УДК 331.103.6+001.895
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАУДСОРСИНГА В ОРГАНИЗАЦИИ*
Р.А. ДОЛЖЕНКО,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, социологии труда и управления персоналом E-mail: [email protected] Алтайский государственный университет
Главной целью проводимых в России экономических реформ является создание инновационной рыночной экономики. Инновационный путь любого предприятия в первую очередь основан на интеллектуальном и творческом потенциале не только работников, но и всего общества. Раскрыть этот потенциал позволяет достаточно новая для отечественного рынка технология - краудсорсинг. Однако необходимо, чтобы использование краудсорсинга было обдуманным, заранее просчитанным и приносящим эффект всем участникам экономических отношений. Рассматриваются возможности оценки эффективности использования краудсорсинга в организации, сущность краудсорсинга, его классификации. Представлена схема взаимодействия участников краудсорсинго-вого проекта в организации, описаны их ключевые роли. Выделены компоненты, из которых складывается эффект от использования данной технологии. Сопоставлены между собой эффективность и результативность краудсорсинговой деятельности, представлены формулы для оценки ресурсоемкости и ресурсоотдачи краудсорсинга. Выделены показатели для оценки эффективности краудсорсинга в организации. Определены наиболее эффективные направления улучшения качества этой технологии. Проанализирована эффективность использования краудсорсинга на примере ОАО «Сбербанк России». Проведено сравнение эффективности двух крауд-
* Исследование проведено при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ, в рамках государственного задания вузам в части проведения научно-исследовательских работ на 2014-2016 гг., проект № 2378 «Инновационные методы управления экономикой и формирования человеческого капитала в развитии социально-экономических, трудовых и предпринимательских отношений».
сорсинговых проектов по доработке документов. Показано, что эффективность краудсорсинга во многом зависит от вовлеченности участников в этой процесс. Материалы работы могут быть использованы для реализации краудсорсинговых проектов в отечественных организациях.
Ключевые слова: краудсорсинг, краудсорсин-говая площадка, коллективная работа над идеями, эффективность краудсорсинга, результативность краудсорсинга
Введение
Технология краудсорсинга прочно занимает место в арсенале методов, используемых отечественными организациями. Однако многие компании отказываются от него в силу того, что не могут оценить экономического эффекта от краудсорсинга. Но как раз ключевое достоинство краудсорсинга связано с экономическим эффектом, который он может принести организатору и заказчику краудсорсингового проекта. Возможности его применения не ограничиваются творческой деятельностью участников по решению проблем организации. Соответственно, необходимо, чтобы использование краудсорсинга было обдуманным, заранее просчитанным и приносящим эффект всем участникам экономических отношений.
Оценке эффективности использования краудсор-синга в прямом виде посвящена лишь одна отечественная работа [7]. Ее автором сделана попытка рассмотреть эффективность использования краудсорсин-га в организации эмпирическим путем при помощи математических расчетов. Ряд статей рассматривает
специфику анализа данных коллаборативных и кра-удсорсинговых платформ, моделирование активности участников краудсорсинга [4], но подобные подходы к оценке эффективности технологии, несмотря на их методологическую значимость, не несут в себе какого-то практического эффекта для организации.
Сущность краудсорсинга и основные вопросы его использования в организации
С точки зрения организации сущность краудсорсинга можно определить как использование интеллекта и опыта большого количества клиентов, сотрудников, заинтересованной общественности для поиска новых идей по улучшению продуктов, процессов, сервисов и/или экспертизы важных решений и документов организации.
Если говорить о результатах использования краудсорсинга на практике, то они впечатляют. Самый известный пример краудсорсинга связан с многоязычным проектом «Википедия». В настоящее время в нем зарегистрировано более миллиона пользователей, которые посвятили проекту в общей сложности больше 100 млн ч личного времени, создали более миллиона статей и внесли в них около 80 млн правок. Данный проект является полностью некоммерческим, его целью является создание полной энциклопедии на всех языках Земли.
