ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 378(470.51X045)
Г.В. Мерзлякова, С.А. Даньшина
ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В 1990-е годы (НА МАТЕРИАЛАХ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)
Рассматривается история развития региональной системы высшего профессионального образования в Среднем Поволжье. На примере деятельности региональных органов управления высшим образованием Удмуртской Республики в 1990-е гг. анализируются проблемы реформирования современной российской системы высшего образования в условиях экономического кризиса.
Ключевые слова: Среднее Поволжье, реформы, управление, высшее образование, научные кадры, студенты.
Сложные социально-политические и экономические процессы 1990-х гг. - распад СССР, суверенизация союзных республик, начало демократических преобразований, передел собственности - привели к смене политической и экономической модели развития России. В новых условиях назрела проблема комплексной структурной перестройки образовательной системы в целом, где все сильнее проявлялось отставание от потребностей страны, ставшей на путь экономических реформ. Однако экономические реформы, предпринятые в этот период, не имели достаточно обоснованной научной и законодательной базы и, в конечном счете привели к сокращению производства, что вызвало ликвидацию отдельных предприятий, рост безработицы и другие негативные явления в экономике России.
Первый этап реформирования системы образования был связан с провозглашением в 1990 г. декларации о государственном суверенитете России. Это стало отправным пунктом большой законотворческой работы, целью которой являлись коренные преобразования в политической, социальной и экономической жизни страны. По этой причине первый указ Президента России, принятый в 1991 г., был нацелен на решение актуальных задач, стоявших перед образовательной системой РФ.
Второй этап был связан с принятием в 1992 г. закона «Об образовании», с которого началась разработка нормативных документов и реализация конкретных мероприятий по реформированию высшего образования в соответствии с новыми условиями и требованиями. Этот этап выделен также на основе обновления в 1996 г. закона «Об образовании», в который были внесены изменения и поправки, в результате чего изменилось управление системой образования. Еще одним из оснований выделения этого этапа можно считать принятие Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Третий этап начался в сентябре 1997 г., когда Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии принял решение о целесообразности разработки Национальной доктрины развития образования РФ. Параллельно с разработкой доктрины шло обсуждение Федеральной программы развития образования, которая стала организационной основой государственной политики в области образования. В связи с этим представляется актуальным анализ эволюции государственной политики России в области реформирования региональной системы управления высшим образованием в 1990-е гг.
В начале 1990-х гг. одним из важнейших исторических процессов на постсоветском пространстве становится изменение соотношения централизации и децентрализации в управлении в связи с перераспределением полномочий между федерацией и ее субъектами и далее, на муниципальный уровень управления. Началось движение «от федеративного государства, основанного на “демократическом централизме”, к децентрализованному федерализму с возрастающей автономией регионов» [9; 11. С. 21].
Перестройка взаимоотношений между центром и периферией, имевшая место в период президентства Б.Н. Ельцина, повлекла за собой перестройку взаимоотношений по вопросам образования. Необходимость делегирования управленческих полномочий на региональный уровень в федеральном центре объяснялась целым рядом причин: во-первых, это исторически сложившаяся неравномерность развития высшей школы на территории России; во-вторых, необходимость решения вопросов интеграции высшей школы, вузовской науки и научно-исследовательских учреждений; в-третьих, масштабность и многовариантность преобразований в системе высшей школы, необходимость оптимизации структуры и объемов подготовки специалистов и формирования научной производственной
инфраструктуры высшей школы - все это предполагало необходимость принципиальных изменений во взаимоотношениях между федеральными и региональными органами управления [1. Д. 26. Л. 8].
На федеральном уровне это стремление проявлялось в создании на всей территории России региональных структур по различным направлениям деятельности вузов. В связи с этим началось создание региональных научно-образовательных комплексов (РНОК). Процесс их создания получил поддержку в распоряжении Президента РФ от 3 сентября 1991 № 9-р «О мерах по более полному использованию потенциала региональных отделений АН СССР». В начале 90-х гг. наряду с развитием региональных научных объединений закладываются основы информационного и издательского обеспечения региональных систем высшего образования. В 1992 г. выходят постановления Госкомитета №17 «О системе координации библиотечно-информационного обслуживания в вузах РФ» и № 36 «О системе координации издательской деятельности в высших учебных заведениях». В указанных постановлениях говорится о создании 12 региональных центров [1. Д. 29. Л.124]. Также в соответствии с п.6 ст.29 закона «Об образовании», принятого в 1992 г., который отнес к компетенции субъектов федерации «формирование государственных органов управления образованием и руководство ими», регионы получили право самостоятельно формировать управленческие структуры в области высшего образования.
