УДК 37:001.121.18
В. В. Мирошниченко
ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Представлен анализ направлений исследований в области региональных проблем образования, рассматриваются ключевые понятия, связанные с региональным образованием, а также основные тенденции развития региональной системы образования.
Ключевые слова: регион, региональность, этнорегиональная образовательная система, региональная система образования, региональное образовательное пространство, региональная политика в области образования, тенденции развития региональной системы образования.
С изменением социально-экономических условий, появлением новых тенденций в развитии образования в РФ перед отечественными педагогами-исследователями и практиками встали новые практические задачи, связанные с разработкой методологических оснований региональной политики в сфере образования и прикладных исследований, обеспечивающих качественное развитие региональных институтов образования на всех его ступенях как по вертикали, так и горизонтали.
В начале ХХ! в. регионы стали играть ключевую роль в развитии экономики, формировании федеральной социальной, культурной и образовательной политики, укреплении российской государственности. «В сфере образования на региональном уровне формируются новые тенденции, которые отражают, с одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса и сущностные характеристики российской школы, с другой - региональные особенности, обусловленные историческими, демографическими, экономическими, этнокультурными факторами» [1, с. 44].
В настоящее время выделяется несколько направлений исследований в области региональных проблем образования (Л. Л. Супрунова).
Первое направление связано с выявлением позитивного потенциала государственной образовательной политики как на уровне Федерации, так и отдельных регионов. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (1992) (ст. 28) в компетенцию государства входит создание и уточнение нормативно-правовой базы образования, обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования, разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей; информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, в том числе разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин, организация издания учебных пособий и т. д.
Государственная образовательная политика выступает важнейшим инструментом обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, гуманизации общества, повышения культурного уровня населения. Она определяет роль государства в решении конкретных образовательных проблем того или иного региона, регулирует процессы финансирования разнообразных региональных образовательных программ в соответствии с определенными в Законе РФ компетенциями.
Важной проблемой, поднимаемой во многих исследованиях, является рассмотрение особенностей образования и воспитания с учетом полиэтнического и многонационального характера российского общества. Поэтому второе направление - это изучение взаимодействия различных языков и культур в содержании образования, выявление механизмов сохранения
«общеязыкового, надэтнического, духовного и общественного пространства страны в целом, цивилизационного единства социума» [2, с. 3]. В конце ХХ - начале ХХ1 в. в регионах была проведена большая работа по конструированию, уточнению и реализации национально-регионального компонента в содержании образования. Создана соответствующая нормативноправовая база, научно обоснованы цели и задачи, условия эффективного функционирования этого компонента содержания образования в общеобразовательной и высшей школе. В результате систематической и кропотливой работы во всех субъектах РФ были разработаны региональные учебные планы, изданы учебники и учебные пособия, осуществлялась подготовка и переподготовка учителей.
Третье направление исследований в области региональных проблем образования связано с возрождением в конце ХХ - начале ХХ1 в. научного интереса многих ученых к этнопедагоги-ческим идеям как важному средству повышения нравственного уровня человека и общества. В нашей стране такой интерес к истокам народной педагогики и ее использованию в образовательном процессе проходил несколько периодов: до революции 1917 г. в рамках этнографических исследований; в 20-30-е гг. ХХ в. в трудах и практике работы идеологов новой советской школы; во второй половине 50-х гг. ХХ в. в работах Г. Н. Волкова, Ю. А. Рудь, Б. М. Ховратовича, Э. Х. Галаева, Н. И. Тадиновой и др. Начиная с 80-х гг. ХХ в., когда этно-педагогика была выделена в самостоятельную науку и до настоящего времени, проблемы эт-нопедагогики исследуются в трудах многих региональных ученых. К настоящему времени в регионах накоплен богатый материал по этнопедагогике разных народов. Научно обоснованы такие инварианты педагогического знания, как источники народной педагогики, идеал и цель воспитания, задачи и основные направления приобщения подрастающего поколения к социокультурному опыту родного народа, средства и методы педагогического воздействия.
Четвертое направление ориентировано на теоретическое обоснование механизмов достижения современного качества образования. Качество образования рассматривается как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям личности, ожиданиям общества и государства в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Качество образования включает также определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями [3, с. 56-57; 4, с. 139].
