5. Planiruemye rezul'taty nachal'nogo obshchego obrazovaniya / [L.L. Alekseeva, S.V. Anashchenkova, M. Z. Biboletova [i dr.] ; pod red. G. S. Kovalevoy, O. B. Loginovoy. - Moskva : Prosveshchenie, 2009. - 120 s. - (Standarty vtorogo pokoleniya). - ISBN 978-5-09-021058-4.
6. Regional'nye pokazateli kachestva obrazovaniya (KGKU «Regional'nyy tsentr otsenki kachestva obrazovaniya») - URL : http://www.rcoko.khb.ru/files/documents/1051_r egionalnie_pokazateli_oko.pdf (data obrashcheniya: 16.04.2020)
Сведения об авторах
Мендель Анастасия Викторовна - заместитель директора по оценке и мониторингу качества образования Краевого государственного казенного учреждения «Региональный
центр оценки качества образования», Хабаровский край, г. Хабаровск
Краснощёкова Светлана Викторовна -
начальник информационно-аналитиче ского отдела оценки качества образования Краевого государственного казенного учреждения «Региональный центр оценки качества образования», Хабаровский край, г. Хабаровск
Information about authors Mendel A.V. - Deputy Director for the Assessment and Monitoring of the Education Quality, Regional Center for the Assessment of the Quality of Education, Khabarovsk
Krasnoshchekova S.V. - Head of Information and Analytical Department of Education Quality Assessment, Regional Center for the Assessment of the Quality of Education, Khabarovsk
УДК 37.013
ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ КРАУДСОРСИНГА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
О.Н. Куприянова, Г.В. Измайлова
Интерес к технологии краудсорсинга в российском образовании сегодня достаточно велик. И связано это с тем, что школа как учреждение, где сталкиваются потребности всех участников образовательных отношений (обучающихся, педагогов и родителей), испытывает острую нехватку в кадрах, способных идейно и материально реализовать эти потребности. Реализация потребностей участников образовательных отношений напрямую связана с активностью этих участников в решении стратегических и тактических задач. Способ организации работы заинтересованных лиц лежит в области применения технологии краудсорсинга, основанной на информационно-коммуникационных технологиях. В статье представлена модель применения технологии краудсорсинга, апробированная при проектировании программы развития
общеобразовательной организации по результатам внутренней системы оценки качества образования.
Ключевые слова: программа развития, внутренняя оценка качества образования, технология краудсорсинга, тьютор.
Программа развития любого образовательного учреждения определяет стратегию и тактику движения этого учреждения [7, 9]. В условиях современного образования уже невозможно работать по старинке: когда администрация школы создавала программу развития на 5 лет, а педагогический коллектив чаще всего слышал о ней только номинально. Сегодня линия развития школы может и должна определяться всеми участниками образовательных отношений: обучающимися,
педагогами и родителями. Как объединить усилия всех? Как мотивировать к созданию программы развития родителей и обычных учителей? Как услышать голос ребёнка, во имя которого, собственно, и создаётся эта программа?
Программа развития определяет перспективу развития организации на ближайшие годы, в нашем случае - на 2019-2021 годы.
Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) - это система нормативных, организационных, технологических механизмов, позволяющих учреждению иметь чётко структурированную систему сбора и интерпретации информации, связанной с оценочной деятельностью относительно качества образовательных программ, условий реализации образовательных программ и результатов освоения этих программ, с целью получения достоверной информации и эффективного управления качеством образования в учреждении [1]. Становится понятно, что без формирования и бесперебойного функционирования ВСОКО определить стратегию и тактику развития учреждения не представляется возможным, а значит, программа развития может стать не реализованным документом [9]. Исходя из сказанного, важно осознать, что только ВСОКО, являясь одновременно и мотивационным звеном, и способом контроля её реализации, лежит в основе программы развития учреждения
Краудсорсинг (англ. cowd - «толпа» и sourcing - «использование ресурсов») - это технология привлечения мнений многих заинтересованных людей, или «организация работы сообщества над какой-либо задачей ради достижения общих благ; практика получения необходимых услуг, идей или контента (в данном контексте - продукта, прим. автора) путем просьб о содействии, обращенных к группам людей»! Однако определений краудсорсинга достаточно много. Приведем некоторые из них:
1 Впервые термин crowdsourcing (crowd толпа и sourcing источник, использование ресурсов) введен в 2006 году писателем Д. Хауи и редактором журнала Wired М. Робинсоном в статье The Rise of Crowdsourcing для журнала Wired и был использован для описания модели бизнеса, которая основывается на привлечении обыкновенных потребителей, пользователей информационно-коммуникационной сети «Интернета» и добровольцев к производствуи распространению товаров и услуг, аккумулированию идей и решений.