В 1993 г. в рамках Федеральной программы развития образования разрабатывается и принимается проект «Региональные проблемы образования». В проекте предусматривалось «создание системы федеральной поддержки органов образования заинтересованных республик в составе Российской Федерации, краев и областей в деле развития учреждений образования этих регионов с учетом местных социально-экономических и культурных потребностей и интересов» [3. С. 53]. В контексте исторической ситуации начала 90-х гг. данное предложение выглядело весьма заманчиво для представителей национальных республик. Известно, что в рамках СССР ее автономные республики были образованы в местах исторического расселения крупных по численности этносов. В период распада СССР национальные образования стали демонстрировать свою независимость по отношению к центру, провозглашая суверенитет и требуя подписания Федеративного договора.
Например, в 1990 г., используя благоприятную политическую обстановку, Республика Татарстан вслед за Российской Федерацией объявила о своем суверенитете, который был закреплен референдумом и Конституцией РТ (1992 г.), где говорилось, что Татарстан является суверенным государством, субъектом международного права, ассоциированным с РФ на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и разграничении предметов ведения. В результате активной политики властей и партий республики 15 февраля 1994 г. двухсторонний договор между федеральным центром и Республикой Татарстан был заключен [7. С. 22; 10]. Подписание данного договора открыло дорогу процессу, названному «парадом суверенитетов», когда субъекты федерации получали широкие права в области управления различными сферами социально-экономического развития.
В ряде регионов существовали органы управления собственно образованием, в других - образованием и наукой, в-третьих - образованием и культурой и т.д. Кроме того, в некоторых регионах управление учреждениями образования разных уровней разнесено по разным ведомствам. Нередко вопросы высшего образования курировали соответствующие отделы органов управления образованием субъектов федерации.
В Республике Татарстан был создан специальный отдел в Министерстве образования РТ, в его компетенции находятся вузы республиканского подчинения и отдел науки и учебных заведений Кабинета министров РТ, который координирует деятельность федеральных вузов в РТ [6; 14. С. 87].
В 1991 г. Министерство образования Республики Татарстан на заседании коллегии приняло «Концепцию развития татарского просвещения». Над созданием этой концепции трудились Всета-тарское объединение «Магариф» и Министерство образования под руководством Р. Ягьфарова. В рабочую группу входили И. Амирханов, Х. Гарданов, Р. Нугманов, Ф. Хайрутдинов. Согласно проекту концепции предполагалось введение пяти уровней национальной школы: семейная, средняя общеобразовательная, средняя профессиональная, высшая профессиональная, научная.
Расширение полномочий субъектов ставило перед властями республик требование регионализации высшего профессионального образования, нацеленной на решение наиболее насущных проблем. В силу того, что вузы являются важнейшим инструментом развития рынков труда, оказывают значительное воздействие на формирование региональной элиты, способствуют процессам национального возрождения, региональные власти стали принимать более активное участие в разработке
политики развития системы образования. Как отмечают В. Лексин и А. Швецов, «субъекты Российской Федерации с обостренным вниманием относятся к деятельности расположенных на их территории вузов, и высшее образование - одна из немногих отраслей социальной сферы, применительно к которым попытки разграничения полномочий с федеральными властями предпринимаются довольно часто» [12. С. 49 ].
В республиках Среднего Поволжья также предпринимались попытки разграничения предметов ведения в области образования: в Татарстане, Удмуртской Республике, Чувашской Республике, Мари Эл и др. [4. С. 3-53; 13].
10-11 сентября 1992 г. в рамках визита в Чебоксары Президента России Б.Н. Ельцина, Председателя Президиума Верховного Совета РФ Р.И. Хасбулатова и состоявшегося Всероссийского совещания руководителей республик, краев и областей было проведено совещание министров образования республик в составе Российской Федерации. В нем участвовали министры 16 национальных республик и были рассмотрены основные направления деятельности органов управления образованием в свете нового закона об образовании, вопросы укрепления связей между образовательными структурами в кадровом обеспечении социально-экономических преобразований.
