Научная статья на тему 'Региональные особенности демографических процессов в России'

Региональные особенности демографических процессов в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1918
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ищенко Александр Николаевич

The article explains the origins of the demographic behaviour of the Russian population. The problem exists in virtually all regions of the country. The demographic situation in the country as a whole and in most of the regions can be characterized as unsound.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specific features of population processes in different regions of Russia

The article explains the origins of the demographic behaviour of the Russian population. The problem exists in virtually all regions of the country. The demographic situation in the country as a whole and in most of the regions can be characterized as unsound.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности демографических процессов в России»

ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА

А. Н. ИЩЕНКО*

Александр Николаевич ИЩЕНКО — кандидат экономических наук, доцент. Депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экологии, член Комиссии Государственной Думы по проблемам Северного Кавказа.

Окончил Ставропольский сельскохозяйственный институт, экономист-организатор; Северо-Кавказский государственный технический университет— юрист; аспирантуру Санкт-Петербургской государственной инже-нерно-экономической академии.

Круг педагогических и научных интересов — социально-экономические

аспекты демографии, экономико-хозяйственная деятельность предприятий.

<>

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ

В настоящее время Российская Федерация, являясь самым большим государством в мире (площадь 17,1 млн кв. км — 1/8 часть территории земного шара) исторически сформировалась на европейском и азиатском материках, что обусловливает ее взаимодействие с западными и восточными странами, с учетом их социально-экономического, политического и этнокультурного разнообразия. Значительны различия в степени освоения и заселения в разное время вошедших в состав российского государства территорий, обладающих различными возможностями экономического развития и жизнедеятельности человека.

Все это и многое другое сказывается на демографическом поведении населения России, существенно дифференцирует характер демографических процессов, влияет на глубину депопуляции, охватившую, по сути, все регионы страны. Демографическое неблагополучие — основная характеристика сегодняшней демографической ситуации в стране в целом и в преобладающем большинстве ее регионов. Выход из этой ситуации — проведение эффективной демографической политики, учитывающей многообразие демографических процессов в российских регионах, отличных по уровню рождаемости и смертности, характеру миграции и демографической динамики в целом. Таким образом, выход России из режима депопуляции — преодоление ее в российских регионах на основе реализации эффективной демографической политики, формируемой на федеральном и региональных уровнях.

Дифференцированный подход к региональному развитию — проблема, достаточно полно разработанная российскими географами и экономистами, но замыкавшаяся, в основном, на развитии производительных сил. Демографические процессы рассматривались на уровне отдельных регионов, что характеризовало их специфику, оставляя вне поля зрения типологические особенности. Частично попытки выявить не только индивидуальные, но и групповые особенности демографического развития регионов России нашли свое воплощение в отдельных работах, посвященных территориальным особенностям народонаселения РСФСР в середине 1970-х годов. Большинство же исследований были привязаны в основном к отдельным территориям (областям, экономическим регионам, округам), а целостной картины регионального демографического развития России, тем более, относящейся к ее современным условиям, по сути, нет.

В идентичных социально-экономических условиях демографическим процессам присущи общие черты и закономерности развития. Однако демографическим процессам, т. е. воспроизводству и миграции населения, свойственны не только общие черты, но и специфические для конкретных территорий и определенного времени особенности, которые могут быть системными и региональными. Системные — выражают различия между частью и целым, где целое выступает в качестве системы — упорядоченной совокупности элементов, взаимодей-

© А. Н. Ищенко, 2007

ствующих между собой. Таким целым является страна — органическое единство районов и район, как часть страны — ее подсистема. Состояние системы, т. е. демографическая и миграционная ситуация в стране в целом, в решающей степени определяет ситуацию в ее отдельных регионах, поскольку независимо от различий факторы, определяющие это состояние, остаются одними и теми же.

Системные особенности проявляются в первую очередь в формировании механизмов воздействия на демографические процессы. Их региональное проявление задается общими для страны условиями (правовыми, экономическими и др.), обшей стратегией демографического развития. Лишь в рамках этого общего поля могут проявляться региональные различия. Последние являются следствием того, что различия могут быть не только между частью и целым, но и между некоторым количеством частей, степень своеобразия которых выражается в том, насколько их характеристики отличаются от средних значений.

