Научная статья на тему 'Геннадий росс: «Подготовка компетентного специалиста это задача, которая не может быть полностью формализована»'

Геннадий росс: «Подготовка компетентного специалиста это задача, которая не может быть полностью формализована» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
557
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Росс Геннадий Викторович

«При разработке образовательных стандартов надо особое внимание обратить на технологию организации практической работы студентов во время обучения в вузе. Студент после двухлетнего обучения должен в первой половине дня учиться в вузе, а во второй проходить практику на предприятии, желательно по своей специальности, работая на полставки. Это повысит ответственность будущего специалиста. Такая технология подготовки студентов практикуется во многих организациях. Так факультет Бизнесинформатики Высшей школы экономики создал на некоторых ведущих российских фирмах базовые кафедры, обучаясь на которых студенты могут не только приобрести ценный опыт, но и понять, что у них есть реальная возможность попасть на работу в ту или иную компанию. Другой пример, в НИИ, где я работаю, открыта базовая кафедра Московского физико-технического института. Здесь студенты непосредственно участвуют в разработке реальных информационных технологий. Они сталкиваются с необходимостью более глубокого изучения пограничных дисциплин, связанных с их специальностью. Например, разрабатывая систему электронных торгов, у них возникают проблемы, связанные не только с вычислительной техникой, программированием, но и с необходимостью изучения международных и российских законодательных актов в области электронного бизнеса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геннадий росс: «Подготовка компетентного специалиста это задача, которая не может быть полностью формализована»»

N942006

Геннадий Росс:

«Подготовка компетентного специалиста — это задача, которая не может быть полностью формализована»

Росс Геннадий Викторович, директор Центра фундаментальных исследований проблем информатизации Всероссийского научно-исследовательского института проблем вычислительной техники и информатизации (ВНИИПВТИ), доктор экономических наук, доктор технических наук, профессор, академик РАЕН.

В интервью показана позиция некоторых вузов в отношении Болонского процесса. Автор придерживается мнения, что государству нужно оставить контроль механизмов получения компетенций выпускниками аккредитованных вузов и соблюдения лицензионных требований.

...Говоря об образовательных стандартах, нужно параллельно создать благоприятные условия

для их реализации...

— Геннадий Викторович, сейчас как в образовательном сообществе, так и среди работодателей ведутся активные дискуссии и споры по вопросу российских государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Дело в том, что в ныне действующем Перечне направлений и специальностей ВПО объявлено 28 (!) направлений и специальностей, связанных напрямую с прикладной информатикой и Computer Science. Соответствующие ГОС по ним существенно перекрывают друг друга в части дидактического содержания. В то же время, по мнению многих экспертов, в том числе и выступавших на страницах журнала «Прикладная информатика», потребности России на са-

мом деле могут быть удовлетворены выпускниками всего лишь трех направлений подготовки бакалавров и магистров и одной специальности (имеются в виду уже существующие три направления и одна специальность). В других же странах, например в США, вообще нет ГОС. Нет там и государственной аккредитации (как нет и понятия «диплом государственного образца»).

Еще один аспект этой проблемы: в государственных документах о ВПО, выдаваемых вузами России, значится более 70 дисциплин, крупных и не очень, которые «проходил» выпускник вуза. В то же время выпускник бакалавриата (например, в Великобритании или Австралии) имеет порядка 14 записей о результатах

№>42006

изучения дисциплин, формирующих его «компетентностное лицо» и соответственно узнаваемость работодателями на рынке труда.

Так какие стандарты высшего образования нужны России, и нужны ли они ей вообще?

— В настоящее время образовательные стандарты нужны. Мне нравится концепция профессора факультета ВМК МГУ Владимира Александровича Сухомлина: «Система IT-образования: методические основы и процесс стандартизации», опубликованная 25 февраля 2005 года в Интернете на сайте www.sukhomlin.ru.

По поводу количества дисциплин, определяющих «компетентность» выпускника в области IT, считаю, что оно должно быть существенно сокращено (до 8-10 дисциплин). При разработке образовательного стандарта необходимо обеспечить:

1. Соответствие объема профессиональных знаний международным рекомендациям «Computing Curricula 2001», Information Systems и Computing Curricula: Software Engineering.

2. Углубленную, целенаправленную математическую подготовку (изучение дискретной математики, математической логики и математических методов).