В республиках также разрабатывались и принимались законы «Об образовании» и законы о национальных языках. В 1993 г. Министерство образования РТ подготовило закон Республики Татарстан «Об образовании». Он вобрал в себя важнейшие проблемы развития образования в Татарстане. Закон «Об образовании» был призван способствовать «национальному возрождению населяющих республику народов, дальнейшей демократизации общественной жизни с одновременным укреплением государственности, законности, порядка, с усилением интеллектуального потенциала общества и каждого гражданина в отдельности». Согласно закону «принципы государственной политики в области образования учитывают национально-культурные традиции в обучении, обеспечивают свободу выбора языка обучения». В январе 1993 г. постановлением Государственного совета аналогичный закон был принят и в Чувашской Республике [5].
Для осуществления намеченных в республиканских программах и законах целей в субъектах инициировался договорный процесс с федеральным центром. Республика Татарстан одной из первых включилась в реализацию данного направления. В июне 1993 г. было подписано соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан в области высшего образования. Республика приняла на себя ряд серьезных финансовых обязательств по поддержке вузов на своей территории и заложила основы взаимовыгодного сотрудничества.
В начале 1990-х гг. ряд сил в Республике Татарстан на волне политического подъема, вызванного процессами обретения республикой суверенного статуса, ставил вопрос об изменении статуса высших учебных заведений, находящихся на территории республики, с федерального на региональный. Существовала точка зрения, что «в республике есть десятки вузов, все они наши» [7; 15. С. 11]. Вторая позиция, поддерживаемая как правительством республики, так и вузовской общественностью Татарстана в лице Совета ректоров, заключалась в сохранении федерального статуса у существующих вузов.
Изменение подчинения вузов с федерального на региональный не произошло благодаря активной позиции ректорского корпуса крупнейших вузов республики, которые с самого начала отвергли данные предложения. Позднее в решении IV съезда Российского союза ректоров также отмечается, что «регионализация высшей школы, то есть передача вузов в ведение местных органов власти, внешне привлекательна: появляется возможность обеспечить кадрами рыночную экономику регионов, повысить уровень научного сопровождения управленческих решений и так далее. Это и многое другое из того, чем занимаются вузы России, не мешает делать федеральный статус. Напротив, исчезновение такого статуса, неизбежное дальнейшее “секвестрование” расходов на содержание приведут к их деградации и исчезновению» [12].
Данная позиция нашла законодательное закрепление в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.). В ст. 24 и 25 данного закона говорится о том, что хотя в ведении субъектов РФ и муниципальных образований могут находиться образовательные учреждения высшего профессионального образования, правовую регламентацию их деятельности осуществляет федерация.
Однако основная причина, помешавшая осуществлению политики регионализации управления образованием, была связана с финансами. Как и во многих других действиях Правительства РФ, у
регионализации в тот период имелся «скрытый» смысл. Так, И.М. Ильинский пишет: «Начался бурный процесс регионализации, т.е. децентрализации образования. Федеральный центр, лихорадочно искавший дополнительные источники финансирования и решения материальных проблем образования и не находивший их, переложил значительную часть этой важнейшей задачи на региональный и муниципальный уровни. Фактически уже с того момента государство сняло с себя экономическую ответственность за развитие образовательной системы. Эта мысль многократно звучала из уст высокопоставленных правительственных чиновников всякий раз, когда дело доходило до студенческих волнений, забастовок учителей и преподавателей: “Все, что должен регионам федеральный бюджет, нами отдано. Куда делись деньги - ищите. Почему местная власть не дает средств на образование -спрашивайте с нее”» [8. С. 336].
Таким образом, осознавая ограниченность собственных возможностей, прежде всего финансовых, федеральный центр активно пытается провести регионализацию управления высшей школой. При осуществлении данной политики федеральные органы управления образованием учитывали уже имеющийся опыт заключения двусторонних договоров. В том числе и с республиками Среднего Поволжья, а также опыт по разработке региональных программ развития образования в других регионах. Так, например, интересный опыт по созданию региональных образовательных округов имелся в Новгородской области, где в 1995 г. состоялась Всероссийская конференция, посвященная проблемам систематизации этого опыта и регионализации высшего образования [11].
