Научная статья на тему 'Региональная комплексная проверочная работа как инструмент оценки уровня сформированности смыслового чтения у выпускников начальной школы'

Региональная комплексная проверочная работа как инструмент оценки уровня сформированности смыслового чтения у выпускников начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОСОЗНАННОЕ ЧТЕНИЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мендель А. В., Краснощёкова С. В.

В статье представлен механизм осуществления оценки метапредметных результатов (осознанного чтения) выпускников начальной школы на региональном уровне, рассмотрены подходы к формированию контрольных измерительных материалов, представлены направления использования результатов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мендель А. В., Краснощёкова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная комплексная проверочная работа как инструмент оценки уровня сформированности смыслового чтения у выпускников начальной школы»

Д.С. Ильина, Ю.Б. Климова

obshcheobrazovatel'nykh programm / Yu.B. Klimova, L.E Kuznetsova, L.V. Vasina, N.N. Golovach // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. -2019. - № 3(8). - S.33-39.

6. O vvode v promyshlennuyu ekspluatatsiyu avtomatizirovannoy informatsionnoy sistemy «Upravlenie kachestvom obshchego obrazovaniya : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 28.02.2018 g. № 03/525. - URL : https://rcokio.ru/docu ments/regionalnye-dokumenty-1/o-vvode-v-promyshlennuju-ekspluatatsiju-avtoma tizirovannoj-informatsio (data obrashcheniya: 03.04.2020).

7. Ob osushchestvlenii monitoringa sistemy obrazovaniya : postanovlenie Pravitel'stva RF ot 05.08.2013 № 662. - URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/703 29494/ (data obrashcheniya : 05.04.2019).

8. Organizatsiya raboty informatsionnykh sistem kak protsedur munitsipal'noy sistemy otsenki kachestva / A.F. Zubairov, T.A. Orekhova, T.B. Belyakova, O.A. Il'yasova, T.A. Ishchenko // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2018. - № 2(5). - S. 125128.

9. Regional'naya model' otsenki kachestva obshchego obrazovaniya (Chelyabinskaya oblast') (utverzhdena Pis'mom Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 14.12.2016 g. № 03-02/11974) - Chelyabinsk: RTsOKIO. -2017. - 163 s.

10. Statistiko-analiticheskiy otchet o

rezul'tatakh gosudarstvennoy itogovoy attestatsii po obrazovatel'nym programmam osnovnogo obshchego obrazovaniya v 2019 godu v Chelyabinskoy oblasti - Chelyabinsk : RTsOKIO, 2019 - 466 s.

11. Statistiko-analiticheskiy otchet o rezul'tatakh gosudarstvennoy itogovoy attestatsii po obrazovatel'nym programmam srednego obshchego obrazovaniya v Chelyabinskoy oblasti v 2019 godu - Chelyabinsk : RTsOKIO, 2019 -588 s.

Сведения об авторах

Ильина Диана Сергеевна - начальник отдела сопровождения оценки качества образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Климова Юлия Борисовна - старший методист отдела сопровождения оценки качества образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors

Ilyina D.S. - Head of the Department of Supporting Education Quality Assessment, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Klimova Yu. B. - Upper Methodologist of the Department of Supporting Education Quality Assessment, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 373.31

РЕГИОНАЛЬНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

А.В. Мендель, С.В. Краснощёкова

В статье представлен механизм осуще- измерительных материалов, представлены

ствления оценки метапредметных результатов направления использования результатов

(осознанного чтения) выпускников начальной исследования. школы на региональном уровне, рассмотрены

подходы к формированию контрольных Ключевые слова: оценка качества образо-

вания, региональная система оценки качества образования, метапредметные результаты, федеральный государственный образовательный стандарт, осознанное чтение, начальная школа, Хабаровский край.

В Хабаровском крае с 2015 года в качестве одного из направлений оценки индивидуальных достижений выпускников начальной школы проводится комплексная проверочная работа. В 2015 и 2017 гг. учащимся предлагались итоговые и входные контрольные работы (предметные и метапредметные), с 2019 г. в крае проводится только комплексная проверочная работа, так как оценка предметных знаний учащихся осуществляется посредством Всероссийских проверочных работ.

Назначение комплексной проверочной работы - осуществить объективную оценку индивидуальных достижений обучающихся, а именно: сформированности умений читать и понимать различные тексты; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных проблем.

Разработанный инструментарий исследования включает: спецификацию и демоверсию, 2 варианта контрольных измерительных материалов (далее - КИМ), рекомендации по оцениванию и вводу результатов контрольной работы в электронную форму, электронную форму для ввода и первичной обработки информации (файл .х^), анкету для учителя.

Разработка инструментария исследования осуществляется регионом самостоятельно на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, с учетом известных подходов к оценке планируемых результатов начального общего образования [4, 5].

