5. Fung W. Risks in Fixed-Income Hedge Fund Styles // The Journal of Fixed Income. 2002. V. 12. № 2. p. 6-27.
6. Gatev, E. Pairs Trading: performance of a Relative Value Arbitrage Rule / E. Gatev, W. M. Goetzmann, K. G. Rouwenhorst // The Review of Financial Studies - 2006. - V. 19. - №3. - p. 797-827.
7. Gromb D., Vayanos D. Financially constrained arbitrage and cross market contagion [Электронный ресурс] // Личная интернет-страница Дэниса Кромба. Режим доступа: http://denis.gromb.pagesperso-orange.fr/files/Contagion.pdf (дата обращения: 26.03.2019)
8. Keynes J. M. A Tract on Monetary Reform // New York: Cambridge University Press; 2013. 172 p.
9. Mancini-Griffoli T., Ranaldo A. Limits to arbitrage during the crisis: funding liquidity constraints and covered interest parity // Swiss National Bank Working Papers. 2014. №14. p. 1-42.
10. Mitchell M., Pedersen L.H., Pulvino T. Slow Moving Capital // American Economic Review. 2007. V. 97. № 2. p. 215220.
11. Mitchell M., Pulvino T. Arbitrage crashes and the speed of capital // Journal of Financial Economics. 2012. Vol. 104. № 3. p. 469-490.
12. Shleifer R., Vishny W. // The Journal of Finance. 1997. V. 52. № 1. p. 35-55.
13. Volodin S.N., Kochenkov I.A. Statistical arbitrage in the Russian stock market // Audit and financial analysis. 2013. No. 6. p. 237-244.
14. Lipatnikov V.S., Lomdzhariya S.G., Mazurovsky P.A., Markova.S. Efficiency of pair statistical arbitrage in the Russian stock market // Banking. 2017. №5. p. 38-42.
15. Proskuryakov I.M. Features of certain kinds of arbitrage and typology of arbitrage strategies // Innovations and investments. 2019. №1. p. 116-121
16. Proskuryakov I.M. Improvement of yield curve arbitrage trading model on Russian government bond market // Innovations and investments. 2018. №9. p. 143-147.
Е.В. Плотникова - старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (plotnikova17@mail.ru),
E. V. Plotnikova - senior Lecturer of the department of state and municipal governance,
Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin;
Е.И. Артемова - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, (plotnikova17@mail.ru),
E.I. Artemova - doctor of economic sciences, professor, head of the department of economic theory, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin.
ЛЬГОТНЫЙ ЛИЗИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА PREFERENTIAL LEASING AS A TOOL OF FINANCIAL SUPPORT OF SMALL BUSINESS
Аннотация. Обоснована актуальность развития лизинговой поддержки как направления обеспечения доступности финансовых ресурсов для субъектов малого предпринимательства. С этой целью разработана программа льготного лизинга для малых предприятий, которая предусматривает лизинговую поддержку через создание региональных лизинговых компаний развития малого предпринимательства. Рассмотрены правовые, организационные и финансовые аспекты процесса их создания в субъектах Российской Федерации. Приведена характеристика программы льготного лизинга и лизинговых продуктов, предоставляемых по программе. Осуществлен сравнительный анализ условий программы, реализуемой региональными лизинговыми компаниями, с лизинговым продуктом, предоставляемым рыночными коммерческими лизинговыми компаниями. Проведенные расчеты показали, что лизинговая сделка, заключенная малым предприятием с региональной лизинговой компанией, является более эффективной.
Annotation. The urgency of the development of leasing support as a direction of ensuring the availability of financial resources for small businesses. To this end, a program of preferential leasing for small businesses has been developed, which provides leasing support through the creation of regional leasing companies for the development of small businesses. The legal, organizational and financial aspects of the process of their creation in the subjects of the Russian Federation are considered. The characteristic of the program of preferential leasing and leasing products provided under the program is given. A comparative analysis of the conditions of the program of regional leasing companies, the leasing product, the market for commercial leasing companies. The calculations showed that the leasing transaction concluded by a small enterprise with a regional leasing company is more effective.
