Научная статья на тему 'Развитие предпринимательства в регионе: факторы и проблемы'

Развитие предпринимательства в регионе: факторы и проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4919
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СУБСИДИИ / КАЧЕСТВО РЫНКА СБЫТА / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ENTREPRENEURSHIP / STATE SUPPORT / STATE SUBSIDIES / QUALITY OF THE MARKET / PROBLEMS OF ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатова Ирина Викторовна, Игнатов Евгений Сергеевич

В статье исследуются факторы развития предпринимательства в регионе на примере субъектов Уральского федерального округа. Цель исследования выявить факторы и обозначить проблемы развития предпринимательства в регионе. Методы: теоретический, логический, статистический, аналитический, индексный. Научная новизна: интерпретирован мировой опыт исследований предпринимательства к уровню региона; выявлены группы факторов развития предпринимательства в Тюменской области, дана оценка их влияния на уровень развития предпринимательства. Обозначены проблемы развития предпринимательства в Тюменской области. Предложены показатели эффективности реализации региональных (государственных) программ поддержки предпринимательства. Проведен сравнительный анализ элементов государственной поддержки малого бизнеса в некоторых странах мира. Россия к 2016 году сделала рывок по улучшению экономических условий ведения бизнеса, по показателям институциональной среды отмечается падение. Тюменская область на протяжении ряда лет находится среди лидеров по развитию малого бизнеса. Рейтинг видов экономической деятельности по количеству малых предприятий Тюменской области (в порядке убывания): сфера торговли; операции с недвижимым имуществом; строительство; обрабатывающие производства; транспорт и связь; научные исследования и разработки. Отмечается отрицательная динамика оборота предприятий малого бизнеса в субъектах административного деления Тюменской области. На юге области максимальные объемы оборота (в порядке убывания) в торговле, строительстве, операциях с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг. Одним из факторов развития предпринимательства является государственная (региональная) поддержка. Свердловская и Тюменская области основные получатели госсубсидий для развития малого и среднего бизнеса в УрФО. В разрезе Тюменской области лидеры по данному показателю юг области и ХМАО. Прослеживается прямая зависимость положительной динамики деятельности малого бизнеса и объемов госсубсидий. Коэффициент корреляции 78,5%. Авторы предлагают ряд показателей, отражающих эффективность реализации региональных программ поддержки предпринимателей. Следующий фактор качество рынка сбыта. Тюменская область является одним из лидеров по уровню платежеспособного спроса и находится на 11 месте в рейтинге регионов России по уровню качества жизни. Обозначены проблемы развития предпринимательства в Тюменской области: зависимость малого бизнеса от госсубсидий; высокие транзакционные издержки; дефицит рабочих нужной квалификации; снижение платежеспособности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Entrepreneurship in the Region: Drivers and Problems

The paper examines drivers of entrepreneurship development in the region on the example of Ural Federal District regions. The goal of the research is to identify drivers of and problems in the development of entrepreneurship in the region. We use theoretical, logical, statistical, analytical, and index methods. Scientific novelty of the study lies in the fact that it considers global experience of research entrepreneurship as applied to the level of region, identifies sets of factors that promote the development of entrepreneurship in the Tyumen Oblast, and assesses their impact on the level of entrepreneurship development. The paper also considers problems in the development of entrepreneurship in the Tyumen Oblast. We propose indicators that assess implementation efficiency of regional (state) programs for entrepreneurship support. We carry out a comparative analysis of some aspects of governmental support provided to small business in some countries. By 2016, Russia has made a breakthrough and improved economic environment for doing business, but there has been a decline in institutional environment indicators. The Tyumen Oblast has been and remains among the leaders in small business development for several years. We make the following rating of the types of economic activities by number of small enterprises in the Tyumen Oblast (in descending order): trade, real estate transactions, construction, manufacturing, transport and communications, and scientific research and development. We note negative dynamics in the turnover of small businesses in administrative units of the Tyumen Oblast. In the south of the oblast, the maximum volumes of turnover are observed in the following sectors (in descending order): manufacturing, construction, real estate transactions, leasing and provision of services. State (regional) support is one of the factors promoting the development of entrepreneurship. The Sverdlovsk and Tyumen oblasts are main recipients of state subsidies for development of small and medium business in the Ural Federal District. Southern areas and Khanty-Mansi Autonomous Okrug are leaders by this indicator in the Tyumen Oblast. We note a direct dependence between the positive dynamics of small business and the volume of state subsidies. Correlation coefficient is 78.5%. We introduce a number of indicators that reflect the effectiveness of implementation of regional programs aimed to support entrepreneurs. The next driver is the quality of the market. The Tyumen Oblast is one of the leaders by level of effective demand and it ranks 11th in the rating of Russian regions by quality of life. The paper also points out problems in the development of entrepreneurship in the Tyumen Oblast, such as dependence of small businesses on state subsidies, high transaction costs, shortage of employees with necessary skills, and reduction of financial solvency of citizens.

Текст научной работы на тему «Развитие предпринимательства в регионе: факторы и проблемы»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

DOI: 10.15838/esc/2017.5.53.10 УДК 332.14, ББК 65.2/4

© Игнатова И.В., Игнатов Е.С.

Развитие предпринимательства в регионе: факторы и проблемы

Аннотация. В статье исследуются факторы развития предпринимательства в регионе на примере субъектов Уральского федерального округа. Цель исследования — выявить факторы и обозначить проблемы развития предпринимательства в регионе. Методы: теоретический, логический, статистический, аналитический, индексный. Научная новизна: интерпретирован мировой опыт исследований предпринимательства к уровню региона; выявлены группы факторов развития предпринимательства в Тюменской области, дана оценка их влияния на уровень развития предпринимательства. Обозначены проблемы развития предпринимательства в Тюменской области. Предложены показатели эффективности реализации региональных (государственных) программ поддержки предпринимательства. Проведен сравнительный анализ элементов государственной поддержки малого бизнеса в некоторых странах мира. Россия к 2016 году сделала рывок по улучшению экономических условий ведения бизнеса, по показателям институцио-

Для цитирования: Игнатова, И.В. Развитие предпринимательства в регионе: факторы и проблемы / И.В. Игнатова, Е.С. Игнатов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2017. — Т 10. — № 5. — С. 143-157. DOI: 10.15838/esc/2017.5.53.10

For citation: Ignatova I.V., Ignatov E.S. Development of entrepreneurship in the region: drivers and problems. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2017, vol. 10, no. 5, pp. 143-157. DOI: 10.15838/esc/2017.5.53.10