Контрольные измерительные материалы проходят содержательную экспертизу. В качестве экспертов привлекаются методисты КГБУ ДПО «Краевого института развития образования» и практикующие учителя

начальной школы из образовательных организаций Хабаровского края.

В качестве основных показателей, по которым представляются результаты учащихся, выбраны следующие.

Успешность выполнения работы - общий балл за выполнение всей работы (по 100-балльной шкале). Он равен отношению баллов, полученных учащимся за выполнение заданий по предмету за данный вариант работы, к максимальному баллу, который можно было получить за выполнение всех заданий, выраженный в процентах. На основе данного показателя делается вывод об уровне сформированности метапредметных умений.

Достижение базового уровня - выполнение 50-75% заданий всей работы и получение менее 75% от максимального балла.

Уровни достижений - выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися. Реальные достижения учащихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения. Поэтому для описания достижений учащихся используется четыре уровня: низкий, пониженный, базовый, повышенный [6].

Выбор текстов был определен общими подходами, применяемыми в Международном проекте «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), целью которого является, в частности, сравнение уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы в разных странах мира [1, 3]. В этом исследовании оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:

чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;

чтение с целью освоения и использования информации.

В международном исследовании на выполнение работы отводятся 80 минут и проверяют-

ся умения работать с двумя видами текста. При проведении региональной проверочной работы, время выполнения которой составляет 45 минут, учащимся был предложен один текст, при этом в 2019 году это был учитывающий региональный компонент художественный текст, а в 2020 году - информационный текст. Общее количество заданий в работе - 12. При ответе на одни задания необходимо было выбрать из предложенных вариантов один ответ, в других требовалось дать свободный самостоятельно сконструированный краткий или развернутый ответ.

Литературные тексты (сказки) были отобраны исходя из следующих критериев: эти произведения не входили в школьную программу, то есть не были знакомы большинству учащихся, и являлись сказками коренных малочисленных народов Севера.

К отбору информационных текстов предъявлялись следующие требования: они должны раскрывать тему, взятую не из учебного материала, при этом быть интересны учащимся в возрасте 10-11 лет.

В работе оценивалась сформированность трех групп умений:

1 группа умений включает в себя работу с текстом: общее понимание текста и ориентацию в тексте. К умениям, проверяемым этой группой заданий, относятся: определение основной идеи текста; поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте); формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, о чем говорится в тексте, понимание основной идеи).

2 группа умений включает в себя работу с текстом: глубокое и детальное понимание содержания и формы текста. Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий, можно выделить следующие: анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте; формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений.

3 группа умений включает в себя использование информации из текста для различных

целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.

В качестве факторов, обеспечивающих надежность используемого инструментария, можно выделить следующее:

единая технология проведения тестирования для всех участников - проверочные работы выполняются по одним и тем же материалам во всех образовательных организациях края в одно и то же время (2-3 урок) по одним и тем же инструкциям,

во время проверочной работы в классе присутствует общественный наблюдатель, который следит за соблюдением порядка проведения работы,

оценивание проверочных работ проводится на основе четко сформулированных критериев группой учителей начальных классов.

Предлагаемый на региональном уровне инструментарий для проведения комплексной проверочной работы позволяет школам оценить уровень сформированности метапред-метных умений (осознанное чтение, работа с информацией) у выпускников начальной школы; получить объективные данные по результатам оценки как индивидуально по каждому ученику, так и по всему классу в целом. Форма представления результатов проверочной работы позволяет выстраивать индивидуальные маршруты обучения, выявлять дефициты отдельных учеников и всего класса (школы, муниципалитета, региона при более общем анализе). Работа проводится в середине учебного года (февраль), что дает возможность ученикам улучшить свои результаты к концу учебного года и подготовиться к дальнейшему обучению в основной школе.

Для обработки результатов мониторинговых исследований используется электронная форма, разработанная специалистами РЦОКО в MSExcel.

Благодаря специально разработанной электронной форме для ввода и первичной обработки информации первые результаты мониторинга (относительно класса и учащегося) доступны уже в день проведения проверочной работы.

Представленный инструментарий позволяет учителям получить объективную информацию об уровне освоения метапредметных умений, что является одним из элементов итоговой оценки в соответствии с ФГОС [2]. Кроме того, анализ и обобщение данных на муниципальном и региональном уровне позволяют делать выводы о дефицитах школьников и конкретных учителей. Результаты исследования могут использоваться для обсуждения полученных результатов и определения направлений совершенствования подходов к преподаванию и оценке готовности к обучению в основной школе.

В качестве направлений использования результатов исследований можно также выделить:

планирование курсов повышения квалификации учителей начальных классов (региональный уровень);

повышение информативности обучающихся и их родителей об уровне подготовки школьников (муниципальный, школьный уровень);

построение индивидуальной программы обучения (уровень образовательной организации);

использование контекстных данных для корректировки учебного процесса в ОО (уровень образовательной организации).