1. Передача некоторых функций неопределённому кругу лиц.
2. Решение общественно значимых задач силами множества добровольцев, часто координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий.
3. Использование коллективного разума по специально разработанной модели для решения актуальных корпоративных и (или) общественных задач [6]. По сути, краудсорсинг - это сетеобразование.
Главный принцип краудсорсинга можно сформулировать так: Щ толпы выше, чем ^ отдельного человека, применение знаний толпы позволяет при минимальных затратах достичь цели: выработать идеи, собрать их воедино, отобрать лучшие и определить способы их реализации. Таким образом, краудсорсинг представляет интерес даже не как организационный механизм, не как способ получения обратной связи, а как модель взаимодействия участников определённых отношений.
Краудсорсинг имеет свои сильные стороны и, как любая технология, риски [6]. Назовём некоторые из сильных сторон:
минимизация затрат;
возможность собрать максимальное количество идей и мнений за счёт привлечения большого количества заинтересованных лиц;
возможность организовать работу дистанционно, что способствует возникновению комфортности работы над решением задач (участник использует краудсорсинговую площадку только тогда, когда ему это удобно).
Прокомментируем каждую из сторон. Минимизация затрат связана с тем, что в краудсорсинге практически не задействованы материальные ресурсы: каждый участник образовательных отношений, заинтересованный в продвижении идеи, пользуется персональным компьютером или мобильным телефоном. Возможность собрать максимальное количество идей и мнений за короткий промежуток времени даёт исключительно краудсорсинг. Другое дело, что для того чтобы участники образовательных отношений смогли пони-
мать, какие идеи и в течение какого времени нужны, порой до сих пор необходимо вывесить объявление в учительской, записать его в дневниках обучающихся, вывесить в объявления Сетевого города, то есть привлечь внимание к необходимости заглянуть на сайт школы. Однако такие действия окупаются: участники образовательных отношений (а в нашем случае это в первую очередь родители, законные представители) становятся мобильнее, а сайт школы, на котором функционирует краудсор-синговая площадка, становится для них необходимостью. Исходя из первых двух сильных сторон, третья вытекает закономерно: дистанционный режим работы способствует появлению комфортной среды с целью «расположить» родителей (законных представителей) к участию в школьной жизни.
Назовём некоторые риски:
риск получить мало действительно стоящих идей;
слабость мотивационного аспекта (например, в нашем случае тьюторское сопровождение не является всеобщим, соответственно, задачи, связанные с ним, актуальны для определённой части участников образовательных отношений);
организация отбора идей в случае их огромного количества.
Указанные риски школа J№ 47 города Магнитогорска попыталась максимально минимизировать как раз с помощью технологии применения краудсорсинга. Во-первых, программа развития по результатам ВСОКО направлена на решение кадрового вопроса как среди педагогов-тьюторов, так и среди родителей, заинтересованных в развитии учреждения, что, в свою очередь, способствует сведению рисков на нет. Во-вторых, привлечение к работе краудсорсинговой площадки старшеклассников позволяет отобрать идеи в кратчайшие сроки и одновременно повысить заинтересованность самих старшеклассников в решении вопроса, вынесенного на краудсорсинго-вое обсуждение.
Технология краудсорсинга не так давно нашла своё отражение в российском образовании. Наиболее привлекательным нам пред-
ставляется мнение о том, что краудсорсинг тем востребованнее, чем более меняют облик две функции школы: образовательная и воспитательная. Так, изменение облика образовательной функции заключается в том, что школа превращается в институт потребления, ведь сфера услуг, к которой было отнесено наше образование, в корне меняет и подходы к обучению. Изменение облика воспитательной функции наблюдается в связи с тем, что в школе происходит «заурочивание» воспитания» [3]: урок мужества, урок толерантности» и т.д., в то время как условий для проявления того же мужества или той же толерантности не создано. В этой связи краудсорсинг поднимает самоценность образования.
