Научная статья на тему 'Анализ и оценка тенденций развития розничной торговли в регионе'

Анализ и оценка тенденций развития розничной торговли в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
798
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / РЕГИОН / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / ФАКТОРЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильчук Евгений Степанович, Рухманова Надежда Анатольевна, Михеева Анна Владимировна

В статье рассматриваются особенности развития розничной торговли в Ивановской области. Проводится структурный анализ основных тенденций развития розничной торговли в регионе. Отмечается роль кластерной региональной политики в развитии торговли непродовольственными товарами. Проводится анализ факторов влияющих на развитие розничной торговли в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Васильчук Евгений Степанович, Рухманова Надежда Анатольевна, Михеева Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и оценка тенденций развития розничной торговли в регионе»

Abstract: Clusters are the future of the Russian economy, but in order for them to develop, everything must be done to ensure that clusters are not isolated from the state and business. The article considers the cluster model of interaction between government, business and society. It reveals the conditions for the development of the cluster model, the construction of cluster interaction, rent relations inherent in this model.

Key words: cluster-network model, innovation partnerships, economic development, cluster interaction, business structures, import substitution, region.

УДК 339.37

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ

ТОРГОВЛИ В РЕГИОНЕ

Васильчук Евгений Степанович, к.э.н., доцент (e-mail: vas_evg1954@mail.ru) Рухманова Надежда Анатольевна, к.э.н., доцент (e-mail: ruh_nad_an@mail.ru) Михеева Анна Владимировна, магистрант (e-mail: anna_miheeva94@mail.ru) Ивановский филиал Российского экономического университета

им. Г.В. Плеханова

В статье рассматриваются особенности развития розничной торговли в Ивановской области. Проводится структурный анализ основных тенденций развития розничной торговли в регионе. Отмечается роль кластерной региональной политики в развитии торговли непродовольственными товарами. Проводится анализ факторов влияющих на развитие розничной торговли в регионе.

Ключевые слова: розничная торговля, регион, тенденции развития, факторы, региональная политика.

Представленный в данной статье материал является частью исследования потребительского рынка региона проведенным Ивановским филиалом РЭУ им. Г.В. Плеханова по заказу Департамента экономического развития и торговли Ивановской области. Целью исследования являлось выявление основных закономерностей развития ключевых составляющих потребительского рынка региона: розничной торговли, сферы общественного питания, бытового обслуживания населения и ряда других сфер, связанных с обслуживанием населения.

Розничная торговля играет важнейшую роль в социально-экономическом развитии региональной экономики, обеспечив в 2015 году 25,1% валовой добавленной стоимости (по виду деятельности «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования»), что существенно выше других составляющих ВРП [1]. При этом 27,6 % оборота розничной тор-

говли Ивановской областиобеспечивают субъекты малого предпринимательства, что выше средних показателей по РФ (22,9%) и ЦФО (25,3%).

Обеспечивая обратную связь между потребителями и производителями, сфера торговли способствует более качественному удовлетворению потребностей населения и, соответственно, развитию производственной сферы. Кроме того, активно внедряя новые формы и методы обслуживания потребителей (электронная коммерция, мерчандайзинг и т.д.), она стимулирует потребительский спрос, ускоряет денежный оборот, способствует развитию смежных отраслей национальной экономики [2].

Отличительной особенностью предприятий розничной торговли региона является их более существенный вклад, по сравнению с соседними регионами и средними цифрами по РФ, в наполнении бюджетов всех уровней. Если доля поступлений налоговых платежей и сборов в бюджетную систему РФ в 2016 году от организаций розничной торговли в целом по РФ составляет 3,0%, по ЦФО - 4,6%, то по Ивановской области - 5,6% (6,5% в 2014 году). Для сравнения: в соседних областях - Костромской области -4,5%, во Владимирской - 3,9%, а в Ярославской - 2,1%. Если рассматривать в целом все виды деятельности, связанные с розничной и оптовой торговлей, торговлей автотранспортными средствами и т.п. (согласно принятой статистической методологии учета), то данный показатель составил по Ивановской области 18,3%, а по Костромской, Владимирской и Ярославской областям, соответственно, 12,9%, 12,7% и 7,4% [1]. Такие существенные отличия связаны в первую очередь с базовой направленностью развития региональной экономики, и позиционирования области как межрегионального торгово-текстильного кластера. Данная направленность была выделена в Стратегии развития Ивановской области и была обусловлена следующими факторами:

- исторически мощной базой текстильной и швейной промышленности в области, наличием квалифицированных трудовых ресурсов;

- наличием базы подготовки квалифицированных специалистов в сфере швейного производства, конструирования швейных изделий;

- стремлением увеличить добавленную стоимость, сосредоточив усилия на дальнейшем производстве швейных изделий, как из собственных тканей, так и дешевых импортных (Китай, Турция, Пакистан и т.п.);

- снижением уровня безработицы путем развития малого бизнеса в сферах, не требующих больших капитальных вложений (торговля, швейное производство).

