Научная статья на тему 'Региональная образовательная политика в постсоветский период'

Региональная образовательная политика в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СБАЛАНСИРОВАННЫЙ И НЕСБАЛАНСИРОВАННЫЙ ТИПЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / "ТАТАРСТАНСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ" / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ТАТАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / "TATARSTAN EDUCATIONAL MODEL" / REGIONAL EDUCATIONAL POLICY / BALANCED AND UNBALANCED TYPES OF REGIONAL EDUCATIONAL POLICY / MAIN DIRECTIONS OF EDUCATIONAL POLICY / COMPETITIVENESS OF N ATIONAL REGIONAL EDUCATION / CONCEPTION OF TATAR NATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова И. Ю.

В статье рассматриваются проблемы региональной образовательной политики на постсоветском пространстве. Автором раскрывается содержание понятия «региональная образовательная политика». В качестве примера реализации основных направлений региональной политики показана образовательная модель Республики Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional educational policy during the post-soviet period

The article deals with the problems of regional educational policy in the Post-Soviet period. The author reveals the concept of «regional educational policy». Realizing the basic directions of the regional policy is exemplified by the educational model of the Republic of Tatarstan.

Текст научной работы на тему «Региональная образовательная политика в постсоветский период»

дачи, сравнение числовых данных и фактов задачи с реальным опытом учащихся, работу со справочной литературой.

Для технического профиля актуальна выработка вычислительных навыков, развитие современной вычислительной и графической культуры, элементов технологической деятельности.

Таким образом, в опыте российской школы и соответствующих методических исследованиях содержатся предпосылки для создания профильных математических курсов и методики их изучения с целью формирования необходимого уровня математической подготовки и профессиональной ориентации выпускников средней школы средствами учебного предмета «математика» -программы, учебники и учебно-методические пособия для реализации профильной дифференциации обучения математике; прикладная и профессиональная направленность обучения; выделение тех качеств личности выпускника профильной школы, которые можно формировать средствами математики.

Основные проблемы диссертационных и других исследований профильного обучения математике связаны с задачей повышения уровня его научно-методической обоснованности, а также с решением следующих проблем: отбор и совершенствование содержания и разработка профилированных программ обучения; модель абитуриента и модель всесторонней готовности старшеклассников к продолжению обучения математике в вузе; формирование мотивов самоопределения старшеклассников в системе «школа - вуз» и модель обеспечения этого процесса; разработка методического обеспечения и приемов активизации познавательной деятельности учащихся; реализация преемственности профессиональной подготовки в средних (профессиональных) и высших учебных заведениях как компонента системы непрерывного образования во взаимодействии целей обучения, программ, целостного развития личности, дидактических условий реализации; реализация межпредметных связей математики, их прикладной направленности через построение систем задач; обучение учащихся исследовательской деятельности и методу математического моделирования при решении математических задач; решение задач, практические и лабораторные работы по математике как средство реализации прикладной и профессиональной направленности обучения; обеспечение уровневос-ти профильной математической подготовки учащихся; использование педагогических и информационных технологий; разработка и внедрение математических элективных курсов; развитие познавательного интереса к математике у учащихся нематематического профиля; выбор общих, профессиональных и профессионально значимых

умений (компетенций), которые можно формировать у учащихся в процессе обучения математике; подготовка будущего учителя математики к преподаванию в профильных классах.

Примечания

1. Павлидис В. Д. Школьное математическое образование в России в XIX - начале XX века. М.: Логос, 2005. 172 с.

2. Преподавание математики в свете задач политехнического обучения: сб. ст. / под ред. А. И. Фетисова. 2-е изд. М.: АПН РСФСР, 1954. 255 с.

3. Колягин Ю. М., Пикам В. В. О прикладной и практической направленности обучения математике // Математика в школе. 1985. № 6. С. 27-32.

4. Колягин Ю. М, Ткачева М. В., Федорова Н. Е. Профильная дифференциация обучения математике // Математика в школе. 1990. № 4. С. 21-27.

5. Смирнова И. М. Научно-методические основы преподавания геометрии в условиях профильной дифференциации обучения: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1994. 364 с.

УДК 371

И. Ю. Данилова

РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

В статье рассматриваются проблемы региональной образовательной политики на постсоветском пространстве. Автором раскрывается содержание понятия «региональная образовательная политика». В качестве примера реализации основных направлений региональной политики показана образовательная модель Республики Татарстан.

