Научная статья на тему 'Воспитательная система студенческого педагогического отряда'

Воспитательная система студенческого педагогического отряда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
773
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательная система студенческого педагогического отряда»

(спортивные праздники с участием дворовых спортивных команд, турниры, русские народные игры, игротеки и т.п.);

- дворовые лагеря в дни школьных каникул: в летний период, в дни осенних каникул.

Для обмена опытом и с целью обсуждения текущих вопросов регулярно проводятся собрания актива родительской общественности с представителями государственной и муниципальной власти. Одна из главных задач объединения взрослых

- привлечь новых активистов, тех, кто готов помочь детям, лишённым родительского тепла и заботы.

Наряду с повседневной работой Движение «Солнечный круг» проводит массовые благотворительные акции: «Дари детям тепло», «Не спаивайте наших детей», «Душевное богатство», «Мама, папа! Я у Вас есть». У каждой акции свои задачи.

Но есть у акций «Солнечного круга» и общая цель — привлечь внимание общественности, наших сограждан к проблеме социального сиротства, пробудить в людях сочувствие к брошенным и безнадзорным детям, потребность соучастия в их судьбах.

Как показывает наш опыт реализации идей «Солнечного круга», привлечение к совместной работе детей и взрослых, на основе общего интереса, а также использование национальных, этнических и других традиций в различных аспектах социальной жизни является необходимым условием:

-духовного и физического развития творческих

и образовательных возможностей ребенка;

- развития и удовлетворения индивидуальных интересов, социальных и личностных потребностей;

- реализации возможностей выбора видов познавательной, творческой, практической, профессиональной деятельности.

Помимо дворовых мероприятий, круглых столов для активистов движения неравнодушных родителей «Солнечный круг» проводятся обучающие семинары и тренинги по оказанию помощи родителям, работающим с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Для проведения подобных семинаров приглашаются социологи, психологи, юристы. Всем участникам обучающего семинара предоставляются методические материалы.

Объединения родителей в группы, клубы придает внешнюю привлекательность, уникальность формам совместного времяпрепровождения, неформальность, нестандартность содержания предполагаемой для выбора деятельности.

Исходя из нашей практики, подобная работа помогает двору становиться территорией безопасности и для ребенка, и для взрослого, а обществу - осознать необходимость большего участия в решении не только социальных, но и воспитательных проблем детей. Сообщество сможет преодолеть все трудности современного периода, используя только собственные ресурсы.

Г.Ю. Ярославова

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СТУДЕНЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТРЯДА*

В настоящее время все более распространенным в педагогической науке и практике становится понятие «воспитательная система». Воспитательная система как педагогический феномен изучается наукой с начала 70х годов. Сегодня создана целостная концепция воспитательной системы (ВС). Среди ее авторов Л.И. Новикова, В.А. Караковский, А.М. Сидоркин,Н. Л. Селиванова и др. В основу концепции воспитательной системы ее авторами положено понимание воспитания как целенаправленного управления процессом

развития личности (X. Й.Лийметс) [6,25].

Любая система есть совокупность элементов, связанных между собой и образующих определенную целостность, единство [3]. Исследователями воспитательной системы предлагается следующее ее определение: «воспитательная система — целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными

характеристиками, как образ жизни коллектива, его

* Работа выполнена при финансовой поддержке Правительства Челябинской области, проект Ка 39 / М06 / А

©Г.Ю. Ярославова, 2007

114

психологический климат». В педагогическом энциклопедическом словаре ВС определяется через комплекс компонентов ее образующих [4, с. 44]. По мнению В.А. Караковского, Л.И. Новиковой,

Н.Л. Селивановой, для воспитательной системы характерны следующие компоненты:

1) цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупность идей, для реализации которых система создается);

2) деятельность, обеспечивающая ее реализацию;

3) субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий;

4) отношения, рождающиеся в деятельности и общении людей, интегрирующие субъектов в некую общность;

5) среда системы, освоенная субъектом;

6) управление, обеспечивающее интегацию компонентов в целостную систему и развитие системы.

Проанализировав работы исследователей, занимающихся теоретической разработкой воспитательных систем, представим следующую их классификацию:

1. По функции:

• целенаправленные системы

(функционирование которых подчинено достижению определенной воспитательной цели);

• самоорганизующиеся системы

(способные в процессе функционирования изменять свою структуру и содержание) [3].

2. По отношению к личности:

• гуманистические;

• авторитарные [1].

