Научная статья на тему 'Особенности функционирования исламских религиозных учебных заведений Татарстана'

Особенности функционирования исламских религиозных учебных заведений Татарстана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исламское образование / регион / Татарстан / медресе / духовное развитие / функционирование. / islamic education / region / Tatarstan / madrasas / spiritual development / functioning.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д. А. Бабий

В статье рассмотрена система мусульманского образования на современном этапе, которая представляет собой целостный многоплановый организм, развитие и формирование которого зависит как от потребностей общества, так и от стандартов профессионального образования. Сегодня важным элементом мусульманского образования, а также задачей более чем одного решения является форма передачи знаний и подготовки квалифицированных кадров для исламского сообщества. В статье выделено, что основным отличием региональной образовательной структуры Татарстана от общероссийской является развитие национальных образовательных учреждений, присутствующих на каждом образовательном этапе, и компонентов системы непрерывного национального образования в регионе, обеспечение региона национальными кадрами, а также развитие отечественного педагогического образования, формирование специалистов, способных преподавать в двуязычии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д. А. Бабий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the system of Muslim education at the present stage, which is an integral multi-dimensional organism, the development and formation of which depends both on the needs of society and on the standards of vocational education. Today, an important element of Muslim education, as well as the task of more than one solution, is a form of knowledge transfer and training of qualified personnel for the Islamic community. The article highlighted that the main difference of the regional educational structure of Tatarstan from the all-Russian is the development of national educational institutions present at each educational stage and components of the system of continuous national education in the region, providing the region with national personnel, as well as the development of national pedagogical education teach in bilingualism.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования исламских религиозных учебных заведений Татарстана»

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИСЛАМСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ТАТАРСТАНА

Д.А. Бабий, магистрант

Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия, г. Казань)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10609

Аннотация. В статье рассмотрена система мусульманского образования на современном этапе, которая представляет собой целостный многоплановый организм, развитие и формирование которого зависит как от потребностей общества, так и от стандартов профессионального образования. Сегодня важным элементом мусульманского образования, а также задачей более чем одного решения является форма передачи знаний и подготовки квалифицированных кадров для исламского сообщества. В статье выделено, что основным отличием региональной образовательной структуры Татарстана от общероссийской является развитие национальных образовательных учреждений, присутствующих на каждом образовательном этапе, и компонентов системы непрерывного национального образования в регионе, обеспечение региона национальными кадрами, а также развитие отечественного педагогического образования, формирование специалистов, способных преподавать в двуязычии.

Ключевые слова: исламское образование, регион, Татарстан, медресе, духовное развитие, функционирование.

Татарстан является центром исламского возрождения в Поволжье. В то же время это «полумусульманский» регион с высокой долей неисламского населения, прежде всего, православных. Самооценка Татарстана как «колыбели русского ислама» восходит к истории - к 922 году, к моменту принятия Ислама Болгарией.

Особенности развития регионального образования в Татарстане обусловлены рядом тенденций. Богатое историко-культурное прошлое Татарстана, опыт развития национальной школы, наследие этнопедагогики татарского и других народов Республики Татарстан позволяют выделить развитие народного образования в постсоветский период, характеризуется как институционализация, основанная на развитии национальной культуры Республики Татарстан.

Национальная культура татар и других этносов Республики Татарстан вышла на новый уровень своего развития в постсоветский период.

Татарский язык получил статус государственного, что способствовало созданию национальной языковой среды и использованию ее педагогических возмож-

ностей; началось активное формирование и развитие национальной школы как татарского, так и других народов Республики Татарстан, разработка новых программ, учебных курсов и учебных пособий для национальной школы, создана структурная модель национальной гимназии.

Содержание образования претерпело изменения в связи с включением в него элементов национальной культуры, реализуемых по следующим направлениям:

- «создание интегративных курсов по национальной культуре»;

- проведение интегративных уроков на основе значимых элементов национальной культуры;

- включение в содержание гуманитарных предметов культурного материала для создания междисциплинарной сферы деятельности в виде междисциплинарной модульной программы;

- включение в содержание учебного материала элементов этнической культуры, не охваченных программой».

Система мусульманского образования на современном этапе представляет собой целостный многогранный организм, развитие и формирование которого зависит

как от требований общества, так и от стандартов профессионального образования. Сегодня важным элементом в мусульманском образовании, а также задачей иметь более одного решения является форма передачи знаний и подготовки квалифицированного персонала для исламского сообщества.

В экономическом плане Татарстан является одним из наиболее развитых промышленных регионов России, центром нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Высокие темпы развития этого региона служат экономической основой для развития системы образования Татарстана, целью которой является обеспечение республики и всей страны высококвалифицированными инженерно-техническими кадрами, образованными, культурными гражданами.

В современной научно-педагогической литературе приводятся неоднозначные представления об уровнях исламского образования.

Уровень образования понимается как завершенный цикл обучения, характеризующийся определенным единым набором требований [1].