3. Модульность построения цикла общепрофессиональных дисциплин.

4. Развитие профессиональных умений и навыков владения современными информационными технологиями.

5. Включение в состав учебной программы специальных дисциплин, определяющих профиль специалиста в области IT.

— Какой вариант ГОС по конкретному направлению подготовки бакалавра (магистра) или конкретной специальности (например, подготовки инженера) будет для нас лучшим:

а) стандарт должен содержать основные положения законодательства Рос-

сии об образовании, права, обязанности и возможности вузов, особенности содержания образовательной программы (включая довольно экзотические дисциплины в некоторых образовательных программах)?

б) стандарт должен определять только компетентностные характеристики выпускника, отличающие специальности друг от друга и показывающие основные характеристики профессии?

— Первый вариант стандарта. Однако в нем должен присутствовать перечень основных дисциплин образовательной программы, по которым можно определить компетентность выпускника.

— Как Вы считаете, нужно разрабатывать стандарты для преподавателей по компетентностному принципу?

— По поводу стандарта для преподавателей сказать затрудняюсь, но сформулировать требования к качеству читаемых дисциплин необходимо. Это связано с тем, что многие преподаватели, и это не секрет, читают тот материал, который знают. Хорошо читать лекции с методической точки зрения одно, а шагать в ногу с техническим прогрессом — это другое. И стандарт мы можем написать прекрасный, все, казалось бы, в нем учесть, но не учесть самого главного — обеспечения высокого уровня квалификации преподавателя. Как ему организовать процесс самообразования с тем, чтобы поддерживать современный уровень знаний? Можно ведь 20 лет читать лекции, отточить их, и студенты будут довольны, но шаг в сторону — и ты беспомощен...

А иногда бывает и так. Некоторые преподаватели учат студентов организации бизнеса, проектированию информационных систем и так далее, при этом никогда реально сами этим не занимались. Поэтому, мне кажется, нужно не только разрешать, но и требовать от преподавателей не просто «повышения квалификации» — вы знаете, как сейчас проходит это «повыше-

Г.В. Росс

«Подготовка компетентного специалиста - это задача, которая не может быть полностью формализована»

И942006

ние», — а реальной работы хотя бы год-два не в вузе, а на соответствующем предприятии.

— Но если не при помощи стандарта, то, может быть, Вы видите какие-то иные способы формализовать задачу подготовки специалиста на должном уровне?

— Есть задачи, которые можно формализовать, а есть задачи, которые нельзя. Мне кажется, что подготовка компетентного специалиста — это задача, которая не может быть полностью формализована. Ввести в какие-то жесткие рамки эти процессы обучения невозможно.

При разработке образовательных стандартов надо особое внимание обратить на технологию организации практической работы студентов во время обучения в вузе. Студент после двухлетнего обучения должен в первой половине дня учиться в вузе, а во второй — проходить практику на предприятии, желательно по своей специальности, работая на полставки. Это повысит ответственность будущего специалиста.

Такая технология подготовки студентов практикуется во многих организациях. Так факультет Бизнес-информатики Высшей школы экономики создал на некоторых ведущих российских фирмах базовые кафедры, обучаясь на которых студенты могут не только приобрести ценный опыт, но и понять, что у них есть реальная возможность попасть на работу в ту или иную компанию.

Другой пример, в НИИ, где я работаю, открыта базовая кафедра Московского физико-технического института. Здесь студенты непосредственно участвуют в разработке реальных информационных технологий. Как правило, студенты оформляются на полставки (это составляет 5-10 тысяч рублей, а иногда и до 20 тысяч рублей в месяц). Они сталкиваются с необходимостью более глубокого изучения пограничных дисциплин, связанных с их специаль-

ностью. Например, разрабатывая систему электронных торгов, у них возникают проблемы, связанные не только с вычислительной техникой, программированием, но и с необходимостью изучения международных и российских законодательных актов в области электронного бизнеса. Возникают вопросы,связанные с обеспечением защищенности создаваемых систем, с информационной безопасностью, со страхованием информационных рисков, с работой электронного нотариуса и электронной цифровой подписью. Для решения этих проблем в НИИ организуются научные семинары, на которых активное участие принимают студенты.

Все это побуждает студентов глубоко изучать свою специальность и пограничные дисциплины.

— Чья же это должна быть функция? Самого вуза, деканата? Или государственного образовательного стандарта?