Большинству региональных исследований демографических проблем, как в прошлом, так и в настоящее время, присуще смешение особенного и единичного. Под региональными особенностями чаще всего понимаются отклонения в характеристиках населения того или иного района не только от среднего уровня по стране, но и от всех других районов. При этом опускается, что кроме территориальных различий в демографических процессах, между ними имеются и сходные черты. Лишь рассматривая каждый район как имеющий не только различия, но и сходство с другими, становится возможным выделение по одному или нескольким признакам в их общей совокупности типологических групп,

В то же время индивидуальные черты характерны для любого взятого в отдельности района и представляют то единичное, что отличает один район от любого другого района.

В современной России произошли изменения в воспроизводстве и миграции населения всех регионов в результате ухудшения в целом демографической ситуации в стране, вхождении преобладающего большинства ее субъектов в режим депопуляции. Ныне в 70 субъектах Российской Федерации наблюдается естественная убыль населения. Естественный прирост населения наблюдается лишь в ряде национальных республик (Чеченская Республика, Калмыкия, Тыва и др.) и северных регионах —автономных округах (ХМАО, Чукотский АО и т. д.).

Групповые и индивидуальные различия интегрально проявляются в темпах и направленности демографической динамики в целом. Так, в 2005 г. в ЦФО лишь Москва имела восходящую динамику, во всех остальных регионах, главным образом, вследствие естественной убыли население уменьшалось. В СЗФО население увеличивалось лишь в Ненецком автономном округе, где качалась добыча нефти. В Южном федеральном округе население росло в Дагестане, Ингушетии и Чеченской Республике. В УрФО рост населения продолжался в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, где добывается нефть и газ, в Сибири — это республики Алтай и Тыва, а также Агинский Бурятский автономный округ. Таким образом, восходящая динамка присуща лишь трем категориям регионов: по понятным причинам — столице, северным регионам, где добываются нефть и газ, и национальным республикам, имеющим высокие показатели рождаемости.

В остальных регионах России наблюдалась нисходящая динамика, и в зависимости от того, какие компоненты ее определяют, можно выделить следующие группы: естественная убыль (Владимирская область: естественная убыль много больше миграционного прироста), миграционная убыль (Республика Калмыкия: миграционная убыль в несколько раз превышает естественный прирост) и естественно-миграционная убыль (ряд регионов всех федеральных округов).

Очевидно, что типологические группы регионов по демографическим характеристикам могут быть сформированы в зависимости от уровней рождаемости, продолжительности жизни, результатов миграционного обмена, значимости компонентов динамики населения и характера демографической динамики в целом. В каждой из подобных групп будут регионы, имеющие индивидуальные отличия, специфическую, присущую лишь им демографическую ситуацию (в Республике Алтай, обладающей естественным и миграционным приростом населения, крайне высока смертность — ожидаемая продолжительность жизни лишь немногим превышает 60 лет, т. е. ниже, чем в целом по России, на 5 лет).

Типологические (групповые) и индивидуальные (присущие лишь данной территории) различия должны учитываться при определении подходов к формированию региональной стратегии демографического развития, а также всего комплекса мер, необходимых для улучшения демографической ситуации. Поскольку федеральные округа включают в себя различные по демографическим параметрам регионы, постольку их демографические стратегии должны, наряду с выделением общих целей и задач, включать также специфические стратегии, адаптированные к типологическим группам регионов, входящих в округ.

Одной из важнейших и острейших демографических проблем является низкая рождаемость. Известно, что за среднероссийскими показателями рождаемости скрываются существенные региональные различия. Однако научные исследования и публикации, посвященные рождаемости в современной России, как правило, ограничиваются указанием на территории с наиболее высоким и наиболее низким уровнем рождаемости. Наибольшая величина общего коэффициента рождаемости в 2005 г. наблюдалась в Южном и Дальневосточном федеральных округах (по 11,5%). Чуть ниже — в Сибирском федеральном округе (11,4%). С другой стороны, ниже всего этот показатель в Центральном федеральном округе (8,8 %).

Максимальная величина общего коэффициента рождаемости была в Чеченской Республике, что вообще характерно для национально-территориальных субъектов Федерации: республиках (Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Саха (Якутия), Тыва) и автономных округах (Агинский, Бурятский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Чукотский, Эвенкийский).

