Научная статья на тему 'Региональная модель профориентационной работы с детьми и молодежью Кемеровской области'

Региональная модель профориентационной работы с детьми и молодежью Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная модель профориентационной работы с детьми и молодежью Кемеровской области»

РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОИ РАБОТы С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ КЕМЕРОВСКОй ОБЛАСТИ

И. А. Килина, кандидат психологических наук, начальник центра профориентации постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования

В современных условиях социально-экономических преобразований и научно-технических прорывов в Российской Федерации, дифференциации мирапрофессий особую актуальность приобретает профессиональная ориентация. Ее результативность зависит от деятельности множества социальных субъектов — обучающихся и их родителей, образовательных организаций, работодателей, общественных структур и др. При этом цели, задачи, интересы, направления профори-ентационной работы данных субъектов зачастую не совпадают, что является одной из причин разнородности, мозаичности профориента-ционного пространства на уровне муниципалитета, региона, государства. Соответственно, требуется государственная и региональная координация профориентационной деятельности, объединение ресурсов и преемственность между разными типами образовательных организаций, социальных партнеров в целях развития личности обучающегося как субъекта профессионального самоопределения.

Согласно Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, профессиональная ориентация — это система действий по сопровождению профессионального самоопределения, реализуемого на микро- и макроуровнях. Микроуровень предполагает психолого-

педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и включает взаимодействие обучающегося с педагогом, психологом, мастером производственного обучения, наставником как представителем работодателя и т. д. Макроуровень — это комплексное сопровождение профессионального самоопределения обучающихся, реализуемое на локальном, муниципальном и региональном уровнях управления образованием, содержащее нормативно-правовое, организационно-управленческое, ресурсное обеспечение данного процесса. Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения понимается как система, требующая скоординированных действий всех вовлеченных субъектов [1].

Сохраняя традиции научной школы Н. Н. Чистякова и С. Н. Чистяковой, задачи развития региональной системы профориентации КРИРПО решает задачи развития профессионального образования и в рамках деятельности экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС по теме «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования». В ходе эксперимента разработана организационная структура сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Ее ключевая идея — организованная совместная деятельность субъектов профориентационной работы: администрации Кемеровской области, межведомственного координационного совета по кадровой политике, департамента образования и науки Кемеровской области, департамента труда и занято-

сти населения Кемеровской области, администрации городов и районов, организаций дополнительного образования детей, высшего и профессионального образования, органов управления образованием, муниципальных координационных советов по кадровой политике и профориентации, центров занятости населения, общеобразовательных организаций, социальных партнеров и др.

Профориентационная деятельность регламентируется разработанными КРИРПО и утвержденными департаментом образования и науки Кемеровской области (ДОиН КО) положениями о работе по профориентации в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, о деятельности проф-консультанта, его функциональных обязанностях. Профильное обучение старшеклассников организуется в соответствии с типовым положением об организации профильного обучения старшеклассников и профессиональной ориентации молодежи на базе ресурсных центров. На основе положения функционирует региональная система профессиональных проб для обучающихся. В ПОО разработаны рабочие программы профессиональных проб по направлениям подготовки, по которым ежегодно проходят обучение около тысячи школьников. На сайте КРИРПО проводится мониторинг результативности профессиональных проб. Если в 2016/17 учебном году апробация профессиональных проб осуществлялась в ряде муниципалитетов, участников эксперимента, то с 2017/18 уч. года в региональный проект «Билет в будущее» вошли все муниципалитеты.

В 2017 году создано региональное методическое объединение педагогов, ответственных за профориентацию обучающихся. В соответствии с положением заседания его проходят три раза в год, координатором выступает КРИРПО.

Составным компонентом региональной системы профориентации выступает планирование, обеспечивающее систематичность, последовательность, преемственность, непрерывность, взаимодействие ее субъектов. В Кемеровской области профессиональная ориентация осуществляется на основании регионального плана профориентационных мероприятий (ежегодно утверждается распоряжением губернатора Кемеровской области). В рамках реализации данного плана в муниципалитетах проводятся недели и единые областные дни профориентации, посвященные значимым для региона датам, Фестиваль профессий, День выбора рабочей профессии и другие мероприятия. При

планировании образовательные организации учитывают планы деятельности департамента образования и науки Кемеровской области, КРИРПО, муниципальные, локальные планы по профориентации обучающихся.

На уровне образовательной организации в плане представлены направления деятельности по профориентации с учетом специфики учебного процесса, внеучебного и внешкольного пространства, совместной деятельности школы и других образовательных организаций, предприятий и т. д. [2].

Для координации деятельности субъектов сопровождения профессионального самоопределения и адаптации обучающихся департаментом разработаны и утверждены порядок и алгоритмы взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров. В качестве механизма взаимодействия субъектов сопровождения рассматриваются разработка, утверждение и функционирование совместных договоров/соглашений о сотрудничестве, профориен-тационных планов, программ, проектов, создание и деятельность координационных советов, ответственных за профориентацию.

Важную роль в координации профориента-ционной работы играют региональные, муниципальные координационные советы по кадровой политике и профориентации, в организациях высшего и профессионального образования — отделы по трудоустройству и профориентации, в общеобразовательных организациях — советы по профориентации, которые в планах работы предусматривают совместную деятельность образовательных организаций разных типов и социальных партнеров по разным направлениям профориентационной работы с обучающимися и их родителями (законными представителями): профессиональное информирование, воспитание, диагностирование, консультирование и др. В образовательных организациях Кемеровской области нет профконсуль-танта как штатной единицы, поэтому данную функциональную обязанность распределяют по разным должностям: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, учитель технологии и др. Однако совет по профориентации позволяет осуществлять более качественно руководство деятельностью педагогического коллектива по всем направлениям профориентационной работы, взаимодействие школы с другими образовательными организациями, предприятиями, родительской общественностью, общественными организациями и контролировать их.

Наряду с планированием, организацией и координацией осуществляется информационное, научно-методическое обеспечение, подготовка педагогов к осуществлению сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи. Данные функции выполняет КРИРПО, одним из направлений деятельности которого выступает повышение квалификации специалистов, ответственных за профориентацию обучающихся в образовательных организациях разных типов. Разработаны и реализуются более десяти дополнительных профессиональных программ по профориентации младших школьников, профинформированию населения о ситуации на рынке труда и профориентации молодежи, наставничеству, сопровождению профессионального самоопределения обучающихся и др. Наряду с курсами проводятся семинары-практикумы, мастер-классы, дискуссионные клубы, тематические консультации, круглые столы, консультации, страт- и форсайт-сессии, тренинги, конкурсы, научно-практические и августовские конференции, вебинары, форумы.

В рамках взаимодействия ДОиН КО и департамента труда и занятости населения (ДТиЗН КО) с октября 2017 года КРИРПО реализует долгосрочный межведомственный профориентаци-онный проект «Сто дорог — одна моя» в соответствии с разработанной дорожной картой на 2018-2027 годы. Проект направлен на непрерывную профориентацию обучающих, начиная с начального общего образования. Социальное партнерство с ДТиЗН КО осуществляется и в ходе реализации госконтрактов на оказание профориентационной услуги по профкон-сультированию подростков и молодежи. Сотрудниками института проводятся интерактивные уроки для старшеклассников «Основы выбора профессии», студентов — «Основы построения карьеры», в которых приняли участие в 2017 году более 5 тыс. школьников и студентов, в 2018 г. — 3,5 тыс., 2019 г. — около тысячи.

Примером взаимодействия в решении вопросов профориентации и реализации региональной модели выступает совместное проведение КРИРПО и АО «СУЭК-Кузбасс» профориентаци-онных конкурсов для педагогов и обучающихся «Профориентир», «Профессия, которую я выбираю», «СУЭК-Кузбасс: мой СУЭК, мой Кузбасс», Фестиваля профессий, круглых столов, форумов и других мероприятий.

С 2018 года в Кузбассе реализуется федеральный проект ранней профориентации «Билет в будущее», координатором которого является КРИРПО. На первом этапе в тестировании при-

няло участие 11722 обучающихся 6-11-х классов из 356 школ. На втором этапе на 22 площадках были организованы профессиональные пробы по 16 направлениям, участниками которых стали 1500 обучающихся и 66 экспертов. В 2019 году мы продолжаем реализацию данного проекта, включающего этапы: тестирование обучающихся, ознакомительный и проведение фестиваля в Ленинск-Кузнецком ГО. Отличительная особенность проекта — это вовлеченность детей с ограниченными возможностями здоровья, обучение педагогов-навигаторов, ответственных в общеобразовательной организации за профориентацию и реализацию проекта. Очная сессия повышения их квалификации пройдет на базе КРИРПО.

