Научная статья на тему 'Подготовка экономистов-международников к практическому применению иностранного языка в профессиональной деятельности'

Подготовка экономистов-международников к практическому применению иностранного языка в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Н. Г.

The article is aimed to make the professional linguistic education better. The purpose of the model is to resolve the contradiction between the increased necessity of specialists with the sufficient level of readiness for the usage of the foreign language in their professional activity and the system of education of these specialists in modern higher schools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of the process of the readiness development of the future world economy specialists for the usage of the foreign language in practice

The article is aimed to make the professional linguistic education better. The purpose of the model is to resolve the contradiction between the increased necessity of specialists with the sufficient level of readiness for the usage of the foreign language in their professional activity and the system of education of these specialists in modern higher schools.

Текст научной работы на тему «Подготовка экономистов-международников к практическому применению иностранного языка в профессиональной деятельности»



основ наук в средней школе,- М, 1973.— Ч. 1.

16. Научно-технический прогресс: словарь,— М., 1987.— С. 57.

17. Сборник 1970-х гг. Зверева И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе.— М., 1981.

18. Федотова Л. Д. Дидактические основы формирования интегрированного

Высшее образование

содержания начального профессионального образования.— М., 1995.— 7 п. л.

19. Философский энциклопедический словарь / Советская энциклопедия.—М.: 1983.

20. Чапаев Н.К. Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01.— Екатеринбург, 1998.

ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИСТОВ - МЕЖДУНАРОДНИКОВ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.Г. Николаева, старший преподаватель кафедры мировой экономики Чебоксарского кооперативного института (филиал), AHO ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации»

В условиях рыночной экономики требуется совершенно новый подход к организации и содержанию процесса подготовки специалистов для внешнеэкономической деятельности, поэтому предъявляются значительно более высокие требования к выпускнику вуза экономического профиля.

Конкурентоспособность на рынке труда определяется профессиональной подготовкой будущего экономиста-международника и достаточным уровнем его готовности к использованию иностранного языка в профессиональной деятельности, а это возможно лишь при организации процесса обучения как системы, характеризующейся целостностью, взаимообусловленностью элементов, их структурностью, иерархичностью и взаимозависимостью со средой.

Использование системного подхода в исследовании проблемы эффективной иноязычной подготовки будущих

экономистов-международников обусловило применение метода моделирования. Разработанная нами модель подготовки будущих экономистов-международников к использованию иностранного языка в профессиональной деятельности предполагала определение цели, задач, принципов, форм, методов, средств обучения и его результат. Требования, предъявляемые к разработанной модели, можно сформулировать следующим образом:

• определение содержательных характеристик и особенностей готовности будущих экономистов-международников к применению иностранного языка в профессиональной деятельности;

• определение и описание структурных компонентов модели, их иерархическое соотношение;

• определение связей между структурными компонентами модели, их взаимообусловленность и взаимодействие.

Jour_N10_2008.p65 77 05.11.08, 13:55

Казанский педагогический журнал

10'2006

Главным системообразующим компонентом разработанной нами модели подготовки будущих экономистов-международников к использованию иностранного языка в профессиональной деятельности является цель обучения. Точная формулировка цели позволяет оценить возможность ее реализации и организовать дидактический процесс таким образом, чтобы достичь ее за заданное время. По мнению Р. Петруневой, Н. Дулиной и В. Токарева, диагностичность цели определяется следующими условиями:

а) дано точное определенное описание «формируемого» личностного качества, его можно безошибочно и однозначно отдифференцировать от любых других качеств личности;

б) имеются методики объективного однозначного выявления диагностируемого качества;

в) возможно количественное измерение диагностируемого качества;

г) существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения» [1].

В нашем исследовании целью дидактической системы профессиональной подготовки будущих экономистов-международников является совершенствование процесса готовности будущих экономистов-международников к использованию иностранного языка в профессиональной деятельности. Даная цель отвечает требованиям, приведенным выше, а именно как определенно формируемое личностное (профессиональность) качество оно может быть качественно диагностировано. Существуют способы оценки данного качества и, та-

ким образом, можно заключить, что цель поставлена диагностично.

Цель данного учебного процесса может быть успешно реализована, если будут решены следующие задачи:

- вооружение будущих экономистов-международников знаниями по иностранному языку;

- формирование интереса к иностранному языку и понимание важности его использования в профессиональной деятельности;

- формирование практических знаний, умений и навыков;

- формирование потребности в самообразовании и постоянном пополнении знаний по иностранному языку.

