Научная статья на тему 'Резервы пополнения трудового потенциала России в среднесрочной перспективе'

Резервы пополнения трудового потенциала России в среднесрочной перспективе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усачев Владимир Иванович

The article considers perspectives of the demographic development of Russia in the context of demographic projections provided by researchers from international and national analytical centers. It shows potential internal and external reserves for reduction of labour resources shortage in Russia in a medium-term perspective.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reserves for reinforcement of the Russian labour potential in a medium-term perspective«

The article considers perspectives of the demographic development of Russia in the context of demographic projections provided by researchers from international and national analytical centers. It shows potential internal and external reserves for reduction of labour resources shortage in Russia in a medium-term perspective.

Текст научной работы на тему «Резервы пополнения трудового потенциала России в среднесрочной перспективе»

ВМ.Усагев

РезерВы пополнения труЗоВого потеншоло России 6 среднесрочной перспективе

Большинство прогнозов численности населения России, подготовленных различными центрами и международными организациями, фиксируют одну тенденцию — сокращение населения, в том числе трудоспособного возраста.

В случае сохранения нынешнего уровня рождаемости и смертности, а также отсутствия миграционного прироста, численность населения России к началу 2025 г. может составить 122,0 млн. человек, сократившись по сравнению с началом 2005 г. на 21,4 млн. человек. Минимальная убыль населения будет иметь место в 2008 г. (861,5 тыс. человек). В дальнейшем сокращение численности населения будет нарастать, превысив 1 млн. в 2015 г. Ничто не может приостановить до 2025 г. сокращение численности населения России. Однако можно существенно сократить его масштабы в случае проведения активной и эффективной демографической политики, направленной на стимулирование рождаемости, снижение смертности, повышение миграционного прироста.

Следует отметить, что в России существуют значительные различия в интерпретации результатов данных

прогнозов. В частности, некоторые ученые считают, что сокращение численности населения России не является серьезной проблемой для страны, а компенсация дефицита трудовых ресурсов может происходить исключительно за счет внешней (международной) миграции. Мы придерживаемся иной точки зрения, которая заключается в том, что сокращение численности населения влечет за собой негативные социально-экономические и геополитические проблемы для страны. Недостаток трудовых ресурсов все более серьезно ощущается различными отраслями отечественной экономики. Компенсировать его необходимо, прежде всего, за счет внутренних ресурсов (переобучения безработных и их перераспределения между регионами за счет внутрирос-сийской миграции), а недостающую часть можно ввозить из-за рубежа через каналы привлечения мигрантов на постоянное место жительство и временную работу.

Необходимость поиска резервов трудовых ресурсов в России связана с ухудшением демографической ситуации. Исследование показывает, что в России имеются определенные резер-

вы пополнения численности трудовых ресурсов за счет внутренних источников. Среди них можно выделить три основные — безработные трудоспособного возраста, пенсионеры и молодежь.

Важным источником внутренних резервов являются люди пенсионного возраста. На протяжении 1970—2000-х годов наибольшими темпами росла доля лиц в возрасте 75 лет и старше, причем значительно быстрее, чем доля лиц в возрасте 60 лет и старше. В эти годы также увеличилась и демографическая нагрузка за счет пожилых людей.

Уровень старения населения России (по критерию «удельный вес населения в возрасте 60 лет и старшие») в 2002 г., по данным Всероссийской переписи населения, составлял 18,5%. Более высокое его значение (21,4%) отмечалось в Центральном федеральном округе; относительно низкие показатели — в Дальневосточном, Уральском и Сибирском федеральных округах. Близкими к среднему по стране в целом значения этого показателя были в Северо-Западном, Приволжском и Южном федеральных округах.

Коэффициент вариации уровня постарения населения по субъектам федерации был равен 32%. Высо-

кие значения коэффициента вариации старения населения отмечались в тех федеральных округах, в состав которых входят автономные округа (Уральский, Дальневосточный, Сибирский, Северо-Западный). В Центральном и Приволжском федеральных округах значения уровня постарения населения различались меньше.

