Научная статья на тему 'Модели взаимодействия государства и бизнеса в рамках региональных кластеров'

Модели взаимодействия государства и бизнеса в рамках региональных кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
524
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНО-СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ / ИННОВАЦИОННОЕ ПАРТНЕРСТВО / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондарев Максим Владимирович, Харченко Екатерина Владимировна

Кластеры это будущее российской экономики, но для того чтобы они развивались, необходимо делать все, чтобы кластеры не были изолированы от государства и бизнеса. Статья посвящена рассмотрению кластерной модели взаимодействия власти, бизнеса и общества. В ней раскрываются условия развития кластерной модели, построение кластерного взаимодействия, рентные отношения, присущие данной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели взаимодействия государства и бизнеса в рамках региональных кластеров»

Abstract. The article examines the effectiveness of the use of intelligent building systems in private and commercial construction, the history of development of this direction, the possibilities and functions of systems.

Key words: intellectual building, automated system, smart office, construction, economic feasibility.

УДК 332.1

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ Бондарев Максим Владимирович, аспирант (e-mail: [email protected]) Харченко Екатерина Владимировна, д.э.н., профессор Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия

Кластеры - это будущее российской экономики, но для того чтобы они развивались, необходимо делать все, чтобы кластеры не были изолированы от государства и бизнеса. Статья посвящена рассмотрению кластерной модели взаимодействия власти, бизнеса и общества. В ней раскрываются условия развития кластерной модели, построение кластерного взаимодействия, рентные отношения, присущие данной модели.

Ключевые слова: кластерно-сетевая модель, инновационное партнерство, развитие экономики, кластер, кластерное взаимодействие, предпринимательские структуры, импортозамещение, регион.

В современном мире ничто не стоит на месте. Все меняется, совершенствуется, развивается. Другими словами - идет постоянное движение. Это относится и к экономике, как к мировой, так и к отечественной. В последнее время в экономике нашей страны, впрочем, как и в мировой экономике, идет активное развитие кластеров. Это понятно, логично и закономерно, поскольку кластерная экономика является следующим шагом, который идет после секторной экономики, последняя в свою очередь предшествовала кластерной. В наши дни именно кластерные объединения являются наиболее действенными формами слияния как финансового, так и интеллектуального капитала, гарантирующие необходимое конкурентное превосходство. За последние несколько десятилетий правительства разных государств создают различные «кластерные программы», которые реализо-вывают собственные преимущества национальной экономики. Создание инновационных кластеров помогает продуктивному объединению высокоинтеллектуальных и материальных ресурсов как внутри, так и за пределами кластера. Проблема заключается в том, что в каждой стране есть свои нюансы в создании и развитии кластерных объединений, то есть, в каждом государстве свой климат, своя среда.

Первые кластерные объединения появились в США, почти век назад. Отличительная особенность данных кластеров в том, что практически все

они появились стихийно. Сами по себе стихийно созданные кластеры стали развиваться, конкурировать сначала с местными компаниями, а потом дошли и до мирового уровня. Становясь лидерами во многих компонентах: технологии, качество навыков работников предприятий, интеллектуальная собственность и т.д. Но особенность сущности американских кластеров в том, что государству и не нужно было придумывать какие-то программы взаимодействия с ними, правительству достаточно было просто не вмешиваться в кластерные объединения. А сегодня американское правительство активно сотрудничает со своими национальными кластерами, оставляя заявки на госзаказы, что кластеры успешно и выполняют. Ярким примером госзаказа являются обувные фирмы «LaCrosse», «Danner», «New Balance» и «American Apparel» производящие обувь как для обычных людей, так и военную обувь по заказу правительства США [4, с. 28].

Относительно отечественных разработок в данной области можно отметить, что вопросами кластеризации занимаются как в теоретическом (Ю.Г. Лаврикова, Н.В. Смородинская, Т.П. Данько, О.В. Фомичев, Д. А. Ялов, А. А. Мигранян, А.Н. Праздничных, И.В. Пилипенко, В.П. Третьяк, И.С. Ферова, Г.Р. Хасаев, П.Г. Щедровицкий, Т. Цихан и др.), так и в практическом плане. Так, в июне 2012 года Председателем Правительства РФ был утвержден перечень 25 территориальных инновационных кластеров, были созданы соответствующие институты развития, оказывающие инфраструктурную и финансовую поддержку НИОКР: ГК «Внешэкономбанк», ОАО «Роснано», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Сколково), Российский фонд технологического развития, Фонд содействия развитию малым формам предприятий в научно-технической сфере и др.

Что касается отношений кластерных объединений с другими странами, то они гораздо сложнее и деликатнее. В других странах, например, в Германии, Франции, России кластеры преимущественно создавались не стихийно, а искусственно, что значительно усложнило связь кластера с государством и бизнесом.