Евгений Сергеевич ИГНАТОВ

Тюменский государственный университет

Тюмень, Российская Федерация, 625000, ул. Володарского, д. 6

E-mail: ewgen_1978@mail.ru

Ирина Викторовна ИГНАТОВА

Тюменский государственный университет

Тюмень, Российская Федерация, 625000, ул. Володарского, д. 6

E-mail: Ignatova-iv@yandex.ru

нальной среды отмечается падение. Тюменская область на протяжении ряда лет находится среди лидеров по развитию малого бизнеса. Рейтинг видов экономической деятельности по количеству малых предприятий Тюменской области (в порядке убывания): сфера торговли; операции с недвижимым имуществом; строительство; обрабатывающие производства; транспорт и связь; научные исследования и разработки. Отмечается отрицательная динамика оборота предприятий малого бизнеса в субъектах административного деления Тюменской области. На юге области максимальные объемы оборота (в порядке убывания) — в торговле, строительстве, операциях с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг. Одним из факторов развития предпринимательства является государственная (региональная) поддержка. Свердловская и Тюменская области — основные получатели госсубсидий для развития малого и среднего бизнеса в УрФО. В разрезе Тюменской области лидеры по данному показателю — юг области и ХМАО. Прослеживается прямая зависимость положительной динамики деятельности малого бизнеса и объемов госсубсидий. Коэффициент корреляции — 78,5%. Авторы предлагают ряд показателей, отражающих эффективность реализации региональных программ поддержки предпринимателей. Следующий фактор — качество рынка сбыта. Тюменская область является одним из лидеров по уровню платежеспособного спроса и находится на 11 месте в рейтинге регионов России по уровню качества жизни. Обозначены проблемы развития предпринимательства в Тюменской области: зависимость малого бизнеса от госсубсидий; высокие транзакционные издержки; дефицит рабочих нужной квалификации; снижение платежеспособности населения.

Ключевые слова: предпринимательство, государственная поддержка, государственные субсидии, качество рынка сбыта, проблемы развития предпринимательства.

Введение. Регулирование предпринимательства представляет собой сложную задачу, обусловленную спецификой предпринимательской деятельности. С одной стороны, ее решение связано с субъектом предпринимательской деятельности, не только с уровнем квалификации, но и наличием предпринимательской идеи, желания ее реализовать. Все это сложно регулируемо, если не сказать, что вообще не зависит от постороннего вмешательства и декларирования определенных направлений развития государства. С другой стороны, даже при наличии идеи и желания, но высоких административных барьеров выхода на рынок, низкого платежеспособного спроса, отсутствия поддержки со стороны государства сложно реализовать предпринимательский проект.

В связи с этим государство должно «холить и лелеять» предпринимателей, обеспечивающих налоговые доходы в бюджет, рабочие места для населения. Однако это не может становиться приоритетом в ущерб другим сферам: образованию, здравоохранению, экологии, социальным программам и т.д. В качестве си-нергетического эффекта от их деятельности следует указать развитие инфраструктуры. Необходимо уточнить, что в рамках данной статьи

рассматривается не только коммерческое предпринимательство, но и некоммерческое (социальное и т.д.).

Если предположить, что цель общества — развитие, то без постоянно формирующихся идей и их реализации оно замедляется. В основе роста возможностей общества находится непрерывный процесс воспроизводства идей, сокращение времени на их реализацию (утилизацию) [8, с. 100]. Предпринимательская деятельность априори предполагает новаторство, активную жизненную позицию, определенного рода мышление, направленное на осмысление и формулирование предпринимательских идей, последующую их реализацию. По нашему мнению, предпринимательская деятельность подчиняется определенным закономерностям, учитывая которые, государство сможет обеспечить оптимальные условия для развития предпринимательства.

Очевидно, что каждый предприниматель — это субъект своего времени и общественных отношений. Если общество строится на индивидуализме, эгоизме и конкуренции, то целью предпринимательской деятельности становится максимизация прибыли на основе конкуренции с использованием разных методов борьбы [11, с. 27].

Если общество основано на нематериальных ценностях, сотрудничестве, взаимопомощи, то цель предпринимательской деятельности — выявление и удовлетворение общественных потребностей, прибыль в данном случае является следствием, а не целью [8, с. 102]. В условиях данной парадигмы предприниматель служит обществу. Современная общественная система частично позволяет реализовать подобную концепцию предпринимательства только в рамках социального. Но пока нет возможности проанализировать данный вид предпринимательской деятельности из-за отсутствия официальной статистики.

В любом случае предпринимательская сфера требует государственного вмешательства, заключающегося в нивелировании административных барьеров, направленного на разработку и реализацию мер государственной поддержки, обеспечение высокого уровня платежеспособного спроса, формирование высококвалифицированных трудовых ресурсов. Независимо от уровня развития стран государственному регулированию предпринимательства уделяется большое внимание (табл. 1), несмотря на распространение теории «невидимой руки рынка» А. Смита [24].

Цель данного исследования — обозначить проблемы развития предпринимательства в регионе на основе выявленных факторов.

Основные результаты, составляющие новизну исследования, заключаются в следующем:

1) интерпретирован мировой опыт исследования предпринимательства к уровню региона;

2) выявлены группы факторов развития предпринимательства в Тюменской области — эффективность государственной поддержки предпринимательства; высокие транзакцион-ные издержки, связанные с освоением новых рынков сбыта, развитием инфраструктуры, поиск и обучение рабочих нужной квалификации;

3) дана оценка влияния выделенных факторов на уровень развития предпринимательства;

4) обозначены проблемы развития предпринимательства в Тюменской области;

5) предложены показатели эффективности реализации региональных программ поддержки предпринимательства.

Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составили научные труды зарубежных и отечественных авторов. Зарубежные авторы базируют современные концепции государственного регулирования предпринимательства на влиянии политического фактора при принятии экономических решений и, наоборот, политических последствий принятия экономических решений в отношении предпринимательства. G.J. Stigler утверждал, что большинство экономистов идеализируют механизмы государственного регулирования, не учитывая политического влияния при принятии решения о предоставлении субсидий отраслям экономики [24]. Он эмпирически подтвердил значимость данного фактора при принятии экономических решений. F. Den Butter, J. Hudson исследовали государственное регулирование предпринимательства как «юридически обязательные стандарты», соответствие которым ведет к росту транзакционных издержек компаний [19]. Предложенные ими стандарты «гарантируют равные условия игры» предпринимателям. Мы согласны с тем, что высокие транзакционные издержки препятствуют развитию предпринимательства. S. Haggard, S. Maxfield, B.R. Schneider рассматривали концепции взаимодействия предпринимательства и государства, исходя из понимания «частного сектора как капитала, сектора, фирмы, ассоциации или сети» [20]. Подчеркивается тот факт, что на инвестиции и рост в значительной степени влияют отношения между правительствами и частным сектором. Определяются «политические последствия того факта, что большинство инвестиционных решений в капиталистической экономике принимаются частными лицами, реагирующими как на рыночные сигналы, так и на ожидания будущего курса действий правительства» [25].