В российском образовании краудсорсинг является молодой технологией. Практика её применения по отношению к программам развития образовательных организаций на данный момент нами не была найдена. Школа J 47 города Магнитогорска апробировала технологию при проектировании Программы развития, а значит, технология краудсорсинга является прогностической. Надо заметить, что краудсосринг понимается школой в очень широком смысле и, в отличие от выше названных определений, в двух аспектах:
как интегрирующая технология реализации программы развития, представляющей портфель трёх проектов, где технология краудсорсинга предполагает использование потенциала всех участников образовательных отношений через краудсорсинговую площадку;
как тьюторское сопровождение участников образовательных отношений: педагогов, родителей и обучающихся - обученными для этого тьюторами [4].
Таким образом, первая трактовка - как интегрирующая технология - понятие более широкое, чем вторая трактовка - тьюторское сопровождение [4, 8]. В данной статье представлено описание технологии применения краудсорсинга в первом, более широком понимании.
Технология применения краудсорсинга представляет собой систематизированный
взгляд на организационный механизм реализации проектов, лежащих в основе программы развития учреждения по результатам ВСОКО: проекта «Всегда рядом - всегда вместе», направленного на реализацию индивидуальных траекторий развития детей [6, 8];
проекта «Кадры решают всё», направленного на реализацию ВСОКО в части совершенствования профессиональных компетенций педагогов;
проекта «От IT-модерна к информационному обществу: социальная розетка», направленного на реализацию информационной политики школы и формирование информационной культуры.
Структура реализации технологии применения краудсорсинга при проектировании программы развития по результатам ВСОКО представлена в таблице 1.
Таблица 1
Организационная структура технологии применения краудсорсинга при проектировании
программы развития по результатам ВСОКО
Задача (-и) Функции участников образовательных отношений Ответственный за реализацию задачи*
Подготовительный этап
Создание краудсорсинговой площадки на сайте школы Определение места краудсорсинговой площадки на сайте школы. Техническое воплощение идеи применения краудсорсинговой площадки. Апробирование краудсорсинговой площадки на примере решения задачи определения направлений развития школы на определённый период. Информирование о создании краудсорсинговой площадки через сайт, АИС «Сетевой город. Образование», дневники обучающихся, очные родительские собрания. Заместитель директора, курирующий вопросы информатизации Классные руководители
Создание группы активных пользователей краудсорсинговой площадки Набор волонтёров из числа старшеклассников для отслеживания появления идей и своевременное «снятие» этих идей с сайта школа. Определение ответственных лиц с целью формирования и размещения на краудсорсинговой площадке документов для профессионально-общественного обсуждения, а также «вопросников», отражающих суть той или иной задачи. Набор волонтёров из числа родителей обучающихся с целью получения множественных идей Заместитель директора, курирующий воспитательную работу Директор Директор Классные руководители
Анализ локальных документов и определение проблематики по результатам ВСОКО (в части кадровых условий реализации образовательных программ - тьюторского сопровождения) Отбор локальных документов, регламентирующих функционирование ВСОКО (в части кадровых условий реализации образовательных программ -тьюторского сопровождения), для обсуждения через краудсорсинговую площадку Учитель, наделённый функционалом работы с локальными документами школы
Задача (-и) Функции участников образовательных отношений Ответственный за реализацию задачи*
Этап функционирования краудсорсинговой площадки
Профессионально-общественное обсуждение локальных актов, регламентирующих ВСОКО (в части кадровых условий реализации образовательных программ - тьюторского сопровождения) Организация профессионально-общественного обсуждения локальных актов, регламентирующих ВСОКО (в части кадровых условий реализации образовательных программ - тьюторского сопровождения) на предмет их обновления и включения идеи краудсорсинга Учитель, наделённый функционалом работы с локальными документами школы