Большую роль в реализации цели играют принципы обучения. Принципы обучения «рассматриваются в дидактике как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей и условий протекания учебно-воспитательного процесса» [2, с. 37]. В разработанной нами модели представлены принципы, максимально доступно определяющие содержание, организационные формы и методы реализации стоящих перед экономическим вузом целей и задач. Среди них принципы:

- научности и посильной трудности обучения;

- систематичности и последовательности обучения;

- сознательности и активности обучаемых;

- наглядности обучения;

18

Высшее образование

- содержательного и организационного разнообразия форм и методов построения познавательной деятельности обучаемых;

- межпредметных связей;

- профессиональной направленности;

- культуросообразности.

Принцип научности и посильной

трудности обучения предполагает взаимосвязь с современным научным знанием, вооружение обучаемого «объективными научными фактами, понятиями, законами, теориями всех основных разделов соответствующей отрасли науки в возможной мере, приближаясь к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития в дальнейшем» [3,с.165].

Принцип систематичности и последовательности обучения, по мнению П.И. Пидкасистого, «придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям» обучаемого [4, с. 201]. Принцип сознательности и активности обучаемых подразумевает активное участие последних в процессе получения знаний, практических умений и навыков для осуществления той или иной деятельности, а сознательность отражает понимание целей, стимулирует обучаемого к ее реализации. Принцип наглядности в своей основной функции регулирования «восхождения познания от чуственно-наглядного к абстрактно-логическому, от наглядности чуственно-конкретной (объекты в натуре, рисунки, макеты и т. д.) к наглядности абстрактной и символической (схемы, таблицы, диаграммы, графики) [2, с. 44] играет

важную роль в овладении будущими экономистами-международниками иностранным языком; извлечение информации из абстрактных и символических носителей является одной из важных профессиональных характеристик специалиста, осуществляющего данный вид деятельности.

Принцип содержательного и организационного разнообразия форм и методов построения познавательной деятельности обучаемых ориентирует педагога на оптимальное сочетание форм, методов организации учебного процесса в целях обеспечения максимального усвоения учебного материала.

Принцип наличия межпредметных связей играет большую роль именно при организации профессиональной подготовки экономистов-международников, так как он предполагает, по мнению В.А. Попкова и A.B. Кор-жуева, что «в содержании учебных дисциплин должны найти отражение те диалектические взаимосвязи, которые действуют в природе и познаются современными науками» [5, с. 88]. Иноязычная профессиональная подготовка не может осуществляться без установления межпредметной интеграции, позволяющей логично и поступательно строить процесс готовности будущих экономистов-международников к практическому применению иностранного языка в профессиональной деятельности. Важность этого аспекта трудно переоценить, т. к. роль межпредметной интеграции многомерна. Отсутствие содержательного единства между иноязычной и профессиональной подготовкой,

Jour_N10_2008.p65 79 05.11.08, 13:55

Казанский педагогический журнал

10'2006

а также низкий уровень знаний у преподавателей иностранного языка в сфере внешнеэкономической деятельности отрицательно сказываются на мотивации студентов в овладении иностранным языком и подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности в целом.

Этот принцип тесно связан с принципом профессиональной направленности.

Профессия экономиста-международника предъявляет определенные требования к специалисту, осуществляющему данный род деятельности. Выпускник экономического вуза должен обладать не только уровнем необходимых знаний, сформированными практическими умениями и навыками, трудовым и жизненным опытом, необходимым для этой деятельности, но и приобрести сформированные профессионально-личностные качества.

Принцип культуросообразности также имеет большое значение для профессиональной подготовки экономистов-международников, т. к. в их практической деятельности происходит «диалог культур», следовательно, необходимо придавать особое значение формированию культуры делового общения.

Разработанная нами модель готовности будущих экономистов-международников к применению иностранного языка в профессиональной деятельности предусматривает осуществление учебного процесса в трех направлениях:

1) теоретическая подготовка, включающая в себя овладение студентами системой знаний иностранного языка;

методикой овладения иностранным языком, понимание принципов и закономерностей языкового строя, стимулирование познавательной активности при овладении иностранным языком;

2) методическая подготовка, заключающаяся в формировании системы умений и навыков применения иностранного языка в профессиональной деятельности;

3) практическая подготовка, подразумевающая вооружение студентов практическими умениями и навыками будущей профессиональной деятельности, овладение студентами основными приемами ведения переговоров, деловой переписки, культурой делового общения.

