Казанский педагогический журнал
тической модели готовности будущих экономистов-международников к применению иностранного языка в профессиональной деятельности.
Литература:
1. Петрунева Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования // Высшее образование в России,- 1998.- № 3.-С. 40-46.
2. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 192 с.
10'2000
3. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1983.- 608 с.
4. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 1998.- 640 с.
5. Попков В.А., Коржуев A.B. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд. испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 192 с.
6. Бокарева Г., Мойсеенко С. Моделирование целей профессионального развития морских инженеров / Альма Матер 2003.-№ 8.-С. 48-51.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖКОРПОРАТИВНОГО ОТРАСЛЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
В.В. Тимофеева, профессор кафедры менеджмента и гостеприимства Калининградского института туризма - филиала Российской международной
академии туризма
Одной из основных проблем современной системы образования является отсутствие инновационно-стратегической составляющей, подразуме-
вающей сегодня подготовку специалистов будущего - настроенных на будущее, востребованных в будущем, создающих будущее.
По словам Друкера Ф. Питера: «...Тот, кто сегодня работает над проблемами «завтрашнего дня» и таким образом подготавливает себя и свою организацию к новым задачам, в недалеком будущем займет лидирующие позиции».
Какими же качествами должны обладать сами педагоги, чтобы выращивать и развивать стратегические навыки в своих учениках? Принцип «Обучение тому, что знаю» -
заведомо путь программируемого отставания. На наш взгляд, основная задача педагога - по своей иннова-ционности, креативности и гениальности превосходить обучаемых, уметь запускать в них процессы саморазвития и организовывать совместное движение по пути совершенствования интеллектуального капитала.
Основным процессам развития -анализу, рефлексии, моделированию, проектированию, планированию -уделяется внимание более десятка лет (мы занимаемся этой работой применительно к системе непрерывного образования с 1987 г.).
В современный исторический период, когда основой формирования базы знаний человека является видеоряд, необходимо научиться жить в инфор-
04
Jour_N10_2008.p65 84 05.11.08, 13:55
Высшее образование
мационнои структуре и противостоять информационному хаосу. В России важнеИшими компетенциями сегодня являются способности деИствовать, понимать, коммуницировать и мыслить.
Необходимые навыки педагога:
1. Умение конструировать элементы содержания образования.
2. Научиться оценивать занятие. Это значит, что преподаватель должен понимать, что обучение происходит в специально созданноИ ситуации, где у обучаемого есть его интересы, цели, возможности.
3. Педагог должен овладеть элементами антропологическоИ и психо-лого-антропологическоИ диагностики, позволяющеИ постоянно отслеживать процесс усвоения.
Проектируемый нами Межкорпо-ративныИ отраслевоИ образователь-ныИ комплекс (МООК) индустрии туризма и гостеприимства Калининградского региона охватывает систему непрерывного профессионального образования (СНПО) - от профильных школьных классов до профессиональ-ноИ переподготовки специалистов. Мы используем следующие принципы:
1) принцип целесообразности;
2) принцип открытости и динамичности;
3) принцип системности и целостности;
4) принцип проблемности и прак-тическоИ направленности;
5) принцип интегрированности и развития.
При организации инновационных образовательных процессов ведущее место отводится преподавателям нового типа управления - системного управления, предполагающего изме-
нение собственноИ роли в учебноИ ситуации и внутреннеИ картины этоИ ситуации.
Наиболее сложным является переход от директивного, административно-командного управления отдельными мероприятиями, теми или иными аспектами учебноИ ситуации и отдельными ее участниками к организации целостноИ ситуации во всеИ полноте ее параметров, в режиме совместноИ деятельности и партнерства с участниками на всех этапах деятельности. Здесь необходимы усилия, направленные на обучение, воспитание самих организаторов образования, педагогов и преподавателеИ, тех, кто учит школьников, студентов и профессионалов.
Такое обучение включает три цели:
а) формирование нового стиля управления, новоИ личностноИ позиции и новых смыслов организации учебно-воспитательного процесса;
б) формирование нового типа аналитического и вместе с тем проектно-конструктивного мышления, помогающего строить картину учебно-воспи-тательноИ ситуации в динамике всех ее переменных;
в) формирование нового, диалогичного стиля коммуникативно-познава-тельноИ деятельности и новых способов социальных межличностных взаимо-деИствиИ, связанных с совместным построением проектов и программ (их реорганизациИ в ходе осуществления), которые обеспечивают функционирование такоИ сложноИ системы, какоИ является СНПО в рамках МООК.
Главным итогом внедрения инновационных разработок является повышение качества усвоения соответ-
иоиг_М0_2008.р65 85 05.11.08, 13:55
Казанский педагогический журнал
10'2006
ствующего материала; обеспечение успешности обучения у подавляющеИ части обучаемых; существенное повышение интереса к учению; возможность дифференцированного обучения с сохранением единоИ структуры теоретических знаниИ.
Базовым инновационным образовательным процессом МООК является активное проектирование.
Методологическое построение проблемного занятия в процессе активного проектирования.
Контекст, рамка, формат - вырастают постепенно из речевых, пластических и тематических начал (осуществляется так называемыИ запуск процесса).