Минимальная величина общего коэффициента рождаемости в 2005 г. была в Тульской и Ленинградской областях (по 7,8 %). Почти таков же этот показатель в Москве, хотя по официальным статистическим данным он составлял в 2005 г. 8,9 %. Причина в том, что в органах ЗАГС столицы регистрируются и, следовательно, попадают в статистический учет рождения у иногородних, что порождает проблему несопоставимости данных: в числе родившихся иногородние учитываются, а в численности населения города — нет, что приводит к завышению показателей рождаемости. После приведения к сопоставимому виду величина общего коэффициента рождаемости в Москве в 2005 г. составляла 7,7 %.

Общий коэффициент рождаемости, по сути, не может адекватно характеризовать уровень рождаемости. В значительно меньшей степени от особенностей возрастного состава населения зависит специальный коэффициент рождаемости, который был заметно выше в ЮФО (41,6 %). Несколько ниже его величина на Дальнем Востоке (41,1 %) и еще ниже в Сибири (39,9 %). Выше, чем в целом по стране, специальный коэффициент рождаемости и в УФО (38,9 %). С другой стороны, ниже среднероссийского уровня специальный коэффициент ро-ждаймости в Приволжском (35,4 %), Северо-Западном (33,5 %) и Центральном (32,9 %) федеральных округах.

Наименьшая величина специального коэффициента рождаемости в 2005 г. была в Ленинградской области. Немногим больше она была в Воронежской, Пензенской, Смоленской, Тульской и Ульяновской областях, в Республике Мордовия и в Санкт-Петербурге. С другой стороны, значительно более высокий, по сравнению со всеми другими регионами, специальный коэффициент рождаемости в Чеченской Республике. Коэффициент вариации, отражающий региональные различия специального коэффициента рождаемости, составлял в России в 2005 г. 22,6 %, т. е. был несколько меньше, чем по общему коэффициенту рождаемости.

Наиболее объективным показателем, характеризующим уровень рождаемости в целом, из числа имеющихся в распоряжении по данным текущей статистики, является суммарный коэффициент рождаемости, служащий также и характеристикой воспроизводства населения. При его величине, равной примерно 2,1-2,2, происходит простое воспроизводство населения (при переходе от поколения к поколению численность остается неизменной). Если суммарный коэффициент рождаемости выше этого уровня, то воспроизводство расширенное, если ниже — суженное. Суммарный коэффициент рождаемости в России (1,29) чрезвычайно далек от рубежа простого воспроизводства, и длительная его консервация приведет к тому, что численность каждого нового поколения россиян составит не более 60 % численности предыдущего.

В 1990 г. суммарный коэффициент рождаемости ниже 1,5 был только в 3 регионах (Санкт-Петербург, Москва и Московская область), а в 20 регионах рождаемость обеспечивала воспроизводство населения, в том числе в 5 территориях суммарный коэффициент рождаемости был больше 2,5, Спустя 15 лет, в 2005 г., в 21 регионе суммарный коэффициент рождаемости не достигал 1,2 и только в Чеченской Республике обеспечивал воспроизводство населения. Коэффициент межрегиональной вариации суммарного коэффициента рождаемости в России в 2005 г. составлял 22,5 %, т. е. почти совпал с этим показателем по специальному коэффициенту рождаемости (22,6 %). Меньше всего суммарный коэффициент рождаемости в 2005 г. был в Центральном и Северо-Западном федеральных округах (соответственно 1,185 и 1,194). Несколько ниже, чем в целом по России, величина этого показателя в Приволжском федеральном округе (1,264). Наибольший уровень рождаемости имеет место в Дальневосточном и Южном федеральных округах (соответственно 1,404 и 1,413).

Одновременно со снижением рождаемости в России изменялась ее возрастная модель, рождения смещались к более старшим возрастам. Одним из индикаторов этого процесса является соотношение показателей рождаемости в возрастных группах 20-24 года, 25-29 лет и 30-34 года. Трансформация возрастной модели рождаемости более всего проявилась в Северо-Западном федеральном округе, где показатель рождаемости у 25-29-летних женщин в 2005 г. составлял 98,6 % от уровня рождаемости в возраст« 20-24 года, а у 30-34-летних женщин — 58,2 %. Несколько ниже эти показатели в Центральном федеральном округе — соответственно 93,0% и 54,7 %. Почти такое же соотношение показателей рождаемости в этих возрастных группах и в Южном федеральном округе. Коэффициент рождаемости в возрасте 25-29 лет в 2005 г, составил 91,9% от показателя у 20-24-летних женщин, а в 30-34 года — 54,8 %. Здесь на такую возрастную модель рождаемости влияет и относительно более высокий ее уровень.

