Научная статья на тему 'Качество региональной экономики: анализ и перспективы'

Качество региональной экономики: анализ и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
201
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДИСПРОПОРЦИИ / QUALITY OF REGIONAL ECONOMY / ECONOMIC ANALYSIS / SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM / MUNICIPALITIES / SPECIALIZATION OF THE REGION / REGIONAL DISPROPORTIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бондарская Татьяна Анатольевна, Бондарская Оксана Викторовна

В современных условиях социально-экономического развития России необходимы нестандартные подходы в разработке и воплощению в жизнь качественно обновленной региональной политики. По оценкам специалистов отмечено, что в России происходят качественные изменения в процессах регионализации, что означает начало формирования нового российского регионализма. Важное место в исследовании вопросов социально-экономического развития региона занимают демографические процессы, позволяющие выявить болевые точки и определить меры, которые будут направлены на оздоровление демографической ситуации. Так, нами отмечено, что в городах Тамбовской области наблюдается процесс депопуляции, то есть естественные потери населения в регионе обусловлены двумя негативными направлениями демографических процессов, сложившимися в естественном движении населения. Заметим, что почти все малые города Тамбовской области являются проблемными, это указывает на невозможность решения проблем социально-экономического развития на региональном уровне без принятия соответствующих мер федеральной властью. Однако, несмотря на достаточно значительные показатели убыточности хозяйственных организаций в последние годы сложилась четкая тенденция роста объема инвестиций в основной капитал на территории области. В целях инвестиционного развития территорий, создания новых рабочих мест, улучшения качества жизни населения администрация области привлекает средства Инвестиционного фонда РФ и областного бюджета для развития агропромышленного комплекса Тамбовской области путем создания высокотехнологичных сельскохозяйственных производств, включая развитие инженерной и транспортной инфраструктуры. Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является качественная деятельность людей. Таким образом, регион, как открытая система, не может строить изолированную стратегию развития. А экономическая эффективность специализации региона должна осуществляться не только с точки зрения установления целесообразного территориального разделения труда, но и качественного использования имеющихся ресурсов региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Бондарская Татьяна Анатольевна, Бондарская Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY OF REGIONAL ECONOMY: ANALYSIS AND PROSPECTS

In modern conditions of social and economic development of Russia non-standard approaches in development and to the embodiment of qualitatively updated regional policy in life are necessary. According to estimates of specialists in Russia there are high-quality changes in regionalization processes that means the beginning of forming of a new Russian regionalism. The demographic processes allowing to reveal painful points and to determine measures directed to improvement of a demographic situation take the important place in a research of questions of social and economic development of the region. So, the authors noted that there is a depopulation process in the towns of the Tambov region, that two negative directions of demographic processes which developed in natural movement of the population cause natural losses of the population in the region. The authors noted that almost all towns of the Tambov region are problem; it specifies impossibility of the problem resolution of social and economic development at the regional level without acceptance of adequate measures by the federal authority. However, despite rather considerable indicators of unprofitability of the economic organizations there was an accurate tendency of growth of the volume of investment into the main equity in the territory of the area in recent years. For the purpose of investment development of the territories, creation of new workplaces, improvement of quality of life of the population the administration of the region raises funds of the Investment fund of the Russian Federation and the regional budget for development of agro-industrial complex of the Tambov region by creation of high agricultural productions, including development of engineering and transport infrastructure. The main factor providing interrelation and interaction of the specified subsystems, integrating them into single social and economic system are high-quality activities of people. Thus, the region as open system, can't build the isolated development strategy. And economic efficiency of specialization of the region won't be only from the point of view of establishment of reasonable territorial job specialization, but also high-quality use of the available resources of the region.