Позитивный опыт по реформированию высшей школы сложился в Удмуртской Республике, Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Чувашской Республике, Саратовской области, где были приняты региональные программы развития высшего профессионального образования и науки на период 1997-2000 гг.
Однако перевод вузов на баланс данных регионов, даже относительно благополучных, был практически невозможен. Во второй половине 90-х гг. в стране возросло число регионов, получающих дотации из федерального бюджета в виде трансферта - перевода денежных средств в региональные бюджеты из специального фонда финансовой поддержки субъектов федерации, который имелся в федеральном бюджете. Средства фонда в форме трансферта направлялись тем субъектам России, где собственные доходы региональных бюджетов были недостаточны для покрытия предусмотренных расходов. К 1998 г. из 89 субъектов федерации 77 получали трансферты на нужды образования [5. С .8].
Осуществление передачи управления высшим образованием на региональный уровень не представлялось возможным и в связи с тем, что государственная политика в сфере высшего образования по отношениям с регионами не была четко сформулирована ни в одном из документов и не отражалась в каких-либо системных инициативах федерального правительства.
Регионализация управления высшим образованием со стороны научно-педагогической общественности подверглась острой критике. Данный процесс не был до конца реализован по причине отсутствия экономической возможности. В силу объективных причин передача управления системой высшего образования на региональный уровень не состоялась. Это, тем не менее, не означало безучастного отношения администраций республик к проблемам образования. Необходимость упорядочения стихийно складывающихся в высшем образовании процессов, а также решения оперативных задач социально-экономического развития республик, актуализировала сотрудничество администраций субъектов федерации с вузами. Для установления диалога с властями и координации усилий в республиках были созданы государственно-общественные органы управления образованием.
В частности, рассмотрим процесс эволюции региональной системы управления высшего профессионального образования на примере Удмуртской Республики. Именно созданные в 1990-е гг. органы управления высшей школой сыграли важную историческую роль в реализации модернизации образования, социальной поддержки студенчества, научно-педагогических кадров. Благодаря работе региональных органов управления были разработаны и реализованы проекты, которые позволили сохранить и реформировать высшую школу в условиях острого экономического кризиса.
В 90-е гг. ХХ в. в Удмуртии действовали 7 научных учреждений, входивших в состав Удмуртского научного центра Уральского отделения Российской академии наук. В них велись исследования, связанные с проблемами машиностроения и научного приборостроения, экологией региона, структурными преобразованиями промышленности республики, ее историей и культурой. Подготовку специалистов для промышленности, сельского хозяйства, строительства, экономики, искусства, народного образования и здравоохранения вели 5 высших и 30 средних профессиональных учебных заведений.
18 апреля 1996 г. в целях осуществления единой государственной политики в области науки, высшего и среднего профессионального образования был создан Комитет по науке, высшему и среднему профессиональному образованию при Правительстве Удмуртской Республики (далее Комитет).
За годы своей работы Комитет реализовал комплекс мероприятий, связанных с модернизацией региональной системы высшего профессионального образования [2. Д. 55. Л. 1-4]. В дальнейшем планировалась разработка Концепции развития высшего и среднего профессионального образования, прорабатывались вопросы создания системы непрерывного профессионального образования. Интегрирующие структуры планировались создаваться путем присоединения к вузам учебных заведений начального и среднего профессионального образования (школы, ПТУ, техникумы и т.д.).
Сотрудниками комитета принимались меры по участию учебных заведений Удмуртии в международных проектах и программах. По инициативе Московского представительства Фонда Сороса и Комитета подготовлено Постановление Правительства Удмуртской Республики о паритетном финансировании Международной соросовской программы образования в области точных наук на территории Удмуртской Республики.
Осуществлялась помощь учебным заведениям в обретении источников финансирования, поддержка научных исследований в интересах региона, в частности, в области межнациональных отношений, языка и литературы, археологии, этнографии, научных программ, связанных с изучением климата и экологии Удмуртии.
Изыскивались возможности оказания поддержки вузам в области реализации социальных программ: жилищное строительство через предоставление льготных кредитов; расширение льгот для студентов; материальная поддержка детей-сирот; организация летнего отдыха, лечения нуждающихся; поддержка книгоиздания и др. В исследуемый период велась серьезная работа по созданию базы данных по негосударственным учебным заведениям [2. Д. 55. Л. 7].
