Научная статья на тему 'Организация педагогической деятельности межкорпоративного отраслевого образовательного комплекса'

Организация педагогической деятельности межкорпоративного отраслевого образовательного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева В. В.

In organization innovation educational process the leading part leads to the teachers of a new kind of management system of management, supposing the changes in own role of training situation and in inner picture of this situation. It's necessary to carry out the transfer from administrative-command management of aspects training situation and separate participants to organize the whole situation in all completeness of its parameters in the mode of combined activities and partnership with the participants at all stages of activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of pedagogical activity incorporative educational complex

In organization innovation educational process the leading part leads to the teachers of a new kind of management system of management, supposing the changes in own role of training situation and in inner picture of this situation. It's necessary to carry out the transfer from administrative-command management of aspects training situation and separate participants to organize the whole situation in all completeness of its parameters in the mode of combined activities and partnership with the participants at all stages of activity.

Текст научной работы на тему «Организация педагогической деятельности межкорпоративного отраслевого образовательного комплекса»



Казанский педагогический журнал

тической модели готовности будущих экономистов-международников к применению иностранного языка в профессиональной деятельности.

Литература:

1. Петрунева Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования // Высшее образование в России,- 1998.- № 3.-С. 40-46.

2. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 192 с.

10'2000

3. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1983.- 608 с.

4. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 1998.- 640 с.

5. Попков В.А., Коржуев A.B. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд. испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 192 с.

6. Бокарева Г., Мойсеенко С. Моделирование целей профессионального развития морских инженеров / Альма Матер 2003.-№ 8.-С. 48-51.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖКОРПОРАТИВНОГО ОТРАСЛЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

В.В. Тимофеева, профессор кафедры менеджмента и гостеприимства Калининградского института туризма - филиала Российской международной

академии туризма

Одной из основных проблем современной системы образования является отсутствие инновационно-стратегической составляющей, подразуме-

вающей сегодня подготовку специалистов будущего - настроенных на будущее, востребованных в будущем, создающих будущее.

По словам Друкера Ф. Питера: «...Тот, кто сегодня работает над проблемами «завтрашнего дня» и таким образом подготавливает себя и свою организацию к новым задачам, в недалеком будущем займет лидирующие позиции».

Какими же качествами должны обладать сами педагоги, чтобы выращивать и развивать стратегические навыки в своих учениках? Принцип «Обучение тому, что знаю» -

заведомо путь программируемого отставания. На наш взгляд, основная задача педагога - по своей иннова-ционности, креативности и гениальности превосходить обучаемых, уметь запускать в них процессы саморазвития и организовывать совместное движение по пути совершенствования интеллектуального капитала.

Основным процессам развития -анализу, рефлексии, моделированию, проектированию, планированию -уделяется внимание более десятка лет (мы занимаемся этой работой применительно к системе непрерывного образования с 1987 г.).

В современный исторический период, когда основой формирования базы знаний человека является видеоряд, необходимо научиться жить в инфор-

04

Jour_N10_2008.p65 84 05.11.08, 13:55

Высшее образование

мационнои структуре и противостоять информационному хаосу. В России важнеИшими компетенциями сегодня являются способности деИствовать, понимать, коммуницировать и мыслить.

Необходимые навыки педагога:

1. Умение конструировать элементы содержания образования.

2. Научиться оценивать занятие. Это значит, что преподаватель должен понимать, что обучение происходит в специально созданноИ ситуации, где у обучаемого есть его интересы, цели, возможности.

3. Педагог должен овладеть элементами антропологическоИ и психо-лого-антропологическоИ диагностики, позволяющеИ постоянно отслеживать процесс усвоения.

Проектируемый нами Межкорпо-ративныИ отраслевоИ образователь-ныИ комплекс (МООК) индустрии туризма и гостеприимства Калининградского региона охватывает систему непрерывного профессионального образования (СНПО) - от профильных школьных классов до профессиональ-ноИ переподготовки специалистов. Мы используем следующие принципы:

1) принцип целесообразности;

2) принцип открытости и динамичности;

3) принцип системности и целостности;

4) принцип проблемности и прак-тическоИ направленности;

5) принцип интегрированности и развития.

При организации инновационных образовательных процессов ведущее место отводится преподавателям нового типа управления - системного управления, предполагающего изме-

нение собственноИ роли в учебноИ ситуации и внутреннеИ картины этоИ ситуации.

Наиболее сложным является переход от директивного, административно-командного управления отдельными мероприятиями, теми или иными аспектами учебноИ ситуации и отдельными ее участниками к организации целостноИ ситуации во всеИ полноте ее параметров, в режиме совместноИ деятельности и партнерства с участниками на всех этапах деятельности. Здесь необходимы усилия, направленные на обучение, воспитание самих организаторов образования, педагогов и преподавателеИ, тех, кто учит школьников, студентов и профессионалов.

Такое обучение включает три цели:

а) формирование нового стиля управления, новоИ личностноИ позиции и новых смыслов организации учебно-воспитательного процесса;

б) формирование нового типа аналитического и вместе с тем проектно-конструктивного мышления, помогающего строить картину учебно-воспи-тательноИ ситуации в динамике всех ее переменных;

в) формирование нового, диалогичного стиля коммуникативно-познава-тельноИ деятельности и новых способов социальных межличностных взаимо-деИствиИ, связанных с совместным построением проектов и программ (их реорганизациИ в ходе осуществления), которые обеспечивают функционирование такоИ сложноИ системы, какоИ является СНПО в рамках МООК.

