Научная статья на тему 'Региональная модель непрерывного профессионального образования'

Региональная модель непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / REGIONAL MODEL / EDUCATIONAL CLUSTER OF PETROCHEMICAL AND OIL REFINING COMPLEX / METHODOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева М. В.

В статье представлены результаты разработки региональной модели непрерывного профессионального образования в образовательном кластере нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавлева М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The regional model of continuous vocational education

The article discusses the methodological approaches of elaboration the regional model of continuous professional education in educational cluster of petrochemical and oil refining complex.

Текст научной работы на тему «Региональная модель непрерывного профессионального образования»

Обсуждаем проблему

117

М.В. ЖУРАВЛЕВА, доцент Казанский государственный технологический университет

Региональная модель непрерывного профессионального образования

В статье представлены результаты разработки региональной модели непрерывного профессионального образования в образовательном кластере нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса.

Ключевые слова: образовательный кластер, региональная модель, методологический подход.

Анализ официальной статистики и данных опросов руководителей предприятий реального сектора экономики позволил выделить ряд болевых проблем в сфере образования, которые сказываются уже сегодня или скажутся на дальнейшем развитии экономики и бизнеса:

• сокращение объемов прироста тру-довыхресурсов из-за негативной демографической ситуации в период до 2050 г. примерно вдвое;

• трудности с обеспечением реального производства квалифицированными рабочими и специалистами в силу их дефицита на рынке труда;

• несоответствие профессиональной подготовки рабочих и специалистов потребностям рынка труда;

• отсутствие единой стратегии в подготовке кадров и осуществлении непрерывного образования, которая бы охватывала все формы и методы образования и обучения;

• отсутствие единой системы сертификации обучающихся и специалистов.

Решение проблем регионального профессионального образования видится в создании и функционировании образовательных отраслевых кластеров. Татарстан -первый из регионов России, где в 2006/2007 гг. было создано 14 образовательных отраслевых кластеров. Образовательный нефтехимический кластер Республики Т а-тарстан объединяет в себе общеобразовательные школы естественно-научного профиля, учреждения НПО, СПО, Казанский государственный технологический универ-

ситет, отраслевые предприятия - ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО«Нэфис-косметикс», ОАО «ТАИФ-НК» и т.д.

Одним из главных условий системного обеспечения предприятий комплекса профессиональными кадрами является наличие в образовательном кластере региональной модели непрерывного профессионального образования, которая обеспечит организацию подготовки высококвалифицированных специалистов различного уровня и создание эффективной системы повышения квалификации и переподготовки кадров предприятий, а также профессорско-преподавательского состава вуза.

Профессионально компетентного специалиста характеризует целая совокупность качеств: образованность (разносторонние знания, умения, навыки, интеллектуальные интересы, стремление и умение постоянно обогащать свои знания, мировоззрение); воспитанность (нравственная, эстетическая, физическая, трудовая, единство слова и дела, постоянное самовоспитание); социали-зированность (готовность к активной профессиональной и социальной деятельности, к рациональному досугу, успешная самореализация); культура (интериоризация культурных ценностей человечества, культура труда и общения); выраженные индивидуальные черты (творческие способности, аналитические умения, сформированность памяти и мышления и др.) [1, 2].

Следовательно, на каждом из этапов профессионального образования важно предусмотреть не только формирование определенных знаний и умений, но и ста-

118

Высшее образование в России • № 8, 2009

новление системообразующих качеств личности профессионала.

