РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: УСЛОВИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
БОНДАРСКАЯ ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В России дефицит трудоспособного населения будет способствовать усилению притока мигрантов из других стран, в первую очередь, из бывших союзных республик. В перспективе развитие нашей страны в первую очередь будет связано с созданием эффективной системы управления, ориентированной на человека и основанной на взаимодействии власти и общества, что, в конечном счете, будет способствовать формированию мощного инновационного сектора. Под влиянием глобализации происходит усиление конкуренции, в которой лидируют регионы с эффективной системой управления и наиболее качественно использующие имеющиеся ресурсы, как природные, так и человеческие. Формирование эффективной системы управления экономикой в России, в нынешних условиях, сопряжено рядом обострившихся проблем, таких как наличие депрессивных регионов и необходимость освоения слаборазвитых территорий. В результате, технологическое и экономическое лидерство сохраняют такие страны, как Япония, Германия, США, Франция, Великобритания, Канада, т. е. страны, ориентированные на инновационный путь развития, а также интенсивно реализующие различные идеи ученых. Иначе эта ситуация выглядит в России. Решение приписанных в статье проблем возможно лишь при смене ориентиров управления экономикой страны. Обоснованность креатор-ориентированного управления региональной экономикой в условиях постиндустриальной реаллокации экономических ресурсов обусловлена рядом обоснованных моментов. Проблемы усиления интеграции экономического пространства и обеспечения целостности страны имеют высший, государственно-политический приоритет. На сегодняшний день осуществить столь необходимые изменения для российской экономики возможно лишь сверху, при реализации эффективной концепции развития национальной экономики разделяемой наиболее активным населением государственной идеологии.
Ключевые слова: условия для регионального управления, формирование эффективной системы управления, целостность экономического пространства, креатор-ориентированное управление региональной экономикой, реаллокация экономических ресурсов.
В последние годы, под воздействием усиливающихся глобализационных процессов, возрос интерес ученых к управлению региональной экономики и вопросам ее географической конфигурации. Ожидаемый рост населения мира, который по экспертным оценкам к 2025 г. должен достигнуть 1,2 млрд чел., в совокупности с нерациональным использованием природных ресурсов приведут к дефициту основных жизненных ресурсов [1]. В результате, усилится дифференциация стран и регионов по возрастным характеристикам населения, что в конечном итоге приведет к нехватке трудоспособного населения в одних государствах и их избытку в других. Такое сочетание нехватки и избытка человеческого капитала повлечет за собой формирование глобального рынка труда и усилит миграцию человеческого капитала. В России дефицит трудоспособного населения будет способствовать усилению притока мигран-
тов из других стран, в первую очередь, из бывших союзных республик. В свою очередь, модернизация национального хозяйства в совокупности с инвестициями в человеческий капитал, а также эффективной политикой развития регионов позволят обеспечить интенсивное развитие национальной экономики.
Формирование эффективной системы управления экономикой в России, в нынешних условиях, сопряжено рядом обострившихся проблем, таких как:
1. Наличие депрессивных регионов.
Так, согласно данным Министерства регионального развития межрегиональная дифференциация денежных доходов на душу населения превышает десять раз. Сохранение данной тенденции приведет к тому, что население рано или поздно покинет регионы, в которых долгое время существуют низкие стандарты жизнеобеспечения.
T. A. BONDARSKAYA
В свою очередь, государство проводит политику, направленную на поддержание пропорций регионального развития. Например, сумма финансовой поддержки в середине 2000-х гг. в Корякском автономном округе равнялась 213 руб. в расчете на одного жителя, а в Ямало-Ненецком автономном округе помощь составила 54 руб. Проводимая на сегодняшний день государственная поддержка является следствием ряда причин, таких как структура региональной экономики, направление ее развития и др.
2. Необходимость освоения слаборазвитых территорий:
- неэффективность организации жизнедеятельности людей отдельных территорий;
неудовлетворительное экологическое состояние ряда российских регионов;
- неудовлетворительное состояние сельскохозяйственного производства;
- проблемы развития малого и среднего бизнеса.
В результате технологическое и экономическое лидерство сохраняют такие страны, как Япония, Германия, США, Франция, Великобритания, Канада, т. е. страны, ориентированные на инновационный путь развития, а также интенсивно реализующие различные идеи ученых. Именно фундаментально-научные исследования и разработанные на их основе технологии обеспечивают данным странам их лидерство в международном пространстве[2].
В России ситуация выглядит иначе [3]. Так, некая стабильность национальной экономики, обусловленная международной конъюнктурой цен на нефть и газ, обострила ряд стратегических проблем, таких как роль государства в развитии национального хозяйства; достижение инновационных целей развития; развитие фундаментальной науки; формирование и развитие технологического венчурного бизнеса; создание благоприятных условий для развития бизнеса; развитие человеческого капитала и т. д.
