Научная статья на тему 'Регионализация образования и стратегии управления его развитием'

Регионализация образования и стратегии управления его развитием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2819
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумов С. В.

В статье раскрываются актуальные проблемы регионализации как важнейшего направления развития отечественного образования. Указывается, что регионализация образования отражает специфические социально-экономические проблемы, национальные и культурные традиции региона, направлена на решение его реальных потребностей, учет различных форм взаимодействия региональных и федеральных интересов. Подчеркивается, что регионализация образования способствует обеспечению единства и целостности образовательного пространства России. Предлагаются пути управления региональной системой образования на основе создания программно-целевой модели управления ею.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regionalization of Education and Strategies of its Management

The regionalization of education as the most important trend of education development in Russia is considered. It is indicated that regionalization of education reflects specific social economical problems, national and cultural traditions of the region, is directed at the real regional requirements; takes into account different forms of interaction of both regional and federal interests. It is highlighted that regionalization of education contributes to strengthening of integrity of Russian education system. Methods of operating regional systems of education based on the creation of a target model are proposed.

Текст научной работы на тему «Регионализация образования и стратегии управления его развитием»

ИНТЕГРАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЕМ

С.В. Наумов, министр образования и науки Нижегородской области

В статье раскрываются актуальные проблемы регионализации как важнейшего направления развития отечественного образования. Указывается, что регионализация образования отражает специфические социально-экономические проблемы, национальные и культурные традиции региона, направлена на решение его реальных потребностей, учет различных форм взаимодействия региональных и федеральных интересов. Подчеркивается, что регионализация образования способствует обеспечению единства и целостности образовательного пространства России. Предлагаются пути управления региональной системой образования на основе создания программно-целевой модели управления ею.

The regionalization of education as the most important trend of education development in Russia is considered. It is indicated that regionalization of education reflects specific social economical problems, national and cultural traditions of the region, is directed at the real regional requirements; takes into account different forms of interaction of both regional and federal interests. It is highlighted that regionalization of education contributes to strengthening of integrity of Russian education system. Methods of operating regional systems of education based on the creation of a target model are proposed.

Законодательными актами и программными документами регионализация объявлена сегодня одним из важнейших направлений развития отечественного образования. Выработка и проведение в жизнь эффективной государственной политики регионализации в образовательной сфере объективно обусловлены следующими обстоятельствами:

— необходимостью реализации провозглашенных в Конституции Российской Федерации прав граждан на образование и обеспечение в связи с этим широкого доступа всех групп населения каждой территории России к качественному образованию;

— наличием в стране значительных природных, экономических, социокультурных и демографических различий;

— необходимостью обеспечения в условиях рыночной экономики сбалансированного развития территориальной, производственной и образовательной систем каждого региона, превращения образования в местный фактор социокультурного развития регионов, а регионов — в мощный фактор развития образования;

— необходимостью дальнейшего развития и углубления межгосударственных связей в образовании, вхождения России в мировое образовательное пространство, а также участия крупных регионов в международных образовательных связях.

Осуществление государственной политики регионализации предполагает выработку каждым регионом как равноправным субъектом Российской Федерации самостоятельной региональной политики, обеспечивающей, с одной стороны, развитие целостной региональной системы образования, отражающей его специфические социально-экономические проблемы, национальные культурные традиции, а с другой — разработку механизма интеграции с образовательными системами других регионов России и вхождения в качестве составной части в федеральное образовательное пространство, сохранения его целостности и качественной определенности. На современном этапе региональная политика классифицируется как инструмент стабилизации социальной жизни, регулирования взаимоотношений общества со средой. Традиционно объектами региональной политики в странах рыночной экономики считаются разного рода социально-пространственные неравенства: в уровне и условиях жизни, наличии особенностей занятости и безработицы, темпах экономического развития отдельных регионов, условиях предпринимательства в разных ареалах, изучении и учете образовательных потребностей населения региона и реализации этих потребностей.

