ББК 74.04 И29 УДК 37.014
А.В. ИДИАТУЛЛИН
A.V. IDIATULLIN
РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИКАХ РОССИИ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
THE REGIONALIZATION OF THE SYSTEMS OF HIGHER EDUCATION IN THE NATIONAL REPUBLICS OF RUSSIA: THE HISTORY AND THE PERSPECTIVES
В статье рассматриваются попытки регионализации системы высшего образования, предпринятые в национальных республиках в первой половине 90-х гг. и анализируются причины, воспрепятствовавшие развитию данного направления в современной образовательной политике. В работе также намечаются перспективные направления взаимодействия вузов и регионов.
The article studies the attempts of the regionalization of the system of higher education that were undertaken in some national republics in the first half of the 1990's. It also analyses the reasons that prevented the development of this direction in the modern educational policy. The work provides some perspective directions of cooperation between institutions and regions existing at present.
Ключевые слова: регионализация образования, реформа образования, национальные республики, образовательная политика, перспективы образования в регионах.
Key words: regionalization of education, educational reform, national republics, educational policy, educational perspectives in the regions.
Обращение к теме регионализации высшего образования на современном этапе, вероятно, вызовет вопросы, в частности связанные с тем, что в современном образовательном законодательстве практически отсутствует возможность привнесения национально-регионального компонента в содержание подготовки специалиста с высшим образованием, а в центре внимания как экспертов, так и широкой общественности находятся актуальные вопросы перехода на многоуровневую систему, внедрения новых образовательных стандартов, перспективы единого государственного экзамена и т.п.
Вместе с тем актуальность обращения к данной проблеме, по мнению автора, диктуется не столько внутренней логикой развития системы высшего образования, в русле проводимой в настоящее время образовательной политики, сколько необходимостью взвешенной оценки имеющегося в истории развития систем высшего образования опыта регионализации и определения социокультурного потенциала данного направления как для развития собственно системы образования, так и для формирования гармоничных общественных отношений в поликультурных регионах России.
Так каков же исторический опыт отечественной системы высшего образования в этом вопросе?
Как известно, в начале 90-х годов существенно возрастает влияние региональных факторов на развитие как общества в целом, так и системы высшего образования, в частности. Поиск нового содержания в социокультурном
поле формирующегося постсоветского пространства при усиливающейся позиции самоустранения государства неизбежно приводил вузы к активно развивающимся субъектам социокультурного поля - регионам.
Этому были объективные исторические предпосылки. Одним из важнейших исторических процессов в начале 90-х гг. на постсоветском пространстве становится изменение соотношения централизации и децентрализации в управлении в связи с перераспределением полномочий между федерацией и ее субъектами и далее - на муниципальный уровень управления. Перестройка взаимоотношений между центром и периферией, имевшая место в период президентства Б.Н. Ельцина, объективно способствовала перестройке взаимоотношений и по вопросам образования. Необходимость делегирования управленческих полномочий на региональный уровень в федеральном центре официально объяснялась целым рядом причин:
- во-первых, это исторически сложившаяся неравномерность развития высшей школы на территории России;
- во-вторых, необходимость решения вопросов интеграции высшей школы, вузовской науки и научно-исследовательских учреждений;
- в-третьих, масштабность и многовариантность преобразований в системе высшей школы, необходимость оптимизации структуры и объемов подготовки специалистов [9].
В связи с этим началось создание региональных научно-образовательных комплексов (РНОК). Процесс их создания получил поддержку в распоряжении Президента РФ от 3 сентября 1991 № 9-р «О мерах по более полному использованию потенциала региональных отделений АН СССР». Наряду с развитием региональных научных объединений в начале 90-х гг. закладываются основы информационного и издательского обеспечения региональных систем высшего образования. В 1992 г. выходят постановления Госкомитета № 17 «О системе координации библиотечно-информационного обслуживания в вузах РФ» и № 36 «О системе координации издательской деятельности в высших учебных заведениях». В указанных постановлениях говорится о создании 12 региональных центров [10].
