Стоит прекратить рассматривать отдельно кластеры Санкт-Петербурга и отдельно Ленинградской области. Пора сделать следующий шаг - объединяя это в единственный кластер, в котором будут присутствовать и промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, перерабатывающие и другие направления.
Нам жизненно необходимо определиться с выбором нашей ключевой компетенции на мировых экономических рынках. Будущее - за теми видами промышленной деятельности, которые составят шестой технологический уклад. Однако не стоит распыляться, на все может не хватить ресурсов. Поэтому выбирая и развивая кластеры - мы выбираем приоритетные направления, на которых должны остановиться в будущем.
Источники:
1. Меньшенина И.Г., Капустина Л.М. Кластерообразование в региональной экономике / И.Г. Меньшенина, Л.М. Капустина. - Екатеринбург.: Издательство Уральский государственный экономический университет. 2008.-154 с.
2. Маршал А. Принципы экономики. URL: http://www.econlib.org/library/Marshall/marP.html
3. Кластерная политика: достижение глобальной конкурентоспособности / В.Л. Абашкин, С.В. Артемов, Е.А. Исланкина и др.; Мин экономразвития России, АО «РВК», Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 324 с.
4. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. Статистика и аналитика.[Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/helper/new_stat/ (дата обращения 10.02.2020).
5. Zhigir A.A. Forming of clusters, as a world tendency, to the search of ways of increase of efficiency of entrepreneurial activity // 1нвестицп: практика та досвщ. 2015. № 22. С. 38-41.
Sources:
1. Menshenina I.G., Kapustina L.M. Cluster formation in the regional economy / I.G. Menshenina, L.M. Cabbage. - Yekaterinburg .: Publishing House Ural State University of Economics. 2008.-154 p.
2. Marshal A. Principles of Economics. URL: http://www.econlib.org/library/Marshall/marP.html
3. Cluster policy: achieving global competitiveness / V.L. Abashkin, S.V. Artemov, E.A. Islankin et al .; Ministry of Economic Development of Russia, JSC "RVC", Nat. researched University "Higher School of Economics". - M.: HSE, 2017 .-- 324 p.
4. The official website of the Administration of St. Petersburg. Statistics and analytics. [Electronic resource] - Access mode: https://www.gov.spb.ru/helper/new_stat/ (accessed 10.02.2020).
5. Zhigir A.A. Forming of clusters, as a world tendency, to the search of ways of increase of efficiency of entrepreneurial activity // Investments: practice and access. 2015. No. 22. S. 38-41.
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00016
Д.Л. Загоруйко - аспирант, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Среднерусский институт управления -филиал, dzagoruiko@bk.ru,
D.L. Zagoruiko Postgraduate Student, Chair of Management and Public Administration, Federal State Educational Establishment of the Russian Federation Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Central Russian Institute of Management -branch.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: УСПЕШНЫЕ ПРАКТИКИ REGIONAL SUPPORT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA: SUCCESSFUL PRACTICES
Аннотация. В статье автором рассматриваются действующие в настоящее время региональные программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. В статье проанализированы и подробно описаны самые успешные региональные практики, применяющиеся в ряде субъектов Российской Федерации, а именно в Тюменской и Владимирской областях, а также республике Татарстан. Автором проанализированы экономические статистические показатели регионов, такие как численность субъектов малого предпринимательства, численность работников, занятых в сфере СМП и доля валового регионального продукта, приходящегося на малый бизнес, а также динамика указанных показателей развития малого предпринимательства в регионах в период действия программ поддержки. В результате анализа автор приходит к выводу о необходимости использования описанного в статье положительного опыта другими регионами РФ.
Annotation. In the article, the author considers the current regional programs of state support for small business in the Russian Federation. The article analyzes and describes in detail the most successful regional practices used in a number of constituent entities of the Russian Federation, namely in the Tyumen and Vladimir regions, as well as the Republic of Tatarstan. The author has analyzed the economic statistical indicators of the regions, such as the number of small businesses, the number of workers employed in the SME sector and the share of gross regional product attributable to small businesses, as well as the dynamics of these indicators of small business development in the regions during the period of support programs. As a result of the analysis, the author concludes that it is necessary to use the positive experience described in the article by other regions of the Russian Federation.