Помимо этого с помощью технологии краудсорсинга, например, удалось:
- привлечь к поиску креативных идей, способных изменить Россию к лучшему, 116 тыс. чел. со всего мира, которые вложили в процесс генерации идей и предложений 43 тыс. чел.-дн. работы, что соответствует работе 162 сотрудников на постоянной основе в год (проекты ОАО «Сбербанк России» «Сбербанк-21-Будущее», «Россия-21-Прогресс» и «Инновации-21-Краудсорсинг»);
- привлечь людей к предоставлению актуальных новостей и оценке их значимости на новостных сайтах, как результат - получить за первый год реализации проекта более 100 млн долл. дохода (проект Public Insight Network);
- увеличить в течение года капитализацию компании в 2,5 раза (проект компании Goldcorp Challenge);
- классифицировать более 50 млн галактик на снимках космоса силами 150 тыс. любителей (проект «Галактический зоопарк» астробио-
логической обсерватории при Колумбийском университете);
- построить всего за три недели модель фермента, разрушающего белок ВИЧ с помощью онлайн игры-головоломки (проект Foldit);
- реализовать работу по распознаванию текста оцифрованных архивов газеты The New York Times, книг, а также указателей фрагментов снимков улиц (проект reCAPTCHA в Google);
- доработать проект конституции Исландии с учетом мнения жителей (проект Iceland constitution);
- провести экспертизу и улучшить стратегию организации (проект «Стратегия развития Сбербанка на период 2014-2018 годов»).
В рамках использования этой технологии заказчик краудсорсинга получает возможность воспользоваться концентрированным потенциалом сообщества людей, объединенных общей идеей. Использование краудсорсинга по сравнению с другими стандартными инструментами решения интеллектуальных задач для бизнеса и общественности имеет следующие преимущества [2]:
- дистанционная коллективная работа над идеями (с помощью Интернета в работу может быть вовлечен коллектив талантливых людей со всего мира);
- возможность тестирования новых идей, продуктов, услуг на конечных потребителях, которыми являются его участники;
- высокая эффективность за счет быстроты, относительно низкой стоимости и нестандартных решений;
- отбор и доработка предложений участниками краудсорсинга;
- на основе рейтингирования возможно выявление лучших экспертов среди участников силами самих участников.
В то же время в упрощенном виде краудсор-синг может использоваться и внутри организации, к нему может быть привлечен персонал фирмы. В данном случае он получает следующие локальные преимущества для организации:
- дает возможность сотрудникам влиять на принимаемые в организации решения и происходящие процессы;
- позволяет найти оптимальное решение или сокращает вероятность принятия неправильного решения, значит, сокращает потери времени и финансовых ресурсов, так как совокупный
объем знаний и опыта участников краудсорсинга несопоставимо выше любого эксперта и рабочей группы; - ускоряет процесс преобразований, так как напрямую зависит от вовлеченности сотрудников и клиентов в процесс изменений. Применительно к использованию для нужд организации можно выделить следующие типы краудсорсинга:
1)
2)
по содержанию и срокам:
постоянный (более 2-3 мес.) - сбор предложений по улучшению ключевых для заказчиков проблем;
временный (менее 2-3 мес.) - краудсорсинг внутренних документов; конкурсы (логотип, название и др.); стратегически важные для организации проекты; по аудитории:
внешний краудсорсинг - проводится с участием сотрудников организации, а также клиентов, партнеров и внешнего сообщества в Интернете;
внутренний краудсорсинг - возможно участие только сотрудников организации;
3) по ограничению участия:
- массовый - в проект приглашается максимально возможное количество участников, их состав не персонифицирован;
- открытый - в проект активно приглашается определенная целевая аудитория, но доступ других участников не ограничивается;
- закрытый - доступ предоставляется ограниченному кругу участников, определенных заказчиком; участники строго персонифицированы и проходят жесткий отбор по определенным критериям.
Взаимосвязь участников краудсорсинга и их действия в рамках реализации краудсорсингового проекта представлена на рис. 1.
Для понимания содержания схемы взаимодействия участников краудсорсингового проекта необходимо охарактеризовать ключевые понятия, которые используются в ходе краудсорсинга.
В первую очередь краудсорсинговый проект -это проект, направленный на решение задач различного уровня сложности за счет коллективной интеллектуальной деятельности сотрудников, партнеров, клиентов и внешних экспертов.
Заказчик - ини-
Отбор участников
Менеджеры краудсорсинга
Создание плана
Реализация плана --
Отчет о реализации плана
Платформа краудсорсинга
Генерация идей 1
Голосование за идеи 1
Работа в комментариях 1
Доработка идей
Отбор лучших идей
Отбор лучших участников
Участники краудсорсинга
Победители проекта
Заказчик краудсорсинга
Контроль за реализацией плана
Реализация идей краудсорсинга
Рис. 1. Схема взаимодействия участников краудсорсингового проекта
циатор краудсорсин-гового проекта от организации. По итогам краудсорсинга он должен осуществить внедрение отобранных идей и предложений.