В условиях российской депопуляции, важнейшим признаком которой является крайне низкий уровень рождаемости, демографическое старение неизбежно. К середине века доля лиц старше 60 лет в населении России, согласно прогнозам ООН, увеличится с 18 до 37%, т.е. более чем в 2 раза. В ближайшие годы, согласно практически всем российским демографическим прогнозам, число тех, кто достигнет начала трудоспособного возраста, превысит численность тех, кто будет выбывать из данной возрастной группы в результате смерти, либо по достижении пенсионного возраста. Затем ситуация резко изменится, и численность населения трудоспособного возраста будет быстро и неуклонно уменьшаться. Хотя в условиях низкого уровня жизни, высокой заболеваемости и смертности повышение возраста выхода на пенсию у населения

Таблица 1

Динамика показателей старения населения России в 1970-2004 гг., %

Показатели старения 1970 1979 1989 1995 1999 2000 2004

Доля лиц в возрасте 60 лет 12,0 13,7 15,3 16,6 18,1 18,5 17,8 и старше

Доля лиц в возрасте 75 лет 2,5 3,1 4,1 3,9 4,0 4,1 4,9 и старше

Демографическая нагрузка 19,5 21,1 24,9 35,0 28,2 29,2 26,8 за счет лиц в возрасте 60 лет и старше

является крайне непопулярной мерой, все же отдельные исследователи допускают его некоторое повышение с целью компенсации уменьшения численности трудовых ресурсов. Само по себе такое повышение не может быть плавным. Значительные территориальные различия уровня постарения населения требуют распространения принципа «плавности» и в территориальном разрезе, т.е. субъектам федерации должно быть предоставлено право реализации данного принципа.

Учитывая перспективы демографического развития России, связанные с сокращением численности населения трудоспособного возраста, пожилым людям следует предоставить возможность продолжать заниматься приносящим доход трудом до тех пор, пока они того желают и сохраняют способность к продуктивному труду. Сделать это нередко не позволяют безработица, занятость на работе неполный рабочий день и отсутствие достаточной эластичности рынка труда, что лишает общество их потенциала и профессиональных знаний. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой большинство людей пожилого возраста заняты в неформальном секторе, что нередко лишает их социальной защиты, обеспечиваемой в формальном секторе экономики.

Особое внимание следует уделять факторам, влияющим на положение пожилых женщин на рынке труда, в частности тем факторам, которые сказываются на занятости женщин на оплачиваемой работе, включая более низкую заработную плату, отсутствие возможности для развития карьеры из-за нарушения непрерывности стажа, необходимость выполнения обязанностей, связанных с уходом за

другими членами семьи, и их возможности накапливать пенсию и другие ресурсы, необходимые им после выхода на пенсию.

Для достижения целей обеспечения занятости всем необходимо признать, что продолжение найма пожилых работников необязательно приводит к сужению возможностей для трудоустройства молодежи. Экономика в целом может получать выгоду от использования опыта и профессиональных знаний пожилых людей в деле профессиональной подготовки молодых и недавно нанятых работников.

Безработные трудоспособного возраста являются важным источником пополнения трудовых ресурсов России. Применение методологического подхода МОТ к определению безработных по трем основаниям (не имели работы, занимались поиском работы, были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели) позволяет обнаружить в России около 5,7 млн. безработных, или 7,8% экономически активного населения (данные 2004 г.). Своего пика численность безработных в стране достигла в 1999 г., когда под международное определение безработных попадали 9,4 млн. человек, или 13% экономически активного населения России. Изменение экономической конъюнктуры в стране, характеризуемое ростом экономики после кризиса 1998 г., привело к увеличению занятости в России и сокращению численности безработных (табл. 2).

В России безработица отличается увеличением среднего времени поиска работы безработными — по итогам 2004 г. оно составляло 8,5 месяцев и повышением среднего возраста безработного населения — около 35 лет. Эти и другие обстоятельства свиде-

тельствуют о том, что в стране в целом (а в некоторых регионах особенно) велика проблема застойной безработицы. Некоторые рынки труда исчерпали возможности для «поглощения» безработных, что доказывает необходимость профессионального и территориального перемещения рабочей силы.

Социально-экономическая ситуация в России, в том числе состояние рынка труда, имеет существенные территориальные особенности. Средний показатель уровня безработицы по России в 2005 г. составил 9%, в то время как разница между самым высоким и самым низким уровнем безработицы составляет около 80 раз (Республика Ингушетия и г. Москва).

В первую группу входят регионы, характеризующиеся высокими показателями уровня безработицы. Это республики ЮФО и Республика Тыва. Например, в Чеченской Республике уровень безработицы составляет более 50% экономически активного насе-

ления. Здесь состояние рынка труда можно назвать критическим.

Во вторую группу можно отнести регионы, в которых также сложилась неблагоприятная, или пограничная с напряженной, ситуация на рынке труда. Это республики Калмыкия, Бурятия, Алтай, Адыгея, Коми-Пермяцкий АО и ряд других субъектов Российской Федерации.