Текст научной работы на тему «Качество региональной экономики: анализ и перспективы»

УДК 332.1 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-9-11-17

КАЧЕСТВО РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ

БОНДАРСКАЯ ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: bta_tgtu@mail.ru

БОНДАРСКАЯ ОКСАНА ВИКТОРОВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: ovbtgtu@mail.ru

В современных условиях социально-экономического развития России необходимы нестандартные подходы в разработке и воплощению в жизнь качественно обновленной региональной политики. По оценкам специалистов отмечено, что в России происходят качественные изменения в процессах регионализации, что означает начало формирования нового российского регионализма. Важное место в исследовании вопросов социально-экономического развития региона занимают демографические процессы, позволяющие выявить болевые точки и определить меры, которые будут направлены на оздоровление демографической ситуации. Так, нами отмечено, что в городах Тамбовской области наблюдается процесс депопуляции, то есть естественные потери населения в регионе обусловлены двумя негативными направлениями демографических процессов, сложившимися в естественном движении населения. Заметим, что почти все малые города Тамбовской области являются проблемными, это указывает на невозможность решения проблем социально-экономического развития на региональном уровне без принятия соответствующих мер федеральной властью. Однако, несмотря на достаточно значительные показатели убыточности хозяйственных организаций в последние годы сложилась четкая тенденция роста объема инвестиций в основной капитал на территории области. В целях инвестиционного развития территорий, создания новых рабочих мест, улучшения качества жизни населения администрация области привлекает средства Инвестиционного фонда РФ и областного бюджета для развития агропромышленного комплекса Тамбовской области путем создания высокотехнологичных сельскохозяйственных производств, включая развитие инженерной и транспортной инфраструктуры. Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является качественная деятельность людей. Таким образом, регион, как открытая система, не может строить изолированную стратегию развития. А экономическая эффективность специализации региона должна осуществляться не только с точки зрения установления целесообразного территориального разделения труда, но и качественного использования имеющихся ресурсов региона.

Ключевые слова: качество региональной экономики, экономический анализ, социально-экономическая система, муниципальные образования, специализация региона, региональные диспропорции

Тамбовская область расположена на территории Центрального федерального округа (ЦФО). Регион имеет самую низкую долю городского населения среди всех регионов ЦФО (58,9 %). Уровень урбанизированности оставался практически неизменным в 1990-2011 гг. и вырос только на 2,6 проц. пункта из-за опережающих темпов депопуляции в сельской местности. В Тамбовской области 307 муниципальных образований, из них: 7 городских округов, 23 муниципальных района, 13 городских поселений, 264 сельских поселений.

К малым городам Тамбовской области, исходя из общепринятой официальной статистики по чис-

ленности населения, относятся Кирсанов (по данным переписи 2010 г. численность населения 17224 чел.), Котовск (по данным переписи 2010 г. - 31850 чел.), Моршанск (по данным переписи 2010 г. -41556 чел.), Рассказово (по данным переписи 2010 г. - 45 484 чел.), Уварово (поданным переписи 2010 г. - 26 830 чел.). Другими словами, большая часть городов Тамбовской области - это малые города.

Населенные пункты с количеством жителей выше 5 тыс. чел.: Это - 1. Мичуринск - 98,7 тыс. чел. 2. Рассказово - 45,4 тыс. чел. 3. Моршанск -41,5 тыс. чел. 4. Котовск - 31,8 тыс. чел. 5. Уварово - 26,8 тыс. чел. 6. Кирсанов - 17,2 тыс. чел.

К сведению - Тамбов - 280,4 тыс. чел., в настоящее время пос. Строитель - 18, 2 тыс. чел., но пока он является поселком. Можно сказать, что в целом города Тамбовской области занимают небольшую часть территории области (0,8 % от территории Тамбовской области, из них малые города - 0, 3 %), что во многом является следствием исторически сложившейся сельскохозяйственной специализации производства.

По состоянию на 01 января 2015 г. на территории региона проживало 1062,4 тыс. чел. За период с 2001 г. по 2015 г. (т. е. за 14 лет) численность населения региона сократилась на 151,2 тыс. чел. или на 12,5 %. Наиболее существенное сокращение численности населения наблюдалось с 2001 г. по 2006 г. и составляло в среднем 1,4 % ежегодно, то в последующие годы численность населения региона снижалась менее стремительною (рис. 1).