С одной стороны, перед государством стоит цель - создание высокотехнологичных, инновационных предприятий, желательно как можно в максимально короткие сроки и максимальной отдачей. Но с другой стороны, государство не желает ошибиться и потерять вложенные средства в данные «кластерные программы». Соответственно, возникает проблема взаимодействия между кластерами, государством и бизнесом. Необходимо искать пути решения, где все стороны останутся в выигрыше, как кластеры, так и государство и бизнес.

Кластеры могут оказывать влияние на конкурентоспособность, так как:

■ повышают производительность труда на уровне фирм и отраслей;

■ создают возможности для инновационного и производственного роста;

■ стимулируют и облегчают формирование нового бизнеса, поддерживающего инновации и расширение кластера.

Основой кластеров являются трудовые ресурсы, основная часть которых привлекается наукоемкими компаниями с внутреннего российского рынка. Основными источниками финансирования бизнеса в кластерах являются собственные средства компаний, гранты и госзаказ, венчурный капитал.

Основными конкурентными преимуществами российских кластеров можно считать соотношение цены и качества, а также эксклюзивность выпускаемой продукции, являющиеся отражением двух основных типов бизнес-стратегии: минимизации издержек и специализации. Все исследуемые типы конкурентных преимуществ можно объяснить следующими факторами. Это конкурентные преимущества, связанные с производством продукции и ее послепродажным обслуживанием; деловые связи и эксклюзивность продукции (причем в отсутствие одного из преимуществ используется другое); система продвижения товаров на рынок (ценовая и маркетинговая стратегии, используемые как альтернативные); развитая система анализа и планирования.

Взаимодействие власти, бизнеса и общества в рамках модели региональных и муниципальных кластеров дает всем участникам очевидные преимущества. Для населения - это рост благосостояния и улучшение возможностей решения социальных задач через социальные программы, финансируемые из бюджета федерального, регионального и муниципального уровней, ориентированные на обеспечение социального благополучия, социальную стабильность, достижение достойного уровня жизни населения.

В целом феномен кластеризации связан с такими объективными процессами социально-экономического развития, как глобализация и ИКТ-революция, способствующими переходу от индустриального типа экономики к постиндустриальному. Таким образом, индустриальный рост экономики, обусловленный увеличением объема производимой продукции за счет повышения конкуренции и реализации эффекта масштаба, преобразуется в постиндустриальный, основанный на кооперации и партнерстве.

Отмечу, что созданные в отечественной экономике в 2017 году территориальные инновационные кластеры [7] были отобраны на конкурсной основе путем оценки следующих показателей территорий - заявителей: научно-технический и образовательный потенциал кластера, его производственный потенциал, качество жизни и развитость инфраструктуры, уровень организационного развития кластера [8, с. 16]. На рассмотрение в Министерство экономического развития было подано 94 конкурсных заявки от 49 субъектов РФ. Результатом отбора явились 25 территориальных кластеров, структурированных в шесть отраслевых направлений: «Ядерные и радиационные технологии», «Производство летательных и космических аппаратов, судостроение», «Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность», «Новые материалы», «Химия и нефтехимия», «Информационные технологии и электроника». Данное обстоятельство подтвер-

ждает наличие некой зависимости деятельности участников кластера от приоритетов социально-экономического развития, определяемых органами государственной власти. При этом, как отмечает директор Департамента инновационного развития Министерства экономического развития Российской Федерации А.Е. Шадрин, «регионы-победители характеризуются высоким качеством проектного управления, убедительной динамикой привлечения инвестиций последних лет. Мы сознательно сделали ставку на лидеров и рассчитываем на результативность этого подхода» [6]. В результате отобранные органами власти кластеры, в основном, локализованы на территориях с высокоразвитым уровнем производственного и научно-технического потенциала.

Отметим, что изначально Правительством РФ [2] предполагалось создание трех типов кластеров:

- территориально-производственных, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах;

- территориально-производственных на слабоосвоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий;

- туристско-рекреационных на территориях с уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, а также богатым историко-культурным наследием.

Фактически были созданы лишь два типа кластеров - высокотехнологичные и территориально-производственные. При этом в течение 20162017 гг. кластеры, входящие в программу, получили 98 млрд рублей из бюджетов различного уровня, а также 362 млрд рублей внебюджетных инвестиций. В 2015 году субсидии Министерства экономического развития РФ составили 1,3 млрд рублей, в 2016 году они увеличилась до 2,5 млрд рублей, однако в 2015 году в связи с сокращением бюджетных расходов уменьшились вдвое. Как отмечает директор Департамента социального развития и инноваций Минэкономразвития России А. Шадрин, «около 70 % средств, выделяемых в рамках субсидий, направляется на развитие инфраструктуры кластеров» [8]. Таким образом, несмотря на поддержку кластеров со значительной инновационной составляющей, финансовая поддержка государства направляется, в основном, в базовую физическую инфраструктуру - транспортную, энергетическую и жилищно-коммунальную.

