the expansion of the competitive public procurement market, the continued elimination of possible barriers and other restrictions of mutual access to public procurement markets. Keywords: state (municipal) procurement, Eurasian economic union, a single market of public procurement.
УДК 339.37
РЕГИОНАЛЬНАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РЕГИОНЕ
Васильчук Евгений Степанович, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected]) Рухманова Надежда Анатольевна, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected]) Устяк Анастасия Олеговна, магистрант (e-mail: [email protected]) Ивановский филиал Российского экономического университета
им. Г.В. Плеханова
В работе проведено исследование особенностей развития розничной торговли в Ивановской области за последние семь лет. Определена роль кластерной региональной политики в развитии торговли непродовольственными товарами. Выявлены основные закономерности в динамике товарооборота и направленность структурных сдвигов в торговле продовольственных и непродовольственных товаров. Проведен анализ факторов, определяющих развитие розничной торговли региона в рассматриваемый период.
Ключевые слова: кластерная политика, розничная торговля, регион, тенденции развития, факторы, конкуренция.
Представленный в данной статье материал является частью исследования потребительского рынка региона, проведенного Ивановским филиалом РЭУ им. Г.В. Плеханова по заказу Департамента экономического развития и торговли Ивановской области. В рамках данного исследования проводился анализ основных закономерностей развития розничной торговли в регионе и оценивалось влияние региональной политики на экономическое состояние и динамику потребительского рынка региона.
Концепция кластера и влияние кластеров на создание национальных и региональных конкурентных преимуществ была сформулирована М. Портером, который характеризует кластер как группу... «географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [1].
Роль и значение кластерного подхода в эффективном развитии региональной экономики в современном понимании этого понятия активно начали изучаться в конце 90-х годов прошлого века. В этот период актуаль-
ной проблемой стало сохранение экономического потенциала Ивановской области, основой которого была текстильная промышленность. Наша область являлась основным производителем и поставщиком хлопчатобумажных тканей на российском рынке, а распад сложившихся межрегиональных экономических связей в начале 90-х годов привел к резкому сокращению производства и снижению уровня жизни населения региона. Перед региональными органами власти встала проблема восстановления экономического потенциала, в том числе за счет реиндустрилизации экономики. Важность данного подхода ранее отмечалось в работе авторов статьи [2]. Учеными и специалистами - участниками разработки Концепции развития Ивановской области для сохранения и развития накопленного экономического потенциала региона было предложено использовать кластерный подход. Основу кластерного развития региона составляет проект инновационного текстильно-промышленного кластера.
Логическим продолжением данной работы стала разработка Стратегии социально экономического развития Ивановской области до 2020 года [3], а также Стратегии развития городского округа Иваново до 2020 года. В Стратегии развития областного центра упор также сделан на создание текстильно-швейного кластера.
В обеих Стратегиях отмечается необходимость комплексного развития потребительского рынка региона, которое должно базироваться не только на производстве текстильной и швейной продукции, но и на максимизации добавленной стоимости, создаваемой в регионе. А для этого в рамках кластерного подхода необходимо создание торгово-логистических центров по продаже текстильной и швейной продукции на территории области и города Иваново.
Именно упор на создание крупных оптово-розничных торговых центров позволил за короткий период сделать торговлю основным видом экономической деятельности в регионе. В настоящее время торговля занимает ключевое место в экономике Ивановской области, обеспечивая четверть валовой добавленной стоимости - по виду деятельности «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». Доля занимающего второе место вида экономической деятельности «Обрабатывающие производства» составляет только 15,9%. Значение региональной торговли определяется и тем, что удельный вес налоговых платежей в бюджетную систему РФ от организаций розничной торговли в Ивановской области составляет 5,6% (для сравнения: в целом по РФ этот показатель находится на уровне 3,0%, а по ЦФО составляет 4,6%) [4].
Региональная розничная торговля за последние годы развивается более высокими темпами, чем любой другой вид экономической деятельности. Основные показатели, характеризующие оборот розничной торговли на душу населения в Ивановской области по основным составляющим, приведены в табл. 1.
Как видно из данных этой таблицы в обороте розничной торговли наблюдалась устойчивая динамика роста. За последние семь лет он вырос в 2,3 раза. Замедление темпов роста среднедушевого товарооборота началось в 2013 году, а минимальные показатели роста наблюдались в 20142015 годах. Если в 2011-2012 годах ежегодный прирост приближался к 30%, в 2013-2014 годах он был лишь немного больше 10%, а в 2015-2016 годах не превышал 4%. Сложившаяся тенденция была обусловлена экономическим кризисом в стране в связи с падением цен на нефть и международными санкциями. Кризисная ситуация негативно отразилась практически на всех сферах экономической деятельности, соответственно и на доходах населения, и как следствие на обороте розничной торговле.