Ключевые слова: господдержка, малое предпринимательство, практика господдержки, региональная поддержка предпринимательства.
Keywords: state support, small business, state support practice, regional support for entrepreneurship.
В рамках Государственной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства» в 2018 году дотации были направлены в 85 субъектов Российской Федерации. Данные денежные средства в соответствии с Федеральным Законом № 209 от 24.07.2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» [1] направлены на реализацию целого спектра различных видов поддержки, предусмотренных настоящим законом.
В целях стимулирования предпринимательской деятельности субъектами страны самостоятельно вводятся региональные программы поддержки предпринимательства. Так для повышения доступности субъектов МСП к кредитным ресурсам ряд субъектов создал региональные гарантийные организации и микрофинансовые организации. В целях стимулирования для модернизации производства и приобретения оборудования созданы региональные лизинговые компании, применяющие ставки лизинга, не превышающие уровень ключевой ставки ЦБ. Для повышения доступности имущественных площадей для бизнеса, снижение издержек на ведение бизнеса с учетом потребностей экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации рядом регионов установлены льготные ставки арендной платы для целевой категории предпринимателей.
Для вовлечения малого бизнеса в принятие решений в области имущественной поддержки во Владимирской области и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра созданы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, которые участвуют в процедурах формирования перечней государственного имущества для предоставления субъектам МСП.
Расширение доступа субъектов МСП к государственным закупкам в Москве было создано посредством создания Портала поставщиков и формирования с его помощью единой системы управления госзакупками и внедрением единого стандарта закупок. Итогом этого проекта стало то, что 70% от объема госзакупок на Портале поставщиков в Москве приходится на малый бизнес при существующей квоте в 2018г. - 15%.
В республике Татарстан обеспечена доступность инновационных и производственных площадок прежде всего для малых и средних предприятий, осуществляющих деятельность в сферах высокотехнологичного производства, научно производственных разработок и исследований посредством создания специальных организаций: региональных центров инжиниринга, центров молодежного инновационного творчества, агропром-парка, промышленных парков, 1Т-парка.
Некоторые регионы приняли решение о снижении налоговой нагрузки для субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, Чеченская республика и Тюменская область снизили до 1% ставку по упрощенной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с численностью работников до 20 человек. Ряд регионов снизили до 0,3% налог на имущество, стоимость которого определяется как кадастровая. Тульская область и Республика Хакасия уменьшили размер налоговой базы и величину кадастровой стоимости площади объекта недвижимости до 500 м2. В Тюменской области объекты площадью до 10 тыс. м2 вообще не облагаются налогом на имущество по кадастровой стоимости. Московская область - один из первых регион, который принял закон о налоговых каникулах - двухлетнем сроке применения нулевой ставки по налогу для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Региональным нормативным актом расширен перечень видов деятельности для ПСН с 63, установленных Налоговым Кодексом РФ, до 73.
В соответствии с Планом мероприятий («дорожная карта») развития малого и среднего предпринимательства в Тюменской области на 2015-2017 годы реализованы мероприятия по консультированию по вопросам начала осуществления предпринимательской деятельности, получения государственной поддержки и иным вопросам осуществления предпринимательской деятельности. Региональными властями была обеспечена деятельность Государственного бюджетного учреждения Тюменской области «Областной бизнес-инкубатор», а также деятельности Центра координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого предпринимательства и Евро Инфо корреспондентского центра.