The article deals with the problems of regional educational policy in the Post-Soviet period. The author reveals the concept of «regional educational policy». Realizing the basic directions of the regional policy is exemplified by the educational model of the Republic of Tatarstan.

Ключевые слова: региональная образовательная политика, сбалансированный и несбалансированный типы региональной образовательной политики, основные направления образовательной политики, «Татарстанская образовательная модель», конкурентоспособность национально-регионального образования, концепция татарского национального образования.

Keywords: regional educational policy, balanced and unbalanced types of regional educational policy, main directions of educational policy, «Tatarstan educational model», competitiveness of national regional education, conception of Tatar national education.

Модернизационные процессы, охватившие Россию в начале 1990-х гг., оказали существенное влияние на развитие системы образования. Постепенно возникли две основные тенденции

© Данилова И. Ю., 2009

И. Ю. Данилова. Региональная образовательная политика 6 постсоветский период

развития образования: глобализация, предполагающая формирование единого мирового образовательного пространства, и регионализация, отражающая образовательные и культурные возможности развития региона. Появились новые термины, характеризующие развитие региональной системы образования: региональное образовательное пространство, регионализация образования, региональная образовательная политика. В последнее время региональная образовательная политика стала предметом исследования ряда отечественных ученых. Н. А. Лоншакова представляет образовательную политику в регионе в виде единства двух составляющих: единой скоординированной государственной политики, регулируемой на данной территории, и комплекса мер, проводимых региональными органами управления [1]. В качестве основных задач современной региональной образовательной политики Л. В. Моисеева выделяет: сохранение и воспроизводство достигнутого в стране образовательного уровня и единой системы образования; становление и развитие регионального образовательного пространства [2]. В. Г. Новиков к основным вопросам федеральной политики в сфере образования относит: разработку и реализацию федеральных программ, формирование системы управления образовательными учреждениями, правовое регулирование деятельности образовательных учреждений и управление ими, финансовое регулирование обеспечения деятельности образовательных учреждений, информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработку примерных учебных планов и программ курсов, организацию федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических и управленческих кадров [3]. Разделение полномочий между федеральным и региональным уровнями образования способствует выявлению основных границ региональной политики субъекта федерации.

Исследование феномена содержания понятия «региональная образовательная политика» позволяет определить его как многофакторную модель, объединяющую следующие элементы: факторы регионализации образования, основные типы, цели, приоритетные направления региональной политики. Для наиболее полного обоснования феномена региональной образовательной политики необходимо провести выделение его основных аспектов. Образовательная политика региона формируется под воздействием экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) факторов. В качестве экзогенных факторов выступают: прогресс человечества, политические деформации и изменение типа экономической системы общества на территории Российской Федерации, установление дипломатических, торговых и куль-

турных связей регионов со странами Запада и Востока, воздействие европейской и американской культуры на культурные и образовательные процессы общефедерального и регионального образовательного пространства, вторжение в национальную культуру мировоззрения других конфессий. Эндогенными факторами можно назвать изменения экономического, политического, этнонационального, культурного развития данного региона, отображающие развитие определенных секторов экономики региона, преобладание ряда отраслей промышленности и наличие определенного числа рабочих мест в регионе, особенности политического функционирования региона (политическое управление, преобладание определенных политических партий в Государственном Совете республики, реализация программ данных партий в области образования и культурного развития региона), этнокультурную динамику региона, изменения демографической ситуации, рост национального самосознания населения, национальный и языковой состав населения, историко-культурное наследие региона. Указанные факторы определяют типы региональной образовательной политики, среди которых выделяются сбалансированный и несбалансированный. При этом главными показателями сбалансированного типа являются пропорциональность развития основных направлений образовательной политики, учет потребностей населения и соблюдение прав граждан всех национальностей и конфессий региона при выборе приоритетных направлений реализации региональной образовательной политики, соблюдение правил толерантности по отношению к представителям других культур. Основными признаками несбалансированного типа региональной образовательной политики служат непропорциональность развития приоритетных сфер образовательной деятельности, усиленная направленность на какой-либо единичный компонент образовательной структуры, например выделение национального образования в ущерб поддержанию конкурентоспособности образования, усиление значения национально-регионального компонента путем нарушения принципов здоровьесберегающего обучения. Такой тип региональной образовательной политики был характерен в начале 1990-х гг., когда в процессе построения региональных образовательных пространств возникло большое количество национальных учебных заведений, использующих собственные учебные планы, программы, а также новые этноориентированные дисциплины, подчас приводившие к перегрузке учебного процесса. Юридическим оформлением системы регионального образования, несколько «отрегулировавшим» ситуацию, можно считать федеральный закон РФ «Об образовании», ко-