Переход системы образования на новые стандарты, профильное обучение, введение единого государственного экзамена (ЕГЭ), двухуровневой модели подготовки специалистов и др. -все это должно сопровождаться серьезными научными исследованиями, подтверждающими не только эффективность перечисленных нововведений, но и очень корректное оценивание достигнутых компетенций на всех уровнях образования у коренных народов. До сих пор остается открытым вопрос, не вступают ли в противоречие, а где-то и в открытый конфликт вводимые инновации с этнокультурными особенностями народов нашей страны? Таких исследований в настоящее время мало, и они носят скорее локальный, чем масштабный характер.
Одним из важных вопросов в рамках этого направления должно стать реальное обеспечение теоретической и практической базы для профессионального самоопределения, профори-ентирования на выбор той или иной профессии с учетом специфики и потребностей региона. К настоящему времени появился ряд исследований на эту тему. Например, исследование
О. Ю. Чаптыковой «Подготовка старшеклассников к профессиональному самоопределению на основе идей народной педагогики», в котором автор доказывает необходимость специальной подготовки старшеклассников к выбору профессии. Профессиональное самоопределение, по мнению О. Ю. Чаптыковой, должно входить в число первоочередных целей, необхо-
димо осуществлять преподавание специализированных учебных курсов, направленных на формирование базовых профориентационных знаний и умений учащихся. Возможности этнокультурного компонента также должны быть использованы для решения задач профессиональной направленности.
Результатом работы по четвертому направлению является теоретическое обоснование и практическая разработка региональной системы оценки и мониторинга качества образования, основными целями которой являются: повышение объективности контроля и оценки учебных достижений учащихся, получение всесторонней и валидной информации о состоянии регионального образования; создание системы многоуровневого мониторинга, способствующего повышению управляемости и мобильности в развитии образовательных систем; установление эффективной обратной связи между различными участниками образовательного процесса, подготовка выпускников школ к процедурам независимого тестирования [5, с. 29].
Анализ системы непрерывного образования различных регионов может помочь сформулировать концептуальные идеи, которые могут стать ориентирами региональной системы оценки и мониторинга качества образования. Это позволит сделать региональную систему не только инструментом контроля знаний, но и средством развития личности субъекта образовательного процесса, сохранения его индивидуальности, а также действенным механизмом удовлетворения его образовательных, культурных (в том числе и этнокультурных), жизненных потребностей.
Пятое направление исследований направлено на изучение влияния поликультурного образования на становление системы образования на современном этапе, в том числе и регионального. Развитие этого направления обусловлено процессами глобализации и сопровождающими их межличностными, межгрупповыми и межэтническими конфликтами, а также обострением политических и религиозных разногласий. Поликультурное образование призвано стать эффективным механизмом создания гуманного и демократического общества, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинства и прав каждого человека.
Анализ различных публикаций, проведенный Л. Л. Супруновой, позволяет сделать вывод о том, что в зависимости от политических, социальных и культурных факторов учеными разрабатываются различные подходы к решению проблем поликультурного образования. Исследователи, занимающиеся теоретическим обоснованием поликультурного образования в развивающихся странах (Кения, Новая Гвинея, Эквадор и др.), основное внимание уделяют повышению образовательных функций языков и культур коренного населения, опираясь при этом на культурные и образовательные традиции бывших метрополий.
В государствах со сложившейся доминирующей культурой (Австралия, США, Южная Африка и др.) разрабатываются концепции включения языковых, этических, религиозных и других меньшинств в эту культуру средствами образования. При этом особое значение придается созданию условий для сохранения культурного своеобразия меньшинств. В странах, сохранивших этнокультурную самобытность, но реализующих широкомасштабное международное сотрудничество (Таиланд, Южная Корея, Япония и др.), приоритет отдается научным исследованиям, связанным с поиском путей адаптации носителей национальной культуры к зарубежным культурным ценностям.
В государствах, имеющих национально-территориальные образования (Китай, Россия, Индия и др.), на передний план выдвигаются исследования, выявляющие механизмы интеграции учащихся в культуры других народов на основе родной культуры. Поликультурное образование в США рассматривается как необходимый компонент общего образования, который решает задачи приобщения учащихся к общенациональным ценностям и в то же время обеспечивает условия для соблюдения прав и свобод носителей различных культурных групп (расовых, этнических, половых, социальных, религиозных, людей-инвалидов).