Воспитательная система конкретного

образовательного учреждения занимает определенное положение в иерархии воспитательных систем: государственная ВС, региональная, локальная и, наконец, ВС данного учреждения. Она имеет особенные черты, которые отражают конкретные условия воспитания: контингент учащихся, традиции,

особенности среды, возможности педагогического коллектива, творческий интерес руководителя. «Воспитательные системы многообразны. Они могут создаваться в школах разного типа, учреждениях культуры, дополнительного образования, в детских организациях и объединениях и т. п.» [3].

Чаще всего говорят о воспитательных системах общеобразовательных и сельских школ, менее часто о ВС средне - специальных учебных заведений, высших учебных заведений и совсем не освещается проблема

развития воспитательной системы студенческих педагогических отрядов. Новикова утверждает, что «воспитательных систем существует много, и разнообразие их продолжает увеличиваться, ибо оно обусловлено разнообразием типов образовательных учреждений, развитием творчества педагогов в сфере воспитания» [1]. Основываясь на данной позиции, мы сделали попытку описания воспитательной системы студенческого педагогического отряда.

Прежде чем мы обратимся к описанию ВС студенческого педагогического отряда необходимо разобрать понятие «студенческий педагогический отряд» (СПО). Деятельность СПО рассматривается в работах С.С. Бойко, А.З. Иогалевича, О.Н. Сарычевой, P.M. Ситько, Р.В. Соколова, А.Г. Фоминой, Е.М. Харлановой, А.Н. Чижа, С.В. Яценко и т.д. Отмечаются следующие специфические особенности СПО: добровольность, высокая степень сплоченности, стремление осуществлять совместную педагогическую деятельность, самоорганизация, самоуправление. Две последние особо значимы для эффективного функционирования воспитательной системы СПО.

Ученые подчеркивают отличие СПО от учебнопроизводственных групп (групп студентов временно сформированных для выполнения учебной производственной практики):

1. Студент вступает в отряд добровольно, и сам определяет для себя меру участия в работе.

2. СПО характеризуется более высокой степенью сплочения. Доминирующим фактором сплочения является стремление осуществлять совместно педагогическую деятельность.

3. Механизмом, образующим объединение, выступает самоорганизация, а средством, обеспечивающим функционирование объединения, -самоуправление, осуществляющееся на основе принципа гласности, сменяемости [8, 7].

Учитывая данные отличия СПО от учебнопроизводственных групп, в нашем исследовании мы будем опираться на определение СПО данное Е.М. Харлановой: студенческий педагогический отряд

- добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование учащихся высших учебных заведений, объединившихся на основе интереса к педагогической деятельности и осуществлению социальнопедагогических инициатив среди детей и подростков с целью повышения своего профессионального педагогического мастерства, имеющее уставную организацию своей деятельности [7, с. 57].

120

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

Возвращаясь к характеристике воспитательной системы педотряда, опишем ее компоненты:

1) цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупность идей, для реализации которых система создается).

Основной целью любой ВС является развивающаяся личность учащегося, т.е. личность студента - члена СПО.

Воспитательные системы - системы по происхождению искусственные, т.е. созданные человеком. Смыслом их создания и существования является возможность реализации педагогической идеи, положенной в основу формирования личности учащегося. Самочувствие учащегося и педагога, создание условий для полного их самовыражения, для развития их творческих индивидуальностей - в этом заключается смысл функционирования любой ВС.

Для СПО характерны цели трех уровней: цель самой организации, цель деятельности организации и цель студентов, работающих в данной организации. Целью педагогического отряда является освоение и развитие социальных отношений, развитие социальной активности педагогов в общественно - одобряемом русле. Цель деятельности педагогического отряда определяется актуальными потребностями студентов, работающих в педагогическом отряде. Это потребность в практической педагогической деятельности с детьми, помогающей развивать педагогические способности, мастерство студентов и их самореализация определяют цель студентов. Цель деятельности отряда -осуществление воспитательной работы с детьми и подростками в различных образовательных учреждениях [9, с. 26].

Цели воспитательной системы определяются людьми, людьми же они реализуются в процессе деловых и эмоционально-психологических отношений. В конечном итоге эффективность ВС определяется характером отношений между всеми участниками педагогического процесса.

Следовательно, для формирования отношений, отвечающих поставленным целям, нужна

системообразующая деятельность, т.е. деятельность, с помощью которой будет достигнута целевая установка ВС.