Менеджеры кра-удсорсинга - специалисты, осуществляющие услуги по проведению крауд-сорсинговых проектов с фасилитацией по генерации, отбору и коллективной доработке идей. В их функции входит обеспечение базового функционала для проведения крауд-сорсинговых проектов, фасилитацион-ное сопровождение
краудсорсинговых проектов, подготовка формализованных итогов краудсорсинговых проектов. Менеджеры краудсорсинга могут быть представлены специалистами компании-партнера в случае проведения проекта на сторонней площадке, сотрудниками организации, ответственными за реализацию краудсорсинга в компании.
Участники краудсорсинга - объединение людей, заинтересованных в обмене знаниями и опытом, открытых к поиску новых решений и готовых активно участвовать в процессе непрерывного совершенствования деятельности организации.
Чтобы добиться максимального качества работы участников краудсорсинга, необходимо, во-первых, привлечь к нему как можно больше людей, во-вторых, их навыки, умения, опыт работы должны быть наиболее релевантны проблематике краудсор-сингового проекта. Оптимальное число участников краудсорсингового проекта составляет, как правило, несколько тысяч человек. Таким образом, крауд-сорсинг может работать как в простых случаях (с привлечением широкого круга общественности), так и при необходимости решения сложных задач, требующих специфических знаний и навыков (путем отбора в краудсорсинговый проект экспертов, обладающих нужными знаниями и навыками).
Некоторые вопросы оценки эффективности использования краудсорсинга в организации
Эффективность можно понимать как относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение [8]. Таким образом, эффективность можно оценить через сопоставление издержек и полученного результата.
Необходимо разграничить понятия эффективности и результативности, так как зачастую их
путают. В силу того, что результативность деятельности является показателем того, насколько были достигнуты ее цели, а эффективность описывается как характеристика процесса деятельности, выделение показателя результативности применительно к краудсорсингу необходимо, так как качество использования этой технологии зависит от степени достижения поставленных перед участниками целей и задач, а не от процесса генерации идей и их количества.
Наглядное сопоставление категорий эффективности и результативности применительно к краудсорсингу представлено на рис. 2.
Таким образом, применительно к краудсор-сингу, если оцениваются результаты конкретного краудсорсингового проекта с точки зрения достижения поставленных перед участниками целей и задач, целесообразно использовать понятие «результативность». В случае оценки качества самого инструментария как такового в целом, сопоставления возможных затрат и результатов необходимо использовать понятие «эффективность». В контексте авторского исследования используется понятие эффективности краудсорсинга.
Можно выделить четыре основных ресурса, используемых в краудсорсинге: знания, творчество, голосование, финансирование. Наиболее важный ресурс краудсорсинга, который во многом определяет его эффективность, творческий потенциал совокупности участников, эффективность использования которого на площадке выражается качеством предложений и идей, принятых к реализации заказчиком. Полная же оценка эффективности использования краудсорсинговой платформы будет предполагать оценку выраженности всех четырех характеристик для удовлетворения целей заказчика краудсорсинга.
Исследователи Г.Г. Азгальдов и Т.Н. Береза считают, что любой результат деятельности предприятия необходимо и достаточно характеризуется
Рис. 2. Эффективность и результативность использования краудсорсинга
двумя наиболее общими свойствами - количеством (ее единиц) и качеством (одной такой единицы) [1]. Таким образом, применительно к краудсорсингу его эффективность может быть определена с помощью двух факторов: количества предложений (всего предложений в проекте) и качества предложений (количества предложений, принятых к внедрению).
Ориентируясь на работы, посвященные проработке категориального аппарата экономической эффективности (см., например, работу [3]), для оценки эффективности использования краудсорсин-га необходимо использовать такие ключевые конструкции соотношения результирующих и входных переменных эффективности, как ресурсоотдача и ресурсоемкость. Как известно, ресурсоотдача характеризует результат, получаемый с единицы затрат, а ресурсоемкость обозначает удельную величину затрат, приходящуюся на единицу достигаемого результата. Таким образом, ресурсоотдача и ресур-соемкость краудсорсинга могут быть рассчитаны с помощью формул:
Outk
Ресурсоотдача краудсорсинга =-—,
Totalks
где Outks - идеи, принятые к реализации заказчиком
(идеи на выходе проекта);
Totalkss - выдвинутые в ходе проекта идеи (общее
количество идей);
Ресурсоемкость краудсорсинга =-—.
