РЕГИОНАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ: ИНВЕСТИЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
г.в. деружинский,
кандидат экономических наук, доцент морская государственная академия имени адмирала Ф. Ф. ушакова
Формируемая в соответствии с национальными инновационными приоритетами современная модель модернизации экономики основана на способности быстро и четко реагировать на изменения внутренней и внешней конъюнктуры как страны в целом, так и отдельных ее регионов, осуществлять быструю адаптацию к динамично изменяющимся условиям, в том числе за счет новых инструментов региональной инвестиционной политики. В этой связи требования к высокой организации региональных экономических систем, как более мобильных в сравнении с национальной экономикой, значительно возрастают. Остро стоит вопрос разработки и реализации новых инструментов модернизационной политики, осуществляемой в границах территориально локализованных экономических систем мезоуровня, согласующейся с вектором инновационного развития экономики региона.
Очевидно, что роль инвестиционного потенциала региона является существенной в развитии модернизационных преобразований в условиях экономического роста и еще более возрастает в кризисных условиях хозяйствования. Поэтому новые способы и модели его аккумулирования в точках инновационного роста выступают механизмом активизации инвестиционной деятельности в регионе, социальной стабилизации, стимулирования инновационных процессов. Одним из таких способов является применение инструментария управления качественным развитием инвестиционного потенциала региона, который, наряду и в дополнение к его количественным индикаторам, формирует более полную информационную базу для принятия адекватных и адаптивных (в соответствии со спецификой конкретного региона) управленческих решений в отношении инвестиций, в том числе инновационно ориентированных.
Признавая высокую дифференциацию уровня социально-экономического развития российских регионов, важно обратить внимание на существенное различие условий формирования и использования инвестиционного потенциала в его количественном и качественном аспектах в рамках отдельных субъектов РФ. Это инициирует исследование новой региональной проблемы — управления качественными параметрами инвестиционного потенциала территории в системе ее социально-экономических, природно-климатических, политических и других детерминант как в региональном, так и в отраслевом аспекте (особо выделяя базовые сферы и секторы региональной экономики). Региональная специфика и особенности управления инвестиционным потенциалом, таким образом, существенно модифицируют общие системообразующие принципы формирования региональной модернизационной системы, к числу которых могут быть отнесены следующие:
• принцип синхронизации и увязки программы модернизации региональной экономики с целевыми программами и стратегическими документами, действующими на территории региона, включая программы инновационного развития;
• принцип партнерства основных участников при разработке и реализации программы модернизации экономики региона: власти, бизнеса, науки и общества;
• принцип межрегионального и международного научно-технического сотрудничества;
• принцип использования бюджетных средств в качестве катализатора привлечения инвестиций в модернизационные мероприятия из других источников финансирования;
• принцип реалистичности: каждое предлагаемое приоритетное направление модернизационных преобразований должно иметь заинтересован-
ных субъектов, опираться на детальный анализ политики привлечения имеющихся в регионе инвестиционных и других ресурсов. В соответствии с перечисленными принципами, в условиях усиления инновационной направленности российской экономики, особую актуальность приобретают проблемы обеспечения устойчивой и долговременной динамики инновационных процессов на региональном уровне. Способность генерировать и внедрять в воспроизводственный процесс инновационные разработки является одним из определяющих факторов конкурентоспособности и устойчивого развития регионов, обеспечивающим самодостаточность социально-экономического потенциала территории.
Экономический рост регионов коррелирует с инновационно ориентированным инвестиционным потенциалом, поэтому в стратегиях регионального развития акцент смещается с инвестирования в основной капитал на содействие росту инновационной активности.
При этом очевидная сопряженность и взаимозависимость модернизационных преобразований региональной экономики и осуществляемых в границах региона инновационных проектов и программ инициирует и стимулирует формирование региональных инновационных систем, к важнейшим принципам и путям реализации которых относятся:
• создание благоприятной инновационной среды в регионе для участников научно-исследовательской, внедренческой и производственно-новаторской деятельности и развитие инновационной культуры;
• соблюдение баланса интересов государства и бизнеса, что достигается формированием при государственной поддержке инфраструктурных элементов региональной инновационной системы, создаваемых на коммерческой основе;
• привлечение транснациональных и национальных компаний к разработке инновационной продукции и технологий на доконкурентной стадии и продвижению их на мировой и внутренние рынки;
• обеспечение соответствия уровня сложности создаваемой инновационной системы уровню развития региональной экономики и специфике функционирования муниципальных образований. Это обеспечивается построением распределенной по территории области системы взаимодействующих субъектов инновационной деятельности;
• формирование высокого качественного уровня рабочей силы в регионе;
• обеспечение правовой поддержки инновационной деятельности в регионе;
• формирование общественного мнения в поддержку инновационного развития экономики региона [1, с. 15-17].
