоответствия: почему настоятельный народнохозяйственный спрос не порождает адекватного образовательного предложения? Это весьма непростой и многогранный вопрос, который мы попытаемся рассмотреть только с методической точки зрения.

Понятие информационных технологий (ИТ) традиционно связывают с информатикой (I) и Computer Science (CS). Когда-то эти термины были синонимами и использование одного или другого было скорее выражением вкуса. Поэтому англосаксонские страны предпочитали английский термин CS, тогда как романо-германцы (французы и немцы, например) предпочитали появившуюся в 50-х годах «информатику» - Informatik - по-немецки и чисто французское - Information Automatique. Тезаурус ЮНЕСКО считает оба термина (CS и I) синонимами. Следует признать, что в мире

предпочитали английский вариант термина, тем более что его смысловое наполнение постоянно обогащалось. Развитие ИТ потребовало постоянного расширения толкования CS, особенно, когда речь зашла о содержании подготовки специалистов. В.А.Сухомлин [1] обращает внимание на то, что формирование типовых учебных планов (куррикулумов) в начале 60-х годов ХХ века инициировали авторитетные профессиональные организации: ACM (Association for Computing Machinery) и IEEE-CS (Computer Society of IEEE - Insstitute of Electric and Electronic Engineers). Эти общественные институты и по сей день не оставляют вниманием соответствие ИТ-образования потребностям ИТ-отрасли.

Подготовка бакалавров

Со временем стала очевидной необходимость содержательно и дидактически разделять научно-исследовательскую часть и чисто техническую и технологическую. Под эгидой ACM и IEEE-CS группа Питера Деннинга в 1989 г. подготовила доклад «Computing as a Discipline». В новой дисциплине «Computing» выделялись две составляющие: «Computer Science» и «Computer Engineering», Это нашло методическое воплощение в дальнейшем в фундаментальном куррикулуме СС2001 [2], получившем свое развитие в версиях СС2005 [3]. Но СС2005 уже содержал принципиально отличие от предыдущих вариантов - в нем явно указывается на необходимость подготовки специалистов для прикладных отраслей. Мировые профессиональные организации AIS (Association of Information Systems) и AITP (Association for Information Technology Professionals) -создают IS2002 [4]. В семье компьютинга появляется новый полноправный член - информационные системы.

Диверсификация ИТ-образования продолжается, СС2005 «Computing» включает в себя:

Вычислительная техника (Computer Engineering - CE),

Компьютерные науки (Computer Science - CS),

Программная инженерия (Software Engineering - SE),

Системы информационных технологий (Information Technology - IT),

Информационные системы (Information Systems - IS).

Сейчас де-факто мировым методическим стандартом подготовки ИТ-специалистов для прикладных отраслей является учебный план Information Systems 2010 (IS2010) [5], созданный всем профессиональным ИТ-миром с использованием Wiki-ресурса. Вот как выглядит список базовых обязательных курсов IS2010:

152010.1 Foundation of Information Systems

152010.2 Data and Information Management

152010.3 Enterprise Architecture

152010.4 Project Management

152010.5 Infrastructure

152010.6 System Analysis and Design

152010.7 Strategy, Management and Acqusition

В дополнение к базовым определен приблизительный набор курсов по выбору:

Application Development Business Process Management Collaborative Computing Data Mining/Business Intelligence Enterprise Systems Human-Computer Interaction Information Search and Retrieval ITAudits and Control ITSecurity and Risc Management Knowledge Management Social Informatics

В России наиболее близким к IS2010 образовательным стандартом является прикладная информатика. Так ее профессиональную часть представляют официальные документы Минобразования [6]: Прикладная информатика Профессиональный цикл. Базовая часть. Модуль 1: Программно-технические средства. Вычислительные сети. Сети и телекоммуникации. Операционные системы. Программная инженерия.

Модуль 2: Информационные ресурсы и системы. Информационные системы и технологии. Проектирование ИС. Базы данных.

Информационная безопасность. Проектный практикум.

Дисциплины по выбору определяются вузом.

Сравнение базовых курсов российского и международного куррикулумов показывает значительное сходство направлений подготовки, но более прикладное и конкретное содержание IS2010 на фоне достаточно общего характера российской программы. Такое положение объяснимо с позиций характеристик типов организаций Минцберга: профессиональные мировые сообщества действуют, исходя из актуальной необходимости внесения изменений - в рамках профессиональной бюрократии, тогда как российские министерские менеджеры образования тяготеют к инерционной формальной бюрократии, привычно действующей согласно нормативной базе.

