УДК 330.3
ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
О. Е. Гордиенов
Калининградский государственный технический университет, г. Калининград
OPPORTUNITIES AND THREATS OF USING CONSUMER CREDITING AS A FACTOR OF DEVELOPING RETAIL
O. E. Gordienov
Kaliningrad State Technical University, Kaliningrad
Данная статья посвящена исследованию положительных и отрицательных сторон воздействия потребительского кредитования на развитие розничной торговли. Конечная цель - выявить количественную взаимосвязь данных экономических категорий в конкретном регионе. Для исследования использованы статистические материалы органов государственной статистики и Центрального банка Российской Федерации за период 2000-2015 гг. Объектом исследования послужила Калининградская область. Первоначально рассмотрена динамика развития отрасли розничной торговли в Калининградской области, включая разрез на продовольственный и непродовольственный сегменты. Обозначены основные сферы и формы потребительского кредитования в розничной торговле. Систематизированы возможности и угрозы использования потребительского кредитования в розничной торговле на основе изучения авторских источников. Выявлена современная проблема закредитованности населения региона и страны. Выполнен корреляционный анализ взаимосвязи объемов потребительского кредитования и розничной торговли непродовольственными товарами Калининградской области в ценах 2015 г., в том числе в фазе подъема и в фазе спада розничной торговли. Ключевым выводом исследования стало то, что в фазе экономического подъема взаимосвязь исследуемых категорий очень тесная: повышение объемов выдачи потребительских кредитов увеличивает оборот розничной торговли. Напротив, в фазе спада взаимосвязь исследуемых категорий слабая, что свидетельствует о нерегулируемости ситуации. Следовательно, необходим дальнейший анализ с привлечением дополнительных, сопряженных показателей. На наш взгляд, требуется разработка и решение многофакторной модели, в которой результирующей переменной станет оборот розничной торговли, а факторами, наряду с объемами потребительского кредитования, доход населения, структура экономики и другое.
Ключевые слова: розничная торговля, потребительское кредитование, возможности, угрозы, долговая нагрузка, корреляционный анализ.
This article is devoted to the study of the positive and negative aspects of the impact of consumer lending on the development of retail trade. The ultimate goal is to identify the quantitative relationship of these economic categories in a particular region. Statistical materials of the state statistics bodies and the Central Bank of the Russian Federation for the period 2000-2015 were used for the study. The object of the study was the Kaliningrad region. Initially, we examined the dynamics of the development of the retail trade in the Kaliningrad region, including a cut for the food and non-food segments. The main areas and forms of consumer lending in retail trade are indicated. The possibilities and threats of using consumer credit in retail trade are systematized based on the study of author's sources. The modern problem of crediting the population of the region and the country is revealed. A correlation analysis of the relationship between the volume of consumer lending and retail trade in non-food goods of the Kaliningrad region at the prices of 2015, including in the upswing and in the phase of the decline in retail trade, was performed. The key conclusion of the study was that in the phase of economic growth the correlation of the categories under study is very close: the increase in the volume of issuing consumer loans increases the turnover of retail trade. On the contrary, in the phase of decline, the correlation of the studied categories is weak, which indicates that the situation is unregulated. Consequently, we need further analysis with the involvement of additional, conjugate indicators. In our opinion, the development and solution of a multifactor model is required, in which the resulting variable will be the retail trade turnover, and factors, along with the volumes of consumer crediting, the income of the population, the structure of the economy and others.
Keywords: retail, consumer finance, opportunities, threats, debt burden, correlation analysis.
© Гордиенов О. Е., 2018
Розничная торговля является одной из важнейших отраслей экономики Калининградской области, представляющей потребительский сектор [3].
По данным Росстата1 и Калининградстата2, ее объем в текущих ценах неуклонно рос с 2000 по 2015 г., составив в конце периода 142 млрд руб., что в сопоставимых ценах выше величины 2000 г. в 2,6 раза (рис. 1).