Тесное взаимодействие бизнеса и государства может иметь как положительный эффект на национальную экономику (Япония, Южная Корея), так и отрицательный (Индия, Бразилия). По утверждению П.Ф. Друкера, пример Японии и Южной Кореи свидетельствует о возможности повышения эффективности политики государственного регулирования путем тесного взаимодействия между предпринимате-

Таблица 1. Государственное регулирование малого бизнеса в отдельных странах мира

Оч

5*

-8-

Критерии Страны

Евросоюз Япония КНР Сингапур США Россия

Цель государственной поддержки малого бизнеса Баланс интересов государства и бизнеса Обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности Увеличение конкурентоспособности малого бизнеса Развитие технического и наукоемкого производства в малом бизнесе. Привлечение инвестиций Расширение кредитных программ для развития бизнеса Привлечение иностранного капитала и инвестиций Повышение конкурентоспособности предприятий малого бизнеса на мировом рынке Обеспечение устойчивого и гармоничного развития Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства Обеспечение занятости населения Увеличение налогов

Субъекты господдержки Все предприятия малого бизнеса Субъекты малого бизнеса, которые принимают активное участие в развитии наукоемкой и высокотехнологичной промышленности Все предприятия малого бизнеса Все предприятия малого бизнеса Малый бизнес среди коренного населения Предприятия, где женщины составляют не менее 51 % руководства Предприятия, управляемые инвалидами и т.д. Все предприятия малого и среднего бизнеса.

Инструменты Организационно-правовое сопровождение бизнеса (в том числе устранение административных барьеров) Налоговые льготы Льготное кредитование Социальные гарантии Субсидии на всех этапах развития предприятий малого бизнеса Обучение специалистов в специальных центрах Предоставление квалифицированного консультирования предпринимателей Налоговые льготы Дополнительное финансирование Льготное налогообложение для начинающих Снижение ставок по кредиту Льготное налогообложение Система грантов, госзаказов Нормативно-правовое регулирование в сфере приватизации недвижимого имущества Специальные налоговые режимы Расширение доступа к госзакупкам

Правовой механизм Европейская хартия для малого бизнеса Европы Выделение статуса предприятий малого бизнеса Установление размера льгот в соответствии с видом деятельности Осуществление антимонопольной деятельности Регулирование рыночной стоимости выпускаемой продукции Закон «0 стимулировании развития малого и среднего предприниматель-ства» Программы, направленные на совершенствование китайской экономики на период от 2020до 2050 г. Льготное налоговое законодательство Отсутствие налога на прибыль Обеспечение гарантии вложений денежных средств в экономику Закон «0 малом бизнесе» Число законов, регулирующих деятельность малого бизнеса более 15 Программы поддержки малых предприятий, которые отнесены к разряду проблемных Правительственная программа «Ментор -протеже» ФЗ «0 развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» Субсидии из госбюджета субъектам РФ на поддержку малого и среднего предпринимательства

03

СО

м

а>

С

43

-2

С

43

I 5

03

н а>

т о н м

03

м

ТЗ а>

О К

е*

03

п

о

ТЗ

Е

С

43

О

о> й а>

Окончание таблицы 1

-8-

5*

Направления Институциональные Совершенствование Рост числа малых Создание благоприятных Обеспечение финансовой Совершенствование

господдержки преобразования и модернизация предприятий условий для открытия поддержки мелких и налогообложения и

Разработка и производства наукоемкой Создание условий своего дела и его средних предприятий, порядка расчетов за

реализация целевых отрасли для сотрудничества осуществления если она для них приватизированное

программ финансового, Внедрение китайских и Развитие недоступна из других имущество

технологического, инновационных зарубежных предпринимательских источников Особенности участия в

информационного и технологий организаций по способностей субъектов Содействие в получении госзаказах

кадрового содействия Содействие развитию поддержке малого малого бизнеса госзаказов Обеспечение

развитию малого и легкой и пищевой бизнеса Предоставление Предоставление прав и законных

среднего бизнеса промышленности Информационная консалтинговых услуг технических и интересов субъектов

Разработка и внедрение поддержка малого Контроль качества консультативных услуг по малого и среднего

новых видов продукции бизнеса предоставляемых услуг и вопросам управления предпринимательства

Создание новых производимых товаров при осуществлении

субъектов малого Совершенствование государственного контроля

бизнеса в регионах с структуры малого бизнеса (надзора)

низким уровнем развития Подготовка кадров для Финансовая поддержка

промышленности управления малым бизнесом Развитие инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства

Организа- Европейская акционерная Управление малых Государственный Агентство «Spring». Администрация по Министерство

ционное компания предприятий, фонд развития вопросам развития экономического развития

сопровож- Европейский пул которое подчиняется малого и среднего малого бизнеса РФ

дение экономических интересов Министерству внешней торговли и промышленности Японии Корпорация страхования малого и среднего бизнеса Ассоциации по гарантированию кредитов предприниматель-ства Китайский центр по координации и кооперации бизнеса Служба СЭМЕО. Уполномоченные органы по поддержке развития малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ Федеральная корпорация по развития малого и среднего предпринимательства

Финанси- Структурные фонды Правительство страны Правительство страны Правительство страны Правительство страны Правительство страны

рование Евросоюза (Фонд

мероприятий регионального развития,

господдержки Социальный фонд)

Источники: составлено по: [5; 16; 21; 22; 23].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о

к

оо Н О

м

03

S м

S

к

03

н О М

W

О

лями и чиновниками на основе высокого профессионализма, чувства ответственности обеих сторон, а также исторически сложившихся тесных связей между ними [6, с. 215]. Пример Индии и Бразилии говорит об обратном — о снижении эффективности государственной экономической политики из-за переплетения предпринимательского лобби и коррумпированности чиновников, в результате чего доходы бизнеса во многом зависят не от наличия предпринимательских способностей, а от близости к государственному аппарату.

В работах отечественных ученых доминируют общетеоретические, отраслевые исследования особенностей государственного регулирования предпринимательства, однако территориальный аспект представлен незначительно (Д.Е. Толмачев, Е.А. Ульянова, Л.М. Плинер [15]). Внимание акцентировалось не на свободе предпринимательства, как в Англии или США, а на государственном регулировании, что предопределило относительно жесткую подчиненность предпринимательской деятельности общегосударственным задачам и достаточно равнодушное отношение к низкой эффективности хозяйствования.

Исторически и в России государство играет ключевую роль в развитии предпринимательства, о чем свидетельствуют исследования российских ученых. Рассматривая этапы становления и развития предпринимательства в России, А.Н. Асаул связывает развитие законного предпринимательства с уровнем государственного вмешательства в рыночную экономику [1]. В своих работах он акцентировал внимание на общетеоретических аспектах развития современного предпринимательства, отраслевых особенностях (строительство). В трудах А.В. Бусыгина предпринимательство анализируется как «особая форма экономической активности» [4], выделяются экономические факторы развития предпринимательства. В.Г. Басаре-ва [2] указывает на противоречивость современной системы распределения государственных субсидий, когда успешный регион получает большие объемы государственной помощи, чем аутсайдеры, нуждающиеся в финансировании. Возникает необходимость совершенствования показателей эффективности реализации государственных (региональных) программ поддержки предпринимательства. А. Пороховский

утверждает, что государственное вмешательство в деятельность предпринимательства необходимо только в «жизненно необходимых случаях», в большинстве ситуаций механизмы рыночной экономики способны эффективно урегулировать ситуацию [13]. Как показывает опыт российского государства, рыночные инструменты не всегда справляются с ролью регуляторов, требуется государственное вмешательство в расширение деловой сферы. О.А. Соловьева рассматривает теоретические аспекты государственного регулирования экономики, выделяя особенности «в условиях экономической трансформации», определяя «современные траектории государственного регулирования национального предпринимательства» [14]. Она утверждает, что именно «государство сегодня превратилось в гарант стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики» [14, с. 31]. Авторы поддерживают данную точку зрения. В работах Н.Н. Щебаровой анализируется соотношение «свободы торговли» и протекционизма в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, его влияние на предпринимательство [17], не только количественные, но и качественные характеристики деловой сферы.