Outb
Перевод показателя количества эффективных идей, принятых заказчиком, в показатель финансового результата от их внедрения вызывает определенные трудности, так как различные проекты, актуальные для организации в конкретные периоды времени, предполагают абсолютно разное финансовое наполнение.
Кроме того, оценить финансовую сторону вопроса эффективности использования краудсорсинга достаточно сложно из-за того, что эта технология, во-первых, только начинает осваиваться крупнейшими отечественными организациями, во-вторых, она остается пока ноу-хау, поэтому компании, которые активно используют краудсорсинг, как правило, не разглашают результатов, которые были достигнуты на краудсорсинговых площадках.
В настоящее время прорабатываются возможности объединения таких технологий, как крауд-сорсинг и искусственный интеллект (машинного обучения), что позволит максимизировать эффек-
тивность использования краудсорсинга в будущем [9], но усложнит ее оценку.
Практика использования краудсорсинга и оценка его эффективности
Оценим эффективность использования краудсорсинга на примере ОАО «Сбербанк России» (далее - Сбербанк), организации, которая первой среди отечественный компаний начала использовать эту технологию коллективной работы в своей деятельности.
Для этого необходимо зафиксировать результат краудсорсинговой деятельности, определить затраты, произвести их сопоставление.
Сбербанк использует в своей краудсорсинговой деятельности две полноценные платформы для реализации краудсорсинговых проектов (Wikivote, Witology).
В открытых источниках встречается информация, что по данным площадки Wikivote, на которой проходили краудсорсинговые проекты Сбербанка, в 2012 г. экономический эффект от внедрения в этой финансовой организации лучших предложений, полученных в ходе проведения краудсорсинга, составил более 13 млн руб. [6].
С 2013 г. документы, которые затрагивают деятельность подразделений Сбербанка, проходят процедуру краудсорсинговой экспертизы с участием сотрудников со всей страны. По состоянию на 01.06.2014 в краудсорсинге Сбербанка зарегистрирован 21 701 участник, ими в общей сложности подано 17 800 авторских предложений, написано 26 511 комментариев к обсуждаемым нормативным актам, выставлено 226 124 оценки к предложениям [5].
Второй элемент в системе оценки эффективности краудсорсинга - расходы на его реализацию. Они складываются из расходов на платформу (создание и последующую поддержку или аренду), на заработную плату менеджерам (модераторам и фасилитаторам) краудсорсинга, на вознаграждение участникам и победителям краудсорсинга.
Примерные расходы на полноценную реализацию краудсорсингового проекта в организации представлены в табл. 1.
Применительно к краудсорсинговым проектам, реализуемым на сторонних площадках компаний-партнеров, также приведены расходы на поддержку системы, в том числе заработную плату менеджерам краудсорсинга (табл. 1).
Таблица 1
Расходы на реализацию проектов в рамках внутреннего краудсорсинга, млн руб.
Тип проекта внутреннего
Показатель краудсорсинга
Тип I и тип II Тип III
ИТ-платформа (в год) 27,15 1
Техническая и органи- 4,35 млн руб. 1 (в месяц)
зационная поддержка (за проект)
плюс методология
Количество проектов 18 (в год) Не ограничено
Всего... 107 13
Расходами на заработную плату специалистов, ответственных за реализацию краудсорсинга в Сбербанке, можно пренебречь, так как это направление деятельности входит в их типовой функционал, который включает в себя спектр работ в рамках корпоративной системы инновационной деятельности банка.
Вознаграждение для победителей краудсорсин-га в 2012 г. осуществлялось по программе лояльности «Спасибо от Сбербанка». Бонусы «Спасибо от Сбербанка» - это условные, виртуальные баллы, которые накапливаются с каждой покупкой по карте Сбербанка в России и за рубежом за каждую безналичную транзакцию (1% от суммы транзакции). Эти баллы можно обменять на скидку (до 99% стоимости товара в магазинах - партнерах программы). Одно «спасибо» приравнивается одному рублю. Расходы на вознаграждение победителей краудсорсинга в Сбербанке в 2012 г. представлены в табл. 2.
Таким образом, расходы на использование кра-удсорсинга в Сбербанке могли составить сумму от 13 до 120 млн руб. (в том числе расходы на сопровождение проектов), в зависимости от вида проекта плюс расходы на выплату вознаграждения победителям краудсорсинга в размере 4,35 млн руб.