В Приволжском и Уральском федеральных округах сдвиг возрастной модели рождаемости проявился пока в меньшей мере, чем в целом по России. Еще в большей степени максимум рождаемости в возрастной группе 20-24 года выражен в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. По отношению к коэффициенту в этом возрасте уровень рождаемости у 25-29-летних женщин составлял в 2005 г. в этих регионах 84,1 % (в обоих округах), а у 30-34-летних — соответственно 48,2 % и 50,4 %.

Если почти во всех регионах пик рождаемости приходится на возрастную группу 20-24 года, то в 6 территориях в 2005 г. коэффициент рождаемости у 25-29-летних женщин был выше, чем у 20-24-летних. Среди них три

региона с относительно высокой рождаемостью (республики Ингушетия, Карачаево-Черкесская и Северная Осетия (Алания)) и три региона с низкой рождаемостью (Санкт-Петербург и Москва, Томская область). С другой стороны, наиболее выражен пик рождаемости в возрасте 20-24 года в большинстве автономных округов, в Курской, Тамбовской и Читинской областях. Здесь коэффициент рождаемости у женщин 25-29 лет не превышает 3/4 от уровня рождаемости в возрастной группе 20-24 года.

Наименьшее среднее число рожденных детей у женщин в реальных поколениях (по данным переписи населения 2002 г.) было в Санкт-Петербурге и Москве. Самые высокие показатели рождаемости в реальных поколениях в Республике Ингушетия. Можно предположить, что не ниже они и в Чеченской Республике, но данные о числе рожденных детей по переписи населения 2002 г. по этому региону отсутствуют. Во всех регионах России среднее число рожденных детей сокращается в более молодых поколениях. Нарушалась эта тенденция только у женщин 1948-1952 и 1953-1957 тт. рождения. Есть основания предполагать, что это является результатом реализации в 1980-е годы мер государственной помощи семьям с детьми. Но в ряде регионов (республики Адыгея, Алтай, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Мордовия, Татарстан, Тыва, Чувашская, Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий и Усть-Ордынский Бурятский автономные округа) от поколения к поколению среднее число рожденных детей неизменно снижалось. Если у женщин, родившихся в 1932 г. и ранее, рождаемость была ниже уровня простого воспроизводства населения в 24 регионах России, то у родившихся в 1933-1937 гг. — в 47 регионах, в 1943-1947 гг. — в 67 регионах, в 1958-1962 гг. — в 72 регионах.

От поколения к поколению сглаживаются различия между регионами в среднем числе рожденных женщиной детей. В поколении женщин 1932 г. рождения и ранее коэффициент вариации составляет 24,0%, 1938-1942 гг. — 28,0 %, 1948-1952 гг. — 21,8 %, 1958-1962 гг. — 16,5 %, 1963-1967 гг. — 14,8 %, 1973-1977 гг. — 12,8 %, 1978-1982 гг. — 19,0 %, 1983-1984 гг. — 39,1 %, 1985-1987 гг. — 39,9 %.

У женщин 1963-1977 гг. рождения этот показатель низок, что свидетельствует о высокой однородности показателей рождаемости у этих женщин, живущих в различных регионах России. Увеличение его в самых младших когортах может быть связано с отмечавшимися выше, различиями между регионами в возрастных моделях рождаемости. Можно предположить, что по мере приближения женщин этих поколений к завершению репродуктивного периода различия между регионами в среднем числе рожденных детей будут заметно сглаживаться. Результаты исследования показали, что эта дифференциация во многом (но далеко не полностью) связана с различиями в национальном составе населения.

Наименьшая доля рождений вне зарегистрированного брака, прежде всего, в ряде республик Северного Кавказа (Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская) и областей, входивших ранее в Центрально-Черноземный экономический район (Белгородская, Воронежская, Липецкая, Тамбовская), а также в Республике Мордовия. С другой стороны, почти 2/3 всех рождений в 2005 г. были вне зарегистрированного брака в Республике Тыва и в Корякском автономном округе. Коэффициент вариации, отражающий межрегиональные различия в доле родившихся в незарегистрированном браке, составлял в 2005 г. 30,1 %.