Главным итогом внедрения инновационных разработок является повышение качества усвоения соответ-

иоиг_М0_2008.р65 85 05.11.08, 13:55

Казанский педагогический журнал

10'2006

ствующего материала; обеспечение успешности обучения у подавляющеИ части обучаемых; существенное повышение интереса к учению; возможность дифференцированного обучения с сохранением единоИ структуры теоретических знаниИ.

Базовым инновационным образовательным процессом МООК является активное проектирование.

Методологическое построение проблемного занятия в процессе активного проектирования.

Контекст, рамка, формат - вырастают постепенно из речевых, пластических и тематических начал (осуществляется так называемыИ запуск процесса).

Основные правила:

- Выступление должно быть построено так, чтобы аудитория воспринимала как вызов (ее трогало, хватало за живое - то есть присутствовала бы провокация).

- Выступление должно вовлечь человека в пространство, которым он может управлять, где он может деИ-ствовать, находить партнеров.

- Перед аудиториеИ должен возникать мир - новыИ, ресурсоемкиИ, при-влекательныИ.

- Повествование от первого лица -история поиска - проблема, близкая аудитории (проблема и субъективация).

- Главное - держать две линии: перекличка своего пути (как деИству-ешь сам) с уже имеющимся (как было) - что дает возможность аудитории самоопределяться.

- Важны методологические врезки (методологические знания, рисующие общую панораму и свое место в неИ).

- Постановка проблемы и есть путь ее решения - логика открытого

66

конца, которая побуждает аудиторию выходить в проектныИ режим.

- Преподаватель взаимодеИствует с аудиториеИ как некиИ представитель самого себя.

Исполъзуемыш нормы и образцы: воля, мысль, искренность, слово, ответственность, дело.

Схема построения образователъ-ного процесса:

- Установка на учебу.

- Распределение по рабочим группам (которые в перспективе будут «Эффективными рабочими группами» и нормы технологии их сплочения перенимаются участниками в ходе образовательного процесса).

- Работа в группах (проблематиза-ция; самоопределение; целеполага-ние; коммуникации - работа на понимание, соорганизация; тематизация проектных идеИ, их озвучивание и сборка; рефлексивныИ анализ).

- Пленарные заседания (выступления с результатами наработок от групп, обсуждения - отладка работы на понимание и соорганизацию, реф-лексивныИ анализ, методологическая консультация).

- Итоговое занятие.

- Общая рефлексия участников и руководителя образовательного процесса.

В процессе или после выступления-запуска осуществляется процесс дисквалификации. Он заключается в гибкоИ и грамотноИ организации диалога: вопросы, касающиеся пред-метноИ области, организуются таким образом, чтобы «усыпить бдительность», подвести к «разрыву (тупику)». Человек должен задуматься над своеИ позициеИ, насколько она деятельностная. В конечном итоге

иоиг_Ы10_2008.р65 86 05.11.08, 13:55

Высшее образование

необходимо «вынудить» озвучить свою некомпетентность.

Весь проект строится как большая единая Case study, состоящая в свою очередь из множества конкретных ситуаций.

Форма проведения данного проекта развития конкурентоспособности выпускников учебных заведений может быть осуществлена в рамках действующего учебного процесса в виде инновационного образовательного маршрута («Школа в Школе», «Колледж в Колледже», «Академия в Академии», «Семинар в Фирме»).

Практические занятия в конкретной предметной области (ПО) строятся таким образом, что они включаются в единый сценарий проекта, учитывающий в том числе и личные цели учащихся.

Обучаемые коллективно проектируют организационные системы и решают Case studies (из конкретной ПО), реально взаимодействуют с органами власти и бизнес-структурами. Таким образом, в процессе обучения приобретаются необходимые знания и опыт.

Здесь осуществляется сочетание нескольких проблемно-развивающих и эвристических методов обучения (Case studies, ролевые игры, дискуссии, уроки-конференции, уроки-экскурсии, круглые столы, проблемно-поисковые семинары, проектные тренинги, анимационные занятия и открытые защиты).

Для самоопределения обучаемых запускается процесс целеполагания в заданных рамках (временных и тематических) учебного процесса.

Это позволяет осуществить соорга-низацию по «интересам». Последующие задания выводят обучаемых на практическую, организационную и

управленческую деятельность, что постепенно вырабатывает у них навыки работы в команде.

Заключительным циклом проекта является открытая защита, «Презентация» или «Молодежный форум», цель которых - демонстрация приобретенных знаний, умений, навыков и показ достижений личных и команд. Педагогам необходимо разработать такой образовательный маршрут в рамках учебных дисциплин, который будет непосредственно служить развитию интеллектуальных и творческих возможностей обучаемых в ходе решения исследовательских и практических задач.

В результате обучаемые в рамках проектов выдают «реальные продукты» (как правило, интеллектуальный товар). При этом использование дея-тельностного подхода позволяет понять, что суть дела не только и не столько в том, чтобы знать, сколько в том, чтобы освоить и овладеть [3].

Механизм реализации: вводное, проектное, тренинговое и заключительное консультирование в рамках проектного и стратегического менеджмента.

Работа педагога на некоторых стадиях целесообразно осуществлять с применением коучинга как метода совершенствования образовательного процесса.

Литература:

1. Друкер Ф. Питер. Задачи менеджмента в XXI веке.- М., СПб., Киев: Издательский дом «Вильямс».- 2000.- 385 с.

2. Трифонова С.Д., Тимофеева В.В. Инновационный образовательный маршрут // «Высшее образование в России» 2008.- № 3.- С. 155-158.

3. Щедровицкий Г. П. Избранные труды.- М., 1995.- 435 с.

81

Jour_N10_2008.p65 87 05.11.08, 13:55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.