В целом современные исследователи сходятся во мнении, что государственная поддержка предпринимательства и уровень транзакци-онных издержек — одни из основных факторов развития предпринимательства в стране.

Методической основой исследования являются теоретический, логический, статистический, аналитический, индексный методы. В качестве эмпирической базы выступают статистические данные Росстата, результаты фокус-группового исследования предпринимателей Тюменской области, проведенного в 2012—2013 годах [10].

Под регионом авторы понимают административно-территориальную единицу. Выбор Тюменской области в качестве объекта исследования обусловлен тем, что она является одним из благоприятных регионов для развития предпринимательства. На протяжении ряда лет область находится среди лидеров по развитию малого бизнеса, как на федеральном уровне, так и в рамках Уральского федерального округа (УрФО), о чем свидетельствуют данные различных рейтингов (табл. 2).

Таблица 2. Место Тюменской области в рейтингах

Показатель Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ в 2015 году Индекс качества условий для развития малого и среднего бизнеса в 2013-2014 гг.: региональные диспропорции Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ РОССИИ 2012 Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2013 году

Место в рейтинге 10 место во II группе (из 24) Входит в группу из 19 «догоняющих регионов» 7 место из 39 Входит в группу лидеров из 14 регионов

Источники: составлено по: Инвестиционный рейтинг регионов России - 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=115304; Индекс качества условий для малого и среднего бизнеса в 2012-2013 гг. Региональные диспропорции / Аналитический центр ОАО «МСП Банк». - М., 2014. - 20 с.; Предпринимательский климат в России. Индекс ОПОРЫ России 2012 [Электронный ресурс] / ОПОРА России, 2012. - 112-114 с. - Режим доступа: http://www.mediakrug.ru/upload/image/ opora_ros/pdf/DG01-13.pdf.; Сайдуллаев Ф.С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2013 году (малые предприятия, включая микропредприятия). - М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2014. - 32 с.

Следовательно, Тюменская область представляет интерес для разносторонних научных исследований, в том числе в сфере государственного регулирования предпринимательства.

Результаты исследования. По данным международного рейтинга Doing Business, Россия за период с 2010 по 2015 год поднялась со 120 места на 51-е. В некоторой степени такой скачок обеспечен изменением методики Doing Business. Тем не менее Россия к 2016 году сделала рывок по улучшению экономических условий ведения бизнеса: «подключение к электроснабжению» — на 24 пункта и «получение кредита» — на 19 пунктов. По показателям, отражающим административные барьеры (по пяти индикаторам), отмечается падение рейтинга: максимальное снижение (на 7 пунктов) «регистрация предприятий» и «разрешение неплатежеспособности» [26].

Это позволяет сделать вывод о реализации эффективной программы регулирования предпринимательской среды. Факторный анализ развития предпринимательства способствует выделению универсальных механизмов, влияющих на его уровень.

В рамках исследования целесообразно проанализировать динамику показателей развития малого бизнеса в регионе (табл. 3).

Судя по данным табл. 3, Тюменская область (без автономных округов) находится среди лидеров (на 2 месте в 2012 году, на 3 месте в 2014 году) федерального округа по приросту числа малых предприятий на 100 тысяч человек населения: 6,2 и 6,9% соответственно. В 2014 году в ЯНАО и Челябинской области, в отличие от Свердловской и Курганской областей, где прироста зарегистрированных малых пред-

приятий не отмечено, наблюдается прирост на 8% по сравнению с уровнем 2013 года. В 2014 году Тюменская область (без автономных округов) занимала первое место среди регионов УрФО по количеству зарегистрированных малых предприятий на 100 тысяч человек населения (1944,6 ед.), аутсайдер — Курганская область (834,0 ед.).

В 2014—2015 годах1 по УрФО отмечается положительная динамика численности предприятий малого бизнеса из расчета на 100 тысяч жителей региона (прирост составил 9,3%). Существенный прирост числа предприятий малого бизнеса в расчете на 100 тысяч жителей региона в 2015 году по сравнению с 2014 годом приходится на Челябинскую (10%) и Курганскую (5,9%) области.

Однако две трети регионов в структуре УрФО фиксируют сокращение предприятий малого бизнеса в расчете на 100 тысяч жителей региона: в Свердловской области — на 23,5%, ХМАО - на 8,9%, ЯНАО - на 5,0%, в Тюменской области — на 2,8%2. Итак, Тюменская область (юг) представляет собой регион с динамично развивающимся сектором малого бизнеса, занимающий лидирующее положение в УрФО.

1 Представленные сведения учитывают данные о количестве малых предприятий (без учета микропредприятий и индивидуальных предпринимателей). В соответствии с Федеральным планом статистических работ (утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р).

2 Сайдуллаев Ф.С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2015 году (малые предприятия, кроме микропредприятий). — М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2016. — 32 с.

Таблица 3. Динамика количества зарегистрированных малых предприятий Уральского федерального округа на 100 тысяч жителей за период с 2011 по 2014 год*

Субъект УрФО Количество зарегистрированных МП, ед. Прирост/ сокращение, % Количество зарегистрированных МП, ед. Прирост/ сокращение, %

На 01.01.2012 На 01.01.2013 На 01.01.2014 На 01.01.2015

УрФО, всего, 1435,1 1511,0 5,3 1571,3 1634,5 4,0

в том числе:

Курганская область 666,0 805,9 21,0 833,9 834,0 0,01

Свердловская область 1694,7 1776,2 4,8 1895,1 1894,2 -0,05

Тюменская область (без 1755,6 1864,8 6,2 1819,4 1944,6 6,9

автономных округов)

Ханты-Мансийский 1485,3 1646,8 10,9 1463,8 1677,6 14,6

автономный округ (ХМАО)

Челябинская область 1001,3 1012,7 1,1 1107,9 1199,2 8,2

Ямало-Ненецкий 1292,6 1269,6 -1,8 1218,4 1316,7 8,1

автономный округ (ЯНАО)

* Представленные сведения учитывают данные о количестве микропредприятий и малых предприятий. Источники: составлено и рассчитано по: Сайдуллаев Ф.С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2015 году (малые предприятия, кроме микропредприятий). - М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2016. - 32 с.; Он же. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2014 году (малые предприятия, кроме микропредприятий). - М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2015. - 34 с.; Он же. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2013 году (малые предприятия, включая микропредприятия). - М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2014. - 32 с.