Решение данных проблем возможно лишь при смене ориентиров управления экономикой страны. Обоснованность креатор-ориентированного управления региональной экономикой в условиях постиндустриальной реаллокации экономических ресурсов обусловлена рядом моментов. Во-первых, сегодня важнейшими характеристиками мирового развития выступают: усиление глобальной конкуренции, охватывающей как традиционные рынки факторов производства, так и образование, науку, инновационную деятельность, развитие человеческого капитала; всеобщее распространение и ин-
тенсификация НТП, сопровождаемое нарастанием процесса создания новых образцов технологий и техники, возрастанием роли интеллектуального производства и др. Во-вторых, движение экономики России и ее регионов приобрело характер самоподдерживающего развития, базирующегося, прежде всего, на собственные ресурсы, в частности, человеческий капитал.
Российское руководство также предпринимает меры для укрепления экономического пространства страны и расширения его посредством создания единого экономического пространства РФ, Белоруссии, Казахстана и других государств. Образование странами СНГ такой пространственной системы со специфической экономической силой и рынком в 300 млн потребителей будет способно играть важную роль в международной политике и экономике. Однако главной была и остается задача сохранения и наращивания качества экономического пространства страны и регионов, укрепление их внутренней связанности при одновременном развитии внешнеэкономической деятельности. Проблемы усиления интеграции экономического пространства и обеспечения целостности страны имеют высший, государственно-политический приоритет.
Целостность экономического пространства страны обеспечивается посредством:
соблюдения в политике и хозяйственной практике принципа единства и неделимости территории России;
- сложившейся в результате продолжительных межрегиональных и межотраслевых взаимодействий кооперации труда и производства;
- проведения эффективной политики и следования соответствующим приоритетам в управлении;
системы денежного обращения, бюджетной, кредитно-финансовой и налоговой политики;
- соответствующих морально-психологических сдержек и противовесов, культурных ценностей и установок большей части коренных россиян;
- устойчивого функционирования инфраструктурного комплекса страны и региональных его составляющих.
Векторы дезинтеграции пространственных систем возникают в результате: воспроизводства значительных и устойчивых различий в уровнях развития и условий жизнедеятельности регионов, городов и районов; невысокого качества используемых ресурсов, ошибок и недостатков в проводимой региональной политике, практическом менеджменте и других причин. Барьерами, подры-
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
вающими целостность экономического пространства, в частности, в аграрном секторе РФ, являются: прямые административные ограничения на вывоз продукции из субъектов Федерации, искусственно создаваемые трудности при получении, различного рода лицензий, сертификатов и т. п. Стратегический признак качества, целостность экономического пространства воспроизводится в процессе преодоления следующих основных противоречий:
1) несоответствия между темпами и направленностью современных модернизаций в региональном строительстве и неадекватной восприимчивостью к новациям системы территориальной организации страны и субъектов РФ;
2) преодоления все более значимого несоответствия между тенденциями относительного сокращения экономических функций правительства и усилением влияния на ситуацию в регионах и экспортном секторе со стороны ТНК, поддерживаемых экономически сильными мировыми державами и их союзами;
3) замедленными темпами адаптации системы управления пространственным развитием к современным веяниям в региональном менеджменте, где все более явственно обозначаются тенденции перемещения центров экономической активности в отдельные регионы, города или их территории, нарастают масштабы проблем, которые решить может лишь государство.
Все более очевидной и острой становится задача повышения результативности используемых на эти цели ресурсов, обеспечение баланса государственных и региональных интересов.
На сегодняшний день осуществить столь необходимые изменения для российской экономики возможно лишь сверху, при реализации эффективной концепции развития национальной экономики, разделяемой наиболее активным населением государственной идеологии. В условиях административно-командной системы российская фундаментальная наука стремительно развивалась, конкурируя за лидерство в мировом пространстве, в первую очередь, с США. Однако общая отсталость развития национального хозяйства, отсутствие развитой инновационной системы, разгосударствление собственности и неэффективность действующей системы управления привели к тому, что Россия не смогла ответить на вызовы новой эпохи - постиндустриальной. В результате бесперспективная конкуренция за мировое лидерство обернулась для СССР ее развалом.
Современная инновационная экономика России отличается способностью эффективного ис-
пользования имеющихся ресурсов и полезных инноваций. Разработанные специалистами Министерства регионального развития России принципы федеральной региональной политики не так легко претворить в жизнь. При их реализации принцип поляризованного («сфокусированного») развития, как предполагается, должен прийти на смену политике выравнивания уровней регионального развития и предполагает концентрацию финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в регионах, имеющих потенциальные возможности для радикального развития, а также последующее распространение инновационной активности в другие регионы. Принцип «преференции за реформы» исходит из того, что если территория не получила статуса опорного региона, то государственная поддержка должна быть направлена в первую очередь на обеспечение равного доступа населения этой территории к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав граждан. На решение этих задач предполагается также направлять стимулирование региональных инициатив. Реализация принципа синхронизации заключается в согласовании во времени и пространстве проводимых реформ, адаптации федеральных приоритетов к логике кооперации регионов, а также упорядочении практики поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области регионального развития. Государственную политику регионального развития далее предстоит в еще большей степени дифференцировать, проводить с учетом особенностей республик в составе РФ, областей, краев, автономных и муниципальных образований.