В России в рамках поликультурного образования основное внимание уделяется исследованию проблем полиэтнического образования.
По мнению Л. Л. Супруновой и А. Ю. Белогурова, полиэтническое образование в нашей стране должно строиться на основе учета следующих основополагающих принципов:
а) диалектической включенности национальной культуры в систему российской и мировой, выражающей систему общекультурных императивов, которые присущи в равной степени всем этнокультурным образованиям;
б) историко-культурной и цивилизационной направленности национального образования, предполагающей необходимость раскрытия исторической обусловленности явлений прошлого и настоящего, изучения фольклора, национального искусства, обычаев и традиций. При этом само понятие «национальная культура» приобретает обширный, всеобъемлющий и многоаспектный смысл как интегративная категория, объединяющая всевозможные аспекты идентификации социума в российской и мировой культуре. Так как ментальность формируется как взаимодействие народной философии, народной религии и фольклора, именно эти составляющие выступают ориентирами в построении педагогических теорий как национального, так и поликультурного образования;
в) поликультурной идентификации и самоактуализации личности, основанной на включении в региональное содержание образования знаний о человеке и обществе;
г) глобальности культурно-образовательного процесса, отвечающего за развитие целостного поликультурного мировоззрения, коммуникативных особенностей личности в современном мире;
д) поликультурной толерантности и интеробразовательной перспективы, отражающей механизм этнокультурной идентификации личности в структуре гармонизации межэтнических отношений.
На региональном уровне проблемами поликультурного образования занимается большое количество ученых, практиков, рассматривающих вопросы становления этнорегиональных образовательных систем через призму различных поликультурных (мультикультурных) концепций (З. Б. Абдуллаева, А. Ю. Белогуров, В. И. Матис, Л. Л. Супрунова и др.).
Рассмотрение основных направлений исследований в рамках заявленной темы статьи подводит к необходимости изучения ключевых понятий, которые помогут выделить основные тенденции развития региональной системы образования. К таким понятиям следует отнести: регион, региональные особенности, региональное образование, региональное образовательное пространство, региональная образовательная политика и др.
Проблема определения понятия «регион» является одной из центральных в контексте данного исследования. В настоящее время существует несколько подходов к определению этого понятия.
В словаре иностранных слов под регионом (от лат. regio) понимается большая группа соседствующих стран, объединяемых по экономико-географическому, национально-культурному признаку или однотипных по общественно-политическому строю.
Как указывает Н. П. Распопов, термин «регион» многозначен: в социально-политической географии, в региональной экономике, теории государственного управления, политологии под ним подразумеваются подчас весьма различные понятия.
Отечественная история смысловые контуры понятия «регион» рассматривает через отличие его от административно-территориальной единицы: «Регион - территория, отличающаяся характерным направлением развития экономико-географических, социально-демографических, национально-культурных и политических структур, совпадающая или несовпадающая с административным делением государства» [6, с. 57].
С точки зрения культурного взаимодействия регионы - это общности людей, объединенные определенной культурой и ее материальными объектами.
Чаще всего регион понимается как территория, характеризующаяся специфическим комплексом исторически сформировавшихся образа и условий жизни населения - этническими, национальными и культурными особенностями, способом ведения хозяйства, условиями жизнедеятельности и др. Комплекс данных признаков лежит в основе понимания региона с позиции территориально-национального образования. По этому признаку на территории РФ выделяются все территориально-национальные образования (республика, автономный округ, автономная область).
Анализ различных источников показывает, что регион можно определить как пространство: экономическое, культурное, ментальное и политико-административное.
Для настоящего исследования важно рассмотреть понятие «регион» с точки зрения проблем развития системы образования. В этом плане мы согласны с А. К. Костиным, что регион - это пространство, способствующее социализации человека, формированию, сохранению и передаче норм жизни, сохранению и развитию природных и культурных богатств. Это и образовательное пространство, т. е. совокупность образовательных учреждений, расположенных на данной территории, где крепнут основные социально-экономические связи, определяющие особенности социально-культурной инфраструктуры.