Отметим, что наблюдается снижение негативных тенденций, связанных с сокращением численности населения на территории региона, но общий характер наблюдаемых тенденций за анализируемый период не изменился.

Одновременно с тенденцией сокращения численности населения в регионе наблюдается динамика сокращения численности городского и сельского населения. За период с 2006 г. по 2015 г. численность городского населения сократилась на 23,8 тыс. чел. или на 2,09 %. Численность сельского населения сокращалась более стремительно. За анализируемый период число жителей сельской местности сократилось на 52,3 тыс. чел. или на 7,9 %. Причин, вызывающих сокращение численности населения, много в том числе [1]:

- миграционные процессы, так как уезжает более молодое и активное население;

- естественные процессы убыли населения.

1,16 1,14 1,12 1,10 1,08 1,06 1,04 1,02

1,14

VO

о о

1,13

о о

1,12

оо о о

1,11

1,10

1,09

1,08

1,08

1,07

1,06

о о

о

о

о

о

о

lo

о

Рис. 1. Динамика численности населения Тамбовской области (по состоянию на 1 января), млн чел. [2]

В регионе активно протекают процессы внутренней и внешней миграции. Если в 2010 г. в регион прибыло 14,8 тыс. чел., а выбыло -15,7 тыс. чел., то в 2013 г. - 40,4 и 40,2 тыс. чел. [3], соответственно.

Заметим, численность прибывших за анализируемый период возросла в 2,73 раза, а численность выбывших - в 2,56 раза.

За этот период также наблюдался рост внутрирегиональной миграции. Если в 2010 г. в этом процессе приняло участие 7,6 тыс. чел., то в 2013 г. -14,9 тыс. чел. Следовательно, численность внутренних мигрантов возросла в 1,96 раза. Несмотря на увеличение миграционных потоков внутри региона, темпы роста общей миграции превышают темпы роста внутренней. В 2010 г. доля внутрирегиональных мигрантов в общем числе прибывших

составляла 51,3 %, а в 2013 г. снизилась до уровня 36,9 %. Таким образом, возросло число людей, мигрирующих за пределы региона.

Процессы естественной убыли населения и миграция оказывают негативное влияние на рост численности сельского населения Тамбовской области. За период с 2010 по 2013 гг. наблюдалось усиление дифференциации районов по плотности проживающего в них населения. Разрыв между районами с максимальным и минимальным уровням анализируемого показателя в 2010 г. составлял 29,75 тыс. чел./км2, а в 2013 г. - 30,66 тыс. чел./км2 [4]. Во всех районах (кроме Тамбовского) наблюдалось снижение численности населения. Наименьшая плотность населения в 2010 и 2013 гг. наблюдалась в Уваровском, Бондарском и Пича-евском районах, в наибольшая - в Тамбовском,

Первомайской и Жердевском. В 2010 г. средняя плотность населения, проживающего в районах составляла 15,94 тыс. чел./км2, а в 2013 г. - 15,03 тыс. чел./км2. Таким образом, средняя плотность населения за анализируемый период сократилась на 0,91 тыс. чел./км2.

Процессы, связанные с естественным и миграционным движением населения оказали влияние и на структурные сдвиги между сельским и городским населением региона. За период с 2006 по 2015 гг. доля сельского населения в регионе сократилась на 1,93 % и составила 40,17 % (рис. 2). Предполагается, что активную роль в процессах

внутренней и внешней миграции играла экономически активная часть населения Тамбовской области. Одной из причин сложившейся динамики расселения населения на территории региона и за его пределами стало неравномерность распределения центров формирования валового регионального продукта на территории области [5].

За период с 1998 по 2013 гг. на территории Тамбовской области наблюдался рост ВРП. За эти годы ВРП в регионе возрос на 226,0 млрд руб. или в 22,9 раза. Средний уровень индекса физического объема ВРП анализируемого показателя составлял 106,75 %.