торый определил три образовательных уровня: федеральный, региональный и школьный (вузовский) компоненты содержания образования. Следующим этапом формирования региональной образовательной системы является «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», обозначившая необходимость разработки национально-регионального компонента содержания образования как основы региональной образовательной системы. Здесь выделены два основных направления развития образовательной системы: стандартизация и вариативность образовательных дисциплин. Стандартизация выражается в существовании государственной нормы, определяющей основные параметры изучения дисциплин, а вариативность образования предполагает наличие национально-регионального и школьного (вузовского) компонентов, способствующих формированию личности выпускника с учетом особенностей развития региона и особенностей функционирования конкретной школы (вуза). Данные правовые основоположения способствуют формированию сбалансированного типа региональной политики, опирающегося на принципы равноправия всех наций и удовлетворения их потребности в получении образования на родном языке, толерантности и уважительного отношения к представителям других этносов и конфессий, принципы соблюдения баланса общечеловеческих, общенациональных и национальных ценностей. И если региональная политика несбалансированного типа основной своей целью выделяла формирование этноориентированной личности, отражающей принадлежность к определенной нации, определенному субъекту федерации, то на новом этапе, охватывающем первое десятилетие нового века, в качестве основной цели региональной образовательной политики рассматривается формирование всесторонне развитой конкурентоспособной личности, ориентированной на восприятие общечеловеческих, общенациональных и этнокультурных ценностей. Новые цели являются не чем иным, как закономерным отражением потребностей динамично развивающегося современного общества, следствием диалектического единства мирового образовательного пространства, соотношением общего и частного, в качестве которых выступают мировое (или общефедеральное) и национальное (региональное) образование. Избранные цели значительно сужают спектр направлений региональной образовательной политики в процессе формирования ее сбалансированного типа, выделяя в качестве приоритетных создание и реализацию локальных образовательных и воспитательных программ; развитие регионального компонента содержания образования; совершенствование работы образовательных уч-

реждений инновационного и традиционного характера, национальных учебных заведений, поддержание их конкурентоспособности; создание уникальной этнической языковой среды и использование ее педагогических возможностей; использование педагогического потенциала народной педагогики с целью создания этноориентирован-ного обучения. Основной характерной чертой указанных направлений должно являться их динамичное развитие под влиянием факторов внешнего и внутреннего воздействия, определяющих следующий виток развития общества в целом, а следовательно, новый этап развития образовательной системы.

Реформирование системы образования затронуло все субъекты федерации, в том числе и Республику Татарстан, которая является одним из лидирующих модернизационных центров России. Общественно-политическое движение за государственный суверенитет в Татарстане привело к подписанию в 1990 г. «Декларации о государственном суверенитете», которая положила начало национально-культурному возрождению республики и реформированию республиканской системы образования, также был принят закон о языках в Республике Татарстан, в котором татарский и русский языки получили статус государственных, и основное общее образование в республике стало двуязычным. В «Государственной программе РТ по сохранению, изучению и развитию языков Республики Татарстан» провозглашались гарантии и права народов, национальное согласие, в том числе право на образование и обучение в школе на родном языке. 1 августа коллегия МО РТ утвердила Концепцию национального просвещения, согласно которой татарское национальное образование является системой многоступенчатого государственного и народного воспитания, опирающегося на национальные традиции образования и мировой педагогический опыт. В качестве приоритетных направлений реализации Концепции национального просвещения были обозначены: создание условий для осуществления образования и воспитания на родном языке; освоение национальной культуры и духовности народа, обогащение его культурой народов совместного проживания, приобщение к общечеловеческим ценностям; формирование интеллектуальных способностей и духовно-нравственных качеств с учетом этнопсихологических особенностей; осуществление подготовки молодежи к труду и жизни с учетом хозяйственного уклада и трудовых отношений [4]. Правительством республики была предложена «Татарстанская модель», объединяющая совокупность мировоззренческих, политических идей, оформление новой ценностной системы региона [5]. Над оформлением данной концепции рабо-

И. Ю. Данилова. Региональная образовательная политика в постсоветский период

тал ряд татарских ученых (Г. В. Мухаметзяно-ва, Р. А. Низамов, Ф. Ф. Харисов), обозначивших в качестве приоритетных направлений следующие положения:

1. Трансляция национальных культур и формирование национального самосознания.