А. Ю. Белогуров под регионом предлагает понимать такую национально-территориальную структуру, в рамках которой происходит функционирование образовательной системы.
В своем труде [7] А. Ю. Белогуров делает глубокий анализ проблемы возникновения, становления и развития в нашей стране этнорегиональных образовательных систем. Он отмечает, что образовательная система каждого национального региона, с одной стороны, является целостной и самостоятельной социально-педагогической структурой со свойственным для нее этнорегиональным своеобразием и функциональными связями между ее компонентами, с другой - интегрирована в российское образовательное пространство. Процесс регионализации и связанная с ним локализация образовательных интересов в соответствии с потребностями и интересами региона, ослабление влияния федерального центра, децентрализация власти и управления в стране в качестве закономерного итога привели к развитию в конце ХХ в. эт-норегиональных образовательных систем. До этого времени в отечественной педагогической науке понятия «этнорегиональная образовательная система» не существовало вследствие единой унифицированной для всех модели советской образовательной системы. По мнению автора, говорить об образовательной системе как совокупности взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций стало возможным только в ХХ в. До этого времени далеко не все народы, населяющие Россию, имели свою школу. Часто образовательный процесс носил фрагментарный характер, основываясь на реализации определенных идей, подходов, принципов, которые преломлялись (и то далеко не всегда и не везде) сквозь призму народной педагогики и эмпирического опыта в развитии образования.
А. Ю. Белогуров рассматривает этнорегиональную образовательную систему как образовательную систему, функционирующую в рамках отдельно взятого национально-регионального образования в соответствии с этнокультурными особенностями проживающими на ее территории народами.
Исследователь дает не только определение, но и характеристику этнорегиональной образовательной системы с позиций этнокультурной направленности образования. По мнению А. Ю. Белогурова, этнорегиональная образовательная система выступает многомерным
социокультурным и педагогическим явлением, в условиях которой происходит формирование ребенка как свободной самоорганизующейся культуросозидающей личности [7]. При этом системообразующим элементом данной системы является принцип этнокультурной направленности образования. Именно в этнорегиональной образовательной системе, важнейшим элементом которой выступает этнонациональная школа, принцип этнокультурной направленности может быть реализован наиболее полно.
Близким по сути и по смыслу понятию «этнорегиональная образовательная система» является понятие «региональная система образования». Региональная система образования представляет собой «совокупность связанных между собой образовательных учреждений, инновационных процессов (происходящих как в них, так и вне их) и деятельности по управлению этими процессами» [8, с. 55].
Вопросы эффективности функционирования и развития региональных систем образования составляют важнейшую часть общей стратегии реформирования отечественного образования. Система предоставления образовательных услуг становится важнейшим фактором формирования и развития экономического потенциала страны. В решении этих проблем большое значение принадлежит региональной системе образования, отличающейся автономностью, мобильностью, гибкостью, учетом и развитием этнических, национальных и региональных традиций.
Региональная система образования должна быть направлена на формирование личности представителя любой нации, а также этноса в целом, учитывать сложившиеся экологические, территориально-этнические принципы, полиэтнический состав населения, т. е. региональная система предполагает адаптированность к культурному и природному наследию региона.
Рассмотрение региональной системы образования с точки зрения нахождения ее в инновационном поле развития - очень важно для нашего исследования, так как сегодня уже невозможно представить систему образования региона, которая бы эволюционировала только в жестко заданных рамках определенных этнических и национальных интересов. Уходят в прошлое работы ученых, в которых приоритет в развитии региональных систем образования отдавался историческим, культурным, этнографическим и другим ценностям только какого-то одного этноса, чаще всего титульного.
А вот региональное образование, которое является органической частью системы непрерывного регионального образования и отражает специфику проживающего на территории региона того или иного этноса, можно рассматривать с позиций трех его составляющих компонентов: этнического, российского и мирового. Мы согласны с точкой зрения ряда ученых (А. Г. Абсалямова, А. Ю. Белогуров, В. П. Ларина и др.), которые под региональным образованием понимают:
- совокупность идей, взглядов, теорий социализации, развития, воспитания и обучения личности, основанных на этнокультурной парадигме региона;
- процесс и результат целенаправленного воспитания и обучения личности как субъекта этноса, нации, поликультурного пространства региона и гражданина России;
- систему преемственных образовательных программ и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов различного уровня, направленных на удовлетворение духовных и образовательных потребностей личности.