Динамика индекса физического объема оборота розничной торговли региона отражает реалии российской экономики. Наиболее высокие темпы роста наблюдались до кризиса 2008-2009 гг., после чего рост замедлился. Небольшое восстановление темпов отмечалось в 2011-2012 гг., однако кризисные явления 2013-2014 гг. снова удержали развитие отрасли на низком уровне, а в 2015 г. оборот розничной торговли Калининградской области впервые за исследуемый период упал в своем физическом объеме на 8,7 % относительно уровня предыдущего года.
В целях изучения отрасли розничной торговли с точки зрения применения в ней потребительского кредитования необходимо обозначить непосредст-
1 Центральная база статистических данных / Росстат. URL: www.gks.ru/dbscripts/cbsd/ (дата обращения: 18.11.2016).
2 Калининградская область в цифрах. 2016: Краткий стати-
стический сборник. Калининград: Калининградстат, 2016. 137 с.
венные сферы данного применения. Безусловно, основная масса потребительских кредитов в розничной торговле предоставляется на приобретение товаров длительного пользования [11, с. 143] - автомобили, бытовая и электронная техника, мебель, дорогие виды одежды (из меха и кожи) и др., то есть в основном участвует сектор непродовольственных товаров. Так, по данным социологического опроса 2012 г., 44 процента опрошенных считают, что кредит - это необходимость, если речь идет о крупной покупке. [1, с. 4]. Такие кредитные покупки обеспечиваются преимущественно в форме автокредитов, кредитов с лимитом кредитования, POS-кредитов - целевых потребительских кредитов (займов), предоставляемых путем перечисления заемных средств торгово-сер-висному предприятию в счет оплаты товаров при наличии соответствующего договора. Определенную часть потребительских кредитов в розничной торговле занимают кредиты на неотложные нужды, нецелевые потребительские кредиты, кредитные карты - при таком кредитовании может быть задействован и продовольственный сектор3.
3 Среднерыночные значения полной стоимости потребительских кредитов (займов) за период с 1 апреля по 30 июня 2016 г. (применяются для договоров потребительского кредита (займа), заключаемых кредитными организациями с физическими лицами в IV квартале 2016 года) [Электронный ресурс]. Доступ из справ-прав. системы «Гарант» (дата обращения: 20.11.2016).
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 I Индекс физического объема ^^Оборот розничной торговли
Рис. 1. Динамика розничной торговли Калининградской области в 2000-2015 гг. / Fig. 1. Dynamics of retail trade in the Kaliningrad region of 2000-2015
Развитие розничной торговли в Калининградской области в разрезе указанных сегментов неоднозначно в течение изучаемого периода, однако все же непродовольственный сектор развивался более высокими темпами (рис. 2).
Это связано, конечно, в целом с повышением уровня благосостояния населения, однако определенную роль сыграло и развитие потребительского кредитования в стране как одного из факторов развития современной российской торговли.
Такая тенденция отмечается на уровне всей федерации - с учетом высокого уровня закредито-ванности домохозяйств, сокращения темпов роста доходов населения падение объемов потребительского рынка будет пролонгировано. Сужение возможностей кредитного финансирования спроса со стороны населения дополнительно дестабилизирует объем продаж, усиливая волатильность спроса. В экономике РФ сложилась ситуация, когда кредитование населения перестало выступать в качестве драйвера экономического роста, и далее его влияние будет весьма слабым по причине высокой долговой нагрузки населения1.
1 Астафуров С. С. Развитие цепей поставок сетевой розничной торговли в России: дис. ... канд. экон. наук / Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). Ростов-на-Дону, 2014. С. 33-34, 40, 68, 74.
Особенно заметное влияние можно отметить на протяжении последнего кризисного периода, когда розничный оборот пищевых продуктов в Калининградской области упал в первый год кризиса -в 2013-м - и продолжил падение в последующие годы, непродовольственный же сегмент держался в течение двух лет, подкрепляемый, по нашему мнению, возможностями кредитования, зато в 2015 г. в условиях сформировавшейся закредитованности населения буквально «рухнул» на 12,2 %, по сравнению с уровнем предыдущего года.
Более того, по итогам расчетов некоторых макроэкономических показателей потребительского кредитования за 2014 г. П. А. Медведев (финансовый омбудсмен, доктор экономических наук) пришел к выводу, что потребительский кредит в современной России не только не стимулирует покупательную способность населения, но весьма ощутимо ее подавляет [9, с. 14]. Это вовремя осознано руководством страны, которое стало предпринимать усилия к сдерживанию неуклонного роста потребительского кредитования [10, с. 13].
Таким образом, влияние потребительского кредитования на развитие отрасли розничной торговли имеет противоположные оценки (табл. ).
Рис. 2. Индексы физического объема розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами в Калининградской области в 2000-2015 гг. / Fig. 2. Indexes of physical volume of retail trade in food and non-food items in the Kaliningrad region of 2000-2015
О. Е. Гордиенов
Обзор мнений авторов о возможностях и угрозах использования потребительского кредитования в секторе розничной торговли / Review of the authors views on the opportunities and threats of the use of consumer-lending in the retail sector
Возможности / Capabilities Угрозы / Threats
Потребительское кредитование опосредованно оказывает поддержку розничной торговле в виде расширения рынка сбыта товаров, ускорения процесса реализации товаров и, как следствие, сокращения издержек реализации (хранение, упаковка, транспортировка), в итоге повышения товарооборота торговых предприятий, увеличения количества денег в распоряжении предприятия за счет увеличения скорости их оборота [2, с. 156] Излишний кредитный «бум», приводящий к диспропорции отрыва платежеспособного спроса от производства товаров и услуг, вызывает рост инфляции [5, с. 320; 12, с. 12], что уменьшает платежеспособность населения, в том числе при потреблении товаров розничной торговли
Потребительское кредитование резко расширяет емкость рынка целого спектра потребительских товаров, а некоторые сегменты рынка товаров народного потребления существуют лишь благодаря использованию определенных схем потребительского кредитования [4, с. 12] Потребительский кредит, временно форсируя рост товарооборота и создавая видимость высокой конъюнктуры, в итоге может способствовать выходу производства за рамки платежеспособного спроса населения, нарастания перепроизводства и обострению экономических кризисов [6, с. 208]
Потребительские кредиты имеют очень важную роль в повышении совокупного спроса, стимулируя сбыт товаров и экономя издержки обращения [6, с. 210] В условиях отсутствия роста доходов значительная величина долговой нагрузки физических лиц оказывает замедляющее влияние на дальнейшую динамику кредитования и товарооборота [7, с. 65]
Потребительский кредит расширяет платежеспособный спрос на товары длительного пользования, сокращает издержки обращения, связанные с хранением товаров, ускоряет оборачиваемость товарных запасов, позволяя торговцам избежать затоваривания [8, с. 99] Потребитель с высокой долей задолженности в потребительском бюджете отчасти теряет покупательский потенциал и привлекательность для розничной торговли в будущем [8, с. 99]
Итак, расширение потребительского кредитования физических лиц имеет двойственную природу: оказывает позитивное влияние на покупательский спрос и тем самым является фактором экономического роста, одновременно в неуправляемом виде может стать источником нестабильности и не оказывать влияния на развитие национального производства и подъем экономики1.
Из проведенного обзора мнений о пользе и вреде потребительского кредитования можно сделать два основных вывода:
1. При использовании потребительского кредитования в качестве фактора развития розничной торговли и экономики в целом необходимо особое внимание уделять величине закредитованности или долговой нагрузки населения, выражаемой коэффициентом обслуживания долга [7, с. 65] - долей располагаемых доходов, необходимых для обслуживания процентных платежей и погашения краткосрочной части долга.
Так, с позиций конкретного кредитополучателя не рекомендуется брать потребительский кредит
1 Особенности влияния макроэкономических факторов на развитие кредитования физических лиц в Российской Федерации / Законы России. URL: http://zakoniros.ru/?p=3878 (дата обращения: 26.11.2016).
с размером ежемесячных выплат более 10-15 % от ежемесячного дохода. Определенный уровень дохода, существующий на протяжении длительного времени, программирует человека на соответствующий уровень трат, а ежемесячные выплаты, превышающие 15 % дохода, сопряжены с заметной корректировкой образа жизни [8, с. 99]. В то же время в России преимущественно краткосрочные и среднесрочные кредиты населения и высокие процентные ставки по ним влекут за собой значительные ежемесячные расходы домохозяйств на обслуживание кредитов - 27,13 % доходов домохозяйств (в Калининградской области - 24,34 %)2 при 6-10 %-ном значении аналогичного показателя текущей долговой нагрузки в развитых странах [15, с. 35].
Л. А. Шафиров, обобщая мнения ряда авторов, делает вывод о том, что произошедшее за последние несколько лет изменение базовой модели финансового поведения значительного количества россиян от «жизни по средствам» к «долговому» не сопровождалось развитием механизмов, которые могли бы способствовать рационализации
2 Долговая нагрузка заемщиков в Калининградской области находится на уровне в 24,3 % / Rugrad.eu от 23 июня 2016 г. URL: http://rugrad.eu/news/878882/ (дата обращения: 26.11.2016).
потребительского кредитования. В частности, со стороны заемщиков отмечается высокая востребованность широкого ассортимента нецелевых краткосрочных беззалоговых кредитных ресурсов, использование которых зачастую не имеет никакого долгосрочного положительного внешнего эффекта, а лишь отрицательно сказывается на финансовом положении индивидуального заемщика, в особенности среди малообеспеченных категорий населения, в длительной перспективе [14, с. 178].
2. Важность представляет протяженность времени использования данного регулятора для стимулирования роста розничной торговли и экономики в целом - в краткосрочном периоде потребительское кредитование оказывает преимущественно положительное влияние, стимулируя рост, однако без использования преимуществ роста для развития реального сектора национального хозяйства потребительское кредитование в долгосрочном периоде ведет к усугублению кризисных явлений.
Здесь существенным моментом представляется то, что галопирующее развитие потребительского кредитования в России никак не отражается на состоянии экономики, так как происходит практически исключительно за счет роста потребления импортных товаров. Из-за низкой конкурентоспособности российских товаров длительного
пользования кредит преимущественно оформляется на покупку импортной бытовой техники и иномарок, то есть потребительское кредитование не способствует наращиванию внутреннего производства [13, с. 98, 102].
Рассмотрим динамику потребительского кредитования (здесь и далее: за вычетом жилищных кредитов)1 и объемов розничной торговли непродовольственными товарами в Калининградской области, предварительно «очистив» оба показателя от влияния инфляции (рис. 3), и взаимосвязь данных показателей, построив их поле корреляции (рис. 4).
Между исследуемыми показателями существует положительная и довольно тесная зависимость (коэффициент корреляции Пирсона 0,855), однако коэффициент аппроксимации, показывающий достоверность полученного уравнения тренда, хоть и достаточен (больше 0,7 - см. рис. 4), однако, на наш взгляд, невысок. Предположительно, это связано с изменчивостью взаимосвязи исследуемых показателей в зависимости от того, в какой фазе цикла находится сектор розничной торговли. Особенно показателен 2009 г., когда объем выданных потребительских кредитов в сопоставимых ценах сократился по сравнению с предыдущим годом более чем в два раза, а оборот розничной торговли даже вырос, хотя темп роста и замедлился.
Рис. 3. Динамика объема потребительского кредитования и оборота розничной торговли Калининградской области в ценах 2015 г. / Fig. 3. Dynamics of the volume of consumer lending and retail trade of the Kaliningrad region in prices of 2015
1 Данные об объемах предоставленных заемщикам Калининградской области кредитов / Ответ на запрос в Банк России по Калининградской области (дата обращения: 07.12.2016).
О . Е . Го р д и е н о в
Рис. 4. Поле корреляции объема потребительского кредитования и оборота розничной торговли Калининградской области в ценах 2015 года / Fig. 4. Correlation of the volume of consumer lending and retail trade of the Kaliningrad region in prices of 2015
В этой связи для уточнения корреляции произведено разделение динамики на фазу подъема и фа-
зу спада (по обороту розничной торговли) и построены соответствующие поля корреляции (рис. 5).