В третью и четвертую группы входят регионы, уровень безработицы в которых средний или ниже среднего. Это регионы Центральной России, Сибири и пр. К территориям с относительно благоприятной ситуацией на рынке труда (пятая группа) можно отнести Москву, Московскую и Псковскую области, Чукотский и Эвенкийский автономные округа.

Безработные распределяются по территории России неравномерно. Большинство из них сосредоточено в Южном федеральном округе — порядка 1,3 млн. человек, Приволжском — 1,2 млн., Централь-

Таблица 2

Основные показатели безработицы в России в 1992-2004 гг.

Год Численность безработных, тыс. человек Уровень безработицы,% Среднее время поиска работы, месяцев Средний возраст безработных, лет

1992 3.888,6 5,2 4,4 32,7

1993 4.285,6 5,9 4,3 32,5

1994 5.740,3 8,1 5,1 33,3

1995 6.684,3 9,4 6,2 33,1

1996 6.740,4 9,7 7,0 33,6

1997 8.065,1 11,8 8,8 34,0

1998 8.938,2 13,3 9,1 34,2

1999 9.435,6 13,0 9,7 35,3

2000 7.699,5 10,6 9,1 34,8

2001 6.423,7 9,0 8,2 34,7

2002 5.698,3 7,9 8,6 34,8

2003 5.959,2 8,2 8,2 34,4

2004 5.674,8 7,8 8,5 34,9

Источник: Экономическая деятельность населения России (по результатам выборочных обследований). М.: Росстат, 2006. С. 130, 170.

ном — около 1 млн. человек. Особенно остро проблема безработицы стоит в трудоизбыточных регионах страны, к числу которых можно отнести регионы Северного Кавказа. Много безработных сосредоточено в Чечне (не менее 350 тыс., а по другим данным — не менее 500 тыс. человек), Дагестане (около 300 тыс.), Краснодарском крае (более 210 тыс.), Ставропольском крае (120 тыс.), Кабардино-Балкарии (около 100 тыс. человек). Существует не только необходимость, но и возможности профессиональной переподготовки части безработных и перераспределения их между регионами страны в зависимости от потребностей в рабочей силе. Опыт организации экономической и трудовой миграции имелся в советское время.

Можно высказать несколько основных рекомендаций по вопросам оптимизации системы расселения, миграции и занятости населения в России, которые позволят частично решить проблему покрытия дефицита в трудовых ресурсах на уровне отдельных регионов и страны в целом.

Во-первых, необходимо стимулировать занятость и повысить территориальную подвижность населения трудоизбыточных регионов Рос сии (Чеченская Республика, Краснодарский край, Ростовская область, Дагестан, Ингушетия и пр.). Для этого требуется создать условия для занятости населения в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, строительстве, туризме в трудоизбыточных регионах России; снизить барьеры для развития малого бизнеса; заключить соглашения между регионами страны об организованных поставках российской рабочей силы в регионы со сходной структурой экономики и потребностями в трудовых ресурсах.

Во-вторых, нужно принять и реализовать программу развития транспортной инфраструктуры России (строительство железнодорожных путей, автомобильных дорог, реконструкция аэропортов) с целью решения проблем доступности отдаленных регионов и реализации выгод «транзитного положения» России между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы.

В-третьих, следует принять и реализовать программу экономического развития Дальнего Востока и Сибири, которая должна включать необходимость развития их экономического потенциала на основе благоприятных природно-географических условий. На начальном этапе экономика региона может иметь экспортную направленность, в первую очередь на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (статьи экспорта — энергоресурсы, лесные ресурсы, продукция сельского хозяйства, морского промысла, пушнина, металлы и пр.). В среднесрочной перспективе экономика региона должна ориентироваться на постепенный переход от экспорта необработанного сырья к производству и экспорту готовой продукции. На Дальнем Востоке необходим льготный налоговый режим для российских предпринимателей, готовых вкладывать средства в развитие предприятий по производству полуфабрикатов и готовой продукции, ориентированных на экспорт. Нужно привлекать инвестиции и предпринимателей из СНГ, Восточной и Западной Европы для экономического освоения Сибири и Дальнего Востока.

