Демография
ЮМБойко, Э.ЛСадыкова
Региональная Земографичесьая политиьа В контексте национальной безопасности России
Демографическая политика — одна из составных частей политики в области народонаселения. По мнению Н.М Римашевской, демографическая глобализация — это проявление общего, системного, глобализационного процесса в демографической сфере. Не глобализация в целом породила глобализацию населения, а строго наоборот — глобализация населения вызвала в конечном счете тотальную глобализацию. Главная демографическая проблема, порожденная глобализацией, состоит в крайне неравномерном демографическом развитии человечества. Для слаборазвитых стран высокий демографический рост сочетается со все более усиливающейся экономической отсталостью, что может привести к локальному, а затем и глобальному кризису (в виде борьбы/войны за передел совокупного общепланетарного богатства и за доступ к мировым ре-сурсам)1.
Мировые политические тенденции в условиях глобальных изменений на рубеже нынешнего века не могли
не отразиться на жизни населения. Современные модернизационные процессы имеют важные социальные аспекты, что повышает роль государства как выразителя интересов всего общества. Однако опыт зарубежных стран, а также России свидетельствует, что в рамках этих процессов происходит удовлетворение интересов незначительной части общества за счет ухудшения условий существования широких слоев населения. Неэффективность государственных реформ влечет как следствие рост социального недовольства и создает угрозу политической стабильности в обществе.
Успешная демографическая политика как компонент социальной политики возможна при условии решения комплекса задач, осуществляемых государством в отношении населения конкретной страны. Одной из главных задач среди них является достижение демографического оптимума, представляющего собой систему наилучших с точки зрения социально-экономической стратегии государства
Ю. П. Бойко, Э.Л. Садыкова
на конкретном этапе его развития показателей по избранной системе индикаторов 2.
В каждой конкретной стране оценка эффективности демографической политики определяется теоретически и фактически достижимыми величинами демографических индикаторов. Целью демографической политики Российской Федерации в соответствии с Концепцией демографического развития на период до 2015 г. является постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок последующего демографического роста 3.
В современной России демографическая проблема остается одной из самых острых. В докладе Национального разведывательного совета США «Мир после кризиса. Глобальные тенденции — 2025: меняющийся мир» указано, что Россия демографически стареет, численность населения снижается и, согласно прогнозам, к 2025 г. достигнет уровня ниже 130 млн человек 4.
Демографическая ситуация в Российской Федерации в значительной степени обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими во второй половине XX в. Анализ причин депопуляции приводит к выводу, что в условиях экономического спада и социальной напряженности выход из демографического кризиса не может быть достигнут в короткие сроки.
В новой «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.», утвержденной Указом президента РФ № 1351 от 9 октября 2007 г., дается оценка современной демографической ситуации и тенденций ее развития, определяются принципы и основные задачи демографической политики. С 1992 г. нача-
лось стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости. Начиная с 2000 г., в РФ отмечается некоторый рост рождаемости. Вместе с тем уровень рождаемости пока еще недостаточен для обеспечения воспроизводства населения. В Концепции указано, что на рождаемость отрицательно влияют: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), тяжелый физический труд значительной части работающих женщин, условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья5.
Наряду с общими демографическими тенденциями, характерными для Российской Федерации в целом, имеются значительные различия между регионами. Существует необходимость дополнять общее направление государственной демографической политики в соответствии с региональными особенностями по наиболее проблемным вопросам их развития. В нашей стране влияние региональных факторов значительно сильнее, чем в других странах, и специфика регулирования демографических процессов в огромной мере связана с колоссальными межрегиональными различиями, обусловленными объективным неравенством демографических условий: сосуществование регионов с депопуляционным режимом и ярко выраженным расширенным воспроизводством населения.
Распределение постоянного населения по территории России, особенно в последние десятилетия ХХ и в начале XXI вв., определялось как
развитием депопуляционных процессов, так и новыми тенденциями внутренней и международной миграции. Сравнивая параметры структуры населения по федеральным округам России в 1979, 1989, 2002 и в 2008 гг., отметим, что произошло перераспределение постоянного населения из большинства территорий в европейские регионы страны. Так, увеличилось присутствие постоянного населения в Центральном округе, и особенно — в Южном. Снизились доли постоянного населения в Дальневосточном, Сибирском и Северо-Западном округах. Не изменились, или почти не изменились доли Уральского и Приволжского округов в структуре распределения постоянного населения 6.