2. Достижение современного уровня цивилизованного развития, высокого международного стандарта образования, открытость культур всех народов в интересах гармонизации межнациональных отношений в многонациональном обществе.

3. Формирование культуры межнационального общения, которая выполняет функции установки и развития личностных отношений между людьми разных национальностей [6].

После присоединения в 2003 г. России к Бо-лонскому процессу по созданию единого общеевропейского образовательного пространства основной задачей образовательной политики в российском регионе стало поддержание конкурентоспособности национально-регионального образования и соотнесение его с процессами глобализации. В процессе вхождения России в мировое образовательное пространство необходимо выполнить ряд условий Болонской декларации: введение многоуровневой системы высшего образования, поощрение мобильности студентов и преподавателей; реализация совместных образовательных программ, осуществление выдачи двойных или совместных дипломов и европейского приложения к диплому как средства уравнивания прав выпускников вузов разных стран, использование академических кредитов европейского образца [7]. Возникают новые направления региональной политики, ориентированные на выполнение условий данной декларации: повышение академической мобильности студентов и преподавателей; выделение регионального вуза как интеллектуального, культурного, научного центра региона; корпоративизация вузов на региональном уровне; обеспечение гуманизации и гуманитаризации образования; выделение в содержательной области регионального образования федерального, национально-регионального и вузовского компонентов, нахождение их оптимального сочетания; осуществление стратегии постепенного, поэтапного внедрения отдельных компонентов Болонского процесса в региональное образование.

Реализация данных направлений региональной образовательной политики претерпевает ряд трудностей, связанных с исторически сложившимися особенностями формирования и развития отечественной системы образования, социально-экономической ситуацией в России, а также процессами дифференциации образования, обо-

значившимися в постсоветский период. К ним можно отнести снижение уровня отечественного образования, введение платного обучения, снижение профессионального уровня профессорско-преподавательского состава как следствие резкого увеличения количества вузов, уменьшение числа лиц, получающих начальное и среднее профессиональное образование. С целью успешного преодоления трудностей перехода региональных систем образования в общемировое пространство необходимо реализовать следующие условия: соблюдение конституционного принципа равной доступности образования, применение балльно-рейтинговой системы в вузах регионального значения с целью повышения качества образования; активное применение новых информационных технологий, средств обучения; освоение дистанционных форм обучения; разработка и внедрение программ дополнительного образования, профессионально-ориентированных программ общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в технических вузах. Основой для реализации данных условий должен служить аксиологический подход, ориентированный на осознание общечеловеческих, общенациональных и этнонациональных ценностей.

Примечания

1. Лоншакова Н. А. Регионализация высшего образования: теоретико-методологический и социологический анализ на материалах Восточной Сибири: дис. ... д-ра соц. наук. Улан-Удэ: Бурятский гос. ун-т, 2003. С. 116.

2. Моисеева Л. В. Региональное экологическое образование: теория и практика: дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 1997. С. 8788.

3. Новиков В. Г. Социальная эффективность управления региональной системой образования: дис. . д-ра соц. наук. Тюмень: Тюменский гос. нефтегаз. ун-т, 2004. С. 98-101.

4. Гайфуллин В. Г. Национально-региональный компонент стандарта образования. Татарский вариант. Казань: Изд-во Тат. гос. гум. ин-та, 2000. С. 57.

5. Положение по приоритетному национальному проекту «Образование» в Республике Татарстан // Ватаным Татарстан. № 246; Постановление КМ РТ от 10.11.2008 № 800 «Об утверждении плана мероприятий Кабинета Министров РТ по реализации рекомендаций республиканской августовской конференции работников образования и науки "Качественное образование как основа конкурентоспособности Республики Татарстан"» // Сборник постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2008. № 44. Ст. 17-18.

6. Харисов Ф. Ф. Национальная культура и образование. М.: Педагогика, 2000. С. 219.

7. Добренькова Е. В. Проблемы вхождения России в Болонский процесс // Социс. 2007. № 6. С. 102103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.