43 42 41 40

39

42Д 41,9 41,8 _

41,6 41,5

41,3

41,2

40,93

40,57

40,17

-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Рис. 2. Динамика доли городского населения Тамбовской области, %

Наибольший вклад в формирование ВДС приходится на вид экономической деятельности «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». За период с 2004 г. по 2013 г. его доля сократилась на 4,6 % (с 23,2 % до 18,6 %). Второе место по вкладу в ВДС занимало сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. За анализируемый период его доля возросла на 2,5 % (с 15,2 % до 17,7 %). Сложившаяся тенденция является для региона положительной, так как традиционно Тамбовская область относится к категории регионов, одним из основных видом экономической деятельности которых являлось развитие сельского хозяйства [6].

За период с 2005 по 2013 гг. среднедушевые денежные доходы населения региона выросли на 14,54 тыс. руб. или на 274,8 %. В 2013 г. среднедушевые денежные доходы населения (в месяц) на территории Тамбовской области составляли 19,83 руб. Этот показатель был ниже среднероссийского уровня (25,9 тыс. руб.) на 6,09 тыс. руб. или на 23,5 % [7]. Наиболее динамичный рост среднеду-

шевых денежных доходов населения в регионе приходился на период 2005-2007 гг. За тот период темп прироста среднедушевых денежных доходов населения составил 62,36 %. В последующие годы наблюдалось снижение темпов прироста анализируемого показателя (рис. 3).

В структуре денежных доходов населения в целом по РФ наибольший удельный вес приходился на доходы от оплаты труда. В 2010 г. на их долю приходилось 40,6 %, а в 2013 г. - 41,4 %. Значительная доля также приходится на прочие выплаты, доля которых за анализируемый период имела тенденцию к сокращению с 26,9 % до 25,9 %. Удельный вес других составляющих доходов населения является менее весомым.

В структуре денежных доходов населения Тамбовской области, также как и в среднем по РФ, наибольшая доля приходится на доходы от оплаты труда, но ее доля за период с 2005 г. по 2013 г. сократилась на 1,6 % и составила 29,1 %.

Также наблюдалось сокращение доли доходов от предпринимательской деятельности, которая в 2013 г. составила 13,6 %. Этот уровень сни-

зился по сравнению с 2007 г. на 4,0 %. Одновременно наблюдалось снижение доходов от собственности на 0,9 %. В этот период также наблю-

дался рост социальных выплат, которые за период 2005 - 2013 гг. возросли на 3,2 % и составили 22,6 %.

8,59 5,29 ,■ 1 13,6: 1 19,8 1 3 7

2005 2007 2010 2013

Рис. 3. Динамика среднедушевых денежных доходов населения, тыс. руб.

Удельный вес численность организаций, принадлежащих к шести основным видам экономической деятельности, в общем объеме зарегистрированных организаций составлял в 2014 г. 73,75 %. Таким образом, удельный вес организаций, принадлежащих к прочим видам экономической деятельности, был равен в 2005 г. - 33,38 %, в 2010 г. -27,82 %, а в 2014 г. - 26,25 %.

Наиболее многочисленной является группа организаций, относящаяся к виду экономической деятельности «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». Ее удельный вес в 2006 г. составлял 23,27 % от общего числа организаций, а в 2010 и 2014 гг. -28,06 % и 29,10 %, соответственно [8].

За анализируемый период наблюдался рост численности организаций, относящихся к видам экономической деятельности «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг», «Строительство» и «Транспорт и связь». Их удельный вес возрос в 2014 г. по сравнению с 2005 г. на 8,12 %, 2,75 %, 0,52 % и 0,62 %, соответственно. Доля организаций, относящихся к виду экономической деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» сократилась за анализируемый период на 10,24 %.