Рис. 5. Поле корреляции объема потребительского кредитования и оборота розничной торговли Калининградской области в ценах 2015 г. в фазах подъема и спада розничной торговли / Fig. 5. Correlation of the volume of consumer lending and retail trade of the Kaliningrad region in prices of 2015
in the phases of rise and fall of retail trade
Такой углубленный анализ принес важные результаты. В фазе подъема взаимосвязь исследуемых показателей очень тесная, что подтверждается высоким показателем корреляции 0,963, и на основе полученного линейного уравнения зависимости с высокой степенью достоверности (0,927) можно прогнозировать величину розничного товарооборота исходя из величины потребительского кредитования. С точки зрения макроэкономического регулирования вывод простой: повышение объемов выдачи потребительских кредитов увеличивает оборот розничной торговли. Напротив, в фазе спада взаимосвязь слаба (коэффициент корреляции составляет всего 0,4), и, хотя полученное полиномиальное уравнение с высокой степенью
достоверности (1,0) отражает имеющуюся динамику показателей, использовать его в расчетах не рекомендуется. Значит, в кризисных условиях взаимосвязь исследуемых показателей переходит в некое нерегулируемое состояние, по крайней мере, в тех российских условиях, которые образуются в стране в данной фазе экономического цикла.
Проведенное исследование показало необходимость дальнейшего анализа использования потребительского кредитования как фактора развития розничной торговли с акцентом на их взаимосвязь и возможности макроэкономического регулирования в кризисных условиях российской экономики, что предполагает привлечение дополнительных показателей, сопряженных с изучаемыми.
Литература
1. Афанасьев К. С. Потребительский кредит как экономическое благо и современные тенденции развития банковского потребительского кредитования в России // Современные технологии управления. 2013. № 6 (30). С. 1-7. URL: https://eHbrary.ru/item.asp?id=20283309 (дата обращения: 1.11.2017).
2. Васильева М. В., Тарабаева Н. М., Емельянов Е. В. Макроэкономические функции потребительского кредита в современной экономике России // Символ науки. 2016. № 6-1. С. 154-157. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26287874 (дата обращения: 1.11.2017).
3. Гордиенов О. Е. Исследование взаимосвязи потребительского кредитования с развитием отраслей региональной экономики // Балтийский экономический журнал. 2016. № 2. С. 61-69. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27640945 (дата обращения: 1.11.2017).
4. Зайнуллин Т. И. Роль потребительского, ипотечного кредитования в повышении качества жизни населения России // Актуальные проблемы экономики и права. 2008. № 4. С. 12-16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-potrebitelskogo-ipotechnogo-kreditovaniya-v-povyshenii-kachestva-zhizni-naseleniya-rossii (дата обращения: 1.11.2017).
5. Иголинская Ю. В. Бесконтрольное кредитование рынка товаров и услуг - неизбежная причина инфляции // Научные труды Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета. 2008. № 20. С. 314-320. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/beskontrolnoe-kreditovanie-rynka-tovarov-i-uslug-neizbezhnaya-prichina-inflyatsii (дата обращения: 1.11.2017).
6. Кокорина М. В. Современное состояние банковского потребительского кредитования в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 3-1. С. 207-210. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21378892 (дата обращения: 1.11.2017).
7. Куликов Д. М. Анализ влияния закредитованности населения на потенциальный рост потребительского кредитования в России в 2016-2017 годах // Деньги и кредит. 2016. № 10. С. 65-68. URL: http://www.cbr.ru/publ/moneyandcredit/soder10-2016.pdf (дата обращения: 1.11.2017).
8. Макарова О. Н., Погорелов И. З. Потребительский кредит как средство повышения уровня жизни // Современные проблемы экономического и социального развития. 2012. № 8. С. 98-102. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22889994 (дата обращения: 1.11.2017).
9. Медведев П. А. Макроэкономический эффект потребительского кредитования // Деньги и кредит. 2015. № 1. С. 13-14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22824352 (дата обращения: 1.11.2017).
10. Медведев П. А. Кредиты для физических лиц: цена времени и время цены // Человеческий капитал. 2015. № 3 (75). С. 12-13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23421156 (дата обращения: 1.11.2017).
11. Нагоева Т. А. Банковское потребительское кредитование в России в современных экономических условиях // Сфера обращения: проблемы и перспективы развития: коллективная монография. Пермь: Изд-во ООО «Радуга», 2016. 273 с.