В-четвертых, надо принять и реализовать программу расселения населения в приграничных районах Сибири и Дальнего Востока. Для это-

В. И. Усачев

го необходимо создать благоприятные условия (жилье, уровень заработной платы, социальная инфраструктура) выпускникам высших учебных заведений, готовым переселиться в эти регионы; привлечь соотечественников из стран СНГ для заселения и экономического освоения территорий Сибири и Дальнего Востока; выделить средства из федерального бюджета на льготные кредиты и безвозмездные ссуды на строительство жилья и ведение бизнеса (для мигрантов и местного населения) в зависимости от количества мигрантов, принятых регионом; освободить от налогов на прибыль «стартующие» предприятия и индивидуальных предпринимателей — российских граждан, проживающих в регионе на первые 2—3 года; предоставить возможности получения земли в долгосрочную аренду для ведения производственной и сельскохозяйственной деятельности, а также строительства жилья молодым специалистам.

Реализация подобных программ позволит создать рабочие места, стимулировать рост промышленного производства в регионе, остановить миграционный отток населения.

В качестве внешнего компонента трудовых ресурсов для России может выступать международная трудовая миграция, или внешний «заемный труд». Трудовых мигрантов можно использовать на временной основе, привлекая их необходимое количество из-за границы на определенных условиях и в четко обозначенные регионы страны, испытывающие реальные потребности в рабочей силе.

К политике импорта иностранной рабочей силы прибегали в разное время и используют ее до сих пор целый ряд стран. Хотя следует отметить,

что практика привлечения «заемного труда» становится более осторожной, поскольку трудовая миграция имеет свойство переходить в постоянную миграцию, а также чревата социально-культурными издержками. Поэтому при формировании миграционной политики, направленной на ввоз иностранной рабочей силы, России следует учитывать негативные последствия использования внешнего компонента компенсации потребности в трудовых ресурсах.

По данным ФМС, количество легальных трудовых мигрантов, работающих в России, стабильно растет: в 2003 г. - около 380 тыс., в 2004 г. - 460 тыс., в 2005 г. — более 702 тыс. человек, в 2006 г. в России работали 1 млн. 150 тыс. иностранных граждан. При этом доля иностранных трудовых мигрантов среди занятого населения России остается относительно небольшой - немногим более 1%. Соотношение между рабочей силой, привлеченной из стран СНГ и дальнего (старого) зарубежья, при этом оставалось примерно одинаковым.

Иностранная рабочая сила привлекается в Россию более чем из 120 стран. В 2005 г. среди десяти крупнейших стран по поставке рабочей силы в Россию выделяются четыре страны дальнего зарубежья (Китай, Турция, Вьетнам и КНДР) и шесть государств СНГ (Украина, Таджикистан, Узбекистан, Молдова, Армения, Азербайджан).

Половозрастной состав иностранных работников достаточно стабилен — подавляющая часть среди них мужчины (на протяжении многих лет — около 90%). Среди трудовых мигрантов немногим более 80% мужчин и 90% женщин находятся в возрасте от 18 до 39 лет. Наиболее многочислен-

на группа иностранных работников в возрасте 30—39 лет (около 40%). Среди иностранных работников преобладают люди с низкой и средней квалификацией. Структура их занятости показывает, что основными отраслями, привлекающими трудовых мигрантов, являются строительство, промышленность и сельское хозяйство.

Наряду с легальной (законной) трудовой миграцией существует и незаконная трудовая миграция (оценки варьируются от 5 до 15 млн. человек). Категория незаконных мигрантов достаточно широка и включает в себя, с одной стороны, тех, кто незаконно пересек границу, а с другой — тех, кто сделал это законно, но не зарегистрировал должным образом свое пребывание в стране в соответствии с законами. В случае с трудовыми мигрантами дополнительным критерием незаконности может служить отсутствие разрешения на работу или несоответствие деятельности заявленной при въезде цели пребывания в стране.

Как показывает анализ текущей ситуации и обобщение опыта регули-

рования трудовой миграции в различных странах мира, фундаментальной основой для формирования политики в отношении трудовой миграции из-за рубежа должно являться определение четких потребностей в рабочей силе. Они должны быть основаны в первую очередь на экономических и геополитических интересах России.

Поэтому прежде, чем определять политику в отношении привлечения иностранных трудовых мигрантов, необходимо представлять размеры этих потребностей и непосредственно увязывать их с перспективами социально-экономического развития государства. Цель удвоения ВВП может быть достигнута двумя способами или их сочетанием: увеличивать численность занятого населения (в том числе за счет трудовых мигрантов); можно и нужно повышать производительность труда, обновлять оборудование и развивать передовые технологии, стимулируя налоговыми инструментами предпринимателей, вкладывающих средства в модернизацию производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.