В любом случае оба подхода к подготовке ИТ-специалистов в прикладных отраслях носят характер технического, инженерного образования. Это вполне оправдано с точки зрения создания необходимой технологической платформы для последующей реализации приложений в

конкретной области.

Первой конкретной отраслевой реализацией специальности «прикладная информатика» стала «бизнес-информатика», для которой Минобразованием определены следующие базовые курсы [7]: Архитектура предприятия, Моделирование бизнес-процессов, Управление жизненным циклом ИС, Программирование, базы данных, Вычислительные системы, сети, телекоммуникации, Рынки ИКТ и организация продаж, Управление ИТ-сервисами и контентом, Электронный бизнес, Безопасность жизнедеятельности, Деловые коммуникации.

К данному списку предлагается обширный набор курсов по выбору:

Информационная безопасность,

ИС управления предприятием,

ИТ-инфраструктура предприятия,

Многоагентные системы,

Нечеткая логика и нейронные сети,

Объектно-ориентированный анализ и программирование, Распределенные системы, Системы поддержки принятия решений, Стандартизация, сертификация и управление качеством ПО, Управление разработкой ИС,

Функциональное программирование и интеллектуальные системы, Эффективность ИТ.

Это первый куррикулум конкретной отраслевой специализации подготовки ИТ-специалистов и не удивительно, что в нем есть резерв для совершенствования. Во-первых, в собранной - достаточной эклектичной -совокупности курсов не ощущается доминанты прикладной сущности. Большинство обеспечиваемых компетенций носит прежний технологический характер: изучения основ бизнеса или принципов экономики организации (на которой внедряется или функционирует информационная система) - не предполагается. Не ощущается также важности организационных структур и уровня зрелости (прежде всего -квалификационного уровня и уровня культуры персонала). Во-вторых, в рассмотрении отсутствует логическая цепочка тем, связанных с информационными процессами в выбранной отрасли: сбор, хранение, обработка и представление информации не с точки зрения технологий (семиотического синтаксиса), а с точки зрения бизнеса (семантики). Это поиск и получение информации на сети, хранение данных, используемых для принятия экономических решений (например, описание принципов In-Mеmory и возможностей реализации Real Time Enterprise, принципиально

изменяющих признанные способы хранения данных), моделирование информационных процессов внутри предприятия, в том числе и для создания систем документооборота.

Тем не менее, куррикулум «Бизнес-информатика» - при всей его готовности к улучшению - успешно работает и служит основой подготовки сотен молодых специалистов нового типа, что, безусловно, является положительным фактом . Дидактичекая среда ИТ-образования непрерывно развивается и сегодня актуализация куррикулума бизнес-информатики могла бы осуществляться на основе принципов цифрового предприятия (Digital Enterprise), сформулированных Э.Бриньёлфсоном [8] и классических основ бизнес-моделирования, представленных в известных работах М.Портера [9], а также А.Остервальдера и М.Пинье [10].

Подготовка магистров

Упоминавшиеся нами ранее мировые профессиональные сообщества гораздо меньше внимания уделяют магистерскому образованию, справедливо полагая, что подготовка мастеров (masters) - специалистов высшей квалификации в меньшей степени нуждаются в регламентации. Тем не менее, ими сформулированы некоторые принципы построения магистерских куррикулумов. В.А.Сухомлин [11] приводит пример их реализации для случая программной инженерии (Software Engineering). Их главной характеристикой является структура учебных курсов, содержащая общие или подготовительные (preparatory), базовые профессиональные (core materials), университетские (university specific) и курсы по выбору (elective). Можно заметить, что современным федеральным образовательным стандартом ФГОС-3 предлагается очень близкая структура учебных планов подготовки российских магистрантов.

Интересно рассмотреть принципы содержательного наполнения этих базовых профессиональных, университетских и выборных курсов.

На наш взгляд, для магистерского профессионального образования важно выдержать описание дидактических элементов в рамках трех составляющих: процессы, информационные системы и технологии, гуманитарная среда.

Процессы определяют «точку входа» ИС и ИТ в предметную среду. Моделирование процессов - это ключ к автоматизации предметной деятельности. При этом процессы определяют архитектуру предметной области, например, архитектуру бизнеса, которой должна соответствовать архитектура используемых информационных систем и технологий. Реинжиниринг и реструктуризация - обязательные компоненты этого модуля магистерской программы.

Знания, умения и навыки в области информационных систем и технологий профессионального уровня с одной стороны - углубляют специализацию магистрантов. Здесь речь идет об информационных бизнес - системах, специализированных системах для управления учебным процессом - для образования, компьютерных томографах для медицины и

т.д.