Таблица 1 - Динамика основных индикаторов розничной торговли _Ивановской области в 2010-2017 г.г.[5]._
Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2017 к 2010
Оборот розничной торговли на душу 66734 86 035 109 822 121 813 138 185 143 349 143 568 153 993 х
населения, руб.
Темпы роста, в %% 100 128,9 127,6 110,9 113,4 103,7 100,1 107,3 230,7
к предшествующе-
му периоду
Оборот розничной
торговли непродовольственными то- 32356 43715 58999 59835 72644 71254 71489 77465 х
варами на душу на-
селения
Темпы роста, в %% 100 135,1 135,0 101,4 121,4 98,0 100,3 108,4 239,4
к предшествующе-
му периоду
Оборот розничной торговли продо- 34378 42320 50823 61978 65541 72095 72078 76528 х
вольственными то-
варами на душу на-
селения
Темпы роста, в %% 100 123,1 120,1 121,9 105,7 110,0 100,0 106,2 222,6
к предшествующе-
му периоду
Доля продовольственных товаров в 51,5 49,2 46,3 50,9 47,4 50,3 50,2 49,7 96,5
обороте,%%
Денежные доходы 11124 13 006 16 015 18 123 20 409 22 560 23 679 24 719 222,2
населения, руб
Реальные доходы
населения, в %% к предшествующему 109,7 104,9 115,7 104,9 102,8 93,8 98,4 97,5 117,8
периоду
Как видно из представленной таблицы, динамика оборота розничной торговли по основным составляющим (торговля продовольственными товарами и торговля непродовольственными товарами) в целом соответству-
ет классическим экономическим тенденциям. С ростом реальных доходов населения увеличивается объем покупок непродовольственных товаров, т.к. в отличие от продовольственных товаров потребление непродовольственных товаров практически не имеет точки насыщения. В частности на потребление продовольственных товаров конкретных групп в регионе влияет ряд факторов, но с ростом доходов населения по основным продуктам питания при достижении определенных объемов потребления происходят лишь структурные изменения. В основном структура потребления меняется за счет расширения номенклатуры покупаемых товаров и их качественного совершенствования. Более детальный анализ экономической ситуации в торговле был проведен ранее в работах [6, 7]. Создание в регионе крупных торгово-логистических центров в рамках текстильно-швейного кластера, таких как «ТекстильМакс», «Текстиль Профи», «РИО» способствовало и более высоким темпам роста оборота розничной торговли, по сравнению с ростом доходов населения. Значительную часть покупателей в данных центрах составляют предприниматели и жители соседних регионов: Ярославской, Костромской, Нижегородской, Владимирской, Московской, Рязанской и ряда других .
Таблица 2 - Индексы физического объема оборота розничной торговли
Показатель 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Индекс физического объема оборота розничной торговли (в %% к предыдущему году) 117.1 120.4 103.7 103.7 86.8 92.7 102,9
Индекс физического объема оборота розничной торговли продуктами питания (в %% к предыдущему году) 110.8 114.7 110.8 92.7 90.4 91.9 103,2
Индекс физического объема оборота розничной торговли продовольственными товарами (в %% к предыдущему году) 108,9 113,1 111,2 92,8 90,7 93,9 102,5
Индекс физического объема оборота розничной торговли непродовольственными товарами (в %% к предыдущему году) 125.8 127.4 97.1 114.9 83.3 91.4 103,4
В 2017 году в розничной торговле региона впервые с 2015 года произошел рост физического объема продаж. В 2017 году оборот розничной торговли составил 152,5 млрд. руб., что составило 103,7 % к 2016 году, а в сопоставимых ценах 100,1%. При этом оборот розничной торговли непродовольственными товарами составил 78,3 млрд.руб., а оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, соответственно, 74,2 млрд. руб. [5]. При этом наблюдалось дальнейшее
снижение реальных располагаемых доходов населения, которые составили 97,5% к 2016 году.
Для более объективной характеристики ситуации на рынке розничной торговли был проведен анализ оборота розничной торговли в сопоставимых ценах, которые отражает показатель индекс физического объема (табл.2).
