УДК 37
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ РЕЛИГИОЗНОГО МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
К.Х. Валиуллин
Аннотация. В статье рассматривается проблема внедрения компетентностного подхода в системе среднего профессионального религиозного мусульманского образования РТ. Внедрение компетентностного подхода в религиозное мусульманское образование, с одной стороны, основывается на традиционном для татар Среднего Поволжья направлении суннитского ислама, а с другой, обеспечивает переориентацию религиозных образовательных программ и методики преподавания для более полного учета условий жизнедеятельности мусульманина в поликультурном российском обществе и необходимости противодействия проникновению идеологии религиозного экстремизма и радикализма. Компетентностный подход впервые отражен в «Образовательных стандартах среднего профессионального религиозного мусульманского образования», утвержденных в ноябре 2014 года Духовным управлением мусульман РТ и введенных в действие в мусульманских образовательных учреждениях РТ с 2015/2016 учебного года. Этими стандартами предусмотрено 7 групп компетенций, которые учитываются при разработке рабочих программ дисциплин. В статье описаны трудности, с которыми сталкивались разработчики программ в связи с реализацией компетенций в рамках традиционной методики преподавания религиозных дисциплин, показаны примеры их преодоления. Для систематического внедрения компетентностного подхода рекомендовано оказание методической и консультативной помощи преподавателям медресе, проведение круглых столов по актуальным вопросам преподавания исламских дисциплин, курсов повышения квалификации и др.
Ключевые слова: компетентностный подход, образовательные стандарты, религиозное мусульманское образование, рабочая программа, традиционный ислам, противодействие религиозному экстремизму.
THE REALIZATION OF COMPETENCE APPROACH IN THE SYSTEM OF MUSLIM RELIGIOUS EDUCATION OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN
K. Valiullin
Abstract. The article considers the problem of introducing of the competence approach in the system of vocational education of the Muslim religious Republic of Tatarstan. The introduction of competence-based approach in Muslim religious education involves learning, based on the traditional Tatar Middle Volga direction of Sunni Islam, provides orientation training programs (teaching methods) to prepare Muslim religious leaders, focused on work among the Russian Muslims, taking into account the peculiarities of Muslim life in the multicultural Russian society able to apply the rules of Islamic law within the framework established by the Russian legislation, helps counter the penetration of the ideology of religious extremism and radicalism. Competence approach is reflected for the first time in the "educational standards of secondary vocational Muslim religious education", approved in November 2014 and entered in Muslim educational institutions of the Republic of Tatarstan with the 2015/2016 school year. Standards are 7 groups of competencies that have been taken into account when designing programs. The main problem in this case was the realization included in the program competencies. The problem requires methodical and advisory assistance to teachers madrassas, round tables on topical issues of teaching Islamic subjects, training courses and others.
Keywords: competence approach, educational standards, Muslim education, work program, traditional Islam, religious extremism.
Идея компетентностного подхода в образовании в российской педагогике начала обсуждаться в начале 80-х годов прошлого века, когда в журнале «Перспективы. Вопросы образования» была опубликована статья В. Ландшеер «Концепция «минимальной компетентности» [5]. Масштабному внедрению компетентностного подхода в образование также способствовало присоединение Российской Федерации в сентябре 2003 года к Болонской декларации (1999 г.), что предусматривало кардинальное изменение подходов оценки профессиональных качеств работника, перенос
акцентов с содержания образования на результаты обучения, описываемые с помощью компетенций; использование компетентностного подхода, представляющего собой совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которые студент должен продемонстрировать после завершения обучения. Л.Н. Боголюбов отмечает, что компетентностный подход предполагает «усиление практической направленности образования» [1, с.24], по мнению И.А. Зимней, усиление «как собственно прагматической, так и
гуманистической направленности
образовательного процесса» [3, с.17].
Среди российских ученых нет единого мнения относительно содержания и структуры компетенций/компетентностей, хотя во многих случах присутствует разделение на два основных класса. Например, А.Б. Звездова [2, с.3] подразделяет компетенции на две группы: «общекультурные (универсальные,
надпредметные) и профессиональные. Первые -общекультурные - являются переносимыми и менее жестко привязанными к объекту и предмету труда. Вторые - профессиональные -отражают профессиональную квалификацию. Сходные категории выделяет также И.А. Зимняя [3, с.26-27]: ключевые, профессиональные и социальные (в узком смысле слова) компетентности.
Учитывая многомерность и неоднозначность трактовок понятия «компетентностный подход», разнообразие мнений относительно содержания и структуры компетенций становится понятной сложность применения компетентностного подхода к мусульманскому образованию, относительно недавно начавшему свое возрождение в регионе (в Татарстане начало возрождения мусульманского образования относится к началу 90-х годов прошлого столетия). Тем не менее, ключевые категории компетенций прослеживаются и при обучении религии. В данной статье автор предпринял попытку рассмотреть реализацию
компетентностного подхода применительно к мусульманскому образованию в Республике Татарстан, показать сделанные шаги в этом направлении, осветить проблемы, требующие своего решения на данном этапе развития системы мусульманского образования.
Внедрение компетентностного подхода в мусульманское образование Республики Татарстан предполагает обучение, основанное на традиционном для татар Среднего Поволжья направлении суннитского ислама (а именно ханафитская богословско-правовая школа и матуридитское вероучение), обеспечивает направленность образовательных программ (и соответственно, методики преподавания) мусульманских профессиональных
образовательных учреждений на подготовку мусульманских религиозных деятелей, ориентированных на работу среди российских мусульман. Будущий специалист, помимо собственно религиозных компетенций, должен учитывать специфику жизнедеятельности мусульманина в поликультурном российском обществе, быть способным применять нормы исламского права в рамках, установленных
российским законодательством и с учетом культурных традиций российского общества, участвовать в деятельности по противодействию проникновению идеологии религиозного экстремизма и радикализма.
2014 - 2015 годы ознаменовались важными и востребованными для мусульманского сообщества Татарстана событиями: были разработаны «Образовательные стандарты среднего профессионального религиозного мусульманского образования» (далее - ОС СПРМО) [6] с применением компетентностного подхода (при участии в его разработке Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан). С 2015/2016 учебного года всеми образовательными организациями среднего профессионального религиозного мусульманского образования, учрежденными Духовным управлением мусульман Республики Татарстан, начата подготовка по образовательным программам, отвечающим требованиям данных стандартов. ОС СПРМО включают в себя начальную, базовую и повышенную подготовки: для каждой из них были определены виды деятельности, в которой будет работать выпускник и для осуществления которых он должен иметь соответствующие компетенции, такие как, например: «способность разъяснять применение догматических положений исламских наук в повседневной жизни мусульманина», «наличие общих представлений о региональных особенностях обрядовой практики у поволжских татар-мусульман», «способность к применению норм исламского права в различных контекстах современного общества России с использованием методологии исламского права в рамках, установленных законодательством Российской Федерации» и др. Всего предусмотрено 7 групп компетенций, каждая из которых включает компетенции, реализуемые в тех или иных дисциплинах [6, с.10-17, 37-46, 7284]:
1) Общерелигиозные компетенции (сокр. — ОРК) обеспечивают подготовку руководителя мусульманской религиозной общины в соответствии с требованиями ханафитского мазхаба суннитского ислама и классическими традициями мусульманского образования, определяют базовые знания в области исламских наук, направлены на формирование мусульманского мировоззрения.
2) Регионально-религиозные компетенции (сокр. - РРК) дополняют общерелигиозные компетенции с учетом особенностей бытования среди поволжских татар исламских традиций. Регионально-религиозные компетенции
способствуют эффективной деятельности выпускника в качестве руководителя мусульманской религиозной общины поволжских татар-мусульман, успешной его интеграции в местное религиозное мусульманское сообщество.
3) Национально-региональные компетенции (сокр. - НРК) обеспечивают возможность осуществления выпускником профессиональной деятельности в мусульманском сообществе поволжских татар, направленной на сохранение и развитие татарской национальной культуры.
4) Общегражданские компетенции (сокр. -ОГК) отражают сформированность у выпускника общегражданской российской идентичности, обеспечивают способность выстраивать толерантные отношения с представителями различных социальных групп; формирование у выпускника общегражданских компетенций имеет целью интеграцию мусульманского сообщества в современную общественную структуру России на основе равенства всех перед законом и уважения прав человека.
5) Компетенции в области арабского языка (сокр. - АЯК) включают в себя формирование представления о фонетической, лексической и грамматической системе арабского языка, навыков аудирования, чтения и понимания текстов, устной и письменной речи на арабском языке, навыки перевода, знание основной классической религиозной исламской терминологии, формирование у учащихся мотивации к дальнейшему, более углубленному изучению арабского языка и т.д.
6) Общие педагогические компетенции (сокр. - ОПК) основаны на знаниях об общих закономерностях процесса обучения и воспитания с учетом принципов обучения и воспитания личности мусульманина в исламе и обеспечивают способность участия выпускников в организации образовательной деятельности в мусульманской религиозной организации по основной образовательной программе.
7) Специальные педагогические компетенции (сокр. - СПК) обеспечивают способность выпускника осуществлять образовательную деятельность по конкретным дисциплинам образовательных программ по основной образовательной программе религиозного образования с использованием современных и традиционных для религиозного мусульманского образования методов обучения и воспитания.
По дисциплинам, предусмотренным ОС СПРМО, была организована работа по разработке рабочих программ дисциплин (далее
- РП). Разработка РП осуществлялась ведущими преподавателями средних профессиональных мусульманских образовательных учреждений (медресе) Республики Татарстан.
ОС СПРМО предписывает, какие группы компетенций должны быть реализованы в той или иной дисциплине. Разработчик РП из перечня компетенций каждой группы должен был отобрать те, которые могут быть реализованы в конкретной религиозной дисциплине. Все выбранные компетенции должны были найти отражение в РП, например, в целях и задачах дисциплины, перечне тем, методических рекомендациях (материалах) для преподавателя, методических указаниях для студентов, перечне вопросов для зачета/экзамена, темах контрольных работ, рефератов.
Центром исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан был проведен анализ РП; для этого была разработана методика анализа РП на соответствие требованиям образовательного стандарта с точки зрения внедрения указанных в образовательном стандарте компетенций.
В качестве образца для преподавателей медресе по реализации компетентностного подхода автором разработана рабочая программа дисциплины «Методика преподавания исламских наук», которая обобщает методические вопросы по преподаванию религиозных дисциплин. Согласно данной программе, в рамках предмета «Исламское вероучение (акыда)» реализуется ряд компетенций:
- Общерелигиозные компетенции. Выбранная компетенция «Способность разъяснять применение догматических положений исламских наук в повседневной жизни мусульманина» может быть сформирована путем приведения примеров проявления положений исламского вероучения в размышлении (например, размышление об окружающих человека творениях Всевышнего Аллаха: вселенная, человек, растения), поведении (например, уважительного отношения к старшим, вежливого обращения с людьми), образе жизни (постоянное упоминание Всевышнего, соблюдение пятикратного намаза, питание халяльной пищей, совершение ритуального омовения) верующего мусульманина.
- Национально-региональные компетенции. Для формирования компетенции «Осознание самоценности татарской национальной культуры и необходимости ее сохранения и развития» предлагается рассматривать влияние положений
исламского вероучения на народное творчество татарского народа (мунаджаты, баиты и т.д.), на отдельные жанры татарской письменной литературы (например, «Мехэммэдия», «Бэдэвам», «Ахырзаман»), творчество татарских поэтов и писателей (Мухамадъяр, М. Кулый, Ахмадбек, А. Кандалый, Ш. Заки, А. Каргалый, И. Салихов, Г. Тукай, М. Гафури, Дэрдменд и др.), искусство каллиграфии (на примере шамаилей); ознакомить с ключевыми трудами татарских богословов по исламскому вероучению (например, труд Ш. Марджани «Аль-хикма аль-балига аль-джаниййа фи шарх аль-акаид аль-ханафиййа»); факультативно использовать традиционные учебники по исламскому вероучению, которые применялись в дореволюционных татарских медресе (например, «Аль-Акыда ан-насафиййа»).
- Общегражданские компетенции. Формирование компетенции «Толерантное отношение к различным культурам, религиям и умение работать с представителями культур и религий, чье мировоззрение отличается от догматов исламского вероучения» предлагает обсуждение примеров из жизни пророков, Пророка Мухаммада с.г.в.с., сподвижников, богословов, праведных людей, из истории взаимоотношений татар с другими народами Поволжья. Следует подчеркивать важность уважительного отношения ко всем людям, стремления совершения благородных поступков; целесообразно проведение ролевых игр, обсуждение возможных конфликтных ситуаций с указанием путей выхода из них.
Анализ рабочих программ показал, что основная часть разработчиков адекватно выбирали из образовательного стандарта и включили в РП компетенции будущего имама-хатыйба и преподавателя основ ислама, а также отразили реализацию данных компетенций в РП. К примеру, в РП по дисциплине «Чтение Корана (тилява)» разработчик выбрал и включил компетенцию «Способность сочетать современные и традиционные для религиозного мусульманского образования методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса по дисциплине (образовательному модулю) «Чтение Корана (тилява)». Пути реализации данной компетенции разработчик отразил в РП следующим образом: в начале каждого нового семестра повторение и закрепление пройденного материала предлагается проводить студентами в форме «мини-урока» по пройденным сурам, чем достигается как повторение пройденного материала, так и выработка умений и навыков
передачи своих знаний другим; в «Методических рекомендациях (материалах) для преподавателя» в группах с большим количеством обучающихся (более 10 - 12 человек) даются рекомендации по проверке усвоения материала преподавателем у наиболее успевающих студентов, а они, в свою очередь, проверяют более слабых студентов. Данная методика является во многом традиционной для мусульманского образования.
Основной проблемой при разработке РП явилось то, что включенные разработчиками компетенции не всегда находили дальнейшее отражение в содержании РП. Наибольшие проблемы были с реализацией общегражданских компетенций, религиозно-региональных и специальных педагогических компетенций. Также некоторые разработчики, по каким-то причинам, не включали в программу компетенции, которые имели к ней непосредственное отношение. Можно сделать предположение, что применяемая во многих рабочих программах методика преподавания ориентирована на формирование у будущего имам-хатыйба и преподавателя основ ислама традиционалистского мусульманского
мировоззрения, в методике преподавания требования поликультурного российского общества учитываются спорадически, в зависимости от имеющегося материала и представлений о дисциплине у преподавателя. В большинстве случаев темы, особенно по традиционным исламским дисциплинам, рассматриваются в аспекте «для мусульман в целом», без учета региональных особенностей. Так, например, в РП по дисциплине «Основы поклонения», которая формирует знания и умения в области намаза, мусульманского поста, закята и хаджа, не учитываются региональные особенности исполнения данных видов поклонения (к примеру, распространенность ханафитского мазхаба среди поволжских татар-мусульман, особенности чтения ночного намаза в летний период, причины обращения внимания на чтение намаза в головном уборе, сложившиеся традиции посещения мест ритуального омовения и другие).
Таким образом, нередко региональные традиции ислама (например, традиция проведения коранических собраний, обрядовая практика, посещение кладбищ и их содержание и другие), особенности российских мусульман (например, мусульмане являются коренным населением России, наличие богатого богословского наследия, проживание российских мусульман в многонациональной и многоконфессиональной стране, необходимость
религиозного диалога с представителями иных конфессий и другие) в РП не находят достаточного отражения. Причина такого подхода кроется в недостаточном развитии российской мусульманской методической школы из-за утери в советский период сложившихся традиций преподавания, а также зависимости от зарубежной методики преподавания, разработанной для мусульман в арабских странах с учетом иной ментальности.
Переход к компетентностному подходу в религиозном мусульманском образовании подразумевает под собой длительный процесс исследований и осмысления [4]. Для этого при сотрудничестве преподавателей медресе и светских профессиональных учебных заведений необходимо разработать методические рекомендации по реализации компетенций по ключевым исламским дисциплинам. Также необходима методическая и консультативная помощь преподавателям медресе в реализации компетентностного подхода, например, следует регулярно организовывать мастер-классы преподавателей, успешно внедряющих компетентностный подход в рамках собственной
дисциплины, круглые столы по актуальным вопросам преподавания исламских дисциплин. Необходимо разрабатывать и издавать учебную литературу, освещающую вопросы влияния ислама на культуру татар Поволжья, русскую и европейскую культуру, особенностей региональных традиций преподавания исламских наук, соотнесения российского законодательства и требований шариата в жизнедеятельности обычного мусульманина и др. Важно проводить курсы повышения квалификации для преподавателей медресе по методике преподавания религиозных дисциплин, стимулировать методическую работу, публикацию и обнародование результатов работ и исследований. Целесообразно издание специализированного регулярного журнала (сборника), посвященного вопросам
преподавания в российских медресе. Следует вести широкое обсуждение вопросов совершенствования методики преподавания в российских медресе, разрабатывать и совершенствовать данное направление деятельности.
Литература:
1. Боголюбов Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения / Л.Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. - Москва. - 2002. - № 9. -С. 24.
2. Звездова А.Б. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании [Электронный ресурс] / А.Б. Звездова, В.Г. Орешкин // Евразийский научный форум 2010. - Режим доступа: http://www.miep.edu.ru/uploaded /zvezdova_oreshkin.pdf
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
4. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: хрестоматия-путеводитель; автор-составитель: А.В. Коваленко; под научной редакцией проф. М.Г. Минина. - Томск: Изд-во ТПУ, 2007. - 117 с.
5. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» / В. Ландшеер // Перспективы. Вопросы образования. - Москва. - 1988. - № 1. - С. 24-26.
6. Образовательные стандарты среднего профессионального мусульманского образования. Утверждён приказом Председателя Централизованной религиозной организации -Духовное управление мусульман Республики Татарстан, Муфтия от 12.11.2014 № 74. - Казань: ЦРО - ДУМ РТ, 2014. - 108 с.
Сведения об авторе:
Валиуллин Камиль Хамзович (г. Казань, Россия), научный сотрудник Центра исламоведческих исследований Академии наук РТ, e-mail: pateev@bk.ru
Data about the author:
K. Valiullin (Kazan, Russia), researcher of Center for Islamic Studies Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, e-mail: pateev@bk.ru