Гуманитарная составляющая, включающая компетенции сотрудников, характер отношений в коллективе, уровень культуры -является основной в формировании экосистемы для информационных технологий и систем. Потенциал высокого технологического уровня не может быть эффективно использован в корпорации, квалификация специалистов которой морально устарела, а климат в коллективе не способствует постоянному пополнению знаний.

Именно эти принципы положены в основу реальной подготовки магистров по специальности «Прикладная информатика» (230700) в институте ИБС МИСИС и «Системный анализ и управление» (220100.68) на кафедре ИБС факультета РТК МФТИ, осуществляемой по совместным программам с группой компаний IBS.

Однако основной заказчик молодых специалистов - группа компаний IBS - ждет от вузов получения прежде всего инженерно-технических специалистов, хотя и с хорошей подготовкой по основам бизнеса и экономики, обеспечивающих жизненный цикл информационных бизнес-систем.

Подготовка по ИТ в непрофильных вузах

Что можно сказать о содержании вузовской подготовки ИТ-специалистов для «непрофильных» направлений, «чистых» прикладных областей - биологии, медицины, истории, психологии, экономики... Принципиальным в организации ИТ-подготовки в вузах непрофильных направлений является формулировка двух важных положений [12].

Первое , как уже отмечалось - это правильное определение «точки входа» ИТ и ИС в конкретную предметную сферу. Такой точкой может служить модель процесса, представляющего главную сущность предметной области. Для экономики и бизнеса эту роль играет бизнес-процесс, для образования - учебный процесс, для здравоохранения - лечебный процесс и т.д. Отличительной чертой главной сущности конкретного приложения является ее процессная природа, массовое распространение в предметной области, повторяемость во времени и пространстве.

Четкая спецификация главной сущности - задача специалистов предметной области. Задача же подготовки этих специалистов в области ИТ и ИС состоит в предоставлении им знаний, умений и навыков описания ИТ-сервисов, применяющихся для автоматизации главной сущности. Выполнение этой задачи предполагает, что существуют три уровня подготовки: базовый, профессиональный и исследовательский.

Овладение базовым уровнем означает, что слушатель:

• Знает основные информационные процессы и ресурсы в обществе и

конкретной предметной области;

• Имеет компетенции (умеет) в области использования ИТ-сервисов

для получения доступа к информационным ресурсам;

• Имеет навыки использования распространенных инструментов для поддержки типовых информационных процессов.

Получение профессионального уровня означает, что слушатель:

• Знает информационные процессы конкретной предметной области, составляющие предмет его специализации, а также ИТ-сервисы, применяющиеся для автоматизации этих процессов;

• Обладает компетенцией в области применения ИТ-сервисов для решения задач своей предметной области;

• Обладает навыками использования информационных систем и технологий для решения задач своей предметной области. Достижение исследовательского уровня означает, что слушатель:

- обладает фундаментальными знаниями об информационных процессах конкретной предметной области и владеет сведениями о лучших достижениях в средствах и методах их поддержки;

- обладает компетенцией в области оценки необходимости внесения изменений в существующие информационные процессы и ИТ-сервисы для достижения конкретных профессиональных целей;

- имеет навыки постановки и решения задач по изменению или созданию новых информационных процессов и ИТ-сервисов. Второе - это четкое определение целей подготовки будущих

специалистов в области ИТ и ИС [13]. На наш взгляд, хорошие знания, умения и навыки в области ИТ и ИС позволяют выпускнику получить конкурентное преимущество на профессиональном рынке.

Для классических университетов и современных НИУ представляется естественным сформулировать роль ИТ и ИС, как инструментов повышения эффективности основных бизнес-процессов: научной и образовательной деятельности. Главная цель применения этих инструментов - повышение уровня операционной деятельности и конкурентоспособности организации. Обеспечение высшего профессионального уровня университетов в обсуждаемых прикладных отраслях возможно только путем построения логической цепи подготовки собственных ИТ-специалистов. Элементы или этапы этой цепи известны: бакалавриат - магистратура - аспирантура. Условно можно считать, что каждому этапу соответствует свой уровень ИТ-подготовки. Базовый - для бакалавра, профессиональный - для магистра, исследовательский - для аспиранта. Успех подготовки будет более заметным и для молодых специалистов, и для вуза, и для всей отрасли, если результатом каждого этапа будет специалист именно в конкретной предметной, а не технической области. Для этой цели необходимо создать соответствующую институциональную среду, элементом которой будет национальная система образования с образовательными стандартами и специальностями, соответствующими конкретным реальным прикладным информатикам: экономической, биологической, психологической, исторической и т.д.