Таблица 4. Динамика количества малых предприятий (включая микропредприятия) в субъектах Уральского федерального округа с 2010 по 2014 год, ед.

Территория 2010 год 2011 год Рост, % 2012 год Рост, % 2013 год Рост, % 2014 год Рост, %

УрФО, всего 148402 173452 116,9 183493 105,8 191647 104,4 199970 104,3

Курганская область 6734 6053 89,9 7223 119,3 7429 102,9 7315 98,5

Свердловская область 63028 72817 115,5 76513 105,1 81740 106,8 81843 100,1

Тюменская область, всего 39507 59782 151,3 64512 107,9 63853 99,0 68961 108,0

в т. ч.: ХМАО 12886 22831 177,2 25710 112,6 23206 90,3 26796 115,5

ЯНАО 4104 6785 165,3 6812 100,4 6621 97,2 7106 107,3

юг Тюменской области 22517 30166 134,0 31990 106,1 34026 106,4 35059 103,0

Челябинская область 39133 34800 88,9 35245 101,3 38625 109,6 41851 108,4

Источники: составлено и рассчитано по: Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: стат. сб. - М.: Росстат, 2010. - С. 12; Малое и среднее предпринимательство в России. 2011: стат. сб. - М.: Росстат, 2011. - С. 12; Малое и среднее предпринимательство в России. 2012: стат. сб. - М.: Росстат, 2012. - С. 12; Малое и среднее предпринимательство в России. 2013: стат. сб. - М.: Росстат, 2013. - С. 12; Малое и среднее предпринимательство в России. 2014: стат. сб. - М.: Росстат, 2014. - С. 11.

Для достижения цели исследования целесообразно рассмотреть динамику количества малых предприятий в субъектах УрФО (табл. 4).

Итак, по данным таблицы за исследуемый период отмечается положительная динамика роста числа малых предприятий в регионах УрФО. Однако темпы роста замедляются в среднем на 11%.

Рейтинг видов экономической деятельности по количеству малых предприятий Тюменской

области (в порядке убывания): сфера торговли; операции с недвижимым имуществом; строительство; обрабатывающие производства; транспорт и связь; научные исследования и разработки.

По данным исследования выявлена убывающая динамика оборота предприятий малого бизнеса. Максимальный рост зафиксирован в 2012 году на юге Тюменской области (на 121,5%) и в ХМАО (115,5%). С 2013 года рост

замедлился в среднем на 10% в год на юге области, на 5% - в ХМАО.

На юге Тюменской области максимальные объемы оборота (в порядке убывания) — в торговле, строительстве, операциях с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг3.

Основываясь на исследованиях ученых в области предпринимательства, считаем необходимым применить данный опыт и результаты исследований для анализа развития предпринимательства в Тюменской области, а также показать место Тюменской области по данным вопросам в структуре УрФО.

Целесообразно рассмотреть факторы сложившейся в регионах УрФО динамики развития малого бизнеса. Один из факторов — государственная (региональная) поддержка этого сектора экономики. По мнению 8.Е КагаЪа§, государственная поддержка — один из основных факторов устойчивости бизнеса в развивающихся странах [22].

Для решения поставленной задачи проанализирована динамика объемов государственных субсидий для малого бизнеса и их структура в УрФО и Тюменской области (табл. 5).

Судя по данным табл. 5, Свердловская и Тюменская области являются основными получателями государственных субсидий для развития малого и среднего бизнеса в УрФО: 40% в струк-

туре субсидий УрФО. Данное финансирование отражается на показателе прироста числа малых фирм в регионах (см. табл. 3), и Тюменская область находится в лидерах по числу зарегистрированных предприятий малого и среднего бизнеса на 100 тысяч жителей.

В разрезе Тюменской области первое место среди получателей субсидий на развитие предпринимательской сферы занимает юг Тюменской области и ХМАО — в 2014 году их доля составила 48 и 39% соответственно.

Таким образом, прослеживается прямая зависимость положительной динамики деятельности малого бизнеса и объемов госсубсидий. Коэффициент корреляции составляет 78,5%. С одной стороны, это свидетельствует о заинтересованности государства в развитии данной сферы. В последние годы учеными-экономистами все больше критикуется теория «невидимой руки». Т. Пикетти [12], используя математические методы исследования, доказал неизбежность государственного вмешательства в создание и развитие среднего класса, формирующегося из числа предпринимателей и бизнесменов.

С другой стороны, такая политика детерминирует потребительские настроения предпринимателей по отношению к государству, создается «субсидийное предпринимательство»,

Таблица 5. Динамика объема субсидий, выделяемых из Федерального бюджета РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства (включая крестьянские / фермерские хозяйства) субъектам Уральского федерального округа, млн. руб.

Регион 2012 год Доля, % 2013 год Доля, % 2014 год Доля, %

УрФО, всего 1324,5 100 1548,5 100 1573,4 100

Курганская область 111,1 8,3 81,1 5,2 139,9 8,9

Свердловская область 558,1 42,1 566,1 36,6 631,2 40,1

Челябинская область 138,4 10,4 411,0 26,5 153,0 9,7

Тюменская область, всего: 516,8 38,8 490,4 31,7 649,3 41,3

100 100 100

в т. ч.: юг области 195,7 37,9 201,2 41,0 313,1 48,2

ХМАО 213,0 41,2 215,2 43,9 254,5 39,2

ЯНАО 108,1 20,9 73,9 15,1 81,6 12,6

Источники: составлено и рассчитано по: Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: стат. сб. Приложение к сборнику (информация в разрезе субъектов Российской Федерации), 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139841601359.

3 Рассчитано по: Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: стат. сб. Приложение к сборнику (информация в разрезе субъектов Российской Федерации), 2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks. m/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/m/statistics/puЪlications/catalog/doc_1139841601359.

характеризующееся низкой конкурентоспособностью и «иждивенчеством». По данным фокус-группового исследования, проведенного в 2012—2013 годах среди предпринимателей Тюменской области [10, с. 57—65], основными проблемами развития собственного дела являются высокие административные барьеры на пути выхода на рынок; сложности в оформлении документов и получении субсидии; высокие затраты на повышение квалификации рабочих.

Авторами предложены показатели эффективности реализации региональных программ поддержки и развития предпринимательства в условиях предоставления государственных субсидий (табл. 6).

По данным таблицы 6, лидерами среди регионов УрФО по количеству субсидий в расчете на предприятие малого бизнеса являются Курганская область (19125 руб.) и ЯНАО (11483 рублей). Максимум субсидий в расчете на одного человека приходится на юге Тюменской области (221 руб.), в Курганской области (160 руб.), ХМАО (159 руб.), минимум (44 руб.) — в Челябинской области. Наибольший доход на один рубль субсидий зафиксирован в Челябинской области (3246 руб.). Тюменская область по этому показателю занимает четвертое место (1113 рублей). Наименьший доход на один рубль субсидий отмечен в Курганской области (468 руб.).