Международным показателем инновационного развития государства является уровень его технологической конкурентоспособности, который, начиная с 1991 г., оценивает Национальный научный фонд (США) по ряду показателей:
- ориентация национальных экономик на достижение технологической конкурентоспособности - согласно данному критерию наша страна в начале 2000-х гг. занимала 26 место, в то время как в середине 90-х гг. - 29 место;
- уровень развития социально-экономической инфраструктуры, необходимой для функционирования государства. По данному критерию Россия расположилась на 22 месте;
- технологическая инфраструктура - 12 место, при этом в середине 90-х гг. наша страна занимала 7 место;
- наличие производственного потенциала -24 место (в 90-х гг. - 19);
^ A. BONDARSKAYA
конкурентоспособность высокотехнологичных продуктов на международном рынке - 28 [4].
Как видно из представленного рейтинга, уровень научно-технического потенциала национального хозяйства в последние десятилетия падает, что обусловлено снижением объема инвестиций в развитие фундаментальной научной деятельности и НИОКР, по сравнению с развитыми странами, а также неэффективностью системы управления российской экономикой, высоким уровнем коррупции и теневой экономики, низким уровнем человеческого капитала.
Указанные проблемы неразрывно взаимосвязаны, негативным образом отражаясь на притоке иностранных инвестиций в национальную экономику, способствуют их оттоку, а также создают барьеры для формирования инновационной экономики.
Литература
1. Человеческий капитал Красноярского края: Форсайт-исследование - 2030: аналитический доклад / под ред. В. С. Ефимова. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010.
2. Авдеева Т. Т., Евстафьев А. И. Регулирование пространственного развития города на основе деве-лопмента локальных территорий // Вестник Томского гос. ун-та. Томск, 2011. № 347.
3. Бондарская О. В. Институциональные факторы совершенствования инструментария социально-экономического развития малых городов // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 10.
4. Голиченко О. Г. Национальная инновационная система и основные направления ее развития // Инновации. 2003. № 6.
References
1. Chelovecheskij kapital Krasnoyarskogo kraya: Forsajt-issledovaniye - 2030: analiticheskij doklad [Human capital of Krasnoyarsky Kray: Forsigth research -2030: analytical report] / pod red. V. S. Efimova. Krasnoyarsk: Sibirskij federal'nyj universitet, 2010.
2. Avdeeva T. T., Evstafev А. I. Regulirovaniye prostranstvennogo razvitiya goroda na osnove developmenta lokal'nykh territory [Regulation of a spatial development of the city on the basis of development of local territories] // Vestnik Tomskogo gos. un-ta. Tomsk, 2011. № 347.
3. Bondarskaya O. V. Institutsional'nye faktory sovershenstvovaniya instrumentariya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya malykh gorodov [Institutional factors of improvement of tools of social and economic development of small cities] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2013. № 10.
4. Golichenko O. G. Natsional'naya innovatsionnaya sistema i osnovnye napravleniya yeyo razvitiya [National innovative system and main directions of its development] // Innovatsii. 2003. № 6.
* * *
REGIONAL ECONOMY: CONDITIONS FOR MODERN MANAGEMENT
BONDARSKAYA TATYANA ANATOLYEVNA Tambov State Technical University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In Russia deficiency of able-bodied population will promote strengthening of inflow of migrants from other countries, first of all, from the former federal republics. In the long term development of our country first of all will connect with creation of the effective control system focused on the person and based on interaction of the power and society that, eventually, will promote formation of powerful innovative sector. Under the influence of globalization there is a strengthening of the competition in which regions with an effective control system and the most qualitatively using available resources, both natural, and human are in the lead. Formation of an effective control system of economy in Russia, in present conditions, interfaces near the number of become aggravated problems, such as: existence of depressive regions and need of development of underdeveloped territories. As a result, such countries, as: Japan, Germany, the USA, France, Great Britain, Canada, i.e. the countries focused on an innovative way of development, and also which are intensively realizing various ideas of scientists, keep technological and economic leadership. Otherwise this situation looks in Russia. The solution of the problems attributed in article perhaps only at change of reference points of management of national economy. A number of the reasonable moments cause validity of creator-focused management of regional economy in the conditions of a post-industrial reallocation of economic resources. Problems of strengthening of integration of economic space and ensuring integrity of the country have the highest, state and political priority. Today it is possible to carry out much-needed changes for the Russian economy only from above, at implementation of the effective concept of development of national economy, and divided by the most active population of the state ideology.
Key words: conditions for regional government, formation of effective control system, integrity of economic space, creator-focused management of regional economy, reallocation of economic resources.
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES