лизуется; непринятое качественно изменится; недосказанное окончательно вербализуется; недопонятое станет ясным и понятным. Но в то же время появится новое нереализованное, новое непринятое, новое недосказанное, новое недопонятое... И этот процесс бесконечен, так как творчество - это деятельность, не имеющая ни временных, ни смысловых, ни возрастных, ни национальных, ни профессиональных границ.
- Наличие эмоциональной составляющей, так как творческий процесс как открытая система предполагает возможность трансформировать не только мысли, но и чувства, эмоции; а также помогает рождению новых чувств и новых эмоций, выполняющих стимулирующую функцию по отношению к тем, кто постепенно вовлекается в этот процесс.
- Осознание бесконечности процессуальнос-ти, взаимопереходов частей процесса друг в друга, их взаимообогащение.
Человек, включённый в творческий процесс (а ещё лучше включившийся в него сам), постоянно качественно изменяется, что способствует постепенному преобразованию жизненного пространства вокруг него. Если же рядом находится несколько таких личностей, то изменение качества жизни будет происходить во много раз быстрее. А если таких личностей станет большинство?!.
Примечания
1. Гумилёв Л. Н. Этнос и биосфера Земли // Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С. 380.
2. Там же. С. 381.
3. Там же.
4. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: пер. с англ. / общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича и Ю. В. Сач-кова. М.: Прогресс, 1986. С. 386.
5. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. М.: Языки русской культуры, 1999. С. 145.
6. Там же. С. 169.
7. Там же. С. 145.
8. Окуджава Б. Ш. Поэтический сборник. М.: АСТ: Зебра, 2007. С. 134.
9. Циолковский К. Э. Гений среди людей. М., 1992. С. 14-15.
10. Лотман Ю. М. Указ. соч. С. 146.
11. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию // Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов н /Д: Феникс, 1996. С. 278.
12. Там же. С. 275.
13. Там же. С. 276.
14. Ахматова А. А. Стихотворения / сост. и вступ. ст. Н. Банникова. М.: Сов. Россия. 1977. С. 364.
УДК 37
И. Ю. Данилова
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
В статье рассматриваются основные тенденции развития регионального образования в современный период. Автор раскрывает содержание основных тенденций развития регионального образования на примере образовательной системы Республики Татарстан.
In this article the basic tendencies of development of regional education during the modern period are considered. The author opens the maintenance of the basic tendencies of development of regional education on an example of educational system of the Republic of Tatarstan.
Ключевые слова: национальное образование, национальная культура, национально-региональный компонент содержания образования, динамика структурных изменений региональной образовательной системы.
Keywords: national education, national culture, national-regional component of the maintenance of education, dynamics of structural changes of regional educational system.
Развитие образования в современный период характеризуют мировые, общероссийские и региональные особенности. Региональные черты развития образовательной системы отражают особенности формирования национально-регионального компонента, развитость образовательных структур, удаленность их от образовательных и исследовательских центров, связи с экономикой и демографией региона и формированием регионального рынка труда, уникальные исторические черты. Регионализация образования предусматривает отказ от унитарной модели образования и создание условий для автономного функционирования и развития региональных образовательных систем в соответствии с социально-экономическими, культурными и образовательными потребностями регионов.
Исследование проблем регионального образования приобретает особую актуальность в Республике Татарстан в связи с особенностями многонационального и многоконфессионального состава данного субъекта Российской Федерации. Особенностями национального состава является проживание на территории республики 52,9% татар, 39,5% русскоязычного населения и 7,6% других национальностей (марийцев, удмуртов, башкир, мордвы, чувашей, немцев), стремящихся
© Данилова И. Ю., 2009
сохранить свое этнокультурное своеобразие для поддержания этнической самоидентификации [1].
В экономическом отношении Татарстан является одним из наиболее развитых промышленных регионов России, центром нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Высокие темпы развития данного региона служат экономической основой для развития системы образования Татарстана, целью которой является обеспечение республики и всей страны высококвалифицированными инженерно-техническими кадрами, образованными, культурными гражданами.
После подписания в 1990 г. «Декларации о государственном суверенитете Татарстана» татарский народ получил право политического оформления своей национальной идентичности и этнокультурного образовательного пространства. Началось возрождение татарской национальной школы, которая явилась инструментом сохранения самой нации, её культуры, истории, языка, традиций, обычаев.
Особенности развития регионального образования в Татарстане обусловлены рядом тенденций. Богатое историко-культурное прошлое Татарстана, опыт развития национальной школы, наследие этнопедагогики татарского и других народов Республики Татарстан позволяют в качестве ведущей тенденции выделить развитие национального образования в постсоветский период, характеризуемое нами как институционали-зация на основе развития национальной культуры как базового компонента системы регионального образования Республики Татарстан.
Национальная культура татарского и других этносов Республики Татарстан вышла на новый уровень своего развития в постсоветский период. Татарский язык получил статус государственного, что способствовало созданию национальной языковой среды и использованию ее педагогических возможностей; началось активное становление и развитие национальной школы как татарского, так и других народов Республики Татарстан, разработка новых программ, учебных курсов и методических пособий для национальной школы, создана структурная модель национальной гимназии [2]. Содержание образования подверглось изменениям в связи с включением в него элементов национальной культуры, реализуемых по следующим направлениям: «создание интегративных курсов по национальной культуре; проведение интегративных уроков на основе содержательных элементов национальной культуры; включение в содержание гуманитарных предметов культурологического материала для создания междисциплинарного поля деятельности в виде межпредметной модульной программы; включение в содержание учебного материа-
ла элементов этнической культуры, не предусмотренных программой» [3].
М. X. Гатауллиной были выявлены основные тенденции развития татарской национальной школы 90-х гг., в качестве которых обозначены: расширение и развитие сети национальных школ, обновление содержания образовательно-воспитательной работы в татарской национальной школе (разработка новых учебных планов, программ, введение новых курсов национально-регионального направления, появление новых технологий, форм, методов и средств, открытие новых типов учебных заведений; всеобщее признание необходимости национального образования и воспитания с опорой на общечеловеческие ценности; развитие татарского национального образования, способствующее совершенствованию национальных школ с обучением на чувашском, марийском, удмуртском, мордовском языках, воспитанию русского народа в русскоязычных школах [4].
Мы разделяем точку зрения М. X. Гатаулли-ной и, рассматривая систему национального образования в целом, выделяем следующие тенденции ее развития в современный период: формирование правовых основ развития национального образования в Татарстане, становление национальной школы как центрального звена системы национального образования, обеспечение принципов непрерывности и преемственности национального образования в связи с возникновением высших национальных учебных заведений, формирование базовых основ управления национальным образованием - национального педагогического менеджмента, создание условий для создания партнерства национальной науки, культуры и образования. Большая роль в сохранении традиционных культурных ценностей принадлежит органам регионально-национального управления Татарстана. Правительством республики была принята Государственная программа развития культуры РТ, в соответствии с которой были открыты национально-культурные центры народов республики в Лениногорском, Чистопольском, Аксубаевском, Тетюшском, Кукморском, Менделеевском и других районах.
Среди мероприятий республики по сохранению культурного наследия можно выделить: создание Государственного центра сбора, хранения и пропаганды татарского фольклора, проведение в рамках целевой программы «Фольклорное наследие татарского народа и современное самостоятельное творчество» научно-методических конференций по проблемам истории и культуры, фольклорных татарских праздников, фестивалей фольклора татар-кряшен и татарской песни, конкурса гармонистов им. Ф. Туишева [5]. В декабре 2008 г. Кабинетом министров Республики Та-
тарстан была утверждена республиканская целевая программа сохранения, возрождения, изучения и развития народных художественных промыслов в Республике Татарстан на 2009-2011 гг., направленная на реализацию прав народов Республики Татарстан по сохранению и развитию своей национально-культурной самобытности. Реализация концепции государственной национальной политики РТ предполагает проведение ряда мероприятий, способствующих сохранению и возрождению национальных традиций и обычаев. Все вышеперечисленные данные свидетельствуют о целенаправленной политике региональных органов власти Республики Татарстан на пути сохранения этнонациональных элементов культуры и внедрения их в образовательный процесс, что происходит в соответствии с образовательной политикой российского федерального центра. Ведущими направлениями федеральной образовательной политики являются поиск баланса интересов региональных и федеральных образовательных органов управления, формирование общероссийской идентичности, складывание единого общероссийского образовательного пространства. Цели образовательной политики Республики Татарстан ставятся в соответствии с федеральными запросами и направлены на формирование толерантной личности, осуществляющей свою деятельность в условиях межкультурного взаимодействия. Концепция национального образования Татарстана предполагает право гражданина любой нации обучаться на родном языке, освоение культурных особенностей своего народа и народов совместного проживания, приобщение граждан к традиционным национальным и к общероссийским ценностям, способствующим формированию гражданина Российской Федерации.
В настоящее время успешно внедряется модель образовательного пространства [6], обеспечивающая усвоение учащимися трех уровней ценностей: мировых, общенациональных и этнона-циональных - и предполагающая многокультур-ность образования. Значительно укреплена нормативно-правовая база национального образования: разработаны индикаторы оценки качества национального образования, базисный учебный план для общеобразовательных учреждений республики, примерные учебные планы для образовательных учреждений с этнокультурным компонентом (русским, чувашским, марийским, мордовским, удмуртским) [7]. Высшими ступенями созданной системы национального образования в Татарстане являются Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, Институт Национального образования РТ, Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования РТ.
Таким образом, в современный период были заложены основы институционализации национального образования в Татарстане, обеспечившие создание устойчивых социальных форм эт-нонационального образования, способных к воспроизведению и регулированию отношений в области образования народов, проживающих в республике.
Следующая тенденция развития современной региональной образовательной системы взаимосвязана с предыдущей и предполагает развитие и обновление национально-регионального компонента в учебной и внеучебной деятельности школьников и студентов республики. Понятие «национально-региональный компонент» было введено законом «Об образовании» 1992 г., определившем три уровня формирования содержательной части образования: федеральный, региональный и школьный. Национально-региональный компонент обеспечивает исторические, культурные, этнонациональные, географо-демографи-ческие, социальные и экологические потребности региона. В качестве основных задач национально-регионального компонента исследователи выделяют: интеграцию содержания федерального компонента с географическими, природными, историко-литературными, экономическими, социальными и другими особенностями края, его потребностями и проблемами; воспитание молодежи, хорошо знающей историю и культуру родного края; формирование любви к родному краю, способности ценить богатства «малой» и «большой» Родины и готовность приумножить их [8]. В качестве приоритетных способов реализации национально-регионального компонента Министерством образования РТ были обозначены: сквозные региональные учебные курсы («История Татарстана и татарского народа»); автономные учебные курсы («Политическая история татар», «Духовная культура татарского народа», «История тюркских, финно-угорских народов края»); включение регионального компонента в структуру учебных курсов федерального компонента (модуль «Политико-правовая система Татарстана» в курсе «Правоведение»); элективные курсы по отдельным образовательным дисциплинам («Экология Республики Татарстан» в курсе «Основы экологических знаний») [9].
В последнее десятилетие процесс развития национально-регионального компонента характеризуется следующими особенностями:
- основное внимание уделяется культурологическому, аксиологическому, этнодидактическо-му подходам к подбору содержания образовательной части национально-регионального компонента;
- большую значимость в последние годы приобретает интеграция курсов федерального и ре-
гионального компонентов (на примере курса «История Татарстана» и «История России» в общеобразовательной школе), процесс отбора регионального материала выходит на новый уровень, увеличивается степень его насыщаемости, предотвращая разрушение единого общефедерального информационного поля, в связи с чем национально-региональный и федеральный компоненты приобретают структурную целостность;
- происходит увеличение педагогического потенциала национально-регионального компонента содержания образования, направленного на формирование нравственных, эстетических, патриотических, этических ориентиров учащейся молодежи, сохранение этнокультурных народных традиций;
- национально-региональный компонент получил возможности развития не только по горизонтали - путем увеличения объема предоставляемой информации о регионе по определенному учебному предмету, но и по вертикали, что обозначает возможность реализации национально-регионального компонента на различных уровнях преподавания одного и того же учебного курса: основной средней школы и высшего учебного заведения, тем самым обеспечивая развитие национально-регионального компонента в непрерывном образовательном процессе.
В качестве третьей тенденции развития регионального образования необходимо выделить динамику структурных и содержательных изменений образовательной системы Республики Татарстан в постсоветский период. Региональная система образования республики, сложившаяся в советский период, включавшая в себя ступени дошкольного, школьного, начального и среднего профессионального образования, высшего и послевузовского образования, подверглась фундаментальным изменениям и структурного, и содержательного характера, связанным с новыми социально-экономическими условиями в Республике Татарстан, Российской Федерации и в мире.