Согласно данным фокус-группового исследования, 60—70% государственной поддержки деловой сферы основано на заинтересованности губернатора и финансовой состоятельности региона. Чаще всего представители власти стремятся развивать местный бизнес, но если область не богата, то отсутствует возможность

реализовать масштабные программы поддержки деловой сферы. В этом смысле Тюменская область находится в более выгодном положении. Представленные в таблицах 3, 4, 5 данные подтверждают, что из пяти рассмотренных регионов три имеют высокие показатели развития малого бизнеса (Тюменская область, Свердловская область, ХМАО) и они же систематически получают государственные субсидии. Курганская область и ЯНАО значительно уступают им по уровню развития предпринимательства, получая наибольшие в УрФО объемы государственных субсидий. Это свидетельствует о низкой предпринимательской активности населения этих регионов.

В Тюменской области предусмотрены различные формы поддержки малого и среднего предпринимательства: принята государственная программа Тюменской области «Основные направления развития малого и среднего предпринимательства» до 2020 года. В соответствии с этим предполагается финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

Среди экономических мер необходимо выделить особые условия, созданные для предпринимателей, которые работают по упрощенной схеме и вместо 15% платят 5% налогов. Для крупных предприятий, открывающих свое производство на территории Тюменской области, играющих немалую роль в культивировании малого бизнеса [5, с. 76], предусмотрены льготы по налогу на прибыль, ставка которого снижена с 18 до 14%, налогу на имущество — с 2,2 до 0%, по транспортному налогу — до 0% в зависимости от транспортного средства. Губернатором

Таблица 6. Показатели эффективности реализации региональных программ поддержки предпринимательства в 2014 году, руб.

Регион Объем субсидий/количество малых предприятий Объем субсидий/население региона Оборот малых предприятий/ объем субсидий

Курганская область 19125 160 468

Свердловская область 7712 146 1542

Тюменская область (юг) 8931 221 1113

ХМАО 9498 159 1229

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Челябинская область 3656 44 3246

ЯНАО 11483 151 893

Источники: рассчитано на основе: Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: стат. сб. Приложение к сборнику (информация в разрезе субъектов Российской Федерации), 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139841601359.

Тюменской области, на весь срок его полномочий, подписан мораторий на ухудшение налоговых условий для бизнеса. Усовершенствована система планирования, в частности разрабатываются не только среднесрочные планы (на пять лет), но и стратегические (на десять лет).

Значимым, на наш взгляд, является смена вектора восприятия предпринимательства государственной властью. На протяжении десятилетий деловая сфера рассматривалась как источник доходов в бюджеты разных уровней. В последние годы предпринимательство воспринимается прежде всего как сфера, обеспечивающая занятость населения, а налоговые доходы от нее вторичны.

Следующий фактор развития малого и среднего предпринимательства — это транзакцион-ные издержки, включающие поиск рынков сбыта, качество которых определяется уровнем платежеспособного спроса населения, развитием инфраструктуры. Тюменская область является одним из лидеров по уровню платежеспособного спроса. Согласно рейтингу субъектов РФ по уровню качества жизни, в 2015 году юг Тюменской области находился на 11 месте4.

В условиях западных санкций близость Азиатского региона, наличие Транссибирской магистрали является конкурентным преимуществом Тюменской области на пути освоения новых рынков. В структуре УрФО лидеры по экспорту товаров (в порядке убывания) — ХМАО, Свердловская область, Челябинская область, Тюменская область. По импорту рей-

тинг выглядит следующим образом (в порядке убывания): Свердловская область, Челябинская область, ХМАО, Тюменская область5. В 2014 году товарооборот Тюменской области уменьшился по сравнению с 2013 годом на 26,0%6, а в 2015 году по сравнению с 2014 годом снизился на 7,8%.

Количество стран-экспортеров увеличилось на 28,3%, количество стран-импортеров — на 1,7%7. Это свидетельствует об активной деятельности предпринимателей Тюменской области, направленной на поиск новых иностранных партнеров. Во внешней торговле основные страны-партнеры Тюменской области — Нидерланды, Турция, Финляндия, Китай, США, Испания, Венгрия, Египет, Украина, Германия.

Выводы и заключение. Итак, проведенный нами сравнительный анализ элементов государственной поддержки малого бизнеса в некоторых странах мира свидетельствует, что Россия к 2016 году сделала рывок по улучшению экономических условий ведения бизнеса. Выявлены факторы развития предпринимательства — государственная поддержка и транзакционные издержки, включающие качество рынка сбыта. Обозначены проблемы развития предпринимательства в Тюменской области: зависимость малого бизнеса от государственных субсидий; высокие транзакционные издержки; дефицит рабочих нужной квалификации; снижение платежеспособности населения. Разработка направлений решения выявленных проблем представляет тему дальнейших исследований.

Литература

1. Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства [Электронный ресурс] / А.Н. Асаул, Е.А. Владимирский, Д.А. Гордеев, Е.Г. Гужва, А.А. Петров, Р.А. Фалтинский; под ред. заслуженного строителя РФ д-ра экон. наук, проф. А.Н. Асаула. — СПб: АНО ИПЭВ, 2008. — 280 с. — Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m213/.

2. Басарева, В.Г. Государственная поддержка малого бизнеса: помощь или институциональная ловушка? [Текст] / В.Г. Басарева. - М.: ИЭОПП СО РАН, 2010. - 9 с.

4 Рейтинг российских регионов по качеству жизни — 2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// riarating.ru/regions_rankings/20160225/630011011.html

5 Приведено на основе данных: Общие итоги внешней торговли субъектов Уральского федерального округа в январе — декабре 2015 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://utu.customs.ru/index.php?option=com_con tent&view=article&id=12927&Itemid=226

6 Информация о развитии внешнеэкономической деятельности в Тюменской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/foreign_economic_activity.htm

7 Там же.

3. Бондаренко, В.А. Зарубежный опыт государственной поддержки инновационных малых и средних предприятий [Электронный ресурс] / В.А. Бондаренко. — Режим доступа: http://www.vneshmarket.ru/ content/document_r_53C5CE2B-F73C-4DE2-9366-31DC6A60F4A8.html.

4. Бусыгин, А.В. Предпринимательство [Текст] / А.В. Бусыгин. — М., 2003. — 410 с.

5. Бухвальд, Е.М. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 года: амбиции и реалии [Текст] / Е.М. Бухвальд // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2016. — № 1 (43). — С. 66-80.

6. Друкер, П. Ф. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении [Текст] / П.Ф. Друкер: пер. с англ. — М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1994. — 379 с.

7. Игнатова, И.В. Государственное регулирование предпринимательства в России: основные направления [Текст] / И.В. Игнатова // Общество. Среда. Развитие. — 2011. — № 1. — С. 8-12.

8. Игнатова, И.В. Системные законы предпринимательства [Текст] / И.В. Игнатова. // Проблемы современной экономики. — 2011. — № 1. — С. 100-102.

9. Кочетков, Г.Б. Предпринимательство как фактор развития [Текст] / Г.Б. Кочетков // США — Канада: экономика, политика, культура. — 2003. — № 6. — С. 46-65.