Следующим важным шагом в организации учебного процесса в целях развития готовности будущего экономиста-международника к применению иностранного языка в профессиональной деятельности является выбор форм построения образовательного процесса. П.И. Пидкасистый объясняет понятие формы организации учебного процесса следующим образом: «...форма — это специальная конструкция процесса обучения, характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности» обучаемых [4, с. 285]. Как правило, ученые классифицируют формы обучения по группам: формы обучения, направленные преимущественно на теоретическую подготовку (лекции, учебные конференции, лабораторная работа, экскурсия, самостоятельная работа студентов, консультация), и формы обучения, направленные

60

^[ГШ , Е^^ЕШ

Высшее образование

преимущественно на практическую подготовку (учебная практика, практические занятия, деловая игра, производственная практика, стажировка).

Эти формы могут быть определены как способы управления познавательной деятельностью для решения определенных дидактических задач. Наверное, наиболее действенными в преподавании иностранного языка можно назвать формы обучения второй группы, а именно: практические занятия, деловая игра, производственная практика.

Формы контроля, учета и оценки знаний, умений и навыков студентов включают в себя следующее: контрольная работа, зачет, экзамен, защита реферата, индивидуальное собеседование, тестирование, рейтинг и др. Формы контроля разнообразны: текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный. Использование различных видов контроля в различное время дает возможность преподавателю вовремя и умело вмешаться в процесс усвоения материала, внося корректировки. Следующей категорией форм организации учебного процесса в экономическом вузе являются формы организации НИРС, куда нужно включить работу студенческого научного общества, лингвострановед-ческого кружка, участие в научных конференциях. Излишне говорить, что умелое сочетание всех форм организации учебного процесса в профессиональной подготовке экономистов-международников делает возможным осуществление взаимодействия преподавателей и студентов, установление обратной связи.

Определения методов обучения различны и многообразны. Исследо-

ватели определяют метод как «способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленный на реализацию целей обучения, или как систему целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность обучаемых и обеспечивающих решение задач обучения» [2, с. 68].

Методы обучения играют важную роль в процессе развития готовности будущих экономистов-международников к пользованию иностранным языком в профессиональной деятельности. В своем исследовании мы основывались на классификации, разработанной И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным и состоящей из объяснительно-иллюстративного, репродуктивного метода, метода проблемного изложения, частично-поискового и исследовательского методов. Использование методов определяется характером деятельности обучаемых.

Немаловажную роль в эффективном функционировании разработанной нами модели играют также средства обучения. По нашему мнению, наиболее востребованными оказываются учебники, учебные пособия, учебные программы и планы, ТСО, наглядные пособия, раздаточный дидактический материал, учебные аудитории, языковая среда и др.

Разработанная в рамках настоящего исследования модель процесса развития готовности будущих экономистов-международников к применению иностранного языка в профессиональной деятельности представляет собой взаимосвязанную, целостную схему, все элементы которой взаимо-

Казанский педагогический журнал

обусловлены, взаимозависимы, и именно оптимальное сочетание всех компонентов модели позволяет предположить, что профессиональная подготовка будет эффективной, в свою очередь любой, взятый отдельно элемент модели не приведет к осуществлению поставленной цели.

Результатом, при условии внедрения разработанной нами модели в учебный процесс профессиональной подготовки экономиста-международника, станет достаточно высокий уровень его готовности к применению

10'2006

иностранного языка в своей профессиональной деятельности, его соответствие требованиям современной экономической ситуации в стране и мире, его свободное владение иностранным языком, практическими умениями и навыками для осуществления успешной деятельности экономиста-международника. Как считают Г. Бокарева и С. Мойсеенко, образовательная система может быть эффективной только тогда, когда подготовленные ею специалисты востребованы на рынке труда [6].