Ключевые слова: лизинговая поддержка, малое предпринимательство, программа льготного лизинга, региональные лизинговые компании
Keywords: leasing support, small business, preferential leasing program, regional leasing companies
Россия находится в десятке стран мира с самой высокой степенью износа основных производственных фондов. Этот показатель, по данным международных экономических организаций, оценивается как минимум в 50%. В то же время по группе стран БРИКС (группа из пяти быстроразвивающихся стран - Бразилия, Индия,
Китай, Южно-Африканская Республика) уровень износа основных производственных фондов не превышает 35%. Однако состояние фондов во многом определяет конкурентоспособность продукции и, следовательно, выживаемость субъектов экономической деятельности. Особую остроту проблема износа основных производственных фондов приобретает в условиях высокой конкуренции отечественной и зарубежной продукции в равных условиях [1].
Высокая степень износа основных производственных фондов приводит к таким негативным последствиям как высокая энергоемкость продукции, низкая производительность труда и, в конечном счете, низкий уровень качества и конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках. Так, в агропромышленном комплексе старая техника не всегда может обеспечить качественную работу в отведенные агротехнические сроки, а современная высокопроизводительная техника имеется далеко не во всех хозяйствах. В свою очередь сокращение и износ машинно-тракторного парка влекут за собой такие негативные последствия как потери от несоблюдения агротехнических сроков, низкого качества выполняемых работ, наличия непрофессиональных механизаторов, которые могут достигать в отдельных случаях 80%. Наиболее острой данная проблема является для малых форм хозяйствования в АПК, для которых самостоятельная покупка необходимого набора техники, машин и агрегатов является непосильной финансовой задачей. Кроме того, даже если мелкие хозяйства имеют в наличии необходимый перечень машин, их содержание становится невыгодным для них, поскольку малые объемы производства значительно увеличивают сроки окупаемости затрат на технику [2].
Для модернизации и обновления оборудования предприятиям не хватает собственных средств и инвестиций, отсутствуют доступные программы кредитования, в том числе на долгосрочный период. Это приводит к дефициту основных и оборотных средств на развитие деятельности у субъектов малого предпринимательства. Актуальной задачей в сфере обеспечения доступности финансовых ресурсов для субъектов малого предпринимательства, является развитие лизинговой поддержки, в том числе увеличение объемов предоставления лизинговых услуг и обеспечения их доступности для малых предприятий [3].
С целью развития лизинговой поддержки Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвержден паспорт приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (протокол от 21 ноября 2016 г. №10). Сводным планом данного приоритетного проекта по направлению «Обеспечение доступа субъектов индивидуального и малого предпринимательства к закупкам крупнейших заказчиков, определяемых Правительством РФ» (протокол от 27 декабря 2016 г. №15), предусмотрено создание в субъектах РФ региональных лизинговых компаний (РЛК) развития малого предпринимательства в рамках реализации программы льготного лизинга [4].
Координатором реализации программы льготного лизинга является Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП), созданная в 2015 году для координации оказания субъектам малого предпринимательства различных мер поддержки. Программа предусматривает лизинговую поддержку через создание региональных лизинговых компаний (РЛК) на льготных условиях.
Идея создать в России сеть лизинговых компаний возникла осенью 2015 года у президента Татарстана Рустама Минниханова. Разработку проекта по созданию сети РЛК с участием Корпорации МСП осуществляло Минэкономразвития РФ, которое ратовало за рост ассигнований на лизинг, - предлагалось ежегодно до 2020 года выделять по 20 млрд рублей из бюджета на создание РЛК. Это в свою очередь должно способствовать развитию импортозамещения, так как малые предприятия будут хорошо технически оснащены. По проекту РЛК помогут модернизировать производство и увеличить спрос на лизинг оборудования, который возможен только при лизинговых платежах не выше 6-8% стоимости предмета лизинга в год вместо существующих 20-25% [5, 6].
Определение регионов для учреждения РЛК осуществляется по результатам рассмотрения заявок от регионов и конкурсного отбора, проводимого Корпорацией МСП. Главными условиями участия являются готовность региона на софинансирование проекта и наличие соответствующей РЛК, учрежденной региональными властями. Так, в 2017-2018 годах Корпорация МСП по результатам конкурсного отбора одобрила только 4 субъекта РФ.
Создание лизинговых компаний только в четырех регионах обусловлено ограниченностью общих средств для реализации проекта. При формировании уставного капитала каждой РЛК предполагается софинан-сирование: 1,5 млрд рублей - взнос Корпорации МСП, 500 млн рублей - взнос субъекта РФ-победителя конкурсного отбора, т.е. доля участия региона составляет 25%. Таким образом, для субъектов РФ, вошедших в федеральную программу, такое сотрудничество позволит дополнительно привлечь около 1,5 млрд рублей для предпринимателей региона.