10. Любимова, Е.А. Условия развития инновационной среды региона: опыт фокус-группового исследования [Текст] / Е.А. Любимова, И.В. Игнатова // Вестник Тюменского государственного университета. — 2013.

- № 8. - С. 57-65.

11. Марков, С.В. Формирование новой парадигмы предпринимательской деятельности в рамках реализации концепции социального бизнеса в условиях глобализации [Текст] / С.В. Марков, С.С. Яцечко, А.В. Оленева // Известия Волгоградского государственного технического университета.

- 2015. - № 15 (179). - С. 24-30.

12. Пикетти, Т. Капитал в XXI веке [Текст] / Т. Пикетти. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. - 592 с.

13. Пороховский, А. Феномен «новой экономики» и функции государства [Текст] / А. Пороховский // Российский экономический журнал. - 2002. - № 9. - С. 63-72.

14. Соловьева, О.А. Государственное регулирование предпринимательства в условиях трансформации современной экономики [Текст] / О.А. Соловьева. - Челябинск: Челябинский государственный университет, 2012. - 156 с.

15. Толмачев, Д.Е. Развитие малого и среднего бизнеса в регионе: формирование приоритетных направлений на примере Свердловской области [Текст] / Д.Е. Толмачев, Е.А. Ульянова, Л.М. Плинер // Экономика региона. - 2015. - № 1. - С. 115-131.

16. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

17. Щебарова Н.Н. Механизм формирования соотношения свободы торговли и протекционизма и его воздействие на позиции России в мировой торговле [Текст]: автореф. дис. ... докт. экон. наук / Н.Н. Щебарова. -М., 2004. - 56 с.

18. Beck, U. Reflexive modernization: Politics, tradition and aesthetics in the modern social order [Text] / U. Beck,

A. Giddens, S. Lash - Stanford, CA: Stanford University Press, 1994. - 210 p.

19. Den Butter, F. The Costs and Benefits of Compliance [Электронный ресурс] / F. Den Butter, J. Hudson // Business Regulation and Public Policy. - 2009. - Pp. 141-155. Режим доступа: https://doi.org/10.1007/978-0-387-77678-1.

20. Haggard, S. Theories of business and business-State relations [Электронный ресурс] / S. Haggard, S. Maxfield,

B.R. Schneider // Business and the State in Developing Countries. - 1997. - Pp. 36-60. Режим доступа: https://books.google.com/books?hl=en&lr=&id=piSlzqhdauAC&oi=fnd&pg=PA36&dq=Ben+ross+schnei der&ots=dgDJhg6Y19&sig=PeY0m2j_ZXLS2DVuqcT17Ebjyn0.

21. Ho, V.H. Beyond Regulation: A Comparative Look at State-Centric Corporate Social Responsibility and the Law in China [Text] / V.H. Ho // Vanderbilt Journal of Transnational Law. - 2013. - Volume: 46. - Issue: 2. -P. 375-444.

22. Karabag, S.F. Antecedents of firm performance in emerging economies: Business groups, strategy, industry structure, and state support [Text] / S.F. Karabag, C. Berggren // Journal of Business Research. - 2014. -Volume: 67. - Issue: 10. - Publisher: Elsevier Inc. - P. 2212-2223.

23. Skinner, S.J. Business for the 21st Century [Text] / S.J. Skinner, J.M. Ivancevich. - Boston, 1992. - 865 p.

24. Smith, A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations [Электронный ресурс] / A. Smith. // Режим доступа: https://en.wikisource.org/wiki/The_Wealth_of_Nations.

25. Stigler, G.J. The Theory of Economic Regulation [Text] / G.J. Stigler // The Bell Journal of Economics and Management Science. - Vol. 2, No. 1 (Spring, 1971). - P. 3-21.

26. World Bank. 2016. Doing Business 2016: Measuring Regulatory Quality and Efficiency [Электронный ресурс] - Washington, DC: World Bank. DOI: 10.1596/978-1-4648-0667-4. Режим доступа: http://www.worldbank.org.

Сведения об авторах

Ирина Викторовна Игнатова — кандидат социологических наук, доцент, Тюменский государственный университет (Российская Федерация, 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6; e-mail: Ignatova-iv@yandex.ru)

Евгений Сергеевич Игнатов — кандидат экономических наук, доцент, Тюменский государственный университет (Российская Федерация, 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6; e-mail: ewgen_1978@mail.ru)

Ignatova I.V., Ignatov E.S. Development of Entrepreneurship in the Region: Drivers and Problems

Abstract. The paper examines drivers of entrepreneurship development in the region on the example of Ural Federal District regions. The goal of the research is to identify drivers of and problems in the development of entrepreneurship in the region. We use theoretical, logical, statistical, analytical, and index methods. Scientific novelty of the study lies in the fact that it considers global experience of research entrepreneurship as applied to the level of region, identifies sets of factors that promote the development of entrepreneurship in the Tyumen Oblast, and assesses their impact on the level of entrepreneurship development. The paper also considers problems in the development of entrepreneurship in the Tyumen Oblast. We propose indicators that assess implementation efficiency of regional (state) programs for entrepreneurship support. We carry out a comparative analysis of some aspects of governmental support provided to small business in some countries. By 2016, Russia has made a breakthrough and improved economic environment for doing business, but there has been a decline in institutional environment indicators. The Tyumen Oblast has been and remains among the leaders in small business development for several years. We make the following rating of the types of economic activities by number of small enterprises in the Tyumen Oblast (in descending order): trade, real estate transactions, construction, manufacturing, transport and communications, and scientific research and development. We note negative dynamics in the turnover of small businesses in administrative units of the Tyumen Oblast. In the south of the oblast, the maximum volumes of turnover are observed in the following sectors (in descending order): manufacturing, construction, real estate transactions, leasing and provision of services. State (regional) support is one of the factors promoting the development of entrepreneurship. The Sverdlovsk and Tyumen oblasts are main recipients of state subsidies for development of small and medium business in the Ural Federal District. Southern areas and Khanty-Mansi Autonomous Okrug are leaders by this indicator in the Tyumen Oblast. We note a direct dependence between the positive dynamics of small business and the volume of state subsidies. Correlation coefficient is 78.5%. We introduce a number of indicators that reflect the effectiveness of implementation of regional programs aimed to support entrepreneurs. The next driver is the quality of the market. The Tyumen Oblast is one of the leaders by level of effective demand and it ranks 11th in the rating of Russian regions by quality of life. The paper also points out problems in the development of entrepreneurship in the Tyumen Oblast, such as dependence of small businesses on state subsidies, high transaction costs, shortage of employees with necessary skills, and reduction of financial solvency of citizens.

Key words: entrepreneurship, state support, state subsidies, quality of the market, problems of entrepreneurship development.

References

1. Asaul A.N., Vladimirskii E.A., Gordeev D.A., Guzhva E.G., Petrov A.A., Faltinskii R.A. Zakonomernosti i tendentsii razvitiya sovremennogo predprinimatel'stva [Regularities and trends in the development of modern entrepreneurship]. Ed. by A.N. Asaul. Saint Petersburg: ANO IPEV, 2008. 280 p. Available at: http://www.aup. ru/books/m213/.