В ряде субъектов Российской Федерации демографическая ситуация требует незамедлительного реагирования. За последние 15 лет более чем на 15% сократилась численность населения в Республике Коми, Камчатском крае, Архангельской, Магаданской, Мурманской и Сахалинской областях. На 10 —5 % уменьшилась численность населения в Республике Карелия, Республике Мордовия и Республике Саха (Якутия), Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Владимирской, Ивановской, Кировской, Костромской, Курганской, Курской, Новгородской, Псковской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Читинской областях 7.
Следует также отметить геополитические характеристики ряда регионов России в контексте влияния на проблемы развития демографических процессов. Общая протяженность государственных границ России равняется 61 089,51 км. У большинства из 83 субъектов Российской федерации границы совпадают с межгосударс-
твенной, проходящей по морю, суше и рекам. Одни субъекты Российской Федерации унаследовали «старые» границы советского периода, другие имеют «новые», появившиеся в результате распада СССР. У Астраханской, Калининградской, Ленинградской областей, Краснодарского края, республик Дагестан и Алтай межгосударственные границы представляют собой сочетание «старых» и «новых» границ.
Так, эксперт отдела Европы Шанхайского института международных исследований Хуаншэн Чжао отмечает, что «в условиях увеличения численности китайского населения на Российском Дальнем Востоке с огромной территорией и малочисленным населением он может стать естественным направлением миграции граждан КНР. По достижении определенного числа легально или нелегально переселившихся китайцев возникнет вероятность их превышения по сравнению с численностью местного населения»8.
За прошедшие годы сложился интенсивный в рамках России отток населения с территории Дальнего Востока и Байкальского региона, сопровождаемого дальнейшей его концентрацией в городских населенных пунктах, а также старением населения. Разница демографических потенциалов (населенный СевероВосточный Китай и пустеющие Сибирь и Дальний Восток) обусловливает угрозу национальной безопасности России. В большинстве стран Азиатско-Тихоокеанского региона демографическая ситуация развивается с положительной динамикой — численность населения растет, доля молодого населения не опускается ниже критического уровня.
Ю. П.Бойко, ЭЛ.Садыкова
По оценкам Министерства здравоохранения и социального развития РФ, предположительная численность постоянного населения Дальневосточного Федерального округа к 2016 г. составит 6,46 млн человек, т.е. сократится по сравнению с 2001 г. на 646 тыс. человек, или на 9,2%. Сохранение отрицательного естественного прироста населения и миграционного оттока с Дальнего Востока в западном и южном направлении приведет к уменьшению плотности населения как на Дальнем Востоке, так и на приграничных с КНР территориях Приморского и Хабаровского краев, Амурской области и Еврейской АО. Дальнейшее развитие такой ситуации является неприемлемым как с точки зрения геополитических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), так и с точки зрения самостоятельного демографического развития Дальнего Востока 9.
Дальний Восток является одной из зон глобальных трансформаций, где Россия имеет национальные интересы. Азиатское направление во внешней политике России играет важную и самостоятельную роль в развитии регионов Сибири и Дальнего Востока, наиболее близких к АТР. Закрепление населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе имеет для России геополитическое значение и поэтому определено в указанном выше документе, как стратегическая цель развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
В Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г., утвержденной распоряжением правительства РФ от 28 декабря 2009 г. №2094-р, указано, что реальное противодействие потенциальной уг-
розе безопасности страны на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе может оказать лишь особая стратегия комплексного социально-экономического развития этой территории, ориентированная на ускоренный рост (на инновационной основе) экономического потенциала этой части страны, на реализацию интересов России в АТР, а также закрепление населения путем формирования комфортной среды обитания и оптимизацию системы расселения 10.
В числе первоочередных задач, направленных на реализацию комплексных мер социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, в Стратегии выделены такие, как формирование численности населения и трудовых ресурсов в объемах, необходимых для решения экономических задач, стоящих перед регионом, повышение качества человеческого капитала; сохранение и поддержка традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее — коренные малочисленные народы Севера) 11.