Сельское хозяйство играет одну из важнейших функций в развитии Тамбовской области. Оно оказывает в комплексное влияние на динамику развития территории. Для региона активно развивающееся сельское хозяйство, это [6]:

наличие продуктов питания, выращенных в непосредственной близости от потребителя;

реализация мер, направленных на снижение продовольственной безопасности региона, государства;

снижение уровня безработицы в сельских поселениях и городах, расположенных поблизости;

- рост численности предприятий различных форм собственности, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство и животноводство;

- рост объемов налоговых поступлений в бюджеты различных уровней;

активно развивающееся сельское хозяйство вносит свой вклад в рост социально-экономического развития региона и уровня жизни населения.

Важность развития сельского хозяйства в стране неоднократно озвучивалось на различных уровнях государственного управления. В настоящее время действует Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. В рамках действующей программы в регионе действует Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 гг. В регионе действует целый комплекс ведомственных программ, направленных на развитие растениеводства и животноводства в области.

В рамках выполнения программы по импорто-замещению большое внимание со стороны государ-

ства уделяется развитию сельского хозяйства. Согласно распоряжению правительства «О распределении в 2015 г. субсидий субъектам Федерации на развитие растениеводства, животноводства, а также на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства», на 2015 г. были выделены субсидии на сумму 46 млрд 633,5 млн руб. Государственная программа предполагает поддержку развития развитие овощеводства, семеноводства, животноводства (развитие племенного дела, овцеводства) и т. д. В рамках выполнения программы в 2015 г. ожидается сохранение объемов выпуска сельскохозяйственной продукции на уровне 2014 г. [9].

Сегодня актуально предложить ряд основных задач, необходимых для региональной экономики:

- межрегиональный обмен и производственно-техническое взаимодействие; построение экономики региона на политэкономическом осмыслении макроэкономических процессов при развитии рыночных отношений;

- изучение региональных факторов и условий формирования рынка;

- демографическое исследование для прогнозирования развития и функционирования потребительского рынка; развитие и структурирование хозяйственного комплекса региона (производственная, непроизводственная сферы);

развитие комплекса обслуживающих отраслей, создание производственной, социальной, и рыночной инфраструктур, систему маркетинга;

- использовать новые тенденции в развитии межрегиональных и международных экономических связей, создание совместных предприятий, развитие свободных экономических.

Таким образом, в исследованиях региональной экономики должно произойти смещение центра тяжести от общих территориальных проблем на региональный уровень, к оценке рациональности развития и размещения производительных сил в отдельных регионах. При этом не должны исключаться отраслевые проработки, особенно по базовым отраслям экономики России. Они должны служить ориентиром для определения перспектив территориального развития. Основным базовым звеном региональных исследований становятся территориальные прогнозы (схемы) экономического и социального развития [9].

При этом необходимо учитывать, что рыночное пространство едино для всех регионов. Регион - как открытая система, не может и не должен строить изолированную стратегию развития. Экономическая эффективность специализации региона должна осуществляться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разде-

ления труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов региона.

В соответствии с принципом целостности, обеспечивающим системность исследования, региональная экономика понимается как система, целостность которой выступает продуктом, результатом взаимодействия ее компонентов.

В свою очередь, основные компоненты региональной социально-экономической системы как единого целого, возникают и развиваются в рамках именно этой целостности; они понимаются как неразрывно связанные друг с другом и не могут рассматриваться вне этой связи. Принцип целостности также обязывает учитывать, что каждая подсистема, несет в себе природу и сущностные свойства исходной системы, что необходимо учитывать при анализе свойств региональной экономики в целом.

Сложное социально-экономическое положение, сложившееся в большинстве муниципальных образований России, вызывает глубокую тревогу и служит источником напряженности, размывающей социальную базу реформ, в том числе и в сфере местного самоуправления. Особую озабоченность вызывает отсутствие четких согласованных с местным сообществом стратегических целей и приоритетов в социально-экономическом развитии на уровне местного самоуправления, эффективных механизмов их достижения.