В региональной системе образования этнонациональные аспекты могут реализовываться на четырех уровнях:
Первый уровень - региональный, на котором определяются общие для региона установки в содержании образования (национально-региональный компонент), рекомендуемые техноло-гиии, общий режим деятельности системы образования.
Второй - отдельного поселения, образование здесь ориентируется на участие в определенных сторонах жизнедеятельности этнонациональных общностей и единой поселенческой общности.
Третий - образовательного учреждения, где воспроизводится определенное содержание образования, реализуются технологии, создается определенный тип учреждения, формируются режим жизнедеятельности, управления, уникальная микросоциальная среда (учреждение как организация, общность).
Четвертый - личностный, на котором огромную роль играют этнопсихологические особенности учащихся и педагогов, их духовные и социальные ценности, способы общения, взаимодействия, отношений. Важнейшей особенностью регионального образования является его системность. Региональное образование - это не набор отдельных образовательных учреждений, а единая система, состоящая из взаимосвязанных, взаимообусловленных образовательных звеньев, изменения в одной из которых неизбежно влияют на другие. Интеграция различных звеньев образования в единую систему придает ему новое качество, обеспечивающее перманентный характер процессов формирования личности не только в условиях конкретного региона, но и на всей территории РФ.
В каждом регионе РФ функционирует образовательное пространство, своеобразно отражающее его особенности и специфику, традиции, культуру, национальный и религиозный состав населения, уровень экономического развития и т. д. Если образовательное пространство строится на основе принципа регионализации, то это дает возможность и право учитывать многообразные интересы, потребности, цели, запросы субъектов региона и преодолевать диспропорции в структуре выпусков специалистов из вузов и дефицит профессионалов определенной специальности.
Понятие «региональное образовательное пространство», по мнению А. К. Костина, является базовым, так как позволяет выразить, а значит, и не упустить из вида основные смыслы развития образования - обеспечить целостность региональной политики в сфере образования, ее несводимость к отдельным модификациям образовательных программ и предметов обучения к уровню образовательных учреждений и управленческих действий сверху.
Региональное образовательное пространство - это «совокупность: 1) научных, образовательных, культурных, просветительских, экономических институтов (государственных и негосударственных, официальных и неофициальных); 2) средств массовой коммуникации, ориентированных на образование; 3) общественных организаций и социальных систем, вовлеченных в решение проблем образования; 4) социально-психологических стереотипов, регламентирующих поведение людей по отношению к образованию. Оно представляет собой разновидность сложноорганизованной социальной системы, развивающейся согласно собственным закономерностям, имеющим как субъективный, так и объективный характер» [9, с. 11].
Многие исследователи, рассматривающие особенности образовательного пространства, обращают внимание на недопустимость замыкания региональной системы образования на исторических, культурных, экономических приоритетах только какого-то одного этноса, пусть даже и титульного.
Во-первых, региональное образовательное пространство является частью федерального. Во-вторых, система образования есть результат действия субъективных факторов, среди которых: политика в сфере образования и сформулированные в ней цели и задачи, уровень финансовых, организационных и кадровых возможностей образовательной политики, уровень академических свобод и самостоятельности, предоставленный образовательным учреждениям. В-третьих, образование выстраивается под соответствующую образовательную парадигму. Поэтому система образования в регионе по сути является итогом своеобразного компромисса
между региональными предпочтениями и потребностями, с одной стороны, возможностями регионального образовательного пространства - с другой, образовательными интересами и потребностями и способами их реализации - с третьей [9, с. 11].
Региональную политику в области образования можно рассматривать как систему намерений и действий, которая реализует цели государства в формировании конкурентоспособной на всей территории РФ личности через сеть образовательных учреждений региона.