Профессионально-общественное обсуждение Программы развития Организация профессионально-общественного обсуждения Программы развития определённый период: - поиск решения задачи сопровождения особенных детей с помощью родителей; - поиск решения задачи определения обучающихся в профессии; - поиск решения задачи внедрения аспектов инновационной жизни; - поиск решения проблем, лежащих на стыке семьи и школы [2, 6]; - поиск решения проблемы вовлечения обучающихся в работу библиотеки; - поиск решения проблемы создания и функционирования коворкинг-зон. Сбор идей и «снятие» их с краудсорсинговой площадки с помощью волонтёров из числа старшеклассников. Учитель, наделённый функционалом работы с локальными документами школы Тьюторы Классные руководители Учителя-предметники Психологи Заместитель директора, курирующий вопросы информатизации Заместители директора Заместитель директора, курирующий воспитательную работу
Аналитико-результативный этап
Анализ и интерпретация полученных идей Отбор лучших (оптимальных) идей и их генерирование. Директор Заместители директора Учитель, наделённый функционалом работы с локальными документами школы
Принятие решения о формировании портфеля конкретных проектов программы развития Рассмотрение предложения о Программе развития на Педагогическом совете Утверждение приказом директора
Информирование участников образовательных отношений об утверждении Программы развития Размещение программы развития на официальном сайте учреждения
*все должности, в том числе должность тьютора, нормативно закреплены образовательной организацией
Как видно из таблицы, мы использовали традиционные этапы (подготовительный, этап функционирования, аналитико-
результативный) для постановки целей и установления способов их достижения, но «наделили» их своим содержанием (в данном случае - краудсорсинговой площадкой). Хочется акцентировать внимание на том, что краудсорсинг как технология позволяет быстро решать локальные задачи и быстро получать ответы о способах их решения. Иногда поиск нужного решения занимает всего несколько часов. Другое дело, что применение технологии краудсорсинга требует от школы наличие компетентных лиц, способных создать площадку на сайте, аккумулировать силы участников образовательных отношений и обработать результат. Поэтому в столбце «ответственный за реализацию задачи» можно увидеть несколько «разновидностей» тьюторов, заместителей директора, курирующих разные аспекты образовательной деятельности, а также обучающихся-волонтёров. Однако любая другая организация, решившаяся применить технологию краудсорсинга в решении своих задач, без труда может использовать потенциал своих участников образовательных отношений, даже если в ней нет тьюторов как таковых. Их может заменить педагог, способный выполнять поставленные задачи. Такой взаимозаменяемостью объясняется введение в группу по реализации крауд-сорсинга учителя, наделённого функционалом работы с локальными документами.
В заключение хочется отметить, что технология применения краудсорсинга при проектировании Программы развития образовательного учреждения имеет стратегический, прогностический характер. Школа имеет опыт именно в процессе проектирования Программы развития. Однако поскольку этот опыт является положительным, то школа планирует опираться на технологию краудсорсинга в решении любых задач, встающих перед ней в тот или иной период. Заметим также, что краудсорсинг объединяет и родителей школы, что сегодня является мегаактуальной задачей.
Список литературы
1. Актуальные вопросы совершенствования внутренних систем оценки качества образования на основе региональной модели оценки качества общего образования: методические рекомендации для руководителей образовательных организаций Челябинской области / А.А. Барабас, Ю.Ю. Баранова, И.В. Латыпова [и др.]. - Челябинск: РЦОКИО,
2017. - 130 с.
2. Долженко Р.А. Вовлечённость участников краудсорсинговых проектов / Р.А. Должен-ко // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2014. - № 3. - С. 29-34.
3. Караковский В.А. Воспитание для всех / В.А. Караковский. - Москва : НИИ школьных технологий, 2008. - 240 с.
4. Ковалева Т.М. К вопросу о тьюторском сопровождении как образовательной технологии / Т.М. Ковалева // Основные тенденции развития современного образования : Материалы международной научно-практической конференции - Москва : ИТОиП РАО, 2002.
5. Насыров И.Р. Технологии краудсорсинга в государственном управлении / И.Р. Насыров, И. Л. Савельев // Учёные записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2012. - С. 94-104.