— По большому счету, решение этой проблемы должно быть зафиксировано в стандарте, а реализацией должны заниматься сами вузы в лице деканов факультетов. Во многих вузах, к сожалению, к этому вопросу подходят формально.

Для эффективной реализации стандарта вузами государство должно создать условия, при которых коммерческие и государственные предприятия будут стремиться участвовать в образовательном процессе. Способов государственного регулирования этой проблемы множество.

— Это тоже можно понять, но вузы в первую очередь соблюдают требования министерства. Может быть, имеет смысл оставить министерству только контроль за компетенциями, гарантируемыми государством будущим выпускникам вузов, получивших государственную аккредитацию, и соблюдением вузом лицензионных требований? Либо нужно сохранить за ним право контроля за всем

№>42006

учебным процессом и расписанием в вузе?

— Считаю, что нужно оставить министерству контроль за компетенциями, гарантируемыми государством будущим выпускникам вузов, получивших государственную аккредитацию, и соблюдением вузом лицензионных требований. В качестве комплексного критерия оценки работы вуза, вероятно, должны выступать такие параметры, как информация о том, какое количество студентов имеют международные сертификаты, как они сдали экзамены по базовым дисциплинам, сколько человек работает по специальности, сколько — нет, и так далее. Эту статистику нужно вести по каждому вузу, факультету. Например, по данным Федерального агентства по статистике за последние 10 лет в области информатики российские вузы выпустили порядка 1 миллиона 300 тысяч человек. На сегодняшний день из них работают по специальности только 70 тысяч человек.

— Это удивительно, ведь существует колоссальная нехватка кадров на рынке труда в этой области...

— Да, приведенные выше цифры говорят о том, что на данный момент в области информационных технологий в России ощущается весьма острая нехватка квалифицированных кадров.

По моему мнению, большая часть вузов готовит студентов преимущественно к научным исследованиям, а не к реальной работе, где требуется решение вполне конкретных задач. Помимо этого, сейчас существует значительный разрыв между системами высшего и дополнительного обучения.

Сейчас снизилась «утечка» российских ученых за границу. Гораздо более опасна ситуация связанная с тем, что многие ^-компании активно берут на работу молодых специалистов из провинции, и, естественно, они уже не возвращаются обратно. Если механизм воспроизводства кадров

в столичных вузах отлажен, то в регионах он не столь совершенен. Поэтому из провинциальных вузов сегодня уезжают те, кто, по идее, должен был бы обучать студентов завтра, участвовать в процессах региональной информатизации. Может возникнуть ситуация, когда обучать новых IT-профессионалов в регионах станет некому. Решать эту проблему нужно как можно быстрее.

Сегодня дефицит высококвалифицированных IT-специалистов существует не только в России, но и в других странах. Так по данным CNBC Europe, только в Евросоюзе сейчас существует около 100 тысяч открытых вакансий для квалифицированных IT-специалистов. И это число продолжает расти. Исследование, проведенное Американской ассоциацией информационных технологий, показало, что вакансии в сфере IT, как правило, заполнить труднее всего. Они остаются открытыми на 37 процентов времени дольше, чем в других.

— «Деловая Россия» готовит концепцию Делового рейтинга высшего образования. И в основе этого рейтинга лежат критерии очень схожие с теми, которые предлагаете Вы. Так, может быть, пусть верхняя сотня вузов этого рейтинга получит одну степень академической свободы, вторая — меньшую, для третьей — вообще все будет регламентировано?

— Возможно. Но здесь может возникнуть ситуация, когда мы лишим провинцию возможности подготовки высококвалифицированных IT-специалистов. К решению этих вопросов нужно подходить очень осторожно. Спешки здесь быть не должно.

— Предлагаемый рейтинг должен учитывать количество профессиональных сертификатов, которые, по замыслу, уже довольно скоро смогут получать российские специалисты, в том числе выпускники вузов разных направле-

Г.В. Росс

«Подготовка компетентного специалиста - это задача, которая не может быть полностью формализована»

И942006

ний, в сертификационных центрах под эгидой создаваемого Национального агентства развития профессиональных квалификаций при Российском союзе промышленников и предпринимателей. Для чего, собственно, РСПП, Торговопромышленная палата, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства ОПОРА России, «Деловая Россия», представители отраслевых профсоюзов уже совместно разрабатывают профессиональные стандарты для ряда пилотных отраслей...