Следует отметить, что региональный профиль смертности в России формировался под воздействием нескольких факторов: социально-экономическое развитие региона; его географическое положение; алкогольные привычки населения региона. Заметим, что никакой российской специфики в комплексе этих признаков нет — российская специфика заключается в том, что они проявляются внутри одного государства, по размерам и гетерогенности своих характеристик сопоставимым с целым континентом. Действительно, приоритетное влияние социально-экономических показателей на уровень продолжительности жизни является постулатом современной демографии и социологии, подтвержденным многочисленными исследованиями — в экономически развитых странах, с высоким среднедушевым валовым внутренним продуктом, продолжительность жизни в современном мире наиболее высока. Однако в современном цивилизованном мире, помимо общих экономических показателей, характеризующих развитие страны в целом, на продолжительность жизни в большой степени влияет адекватная социальная политика — не случайно продолжительность жизни в США уступает, например, скандинавским странам. Таким образом, говоря о социально-экономических факторах, необходимо учитывать не только их общий уровень, но и проводимую в этих странах социальную политику.

Второй фактор, влияющий на продолжительность жизни, — географическое расположение: при прочих равных условиях продолжительность жизни на юге, как правило, выше, чем на севере, однако этот вектор обозначился сравнительно недавно: как только социально-экономические показатели Европейского Юга (средиземноморские страны) приблизились к уровням более северных и экономически развитых стран, продолжительность жизни в этих странах стала стремительно расти, и, по последним данным, уже не скандинавские страны и не Швейцария, а Италия и Греция становятся лидерами по продолжительности жизни в Европе и в мире. Отметим, что на продолжительность жизни может влиять не географическое местоположение и даже не климат сам по себе, а складывающиеся веками образ жизни, бытовые привычки, структура питания, обусловленные этим местоположением и климатом.

Таким образом, третий фактор — алкогольные привычки — выделен, в силу российской специфики, из существенно более широкого контекста — образа жизни в том или ином регионе и во многом обусловлен географическим местоположением и влияет на него. Так, если основу алкогольного потребления северных стран исто-

рически составляют крепкие напитки, а позднее — пиво, то на Европейском Юге — виноградные сухие вина, преимущественно красные, с их широко известными протекторными свойствами.

Региональное распределение продолжительности жизни населения России формировалось под воздействием всех трех факторов, влияние каждого из которых в разные периода! становилось более или менее интенсивным. Первый и основополагающий — географический фактор, определивший устойчивый вектор «благополучный Запад — неблагополучный Восток». При этом следует учитывать, что этот вектор был многократно усилен и экономическим вектором: исторически Россия развивалась с запада на восток, и негативное влияние резко континентального климата Восточной Сибири существенно усугубилось крайней неразвитостью социальной инфраструктуры этих территорий.

При этом алкогольные привычки российских мужчин, независимо от географического положения региона проживания и социального статуса, отличались удивительным единообразием — это крепкие напитки (самогон, водка, в лучшем случае коньяк), зачастую в сочетании с пивом. Сухие вина никогда не имели сколько-нибудь большого значения в структуре алкогольного потребления российских мужчин. Поэтому в советский период, при единой социальной политике, продолжительность жизни определялась географическим фактором: уже тогда существовали два вектора — «Запад — Восток» и «Европейский Север — Юг». Однако антиалкогольная кампания, приведшая к основательному протрезвлению всей страны, в значительной мере сняла второй вектор, вследствие чего «русские» северо-кавказские территории (Ставропольский и Краснодарский край) из положения лидеров отошли на позиции аутсайдеров, а северные и северо-западные территории, а также наиболее экономически успешные сибирские регионы (Тюменская область) вошли в число благополучных территорий, что гораздо более соответствует социально-экономическому развитию этих территорий.

Таким образом, существенная минимизация алкоголизации привела к тому, что российский региональный профиль в конце 1980-х годов стал в значительной мере складываться под влиянием социально-экономических факторов. Однако в ходе реформ Россия столкнулась с гораздо более сложными социально-экономическими процессами: произошло крайне выраженное расслоение населения с резким обнищанием его большинства. При всеобщем падении производства, на фоне отсутствия какой бы то ни было социальной политики, что наблюдалось в 90-е годы, на Юге, куда можно отнести не только Большой Северный Кавказ, включая Дон и Кубань, а также южные, черноземные области Европейского Центра, ситуация складывалась не столь драматично: своеобразным буфером, позволившим населению выжить, оказались приусадебные хозяйства, эффективность которых, в силу природных условий, была несравненно выше таковой как на Европейском Севере, так и за Уралом.

Период стабилизации, а затем и экономического роста, не мог не привести к актуализации экономического фактора, вследствие чего в число наиболее благополучных регионов России, но с гораздо большим, чем в советский период, выигрышем, не только вернулась Москва, но и вошли наиболее успешные в социально-экономическом плане сибирские территории — Алтайский край, Тюменская, Новосибирская, Томская области. При этом различия в экономическом потенциале территорий приводят к возрастанию региональных различий в смертности, не сравнимых с таковыми даже в период пика советского демографического неблагополучия (1980 г.). Отметим, что снижение смертности, обусловленное антиалкогольной кампанией, привело к сближению российских территорий, как по уровню смертности, так и по ее нозологической картине, что представляется крайне важным в рамках единого государства. Таким образом, региональный профиль смертности в России формировался под воздействием трех универсальных факторов, с разной интенсивностью и в различных сочетаниях проявлявшихся в разные исторические периоды.

Очевидно, что в настоящее время в России, как и во всем цивилизованном мире, ведущим становится экономический фактор. Представляется, однако, что в большинстве даже успешных регионов воздействие этого фактора является скорее экстенсивным. Исключением является, пожалуй, только Москва, где в течение последних 10 лет, опираясь на мощный экономический потенциал, проводится осмысленная социальная политика, которая привела к беспрецедентному в период реформ росту продолжительности жизни населения столицы. Следовательно, в настоящее время, в период стабильного и выраженного экономического роста, на продолжительность жизни в том или ином регионе влияют в первую очередь социально-экономические факторы, причем важным является не только общий рост экономического потенциала того или иного региона, но и многократно усиливающая его влияние адекватная социальная политика, в том числе миграционная.

В России миграция является мощным фактором регионального развития, который увеличивает свое значение в условиях депопуляции. С точки зрения формирования целей демографической и миграционной политики в регионах России необходимо выделять межгосударственные и внутрироссийские межрайонные миграции.

Главным направлением пространственного перемещения населения внутри страны стали «центростремительные» миграционные потоки, или так называемый «западный дрейф» населения — движение из северных и восточных регионов страны (Сибири, Дальнего Востока, Европейского Севера) в центральные и юго-западные регионы (Северный Кавказ, Центральную Россию).

В настоящее время территория России по показателю результативности внутренней миграции разделилась на две зоны. Первая зона объединяла регионы, притягивающие мигрантов, т. е. имевшие положительное сальдо ми-

грации. В разрезе современного политико-административного деления к ней относятся Центральный и Северо-Западный федеральные округа. Вторая зона — территории, отдающие мигрантов, т. е. имевшие отрицательное сальдо миграции — Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.

В настоящее время территория России в разрезе субъектов отличается значительной поляризацией. Нередко в пределах федеральных округов, имеющих положительное сальдо миграции, «погоду делают» две-три территории, активно притягивающие мигрантов. При этом большинство территорий имеют отрицательное сальдо миграции. Наиболее ярким примером может служить Центральный округ, в целом имеющий положительное сальдо внутрироссийской миграции, но при этом отличающийся огромной неоднородностью в разрезе субъектов. Здесь мощнейшим «миграционным магнитом» общероссийского масштаба являются Москва и Московская область, которые за счет российских регионов получили в 1991-2005 гг. в общей сложности более 791 тыс. человек «чистого» миграционного прироста. Несмотря на притяжение Центра постепенно на его территории увеличивается число областей с миграционной убылью населения. По итогам 2005 г. к числу миграционных реципиентов в округе также относились Белгородская, Воронежская и Ярославская области. Все остальные регионы характеризовались миграционной убылью населения во внутрироссийском миграционном обмене.

В Северо-Западном округе миграционная картина более однородна. Здесь положительное сальдо миграции для округа в основном обеспечивают Санкт-Петербург, Ленинградская и Калининградская области, также небольшой положительный миграционный прирост периодически отмечается в Карелии, Псковской и Вологодской областях. Миграционный отток населения отмечается из регионов Европейского Севера — Архангельской и Мурманской областей, Ненецкого автономного округа.