12. Родин Д. Я., Глухих Л. В., Самойленко М. П. Новое понимание функционирования кредитного канала и его воздействие на экономический рост // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 33. С. 9-16. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=21852314 (дата обращения: 1.11.2017).
13. Фролова Т. А. Развитие потребительского кредитования как фактор стимулирования делового спроса в регионе // Ре-гионология. 2006. № 3. С. 97-104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15120420 (дата обращения: 1.11.2017).
14. Шафиров Л. А., Оганесян А. А. Потребительское кредитование населения как фактор экономического роста и благосостояния домохозяйств депрессивных территорий (обзор литературы) // Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 4-2. С. 175-181. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21240509 (дата обращения: 1.11.2017).
15. Шафиров Л. А. Современный бум потребительского кредитования в РФ: повышение социальной эффективности кредитования населения как мера антициклического регулирования // Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 1-2. С. 34-42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-bum-potrebitelskogo-kreditovaniya-v-rf-povyshenie-sotsialnoy-effektivnosti-kreditovaniya-naseleniya-kak-mera (дата обращения: 1.11.2017).
References
1. Afanas'ev K. S. Potrebitel'skij kredit kak jekonomicheskoe blago i sovremennye tendencii razvitija bankovskogo po-trebitel'skogo kreditovanija v Rossii [Consumer credit as an economic benefit and modern trends in the development of the banking market in Russia]. Sovremennye tehnologii upravlenija = Modern management technologies, 2013, no. 6 (30), pp. 1-7. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=20283309 (accessed 1.11.2017). (In Russ.)
2. Vasil'eva M. V., Tarabaeva N. M., Emel'janov E. V. Makrojekonomicheskie funkcii potrebitel'skogo kredita v sovremennoj jekonomike Rossii [Macroeconomic functions of consumer credit in the modern economy of Russia]. Simvol nauki = Symbol of Science, 2016, no. 6-1, pp. 154-157. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26287874 (accessed 1.11.2017). (In Russ.)
3. Gordienov O. E. Issledovanie vzaimosvjazi potrebitel'skogo kreditovanija s razvitiem otraslej regional'noj jekonomiki [Investigation of the relationship between consumer lending and the development of economic sectors]. Baltij.skijjekonomiche.skij zhurnal = Baltic economic journal, 2016, no. 2, pp. 61-69. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27640945 (accessed 1.11.2017). (In Russ.)
4. Zajnullin T. I. Rol' potrebitel'skogo, ipotechnogo kreditovanija v povyshenii kachestva zhizni naselenija Rossii [Role of consumer, mortgage lending in improving the quality of life of the population of Russia]. Aktual'nye problemy jekonomiki i prava = Actual problems of economics and law, 2008, no. 4, pp. 12-16. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7rol-potrebitelskogo-ipotechnogo-kreditovaniya-v-povyshenii-kachestva-zhizni-naseleniya-rossii (accessed 1.11.2017). (In Russ.)
О. Е. Гордиенов
5. Igolinskaja Ju. V. Beskontrol'noe kreditovanie rynka tovarov i uslug - neizbezhnaja prichina infljacii [Uncontrolled crediting of the market for goods and services is the inevitable cause of inflation]. Nauchnye trudy Dal'nevostochnogo gosudarstvennogo tehnicheskogo rybohozjajstvennogo universiteta = Scientific works of the Far Eastern State Technical Fisheries University, 2008, no. 20, pp. 314-320. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/beskontrolnoe-kreditovanie-rynka-tovarov-i-uslug-neizbezhnaya-prichina-inflyatsii (accessed 1.11.2017). (In Russ.)
6. Kokorina M. V. Sovremennoe sostojanie bankovskogo potrebitel'skogo kreditovanija v Rossii [Current state of consumer banking in Russia]. Aktual'nyeproblemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk = Actual problems of the humanities and natural sciences, 2014, no. 3-1, pp. 207-210. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21378892 (accessed 1.11.2017). (In Russ.)
7. Kulikov D. M. Analiz vlijanija zakreditovannosti naselenija na potencial'nyj rost potrebitel'skogo kreditovanija v Rossii v 2016-2017 godah [Analysis of the impact of population crediting on the potential growth of consumer lending in Russia in 2016-2017]. Den'gi i kredit = Money and credit, 2016, no. 10, pp. 65-68. Available at: http://www.cbr.ru/publ/moneyandcredit/soder10-2016.pdf (accessed 1.11.2017). (In Russ.)
8. Makarova O. N., Pogorelov I. Z. Potrebitel'skij kredit kak sredstvo povyshenija urovnja zhizni [Consumer credit as a means of raising the standard of living]. Sovremennyeproblemy jekonomicheskogo i social'nogo razvitija = Modern problems of economic and social development, 2012, no. 8, pp. 98-102. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22889994 (accessed 1.11.2017). (In Russ.)
9. Medvedev P. A. Makrojekonomicheskij jeffekt potrebitel'skogo kreditovanija [Macroeconomic effect of consumer lending]. Den 'gi i kredit = Money and credit, 2015, no. 1, pp. 13-14. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22824352 (accessed 1.11.2017). (In Russ.)
10. Medvedev P. A. Kredity dlja fizicheskih lic: cena vremeni i vremja ceny [Loans for individuals: the price of time and time prices]. Chelovecheskij capital = Human capital, 2015, no. 3 (75), pp. 12-13. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23421156 (accessed 1.11.2017). (In Russ.)
11. Nagoeva T. A. Bankovskoe potrebitel'skoe kreditovanie v Rossii v sovremennyh jekonomicheskih uslovijah [Banking consumer lending in Russia in modern economic conditions]. Sfera obrashhenija: problemy iperspektivy razvitija = Sphere of circulation: problems and development prospects, Perm': Izd-vo OOO «Raduga», 2016, 273 p. (In Russ.)
12. Rodin D. Ja., Gluhih L. V., Samojlenko M. P. Novoe ponimanie funkcionirovanija kreditnogo kanala i ego vozdejstvie na jekonomicheskij rost [New understanding of the functioning of the credit channel and its impact on economic growth]. Finansovaja analitika: problemy i reshenija = Financial analytics: problems and solutions, 2014, no. 33, pp. 9-16. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21852314 (accessed 1.11.2017). (In Russ.)
13. Frolova T. A. Razvitie potrebitel'skogo kreditovanija kak faktor stimulirovanija delovogo sprosa v regione [Development of consumer lending as a factor in stimulating business demand in the region]. Regionologija = Regional studies, 2006, no. 3, pp. 97-104. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=15120420 (accessed 1.11.2017). (In Russ.)
14. Shafirov L. A., Oganesjan A. A. Potrebitel'skoe kreditovanie naselenija kak faktor jekonomicheskogo rosta i blagosostojanija domohozjajstv depressivnyh territorij (obzor literatury) [Consumer lending to the population as a factor of economic growth and welfare of households in depressed areas (literature review)]. Terra Economicus, 2013, vol. 11, no. 4-2, pp. 175-181. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21240509 (accessed 1.11.2017). (In Russ.)
15. Shafirov L. A. Sovremennyj bum potrebitel'skogo kreditovanija v RF: povyshenie social'noj jeffektivnosti kreditovanija naselenija kak mera anticiklicheskogo regulirovanija [Current consumer lending boom in the Russian Federation: increasing the social efficiency of consumer lending as a measure of countercyclical regulation]. Terra Economicus, 2013, vol. 11, no. 1-2, pp. 34-42. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-bum-potrebitelskogo-kreditovaniya-v-rf-povyshenie-sotsialnoy-effektivnosti-kreditovaniya-naseleniya-kak-mera (accessed 1.11.2017). (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 10.11.2017 г.
Submitted 10.11.2017.
Для цитирования: Гордиенов О. Е. Возможности и угрозы использования потребительского кредитования как фактора развития розничной торговли // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2018. Т. 4. № 1. С. 60-67.
Citation for an article: Gordienov O. E. Opportunities and threats of using consumer crediting as a factor of developing retail. Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics ". 2018, vol. 4, no. 1, pp. 60-67.
Гордиенов Олег Евгеньевич, аспирант, Калининградский государственный технический университет, г. Калининград, klgtu@mail. т
Oleg E. Gordienov, graduate student, Kaliningrad State Technical University, Kaliningrad,