В рамках реализации Стратегии в области был построен ряд крупных оптово-розничных торговых комплексов с ориентацией на предпринимателей из других регионов [2,4]. Такая политика дала положительные результаты, обеспечив высокие темпы развития розничной торговли (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика оборота розничной торговли Ивановской области в 2010-2016 г.г. (в фактически действующих ценах, млрд. рублей) [3]

Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Оборот розничной торговли 71, 0 90, 9 115, 5 127, 4 143, 7 148, 1 147,4

Темпы роста, в %% к ба- 100 128,0 162,7 179,4 202,4 208,6 207,0

зовому периоду

Темпы роста, в %% к 100 128,0 127,1 110,3 112,8 103,1 99,3

предшествующему периоду

Оборот РТ непродовольственными товарами 34, 4 46, 2 62, 0 62, 6 75, 6 73, 6 73,4

Темпы роста, в %% к ба- 100 134,3 180,2 182,0 220,0 214,0 213,4

зовому периоду

Темпы роста, в %% к 100 134,3 134,2 101,0 120,8 97,4 99,7

предшествующему периоду

Как видно из таблицы 1, темпы роста оборота непродовольственными товарами существенно превышали общий рост розничной торговли в регионе. Наиболее высокие темпы роста наблюдались в 2011-2012 г.г. - в период, когда все основные торговые комплексы стали активно функционировать. Существенное замедление темпов роста оборота непродовольственными товарами в 2013 было связано со следующими факторами: замедлением темпов роста реальных доходов населения; ростом цен на продовольственные товары, что обусловило перераспределение потребительских расходов населения; увеличением доли малого бизнеса в сфере торговли в основном за счет дробления бизнеса для использования более выгодных налоговых режимов.

Таблица 2 - Индексы физического объема оборота розничной торговли

Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Индекс физического объема оборота розничной торговли (в %% к предыдущему году) 112.2 117.1 120.4 103.7 103.7 86.8 92.7

Индекс физического объема оборота розничной торговли продуктами питания (в %% к предыдущему году) н/д 110.8 114.7 110.8 92.7 90.4 91.9

Индекс физического объема оборота розничной торговли непродовольственными товарами (в %% к предыдущему году) 117.4 125.8 127.4 97.1 114.9 83.3 91.4

Таблица 3 - Динамика индексов цен (декабрь к декабрю) в %% [3]

Показатель 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Индекс потребитель- 108,8 112,2 104,6 107,5 106,9 113,7 114,6 106,0

ских цен на потреби-

тельском рынке

Индекс потребитель- 102,8 116,9 102,9 109,3 109,0 118,2 112,7 105,0

ских цен на продо-

вольственные товары

Индекс потребитель- 112,0 106,5 107,5 104,8 104,3 108,7 116,7 107,1

ских цен на непродо-

вольственные товары

Денежные доходы на душу населения 9343 11 124 13 006 16 015 18 123 20 409 22 556 23 679

Темпы роста в %% к 100 119,1 116,9 123,1 113,2 112,6 110,5 105,0

предшествующему

периоду

Реальные доходы на-

селения, в %% к предшествующему 98,3 109,7 104,9 115,7 104,9 102,8 93,8 97,3

периоду

Таблица 4 - Изменения в структуре оборота розничной торговли Ивановской области в 2010-2016 г.г. на душу населения и доходах насе-

Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Оборот розничной торговли 66 734 86 035 109 822 121 813 138 185 143 349 143 568

Темпы роста, в %% к 100 128,9 127,6 110,9 113,4 103,7 100,1

предшествующему перио-

ду

Оборот розничной торгов-

ли непродовольственными 32356,4 43715 58999 59835 72644 71254 71489

товарами

Темпы роста, в %% к 100 135,1 135,0 101,4 121,4 98,0 100,3

предшествующему перио-

ду

Оборот розничной торгов-

ли продовольственными 34377,6 42320 50823 61978 65541 72095 72079

товарами

Темпы роста, в %% к 100 123,1 120,1 121,9 105,7 110,0 100,0

предшествующему перио-

ду

Денежные доходы на ду- 119,1 116,9 123,1 113,2 112,6 110,5 105,0

шу населения, тыс. руб.