2. Basareva V.G. Gosudarstvennaya podderzhka malogo biznesa: pomoshch' ili institutsional'naya lovushka? [State support to small business: assistance or an institutional trap?]. Moscow: IEOPP SO RAN, 2010. 9 p.

3. Bondarenko V.A. Zarubezhnyi opyt gosudarstvennoi podderzhki innovatsionnykh malykh i srednikh predpriyatii [Foreign experience of providing state support to innovative small and medium enterprises]. Available at: http:// www.vneshmarket.ru/content/document_r_53C5CE2B-F73C-4DE2-9366-31DC6A60F4A8.html.

4. Busygin A.V. Predprinimatel'stvo [Entrepreneurship], Moscow, 2003. 410 p.

5. Bukhval'd E.M. Strategiya razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossii do 2030 goda: ambitsii i realii [The strategy for development of small and medium entrepreneurship in Russia till 2030: Ambitions and Realities]. Ekonomicheskie i sotsial'nyeperemeny:fakty, tendentsii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast], 2016, no. 1 (43), pp. 66-80.

6. Drucker P.F. Novye real'nosti vpravitel'stve ipolitike, v ekonomike i biznese, v obshchestve i mirovozzrenii [The New Realities: In Government and Politics, in Economics and Business, in Society and World View]. Translated from English. Moscow: Buk Chember Interneshnl, 1994. 379 p. (In Russian).

7. Ignatova I.V. Gosudarstvennoe regulirovanie predprinimatel'stva v Rossii: osnovnye napravleniya [State regulation of entrepreneurship in Russia: main areas]. Obshchestvo, Sreda, Razvitie [Society. Environment. Development], 2011, no. 1, pp. 8-12.

8. Ignatova I.V. Sistemnye zakony predprinimatel'stva [Systemic laws of entrepreneurship]. Problemy sovremennoi ekonomiki [Problems of modern economics], 2011, no. 1, pp. 100-102.

9. Kochetkov G.B. Predprinimatel'stvo kak faktor razvitiya [Entrepreneurship as a driver of development]. SShA — Kanada: ekonomika, politika, kul'tura [USA v Canada: Economics — Politics — Culture], 2003, no. 6, pp. 46-65.

10. Lyubimova E.A., Ignatova I.V. Usloviya razvitiya innovatsionnoi sredy regiona: opyt fokus-gruppovogo issledovaniya [Conditions of development of innovative environment in the region: an experience of focus group study]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tyumen State University], 2013, no. 8, pp. 57-65.

11. Markov S.V., Yatsechko S.S., Oleneva A.V. Formirovanie novoi paradigmy predprinimatel'skoi deyatel'nosti v ramkakh realizatsii kontseptsii sotsial'nogo biznesa v usloviyakh globalizatsii [Formation of new paradigm of entrepreneurial activity in the framework of the concept of socially responsible business in the conditions of globalization]. Izvestiya Volgogradskogogosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Izvestiya Volgograd State Technical University], 2015, no. 15 (179), pp. 24-30.

12. Piketty T. KapitalvXXIveke. [Capital in the twenty-first century]. Moscow: Ad Marginem Press, 2015. 592 p.

13. Porokhovskii A. Fenomen "novoi ekonomiki" i funktsii gosudarstva [Phenomenon of "new economy" and the functions of the state]. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal [Russian economic journal], 2002, no. 9, pp. 63-72.

14. Solov'eva O.A. Gosudarstvennoe regulirovanie predprinimatel'stva v usloviyakh transformatsii sovremennoi ekonomiki [State regulation of business in the conditions of transformation of modern economy]. Chelyabinsk: Chelyabinskii gosudarstvennyi universitet, 2012. 156 p.

15. Tolmachev D.E., Ul'yanova E.A., Pliner L.M. Razvitie malogo i srednego biznesa v regione: formirovanie prioritetnykh napravlenii na primere Sverdlovskoi oblasti [Small and medium-sized business development in regions: establishment of priority directions by the example of Sverdlovsk Region]. Ekonomika regiona [Economy of region], 2015, no. 1, pp. 115-131.

16. Federal'nyi zakon "O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiiskoi Federatsii" ot 24,07,2007 № 209-FZ [Federal law "On the development of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation" of July 24, 2007 No. 209-FZ].

17. Shchebarova N.N. Mekhanizm formirovaniya sootnosheniya svobody torgovli iprotektsionizma i ego vozdeistvie na pozitsii Rossii v mirovoi torgovle, Avtoref, dis, dokt, ekon, nauk [Mechanism of formation of correlation between free trade and protectionism and its impact on Russia's position in world trade]. Moscow, 2004. 56 p.

18. Beck U., Giddens A., Lash S. Reflexive modernization: Politics, tradition and aesthetics in the modern social order, Stanford, CA: Stanford University Press, 1994. 210 p.

19. Den Butter F., Hudson J. The Costs and Benefits of Compliance. Business Regulation and Public Policy, 2009, pp. 141-155. Available at: https://doi.org/10.1007/978-0-387-77678-1.

20. Haggard S., Maxfield S., Schneider B.R. Theories of business and business-State relations. Business and the State in Developing Countries, 1997, pp. 36-60. Available at: https://books.google.com/books?hl=en&lr=&id=piSlzq hdauAC&oi = fnd&pg = PA36&dq=Ben + ross + schneider&ots = dgDJhg6Y19&sig = PeYOm2j_ ZXLS2DVuqcT17Ebjyn0.

21. Ho V.H. Beyond regulation: a comparative look at state-centric corporate social responsibility and the law in China. Vanderbilt Journal of Transnational Law, 2013, vol. 46, no. 2, pp. 375-444.

22. Karabag S.F., Berggren C. Antecedents of firm performance in emerging economies: Business groups, strategy, industry structure, and state support. Journal of Business Research, 2014, vol. 67, no. 10, pp. 2212-2223.

23. Skinner S.J., Ivancevich J.M. Business for the 21st Century. Boston, 1992. 865 p.

24. Smith A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. Available at: https://en.wikisource.org/ wiki/The_Wealth_of_Nations.

25. Stigler G.J. The theory of economic regulation. The Bell Journal of Economics and Management Science, 1971, vol. 2, no. 1, pp. 3-21.

26. World Bank. 2016. Doing Business 2016: Measuring Regulatory Quality and Efficiency. DOI: 10.1596/978-1-46480667-4. Available at: http://www.worldbank.org.

Information about the Authors

Irina Viktorovna Ignatova — Ph.D. in Sociology, Associate Professor, Lecturer, Tyumen State University

(6, Volodarsky Street, Tyumen, 625000, Russian Federation; e-mail: Ignatova-iv@yandex.ru)

Evgenii Sergeevich Ignatov — Ph.D. in Economics, Associate Professor, Lecturer, Tyumen State University

(6, Volodarsky Street, Tyumen, 625000, Russian Federation; e-mail: ewgen_1978@mail.ru)

Статья поступила 26.01.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.