Управление качественным развитием инвестиционного потенциала региона в рамках решения проблемы модернизационного развития экономики территории, как и управление любым объектом, носит информационный характер и осуществляется посредством направленных информационных потоков. Важность достоверной и полной информации при осуществлении процесса управления развитием качественных характеристик инвестиционного потенциала региона сложно переоценить. Основные информационные потоки, возникающие в указанной системе, представлены на рис. 1.
Система управления качественным развитием инвестиционного потенциала, являясь относительно обособленной и открытой, получает информацию о внешней среде (макроэкономических, институциональных, политических и других характеристиках региональной экономической системы, показателях стратегии ее социально-экономического развития в целом и в разрезе отраслей региона, включая транспортную). Она воздействует на объект управления, изменяя его параметры, так как данная система относится к классу открытых. В соответствии с целями повышения качества инвестиционного потенциала субъект управления обрабатывает эту информацию, а также вырабатывает плановую информацию (данные о желательных параметрах качества инвестиционного потенциала), которая сравнивается с фактической информацией состояния. На основании этого вырабатывается управляющее воздействие, имеющее также информационный характер.
Таким образом, информация в процессе управления качественным развитием инвестиционного потенциала региона играет ключевую роль и ее потоки пронизывают как объект, так и субъект управления. На рис. 1 показаны информационные потоки внутри объекта управления — то есть инвестиционного потенциала региона. Однако их направление и взаимодействие представляют особую важность, в связи с чем более подробное представление данного процесса отображено на рис. 2.
Процесс формирования и функционирования информационной модели управления качественным развитием инвестиционного потенциала региона продемонстрируем на примере одной из
Рис. 1. Основные информационные потоки в системе управления качественным развитием инвестиционного потенциала региона
Рис. 2. Схема информационного взаимодействия отдельных компонентов инвестиционного потенциала региона при формировании информационной среды управления его качественным развитием
важнейших функциональных подсистем региональной экономики — транспортном комплексе.
Так как категория качества инвестиционного потенциала данного сектора региональной экономики является сложной (что проявляется не только при ее формировании, но и в процессе управления), то и информационные связи представляются в двух аспектах — в разрезе видов транспорта (транспортный комплекс региона) и в проекции отдельных компонент инвестиционного потенциала, которые могут рассматриваться на уровне отдельных видов транспорта или в контексте транспортного комплекса в целом.
Информационное взаимодействие отдельных компонентов потенциала при формировании информационной среды процесса управления его качественным развитием, в отличие от взаимодействия данных по видам транспорта, носит не одноранговый, а выраженный иерархический характер. Информация, обеспечивающая управление,
должна удовлетворять ряду требований: достоверность данных, то есть соответствие действительному положению вещей; временная, методологическая и территориальная сопоставимость; своевременность их получения различными пользователями.
Однако в процессе управления качественным развитием инвестиционного потенциала транспортного комплекса региона информация носит не только характер некоторых получаемых или передаваемых данных, а значение имеет не только смысл этой информации, но и приносимая ею польза — возможность ее использования в процессе управления. Иными словами, в процессе такого управления информация выступает, в первую очередь, в основном ее значении, как элемент снятия неопределенности. Поэтому важнейшими ее качествами являются ценность для процесса управления, то есть ее пригодность для использования в таком качестве, а для этого она должна адекватно пониматься и восприниматься лицами, вовлеченными в процесс управления. В этом состоит так называемый прагматический подход к рассмотрению информации, при котором основными являются ее свойства с точки зрения потребителей.
Информация, требуемая для обеспечения процесса управления качественным развитием инвестиционного потенциала транспортного комплекса, непосредственным образом связана с оценкой качественных характеристик инвестиционного потенциала, которая представляет ее неотъемлемую важнейшую часть. Это связано, в первую очередь, с замкнутостью контура управления инвестиционным потенциалом, представленным на рис. 3.
Очевидно, что информация о состоянии инвестиционного потенциала транспортного комплекса региона используется для получения оценок его качественных параметров, поэтому их формирование играет особую роль в информационном обеспечении всего процесса такого рода управления.
Экономико-статистическая оценка качест-
венных параметров инвестиционного потенциала транспортного комплекса региона определяет экономический эффект, вызванный его изменением и выявленный в процессе реализации потенциала. Такая оценка является обобщающей, так как она характеризует качественные параметры инвестиционного потенциала не применительно к какому-либо одному инвестиционному проекту, а средние значения качественных параметров инвестиционного потенциала транспортного комплекса за ряд периодов времени. При этом оценивается совокупность характеристик качества, в целом, путем сравнения параметров качества инвестиционного потенциала, оцененного первоначально, при постановке целей инвестиционной политики, и определенных в процессе ее реализации. С помощью обобщенных показателей оценивается, в целом, изменение качественных параметров инвестиционного потенциала различных видов транспорта, включаемых в транспортный комплекс региона.