Таким образом, на настоящий момент создано 4 дочерние РЛК Корпорации МСП с уставным капиталом в размере 2 млрд рублей: 2 РЛК в 2017 году и 2 РЛК в 2018 году. РЛК создаются в форме акционерных обществ, при этом состав Совета директоров РЛК формируется исходя из соотношения взносов учредителей в уставный капитал РЛК. В 2017 году учреждены РЛК в республиках Татарстан (г. Казань) и Башкортостан (г. Уфа), так как в 2017 году Корпорации МСП в рамках реализации программы льготного лизинга выделены бюджетные ассигнования из федерального бюджета в размере 3 млрд рублей из расчета внесения в уставный капитал каждой из двух компаний взноса в размере 1,5 млрд рублей. В 2018 году также было создано две РЛК - в республике Саха (Якутия, г. Якутск) и Ярославской области (г. Ярославль) [7, 8].
«Пилотной» площадкой для отработки всех нововведений в рамках развития льготной поддержки МСП выступила РЛК республики Татарстан. Все созданные РЛК в настоящее время обеспечивают финансирование
льготных лизинговых сделок (6-8% годовых) для малых предприятий, заинтересованных в приобретении оборудования на льготных условиях. Так, 26 апреля 2018 года, в Уфе на площадке Межрегионального Форума инфраструктуры поддержки при участии представителей Корпорации МСП прошла презентация проектов компаний, претендующих на заключение договоров лизинга с АО «Региональная лизинговая компания Республики Башкортостан». Общий объем финансирования в рамках данных договоров может составить порядка 278 млн рублей.
В рамках форума было представлено 6 проектов из разных отраслей промышленности (металлургическая, текстильная, пищевая и прочие), включая проект по поддержке сельскохозяйственного потребительского кооператива, которые ожидают получения лизинговой поддержки в ближайшее время. Так, ООО «КПК Нисма» (производство стальных мелющих тел методом горячей прокатки) планирует запуск нового цеха путем приобретения в лизинг газовых печей и комплекса по горячей прокатке мелющих шаров для предприятий горно-обогатительных, энергетических, металлургических отраслей. ООО «ПКП ТехноСталь» (производство запасных частей и комплектующих промышленного оборудования) выразило заинтересованность в приобретении в лизинг индукционных печей и станков. ООО «НПП УралТехПром» (является производителем малотоннажной химической и нефтехимической продукции) планирует организовать новое производство по выпуску многофункциональных кольцевых роликовых насосов, для чего необходимо закупить в лизинг токарные и фрезерные станки. ООО «Белорецкий маслосыркомбинат» (производство цельномолочной продукции, масла животного, сыров) выразило заинтересованность в приобретении паровой блочно-модульной котельной. СПОК «Кармаскалинское молоко» (молочной консервации и цельномолочной продукции) для организации бесперебойной работы производственного цеха планирует закупить котел паровой прямоточный, что дополнительно обеспечит независимость предприятия от внешнего поставщика пара. За 6 месяцев работы РЛК Республики Башкортостан объем лизингового финансирования субъектов МСП региона составил 60 млн рублей. Кроме того, РЛК оказала поддержку компаниям из Владимирской и Челябинской областей в объеме 84 млн рублей. Средства направлены на приобретение высокотехнологичного производственного оборудования [5].
Данное сотрудничество позволяет за счет модернизации и укрепления производственного потенциала в значительной степени увеличить объемы выпускаемой продукции, получить дополнительные возможности по расширению рынков сбыта, в том числе за счет сотрудничества с крупнейшими заказчиками с государственным участием.