Значимость Южного федерального округа во внутрироссийских миграционных потоках была традиционно велика. Однако в 2005 г. округ потерял более 6,1 тыс. человек в результате миграционного обмена с российскими регионами. На протяжении 1990-х годов основная «стягивающая» роль во внутренних миграциях была характерна преимущественно для равнинных территорий — Ставропольского, Краснодарского краев, Ростовской области и Адыгеи. К ним также присоединилась Ингушетия, масштабный миграционный приток в которую предопределял исход вынужденных мигрантов из Чеченской Республики.

Остальные федеральные округа России отдают население во внутрироссийском миграционном обмене. Крупнейшими миграционными донорами в России остаются регионы Сибири и Дальнего Востока. Только в течение 2000-2005 гг. Сибирский округ потерял в обмене с другими регионами России более 155 тыс., а Дальневосточный округ — более 178 тыс. человек. В них также присутствует ряд территорий, по-прежнему принимающих мигрантов. Например, в Приволжском округе — это Татарстан, Самарская область и Нижегородская область; в Уральском округе — Свердловская область; в Сибири — Алтай, Хакасия, Кемеровская, Омская области и Агинский Бурятский автономный округ. Среди регионов, перечисленных выше, есть «полюса миграционного роста» с сырьевой экономикой, которые активно привлекают трудовых мигрантов со всей страны высоким уровнем заработной платы. Остальные регионы, попавшие в этот список, представляют собой более благоприятное место жительства для людей, ранее работавших в более суровых условиях Севера.

За период с 1995 по 2005 г. количество регионов с положительным миграционным приростом населения во внутрироссийском обмене сократилось с 55 до 20 (табл.).

Таблица

Количество регионов России с положительным и отрицательным сальдо внутрироссийской миграции населения в 1995-2005 гг.

Годы Экономические районы / федеральные округа Субъекты Федерации

«+» «-» «+»

1995 7 4 55 34

1997 8 3 53 36

1999 7 4 41 48

2000 3 4 36 53

2001 3 4 26 63

2002 2 5 28 61

2003 3 4 29 60

2004 2 5 25 64

2005 2 5 20 68

Международная миграция в России характеризуется значительными региональными отличиями. Основными центрами притяжения мигрантов в России являются Центральный, Приволжский и Уральский федеральные округа, которые в общей сложности приняли порядка 80 % миграционного прироста всей России. Меньшая доля

международных мигрантов приходится на Северо-Западный и Сибирский федеральные округа. Наконец, положительный, но едва заметный миграционный прирост отмечался на Дальнем Востоке.

В 2005 г. практически половина (45 %) всего миграционного прироста России в обмене с зарубежными государствами приходилась на Центральный федеральный округ. В миграционном приросте со странами СНГ и Балтии доля Центральной России несколько меньше — порядка 38 %. В пределах региона основным центром притяжения мигрантов является Москва, на которую в 2005 г. пришлось около 16 % всего миграционного прироста страны за счет международной миграции. Также крупным реципиентом международных мигрантов является Московская область, которая в 2005 г. приняла более 26 % международных мигрантов. Таким образом, суммарно Московский регион в настоящее время принимает порядка 42 % всех международных мигрантов России.

Сальдо международной миграции в Москве примерно в два раза ниже, чем в Московской области. Это обусловлено двумя обстоятельствами: в город прибывает на постоянное место жительства меньшее количество мигрантов по сравнению с областью (здесь сложнее получить постоянную регистрацию и гражданство, гораздо дороже жилье), а кроме того, из Москвы велика эмиграция за рубеж по сравнению с областью.

Вторым и третьим регионами в стране по приему иммигрантов являются Приволжский и Уральский федеральные округа, в которых в 2005 г. миграционный прирост за счет международной миграции составил 20,6 тыс. и 10,6 тыс. человек соответственно. На Приволжский округ приходится до 19 %, а на Уральский округ— около 10 %'миграционного прироста. Четвертую часть всех мигрантов в Приволжском регионе принимает Самарская область.

Помимо Самарской области в Приволжском регионе достаточно привлекательными для мигрантов из стран СНГ и Балтии являются приграничная с Казахстаном Оренбургская область, Саратовская область и Республика Татарстан. Примерные объемы сальдо международной миграции составили от 2 до 3,5 тыс. человек в 2005 г. Интересная ситуация в Башкортостане — здесь отмечается отрицательное сальдо внутрироссийской миграции при положительном сальдо международной миграции. Подобная результативность миграции — результат этнической репатриации башкир из стран СНГ.