Основные правила:
- Выступление должно быть построено так, чтобы аудитория воспринимала как вызов (ее трогало, хватало за живое - то есть присутствовала бы провокация).
- Выступление должно вовлечь человека в пространство, которым он может управлять, где он может деИ-ствовать, находить партнеров.
- Перед аудиториеИ должен возникать мир - новыИ, ресурсоемкиИ, при-влекательныИ.
- Повествование от первого лица -история поиска - проблема, близкая аудитории (проблема и субъективация).
- Главное - держать две линии: перекличка своего пути (как деИству-ешь сам) с уже имеющимся (как было) - что дает возможность аудитории самоопределяться.
- Важны методологические врезки (методологические знания, рисующие общую панораму и свое место в неИ).
- Постановка проблемы и есть путь ее решения - логика открытого
66
конца, которая побуждает аудиторию выходить в проектныИ режим.
- Преподаватель взаимодеИствует с аудиториеИ как некиИ представитель самого себя.
Исполъзуемыш нормы и образцы: воля, мысль, искренность, слово, ответственность, дело.
Схема построения образователъ-ного процесса:
- Установка на учебу.
- Распределение по рабочим группам (которые в перспективе будут «Эффективными рабочими группами» и нормы технологии их сплочения перенимаются участниками в ходе образовательного процесса).
- Работа в группах (проблематиза-ция; самоопределение; целеполага-ние; коммуникации - работа на понимание, соорганизация; тематизация проектных идеИ, их озвучивание и сборка; рефлексивныИ анализ).
- Пленарные заседания (выступления с результатами наработок от групп, обсуждения - отладка работы на понимание и соорганизацию, реф-лексивныИ анализ, методологическая консультация).
- Итоговое занятие.
- Общая рефлексия участников и руководителя образовательного процесса.
В процессе или после выступления-запуска осуществляется процесс дисквалификации. Он заключается в гибкоИ и грамотноИ организации диалога: вопросы, касающиеся пред-метноИ области, организуются таким образом, чтобы «усыпить бдительность», подвести к «разрыву (тупику)». Человек должен задуматься над своеИ позициеИ, насколько она деятельностная. В конечном итоге
иоиг_Ы10_2008.р65 86 05.11.08, 13:55
Высшее образование
необходимо «вынудить» озвучить свою некомпетентность.
Весь проект строится как большая единая Case study, состоящая в свою очередь из множества конкретных ситуаций.
Форма проведения данного проекта развития конкурентоспособности выпускников учебных заведений может быть осуществлена в рамках действующего учебного процесса в виде инновационного образовательного маршрута («Школа в Школе», «Колледж в Колледже», «Академия в Академии», «Семинар в Фирме»).
Практические занятия в конкретной предметной области (ПО) строятся таким образом, что они включаются в единый сценарий проекта, учитывающий в том числе и личные цели учащихся.
Обучаемые коллективно проектируют организационные системы и решают Case studies (из конкретной ПО), реально взаимодействуют с органами власти и бизнес-структурами. Таким образом, в процессе обучения приобретаются необходимые знания и опыт.
Здесь осуществляется сочетание нескольких проблемно-развивающих и эвристических методов обучения (Case studies, ролевые игры, дискуссии, уроки-конференции, уроки-экскурсии, круглые столы, проблемно-поисковые семинары, проектные тренинги, анимационные занятия и открытые защиты).
Для самоопределения обучаемых запускается процесс целеполагания в заданных рамках (временных и тематических) учебного процесса.
Это позволяет осуществить соорга-низацию по «интересам». Последующие задания выводят обучаемых на практическую, организационную и
управленческую деятельность, что постепенно вырабатывает у них навыки работы в команде.
Заключительным циклом проекта является открытая защита, «Презентация» или «Молодежный форум», цель которых - демонстрация приобретенных знаний, умений, навыков и показ достижений личных и команд. Педагогам необходимо разработать такой образовательный маршрут в рамках учебных дисциплин, который будет непосредственно служить развитию интеллектуальных и творческих возможностей обучаемых в ходе решения исследовательских и практических задач.
В результате обучаемые в рамках проектов выдают «реальные продукты» (как правило, интеллектуальный товар). При этом использование дея-тельностного подхода позволяет понять, что суть дела не только и не столько в том, чтобы знать, сколько в том, чтобы освоить и овладеть [3].
Механизм реализации: вводное, проектное, тренинговое и заключительное консультирование в рамках проектного и стратегического менеджмента.
Работа педагога на некоторых стадиях целесообразно осуществлять с применением коучинга как метода совершенствования образовательного процесса.
Литература:
1. Друкер Ф. Питер. Задачи менеджмента в XXI веке.- М., СПб., Киев: Издательский дом «Вильямс».- 2000.- 385 с.
2. Трифонова С.Д., Тимофеева В.В. Инновационный образовательный маршрут // «Высшее образование в России» 2008.- № 3.- С. 155-158.
3. Щедровицкий Г. П. Избранные труды.- М., 1995.- 435 с.
81
Jour_N10_2008.p65 87 05.11.08, 13:55