Основное влияние на изменение объемов розничной торговли оказала торговля непродовольственными товарами. Особенно это характерно при сравнении индексов физического объема. На первый взгляд аномальным выглядит резкий рост оборота розничной торговли непродовольственными товарами в 2014 году, когда индекс физического объема вырос на 14,9%. Однако это не означает, что население региона с ростом реальных доходов резко увеличило потребление непродовольственных товаров. С точки зрения классической экономической теории, мы имеем дело с влиянием детерминанты спроса - ожидания покупателей. В условиях резкого снижения курса рубля многие товары длительного пользования массово закупались, т.к. покупатели ожидали дальнейшего изменения курса и, соответственно, удорожания импортных товаров. Данные тенденции в развитии розничной торговли региона рассматривались ранее в ряде работ[7, 8].
Кроме чисто статистических показателей, характеризующих развитие розничной торговли, для оценки рыночной ситуации используются и экспертные оценки. Представленные статистические данные в целом характеризуют состояние регионального рынка розничной торговли, а экспертные оценки позволяют оценить факторы, оказывающие влияние на развитие торговли.
Для оценки состояния конкурентной среды и деловой активности предприятий розничной торговли Федеральная служба государственной статистики ежеквартально проводит опрос респондентов, представляющих все группы организаций по формам собственности и размерам, по целому ряду направлений: оценка изменения экономической ситуации в организациях розничной торговли; индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле; факторы, ограничивающие развитие деятельности организаций розничной торговли и др.
По изменению мнений респондентов, можно охарактеризовать и складывающуюся рыночную ситуацию на конкретном рынке, и какое влияние оказывают конкретные факторы на деятельность предпринимателей. В частности среди факторов, ограничивающих развитие деятельности организаций розничной торговли, выделяют следующие: высокая арендная плата, высокая конкуренция, высокие транспортные расходы, высокий процент коммерческого кредита, высокий уровень налогообложения, недостаток складских помещений, недостаток финансовых средств, недостаточный ассортимент, недостаточный платежеспособный спрос, ограничений нет, сложности с получением кредита.
В табл. 3 приведена оценка предприятиями розничной торговли основных факторов, ограничивающих развитие деятельности организаций розничной торговли, сгруппированные в порядке убывания значимости для респондентов в среднем за год по Ивановской области и в среднем по ЦФО.
Таблица 3 - Факторы, ограничивающие развитие деятельности _организаций розничной торговли [5].__
Фактор/годы 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Ивановская область, в т.ч.:
высокая конкуренция 78,7 74,7 81,2 76,7 70,2 77,3
высокий уровень налогообложения 67,0 61,0 55,7 57,0 55,5 52,7
недостаточный платежеспособный спрос 59,3 59,7 55,4 67,2 61,4 66,3
недостаток финансовых средств 41,3 40,0 40,9 49,6 48,2 47,3
высокая арендная плата 27,3 26,7 29,2 26,7 16,9 13,6
В среднем по ЦФО, в т.ч.:
высокая конкуренция 66,5 70,0 74,4 73,8 73,7 67,3
высокий уровень налогообложения 58,2 56,1 53,2 49,5 48,9 45,5
недостаточный платежеспособный спрос 49,2 49,5 49,0 57,4 59,6 55,3
недостаток финансовых средств 33,2 30,4 28,9 32,6 30,1 26,5
высокая арендная плата 31,6 30,3 31,0 29,3 27,4 30,3
Из представленной в таблице информации можно сделать следующие выводы. Последовательность важности факторов для предпринимателей в Ивановской области и в среднем по ЦФО совпадают полностью. Однако значимость таких факторов как высокая конкуренция в розничной торговле региона за исключением 2016 года предприниматели оценивают выше чем в среднем по ЦФО (мах в 2012 году - 12,2 п.п.). Аналогичные закономерности прослеживаются и по факторам высокий уровень налогообложения, недостаточный платежеспособный спрос, недостаток финансовых средств. Причем последний фактор для торговых организаций Ивановской области существенно важнее, чем в среднем по ЦФО, особенно в период кризиса 2015-17 г.г. В этот период расхождение в важности фактора для торговли региона колеблется от 17 п.п. в 2015 году до 20,8 п.п. в 2017 году. В тоже время в 2016 и 2017 годах торговые организации области отмечают снижение важности фактора - высокая арендная плата. Хотя в среднем по ЦФО оценка данного фактора менялась незначительно. Следующим характерным для кризисного периода для розничной торговли, как Ивановской области, так и в среднем по ЦФО явился недостаточный платежеспособ-
ный спрос. Однако важность данного фактора для предпринимателей региона в целом на 11 п.п. выше, чем в целом по ЦФО. Как было отмечено ранее (см. табл.1) в указанный период в области наблюдалось существенное снижение реальных доходов населения, что не могло не отразиться на платежеспособном спросе населения.