По данным банка, его расходы на создание платформы для проведения краудсорсинга составили 3 млн руб. Стоимость работы в рамках краудсор-синга на сторонних площадках, предоставляемых компаниями-партнерами, составляет приблизительно 2,5 млн руб./мес., что соответствует указанным примерным расходам, при условии, что банк выбрал третий вариант использования краудсорсинга.
Анализ практики использования краудсорсинга в этой организации позволил выявить ряд проблем, которые снижают его эффективность. В их числе них можно выделить следующие:
- неэффективный сбор идей - большое количество поступающих идей, их низкое качество; В Сбербанке на «Бирже идей» за 20092011 гг. зарегистрировано 86 000 идей, 20% из них ожидают рассмотрения;
- неэффективная процедура отбора и одобрения - необходимость экспертизы 100% идей, длительные сроки экспертизы, высокие трудозатраты, неэффективная процедура фильтрации. В Сбербанке из 10 400 идей, переданных на внедрение, 52% идей отклонены, только 10% были рассмотрены в срок;
- неэффективное использование краудсорсинговых площадок - слабая заинтересованность бизнеса, неудовлетворенность сотрудников. В Сбербанке 7 500 идей были внедрены, 80% из них ожидали внедрения более одного года. Чтобы качественно улучшить модели работы с
идеями в рамках краудсорсинга, необходимы новые подходы к отбору и оценке идей, а именно:
- ставить задачу/проблему для решения должны бизнес и/или потребители;
- организовать работу над решениями в командах;
- выстроить новые принципы мотивации авторов идей - переход от мотивации участника к мотивации команды;
- сформировать экспертное профессиональное сообщество по направлениям деятельности;
- обеспечить эффективные коммуникации между участниками при поиске решения;
- осуществлять отбор идей силами участников сообщества;
- использовать механизмы фильтрации идей по рейтингу (путем голосования участниками сообщества);
- концентрировать усилия на лучших решениях;
- обеспечить максимальное число активных участников.
Таблица 2
Расходы на вознаграждение участников краудсорсинга в Сбербанке в 2012 г.
Проект Количество Баллы
Проекты, организуемые 11 2310 000
на внешней технологической
площадке Witology
Проекты, организуемые 17 2 040 000
на внешней технологической
площадке Wikivote
Всего... 28 4 350 000
Практика использования краудсорсинга в Сбербанке показывает, что для построения эффективной краудсорсинговой площадки необходимы следующие элементы: интернет-платформа, система рейтингирования участников и их предложений, фильтрация участников на входе в проект, фильтрация предложений для обнаружения спама (признаков неэффективной работы), обсуждения не по теме, руководство для новичков краудсорсинга, система постановки задач участникам, система вознаграждения для лидеров проекта, инструменты отчетности по итогам проекта, фасилитаторская работа на площадке, организованная система безопасности и неразглашения контента, система поиска предложений по различным критериям и т.д.
Рассмотрим пример оценки эффективности краудсорсинга в организации на примере краудсор-синга доработки документа.
Название проекта - «Буклет руководителя». Период проведения - две недели: с 24.01.2014 по 06.02.2014. В ходе этого проекта на обсуждение был передан проект макета буклета для менеджеров, связанный с управлением эффективностью деятельности. Воронка активности по проекту представлена в табл. 3.
Можно признать, что проект оказался успешным. Из общего количества уникальных посетителей площадки по данному проекту (1 286), каждый пятый подал предложение по доработке документа
Таблица 3
Воронка активности в краудсорсинговом проекте доработки «Буклета руководителя»
Показатель Количество
Посетители 1 286
Скачивания документа 446
Подано предложений по доработке 276
документа
Оценено предложений 324
Прокомментировано 191
Принято заказчиком 165
(276 предложения), было принято к реализации заказчиком 165 предложений. Таким образом, каждый восьмой участник краудсорсинговой площадки подал предложение, которое было признано заказчиком и рекомендовано к использованию. В то же время такой большой показатель эффективности говорит о том, что изначально, качество подготовленного макета было низким.
Общая динамика работы на площадке представлена на рис. 3.
Активность участников менялась за время проведения краудсорсинга, пик активности приходился на рабочие дни, работа на площадке в выходные снижалась до минимума. Количество предложений, комментариев и оценок участников было максимальным в последнюю неделю работы на площадке по данному документу. Количество обращений к документу оказалось стабильным. Число скачиваний и
количество участников, которые предложили идеи по доработке документа, коррелирует между собой.