В конечном итоге цель Комитета, ради которой вырабатывались постановления, готовились рекомендации, - ни в коем случае не сокращать количество лиц с высшим и средним профессиональным образованием, а оперативно реагировать на запросы рынка, давать выпускникам учебных заведений многопрофильные специальности, чтобы было легче адаптироваться в современных условиях, чтобы выпускники не оставались невостребованными [2. Д. 10. Л.3].
Важную роль в разработку и реализацию модернизации образования внесли члены коллегии Комитета. В состав коллегии входили представители исполнительных органов государственной власти УР, органов местного самоуправления, организаций, ученые и специалисты. Коллегия являлась совещательным органом и рассматривала на своих заседаниях основные вопросы, отнесенные к компетенции Комитета. Благодаря инициативе членов коллегии были разработаны проекты нормативноправовых документов для Правительства и Госсовета Удмуртской Республики, в частности, разработан проект Закона УР «О науке и научной политике» и др. Одновременно с этим совместно с вузами и министерством народного образования была начата подготовка по заключению нового договора о разграничении сфер полномочий ведения в области образования между Министерством общего и профессионального образования России и Правительством Удмуртии. Председатель Комитета С.М. Решетников писал: «Мы полагаем, что в договоре должны быть расширены полномочия в этой сфере органов власти и управления Удмуртской Республики как субъекта федерации» [2. Д. 10. Л. 1-3].
Острая полемика по вопросам социальной защиты студенчества велась с главой администрации, мэром г. Ижевска А. Салтыковым. Организовывались встречи с председателями профсоюзных комитетов высших учебных заведений по вопросам задолженности по заработной плате, платежам за коммунальные услуги, энергетику и связь. По данным проблемам направлялись письма об организации социальной помощи студенчеству и научно-педагогическим кадрам в Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, председателям Госсовета УР и Правительства УР.
Председатель Комитета С.М. Решетников регулярно выезжал в командировки в Министерство общего и профессионального образования РФ, где обсуждались вопросы финансирования учебных заведений, перспективы развития профессионального образования в республике. В целом деятельность данного Комитета способствовала развитию социальной поддержки, инновационной деятельности, внедрению достижений прикладной науки в производство через создание технопарков, сохранению интеллектуального потенциала.
Однако, по мнению С.М. Решетникова, «Комитет не выработал концепции максимального использования научного потенциала ученых республики; не принял исчерпывающих мер по усилению
контроля в области лицензирования образовательных учреждений; не выступил координатором для всех вузов и НИИ в инновационной деятельности» [2. Д. 10. Л. 5].
20 декабря 2000 г. в целях модернизации региональных органов исполнительной власти был создан Государственный комитет Удмуртской Республики по науке, высшему и среднему профессиональному образованию (далее Госкомнауки УР) [2. Д. 97. Л. 3-48]. Он являлся правопреемником прав и обязанностей Комитета по науке, высшему и среднему профессиональному образованию при Правительстве Удмуртской Республики. В соответствии с возложенными на него задачами его сотрудники участвовали в формировании и реализации государственной политики Российской Федерации и Удмуртской Республики в области науки, научно-технической и инновационной деятельности, высшего и среднего профессионального образования, заключали от имени Правительства Удмуртской Республики по его поручению договоры и соглашения с исполнительными органами государственной власти Российской Федерации, а также с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях удовлетворения потребностей социального и производственного комплекса УР в подготовке кадров в соответствии с постановлением Правительства УР от 23 июля 2001 г. № 772 его сотрудникам было поручено проводить согласование объемов и профессий подготовки специалистов. Постановлением Правительства УР от 13 ноября 2001 г. № 1130 на Госкомнауки УР была возложена организация аккредитации находящихся в ведении Удмуртской Республики научных учреждений и организация проведения экспертиз научной и научно-технической деятельности. В соответствии с Указом Президента УР от 22 ноября 2001 г. № 193 были учреждены стипендии Президента УР для аспирантов, студентов вузов и средних профессиональных учебных заведений. В Госкомитете УР была создана Комиссия по постлицензионному контролю и проверке соблюдения лицензионных требований высшими учебными заведениями, их филиалами, имеющими лицензию Минобразования РФ и находящихся на территории Удмуртской Республики [2. Д. 120. Л. 106-107].