© С.В. Наумов, 2004

Развитие и совершенствование региональных систем образования составляют современную парадигму образования, ведущую к решению целого ряда насущных проблем путем усиления автономии регионов. Для раскрытия особенностей понятия «региональная система образования» уточним понятие «регион». Существуют разные основы для его дефиниции. В Географическом энциклопедическом словаре регион (от лат. regio, р.п. regionalis — область) определяется как а) то же, что и район; б) территория (акватория), часто очень значительная по своим размерам, но не обязательно являющаяся таксономической единицей в системе какого-либо территориального членения1. В данном случае значение понятия «регион» достаточно гибко и не содержит концептуальной строгости, оно как бы «безразмерно», при этом часто заменяется понятием «субрегион» или оба термина употребляются параллельно. Учитывая географическую основу, возможно дать следующее определение рассматриваемого понятия: регион — такой тип окружающей среды, в котором географические элементы соединены друг с другом определенными и постоянными отношениями2. На этой основе регионом называются также зоны, заключающие в свои рамки существенную однородность доминирующих физико-географических условий и соответственно преобладающих укладов жизни.

На философском уровне регион может определяться как аналог особого «мира» с присущими только ему менталитетом, мировоззрением и мироощуще-нием3.

Согласно экономическим представлениям регион есть крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производственных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной материально-технической, производственной и социальной инфраструктурой4.

С опорой на формально-юридическую основу под регионом следует понимать субъект федерации или иной субстанци-

ональной единицы, чьи права и обязанности определены конституцией или иными законами5.

Анализ содержания приведенных дефиниций позволяет сформулировать выводы: во-первых, они отличаются друг от друга по своей сущности, ибо в каждом случае имеется специфическое основание для выражения определения; во-вторых, каждое из определений фиксирует лишь какой-то один, иногда узкий, аспект, игнорируя другие важнейшие характеристики региона; в-третьих, ключевыми словами и словосочетаниями, с помощью которых возможно обобщенно выразить смысл понятия, являются такие: пространственно-временная структура, физико-географическое окружение, политическая, социально-экономическая, культурная, экологическая среда. Учитывая сказанное, сформулируем определение рассматриваемого понятия: регион — это исторически эволюционирующее, компактное, полифункциональное территориальное образование, которое содержит в себе природное окружение, социальную, правовую, политическую, экономическую, этнонациональную, экологическую, образовательную, культурную среду, специфическую многомерную пространственную структуру, от которых зависит его полноценное существование при условии взаимодействия с различными объектами современного мира.

Исходя из содержания приведенного определения смысл категории «регион» возможно конкретизировать следующими суждениями (В.А. Долятовский, Д.Н. Замятин, Н.Т. Агафонов). Во-первых, регион — это территория с заданными границами в соответствии с административным делением пространства, на которое распространяется властноисполнительная деятельность; основаниями выделения региона могут быть также социально-экономические, физикогеографические, экономические и другие признаки. Во-вторых, регион — это территория, на которой сообщества людей создают для себя благоприятную среду жизнедеятельности — социальную, политическую, экономическую, образовательную, правовую, культурную и др.

111!111Й1И1!Ш № 4,

В-третьих, регион не может существовать без установления и развития информационных, производственно-технических, социально-экономических, политических и других связей с объектами внешнего для него мира; устойчивость связей зависит от мобилизации культурного и образовательного потенциала, динамики социокультурных границ, притяжения региона к мировому сообществу.

Регион рассматривается как открытая система для постоянного взаимодействия с внешней средой. Нижегородская область как регион располагает уникальным сочетанием интеллектуальных и природных ресурсов, материально-технической базой, историко-культурными традициями, многонациональным составом населения, сформировавшейся образовательной инфраструктурой, представленной сложной иерархической системой дошкольного, начального, основного, общего (полного) среднего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования. Причем в условиях сложной социально-экономической ситуации система образования региона сохранена и продолжает функционировать в полном объеме. В настоящее время она состоит из 3,5 тыс. учреждений образования (учредителем 123 из них является Министерство образования и науки) с количеством обучающихся более 750 тыс. чел. (табл. 1). Важным направлением областной политики в сфере образования является обеспечение стабильного развития региональной образовательной системы вместе с другими сферами жизнеобеспечения населения, и прежде всего с территориальной системой производства.