— Это хороший подход. Он позволит обеспечить возможность интеграции российской высшей школы в мировую образовательную систему. Думаю, что этот процесс можно ускорить. Например, для оценки знаний IT-менеджеров нужно использовать Международные сертификационные программы, компьютерные экзамены (PMI PMP, MSF Practitioner, IT Pro-ject+), письменные экзамены (PMI CAQ, ITIL Service Manager). Но потребуется много времени, чтобы такой подход получил у нас широкое распространение. Лет 5-10...

Бизнес-ассоциации, насколько известно, активно занимаются разработкой профессиональных стандартов. У многих крупных компаний есть собственные корпоративные университеты, поэтому работодатели знают как организуется учебный процесс и каким должно быть содержание учебных курсов. Бизнесмены могут сотрудничать с вузами и создавать совместные учебные программы, такой опыт уже имеется. Главная задача сотрудничества — это разработка профессиональных стандартов, содержащих перечень компетенций и квалификаций, которыми должен обладать специалист. Образовательные стандарты необходимы прежде всего самим учащимся: у студентов должна быть гарантия, что по окончании вуза они будут обладать всеми необходимыми компетенциями и смогут сделать успешную профессиональную карьеру. Разра-

ботка новых критериев качества — сложный процесс, который займет достаточно много времени. Кроме того, переход к новым образовательным стандартам, ориентированным на результат обучения, нужно осуществлять постепенно. Сейчас нам необходимо понять, как профессиональные стандарты, которые формируют работодатели, будут трансформироваться в образовательные.

— То есть всеобщая сертификация — не для нынешнего поколения специалистов?

— Скорее да, чем нет. Пока профессиональные сертификаты полезны, если Вы собираетесь уехать за границу. В России узаконены другие сертификаты — дипломы о высшем образовании, кандидата и доктора наук, аттестаты доцента, профессора, и другие. Сейчас это дает не так уж много преимуществ.

Однако для ускорения процесса признания новых международных профессиональных сертификатов нужно разработать и принять комплекс правовых документов, который обеспечил бы законность новых сертификатов и дал им право на жизнь.

— Какие варианты, механизмы взаимовыгодного сотрудничества вузов, с одной стороны, и бизнес-сообщества — с другой, Вы видите?

— На семинаре «Инновационная политика как устойчивый фактор устойчивого развития: национальный и зарубежный опыт», проводимый Министерством образования и науки РФ 12 октября 2005 года, мною совместно с директором Всероссийского научно-исследовательского института проблем вычислительной техники и информатизации Конявским Валерием Аркадьевичем в докладе «Технопарки и их влияние на развитие образования» были подняты вопросы организации взаимовыгодного сотрудничества бизнес-структур с вузами.

№>42006

Одним из возможных механизмов реального взаимодействия является развитие института попечительских советов. В них нужно собрать независимых людей, которые определят направления развития вуза или факультета. В состав попечительских советов должны войти представители НИИ, 1Т-бизнеса, государственных и муниципальных органов управления. При нем можно было бы организовать фонд поддержки образования, который мог бы выделять деньги для развития тех или иных направлений и специальностей, по-настоящему перспективных. Вот сегодня любой вуз старается открывать экономический, юридический, социологический факультеты, независимо от того, есть там нужные преподаватели или нет. Если бы был попечительский совет, то вряд ли он стал бы поддерживать такие факультеты финансово.

— Такая практика в равной степени может быть применена как в государственных, так и в негосударственных вузах?

— Конечно. Как в государственных, так и в негосударственных вузах в рамках попечительского совета можно будет вырабатывать стратегию развития вуза: какие проблемы решать, какие направления финансировать. Это даст возможность привлекать лучших специалистов и адекватно оплачивать их труд.

— Что государство должно финансировать в государственном вузе? Должно ли государство оплачивать все потребности государственного вуза только потому, что он государственный?

— У государства есть проблемы в развитии определенных отраслей и направлений, поэтому обучение по соответствующим специальностям государство и должно активно финансировать. Однако на этот принцип нужно переходить постепенно, нельзя оставить сегодня государственные вузы без финансирования.

— В этом случае ряд специальностей целиком перейдет в разряд платных. И тогда, может быть, появится смысл в какой-то форме разрешить «приватизацию» вузов или подразделений вузов, обучающих этим специальностям? Кроме того, невостребованные абитуриентами направления и специальности отомрут сами?