В условиях глобализации и регионализации мирового развития усиление роли внутренних регионов как ключевых акторов, определяющих вектор безопасного существования и развития Российской Федерации, не требует особых доказательств. Наиболее взрывоопасным в России сегодня является Северный Кавказ. В ряду регионов нашего государства Северный Кавказ занимает особое, по-своему уникальное место. На сравнительно небольшой по российским масштабам территории — 2,1% общей площади Российской Федерации —
сосредоточено 11,8% населения. Существенные различия наблюдаются в демографической динамике республик Дагестан, Ингушетия и Чечня. Важной особенностью регионов Северного Кавказа является низкий уровень денежных доходов населения (в 1,5—2 раза меньше в сравнении со среднероссийским показателем). В то же время почти нигде в мире не наблюдается такого разнообразия этносов и этнических групп на таком относительно небольшом пространстве. Все субъекты Российской Федерации, расположенные на территории Северного Кавказа, являются многонациональными, но рекордсменом в этом отношении выступает Дагестан, одна из крупнейших по численности населения и площади (50,3 тыс. кв. км) республик на Северном Кавказе. Она является самым южным приграничным регионом России, имеет общую границу с Азербайджаном (на юге), Грузией (на юго-западе), Чеченской Республикой и Ставропольским краем (на северо-западе), Калмыкией (на севере). По суше и Каспийскому морю граничит с пятью государствами — Ираном, Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном, Грузией. Численность постоянного населения Дагестана составляет более 2 млн 600 тыс. человек. В национальный состав республики входят аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, чеченцы, русские. Значительный удельный вес имеют лакцы, табасаранцы, ногайцы, рутульцы, агульцы. На миграционную ситуацию в республике продолжают оказывать значительное воздействие социально-экономическая, криминогенная и политическая обстановка как в республике, так и на Северном Кавказе в целом. Миграционные потоки в течение последних 16 лет не-
однократно меняли свою направленность.
Сложная миграционная ситуация не только в Дагестане, но и в других регионах Северного Кавказа требует реализации более взвешенной государственной миграционной политики, предусматривающей осуществление комплекса превентивных мер социально-экономического, правового и организационного характера.
В настоящий период в Дагестане находится до 3,5 тыс. нелегальных мигрантов (в 2006 г. — до 6 тыс. человек). Столь заметное снижение количества иностранных граждан, пребывающих в республике без определенного правового статуса, по мнению М.Х. Абидова, обусловлено принятием ряда законов: «О миграционном учете в РФ», «О внесении поправок в Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в РФ», заметно облегчающих процедуры легализации мигрантов в Российской Федерации 12.
Президент России Д.А.Медведев в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации особо отметил остроту ситуации на Северном Кавказе. «Очевидно, что истоки многих проблем, прежде всего в экономической отсталости и отсутствии у большинства живущих в этом регионе людей нормальных жизненных перспектив.
Скажем откровенно, уровень коррупции, насилия, клановости в северокавказских республиках беспре-цедентен»13. В январе 2010 г. Указом Президента Российской Федерации создан Северо-Кавказский федеральный округ, выделенный из состава Южного федерального округа.
На развитие юга России и Чеченской республики в 2009 г. было
ЮП .Бойко, ЭЛСадыкова
выделено более 26 млрд руб. В целях решения задач социально-экономического развития Республики Ингушетия, повышения благосостояния населения и снижения уровня бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста, была также принята федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010—2016 гг.» с объемом финансирования в размере 32 242,6 млн рублей. Для дальнейшего сохранения благоприятной основы роста населения Северного Кавказа необходимо, чтобы приоритетные направления региональной демографической политики (основанные на Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2025 г.) были ориентированы на меры по охране здоровья населения, которые способствовали бы снижению уровня смертности, регулированию миграционных процессов, предотвращению массовой стихийной миграции, обеспечению социальной, правовой, экономической и других форм защиты беженцев, вынужденных переселенцев и потенциальных эмигрантов.
Важным инструментом решения демографических проблем в субъектах Российской Федерации является формирование систем приоритетов регионального характера. Комплекс мероприятий, направленный на улучшение демографической ситуации, должен иметь территориальную дифференциацию, которая бы отвечала специфике воспроизводства каждого региона. Приоритетными задачами развития населения Российской Федерации, согласно Концепции демографической политики на период до 2025 г., являются: укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни;
стимулирование рождаемости и укрепление семьи; регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов, препятствующих естественной убыли населения.
Демографическая ситуация существенно разнится в российских регионах, которые с этой точки зрения исследователи разделяют на несколько типов 14.
1) Регионы первого типа (города Москва, Санкт-Петербург, области Московская, Ленинградская, Свердловская, Кемеровская, Самарская, Ярославская, Владимирская и др.) — это высокоурбанизированные территории в главной полосе расселения. В ближайшей перспективе здесь можно наблюдать некоторое увеличение рождаемости (за счет притока молодежи, в том числе представителей этносов с ее высоким уровнем), которая все-таки не перекроет смертность. И численность населения регионов данного типа будет расти только за счет миграций.