По мнению ряда отечественных ученых, совершенствование региональных систем образования позволит воплотить в жизнь следующие принципы:

— обеспечить единство и взаимодополнение государственных и региональных интересов в сфере образования;

— усилить приоритет образования как ценности, его государственной и личностной значимости;

— создать единое внутреннее дифференцированное образовательное про-

странство, обеспечивающее единство и преемственность отечественных и мировых культурных традиций;

— оказывать помощь в самореализации внутреннего потенциала обучаемого.

Т а б л и ц а 1

Характеристика образовательного комплекса Нижегородской области

Образовательные учреждения 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Дошкольные учреждения 1558 1535

В них дошкольников 118196 117408

Общеобразовательные

учреждения 1469 1457 1448

(в т.ч. образовательные

учреждения для детей

с ограниченными воз-

можностями здоровья)

В них учащихся 421475 397740 370892

педагогических

работников 34635 34212 33065

Общеобразовательные

школыг 1414 1402 1393

— начальные 295 289 285

в них учащихся 7487 6927 6827

— основного общего

образования 357 349 345

в них учащихся 27155 23922 20660

— средние (полные) 762 764 763

в них учащихся 372735 353549 330791

Численность учителей

общеобразовательных

школ 30430 29890 29069

Количество

первоклассников 33691 29890 29069

Детские дома 51 52 55

В них воспитанников 2025 2021 2114

Учреждения начального

профессионального

образования 78 76 72

В них учащихся 39965 39929 39447

педагогических

работников 3799 3872 3849

Учреждения среднего

профессионального

образования 78 81 82

В них студентов 68400 69300 69400

преподавателей 4500 5900 5900

Государственныге вузыг 15 16 16

В них студентов 115000 124000 19000

преподавателей 5682 5600 5883

Негосударственныге вузыг 21 21 21

В них студентов 17600 18000 25500

Учреждения дополнительного

образования детей 228 232 324

В них детей 154971 156233 157203

Региональная система образования ориентирована на комплексное решение задач развития образования, повышение его эффективности и качества. Она рассматривается нами как часть социаль-

ной инфраструктуры региона, формируемая под влиянием многообразных факторов: географических, социальных, экономических, этнокультурных. В широком смысле региональная система образования понимается как совокупность всех субъектов региона, прямо или косвенно участвующих в образовательных процессах либо заинтересованных в них (Г.В. Мухаметзянова). В узком смысле — как структурированная совокупность образовательных учреждений, находящихся на территории региона и ориентирующих свою деятельность на кадровые потребности и удовлетворение разнообразных образовательных потребностей населения.

Рассматриваемая система носит непрерывный характер; в процессе ее формирования необходимо преодолеть неравномерность развития регионального образовательного пространства. Решение этой задачи возможно путем созда-

ния новых формальных и неформальных социальных институтов в системе образования — научно-методических центров в районах региона для практической реализации педагогических идей; центров поддержки одаренных детей и молодежи, реабилитации подростков с трудностями поведения; центров подготовки и социальной поддержки родителей; ассоциаций представителей промышленности, бизнеса и родителей, внебюджетных фондов поддержки учебных заведений; учебно-научно-производственных комплексов при вузах, сетевого взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающих общественно-государственное управление. Исследованиями отечественных ученых — экономистов, социологов, педагогов — установлено, что для этого необходимо гармоничное соотношение трех компонентов образования: федерального, регионального, муниципального (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Соотношение федерального, регионального и муниципального в образовании (по А.С. Гаязову)

Уровень

образования

1

Содержание

Федеральный Интеграция образовательного потенциала регионов, создание общей единой кон-

цепции (доктрины) программ развития образования на национальном и региональном уровнях; проведение политики диалога центра и регионов, властных региональных структур и региональных образовательных сообществ с властными и управленческими структурами центра, регионов между собой Региональный Разделение полномочий и компетенции Российской Федерации и ее субъектов в

сфере образования, создание правового, организационно-управленческого базиса образования. Согласование федеральных и региональных образовательных интересов и приоритетов, развитость межрегионального взаимодействия регионов, разделение образовательного труда, преодоление резких различий и диспропорций в образовательных возможностях регионов, нивелирование географического неравенства регионов; переход от образовательного унитаризма через регионализацию образования к образовательному федерализму. Формирование самостоятельных региональных образовательных сообществ. Переход от однообразной образовательной системы к единому, но многоукладному комплексу разнообразных региональных образовательных систем. Переход от ведомственного (отраслевого) образовательного построения и развития образования, отраслевых образовательных учреждений к целостным региональным образовательным системам. Превращение образования в местный фактор социокультурного развития регионов, а регионов — в фактор развития образования. Переход к образовательному обществу, превращение его в мощный фактор развития государства и национальной безопасности России

Муниципальный В трехуровневой системе власти в России на базовом уровне местного (муниципального) самоуправления муниципализация образования способствует взаимодействию образования (школы) и социально-культурной среды, всестороннему учету как образовательных потребностей местного населения, так и социальных образовательных возможностей и интересов учреждений образования; способствует сближению местной власти, школы с местным сообществом, мобилизации местных материальных, интеллектуальных ресурсов для развития образования, муниципального социума, формирования социально целесообразной системы. Муниципализация образования выступает как механизм преодоления оторванности школы от реальной жизни, местного сообщества, разобщенности мобильной образовательной системы. Отечественный исторический и современный зарубежный опыт свидетельствует, что образовательная деятельность местного самоуправления всегда способствовала наиболее эффективному функционированию и развитию гражданского общества

Опираясь на исследование А.С. Га-язова6, подчеркнем, что развитие региональных, муниципальных систем образования происходит при сохранении единого общероссийского образовательного пространства, имеющего как общие, так и особые специфические национальнорегиональные черты в развитии. На региональном и муниципальном уровнях образования реализуются проекты, ориентированные на далекие и ближние перспективы, общегосударственные и региональные задачи и проблемы, решения которых составляют основные ориентиры образовательного процесса.

Система муниципального образования рассматривается как органичная часть общей системы образования государства. Ее назначение заключается в сохранении, передаче будущим поколениям национально-культурных традиций народов, населяющих тот или иной регион, в формировании в сознании молодежи ценностных ориентаций.

Система регионального образования и система муниципального образования как ее подсистема имеют и общие закономерности развития, и специфические. Они вызваны к жизни особенностями развития регионов и региональных систем образования, а прежде всего стремлением сохранить в общих чертах единое российское образовательное пространство с учетом всего комплекса отличительных черт и традиций регионов и их образовательных систем.

Отметим как важную особенность и то, что требуется комплексность в решении всей совокупности вопросов, возникающих в области регионального и муниципального образования. Образование гарантирует экономическое, политическое и социальное развитие общества и региона, только когда оно обеспечивает личностный рост человека. В нынешней ситуации такую роль образование может играть лишь при условии обновления его содержания на принципах фундаментальности, гуманизации, интеграции и личностно-деятельностного, культурологического подходов. Данная содержательная парадигма предопределяет сегодня повышение качества образования. Запрос на более эффективное обучение требует вслед за решением методических, организационных, исследовательских и экспериментальных задач кардинально новых решений методических, диагностических и кадровых вопросов. А это в первую очередь означает, что при проектировании региональной системы необходимы новые, смелые подходы, опирающиеся на научную базу и педагогический эксперимент, учитывающие особенности ее свойств и состояний, разнообразие элементов и их связей. Региональная система образования служит непосредственным транслятором образовательной политики государства, оперативно реагирующим на образовательные запросы населения.

На современном этапе каждый регион наделяется правом и обязанностью определять собственную образовательную стратегию и тактику, программу развития образования сообразно своим социально-экономическим, географическим, экологическим, национально-культурным и другим условиям. При этом возрастает роль управления образованием региона: оно должно обеспечивать оптимальный переход системы из одного качественного состояния в другое при минимизации затраченных количеств энергии, времени, информации.

С понятием «регион» тесно связаны понятия «регионализация», «региональный подход». Термин «регионализация» указывает на выполнение различных действий, которые поддерживают и развивают регионы. Эти действия могут совершаться правительствами, управленческими, административными и другими структурами, значимыми для региона. Регионализация — объективный и закономерный признак современного этапа развития нашего общества, она пронизывает все сферы его жизнедеятельности, не исключая духовную, центральным ядром которой является образование (Н.Ю. Бармин, В.А. Глуздов, Л.В. За-грекова). По мнению Л.М. Андрюхиной, регионализация означает получение и реализацию регионами права и обязанности выбора собственных образовательных стратегий, осознание собственной программы развития образования в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, демографическими, экологическими, культурными и другими условиями7. При этом главная цель регионализации заключается в ориентации системы образования на конкретные, реальные потребности региона, учет различных форм взаимодействия региональных и федеральных интересов.

Итак, понимая регионализацию образования как учет региональных особенностей (социально-экономических, этнографических, историко-культурных, физико-географических, экологических) в содержании и организации деятельности системы образования и как процесс

обеспечения полноты и непрерывности образования конкретного человека, проживающего на территории региона, отметим, что она осуществляется в рамках государственной политики, которая обусловлена следующими причинами:

— наличием в стране регионов, обладающих значительными природными, экономическими, социальными, этническими различиями;

— обеспечением широкого доступа населения любого региона России к качественному образованию;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— установлением более прочных связей между образованием и региональным рынком труда и производства.

Регионализация образования встроена в инновационные педагогические процессы, находит свое выражение в разработке основ развития регионального образования в рамках концепций: этнопеда-гогики; народного образования; сохранения и развития единого образовательного пространства, поликультурной образовательной среды. Она рассматривается как средство развития у учащейся молодежи ответственности за будущее этноса, гордости за свою культуру, повышения общей культуры, осознания своего места в истории и обществе. С идеей регионализации образования связаны ожидания сохранения языка, культуры, этноса, возрождения его духовности, использования национально-культурных традиций без ущерба для федерального содержания образования, обеспечения единства и целостности образовательного пространства Российской Федерации в разноуровневых образовательных учреждениях (Е.В. Бондаревская, И.Б. Котова). В рамках регионализации разрабатываются региональные образовательные программы с учетом специфических особенностей региона. Они обеспечивают целенаправленность и скоординированность процессов развития образовательных систем, направлены на стабилизацию и развитие системы образования в регионе, соблюдение Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании». Тем самым исключается возможность замкнутости и изолированности региональной системы образования.

11111111111* № 4,

При исследовании целостной системы регионального образования необходимо обратиться к категории «региональный подход» как стратегии педагогической, теоретической, научно-исследовательской, практической деятельности. Региональный подход к рассмотрению управления региональной системой образования ориентирован на ее развитие. В современных условиях (Г.Ф. Карпова, Г.И. Кислова, П.И. Третьяков, М.П. Целых) он служит одним из действенных факторов преобразования различных сфер общественной деятельности, включая социокультурную сферу, центральным ядром которой является образование. Региональный подход предполагает уплотнение научно-образовательных структур региона и адаптацию их к соответствующим экономическим и социальным потребностям рынка труда и научной продукции, а также возможность преодолеть диспропорции в территориальном образовании, привести в соответствие структуру и качество подготовки специалиста, поскольку регион в данном случае выступает в роли заказчика. В общем виде он обеспечивает комплексную организацию пространства и социума в любом регионе страны и мира.

Региональный подход обусловлен множеством причинно-следственных связей и взаимозависимостей. В эту систему связей включается и региональная система образования, испытывающая влияние таких факторов, как природная среда и экономика, многочисленные общественные институты (семья, молодежные организации, религиозные организации, учреждения культуры), научные учреждения, занимающиеся исследованиями в области педагогики, психологии, медицины, социологии и т.д., социальная среда (общественные отношения, общественная идеология). Реализация регионального подхода обеспечивает на территории региона связь поколений, сохранение народных традиций, гуманизацию и демократизацию образования, участие образовательных учреждений в комплексном развитии социально-экономической и природной среды в регионах (К.Ш. Ахияров, В.И. Баймурзина,

И.А. Бажина, Д.В. Вилькеев, А.Х. Гала-зов, И.Д. Лушников, А.М. Новиков, В.С. Селиванов, Е.Г. Осовский и др.).

Возникновение и становление регионального подхода не являются случайными. Они обусловлены рядом объективных обстоятельств:

— уникальностью природного (физико-географического) разнообразия территории России, специфичностью развития исторических судеб различных регионов, формирования этнонационального состава;

— особенностями социально-экономического развития территорий России, связанными с природно-ресурсным, кадровым потенциалом, соседством с другими регионами и др.;

— развертыванием процесса реформирования федерального устройства после принятия Федерального договора от 31.03.92 и Постановления Съезда народных депутатов от 10.04.92, выступающих как составные части Конституции Российской Федерации. Указанные документы стали законодательной основой для получения народами республик, краев и областей и других субъектов федерации реального права быть хозяевами на территории своего проживания; совершенствования российского общества благодаря усилению его автономизации и демократизации.

Реализация регионального подхода выступает в качестве мощного культурообразующего фактора. Другим важным моментом, связанным с управлением региональной системой образования, является то, что этот подход ориентирует ее на будущее, на осуществление непрерывного образования.

Важнейшая роль в разработке и реализации региональной стратегии развития образования должна принадлежать региональному органу управления образованием. В частности, ему вменяются в обязанность:

— разработка и реализация региональных программ развития образования;

— создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений областного подчинения;

— аттестация дошкольных образовательных учреждений, образовательных

учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, а также вновь созданных экспериментальных образовательных учреждений;

— разработка предложений о местных налогах и сборах на цели образования;

— разработка предложений об установлении дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

— издание нормативных документов в пределах своей компетенции;

— организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров;

— обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов;

— лицензирование образовательных учреждений в соответствии с порядком, утверждаемым федеральными органами;

— разработка предложений по формированию областного бюджета в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;

— разработка областных нормативов финансирования образования;

— разработка региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

— развитие сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями.

Таким образом, регионализация является важнейшим направлением обновления образования всех уровней и требует эффективной стратегии управления.

Анализ научной, социологической, психологической, педагогической литературы, практического опыта образовательных учреждений показал, что субъекты Российской Федерации накопили в решении обозначенных проблем значительный опыт. Однако наметились и негативные аспекты в переходе от тра-

диционной однообразной образовательной системы к единому, но многоукладному комплексу разнообразных региональных образовательных систем. Указанные аспекты проявляются в «рыхлости» общефедеральных начал и слабом отражении в государственной региональной политике «индивидуального» подхода к конкретным регионам; недостаточной переориентации деятельности региональных органов управления на обеспечение функционирования региональной системы образования в режиме ее развития; недостатке в межрегиональном взаимодействии образовательных систем.

Обостряющееся противоречие выдвигает на первый план проблему сохранения единства образовательного пространства России, необходимым условием решения которой является разработка региональных программ развития образования. Эти программы должны стать организационной основой самостоятельной региональной образовательной политики, определяющей стратегию развития региональной системы образования, перевод ее в качественно новое состояние. В региональных программах важно конкретизировать основные направления системного управления развитием регионального образования с учетом разграничения полномочий между различными субъектами. Необходимо также определиться со способами внедрения в практику образовательных учреждений новых образовательных стандартов всех видов образования (начального, основного, среднего (полного) общего; начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального), особенно в содержании национально-регионального компонента, а также введения в старших классах общеобразовательной школы профильного обучения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Географический энциклопедический словарь. М., 1988. С. 260.

2 См.: Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1975. Т. 21. С. 639.

3 См.: Moner M. Region and State in Latin American Past // The Gohns Hopkins University Press. 1993.

№ 4, 2004

4 См.: Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

5 См.: Левакин И.В. Современная российская юридическая регионология (к постановке проблемы) // Регионология. 1997. № 3. С. 177.

6 См.: Гаязов A.C. Образование и образованность гражданина в современном мире. М., 2003.

7 См.: Андрюхина Л.М. Региональная политика, культура и содержание образования // Регион: Политика — Культура — Образование: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 1994. С. 107.

Поступила 04.11.04.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МНОГОУРОВНЕВОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТУДЕНЧЕСТВА

И.Д. Белоновская, начальник отдела по работе с филиалами и колледжами Оренбургского государственного университета, доцент

В статье на опыте Федеральной экспериментальной площадки Минобразования России анализируется эффективность интеграции региональных систем среднего и высшего профессионального образования. Разработан и использован комплексный (проективно-ценностный) подход к анализу форм интеграции. Дана классификация российских форм многоуровневой интеграции. Для всех вариантов выявлена специфика развития образовательного пространства, организации учебного процесса, развития профессионального самоопределения студенчества. Предложены пути повышения эффективности функционирования интегрированных систем, апробированные в условиях университетского комплекса.

Integration efficiency of general and higher professional educational system is analyzed in the article. It is based on the experience of a Federal experimental project of Russian Ministry of Education. Combined (projective-value-based) approach to the integration forms analysis has been elaborated. Classification of multilevel integration forms in Russia is proposed. Specificity of educational space development, educational process organization, and students professional self-determination development are given for all the variants. Methods of raising efficiency of functioning of integration systems tested in the university conditions, are suggested.

В Концепции модернизации образования на период до 2010 года подчеркивается взаимосвязь качества образования, состояния региональной образовательной системы и профессионального самоопределения ее контингента и указывается, что для достижения нового качества профессионального образования необходимы как «отработка различных моделей интеграции ступеней образования и создание университетских комплексов», так и «формирование у всех выпускников вузов, ссузов и профессиональных училищ готовности к самоопределению в вопросах подбора работы».

Автором статьи исследования ведутся в рамках деятельности созданной в соответствии с приказом Минобразования России от 22.03.00 № 1128 Федеральной экспериментальной площадки (ФЭП)

Минобразования России по проекту «Разработка модели единого образовательного пространства Оренбургской

© И.Д. Белоновская, 2004 19

области» по направлению «Интегрированная образовательная система „колледж — вуз“». За период 2001—2004 гг. нами выполнены три этапа работ по проекту (отчеты утверждены приказами Минобразования РФ от 04.03.02 № 691, от 15.07.03 № 1644, от 08.04.04 № 1540 соответственно). Проекты интеграции ссузов и вузов реализуются в процессе создания регионального университетского комплекса на базе ОГУ.

В рамках ФЭП ОГУ нами был предложен и использован комплексный подход к развитию регионального университетского комплекса, при этом система профессионального образования рассматривалась на фоне развития региона как пространство профессионального самоопределения обучающихся. Было выявлено, что проблемы повышения качества профессионального образования и конкурентоспособности выпускников, сохранения контингента обучающихся,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.