В настоящее время отсутствие таких специальностей значительно снижает возможности оформления научных результатов, подготовивших работы по информационным системам и ресурсам в конкретной предметной области. В экономике, например, защита кандидатских диссертаций с элементами информатики происходит на советах по специальности 08.00.13 - «Математические и инструментальные методы экономики», при этом пересечение множества математических с инструментальными проблемами чаще всего оказывается пустым. Это обстоятельство мало способствует пониманию сути выносимых на защиту положений экономической информатики большей частью традиционных экономистов-математиков, давно сформировавших квалифицированное большинство советов по присуждению ученых степеней по специальности 08.00.13.

Можно привести множество примеров, демонстрирующих наличие плохо преодолимого барьера между ИТ-специалистами и разработчиками приложения конкретной предметной области - проекты электронного правительства и государства дают, к сожалению, много показательных примеров. В этих условиях наличие специальности «экономическая информатика», определяющая траекторию подготовки экономистов, владеющих серьезными навыками эксплуатации информационных ресурсов и технологий, позволило бы консолидировать научный потенциал специалистов, работающих в этой области знаний и существенно способствовать развитию этого жизненно важного для науки и народного хозяйства направления.

Подобные предложения были бы справедливы и для других специальностей: историческая информатика, биологическая, медицинская, ... Представляется, что в списке вузовских специальностей они должны быть представлены все. Но по проекту нового приказа минобра зования в этом списке значатся лишь бизнес-, био- и прикладная информатики [14].

Фактически, подготовка таких специалистов идет, она осуществляется зачастую интуитивно, существенно зависит от субъективных факторов. Однако десятилетия широкого использования информационных технологий и систем уже создали достаточный профессиональный задел отраслевых компетенций, есть представления о профессиональных стандартах - все это должно привести к официальному созданию соответствующих специализаций и специальностей высшего образования. Выводы

• Проблема подготовки ИТ-специалистов для конкретных прикладных отраслей ждет своего эффективного решения.

• Существующая система решает, в основном, проблему подготовки технических специалистов.

• Обеспечение инновационного развития конкретных прикладных отраслей высшего образования требует создания системы подготовки ИТ-специалистов внутри данных прикладных отраслей. Для этого необходимо создание специальностей не только по прикладной (технической), но и по предметной информатике.

Литература

1. Сухомлин В.А. Международные образовательные стандарты в области информационных технологий. Прикладная информатика, №1 (37), 2012.

2. Computing Curricula 2001 (CC2001). Computer Science, Final Report, (December 15, 2001). The Joint Task Force on Computing Curricula, IEEE Computer Society, Association for Computing Machinery.

3. Computing Curricula 2005 (CC2005). The Overview Report, covering undergraduate degree programs in Computer Engineering, Computer Science, Information Systems, Information Technology, Software Engineering. The Association for Computing Machinery (ACM), The Association for Information Systems (AIS), The Computer Society (IEEE-CS), 30 September 2005.

4. J.T. Gorgone, G.B. Davis, J.S. Valacich, H.Topi, D.L. Feinstein, H.E. Longenecker, Jr. IS 2002, Model Curriculum and Guidelines for Undergraduate Degree Programs in Information Systems. Association for Computing Machinery (ACM), Association for Information Systems (AIS), Association of Information Technology Professionals AITP.

5. H.Topi, J.S.Valacich, R.T.Wright, K.M.Kaiser, J.F.Nunamaker, Jr., J.C.Sipior, G.J. de Vreede. IS 2010, Model Curriculum and Guidelines for Undergraduate Degree Programs in Information Systems. Association for Computing Machinery (ACM), Association for Information Systems (AIS).

6. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 230700 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР"). ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 22 декабря 2009 г. N 783

7. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 080500 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР"). ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 14 января 2010 г. N 27

8. E.Brinyolfsson. VII Pillars of Productivity. Optimize, May 2005, Issue 22.

9. Michael Porter. Competitive Advantage: Creating and Sustaining superior Performance" (1985).

10. Построение бизнес-моделей. А.Остервальдер, И.Пинье, 2011

11. Сухомлин В.А. Новые методологические решения и международные стандарты в области магистерского ИТ-образования. Современные информационные технологии и ИТ-образование. Сборник избранных трудов VII международной научно-практической конференции. М., ИНТУИТт 2012.

12. Лугачев М.И., Абрамов В.Г., Скрипкин К.Г., Тихомиров В.В. Методика разработки программ дисциплины «Информатика» для направлений непрофильного образования. Макс Пресс, М., 2006.

13. Лугачев М.И., Скрипкин К.Г., ИТ-компетентности как часть экономического образования. Вестник МГУ Серия 6, «Экономика», №4, 2009.

14. Проект Приказа Минобрнауки России "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" http://www.consultant.ru/law/hotdocs/26905.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.