Цель Совершенствование процесса готовности будущего экономиста-международника к применению иностранного языка в профессиональной деятельности

Задачи — вооружение будущих экономистов-международников знаниями по иностранному языку — формирование интереса к иностранному языку и понимания важности его использования в профессиональной деятельности — формирование практических знаний, умений и навыков по использованию иностранного языка в будущей профессиональной деятельности — формирование потребности к самообразованию и постоянному пополнению знаний по иностранному языку

Принципы — научности и посильной трудности обучения — систематичности и последовательности обучения — сознательности и активности обучаемых — наглядности обучения — содержательного и организационного разнообразия форм и методов построения познавательной деятельности обучаемых — межпредметных связей — профессиональной направленности — культуросообразности и др.

Основные направления работы — теоретическая подготовка — овладение системой знаний иностранного языка — овладение общекультурными знаниями о стране, культуре народа — носителя языка — стимулирование познавательной активности по овладению иностранным языком

— методическая подготовка — формирование системы умений и навыков применения иностранного языка в профессиональной деятельности

62

^[ГШ , Е^НШО

Высшее образование

- практическая подготовка - вооружение практическими умениями и навыками работы будущей профессиональной деятельности с применением иностранного языка - владение студентами основными приемами ведения переговоров, деловой переписки и т. п.

организационные формы обучения, направленные преимущественно на теоретическую подготовку - лекции - учебные конференции - лабораторная работа - экскурсия - самостоятельная работа студентов - консультация

Формы организации учебного процесса организационные формы обучения, направленные преимущественно на практическую подготовку - учебная практика - практические занятия - деловая игра - производственная практика - стажировки

формы контроля, учета и оценки знаний, умений и навыков студентов - контрольная работа - зачеты - экзамены - защита рефератов - индивидуальное собеседование - тестирование - рейтинг и др.

формы организации НИРС - студенческое научное общество - лингвострановедческий кружок - научные конференции т. п.

Методы обучения - объяснительно-иллюстративный - репродуктивный - метод проблемного изложения - исследовательский

Средства обучения учебники, учебные пособия, методические разработки, учебные программы и планы, ТСО, наглядные пособия, раздаточный дидактический материал, учебные аудитории, языковая среда и др.

Результат достаточно высокий уровень готовности будущего экономиста-международника к применению иностранного языка в своей профессиональной деятельности

Рис 1. Модель готовности будущих экономистов-международников к использованию иностранного языка в профессиональной деятельности

Таким образом, цель, поставленная педагогами, ведущими профессиональную подготовку экономистов для

осуществления внешнеэкономической деятельности, может быть достигнута с помощью разработанной нами теоре-

83

Казанский педагогический журнал

тической модели готовности будущих экономистов-международников к применению иностранного языка в профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Петрунева Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования // Высшее образование в России.— 1998.— № 3.— С. 40—46.

2. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.— М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 192 с.

10'2000

3. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1983.- 608 с.

4. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 1998.- 640 с.

5. Попков В.А., Коржуев A.B. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд. испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 192 с.

6. Бокарева Г., Мойсеенко С. Моделирование целей профессионального развития морских инженеров / Альма Матер 2003.-№ 8.-С. 48-51.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖКОРПОРАТИВНОГО ОТРАСЛЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

В.В. Тимофеева, профессор кафедры менеджмента и гостеприимства Калининградского института туризма - филиала Российской международной

академии туризма

Одной из основных проблем современной системы образования является отсутствие инновационно-стратегической составляющей, подразуме-

вающей сегодня подготовку специалистов будущего — настроенных на будущее, востребованных в будущем, создающих будущее.

По словам Друкера Ф. Питера: «...Тот, кто сегодня работает над проблемами «завтрашнего дня» и таким образом подготавливает себя и свою организацию к новым задачам, в недалеком будущем займет лидирующие позиции».

Какими же качествами должны обладать сами педагоги, чтобы выращивать и развивать стратегические навыки в своих учениках? Принцип «Обучение тому, что знаю» —

заведомо путь программируемого отставания. На наш взгляд, основная задача педагога — по своей иннова-ционности, креативности и гениальности превосходить обучаемых, уметь запускать в них процессы саморазвития и организовывать совместное движение по пути совершенствования интеллектуального капитала.

Основным процессам развития — анализу, рефлексии, моделированию, проектированию, планированию — уделяется внимание более десятка лет (мы занимаемся этой работой применительно к системе непрерывного образования с 1987 г.).

В современный исторический период, когда основой формирования базы знаний человека является видеоряд, необходимо научиться жить в инфор-

04

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.