Список литературы

1. Методические рекомендации по оценке читательской грамотности выпускников начальной школы / Г.С. Ковалева, Л.А. Рябини-на, Т.Ю. Чабан. - URL: http://www.centeroko. ru/pirls21/pirls2021_pub.html (дата обращения: 16.04.2020)

2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 - URL: https://base.garant.ru/197127/ (дата обращения: 16.04.2020)

3. Основные результаты международного исследования PIRLS-2016 (на русском языке) -URL: http://centeroko.ru/pirls16/pirls16_pub.

html (дата обращения: 16.04.2020)

4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - Москва : Просвещение, 2009. - 215 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-021464-3.

5. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова [и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - Москва : Просвещение, 2009. - 120 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-0210584.

6. Региональные показатели качества образования (КГКУ «Региональный центр оценки качества образования») - URL : http://www.rcoko.khb.ru/files/documents/1051_r egionalnie_pokazateli_oko.pdf (дата обращения: 16.04.2020)

References

1. Metodicheskie rekomendatsii po otsenke chitatel'skoy gramotnosti vypusknikov nachal'noy shkoly / G.S. Kovaleva, L.A. Ryabinina, T.Yu. Chaban. - URL: http://www.centeroko.ru/ pirls21/pirls2021_pub.html (data obrashcheniya: 16.04.2020)

2. Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373 - URL: https://base.garant.ru/197127/ (data obrashcheniya: 16.04.2020)

3. Osnovnye rezul'taty mezhdunarodnogo issledovaniya PIRLS-2016 (na russkom yazyke) -URL: http://centeroko.ru/pirls16/pirls16_pub. html (data obrashcheniya: 16.04.2020)

4. Otsenka dostizheniya planiruemykh rezul'tatov v nachal'noy shkole. Sistema zadaniy. V 2 ch. Ch. 1 / [M.Yu. Demidova, S.V. Ivanov, O.A. Karabanova [i dr.]; pod red. G.S. Kovalevoy, O.B. Loginovoy. - Moskva : Prosveshchenie, 2009. - 215 s. - (Standarty vtorogo pokoleniya). -ISBN 978-5-09-021464-3.

5. Planiruemye rezul'taty nachal'nogo obshchego obrazovaniya / [L.L. Alekseeva, S.V. Anashchenkova, M. Z. Biboletova [i dr.] ; pod red. G. S. Kovalevoy, O. B. Loginovoy. - Moskva : Prosveshchenie, 2009. - 120 s. - (Standarty vtorogo pokoleniya). - ISBN 978-5-09-021058-4.

6. Regional'nye pokazateli kachestva obrazovaniya (KGKU «Regional'nyy tsentr otsenki kachestva obrazovaniya») - URL : http://www.rcoko.khb.ru/files/documents/1051_r egionalnie_pokazateli_oko.pdf (data obrashcheniya: 16.04.2020)

Сведения об авторах

Мендель Анастасия Викторовна - заместитель директора по оценке и мониторингу качества образования Краевого государственного казенного учреждения «Региональный

центр оценки качества образования», Хабаровский край, г. Хабаровск

Краснощёкова Светлана Викторовна -

начальник информационно-аналитического отдела оценки качества образования Краевого государственного казенного учреждения «Региональный центр оценки качества образования», Хабаровский край, г. Хабаровск

Information about authors Mendel A.V. - Deputy Director for the Assessment and Monitoring of the Education Quality, Regional Center for the Assessment of the Quality of Education, Khabarovsk

Krasnoshchekova S.V. - Head of Information and Analytical Department of Education Quality Assessment, Regional Center for the Assessment of the Quality of Education, Khabarovsk

УДК 37.013

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ КРАУДСОРСИНГА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

О.Н. Куприянова, Г.В. Измайлова

Интерес к технологии краудсорсинга в российском образовании сегодня достаточно велик. И связано это с тем, что школа как учреждение, где сталкиваются потребности всех участников образовательных отношений (обучающихся, педагогов и родителей), испытывает острую нехватку в кадрах, способных идейно и материально реализовать эти потребности. Реализация потребностей участников образовательных отношений напрямую связана с активностью этих участников в решении стратегических и тактических задач. Способ организации работы заинтересованных лиц лежит в области применения технологии краудсорсинга, основанной на информационно-коммуникационных технологиях. В статье представлена модель применения технологии краудсорсинга, апробированная при проектировании программы развития

общеобразовательной организации по результатам внутренней системы оценки качества образования.

Ключевые слова: программа развития, внутренняя оценка качества образования, технология краудсорсинга, тьютор.

Программа развития любого образовательного учреждения определяет стратегию и тактику движения этого учреждения [7, 9]. В условиях современного образования уже невозможно работать по старинке: когда администрация школы создавала программу развития на 5 лет, а педагогический коллектив чаще всего слышал о ней только номинально. Сегодня линия развития школы может и должна определяться всеми участниками образовательных отношений: обучающимися,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.