Большое внимание нами уделяется научно-методическому и информационному сопровождению профориентационной работы с обучающимися и их родителями. Изданы комплект методических рекомендаций по организации и проведению профессиональных проб для старшеклассников, комплект методических рекомендаций по сопровождению профессионального самоопределения дошкольников, младших школьников, школьников и студентов профессиональных образовательных организаций, монографии по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, социально-профессиональной адаптации воспитанников и обучающихся и др.

Для формирования системы информационного сопровождения профессионального самоопределения, содействия обучающимся в построении образовательно-профессиональной траектории и дальнейшем трудоустройстве разработан и функционирует профориентацион-ный портал Кузбасса «ПРОФориентир».

Таким образом, реализация региональной модели профориентационной работы с детьми и молодежью Кемеровской области способствует решению задач сопровождения профессионального самоопределения обучающихся как на вертикальном (государственном, региональном, муниципальном), так и на горизонтальном (личностном, родительском, педагогическом, производственном) уровнях, эффективного взаимодействия субъектов сопровождения, обеспечения занятости подростков и молодежи с учетом социально-экономических, демографических, миграционных, региональных особенностей и перспективы развития экономики Кузбасса.

1. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения

обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев. — Москва : ФИРО ; Изд-во «Перо», 2014. — 38 с.

2. Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. — Москва: Педагогика, 1987. — 160 с.

междисциплинарные задачи-проекты

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КУРСЕ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

С. А. Кожевников, преподаватель Новокузнецкого техникума строительных технологий и сферы обслуживания

При решении многих задач в современном обществе используются и разрабатываются методы, интегрирующие достижения разных областей деятельности и научных дисциплин. Данная тенденция усиливается и формирует среду, в которой придется функционировать сегодняшним студентам. Наиболее яркая демонстрация этой тенденции — это внедрение информатики и компьютерных технологий во многие сферы экономики, науки.

В этой обстановке своевременно и естественно вести поиск путей и форм обучения, наилучшим образом соответствующих тенденциям общественно-научной эволюции и обеспечивающих повышение качества обучения. Одной из таких форм является междисциплинарная интеграция в учебном процессе, а удобным ее инструментом — междисциплинарные задачи, решение которых требует использования навыков и знаний, приобретенных при изучении различных дисциплин. И опять же благодатной средой, которая практически неисчерпаема для развития и применения междисциплинарных связей, является связь информатики с профессиональными курсами технических профилей.

Междисциплинарная интеграция позволяет осуществлять личностно ориентированную направленность в образовании. Современный работник должен не только хорошо выполнять свои производственные функции, но и уметь инициативно и творчески развивать инструментарий собственного труда и своих коллег. Отсюда вытекает необходимость широкой подготовки студента, которая включает следующие цели обуче-

ния: научить учиться, активизировать инициативность, развить способности к решению проблем, творческое мышление, многостороннее владение компьютерной техникой.

Несмотря на развитие междисциплинарной интеграции, эта проблема не находит достаточно глубокого отражения в профессиональных курсах. Относительно немного разработано междисциплинарных задач, и причина этого в том, что недостаточно соответствующих исследований и методических пособий по обоснованию дидактических условий, выявлению, внедрению таких задач в учебный процесс.

Среди видов междисциплинарных задач для профессиональных курсов самыми обоснованными и благодатными являются задачи-проекты. Напомню составляющие проектного метода: студенты работают над заданием, имеющим реальные потребности для определенного пользователя; при проектировании проводят исследование; генерируют идеи по возможному воплощению проекта; разрабатывают проект до стадии изготовления; испытывают проект в реальной жизни. Работа над задачей-проектом способствует повышению интереса к учебе, стимулирует изучение и использование новых возможностей. Немаловажный этап проекта заключается во внедрении результата работы. В части технических курсов, например, это внедрение в учебный процесс или для использования на предприятиях.

Представляю пример постановки и решения задачи-проекта при проектировании строительных конструкций. Для решения задачи необходимы знания технической механики и информатики в части табличного процессора.

Общая постановка задач.

1. Выбирается некоторая строительная конструкция, описываемая рядом параметров (размеры, материалы, нагрузка и т. д.).

2. Необходимо разработать программно-компьютерный инструмент, позволяющий автомати-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.