Кластер зачастую заинтересован объединять в себе как можно больше организаций, так как среди них больше обмен информацией и квалифицированными рабочими, сырьем, и тем самым больше синергетический эффект. Другими словами, сам кластер от этого только выигрывает. Чем больше кластер, тем больше людей необходимо, чтобы он функционировал. Соответственно, появление новых рабочих мест, и это влечет за собой большую занятость населения, что в свою очередь выгодно государству. Когда кластер предоставляет новые рабочие места и может предоставить

их еще больше, то правительство заинтересованно в поддержке для развития кластера в виде субсидий разного рода. Что очень полезно как правительству, так и самому кластеру. В свою очередь, если кластер успешный или перспективный, то инвесторам привлекательно вложить деньги в кластерное объединение, а кластерам, в свою очередь, будет полезно принять финансирование со стороны инвесторов.

Интересы каждого из участников взаимодействия понятны, но не менее важно создать механизм управления кластерными формами и их отношения с государством и бизнесом. Американская модель отношений между кластером, бизнесом и государством нам мало подходит, поскольку в США большинство кластеров создавалось стихийно, кластеры сами подстраивались под среду. В отличии от тех стран, которые сами создавали свои национальные кластеры, которым необходимо выстроить свою модель, регулирующую отношения между кластером, бизнесом и правительством.

В любом случае, начало создания кластеров положено. Со временем будет налажен механизм в «деловом треугольнике сотрудничества», а именно: бизнес-государство-кластер.

Список литературы

1. Брюханова Н.В., Выродова Ю.В. Адаптивная экономика: сущность и методы ее формирования. // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. - 2015. Т. 1. -№1. - С. 21-26.

2. Макаров А.Н. Импортозамещение как инструмент индустриализации экономики региона: инновационный аспект (на примере Нижегородской области)/ Российский внешнеэкономический вестник. 2017, № 5. С.36-40.

3. Меньшенина Н.Г. Кластерное образование в региональной экономике. - Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного экономического университета, 2016.

4. Глухова М. Кластеры: нужны ли они российской экономике? [Электронный ресурс] // Промышленник России. - 2012. - № 10. - URL: http: //www.promros.ru/magazine/2012/oct

5. Акинфеева Е.В. Формирование и развитие региональных кластеров [Электронный ресурс]. - URL: http: //riep.ru/upload/iblock/103/103a3a3fa5e5a0dca75838b37af5a83d.pdf

6. Миролюбова Т.В., Карлина Т.В., Ковалева Т.Ю. Закономерности и факторы формирования и развития региональных кластеров: монография. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2013. - 283 с.

7. Киршхофер А. Социальная ответственность корпораций в Германии // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 3.

8. Супян Н. Транснациональные корпорации в начале ХХ1 в.: экономическая мощь и социальная ответственность (опыт Германии)// Человек и труд. 2017. № 5.

Bondarev Maxim Vladimirovich, graduate student

(e-mail: [email protected])

Southwest state university, Kursk, Russia

Ekaterina Vladimirovna Kharchenko, Doctor of Economics, Professor

Southwest state university, Kursk, Russia

MODEL OF INTERACTION OF STATE AND BUSINESS THROUGH

REGIONAL CLUSTERS

Abstract: Clusters are the future of the Russian economy, but in order for them to develop, everything must be done to ensure that clusters are not isolated from the state and business. The article considers the cluster model of interaction between government, business and society. It reveals the conditions for the development of the cluster model, the construction of cluster interaction, rent relations inherent in this model.

Key words: cluster-network model, innovation partnerships, economic development, cluster interaction, business structures, import substitution, region.

УДК 339.37

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ

ТОРГОВЛИ В РЕГИОНЕ

Васильчук Евгений Степанович, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected]) Рухманова Надежда Анатольевна, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected]) Михеева Анна Владимировна, магистрант (e-mail: [email protected]) Ивановский филиал Российского экономического университета

им. Г.В. Плеханова

В статье рассматриваются особенности развития розничной торговли в Ивановской области. Проводится структурный анализ основных тенденций развития розничной торговли в регионе. Отмечается роль кластерной региональной политики в развитии торговли непродовольственными товарами. Проводится анализ факторов влияющих на развитие розничной торговли в регионе.

Ключевые слова: розничная торговля, регион, тенденции развития, факторы, региональная политика.

Представленный в данной статье материал является частью исследования потребительского рынка региона проведенным Ивановским филиалом РЭУ им. Г.В. Плеханова по заказу Департамента экономического развития и торговли Ивановской области. Целью исследования являлось выявление основных закономерностей развития ключевых составляющих потребительского рынка региона: розничной торговли, сферы общественного питания, бытового обслуживания населения и ряда других сфер, связанных с обслуживанием населения.

Розничная торговля играет важнейшую роль в социально-экономическом развитии региональной экономики, обеспечив в 2015 году 25,1% валовой добавленной стоимости (по виду деятельности «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования»), что существенно выше других составляющих ВРП [1]. При этом 27,6 % оборота розничной тор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.