— По поводу специальностей. Я думаю, этого допускать нельзя! Мы не умеем предвидеть. Очень слабо проглядываются перспективные направления и тенденции развития науки и техники. Например, развитие нанотехнологий в нашей стране «запоздало» как минимум лет на 10 по сравнению с мировыми лидерами в этой области.

По поводу приватизации. В этом вопросе нужна очень взвешенная политика

и, конечно, необходимо соответствующее законодательство. Иначе произойдет обвал. Нужны пилотные проекты, эксперименты.

— Большинство хорошо оплачиваемых программистов за рубежом имеет степень бакалавра. В университетах бакалавры могут вести занятия со студентами. Но в России кадровые службы часто считают бакалавров недоучками. Так нужны ли России бакалавры?

— Нужны в том случае, если в законодательство будут внесены существенные изменения. Сегодня оно не обеспечивает возможность перехода на двухступенчатую систему образования. Например, студенты закончили бакалавриат и хотят поступить в аспирантуру. Однако прецедентов поступления бакалавров в аспирантуру пока нет. Специалисты к этому более подготовлены. Второй пример. Тот же бакалавр хочет поступить на работу на какое-то предприятие. А на предприятии заявляют: «Мы не можем взять Вас на должность инженера, потому что нет высшего образования».

Г.В. Росс

«Подготовка компетентного специалиста - это задача, которая не может быть полностью формализована»

И942006

Относительно российских программистов: они тоже получают высокую зарплату независимо от того, какое у них образование. Однако в соответствии с нашим законодательством бакалавры-программисты не могут работать в качестве преподавателей, а у магистров-программистов преподавательская работа не престижна, очень сложная с методической точки зрения, ответственная и малооплачиваемая.

— Но бакалавр имеет диплом о высшем образовании, там просто написано, что он бакалавр...

— Тем не менее по представлениям наших кадровых служб это незаконченное высшее.

— Степени бакалавра и магистра — это ступени высшего образования или ученые степени? И если это ученые степени, то не нужно ли работу государственных аттестационных комиссий, принимающих защиту магистерских диссертаций (впрочем, и бакалаврских дипломных работ тоже) контролировать со стороны Высшей аттестационной комиссии?

— На мой взгляд, бакалавр и магистр это ступени высшего образования. Кандидат наук, как было в то время, когда я учился в аспирантуре Московского государственного института электронной техники, это действительно ученая степень, которая нас научила добывать знания, быстро ориентироваться при переходе из одной предметной области в другую, свободно разбираться в научной литературе и так далее. Мне и моим друзьям годы, проведенные в аспирантуре, позволили достаточно быстро ориентироваться в науке и освоить пограничные специальности. Секрет этого — серьезная математическая подготовка, особенно в области прикладной математики.

— Кстати, в России квалификационные требования к степени кандидата

наук иногда совпадают с требованиями к доктору в других странах (например, в США). Как Вы считаете, нужно ли сохранить в России два исторически установившихся квалификационных уровня для присуждения ученой степени: кандидат наук и доктор наук?

— Считаю, что нужно. По поводу того, что требования к степени кандидата наук иногда совпадают с требованиями к доктору в других странах (например, в США) это нормально. У нас разные системы организации науки, свои традиции и как промежуточная стадия кандидат наук сегодня нужен. Получение степени кандидата наук в нашей стране стимулирует ученых к совершенствованию знаний и карьерному росту.

Однако и здесь существует много проблем. Как отметил Председатель Высшей аттестационной комиссии, академик РАН Михаил Кирпичников, выступая 15 июня 2006 года на пресс-конференции в Москве, система государственной аттестации кадров высшей научной квалификации нуждается в серьезном оздоровлении.

— Но получается, что мы таким оригинальным способом в некоторой степени предотвращаем «утечку мозгов»? Своего рода остаток «железного занавеса» для ученых?

— Знаете, сломать систему — легко, построить — трудно. На сегодняшний день эта система для нас — одна из возможностей получать высококлассных специалистов и ученых. У нас в России очень большой потенциал — именно научный, математический, — и очень хорошие программисты. Мы лидеры именно в этой области. А к лидеру и требования должны предъявляться на высочайшем уровне.

Беседу вели Александр Емельянов, Нина Широкова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.