Исторически образование в исламском мире включало два уровня. На первом уровне дети младшего возраста посещали частные религиозные школы начального образования, которые обычно организовывались дома или в мечетях.

Учащиеся второго уровня обучения получили в специальных учебных заведениях образовательные кружки, дома мудрости.

В исламском образовании ряд авторов предусматривает следующее распределение уровней образования: уровень начального образования в семье, позднее в медресе, а затем в средней школе.

Предлагается также следующий подход:

- мактаб - медресе - медресе высочайшего уровня;

- медресе - университет - аспирант (докторантура);

- медресе - университет - дополнительное образование;

- медресе - университет - повышение квалификации и др.

Такое разнообразие в различении уровней исламского образования предполагает широкий выбор вариантов организации исламского образования. Однако стоит отметить, что с точки зрения системного подхода, существует необходимость в определенной унификации по уровням исламского образования.

Следует отметить, что обучение на каждом уровне образовательной системы предусматривает усвоение целостного взгляда на ислам с учетом образовательных возможностей учащихся на каждом образовательном уровне [2].

Например, обучение в медресе проводится на более низком уровне, чем в университете, однако студенты должны получить базовое образование по исламу, учитывая, что некоторые студенты по разным причинам не имеют возможности продолжить обучение в университете.

Естественно, что количество часов, потраченных на преподавание в медресе, намного меньше, чем в университете, поэтому определенные материалы даются в меньшем объеме, а некоторые темы и дисциплины приводятся в форме обзора. Выпускники медресе имеют преимущество, когда они поступают в исламское высшее учебное заведение [3].

Непрерывность образовательного процесса проявляется в постоянном обновлении и совершенствовании элементов, составляющих систему образования.

Инновационная деятельность в области исламского образования, модернизация образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов помогут повысить качество исламского образования, духовно-нравственный потенциал студентов, личностные качества, сформировать необходимые компетенции у студентов высших религиозных учебных заведений.

Система современного исламского образования непосредственно находится в состоянии постоянного динамичного развития, решения вопросов качества образования, обучения, самофинансирования, интеграции во всероссийское и мировое образовательное пространство с одинако-

выми правами. В настоящее время исламское образование проходит процесс качественного анализа деятельности [4].

Для успешной работы региональной системы образования республики в современных условиях необходимо:

- соблюдать принципы согласованности и преемственности национально-регионального компонента содержания школьного, среднего специального и университетского регионального образования;

- представление национальной культуры и национального языка как основных компонентов региональной системы образования;

- нахождение оптимального баланса сочетания этнокультурного, общероссийского и планетарного образовательного пространства;

- обозначение педагогических основ природы, культуры, системы и структуры, взаимосвязи содержания и формы, цели и результата как основных существенных характеристик регионального образования.

Создание комплексной программы подготовки специалистов с глубоким знанием ислама возможно только при консолидации усилий государства, общественных объединений и религиозных организаций, представителей исламской образовательной среды.

В целом, для стабильного духовного развития России, особенно в регионах традиционного распространения ислама, необходимым компонентом является содействие в совершенствовании учебного, методического и исследовательского направлений.

Библиографический список

1. Мухетдинов, Д. Современное медресе для современной уммы // Проблемы становления и развития мусульманского образования на постсоветском пространстве. -Н.Новгород: Изд-во Медина, 2009. - С. 27.

2. Бестужев Е.Л. Современное русское православие как полирелигия // Диалог, толерантность, образование - совместные действия Совета Европы и религиозных конфессий: Материалы заключительного международного семинара «Религия и права человека». -Казань: Изд-во КГУ, 2006. - С. 144.

3. Демьянова Е.Г. Национально-региональный компонент стандарта образования как фактор патриотического воспитания студентов: дис.... канд. пед. наук. Ростов н/Д: Ростовский гос. пед. ун-т, 2005. С. 67.

4. Якупов Валиулла. Мусульманское образование. Учебная программа для высших мусульманских медресе Духовного Управления Мусульман РТ [Текст], 2002. - Казань: Изд-во «Иман». № 2002/1423. - 91 с.

FEATURES OF THE FUNCTIONING OF ISLAMIC RELIGIOUS EDUCATIONAL

INSTITUTIONS OF TATARSTAN

D.A. Babiy, graduate student Kazan federal university (Russia, Kazan)

Abstract. The article considers the system of Muslim education at the present stage, which is an integral multi-dimensional organism, the development and formation of which depends both on the needs of society and on the standards of vocational education. Today, an important element of Muslim education, as well as the task of more than one solution, is a form of knowledge transfer and training of qualified personnel for the Islamic community. The article highlighted that the main difference of the regional educational structure of Tatarstan from the all-Russian is the development of national educational institutions present at each educational stage and components of the system of continuous national education in the region, providing the region with national personnel, as well as the development of national pedagogical education teach in bilingualism.

Keywords: islamic education, region, Tatarstan, madrasas, spiritual development, functioning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.