Темпы роста в %% к

предшествующему перио- 109,7 104,9 115,7 104,9 102,8 93,8 97,3

ду

Реальные доходы населе- 119,1 116,9 123,1 113,2 112,6 110,5 105,0

ния, в %% к предшест-

вующему периоду

Аномальным на первый взгляд выглядит резкий рост оборота непродовольственных товаров в обороте розничной торговли в 2014 году. Причиной такого роста являлось падение курса рубля и удорожание импортных товаров. Так как падение курса наблюдалось в течение нескольких месяцев, то население старалось купить многие потребительские товары заранее, создавая ажиотажный спрос. Это полностью соответствует закону спроса и изменению одной из детерминант спроса - потребительским ожиданиям.

В свою очередь, это отразилось на обороте непродовольственными товарами в 2015 году. Данные тенденции прослеживаются более наглядно при анализе индексов физического объема оборота розничной торговли региона (табл.2).

При сравнении данных таблиц 1 и 2 видно, что если оборот розничной торговли в текущих ценах за весь рассматриваемый период (за исключением 2016 года) имел положительную динамику, то в сопоставимых ценах ситуация с 2015 года резко ухудшилась. В кризисные годы наблюдалось резкое падение реальных объемов продаж как в целом по рынку, так и по продовольственным и непродовольственным товарам. Соответственно, следуя экономической логике, в рассматриваемые периоды должны были расти цены на товары, что наглядно представлено в табл. 3.

Все это привело к снижению реальных доходов населения и существенным сдвигам в структуре розничной торговли.

Для более наглядного представления сложившихся тенденций на рынке розничной торговли Ивановской области рассмотрим изменения в структуре оборота розничной торговли на душу населения, в сопоставлении с изменениями в доходах населения.

За анализируемый период отмечаются несколько более высокие темпы роста товарооборота на душу населения, по сравнению с аналогичными показателями в целом по областному рынку. Как уже отмечалось в ранее проведенных исследованиях [2,4,5] это является результатом активного функционирования межрегиональных торговых центров - Текстиль Профи, Текстиль Макс, РИО. Значительную долю покупателей в этих центрах составляют предприниматели и жители не только соседних областей, но других регионов Центрального, Приволжского, Северо-Западного, Южного федеральных округов. Все это отражается на общих результатах и не соответствует тенденциям изменения реальных доходов населения.

В работе также был проведен сравнительный анализ тенденций развития торговли в регионе с данными в целом по РФ, ЦФО и близлежащими областями: Владимирской, Костромской и Ярославской.

За весь рассматриваемый период розничная торговля в Ивановской области развивалась более высокими темпами как по сравнению с соседними областями, так и в целом по РФ и ЦФО. С одной стороны, это было обусловлено более низкими стартовыми позициями, а с другой стороны, развитием торгово-текстильного кластера.

Таблица 5 - Сравнительная характеристика динамики оборота розничной _ торговли на душу населения (%)[3] __

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Российская Феде- 100 115,6 129,2 142,8 156,0 162,7 167,0

рация

ЦФО 100 116,5 128,4 141,0 157,7 161,7 165,6

Владимирская обл. 100 121,3 147,7 165,3 184,3 198,3 204,4

Ивановская обл. 100 128,9 164,6 182,5 207,1 214,8 215,1

Костромская обл. 100 118,2 130,5 142,9 156,6 178,4 196,3

Ярославская обл. 100 122 138,1 159,0 181,1 194,6 195,9

Другой важной составляющей, характеризующей состояние торговли в регионе, является развитие сетевой торговли. В таблице 6 представлена сравнительная характеристика развития сетевой торговли в Ивановской области, соседних областях и в целом по РФ и ЦФО.

За последние шесть лет доля торговых сетей в обороте розничной торговли региона выросла на 5,5 п.п. и в целом выше, чем в РФ, ЦФО, но ниже чем в соседних Владимирской и Костромской областях. Это опять подтверждает тезис, что основным драйвером роста в розничной торговле Ивановской области является ее развитие в рамках крупных оптово-розничных торговых комплексов текстильной и швейной направленности, для которых сетевая торговля не является характерной.