По данным отчета губернатора Тюменской области за 2017 год [5] в целях реализации программы развития малого бизнеса в регионе построена вся требующаяся инфраструктура, настроен механизм государственной поддержки, работает действенная модель налогового стимулирования. Налоговые каникулы для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в социальной, производственной, научной сферах деятельности, в сфере оказания бытовых услуг населению. В 2017 году льготных патентов без оплаты было выдано в 3 раза больше (177), чем в 2016 году (58 патентов). Для поддержки малого бизнеса увеличен перечень видов предпринимательской деятельности, на которые при применении специальных налоговых режимов распространяется нулевая ставка. Так, по упрощенной системе налогообложения перечень пополнился 24 видами деятельности, по патентной системе налогообложения —21 видом деятельности). Кроме того, была снижена налоговая нагрузка на ИП за счет приостановки ежегодной индексации величины потенциально возможного к получению годового дохода (до 31 декабря 2020 года).
Анализ информации, представленной Росстатом по Тюменской области [4], говорит о росте ВРП на 47% в 2017 г. по сравнению с 2012г. При этом однако численность малых предприятий и численность работников, занятых в сфере малого бизнеса принципиально не изменились (рисунок 1).
Рисунок 1 - Динамика показателей развития малого предпринимательства в Тюменской области.
Анализ распределения направленности малых предприятий по видам экономической деятельности Тюменской области выявило приоритетные сферы такие как строительство, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.
Другим преуспевающим по эффективности реализации программы поддержи малого предпринимательства регионом нашей страны является Владимирская область. Анализ статистических показателей валового регионального продукта сектора малого бизнеса, динамики количества малых предприятий и числа их работников демонстрирует положительней тенденции развития региона (Рисунок 2)._
Динамика показателей развития СМП во
200 Владимирской области^ 153 161 — число работников,
150 131 —129 132 129 О 121 122 118 тыс.чел —•—кол-во СМП, тыс.
100 85 98 95
69 " 9
50 18 18 19 18 20 19 18 о ВРП СМП, млрд. руб.
0
2011 2012 2013 2014 2016 2017 2018
Рисунок 2 - Динамика показателей развития малого предпринимательства во Владимирской области в 2011-2018гг.
Владимирскую область можно назвать эталонным примером реализации региональных программ поддержки малого предпринимательства. Не только рост валового регионального продукта сектора малого предпринимательства в 2,7 раз в период с 2011г по 2017г, но и доля участия малых предприятий в объеме выпуска продукции региона, превышающая среднюю долю по стране почти в 1,5 раза (Рисунок 3), говорят об успешности предпринимаемых регионом мероприятий.
Доля валового продукта сектора малого предпринимательства в регионе и в стране
50% 40% 30% 20% 10% 0%
_2011 2012 2013 2014 2016 2017_
Рисунок 3 - Динамика участия предприятий малого бизнеса в валовом региональном продукте Владимирской области и в России по годам за период 2011-2017гг.
По данным отчета конференции «Оценка эффективности расходования бюджетных средств в программах поддержки малого и среднего бизнеса во Владимирской области», организованной Общероссийским народным фронтом (ОНФ) и «Союзом производственных компаний и предпринимателей России», особенно эффективно проявила себя программа «Безвозмездное субсидирование части затрат субъектов МСП, в том числе участников кластеров, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства», которая на каждый бюджетный рубля принесла 4 рубля в виде налогов [6]. Ещё эффективнее во Владимирской области в 2013-2016 годах реализовывалась программа «Безвозмездное субсидирование части затрат субъектов МСП, связанных с уплатой первого взноса (аванса) по договору лизинга оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)». Соотношений по ней 1 к 6 в пользу бюджета.
Важно также отметить, что, согласно статистическим данным базы Росстата РФ [3], в ряду преобладающих видов малого бизнеса во Владимирской области находятся обрабатывающие производства (выше среднего показателя по стране 19,7%), в частности производство пищевых продуктов (2,6%), резиновых и пластмассовых изделий (2,8%), производство готовых металлических изделий (2,0%) (Рисунок 4), что говорит о правильных тенденциях и положительных перспективах для устойчивого развития экономики региона.