6. Панкрухин А.П. «Краудсорсинг -соблазнительный маркетинговый агрессор: принципы, содержание, технологии / А.П. Панкрухин // Практический маркетинг. -2011. - № 1(167).- С. 2-8.
7. Подходы к проектированию Программы развития образовательной организации по результатам внутренней оценки качества образования / Е.А. Солодкова, Д.С. Ильина, А.А. Авдашкин [и др.] // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. -
2018. - № 2 (5). - С. 34-44.
8. Тьюторство как новая профессия в образовании: сборник методических материалов / отв. ред Н.В. Муха, А.Г. Рязанова. - Томск: «Дельтаплан», 2001. - 185 с.
9. Управление разработкой и реализацией программы развития образовательной организации по результатам внутренней системы
оценки качества образования: учебно-методическое пособие для программы повышения квалификации «Управление качеством образования в образовательной организации на основе реализации региональной модели оценки качества образования» I A.A. Барабас, Ю.Ю. Баранова, Д.С. Ильина [и др.]. - Челябинск: РЦОКИО, 2018. - 155 с.
References
1. Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya vnutrennikh sistem otsenki kachestva obrazovaniya na osnove regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya: metodicheskie rekomendatsii dlya rukovoditeley obrazovatel'nykh organizatsiy Chelyabinskoy oblasti I A.A. Barabas, Yu.Yu. Baranova, I.V. Latypova [i dr.]. - Chelyabinsk: RTsOKIO, 2017. - 1З0 s.
2. Dolzhenko R.A. Vovlechennost' uchastnikov kraudsorsingovykh proektov I R.A. Dolzhenko II Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Ekonomika». - 2014. - J№ З. - S. 29-З4.
3. Karakovskiy V.A. Vospitanie dlya vsekh I V.A. Karakovskiy. - Moskva : NII shkol'nykh tekhnologiy, 2008. - 240 s.
4. Kovaleva T.M. K voprosu o t'yutorskom soprovozhdenii kak obrazovatel'noy tekhnologii I T.M. Kovaleva II Osnovnye tendentsii razvitiya sovremennogo obrazovaniya : Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii - Moskva : ITOiP RAO, 2002.
5. Nasyrov I.R. Tekhnologii kraudsorsinga v gosudarstvennom upravlenii I I.R. Nasyrov, I.L. Savel'ev II Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. - 2012. - S.94-104.
6. Pankrukhin A.P. «Kraudsorsing -soblaznitel'nyy marketingovyy agressor: printsipy, soderzhanie, tekhnologii I A.P. Pankrukhin II Prakticheskiy marketing. -2011.- N° 1(167).- S.2-8.
7. Podkhody k proektirovaniyu Programmy razvitiya obrazovatel'noy organizatsii po rezul'tatam vnutrenney otsenki kachestva obrazovaniya I E.A. Solodkova, D.S. Il'ina, A.A. Avdashkin [i dr.] II Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. -
2018. - № 2 (5). - S.34-44.
8. T'yutorstvo kak novaya professiya v obrazovanii: sbornik metodicheskikh materialov / otv. red N.V. Mukha, A.G. Ryazanova. -Tomsk: «Del'taplan», 2001. - 185 s.
9. Upravlenie razrabotkoy i realizatsiey programmy razvitiya obrazovatel'noy organizatsii po rezul'tatam vnutrenney sistemy otsenki kachestva obrazovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie dlya programmy povysheniya kvalifikatsii «Upravlenie kachestvom obrazovaniya v obrazovatel'noy organizatsii na osnove realizatsii regional'noy modeli otsenki kachestva obrazovaniya» / A.A. Barabas, Yu.Yu. Baranova, D.S. Il'ina [i dr.]. - Chelyabinsk: RTsOKIO, 2018. - 155 s.
Сведения об авторах
Куприянова Ольга Николаевна - директор МОУ «СОШ № 47», Челябинская обл., г. Магнитогорск
Измайлова Галина Викторовна - учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 47», Челябинская обл., г. Магнитогорск
Information about authors
Kupriyanova O.N. - Director of Municipal Budget Institution «Secondary School № 47», Magnitogorsk
Izmaylova G.V. - Teacher of Russian Language and Literature of Municipal Budget Institution «Secondary School № 47», Magnitogorsk