Мы полностью согласны с А. К. Костиным, что содержание региональной политики в области образования не может быть сведено к осуществлению узко понимаемых национально-региональных интересов. Однако своеобразие национальных традиций, культуры региона не может быть отдано в угоду односторонним увлечениям образцами зарубежных педагогических систем. Региональная политика в области образования должна отвечать глобальным и местным, общим и частным, уникальным и универсальным особенностям, учитывать своеобразие насущных потребностей и необходимость подъема образования на уровень мировых образцов.
Как отмечает А. В. Шумакова, современная социально-экономическая ситуация в региональной политике может быть охарактеризована рядом наиболее значимых положений для понимания стратегии проектирования образовательного пространства в образовательных учреждениях разных форм и видов: растянутость и неопределенность экономического и социального реформирования, политический кризис; изменение смысловых и ценностных ориентиров, разрушение традиционных механизмов преемственности поколений; противоречивость отношения к образованию в условиях рынка труда и образовательных услуг; отсутствие четкой, адекватной современным условиям молодежной политики.
В целом данное состояние современного образования очень точно выразил В. Слободчиков: «... образование хронически опаздывает, оказывается в роли догоняющего саму жизнь. ... Отсюда и главная проектная задача регионального образования - создание пространства совместной жизнедеятельности, ... определение общих целей (в подлинном смысле - общественной) жизни, через соучастие в которой и происходит образование человека. Это и есть путь становления “собственно человеческого в человеке” со всеми его дарами и обретениями» [10, с. 4].
Чтобы исправить эту ситуацию, по-нашему мнению, образовательная политика каждого региона должна строиться на основе принципа региональности. Региональность в образовательной политике означает ее направленность на создание целостной системы учреждений, обеспечивающих расширенное воспроизводство рабочей силы в соответствии со структурой экономики региона и удовлетворение всей совокупности образовательных потребностей его жителей. И тогда современная региональная система образования будет строиться не на обособлении региона от центра и других регионов с тем, чтобы самостоятельно решать вопросы развития образования, а идти по пути сотрудничества с центром для решения задач ресурсного обеспечения деятельности региональной системы образования (правового, нормативного, научно-методического, материально-технического и др.).
В настоящее время в РФ разработано более 30 концепций региональной образовательной политики. Их основная идея заключается в том, что при построении качественно новой региональной образовательной политики должны учитываться особенности территории, разумно сочетаться общегосударственные, национальные и местные интересы.
В 90-х гг. ХХ в. каждый регион был наделен правом и обязанностью определять собственную образовательную политику исходя из социально-экономических, географических и национально-культурных условий и потребностей. Это выражалось прежде всего в разработке региональных образовательных программ, формировании федерального, межрегиональных и региональных рынков образовательных услуг, создании региональных экспериментальных площадок для отработки новых подходов к содержанию и технологиям образования.
Рассмотрение подходов к изучению регионального образовании, основных понятий, связанных с особенностями регионального образования, а также региональных программ развития образования в различных субъектах РФ дает возможность для выявления и описания основных тенденций развития регионального образования на современном этапе.
В. И. Панарин, проводя социально-философский анализ глобальных и региональных тенденций развития отечественного образования, отмечает, что региональные тенденции развития образования развертываются по линии развития традиционных отраслей жизнеутвержде-ния региона, учитывают необходимость подготовки кадров (соответствующего состава, количества специалистов, качества их знаний), обеспечивающих перспективы развития региона.
Л. А. Шауцукова в качестве основных тенденций развития регионального образования в Кабардино-Балкарии выделяет: дифференциацию образовательных программ в соответствии с наклонностями и способностями учащихся; возрождение национальной школы; переход на активные, развивающие системы обучения; появление вариативных форм образования, свободного выбора форм и профилей обучения; снижение качества образования на селе; появление платного высшего образования; проведение эффективной работы по подготовке и переподготовке квалифицированных преподавательских кадров, обучение их современным информационным технологиям; формирование единого информационного образовательного пространства региона на принципах демократической и открытой системы.
И. Ю. Данилова в качестве ведущих тенденций развития регионального образования выделяет: модернизацию образования на основе приоритета общечеловеческих ценностей в структуре национальной культуры; совершенствование национально-регионального компонента содержания образования в контексте диалога культур; создание современной системы непрерывного регионального образования и ее ориентацию на региональный рынок труда.