Приоритетные направления деятельности СМП Владимирской области
Прочие
Транспортировка и хранение
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом
Строительство
Обрабатывающие производства
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов
0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45% 50%
Рисунок 4 - Распределение направлений бизнеса малых предприятий Владимирской области по видам экономической деятельности в 2018 году.
Успешным в реализации программы поддержи малого предпринимательства регионом также является Республика Татарстан, поскольку объем валового регионального продукта, приходящегося на долю малого бизнеса в период с 2011г по 2018г вырос в 2,7 раз по данным официальных статистических источников [2], что представлено на рисунке 5.
39%
39%
26%
26,9%
18,7% 19,1% 19,1%
Доля СМП в ВРП
Доля СМП в ВВП РФ
Динамика показателей развития малого
700 предпринимательства в Республике Татарстан —•—число
600 654 работников,
500 462 486 тыс.чел кол во СМП, тыс.
400 346,9 356,6 357,9 353,3
300 200 243 298 349 338 361,7 366,9 371,7 ВРП СМП, млрд. руб.
100 47,9 47,9 49,6 48,8 74,6 75,1 72,8
0
2011 2012 2013 2014 2016 2017 2018
Рисунок 5 - Динамика показателей развития малого предпринимательства в Республике Татарстан в 2011-2018гг.
При этом доля участия малого предпринимательства в валовом продукте Республики в этом периоде увеличилась с 19% до 23%.
Исследуя области экономической деятельности, в которых заняты малые предприятия Татарстана [7], нельзя не отметить относительно высокую долю научной и профессиональной деятельности (по сравнению со средней по стране 6,9%), что дает хорошие перспективы развития инноваций (Рисунок 6).
Приоритетные направления деятельности СМП
Республики Татарстан
Прочее 19,6%
Транспортировка и н н н 6,0% хранение
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 7,2%
Деятельность профессиональная, научная и техническая 1
9,5%
Обрабатывающие
9,6%
производства
Строительство 14,2%
Торговля оптовая и розничная; ремонт
автотранспортных средств и мотоциклов
1 1 1 1 1 0,0% 10,0% 20,0% 30,0% 40,0%
Рисунок 6 - Распределение направлений бизнеса малых предприятий Республики Татарстан по видам экономической деятельности в 2017 году.
Вектор развития малого предпринимательства в Татарстане были обсуждены впервые в 2013 г. На конференции «Взаимодействие власти и бизнеса: новые возможности повышения деловой активности в муниципальных районах Татарстана». В центре обсуждения было два документа: «дорожная карта» развития экономики региона в сфере малого и среднего предпринимательства на 2014-2016 гг. и результаты отслеживания делового климата и предпринимательской активности в муниципальных районах Республики.
С 2014 г. в Республике Татарстан успешно работает проект «Бизнес и власть: откровенный разговор», в котором на регулярной ежемесячной ежемесячные основе организуются круглые столы бизнесменов и представителей всех уровней властей под девизом «Малый и средний бизнес - поддержка, развитие, защита». В регионе на систематической основе действует программа анализа деловой среды. Кроме того при Президенте Республики Татарстан был создан Совет по предпринимательству, в рамках работы которого представители власти
и бизнеса общими усилиями подготавливают и утверждают конкретные стратегические решения. В дальнейшем аналогичные Советы также были созданы в каждом муниципальном образовании Республики. Перед правительством Татарстана была поставлена задача - увеличить долю малого и среднего предпринимательства в региональном валовом продукте до 34 %, объем МСП в промышленности увеличить вдвое, развивать технопарки во всех районах республики, уменьшить налоговую нагрузку с 6% до 1% для предприятий сферы малого и среднего бизнеса, занятых инновационным, производственным или социальным предпринимательством [8].
Президент Республики Татарстан в своем Послании Госсовету на 2017 г. Обозначил, что в качестве приоритетной задачи должно быть развитие малого бизнеса в виде его поддержки. Это должно выражаться в открытии новых многофункциональных центров для бизнеса, в снижении административных барьеров, в обучении нового поколения бизнесменов в рамках проекта «Фабрика предпринимательства», в обеспечении работы 52 муниципальных промышленных площадок. Также было озвучено о запуске «Сбербанком» и компанией ГУГЛ нового образовательного проекта «Бизнес-класс». Эффективное функционирование республиканского портала информационной поддержки для представителей малого и среднего бизнеса позволило за год заключить контрактов на сумму 37 млрд. руб. [9].
Таким образом, Республика Татарстан показала прекрасный пример партнерской модели, а именно модели децентрализованной, в которой в рамках активного диалога участвуют представители власти и бизнеса. Так стали успешными вопросы разрешения возникающих конфликтных ситуаций при использовании современных технологий, направленных на открытое, публичное, совместное обсуждение проблем сторонами.
Таким образом, практика передовых регионов наглядно показывает, что поддержка сектора малого и среднего бизнеса со стороны государства требует комплексного и системного подхода, включающего меры финансового, административного, информационного и консультационного характера. Поэтому важнейшими являются вопросы изучения лучших практик стимулирования развития малого предпринимательства с целью их практической реализации с учетом региональных особенностей субъектов страны.
Источники:
1. Федеральный Закон от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
2. Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/.
3. Малое и среднее предпринимательство. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области URL: https://vladimirstat.gks.ru/predsmall.
4. Статистическая информация о субъектах малого и среднего предпринимательства в Тюменской области. Деловой портал правительства Тюменской области. Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области. URL: http://www.tyumen-region.ru/support/enterprises/useful-info/statistical/
5. Отчет губернатора Тюменской области о результатах деятельности правительства Тюменской области в 2017 году. Портал органов государственной власти Тюменской области URL: https://admtyumen.ru/ogv_ru/gov/government/more.htm?id= 11532936%40cmsArticle.
6. Парадоксы господдержки бизнеса. Зебра-ТВ. URL: https://zebra-tv.ru/novosti/biznes/paradoksy-gospodderzhki-biznesa/
7. Отчет о ходе реализации Программы поддержки малого и среднего предпринимательства в г. Казани на 2017-2019 годы. Официальный портал органов местного самоуправления города Казани. URL: https://www.kzn.ru/content/komitet-e-razvitiya/Бизнес/отчет%20о%20программе%20-%202017.pdf.
8. Игнатьев Николай Петрович Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в республике Татарстан: новые реалии в условиях экономического кризиса // ВЭПС. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-respublike-tatarstan-novye-realii-v-usloviyah-ekonomicheskogo.
9. Рустам Минниханов поручил Кабмину увеличить число промпарков // Деловой квартал. URL: https://kazan.dk.ru/news/konets-chernyh-spiskov-tsb-vnedrit-novuyu-sistemu-po-otsenke-nadezhnosti-bankovskih-klientov-237127471.
Sources:
1. Federal Law of July 24, 2007 No. 209-ФЗ "On the development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation"
2. Federal State Statistics Service. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/.
3. Small and medium enterprises. Territorial authority of the Federal State Statistics Service for the Vladimir Region URL: https://vladimirstat.gks.ru/predsmall.
4. Statistical information about small and medium-sized businesses in the Tyumen region. Business portal of the government of the Tyumen region. Department of investment policy and state support of entrepreneurship of the Tyumen region. URL: http://www.tyumen-region.ru/support/enterprises/useful-info/statistical/
5. Report of the Governor of the Tyumen region on the results of the government of the Tyumen region in 2017. Portal of public authorities of the Tyumen region URL: https://admtyumen.ru/ogv_ru/gov/government/more.htm?id= 11532936%40cmsArticle.
6. Paradoxes of state support for business. Zebra TV. URL: https://zebra-tv.ru/novosti/biznes/paradoksy-gospodderzhki-
biznesa/
7. Report on the implementation of the Support Program for Small and Medium Enterprises in Kazan for 2017-2019. The official portal of local government in Kazan. URL: https://www.kzn.ru/content/komitet-e-razvitiya/Business/report%20o%20program%20-%202017.pdf.
8. Ignatiev Nikolai Petrovich State support of small and medium-sized enterprises in the Republic of Tatarstan: new realities in the conditions of the economic crisis // VEPS. 2017. No2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-respublike-tatarstan-novye-realii-v-usloviyah-ekonomicheskogo.
9. Rustam Minnikhanov instructed the Cabinet to increase the number of industrial parks // Business Quarter. URL: https://kazan.dk.ru/news/konets-chernyh-spiskov-tsb-vnedrit-novuyu-sistemu-po-otsenke-nadezhnosti-bankovskih-klientov-237127471.
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00017
М.И. Климошенко - старший преподаватель кафедры экономики и экономической безопасности, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, klimoch@mail.ru,
M. I. Klimoshenko - senior lecturer at the Department of Economics and economic security, Central Russian Institute of management - branch of the Ranepa;
Ю.В. Мурко - аспирант кафедры экономики и экономической безопасности, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, myuvor@mail.ru,
Yu.V. Murko - postgraduate student, department of economics and economic security, central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA;
Н.В. Парушина - профессор кафедры экономики и экономической безопасности, д.э.н, профессор Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, parushinan@mail.ru,
N.V. Parushina - professor, department of economics and economic security, professor central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA.
РАЗВИТИЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ АУДИТА ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ DEVELOPMENT OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT BASED ON THE AUDIT OF STATE TASK PERFORMANCE
Аннотация. Исполнение национальных проектов и программ зависит от эффективного управления бюджетными средствами в условиях неопределенности. Существующая государственная политика и система управления не обеспечивают надлежащее планирование и выполнение национальных целей и задач приоритетного развития экономики, благосостояния, условий жизнедеятельности. Необходимы институциональные, правовые, информационные и технологические преобразования государственного управления в условиях влияния кризисных проявлений и угроз. Приоритеты отдаются формированию новой системы аудита, основанной на методах эффективного контроля за выделением и расходованием бюджетных средств в процессе выполнения государственных заданий. В статье рассматриваются предпосылки формирования системы государственного антикризисного управления на основе методики аудита эффективности использования бюджетных средств. Даны предложения по применению методов аудита и аналитических процедур.
Annotation. The implementation of national projects and programs depends on the effective management of budget funds in the face of uncertainty. The existing state policy and management system do not provide adequate planning and implementation of national goals and objectives of priority development of the economy, welfare, and living conditions. Institutional, legal, informational and technological transformations of public administration are necessary under the influence of crisis manifestations and threats. Priorities are given to the formation of a new audit system based on methods of effective control over the allocation and expenditure of budgetary funds in the process of fulfilling government tasks. The article discusses the prerequisites for the formation of a state crisis management system based on a methodology for auditing the effectiveness of the use of budget funds. Suggestions are given for the application of audit methods and analytical procedures.
Ключевые слова: антикризисное управление, аудит эффективности, бюджетный процесс, государственная политика, государственное задание.
Keywords: crisis management, performance audit, budget process, public policy, government assignment.
Современное развитие России связано с реализацией национальных проектов и обеспечением устойчивых темпов роста экономики и благосостояния населения. Успешное выполнение всех ключевых индикаторов национальных проектов зависит от трансформации системы управления и применения новых механизмов и инструментария государственного управления. Преобразования в системе государственного управления основаны на применении лучших практик корпоративного управления и зарубежных методик оценки и управления рисками в условиях неопределенности. Повышение эффективности управления требует усиления функций контроля и, прежде всего, государственного аудита и внутреннего финансового аудита за деятельностью бюджетных учреждений. Концепция структурной и институциональной перестройки системы управления в государственном звене экономики в эпоху цифровизации основана на прослеживании цепочки доведения выделенных бюджетных средств до конкретного получателя и определении результата от проведенного мероприятия [6]. Достижимость показателей национальных проектов в процессе выполнения бюджетных и контрольных проце-