Наибольший интерес представляют структурные изменения образовательной системы Республики Татарстан, которые можно характеризовать как нарушение баланса внутри отдельных элементов данной системы, проявившиеся в системе дошкольного образования в виде несоответствия потребностей в получении дошкольного образования количеству предоставляемых детскими садами мест; в системе начального профессионального образования, где проявляется тенденция сокращения числа образовательных учреждений в связи с падением престижа начального профессионального образования в молодежной среде, недостаточным обеспечением системы образования высококвалифицированными кадрами и невысокий уровень материально-технической
базы учреждений начального профессионального образования; в системе высшего профессионального образования, где главным противоречием явился значительный рост негосударственных высших учебных заведений в 90-е гг. и выпуск большого количества невостребованных специалистов, резкое сокращение числа абитуриентов провинциальных вузов в связи с особенностями демографического развития республики. Главная тенденция, охватившая все уровни образовательной системы Татарстана, это диверсификация, проявившаяся в возникновении различных форм и видов образовательных учреждений, в том числе инновационных, а также в разнообразии реализуемых образовательных программ. Основной тенденцией развития системы начального и среднего профессионального образования республики является нарастание интеграции образовательных учреждений на основе сближения систем начального и среднего профессионального регионального образования. Особая роль отводится высшему профессиональному образованию республики, где большую значимость приобретает техническое и педагогическое образование, происходят процессы корпо-ративизации вузов и осуществления университетами функции региональных центров науки, культуры и образования. Главным отличием региональной образовательной структуры Татарстана от общероссийской является развитие национальных образовательных учреждений, присутствующих на каждой образовательной ступени и составляющих систему непрерывного национального образования данного региона, обеспечивающих регион национальными кадрами, а также развитие национального педагогического образования, формирующего специалистов, способных преподавать в условиях двуязычия.
Таким образом, выделенные нами тенденции наиболее полно отображают развитие регионального образования в Татарстане в постсоветский период, развиваясь в направлении углубления и обновления национально-регионального компонента, совершенствования системы его отбора, повышения его аксиологического потенциала; оформления системы непрерывного национального образования, развития структуры региональной образовательной системы республики. В целях успешного функционирования региональной образовательной системы республики в современных условиях необходимо соблюдение принципов системности и преемственности национально-регионального компонента содержания школьного, среднего специального и вузовского регионального образования; представление национальной культуры и национального языка в качестве базовых компонентов системы регионального образования; нахождение оптимального
баланса сочетания этнокультурного, общероссийского и планетарного образовательного пространства; обозначение в качестве основных сущностных характеристик регионального образования педагогических принципов природосообразнос-ти, культуросообразности, системности и структурности, взаимосвязи содержания и формы, цели и результата.
Примечания
1. Этнокультурная мозаика. Национальности в РТ: цифры и факты. Протокол съезда народов Татарстана // Татарстан. 2007. № 10. С. 4-5.
2. Ялалов Ф. Г. Гимназическое образование народов России. Казань: Магариф, 2002. С. 58-62.
3. Харисов Ф. Ф. Национальная культура в учебно-воспитательном процессе. Казань: Тан-Заря, 1996. С. 77.
4. Гатауллина М. Х. Ведущие тенденции развития татарской национальной школы (1985-2000 гг.). Казань: Печатный двор, 2001. С. 111-113.
5. Мусина И. Т. Национальная культура в рамках региональной национальной политики Республики Татарстан // Вопросы культурологии. 2007. № 10. С. 58.
6. Султанов Ф. М. Гражданское общество и личность: проблемы образования в этнически гетерогенном российском социуме (на примере Республики Татарстан) // Сборник материалов итоговых конференций центра истории и теории национального образования 2004-2005 гг. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2006. С. 5-11; Ялалов Ф. Ф. Этнодидактический подход к проектированию содержания национального образования // Вестник высшей школы. Alma mater. 2004. № 7. С. 51-52.
7. Об утверждении программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года: постановление КМ РТ от 22.10.08. № 763 // Сборник постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 03.12.08. № 45. Ст. 1851.
8. Демьянова Е. Г. Национально-региональный компонент стандарта образования как фактор патриотического воспитания студентов: дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д: Ростовский гос. пед. ун-т, 2005. С. 67.
9. Гайфуллин В. Г. Национально-региональный компонент стандарта образования. Татарский вариант. Казань: Изд-во Тат. гос. гум. ин-та, 2000. С. 56.