2) деятельность, обеспечивающую реализацию системы;

Профессиональная деятельность для студентов являегся ключевой. Для студентов - педагогов, таковой будет являться педагогическая деятельность, а для

студентов - членов педагогического отряда системообразующей деятельностью можно назвать деятельность по осуществлению воспитательной работы с детьми и подростками.

По мнению ученых исследующих воспитательные системы, системообразующая деятельность должна быть творческой и личностно значимой. Это подчеркивает особенный характер деятельности по осуществлению воспитательной работы с детьми и подростками как ситемообразующей деятельности ВС педотряда.

3) субъект деятельности, организующий систему и в ней участвующий;

Субъектами деятельности, организующими воспитательную систему СПО и в ней участвующими, являются студенты - члены СПО; дети и взрослые, включенные в педагогическую деятельность.

4) отношения, рождающиеся в деятельности и общении людей, интегрирующие субъектов в некую общность.

Отношения, складывающиеся в процессе деятельности, должны быть отношениями единомышленников, что предполагает наличие единого воспитательного коллектива педотряда.

5) среда системы, освоенная субъектом;

Любая гуманистическая ВС — система открытая,

так как в ее становлении, функционировании, развитии большую роль играет среда и как влияющий фактор, и часто как компонент самой системы (в той мере, в какой среда освоена). Другими словами, воспитательная система может игнорировать вторжение извне, может включать в себя, если отношения близки ей. Отношения могут принимать конфликтный характер. Иногда «сильная» ВС может преобразовывать окружающую среду в соответствии со своими целями.

Средой воспитательной системы СПО можно назвать ВУЗы; образовательные учреждения, сотрудничающие с СПО; Управление по делам молодежи, Министерство образования и науки области, Администрацию города, области, в которых функционирует СПО; спонсоров СПО; предприятия города, области; культурные учреждения и т.д.

6) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие системы.

Управление ВС осуществляется извне и изнутри. Управление извне - это действия в основном вышестоящих органов управления СПО (Администрация ВУЗа, Управление по делам молодежи, Министерство образования и науки области,

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ Спецвыпуск, 2007

121

Администрация города, области ...). Управление изнутри - это соуправление стуцентов-членов отряда и руководителей отряда. Приоритетным является управление организаторов процесса

функционирования СПО. Оно осуществляется через конкретизацию целей воспитания, расширение системообразующих видов деятельности, введение новаций в воспитательный процесс, расширение взаимодействия со средой. Управление воспитательной системой осуществляется на трех уровнях: 1) социально-педагогическом (связан с созданием условий); 2) организационно-педагогическом (связан с организацией жизнедеятельности студентов-членов отряда и руководителей отряда); 3) психологопедагогическом (имеет объектом формирующиеся отношения).

Эффективность управления зависит от степени участия в соуправлении студентов-членов отряда и руководителей отряда.

Воспитательной системе присущи целенаправленность, целостность, структурность, динамизм, взаимодействие со средой и с системами более низкого и более высокого порядка.

Специфическими признаками ВС как системы педагогической является то, что она включает в качестве цели, объекта и субъекта своего функционирования развивающуюся личность, а в качестве способа функционирования - педагогическую деятельность [5].

Важным признаком воспитательной системы является ее открытость, т.е. связь с окружающей средой. «Окружающая среда» для ВС СПО — ВУЗ; образовательные учреждения, сотрудничающие с СПО; Управление по делам молодежи, Министерство образования, администрация города, области, в которых функционирует СПО; социальная среда микрорайона; спонсоры СПО; предприятия города, области; культурные учреждения и т.д.

Влияние окружающей среды требует от воспитательной системы таких качеств, как адаптивность (способность реагировать на окружающую среду) и стабильность (относительное постоянство к окружающей среде).

Но связь с окружающей средой не односторонняя. ВС сама способна влиять на нее, обладая признаком обратной связи. Преобразуя окружающую среду по законам педагогики, педагогизируя ее, воспитательная система делает ее своей составной частью.

ВС способна к саморегуляции, т.е. она может рождаться, совершенствоваться, обновляться, стареть,

умирать.

В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова выделяют главное условие успешности воспитания — его системный характер [2]. Этим подтверждается принцип, что создание гуманистических воспитательных систем - наиболее эффективный и верный путь в воспитании.