Важной составной частью оценки качественных параметров инвестиционного потенциала транспортного комплекса является оценка качества оказываемых транспортных услуг конечным потребителям. Несмотря на то, что такая оценка может рассматриваться как оценка инвестиционного потенциала опосредованно, но в общей системе оценок ее присутствие представляется обязательным. Это связано с тем, что инвестиционный процесс,
Рис. 3. Замкнутый цикл обращения информации в процессе управления качественным развитием инвестиционного потенциала транспортного комплекса региона
как таковой, не обладает самоценностью. Основной целью каждого предприятия и их совокупности является максимизация прибыли, которая невозможна при низком качестве оказываемых услуг.
Кроме того, на мезо- и макроуровнях, в условиях растущей социальной направленности экономики России, а также нарастания процессов глобализации, повышающих важность транспортного комплекса как сферы экономической деятельности, удовлетворенность конечных потребителей приобретает все более и более важное значение. Поэтому оценка качественных параметров инвестиционного потенциала транспортного комплекса должна включать в виде органической ее части оценку качества транспортных услуг как по перевозке грузов, так и пассажиров, что особенно важно для Южного Федерального округа.
Когда речь идет об обобщающем показателе динамики качественных параметров инвестиционного потенциала транспортного комплекса, теоретически наиболее приемлемым представляется вычисление модифицированного сводного индекса качества транспортных услуг (1К) по формуле, аналогичной предложенной проф. А. Я. Боярским [2, с. 35]: Е Л, ■ Р, ■ 4,
Ik =
PA,
где Ч\ 1 — фактически оказанный объем услуг в натуральном выражении в сопоставимых единицах измерения (грузооборот либо пассажирооборот) по каждому виду транспорта по всем предприятиям транспортного комплекса региона в анализируемом периоде;
р] — цены, принятые в качестве сопоставимых для оценки каждого вида транспортных услуг по каждому виду транспорта по всем предприятиям транспортного комплекса;
4 — индивидуальные индексы качества по всем видам транспортных услуг, определяемые как отношения фактического уровня качества к уровню, принятому за базу (фактическому в базисном периоде или плановому).
Сводный индекс качества имеет форму взвешенной средней арифметической из индивидуальных индексов. Поэтому для каждого вида транспортных услуг можно использовать свои специфические показатели уровня его качества. Если предположить, что экономико-статистическое измерение качественных параметров инвестиционного потенциала транспортного комплекса региона целесообразно проводить по разным компонентам потенциала и разным видам транспорта, то появляется возможность разработать
программу экономико-статистического исследования качественных параметров инвестиционного потенциала транспортного комплекса региона, которая включает следующие этапы.
Этап 1. Разработка программы статистического наблюдения за качественными характеристиками инвестиционного потенциала транспортного комплекса в процессе разработки инвестиционной политики, а также при ее реализации с учетом специфики вида транспорта и/или компонента инвестиционного потенциала.
Этап 2. Организация и проведение статистического наблюдения за изменением качественных параметров инвестиционного потенциала транспортного комплекса региона.
Этап 3. Статистико-математическая обработка полученных результатов наблюдения в целях вычисления обобщающих показателей, построения регрессионных уравнений и расчета коэффициентов корреляции.
Этап 4. Организация периодического учета качественных характеристик инвестиционного потенциала транспортного комплекса для прогнозирования его нового (желаемого) качества на основе использования полученных регрессионных уравнений связи его отдельных параметров.
Этап 5. Разработка рекомендаций по использованию полученных результатов в системе управления качественным развитием инвестиционного потенциала транспортного комплекса.
Однако следует отметить, что такая оценка инвестиционного потенциала транспортного комплекса связана с целым рядом трудностей. Во-первых, качество инвестиционного потенциала находит свое выражение во многих показателях, что актуализирует вопрос о разработке интегральных показателей, позволяющих производить однозначную его оценку. Во-вторых, в целом, оно может быть определено качеством его отдельных компонентов, не равнозначных друг другу по влиянию на качество производимой продукции (предоставляемых услуг). Поэтому необходимо отражение в общей оценке качественных параметров инвестиционного потенциала характеристик его отдельных компонентов в соответствии с их спецификой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программа развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2009—2013 гг. Официальный сайт Администрации Ростовской области. — http:// www.donland.ru/.
2. Якушев Я. Ф. Этапы статистического анализа качества производства и реализации продукции // www.cfin.ru.