Основные сведения о программе льготного лизинга оборудования для малого бизнеса приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Характеристика программы льготного лизинга оборудования для субъектов малого предпринимательства, реализуемой региональными лизинговыми компаниями
Показатель Содержание
Координатор программы АО «Федеральная Корпорация малого и среднего предпринимательства»
Ответственные исполнители программы Региональные лизинговые компании (РЛК), создаваемые Корпорацией МСП на основе конкурсного отбора
Целевые лизингополучатели Субъекты малого предпринимательства: - с величиной дохода до 800 млн рублей - со среднесписочной численностью работников до 100 человек - со сроком ведения бизнеса не менее 12 месяцев
Целевые предметы лизинга Новое, ранее не использованное или не введенное в эксплуатацию оборудование, в том числе: - высокотехнологичное и инновационное оборудование - промышленное оборудование - оборудование в сфере переработки и хранения сельхозпродукции
Преимущества программы РЛК предоставляют лизинговое финансирование на всей территории РФ вне зависимости от местонахождения лизингополучателя
Льготные процентные ставки: 6% для российского оборудования, 8% для иностранного оборудования
Лизинг представляет собой беззалоговое финансирование, обеспечением является сам предмет лизинга
РЛК самостоятельно приобретает у поставщика оборудование и передает его во временное пользование и владение лизингополучателю
Лизингополучатель не ограничен в выборе оборудования и поставщика оборудования
Лизингополучатель вправе выбрать график платежей исходя из сезонности бизнеса
Первый лизинговый платеж оплачивается через 30 дней после подписания акта приема-передачи
Существует возможность привлечения региональных гарантийных организаций в качестве поручителя
Помимо указанных в таблице основных требований к субъектам малого предпринимательства - лизингополучателям также предъявляются следующие требования:
- отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов;
- отсутствие фактов завершенных исполнительных производств по причине невозможности установления его местонахождения или отсутствия у него имущества;
- отсутствие примененной в отношении малого предприятия процедуры несостоятельности (банкротства), финансового оздоровления, и т.д.;
- отсутствие просроченных платежей по кредитам или лизингу более 30 дней в последние 180 календарных дней;
- отсутствие текущей просроченной задолженности по обязательствам перед РЛК;
- отсутствие опротестованных векселей;
- предоставление поручительства физических лиц, владеющих долями (акциями, паями) субъекта малого предпринимательства.
Несмотря на то, что лизинговые компании созданы в конкретных регионах, у них есть обязательства работать без региональных барьеров, то есть предприниматели из соседних областей и республик могут также обращаться и получать финансовую поддержку.
В рамках программы льготного лизинга оборудование предоставляется субъектам малого предпринимательства по ставке 6% годовых для отечественного оборудования и 8% годовых для иностранного оборудования. Программой предусмотрено, что льготный лизинг позволит малым предприятиям включиться в производственные цепочки крупных предприятий или естественных монополий. При этом малые предприятия, уже встроенные в производственные цепочки крупных компаний, имеют приоритет при оказании лизинговой поддержки.
Характеристика лизинговых продуктов, предоставляемых по программе для субъектов малого предпринимательства, приведена в таблице 2.
Таким образом, сумма финансирования по лизинговым продуктам составляет от 3 до 200 млн рублей на срок от 13 до 84 месяцев. Виды имущества вне рамок программы, т.е. финансирование которого не осуществляется:
Таблица 2 - Лизинговые продукты по программе льготного лизинга оборудования для субъектов малого предпринимательства
Название Ставка Сумма финансиро- Срок ли- Минималь-
лизингового продукта вания, млн руб зинга, мес ный аванс, %
Промышленное оборудование:
- «Высокотехнологичное и иннова-
ционное производство» 6% годовых - 5-200 13-60 от 10%
- «Приоритетное производство» для россий- 5-200 13-60 от 15%
Сельскохозяйственное ского оборудо-
оборудование: вания
- «Сельхозкооперация. Создание» 3-10 13-84 от 10%
- «Сельхозкооперация. Развитие» 8% годовых - 5-200 13-84 от 15%
Поставщики крупнейших заказчиков: для иностранного оборудо-
- «Высокотехнологичная и вания
инновационная продукция» 5-200 13-84 от 10%
- «Прочая продукция» 5-100 13-60 от 15%
- оборудование, предназначенное для осуществления оптовой и розничной торговой деятельности;
- водные и воздушные суда, авиационная техника;
- подвижной состав железнодорожного транспорта;
- легковые, грузовые и пассажирские транспортные средства, на которые оформляется паспорт транспортного средства или самоходной машины, а также навесное, прицепное оборудование к указанным видам техники [9, 10].