Совместно с органами управления профессиональным образованием Российской Федерации Госкомнауки УР эффективно осуществлял контроль за качеством образования. Представлял в установленном порядке работников сферы науки, высшего и среднего профессионального образования к государственным наградам и присвоению почетных званий. Участвовал в выполнении федеральных и отраслевых программ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации управленческих кадров для народного хозяйства Удмуртской Республики, Российской Федерации, предприятий и учреждений социального комплекса [2. Д. 97. Л. 97-80 Б].
14 апреля 2004 г. Указом Президента УР № 78 «О формировании исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики» функции Госкомнауки УР были переданы Министерству образования и науки УР.
С одной стороны, динамичная реорганизация органов управления в системе образования тормозила процесс реформирования системы образования, но с другой - оставалась единственным гарантом развития национальной научно-исследовательской мысли в условиях экономического кризиса.
Прежде всего, большое внимание было уделено разработке национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования. Если в 1997 г. в конкурсную комиссию при Комитете поступило 16 научно-методических работ (от УдГУ, УИИЯЛ, УрО РАН, ГГПИ, Воткинского, Ижевского педучилища, Республиканского педучилища, Ижевской детской школы искусств, а также отдельных авторов), то в 2005 г. уже 178 работ получили региональный гриф [2. Д. 29. Л. 1].
В условиях экономического кризиса 1990-х гг. в Удмуртии была разработана региональная модель целевой контрактной подготовки. Она реализовалась на основе заключения студентом контракта на срок обучения с конкретным работодателем. Обязательства сторон, в том числе формы взаимной ответственности, определяются контрактом. Работа (должность), предлагаемая студенту в соответствии с контрактом, должна соответствовать уровню и профилю его профессионального образования. Выпускники, выезжающие на работу в соответствии с заключенным контрактом за пределы места постоянного жительства, а также члены их семей, имели право на получение компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. Успевающим студентам, обучающимся в рамках государственного заказа подготовки специалистов, устанавливалась государственная стипендия, которая выплачивалась за счет средств федерального бюджета в размере, установленном законодательством Российской Федерации. Указанным студентам также устанавливались доплаты, пособия, пре-
доставлялись льготы за счет средств работодателя. Порядок их установления определялся контрактом. Студенты, заключившие контракт с учебным заведением и работодателем, при невыполнении его возмещают учебному заведению и работодателю до получения диплома все затраты, связанные с его обучением и выплатой пособий и льгот [2. Д. 3. Л. 88-90].
В результате проводимых реформ в конце 1990-х гг. в Удмуртской Республике действовало 5 вузов, 30 средних профессиональных учебных заведений, где обучалось около 50 тысяч студентов и учащихся (из них 27 тысяч человек в вузах). На 01.10.1996 г. на учете в службе занятости населения Удмуртской Республики состояло 750 выпускников средних профессиональных учебных заведений, где наибольшее число специалистов: техников-технологов, учителей начальных классов, бухгалтеров, экономистов по анализу и бухгалтерскому учету. Выпускников вузов в числе безработных -130 человек, из них 97 человек - выпускники 1996 г. Наибольший удельный вес из них составляли выпускники ИжГТУ и Г лазовского пединститута.
В сложившейся ситуации образовательные учреждения искали пути повышения уровня востребованности своих выпускников, вводили новые специальности, отвечающие потребностям республики. Если в 1992 г. в ИжГТУ готовили специалистов по 17 специальностям, то в 1996 г. - по 33. В исследуемый период удвоилось количество специальностей в УдГУ. В 1995 г. в ИжГСХА открылось два новых факультета. ИжГТУ и ИжГСХА совместно с заинтересованными министерствами и средними профессиональным учебными заведениями разработали методику проведения эксперимента по формированию госзаказа на подготовку кадров для промышленных предприятий и агропромышленного комплекса Удмуртской Республики.