Также в соответствии с п.6 ст.29 закона «Об образовании», принятого в 1992 г., который отнес к компетенции субъектов федерации формирование государственных органов управления образованием и руководство ими, регионы получили право самостоятельно формировать управленческие структуры в области высшего образования.
В 1993 году в рамках Федеральной программы развития образования разрабатывается и принимается проект «Региональные проблемы образования». В проекте предусматривалось «создание системы федеральной поддержки органов образования заинтересованных республик в составе Российской Федерации, краев и областей в деле развития учреждений образования этих регионов с учетом местных социально-экономических и культурных потребностей и интересов»^].
В контексте исторической ситуации начала 90-х гг. данное предложение выглядело весьма заманчиво и для представителей национальных республик. Расширение полномочий субъектов позволяло властям республик требовать проведения регионализации высшего образования, нацеленной на решение наиболее насущных проблем. Как отмечают В. Лексин и А. Швецов, «субъекты Российской Федерации с обостренным вниманием относятся к деятельности расположенных на их территории вузов, и высшее образование - одна из немногих отраслей социальной сферы, применительно к которым попытки разграничения полномочий с федеральными властями предпринимаются довольно часто» [3, с. 49].
Для осуществления намеченных в республиканских программах и законах целей в субъектах был инициирован договорный процесс с федеральным центром.
Республика Татарстан одной из первых включилась в реализацию данного направления. В июне 1993 года было подписано соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан в области высшего образования [6, с. 318]. Республика приняла на себя ряд обязательств по поддержке вузов на своей территории и заложила основы взаимовыгодного сотрудничества. В дальнейшем практика заключения подобных договоров была распространена во многих субъектах РФ. Договора с федеральным центром были заключены практически во всех республиках Поволжья.
Ряд сил в национальных республиках на волне политического подъема вызванного процессами обретения суверенного статуса в начале 1990-х гг. ставил вопрос об изменении статуса высших учебных заведений, находящихся на территории республики, с федерального на региональный. Существовала точка зрения, что «в республике есть десятки вузов - все они наши» [8, с. 11]. Вторая позиция, поддерживаемая как правительством республики, так и вузовской общественностью региональных вузов, заключалась в сохранении федерального статуса.
Так что же заставляло вузовское сообщество с опаской относиться к идее регионализации, с учетом всех вышеназванных позитивных моментов? Основная причина, помешавшая осуществлению политики регионализации управления образованием, находилась в финансовой плоскости. Как и во многих других действиях Правительства РФ у регионализации в тот период имелся «скрытый» смысл. Так, И.М. Ильинский пишет: «Начался бурный процесс регионализации, т.е. децентрализации образования. Федеральный центр, лихорадочно искавший дополнительные источники финансирования и решения материальных проблем образования и не находивший их, переложил значительную часть этой важнейшей задачи на региональный и муниципальный уровни» [1, с. 336].
При осуществлении данной политики федеральные органы управления образованием учитывали уже «имеющийся опыт заключения двусторонних договоров, в том числе и с республиками Среднего Поволжья, а также опыт по разработке региональных программ развития образования в других регионах» [4, с. 3-4.].
Однако перевод вузов на баланс регионов, даже относительно благополучных, был практически невозможен. Во второй половине 90-х гг. в стране возросло число регионов, получающих дотации из федерального бюджета. К 1998 году из 89 субъектов федерации 77 получали трансферты на нужды образования [2, с. 281].
Учитывая сложившееся финансовое положение, в регионах начали более осторожно относиться к инициативам центра, направленным на регионализацию высшего образования, трактуемую в духе предложений «Концепции реформирования 1998 г. ...».
Так, в своем письме на имя В.С. Черномырдина от 27 января 1998 г. вице-премьер О.Н. Сысуев отмечал, что значительная часть субъектов Российской Федерации считает, что принятию концепции должны предшествовать меры по стабилизации экономической ситуации в сфере образования» [5, с. 2].
