Научная статья на тему 'Формирование демократических ценностей в соуправлении учреждением дополнительного образования'

Формирование демократических ценностей в соуправлении учреждением дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / СОУПРАВЛЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DEMOCRATIC VALUES / MANAGEMENT / GOVERNMENT / CO-MANAGEMENT / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Надежда Анатольевна

Рассматриваются специфика управленческих процессов в учреждениях дополнительного образования, сущность соуправления как вида управления. Сочетание управления, самоуправления и соуправления, характерное для дополнительного образования, создает особые организационно-педагогические условия для формирования демократических ценностей у всех участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the specifics of the management processes in institutions of further education, the essence of co-management as a form of governance. The combination of management, governance and co-management, which is characteristic for further education, creates special organizational and pedagogical conditions for the formation of democratic values among all participants in the educational process.

Текст научной работы на тему «Формирование демократических ценностей в соуправлении учреждением дополнительного образования»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19 (273). Философия. Социология. Культурология. Вып. 26. С. 116-118.

Н. А. Соколова

формирование демократических ценностей в соуправлении учреждением дополнительного образования

Рассматриваются специфика управленческих процессов в учреждениях дополнительного образования, сущность соуправления как вида управления. Сочетание управления, самоуправления и со-управления, характерное для дополнительного образования, создает особые организационно-педагогические условия для формирования демократических ценностей у всех участников образовательного процесса.

Ключевые слова: демократические ценности, управление, самоуправление, соуправление, дополнительное образование.

Прежде чем говорить о формировании демократических ценностей в образовательном процессе, определимся с понятийно-категориальным аппаратом. Под ценностями понимаются разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Демократизация в образовании означает признание равных прав всех участников образовательного процесса при обсуждении, принятии и реализации решений по вопросам, касающимся каждого из участников. Таким образом, демократические ценности мы рассматриваем как значимые для личности убеждения, состоящие в признании равных прав людей на обсуждение, принятие и реализацию решений по вопросам, касающимся жизнедеятельности всех этих людей.

Дополнительное образование представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в один процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, что способствует самоопределению, самореализации и социализации личности и опирается на свободный выбор ребенком видов деятельности.

Дополнительное образование:

• выступает как средство формирования мотивации личности к познанию, творчеству и самосовершенствованию;

• способствует формированию гуманистических ценностных ориентаций, дает возможность значительного расширения сферы общения с вечными ценностями, накопленными человечеством, способствует реальному взаимодействию и взаимообогащению культуры;

• предоставляет реальную возможность развития разных способностей ребенка, выбора им

индивидуального образовательного пути, расширяет пространство, в котором может развиваться личность, обеспечивая тем самым «ситуацию успеха для каждого ребенка» и реализуя на практике идеи свободного образования, образования по выбору;

• компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых учебных курсов, способствует определению жизненных планов, реализации профессионального выбора школьников, помогает овладеть разными способами деятельности;

• включает детей в интересующие их творческие виды деятельности, в ходе чего происходит формирование нравственных, духовных, культурных, социальных ориентиров, реализуется огромный воспитательный потенциал.

В дополнительном образовании, учитывая его специфику (отсутствие образовательных стандартов, добровольность участия ребенка, субъект-субъектное взаимодействие педагога и ребенка и т. д.), демократизация предполагает самостоятельность образовательного учреждения и педагогов в выборе цели, содержания, программы развития и образовательной программы учреждения, специфики организации деятельности. С одной стороны, демократизация закрепляет за педагогом право на свободу выбора образовательной области и творчества в ней, с другой — свободу выбора ребенком собственного образовательного пути. Это дает возможность всем субъектам образовательного процесса принимать участие в управлении учреждением, создании системы соуправления. Однако принцип демократизации заключается не только в предоставлении прав, но и в разделении ответственности за все последствия принятых решений, что само по себе является мощным

воспитательным, развивающим средством, стимулирующим самоопределение, самоактуализацию и самореализацию. Одним из инструментов формирования демократических ценностей является соуправление учреждением дополнительного образования.

Несмотря на определенную специфику, со-управление во многом остается управлением в классическом его понимании. Анализ отечественной педагогической литературы свидетельствует о существовании достаточно большого количества определений понятия «управление». Однако, при всем разнообразии трактовок, подавляющее большинство ученых подразумевают под управлением определенное воздействие на управляемую систему с целью оптимального ее функционирования, с тем чтобы эффективно совершать переходы в качественно новое состояние, способствующее достижению поставленных целей (В. А. Караковский, П. И. Щедровицкий, Е. В. Яковлев и др.).

Такое понимание феномена управления фиксирует несколько важных моментов: во-первых, всякое управление есть целенаправленная деятельность; во-вторых, управление отличается от всех остальных видов деятельности; в-третьих, объективно выделяются управляющая и управляемая подсистемы; в-четвертых, управление характеризуется необходимостью перехода системы из одного качественного состояния в другое, на более высокий уровень. Самоуправление и соуправление являются видами управления.