Ректоры вузов считали, что для улучшения сложившейся ситуации «Удмуртская Республика в лице заинтересованных министерств и ведомств, а также администраций городов и районов должна выступать в качестве заказчика перед всей системой профессионального образования. В соответствии с Положением о приеме в вузы и средние профессиональные учебные заведения республика вправе использовать определенное количество мест в рамках контрольных цифр приема для подготовки специалистов на договорной основе. При этом прямое взимание платы за такую подготовку не предусмотрено. Возможно косвенное покрытие затрат учебных заведений на подготовку специалистов через предоставление льготных тарифов на электроэнергию, связь и коммунальные услуги, т.к. эта статья из федерального бюджета в текущем году практически не профинансирована. Другим способом косвенного возмещения затрат образовательных учреждений на такую подготовку могла бы быть система взаимозачетов платежей вузов в бюджеты различных уровней» [2. Д. 3. Л. 92 ].
Таким образом, в кризисные 1990-е гг. ХХ в., благодаря инициативной работе руководителей отрасли, ректорского корпуса региональных вузов, научной общественности, возросли внимание и влияние органов государственной власти и органов местного самоуправления к вопросам отбора и подготовки специалистов с высшим образованием для нужд национальных республик. Увеличилась доля сельских выпускников, поступивших в вузы, повысился уровень социальной защищенности будущих специалистов и научно-педагогических кадров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Центральный архив Министерства образования РФ. Ф. 8. Оп. 1.
2. Центральный государственный архив Удмуртской Республики (ЦГАУР). Ф. З-1772. Оп.1.
3. Федеральная программа развития образования в России. М., 1993. С.53.
4. Закон Республики Татарстан «Об образовании» // Информационный бюллетень МНО РТ. 1994. №1. С. 3-53.
5. Закон Чувашской Республики «Об образовании»: постановление Государственного Совета Чувашской Республики от 23 января 1993 г. // Советская Чувашия. 1993. 18 марта.
6. Голубев С.С. «Модель Татарстана» в системе российского федерализма // Современные российские реформы: проблемы национального возрождения и развития. Казань, 1999. С. 22.
7. Цейтлин Р.С., Иванов В.Г., Бургакова Л.А. и др. Эволюция системы образования Республики Татарстан (1990 - 1999) // Белая книга образования. М.: МЭСИ., 2000. Ч. 2. С. 87.
8. Ильинский И.М. Образовательная революция // Моск. гуманит.-соц. акад. М., 2002. 592 с.
9. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ.; под науч. ред.
О.И. Шкарана. М.: ГУВШЭ., 2000.С. 21.
10. Лексин В. Общероссийские реформы и территориальное развитие // Рос. экон. журн. 2001. №2. С. 49.
11. Рекомендации совещания-семинара на тему «Основные тенденции и принципы реформирования высшего и среднего профессионального образования в регионах России (на опыте Новгородской области)», Новгород, 6-9 февр. 1995 г. Саранск, 1995. 5 с.
ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
12. Решение IV съезда Российского союза ректоров II Текущий архив Совета ректоров Республики Татарстан.
13. Татарстан: Основы политического устройства и краткая характеристика экономики: справочник. М.: Фонд развития парламентаризма в России. 199б. 320 с.
14. Хайруллин И.К. Языковая ситуация в Республике Татарстан: состояние и перспективы. Ч.1 I ред. И.К. Хай-руллин, Р.М. Миннуллин, М.З. Закиев; сост. К.М. Миннуллин, Р.Ф. Марданов. Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, 1999. 212 с.
15. Цейтлин Р.С., Иванов В.Г., Бурганова Л.А., Курамшин И.Я., Барабанова С.В. Система образования в Республике Татарстан. Казань: РИЦ «Школа», 2001. 243 с.
Поступила в редакцию 12.12.11
G. V. Merzljakova, S.A. Danshina
Evolution of higher professional education management in 1990th of the XXth century (on the materials of Middle
Volga region)
The article presents the historical evolution of the system of higher professional education in the Middle Volga region.
By the example of the activities carried out by the regional authority in regard to higher professional education of the
Udmurt republic in 1990th of the XXth century there have been analyzed the reform problems of the modern Russian
system of higher education under the economic crisis conditions.
Keywords: history, the Middle Volga region, reforms, management, higher education, scientists, students.
Мерзлякова Г алина Витальевна,
доктор исторических наук, профессор
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 1)
Даньшина Светлана Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: [email protected]
Merzlyakova G.V., doctor of history, professor Udmurt State University
426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/1
Danshina S.A., candidate of history, associate professor Udmurt State University
426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4 E-mail: [email protected]