Одновременно на площадке был организован подобный проект по доработке другого документа, который в меньшей степени затрагивал персонал. Воронка активности по проекту представлена в табл. 4.
Несмотря на то, что этот проект по срокам проходил также две недели, его посетило со-иоставимое количество
Рис. 3. Динамика активности участников на площадке в рамках проекта краудсорсинга участников краудсорсин-документа «Буклет руководителя» с 24.01.2014 по 06.02.2014, ед. га, но его эффективность
Таблица 4
Воронка активности в краудсорсинговом проекте доработки документа «Политика управления расходами»
оказалась нулевой. Заказчик не принял ни одного предложения из 28.
Сопоставление результатов двух аналогичных по сути проектов позволяет сделать вывод, что активность деятельности участников краудсорсинга во многом зависит от темы исследования и вовлеченности в нее. Чем она более востребована участниками, тем большие результаты будут достигнуты на площадке. Аналогичные исследования зарубежных ученых показали, что нет зависимости между качеством краудсорсинга и системой вознаграждения для участников. Дополнительное вознаграждение для желающих работать в рамках краудсорсинга приводит к увеличению количества участников, но не приводит к росту качества их предложений.
Таким образом, по итогам анализа практики использования краудсорсинга в организации следует отметить, что при оценке эффективности краудсорсинга в первую очередь необходимо отталкиваться от эффективности предложенных идей по проекту, которые можно реализовать благодаря этой технологии, а не от использования этой технологии в целом.
Стоимость внедрения самой краудсорсинго-вой платформы и ее поддержания - сравнительно низкая, как и размеры вознаграждения участников, предложивших лучшие с точки зрения заказчика идеи. Если бы состав участников краудсорсинга был постоянен, то его можно было бы рассматривать как своего рода виртуальное подразделение организации, к которому применимы стандартные подходы по оценке эффективности деятельности.
Заключение
Экономический эффект от использования кра-удсорсинга в организации, выраженный в финансовых результатах, с трудом поддается оценке в силу масштабности возможных идей и безграничных
творческих способностей участников краудсорсин-га. Один человек может предложить ограниченное количество идей, а краудсорсинг как механизм функционирования коллективного разума может обеспечить заказчика неограниченным количеством идей.
Практика использования краудсорсинга показывает, что его возможности очень велики. В то же время краудсорсинг имеет ряд общих моментов с аутсорсингом. В какой-то мере можно утверждать, что в потенциале та форма интеллектуальной деятельности, которая может быть передана на аутсорсинг в организации, также может быть передана и на краудсорсинг. Просто время реализации этой возможности еще не пришло.
Список литературы
1. Азгальдов Г.Г., Береза Т.Н. Об учете категории качества при вычислении сравнительной эффективности объектов // Экономика и математические методы. 1996. Т. 32. Вып. 3. С. 66-84.
2. Гаффорова Е.Б., Меркушова Н.И. Анализ использования краудсорсинга в инновационных бизнес-моделях // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 40. С. 2-11.
3. Ендовицкий Д.А., Любушин Н.П., Бабичева Н.Э. Ресурсоориентированный экономический анализ: теория, методология, практика // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 38. С. 2-8.
4. Игнатов Д., Каминская А., Константинов А. Анализ данных в краудсорсинговых проектах // Открытые системы. СУБД. 2013. № 1. С.36-39.
5. Идеи Сбербанка. URL: http://idea.sberbank21.
ru/.
6. Краудсорсинг в Сбербанке. URL: http://www. slideshare.net/wikivote/ss-19546252.
7. Москвичев А.А. Оценка эффективности проектов, предусматривающих применение кра-удсорсинга (банковский сектор России) // Управление корпоративными финансами. 2013. № 4. С. 252-259.
8. Современный экономический словарь: под ред. Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского, Е.Б. Старо-дубцевой. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.
9. Kamar E., Hacker S., Horvitz E. Combining human and machine intelligence in large-scale crowdsourcing. URL: http://research.microsoft.com/ pubs/162286/galaxyZoo.pdf/.