Самоуправление может рассматриваться как передача ряда функций управления в руки учителей, учащихся и общественных организаций. Однако это не просто передача и формулировка функций управления, а длительный процесс отработки потребности, уверенности, ответственности и опыта управленческих умений. Самоуправление как понятие вошло в педагогическую терминологию, но понимание сущности этого явления далеко не однозначно. Самоуправление — форма организации жизнедеятельности детского коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности в процессе принятия и реализации решений для достижения общественно значимых целей; это ниша становления, развития, функционирования разнообразных социальных отношений детей. Именно благодаря самоуправлению у них формируется чувство сопричастности к событиям, происходящим в стране, и ответственности за эти события.

Из всех охарактеризованных категорий педагогического управления сегодня наименее изученным в науке и трудно утверждающимся на практике является соуправление. Данный процесс означает трансформацию отношений в управлении из субъект-объектных в субъект-субъектные. Основу таких отношений и составляют сотрудничество, партнерство, определенная совместность (единство действия). Именно при соуправлении демократические ценности обретают личностное значение для каждого. Манипуляции и администрирование при этом уходят на второй план, уступив место сотрудничеству с педагогическими и другими сообществами.

Соуправление в образовательном учреждении, развиваясь в формах представительной (органы самоуправления) и непосредственной (собрания) демократии, вовлекает детей, педагогов и родителей в реализацию всей совокупности функций управленческого цикла, а потому становится условием самореализации участников образовательного процесса и фактором демократизации образовательного учреждения.

Соуправление в образовательном учреждении может осуществляться различными способами, ведущими из которых являются: соорганизация целей участников; перераспределение ответственности; расширение автономии и свободы; использование метода проектов, каждый из которых направлен на решение конкретной проблемы и указывает средства ее решения, сроки и критерии оценки; диагностика эффективности системы соуправления. В условиях соуправле-ния учащиеся должны привлекаться к свойственным им реальным управленческим ролям в повседневной жизни, учебе и общественных делах ученического коллектива совместно со взрослыми или в самоорганизации. Тогда удастся избежать искусственности в управлении учащимися в ролях взрослых в различных играх.

Таким образом, под соуправлением мы понимаем форму управления, предполагающую целенаправленное взаимодействие, координацию. кооперацию всех субъектов образовательного процесса на основе обратных созидающих взаимосвязей, обеспечивающихся деятельностнопрактическим способом при целостности и организованности данной формы управления.

Опираясь на данное определение, можно подчеркнуть еще одно важное, на наш взгляд, положение. Управление всегда является целенаправленным воздействием на процесс, т. е. организацией

сверху. Самоуправление подразумевает само-воздействие на процесс, т. е. самоорганизацию, и только соуправление будет представлять взаимодействие, или взаимность воздействия на процесс, иными словами, взаимную организацию, которая и будет выражать значимые на сегодняшний день демократические тенденции как в обществе в целом, так и в конкретном образовательном учреждении в частности.

Эффективность соуправления в области социальных систем, в силу объективной зависимости между управлением и самоуправлением, все более определяется тем, в какой мере управление стимулирует и обеспечивает самоуправление объектом деятельности; в педагогической системе это обучающийся. Такую эффективность соуправления системы можно представить на основании сформулированных Д. М. Мехонцевой и Е. В. Яковлевым закона целесообразности и закона оптимальности управления и самоуправления.

Закон целесообразности управления и самоуправления: эффективное функционирование системы возможно только при одновременной реализации целей управления и самоуправления на всех уровнях жизнедеятельности системы.

Закон оптимальности управления и самоуправления: эффективное функционирование системы возможно только при совокупной минимизации затрат информации, энергии и времени на реализацию целей управления и самоуправления на всех уровнях жизнедеятельности системы. Данный закон не нуждается в дополнительной расшифровке, поэтому мы ограничимся лишь его формулировкой.

На основании этих законов можно сделать вывод, что соуправление представляет собой интеграцию управления (воздействия) и самоуправления (самоорганизации).

Таким образом, не следует подменять одно понятие (самоуправление) другим (соуправление). В образовательном учреждении может действовать вся триада

«управление — соуправление — самоуправление», которые будут являться не рядом последовательных этапов развития управления, а его одновременно взаимодействующими компенен-тами. Причем, так как управление присутствует во всех трех процессах, все они подразумевают целенаправленное взаимодействие, различие лишь в том, что меняются субъекты управления, попеременно включающиеся в активный процесс управления. В развитой форме данная триада выражает демократический принцип системы сдержек и противовесов, которая состоит в отсутствии одного доминирующего субъекта и подразумевает, что все участники являются равноправными. У всех имеются различные реальные полномочия и возможность влияния на общий процесс управления; соответственно, у каждого субъекта есть и определенные обязательства по отношению к другому.

Следовательно, соуправление, включая всех участников образовательного процесса в управление, делегируя им права и определяя обязанности, является мощным инструментом формирования демократических ценностей и социальной культуры системы образования в целом.

Список литературы

1. Канаев Р. Х. Общественная инициатива как фактор соуправления в образовательном учреждении : дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2005.

2. Соколова Н. А. Педагогика дополнительного образования детей : учеб. пособие. Челябинск, 2010.

3. Тубельский А. Н. Формирование опыта демократической культуры поведения у школьников и учителей : метод. пособие. М., 2001.

4. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под ред. В. А. Караковского [и др.]. М. : Пед. об-во России, 1999.

5. Уторов О. Р. Самореализация подростка в условиях соуправления учреждением дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2008.

6. Яковлев Е. В. Внутривузовское управление качеством образования : монография. Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.