Воспитательная система - не просто совокупность компонентов, образующих ее структуру. Она -результат взаимосвязей, объединяющих их в единое целое, результат интеграционных процессов, где цели определяют характер деятельности, направленной на их реализацию, а организуемая деятельность порождает определенного типа гуманистические отношения и т.д.

Таким образом, под воспитательной системой студенческого педагогического отряда мы понимаем: сложное социальное психолого-педагогическое саморегутируемое образование, включающее блоки целеполагания; воспитательной деятельности, осуществляемой студентами - членами СПО, в которую включены дети и взрослые; системы регулируемых отношений, возникающих между ними в процессе совместной деятельности и общения; часть окружающей СПО среды, целенаправленно используемой в рамках воспитательной системы СПО, а также соуправления членов СПО и руководителей отряда.

Библиографический список

1. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования / под ред. Н.Л. Селивановой, Л. И. Новиковой, Е. И. Соколовой. -Калуга: Ин-т усовершенствования учителей, 2000. -248 с.

2. Караковский В. А., Новикова Л. И.,

Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных

воспитательных систем. - .М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.

3. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина,О.В. Еремкинаидр.; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 144 с.

4. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Рос. Энциклопедия, 2003. -(Золотой фонд). - 528 с.

5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и

122

Вестник КРУ им. Н А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Изд-во Владос - Пресс, 2004. -384 с.

6. Теория и практика воспитательных систем. В 2х кн. Кн. 2. / отв. ред. Л.И. Новикова. - М. : Изд-во ИТПиМИО РАО, 1993 -110 с.

7. Харланова Е.М. Развитие социальной активности студентов педвуза в деятельности студенческого педагогического отряда. - Челябинск, 2002,-191 с.

8. Харланова Е.М. Развитие социальной активности студентов педвуза в студенческом педагогическом отряде: методические рекомендации.

- Челябинск: РГППИ, 2002. - 68 с.

9. Харланова Е.М. Студенческий педагогический отряд «ЛУЧ». 1971 - 2001. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. - 73 с.

С.В. Пашков

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И

ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Развитие отечественного образования в последние два десятилетия уже невозможно представить без тесного взаимодействия школы и церкви, без их совместных усилий по духовному оздоровлению общества, без их напряженной совместной работы по укреплению нравственности вступающего в жизнь поколения молодежи. Такое взаимодействие появилось не сразу, не вдруг, - оно стало результатом долгих и болезненных поисков линий сотрудничества, согласия, компромиссов в борьбе за главную общую цель - духовное возрождение Человека, избавление его от опасных социальных пороков, порожденных временем безверия, безнравственности, духовного опустошения и оскудения. Существующий разрыв между глобальными и специфически национальными интересами, между невиданным развитием знаний и возможностями их усвоения, между духовными и материальными компонентами жизни привел систему образования к необходимости создания новой стратегии, не порывающей с достижениями предшествующих поколений и нацеленной на духовное обогащение последующих поколений. Сегодня уже невозможно представить любую российскую школу, лицей или гимназию, колледж или университет без приобщения юношества к духовным истокам своей национальной культуры, без постижения важнейших нравственных императивов, норм, ценностей, укорененных в православной вере. Действительно, уже невозможно размышлять о

русской культуре, традициях и обычаях русского этноса, не увязывая их генезис с историей русской православной церкви. Да и сама русская национальная история едва ли может быть объективно изложена без религиозного контекста, без опоры на духовную составляющую русского менталитета, русского национального самосознания, и русского мира как особой уникальной социокультурной среды, задающей истинно коллективистский -

сотруженический, сострадательный,

сопереживающий характер бытия русского человека.

В рамках возобновившегося в последние годы диалога с православной церковью современные исследователи не только доказывают жизненную необходимость рассмотрения всех проблем образования и воспитания в контексте отечественной культуры, но и подчеркивают непреходящее значение и особую актуальность задачи раскрытия педагогического потенциала православия (Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, Л.П. Гладких,

A.А. Корзинкин (о. Зиновий), С.А. Ефименкова, Е.И. Исаев, В.И. Косик, М.Н. Костикова, Н.В. Маслов,

B.М. Меньшиков, Н.Д. Никандров, А.Г. Пашков, Т.И. Петракова, В.И. Слободчиков, О.Н. Чебанов, игумен Г. Шестун и др.). Следует признать, что выработка современной концепции этнокультурного, православного образования молодежи, создание и апробация программы такой работы, поиск и отработка эффективных технологий ее реализации происходят в напряженной и острой борьбе мнений.

С С.В. Пашков, 2007

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.