Переход к современному качеству планового регулирования развития муниципальных образований предполагает:

- во-первых, изменение сущности планирования - из орудия административного принуждения оно превращается в инструмент научно обоснованных сбалансированных решений по достижению намеченных целей социально-экономического развития;

- во-вторых, усиление стратегического характера планирования;

- в-третьих, демократизацию процесса разработки и принятия плановых документов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современных условиях хозяйствования сущность планового регулирования на муниципальном уровне состоит в деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления по реализации централизованного начала управления с целью обеспечения баланса интересов различных субъектов управления и хозяйствования, населения в решении совокупности проблем социально-экономического регулирования и комплексного развития муниципального образования.

Субъектом планового регулирования на местном уровне являются органы местного самоуправ-

ления, объектом - все отрасли и сферы жизнедеятельности муниципального образования, экономические и социальные процессы, протекающие в границах его территории.

Тезис о приоритетности стратегии над тактикой в полной мере подтверждается мировой практикой, в связи, с чем особую актуальность приобретает разработка прогнозно-аналитических документов стратегического характера, обосновывающих перспективное развитие муниципальных образований. Лидерство захватывают муниципальные образования, развивающиеся на основе творчества, инициативы, предприимчивости, ориентации на эффективное использование собственного социально-экономического потенциала; использующие технологии планирования, которые при определении перспектив развития муниципального образования учитывают не только местные условия и сложившиеся закономерности, но и прогнозируют возможные изменения внешнего окружения, адаптируются к ним в интересах местного сообщества.

Обобщение результатов теоретических исследований и опыта практических разработок прогнозно-аналитического характера в сфере планового регулирования муниципальных образований России позволяет рекомендовать органам местного самоуправления два основных документа, подлежащих утверждению [10].

Во-первых, это концепция долгосрочного социально-экономического развития муниципального образования.

Во-вторых - комплексная программа его развития. Такие рекомендации не противоречат составу прогнозных и программных документов, формируемых на государственном уровне в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере планирования социально-экономического развития страны.

Литература

1. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru

2. Электронный ресурс Росстат: Прогноз численности населения России 2010-2031 гг. («средний» прогноз). URL: http: // www.rb.ru/inform/111427.html

3. Бондарская О. В., Бондарская Т. А. Источники устойчивого социально-экономического роста // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2009. № 1 (15).

4. Think Small First - Considering SME interests in policy-making/ march 2009/ Report of the Expert Group. Brussels, Belgium, 2009. 26 p. URL: www.pedz.uni-mannheim.de/daten/edz-h/gdb/09/thinksmall.pdf

5. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2014: Стат.сб. / M.: Росстат, 2014.

6. Малюк Л. И. Комплексное развитие сельских территорий - социально-демографический аспект // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 319-322.

7. Бондарская О. В. Маркетинговое управление развитием муниципальной территории с целью улучшения качества жизни населения // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. Серия Экономика. Финансы. 2013. № 1 (45).

8. Об областном бюджете на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.: закон Тамбовской области от 22 декабря 2012 г. № 223-З // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Тамбовская область в цифрах: краткий статистический сборник. Тамбов, 2015.

10. Попова Г. Л. Численность сельского населения и рост валовой продукции сельского хозяйства: анализ динамики // Ценности и интересы современного общества. Экономика и управление: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. Ч. 2. М., 2015. С. 233-238.

References

1. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Federal State Statistics Service] URL: http://www.gks.ru

2. Elektronnyj resurs Rosstat: Prognoz chislennosti naseleniya Rossii 2010-2031 gg. («srednij» prognoz) [Electronic resource Rosstat: Forecast of population of Russia 2010-2031 («average» forecast)]. URL: http: // www.rb.ru/inform/111427.html

3. Bondarskaya O. V., Bondarskaya T. А. Istochniki ustojchivogo sotsial'no-ekonomicheskogo rosta [Sources of steady social and economic growth] // Voprosy sovremen-noj nauki i praktiki. Universitet im. V. I. Vernadskogo. 2009. № 1 (15).