Таблица 6 - Сравнительная характеристика развития сетевой торговли [3]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля оборота розничных торговых сетей в общем объеме обо-

Субъекты рота розничной торговли, %

2011 2012 2013 2014 2015 2016

Российская Федера- 18,4 20,5 21,9 22,9 25 27,2

ция

ЦФО 20,8 21,2 23,2 23,8 26,3 27,3

Владимирская об- 29,3 29 30,7 32,1 33,4 36,8

ласть

Ивановская область 22,3 21,9 23,4 24,4 27,2 28,8

Костромская область 12,7 16,9 19,7 21,9 24,8 30,0

Ярославская область 18,7 19,1 20,4 20,4 21,8 22,5

Другим важным критерием в развитии розничной торговли является обеспеченность населения торговыми площадями современных форматов (гипермаркеты и супермаркеты). Статистика по данному показателю ведется с 2011 года. Сравнительные данные по обеспеченности населения торговыми площадями современных форматов представлены в таблице 7.

Наиболее высокие темпы роста обеспеченности населения торговыми площадями современных форматов за рассматриваемый период наблюдаются во Владимирской области - 172,1%.

И на первый взгляд в Ивановской области ситуация на рынке области с данным показателем вполне благополучна - прирост торговых площадей

составил 45,6%. Однако, это на 26,7% меньше, чем в целом по РФ, на 48,4% меньше, чем по Центральному Федеральному округу и составляет лишь 43,2% от уровня, достигнутого в соседней Костромской области. По обеспеченности населения торговыми площадями современных форматов Костромская область в ЦФО уступает только г. Москва и Московской области (соответственно, 446,7 и 432,1 м на 1000 жителей).

Таблица 7 - Обеспеченность населения торговыми площадями

2

_современных форматов (м на 1000 жителей) [3]_

Показатель 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Российская Федерация 128,1 144,9 160,9 188,8 199,8 219,5

Темпы роста, в % к 2011 г. 100 113,1 125,6 147,4 156,0 171,3

ЦФО 198,5 203,8 222 274,1 280,6 311,9

Темпы роста, в % к 2011 г. 100 102,7 111,8 138,1 141,4 157,1

Ивановская область 110,6 105,8 129,3 150,1 162,5 161,0

Темпы роста, в % к 2011 г. 100 95,7 116,9 135,7 146,9 145,6

Владимирская область 106,4 113,6 76,8 116,3 132,8 183,1

Темпы роста, в % к 2011 г. 100 106,8 72,2 109,3 124,8 172,1

Костромская область 227,4 363,4 359,7 383,8 364,6 372,2

Темпы роста, в % к 2011 г. 100 159,8 158,2 168,8 160,3 163,7

Таким образом, обеспеченность населения торговыми площадями современных форматов также подтверждает ранее сделанные выводы о базовой направленности развития розничной торговли в регионе.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. стратегическое позиционирование области как межрегионального торгово-текстильного кластера способствовало более динамичному развитию торговли непродовольственными товарами;

2. падение реальных доходов населения региона в 2015-2016 году и изменение структуры потребительских расходов в пользу продуктов питания привело в сокращению физического объема продаж непродовольственных товаров;

3. обеспеченность населения торговыми площадями современных форматов в области существенно уступает средним показателям по РФ, ЦФО и в соседних областях, что снижает эффективность функционирования розничной торговли.

Список литературы

1. Торговля в России. 2017. Стат.сб./Росстат.- М., 2017.-233 с.

2. Васильчук Е.С. Роль розничной торговли в экономическом развитии регио-на//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования.- 2017. №1 (19).- с.49-54.

3. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИС). URL: www. Fedstat.ru/indicator/data.do?id =31448&referrerTupe =0&referreid=12932294 (Дата обращения 17.02.2018)

4. Васильчук Е.С., Рухманова Н.А. Инвестиционная привлекательность и ее роль в реиндустрилизации экономики региона//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования.- 2015. №1 (6).- с.29-34.

5. Васильчук Е.С., Богомолов Е.А., Тетерина Н.В. Тенденции и перспективы развития рынка розничной торговли Ивановской области// «Региональная экономика и потребительский рынок: современное состояние и тенденции развития». Сборник материалов научно-практической конференции. Иваново, 2016, с.231-236.

Vasilchuk Evgenii Stepanovich, Cand. of Econ. Science, associate professor, Ivanovo branch of Plekhanov Russian University of Economics.

Rukhmanova Nadezhda Anatolevna, Cand. of Econ. Science, associate professor, Ivanovo branch of Plekhanov Russian University of Economics. Miheeva Anna Vladimirovna, graduate student of 2 course ANALYSIS AND EVALUATION OF TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF RETAIL TRADE IN THE REGION

Abstract. In the article features of development of retail trade in the Ivanovo area are considered. A structural analysis of the main trends of development of retail trade in the region is carried out. The role of cluster regional policy in the development of trade in nonfood goods is noted. An analysis of factors affecting the development of retail trade in the region is being conducted.

Keywords: retail trade, region, development trends, factors, regional policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.