Создание модели связано с решением задач разного рода [3]. Среди них:

■ подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов по наиболее востребованным специальностям на рынке труда с учетом интересов региона;

■ обеспечение более быстрого и гибкого приспособления системы профессионального образования ктребованиям рынка труда и их изменениям;

■ сопряжение уровней профессиональной подготовки в рамках единых образовательных программ;

■ многоуровневость и открытость образовательного пространства;

■ завершенность каждого уровня профессионального образования(получение специальности, присвоение квалификации);

■ переход с одного уровня обучения на другой по результатам контроля знаний на конкурсной основе;

■ многообразие форм и методов подготовки, создание и освоение новых педагогических технологий, опирающихся на современные информационные и телекоммуникационные ресурсы;

■ обеспечение вариативности учебного процесса;

■ ориентация на развитие фундаментальных и прикладных исследований как неотъемлемой составной части подготовки специалистов университетского уровня;

■ установление тесных взаимоотношений с производственными структурами и рынком труда;

■ преемственность в изучении дисциплин при освоении профессиональных образовательных программ разного уровня;

■ интенсификация процесса профессионального самоопределения обучающихся.

Региональная модель непрерывного профессионального образования в образовательном кластере нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса реализует профессионально-ориентирую-щую, обучающую и профессионально-

адаптивную функции. Организация образовательного процесса, предполагающая взаимодействие всех ступеней профессионального образования между собой и с отраслевыми предприятиями, обеспечит стимулирование профессионального самоопределения учащихся, так как позволит им выстроить индивидуальную карьерную траекторию на любом этапе профессиональной и даже довузовской подготовки. Профессиональная ориентированность будет гарантировать эффективность обучения и успешность адаптации молодых специалистов на производстве. Кроме того, существует возможность повышения квалификации или переподготовки работников предприятий.

В качестве ведущих методологических подходов моделирования были выбраны синергетический, ресурсный, личностноориентированный, контекстный, компе-тентностный.

С позиции синергетического подхода региональная модель непрерывного профессионального образования в образовательном кластере характеризуется:

■ открытостью (между образовательными учреждениями, предприятиями и их окружением существуют определенные взаимосвязи);

■ динамичностью (модель непрерывно адаптируется к изменяющимся условиям);

■ способностью противостоять внешнему дестабилизирующему давлению.

Таким образом, модель представляет собой целостную систему, обеспечивающую свое развитие за счет активного использования как внутренних ресурсов, так и возможностей, определяемых условиями внешней среды.

Тем самым совершенно закономерным оказывается использование при разработке модели идей ресурсного подхода, т.е. обеспечение необходимых условий для ее реализации. По отношению кличности обучающегося как субъекта образовательного процесса в условиях региональной модели непрерывного профессионального образо-

Обсуждаем проблему

119

вания в образовательном кластере можно выделить внешние и индивидуальные ресурсы. Учет индивидуальных ресурсов учащихся заключается в выявлении, эффективном использовании и обеспечении условий для их развития. К внешним ресурсам можно отнести законодательную и нормативно-правовую базу, материально-техническое и кадровое обеспечение модели.

Законодательной и нормативно-правовой базой создания региональной модели непрерывного профессионального образования в образовательном кластере нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса являются:

■ нормативные и правовые документы Министерства образования Республики Татарстан, регламентирующие реализацию концепции взаимодействия элементов образовательного кластера;

■ «Программа развития профессионального образования и профессиональной ориентации в Республике Татарстан на среднесрочный период (2007-2009 гг.)»;

■ «Соглашение о государственнокорпоративном партнерстве в области профессионального образования, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров в рамках образовательного кластера РТ в сфере нефтепереработки и нефтехимии»;

■ договоры о соучредительстве образовательных учреждений с предприятиями нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса;

■ договоры вуза со школами естественно-научного профиля, на базе которых созданы профильные университетские классы;

■ договоры вуза с образовательными учреждениями НПО и СПО в области профессиональной подготовки.

Функционирование модели непрерывного профессионального образования предусматривает привлечение к учебному процессу преподавательского состава общеобразовательных учреждений, НПО, СПО, профессорско-преподавательского состава

вуза, высококвалифицированных специа-листов-практиков из нефтехимической, нефтеперерабатывающей и смежных отраслей промышленности и экономики, преподавателей внутрифирменного обучения на предприятиях, руководителей государственных и муниципальных органов, приглашенных преподавателей из других регионов, иностранных специалистов и преподавателей.