Таким образом, регионализация управления высшим образованием, трактуемая как изменение статуса вузов с федерального на региональный, а также перекладывание расходов федерального центра на высшее образование на региональный уровень, не нашла поддержки в регионах и не была ре-
ализована по причине отсутствия экономической возможности, поддержки со стороны вузовской общественности и правовой неподготовленности данного процесса.
В то же время происходила стихийная регионализация, понимаемая как переориентация вузов республик на социально-культурные потребности населения регионов и диалог с местными властями на взаимовыгодных основаниях, продиктованная необходимостью упорядочения стихийно складывающихся в высшем образовании процессов; а также необходимостью решения оперативных задач социально-экономического развития.
Однако и здесь не всегда удавалось найти взаимопонимание. Тогда, когда вузы были вынуждены исходить из приоритетов «спроса», не удавалось учитывать интересы региона. В этих условиях предпринятые в республиках самостоятельные попытки выработки основных концептуальных основ и направлений развития высшего образования нельзя признать удавшимися. Как правило, принятые в этот период концепции развития регионального образования носили декларативный характер и не могли оказать существенного влияния на развитие вузовской системы.
Означает ли это, что идея регионализации высшей школы оказалась несостоятельной в историческом плане и возвращение к ней на дальнейших этапах развития систем образования регионов невозможна?
По мнению автора, это отнюдь не так. Если обобщить основные направления развития государственной политики в области высшего образования, то просматриваются следующие тенденции, которые, по-видимому, и лягут в основу дальнейшего развития высшего образования в регионах России.
В рамках Национального проекта «Образование» государство, по сути, определило сферы приоритетной поддержки и ведущие вузы страны. В результате масштабных преобразований связанных с появлением особого класса федеральных и национальных исследовательских университетов складывается новая многоуровневая система высшего образования. Вузы, призванные стать лидерами модернизационных проектов, наделяются особым статусом и определенными финансовыми гарантиями.
В то же время остальным вузам, включенным в систему образования региона, предстоит пересмотреть приоритетные направления развития в связи с потребностями региона. Взаимодействие с региональными властями на современном этапе диктуется совершенно иными установками, нежели это было в 90-е гг. Данный процесс ставит перед более мелкими региональными вузами задачи по определению новой стратегии развития, которая способна помочь им оставаться конкурентоспособными и в рамках новой системы. В данном контексте наиболее перспективными выглядят направления, в которых у вузов сложились прочные отношения с хозяйствующими субъектами региона: целевая подготовка и профессиональная переподготовка кадров для предприятий-партнеров; расширение спектра предоставляемых образовательных услуг с вовлечением новых возрастных групп населения; внедрение кластеров в структуру региональной системы образования, позволяющей региональному вузу определенного профиля объединить учебные заведения региона по данному профилю и использовать как их материальные ресурсы, так и как базу привлечения абитуриентов.
В свою очередь это позволит региону разрабатывать и внедрять собственные программы развития высшего образования, обеспечивающие достижение целей модернизации высшего образования и учитывающих специфику региона.
Литература
1. Ильинский, И.М. Образовательная революция [Текст] / И.М. Ильинский. - М.: Изд-во Моск. гуманит.-соц. акад., 2002. - 591 с.
2. Костюченко, И.Ю. Исторический опыт разработки и реализации государственной политики СССР и Российской Федерации в сфере народного образования во второй половине XX в. [Текст]: дис. ... д-ра ист. наук / И.Ю. Костюченко. - М., 2004. - 512 с.
3. Лексин, В. Общероссийские реформы и территориальное развитие [Текст] / В. Лексин, А. Швецов // РЭЖ. - 2001. - № 2. - С. 38-52.
4. Нормативно-правовая база развития образования и науки Саратовской области [Текст]. - Саратов: Изд-во СГУ, 1999. - 34 с.
5. Письмо заместителя председателя Правительства РФ О.Н. Сысуева от 27 января 1998 г. [Текст] // Образование в документах. - 1998. - № 3. - С. 2-5.