В целом условия и преимущества программы, реализуемой региональными лизинговыми компаниями, по сравнению с лизинговым продуктом, предоставляемым рыночными коммерческими лизинговыми компаниями, представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Условия и преимущества программы льготного лизинга
оборудования для субъектов малого предпринимательства, реализуемой региональными лизинговыми компаниями
Показатель Дочерние компании Корпорации МСП (Региональные лизинговые компании) Рыночные коммерческие лизинговые компании
Ставка по договору лизинга 6% для российского оборудования 8% для иностранного оборудования -18%
Удорожание в год -1,8-4,5% -10%
Авансовый платеж от стоимости предмета лизинга от 15% от 30-40%
Срок договора лизинга до 84 месяцев до 36 месяцев
Комиссия отсутствует от 0,5%
Плата за владение и пользование предоставленным по договору лизинга имуществом, которая перечисляется лизингополучателем на счет лизинговой компании, представляет собой лизинговый платеж. Лизинговые платежи с определенной периодичностью (раз в месяц, квартал) оплачиваются в виде отдельных взносов. Общую сумму лизинговых платежей, форму, метод начисления, периодичность оплаты взносов, а также способы их оплаты указывают в договоре лизинга. Для лизингодателей выгоднее применять аннуитетные платежи, поскольку в этом случае они получают больше прибыли по процентам. Лизингополучателям же аннуитетные платежи выгоднее в том плане, что удобнее каждый месяц платить одну и ту же сумму, чем каждый раз разную и уточнять, сколько же надо внести в следующий месяц. Аннуитет - платежи, которые делаются постоянно и с одинаковыми промежутками времени и на одинаковую сумму. Т.е. аннуитет - это одинаковый по сумме ежемесячный платёж независимо от оставшейся суммы задолженности [11].
Осуществим расчет эффективности лизинговой сделки по программе льготного лизинга, если предусмотрена ежемесячная периодичность платежей на основе аннуитетного метода начисления (табл. 4).
Таблица 4 - Расчет сравнительной эффективности лизинговой сделки в рамках программы льготного лизинга для субъектов малого предпринимательства
Показатель Региональные лизинговые компании Коммерческие лизинговые компании
Исходные параметры:
- стоимость предмета лизинга ^1), руб 6000000
- периодичность лизинговых платежей ежемесячно
- график платежей равномерный (аннуитетный)
- комиссия, % отсутствует 1
Авансовый платеж, % 15 30
Сумма аванса, руб 900000 1800000
Стоимость предмета лизинга за вычетом суммы аванса ^2), руб 5100000 4200000
Срок договора лизинга (п), мес 60 36
Эффективная годовая ставка, % 6 18
Месячная ставка % 0,5 1,5
Коэффициент аннуитета (К)
0,019 0,036
Размер ежемесячного платежа (А = К х S2), руб 96900 151200
Стоимость комиссии, руб - 60000
Стоимость договора лизинга (А х п + аванс + комиссия), руб 6714000 7303200
Переплата за лизинг (П), руб 714000 1303200
Удорожание в год (П / Sl / п), % 2,4 7,2
Сравнительный экономический эффект лизинговой сделки (разница в переплате), руб 589200
Как видно из таблицы 4, лизинговая сделка, заключенная малым предприятием с региональной лизинговой компанией, является более эффективной, чем с рыночной коммерческой лизинговой компанией, так как разница в переплате за лизинг составляет 589,2 тыс рублей. Кроме того, в рыночной компании к малому предприятию применяется более высокая годовая ставка, необходимо оплатить комиссионные и невозможно оформить лизинг на более длительный период (84 месяца), как в РЛК.
В российской практике принято указывать в договоре лизинга удорожание предмета лизинга (ставку удорожания). Обычно ставка удорожания рассматривается как годовые проценты и рассчитывается как разница в процентах между суммой всех платежей по лизинговому договору и стоимостью предмета лизинга, приведённая к годовой ставке с учётом срока договора лизинга. Как видно из таблицы 4, по лизинговой сделке, заключенной с рыночной лизинговой компанией, удорожание в год составит 7,2%, что выше уровня аналогичного показателя по РЛК на 4,8 п.п.
В целом приобретение основных средств в форме лизинга позволяет снизить налоговую нагрузку малого предприятия. В частности, платежи по лизинговым договорам уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, так как являются затратами. Кроме этого, ускоренная амортизация позволяет балансодержателю снижать базу для расчёта налога на имущество и дополнительно снизить базу расчёта налога на прибыль.
Источники:
1 Артемова Е.И. Совершенствование системы государственного регулирования агарного производства как фактор импортозамещения / Е.И. Артемова, Е.В. Плотникова // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2017. - №128. - С. 1212-1223.
2 Плотникова Е.В. Обоснование использования программно-целевого подхода к государственному регулированию развития семейных животноводческих ферм в Краснодарском крае / Е.В. Плотникова // Животноводство Юга России. - 2015. - №1 (3). - С. 31-34.
3 Плотникова Е.В. Основные проблемы развития малого предпринимательства на муниципальном уровне и направления их решения / Е.В. Плотникова // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы V международной научно-практической конференции: в 2-х томах. - 2016. - С. 72-76.
4 Паспорт приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 21.11.2016 г. №10.
5 Льготный лизинг для малого предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://corpmsp.ru/pres_slujba/news_msp.
6 Плотникова Е.В., Мазнинов В.В. Развитие сельскохозяйственной логистической инфраструктуры в Краснодарском крае / Е.В. Плотникова, В.В. Мазнинов // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №3 (92). - С. 1080-1086.
7 Решение Совета директоров АО «Корпорация «МСП» от 17 ноября 2017 г., протокол №45. Порядок конкурсного отбора субъектов Российской Федерации в целях учреждения в 2018 году региональных лизинговых компаний в рамках реализации механизма льготного лизинга оборудования акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».
8 Сидоренко Б.М. Программно-целевое регулирование развития малого предпринимательства в Краснодарском крае / Б.М. Сидоренко, Е.В. Плотникова // Экономика и управление в условиях современной России: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 266-271.
9 Программа льготного лизинга оборудования для малого бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://corpmsp.ru/upload/iblock/d05.
10 Условия программы льготного лизинга оборудования для субъектов индивидуального и малого предпринимательства, реализуемой региональными лизинговыми компаниями (РЛК) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.frmrus.ru/upload/iblock/f63/Условия%20программ^I%20льготного%20лизинга%20ИМП.pdf.
11 Плотникова Е.В., Сидоренков Б.М. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Краснодарском крае / Е.В. Плотникова, Б.М. Сидоренков // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №9 (98). - С. 539-545.
Sources:
1 Artemova E.I. Improving the system of state regulation of agricultural production as a factor of import substitution / E.I. Artyomova, E.V. Plotnikova // Polythematic network electronic journal of the Kuban State Agrarian University. - 2017. - №128. - p. 1212-1223.
2 Plotnikova E.V. Justification of the use of the program-target approach to state regulation of the development of family livestock farms in the Krasnodar Territory / E.V. Plotnikova // Animal Husbandry of the South of Russia. - 2015. - №1 (3). - p. 31-34.
3 Plotnikova E.V. The main problems of small business development at the municipal level and directions for their solution / E.V. Plotnikova // Economics and Management: Current Issues of Theory and Practice: Materials of the V International Scientific Practical Conference: in 2 volumes. - 2016. - pp. 72-76.
4 Passport of the priority project "Small business and support for individual entrepreneurial initiative". Approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and Priority Projects, protocol No.11 dated 21.11.2016.
5 Preferential leasing for small business [Electronic resource]. - Access mode: https://corpmsp.ru/pres_slujba/news_msp.
6 Plotnikova E.V., Mazninov V.V. Development of agricultural logistics infrastructure in the Krasnodar Territory / E.V. Plotnikova, V.V. Mazninov // Economy and Entrepreneurship. - 2018. - №3 (92). - pp. 1080-1086.
7 Decision of the Board of Directors of JSC "Corporation" SME "of November 17, 2017, Minutes No. 45. The procedure for the competitive selection of constituent entities of the Russian Federation in order to establish in 2018 regional leasing companies as part of the implementation of the mechanism for preferential leasing of equipment of the joint-stock company Federal Corporation for the Development of Small and Medium Enterprises.
8 Sidorenko B.M. Program-targeted regulation of small business development in the Krasnodar Territory / B.M. Sidorenko, E.V. Plotnikova // Economics and Management in the Conditions of Modern Russia: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. - 2018. - p. 266-271.
9 Program of preferential leasing of equipment for small business [Electronic resource]. - Access mode: https://corpmsp.ru/upload/iblock/d05.
10 Conditions of the program of preferential leasing of equipment for subjects of individual and small business, implemented by regional leasing companies (RLC) [Electronic resource]. - Access mode: http://www.frmrus/upload/iblock/f63/Conditions%20pro-gramme2020gottedno2020 leasing%20IMP.pdf.
11 Plotnikova E.V., Sidorenkov B.M. Development of small business support infrastructure in the Krasnodar Territory / E.V. Plotnikova, B.M. Sidorenkov // Economy and entrepreneurship. - 2018. - №9 (98). - p. 539-545.