Показатель Количество
Посетители 1 255
Скачивания документа 446
Подано предложений 28
Оценено предложений 68
Прокомментировано 56
Принято заказчиком 0
Economic analysis: theory and practice Innovation and investment
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
SOME ASPECTS OF EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF CROWDSOURCING IN AN ORGANIZATION
Ruslan A. DOLZHENKO
Abstract
Importance The major objective of economic reforms in Russia is to create an innovation-based market economy. Innovation activity of any business bases primarily on the intellectual and creative potential of not only its employees but also the entire society. Crowdsourcing is a new technology for the domestic market. It enables to unlock the said potential. However, it is necessary that the use of crowdsourcing be well-considered, estimated in advance, and yield benefits for all participants of economic relations. Objectives In this article, I consider the possibility of evaluating the effectiveness of crowdsourcing in an organization. I define the essence of crowdsourcing and its classifications. I present a scheme of interaction of the participants of a crowdsourcing project in an organization and describe their key roles. In addition, I distinguish the components that make up the effect of using this technology in a company. There are comparisons of performance and effectiveness of crowdsourcing activities and the formulas for estimating resource-intensive-ness and resource productivity of crowdsourcing. I identify the indicators to assess the effectiveness of crowdsourcing in an organization.
Methods In this paper, I analyze the effectiveness of using crowdsourcing in a commercial bank and identify the most effective ways to improve the quality of this technology. Results I present the analysis of crowdsourcing efficiency on the case of JSC Sberbank of Russia. There is a comparison of costs and benefits of using this technology in the bank in 2012. There is a presentation of two crowdsourcing projects' effectiveness, which relate to the bank's documents finaliza-tion. These projects demonstrate that the effectiveness of crowdsourcing depends largely on participants' involvement into this process.
Conclusions and Relevance I have studied the experience of using crowdsourcing in a domestic bank and defined the approaches to evaluating the effectiveness of this technology. The materials of the study can serve as a basis for implementing crowdsourcing projects in domestic organizations.
Keywords: crowdsourcing, platform, teamwork, ideas, performance, effectiveness
References
1. Azgal'dov G.G., Bereza T.N. Ob uchete kategorii kachestva pri vychislenii sravnitel'noi effektivnosti ob"ektov [Consideration of quality category when calculating the comparative effectiveness of objects]. Ekonomika i matem-
aticheskie metody - Economics and mathematical methods, 1996, vol. 32, no. 3, pp. 66-84.
2. Gafforova E.B., Merkushova N.I. Analiz ispol'zovaniya kraudsorsinga v innovatsionnykh biznes-modelyakh [Analysis of using crowdsourcing in innovation business models]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 40, pp. 2-11.
3. Endovitskii D.A., Lyubushin N.P., Babicheva N.E. Resur-soorientirovannyi ekonomicheskii analiz: teoriya, metodologiya, praktika [Resource-oriented economic analysis: theory, methodology, practice]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 38, pp. 2-8.
4. Ignatov D., Kaminskaya A., Konstantinov A. Analiz dannykh v kraudsorsingovykh proektakh [Data analysis in crowdsourcing projects]. Otkrytye sistemy. SUBD - Open systems. DBMS, 2013, no. 1, pp. 36-39.
5. Idei Sberbanka [Ideas of Sberbank]. Available at: http://idea.sberbank21.ru/. (In Russ.)
6. Kraudsorsing v Sberbanke [Crowdsourcing in Sberbank]. Available at: http://www.slideshare.net/wikivote/ss-19546252. (In Russ.)
7. Moskvichev A.A. Otsenka effektivnosti proektov, predusmatrivayushchikh primenenie kraudsorsinga (banko-vskii sektor Rossii) [Evaluating the projects that utilize crowdsourcing (Russian banking sector)]. Upravlenie korpo-rativnymi finansami - Corporate finance management, 2013, no. 4, pp. 252-259.
8. Sovremennyi ekonomicheskii slovar ' [Modern dictionary of economics]. Moscow, INFRA-M, 1999, 479 p.
9. Kamar E., Hacker S., Horvitz E. Combining Human and Machine Intelligence in Large-Scale Crowdsourcing. Available at: http://research.microsoft.com/pubs/162286/gal-axyZoo.pdf/.
Ruslan A. DOLZHENKO
Altai State University, Barnaul, Altai Region,
Russian Federation
Acknowledgments
The study is supported by the Ministry of Education and Science as part of the Government Order to carry out research works by higher education institutions for 2014-2016 (Proj ect ID No. 2378 "Innovation methods of economic management and formation of human capital in developing socio-economic, labor and business relationships").