Таким образом, по результатам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
- за последнее десятилетие за счет создания крупных торгово-логистических центров в области сформировался мощный торгово-текстильно-промышленный кластер;
- кризисные явления в экономике негативно отразились на розничной торговле и основные тенденции полностью совпадают с основными закономерностями классической экономической теории;
- наличие в регионе крупных торгово-логистических центров способствует более высоким темпам роста оборота розничной торговли, в т.ч. и непродовольственными товарами по сравнению с темпами роста доходов населения;
- основным ограничителем в деятельности торговых предприятий региона является недостаточный платежеспособный спрос.
Список литературы
1. Портер Майкл Э. Конкуренция.: Пер. с англ.: Уч.пос.- М.: ИД «Вильямс», 2000.495 с.
2. Васильчук Е.С., Рухманова Н.А. Инвестиционная привлекательность и ее роль в реиндустрилизации экономики региона//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования.- 2015. №1 (6).- с.29-34.
3. Стратегия социально-экономического развития ивановской области до 2020 ГОДА (в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 27.01.2016 N 21-п, от 13.04.2017 N 129-п, от 28.06.2017 N 262-п) http://derit.ivanovoobl.ru
4. Торговля в России. 2017. Стат.сб./Росстат.- М., 2017.-233 с.
5. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИС). URL: www. Fedstat.ru/indicator/data.do?id =31448&referrerTupe =0&referreid=12932294 (Дата обращения15.05.2018)
6. Васильчук Е.С. Роль розничной торговли в экономическом развитии регио-на//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования.- 2017. №1 (19).- с.49-54.
7. Васильчук Е.С., Рухманова Н.А., Михеева А.В. Анализ и оценка тенденций развития розничной торговли в регионе//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования.- 2018. №1 (27).- с.32-39.
8. Васильчук Е.С., Богомолов Е.А., Тетерина Н.В. Тенденции и перспективы развития рынка розничной торговли Ивановской области// «Региональная экономика и потребительский рынок: современное состояние и тенденции развития». Сборник материалов научно-практической конференции. Иваново, 2016, с.231-236.
Vasilchuk Evgenii Stepanovich, Cand. of Econ. Science, associate professor, Ivanovo
branch of Plekhanov Russian University of Economics.
Rukhmanova Nadezhda Anatolevna, Cand. of Econ. Science, associate professor, Ivanovo branch of Plekhanov Russian University of Economics.
Ustyak Anastasiya Olegovna, graduate student of 2 course
REGIONAL CLUSTER POLICY AND ITS ROLE IN THE DEVELOPMENT OF
RETAIL TRADE IN THE REGION
The paper investigates the specifics of the development of retail trade in the Ivanovo region over the past seven years. The role of cluster regional policy in the development of trade in non-food goods is defined. The main regularities in the dynamics of commodity turnover and the orientation of structural shifts in the trade of food and non-food products are revealed. The analysis of factors determining the development of retail trade in the region during the period under review was carried out.
Keywords: cluster policy, retail trade, region, development trends, factors, competition
ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ В КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ Гусейнова Айтадж Ильгар кызы, магистрант (e-mail: [email protected]) Титова Оксана Васильевна, к.э.н., доцент
Липецкий государственный технический университет, г.Липецк, Россия
В данной статье приведен анализ динамики и структуры притока иностранных инвестиций в Россию за 2013-2014 годы, а также рассматриваются проблемы, сдерживающие иностранных инвесторов вкладывать свои средства в экономику России.
Ключевые слова: инвестиции, иностранные инвестиции, инвестиционная политика, инвестиционная привлекательность.
Развитие российской экономики находится в тесной связи с ее внешнеэкономической деятельностью, включая привлечение иностранных инвестиций. В долгосрочной перспективе экономический рост нашей страны зависит от степени эффективного осуществления комплекса мер, направленных на улучшение инвестиционного климата, и от характера выполняемых внешнеэкономический операций.
В настоящее время вследствие мирового экономического кризиса, сезонных колебаний, нестабильного экономического положения приток иностранных инвестиций в отечественную экономику имеет существенное значение для России. К примеру, они могут стимулировать рост и развитие внутренних инвестиций, стать причиной начального подъема экономики, привнести новые для нашей страны технологии, методы управления, современные товары и услуги. Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена большой значимостью зарубежных инвестиций в национальную экономику.
Под иностранными инвестициями принято понимать финансовые и материальные средства, права на имущественную или интеллектуальную собственность, которые вывезены из одного государства и вложены в предприятия на территории другого государства с той целью, чтобы получить прибыль или социальный эффект.