4. Think Small First - Considering SME interests in policy-making/ March 2009/ Report of the Expert Group. Brussels, Belgium, 2009. 26 p. URL: www.pedz.uni-mannheim.de/daten/edz-h/gdb/09/thinksmall.pdf

5. Sotsial'noye polozheniye i uroven' zhizni naseleniya Rossii [Social status and standard of living of the population of Russia]. 2014: Stat.sb. / M.: Rosstat, 2014.

6. Malyuk L. I. Kompleksnoye razvitiye sel'skikh territory - sotsial'no-demograficheskij aspect [Complex development of rural territories - social and demographic aspect] // XXI vek: itogi proshlogo i problemy nastoyash-chego plyus. 2013. № 7 (11). S. 319-322.

7. Bondarskaya O. V. Marketingovoye upravleniye razvitiyem munitsipal'noj territorii s tsel'yu uluchsheniya kachestva zhizni naseleniya [Marketing management of development of the municipal territory for the purpose of improvement of quality of life of the population] // Voprosy sovremennoj nauki i praktiki. Universitet im. V. I. Vernadskogo. Seriya Ekonomika. Finansy. 2013. № 1 (45).

8. Ob oblastnom byudzhete na 2013 g. i na planovyj period 2014 i 2015 gg.: zakon Tambovskoj oblasti ot 22 dekabrya 2012 g. № 223-Z [About the regional budget for 2013 and for planning period of 2014 and 2015: the law of the Tambov region of December 22, 2012 № 223-L] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

9. Tambovskaya oblast' v tsifrakh: kratkij statisti-cheskij sbornik [The Tambov region in figures: short statistical digest]. Tambov, 2015.

10. Popova G. L. Chislennost' sel'skogo naseleniya i rost valovoj produktsii sel'skogo khozyajstva: analiz dina-

miki [Number of a rural population and growth of gross output of agricultural industry: analysis of dynamics] // Tsennosti i interesy sovremennogo obshchestva. Ekonomi-ka i upravleniye. Ch. 2: mat-ly Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M., 2015. S. 233-238.

St St St

QUALITY OF REGIONAL ECONOMY: ANALYSIS AND PROSPECTS

BONDARSKAYA TATYANA ANATOLYEVNA Tambov State Technical University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: bta_tgtu@mail.ru

BONDARSKAYA OKSANA VIKTOROVNA Tambov State Technical University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: ovbtgtu@mail.ru

In modern conditions of social and economic development of Russia non-standard approaches in development and to the embodiment of qualitatively updated regional policy in life are necessary. According to estimates of specialists in Russia there are high-quality changes in regionalization processes that means the beginning of forming of a new Russian regionalism. The demographic processes allowing to reveal painful points and to determine measures directed to improvement of a demographic situation take the important place in a research of questions of social and economic development of the region. So, the authors noted that there is a depopulation process in the towns of the Tambov region, that two negative directions of demographic processes which developed in natural movement of the population cause natural losses of the population in the region. The authors noted that almost all towns of the Tambov region are problem; it specifies impossibility of the problem resolution of social and economic development at the regional level without acceptance of adequate measures by the federal authority. However, despite rather considerable indicators of unprofitability of the economic organizations there was an accurate tendency of growth of the volume of investment into the main equity in the territory of the area in recent years. For the purpose of investment development of the territories, creation of new workplaces, improvement of quality of life of the population the administration of the region raises funds of the Investment fund of the Russian Federation and the regional budget for development of agro-industrial complex of the Tambov region by creation of high agricultural productions, including development of engineering and transport infrastructure. The main factor providing interrelation and interaction of the specified subsystems, integrating them into single social and economic system are high-quality activities of people. Thus, the region as open system, can't build the isolated development strategy. And economic efficiency of specialization of the region won't be only from the point of view of establishment of reasonable territorial job specialization, but also high-quality use of the available resources of the region.

Key words: quality of regional economy, economic analysis, social and economic system, municipalities, specialization of the region, regional disproportions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.