Материально-техническое обеспечение модели предполагает использование в образовательном процессе учебных и научноисследовательских лабораторий образовательных учреждений, учебно-производственных классов предприятий, индустриальных площадок предприятий, пилотных установок.

Таким образом, сущность организации модели на основе ресурсного подхода заключается в создании таких условий взаимодействия их субъектов, благодаря которым развитие будет максимально возможным для каждого.

При создании модели необходимо использование личностно-ориентированного подхода, согласно которому приоритетным является ценностно-эмоциональная сфера личности, ее деятельность, личностная позиция. Ведущие идеи личностно-ориентированного подхода применительно к построению модели заключаются в следующем:

■ реализуемое обучение должно быть наполнено личностными смыслами, ценностями, отношениями;

■ обучение должно поддерживать индивидуальность и неповторимость каждого обучающегося;

■ обучение должно быть направлено на формирование жизненно значимых знаний, необходимых для непрерывного саморазвития;

■ в ходе обучения должны выявляться особенности субъектного опыта каждого обучающегося;

■ технологии обучения должны принимать во внимание образовательные воз-

120

Высшее образование в России • № 8, 2009

можности учащихся и особенности профиля обучения.

Контекстный подход нацеливает на подготовку обучающихся с учетом их будущей профессии, что предусматривает личностное включение учащегося в процессы познания и овладения будущей профессией и напрямую определяет успешность его дальнейшей деятельности.

Реализация компетентностного подхода связана со стремлением определить необходимые изменения в профессиональной подготовке, обусловленные происходящими в обществе и экономике переменами. Новое качество образования неразрывно связано с обоснованным прогнозированием, проектированием, моделированием требуемыхкомпетенций обучающегося.

Основными принципами создаваемой модели будут:

1) принцип региональности, который предполагает:

• ориентацию в организации и содержании образования на местные условия и рынки труда, зависимость от конкретных экономическихи социальных условий развития республики;

• широту профессионального профиля как востребованную рынком особенность подготовки выпускника;

2) принцип интеграции, предусматривающий включенность всех элементов образовательного кластера в процесс профессиональной подготовки с целью рационального использования ресурсов;

3) принцип преемственности, который означает соотнесенность подготовки на всех образовательных уровнях и соответствие квалификационных характеристик выпускников требованиям предприятий-заказчиков;

4) принцип интенсификации обучения,

заключающийся в повышении эффективности обучения за счет применения новых технологий, форм и методов в образовательном процессе;

5) принцип дифференциации, который выражается в реализации обучающимися права выбора индивидуальной образовательной и карьерной траектории;

6) принцип вариативности образовательных программ.

Непрерывная профессиональная подготовка кадров для нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса базируется на использовании разнообразных технологий (личностно-ориентированных, технологий сотрудничества, проектно-деятельностного обучения), методов обучения (алгоритмизированного, проблемного, поискового, метода решения конкретных ситуационных производственных задач, метода выполнения творческих работ с элементами исследования, проектного), форм обучения (индивидуальной, групповой, фронтальной, самообразования).

Литература

1. Иванов В.Г. Проектирование содержания

профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы. Казань: Карпол. 1997. 258 с.

2. Кирсанов А.А., Кочнев А.М. Интегратив-

ные основы широкопрофильной подготовки специалистов в техническом вузе. Казань: АБАК, 1999. 290 с.

3. Кочнев А.М. и др. Образовательный нефте-

химический кластер Республики Татарстан как базовый элемент непрерывного профессионального образования // Формирование профессиональных стандартов по направлению «Химическая технология» в компетентностном формате: Семинар. Казань: Изд-во КГТУ, 2007. С. 120-124.

ZHURAVLEVA M.V. THE REGIONAL MODEL OF CONTINUOUS VOCATIONAL EDUCATION

The article discusses the methodological approaches of elaboration the regional model of continuous professional education in educational cluster of petrochemical and oil refining complex.

Keywords: regional model, educational cluster of petrochemical and oil refining complex, methodological approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.