2) Регионы второго типа (области Псковская, Новгородская, Тверская, Смоленская, Костромская, Рязанская, Орловская, Курская, Краснодарский край и др.) — сравнительно мало урбанизированные территории в главной полосе расселения с преобладанием русского населения. В последние годы они отличаются тенденцией оттока жителей. Здесь старая возрастная структура населения, большой перевес женщин над мужчинами за счет старших возрастных групп, высокие уровни смертности и естественной убыли. В настоящее время наблюдается миграционный приток, но он не будет перекрывать естественную убыль населения.
3) Регионы третьего типа (республики Дагестан, Ингушетия, Чечня, Кабардино-Балкария, Карачаево-Чер-
кесия, Калмыкия и др.) — национальные автономии на европейской части России с преобладанием коренных этносов. По мере развития процессов урбанизации, а также вследствие оттока молодежи в другие регионы страны уровни рождаемости и естественного прироста будут снижаться, хотя и останутся максимальными в России еще долгие годы.
4) Регионы четвертого (области Магаданская, Мурманская, Камчатский и Красноярский края) и пятого [республики Алтай, Бурятия, Саха (Якутия), Тыва] типов — территории, относящиеся к зонам очагового заселения с очень низкой плотностью населения. Их общая характеристика — молодая возрастная структура, сложившаяся из-за миграционного притока молодежи (в основном русских) в предыдущие десятилетия и/или повышенной рождаемости коренных этносов. В итоге наблюдается хотя незначительный, но все-таки положительный естественный прирост. При этом люди интенсивно уезжают из этих регионов, особенно недавние мигранты и их потомки, поскольку условия жизни на севере и востоке России крайне неблагоприятны.
Несмотря на то, что данная типология не учитывает всего разнообразия демографической ситуации в российских регионах, в общих чертах она отражает территориальные различия в современной России. Эти различия требуют координации действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.» указано, что комплексность решения демографиче-
ских задач по каждому направлению требует учета региональных особенностей 15. Демографическая ситуация в России является сегодня одной из самых острых социально-экономических проблем, затрагивающих интересы национальной безопасности, жизнеспособности государства.
Россия вошла в третье тысячелетие в условиях сложной международной и внутригосударственной обстановки. Затянувшиеся экономические реформы, осложнившаяся демографическая ситуация, острое социальное расслоение, политическая нестабильность, криминализация практически всех сфер общественной жизни, волны терроризма, национальной и религиозной нетерпимости. В этом контексте для обеспечения национальной безопасности государства жизненно необходимо сохранение своего демографического потенциала.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. указано, что «стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизация его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе — коренное улучшение демографической ситуации»16.
В числе мер противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан предусмотрены силы ее обеспечения, в том числе меры, касающиеся совершенствования национальной системы защиты прав человека; содействия росту благосостояния, сокращения бедности и различий в уровне доходов населе-
Ю.П.Бойко, ЭлЛ.Садыкова
ния; стимулирования рождаемости и снижения смертности населения; совершенствования системы защиты
от безработицы; проведения рациональной региональной миграционной политики и др.17
Примечания
1 Римашевская Н.М., Галецкий В.Ф. Демографическая глобализация и экологический императив. Сущность демографической глобализации. http://viperson. ги^т(±рЬр?ГО=272803&8осЬативатив.
2 Шевчук П.Е. Теоретические основы формирования региональной демографической политики как фактора демографической безопасности. Материалы международной научно-практической конференции (Минск, 12.12.2001). М.: Пранат, 2002.
3 Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. http://www.akdi.ru/econom/ program/demogr.htm
4 Мир после кризиса. Глобальные тенденции—2025: Меняющийся мир. Доклад Национального разведывательного совета США. М.: Европа, 2009. С. 83.
5 Концепция демографической политики Российской Федерации до 2025 г. http:// www.demographia.ru/articles_N/index. html?idR=5&idArt=947
6 Ходенко С.В. Постоянное население: классификация регионов России // Народонаселение. 2009. № 1. С. 102.
7 Концепция демографической политики
Российской Федерации на период до 2025 г. Указ. соч.
8 Цит. по: Гладкий Ю.Н. Россия в лабиринтах географической судьбы. СПб.,
2006. С. 731.
9 Смидович Г. С. Материалы конференции. Перспективы развития социально-демографической ситуации на российском Дальнем Востоке // Народонаселение .
2007. № 2.
10 Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. http:// www.adm.sakhalin.ru/?id=517
11 Там же.
12 Абидов М.Х. Миграция населения и миграционная политика в Дагестане // Народонаселение. 2008. № 1.
13 Послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ 2009 г. http://www/kremlin/ru/news/6664
14 Демография / Под ред. В.Г. Глушковой М.: КНОРУС, 2004. С. 239.
15 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. www. scrf.gov.ru/documents/99.html
16 Там же.
17 Там же.