Анализ различных тенденций развития регионального образования на современном этапе подвел к необходимости рассмотрения их в тесной связи с мировыми и общероссийскими. Как и другие общественные институты, образование под влиянием всеобъемлющего процесса интернационализации жизни становится все более открытым для международного сотрудничества. В силу особой роли знания в постиндустриальную эпоху образование выдвигается в число решающих элементов мировой политики. И если раньше процесс интернационализации образования шел как бы «вслед» за его развитием в экономике, то сегодня все более очевидной становится необходимость его опережающего развития в сфере образования. Под влиянием происходящих в мире крупных политико-экономических перемен, эволюции ценностных систем многих стран современное образование приобретает все более глобальный, общемировой характер.
Интернационализация образования сопровождается усилением международной составляющей развития его отдельных элементов - национальных, региональных образовательных систем. Это, конечно же, не означает утраты ими своей самобытности.
Непрерывность регионального образования в субъектах РФ обеспечивается опорой на следующие требования: преемственность общего и всех ступеней профессионального образования; усиление профессионально-личностного аспекта профессиональной подготовки; реализация принципов регионализации, индивидуализации и дифференциации профессиональной подготовки; возможность повышения профессиональной подготовки в течение всей жизни.
Центральная роль в развитии системы непрерывного образования, кадровом и научном обеспечении социально-экономического развития региона принадлежит региональным классическим университетам, на основе которых формируются университетские комплексы. Можно полностью согласиться этом плане с В. К. Шаповаловым, который утверждает, что государство должно быть заинтересовано в том, чтобы классические национальные университе-
ты были инструментом не только образования, но и социально-политической мобилизации этнически разнородного населения.
Университет, функционирующий в регионе и составляющий основу регионального университетского комплекса, является системообразующим социально-экономическим и социально-культурным фактором. Он ориентируется на реальные условия жизнедеятельности региона на основе сочетания общегосударственных, региональных и собственных интересов.
Таким образом, по нашему мнению, основными тенденциями развития регионального образования на современном этапе являются:
- интеграция региональных образовательных систем;
- непрерывность регионального образования в субъектах РФ;
- создание регионального университетского комплекса, ориентированного на решение кадровых проблем и научного обеспечения социально-экономического развития региона.
Список литературы
1. Супрунова Л. Л. Приоритеты региональных сравнительных исследований в контексте модернизации российского образования // Вестник ВЭГУ. 2008. № 1 (33). С. 44-54.
2. Кузьмин М. Н. Проблемы сохранения единого образовательного и духовного пространства России // Педагогика. 2004. № 4. С. 3-10.
3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000. 176 с.
4. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков. М.: ТЦ Сфера, 2004. 448 с.
5. Болотов В. А., Ефремова Н. Ф. Система оценки качества российского образования // Педагогика. 2006. № 1. С. 22-31.
6. Гомаюнов С. Местная история в контексте россиеведения // Общественные науки и современность. 1996. № 1. С. 55-63.
7. Белогуров А. Ю. Философско-педагогические аспекты изучения процесса регионального образования // Бюллетень Владикавказского института управления. 2004. № 11-12. С. 241-265.
8. Ларина В. П. Инновационная деятельность школ в региональной системе образования // Педагогика. 2005. № 2. С. 55-61.
9. Чепурышкин И. П., Пугачева Н. Б. Регионализация образования как предмет научных исследований // Педагогика. 2008. № 8. С. 9-16.
10. Слободчиков В. И. Новое образование - путь к новому сообществу // Школьные технологии. 1997. № 3. С. 3-6. Мирошниченко В. В., доцент.
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова.
Пр. Ленина, 94, Абакан, Республика Хакасия, Россия, 655017.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 06.02.2013. V. V. Miroshnichenko
GENERAL TRENDS OF DEVELOPMENT OF THE REGIONAL SYSTEM OF EDUCATION
The article analyzes the movements of research in regional issues of education; it deals with the key concepts of the regional education, and the principal tendencies of the regional system of education.
Key words: region, regional, ethno-regional educational system, regional system of education, regional educational environment, regional policy in education, tendencies in development of regional education system.
Katanov Khakass State University.
Pr. Lenina, 94, Abakan, Republic of Khakassia, Russia, 655017.
E-mail: [email protected]