В Уральском федеральном округе достаточно привлекательными можно считать Тюменскую область (4,1 тыс.), включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Челябинскую область (3,3 тыс.), Свердловскую область (2,9 тыс. человек в 2005 г.). Эти «полюса миграционного роста» — регионы с сырьевой экономикой и промышленным потенциалом, которые активно привлекают мигрантов со всей страны и из государств СНГ более высоким уровнем зарплаты. Некоторые регионы, попавшие в этот список, представляют собой более благоприятное место жительства для людей, ранее работавших и проживавших в суровых условиях Севера. В Приволжском и Уральском округах наблюдается отток населения во внутрироссийской миграции и приток в международной миграции. Однако положительный миграционный прирост со странами СНГ не способен полностью перекрыть потерь региона в результате внутрироссийской миграции.

Подобную результативность миграции в российских регионах обусловливает ряд факторов. Во-первых, неравномерный уровень социально-экономического развития регионов страны приводит к неодинаковой привлекательности территорий для мигрантов. Столица и экономически развитые регионы с диверсифицированными рынками труда, ярко выраженными потребностями в рабочей силе, возможностями трудоустройства и заработков, более высоким уровнем зарплаты, развитой социальной инфраструктурой притягивают мигрантов. Напротив, регионы с неэффективной экономикой, отсутствием рабочих мест и низким уровнем зарплаты выталкивают население.

Во-вторых, различия в транспортно-географическом положении регионов. Удобство расположения к транспортным магистралям, близость к крупным городам и государственной границе привлекает мигрантов, поскольку в таких регионах проще реализовать предпринимательский потенциал в сфере челночной торговли, найти работу в крупном городе. До введения визового режима с Россией странами Центральной и Восточной Европы были весьма ощутимы преимущества приграничного положения некоторых западных областей России. Смоленская и Брянская области, имевшие еще несколько лет назад достаточно высокий положительный миграционный прирост, в настоящее время испытывают отток населения, превращаясь в типичную российскую «глубинку».

В-третьих, дифференциация природно-климатических условий всегда предопределяла масштабы и характер миграционных потоков внутри страны. Очевидно, что привлекательность регионов Юга России обусловлена помимо прочих обстоятельств также благоприятным климатом, наличием морского побережья и курортных районов. Все это позволяет развиваться многим отраслям экономики — сельскому хозяйству, торговле, курортному обслуживанию, общественному питанию. Многие из них характеризуются быстрым оборотом средств, обеспечивают достаточно стабильные заработки населению, в том числе мигрантам.

В-четвертых, наличие родственных и исторических связей становится основой для возвратных миграций. Подобное положение дел свойственно миграции из регионов Севера, куда в свое время выезжали многие жители регионов Центра и Юга России.

В-пятых, подходы к реализации миграционной политики региональных властей могут существенно отличаться и отчасти влиять на характер и масштабы миграционного притока населения. Протекционистская миграционная политика в некоторых регионах в сочетании с рядом других факторов способна привлекать мигрантов.

В-шестых, близость некоторых регионов к территориям реальных и потенциальных конфликтов, из которых происходил массовый отток вынужденных мигрантов, создает условия для масштабного притока населения.

В советские годы, хотя и не очень широко, но все же реализовывалась дифференцированная демографическая политика, к которой, в частности, относятся принятые в начале 80-х годов XX в. меры по оказанию помощи семьям с детьми. Дифференцировалось уже само начало их осуществления. Они вводились в течение трех лет, постепенно, начиная с восточных регионов страны, что придало демографической волне, возникшей во многом в результате эффективности принятых мер, более плавный характер.

В настоящее время в России дифференциация демографической политики в разрезе регионов получила широкое распространение, что обусловливается различными факторами, в основе которых лежит изменение социально-экономического строя в стране: возникновение многоукладной экономики, отказ от командно-административного управления, получение регионами большей самостоятельности, распространение внебюджетного финансирования и др.

Помимо объективных факторов, влияющих на дифференциацию демографической политики, немаловажное значение имеют и субъективные. Как показывает анализ мер региональной демографической политики, неблагополучие или бедность регионов часто играют решающую роль в усилении федеральных мер — многое зависит от понимания администрацией регионов сложности демографической ситуации страны и конкретных регионов.

Основные различия в региональной политике в демографической сфере относятся к сфере рождаемости, в меньшей мере к сферам здоровья и продолжительности жизни, и совсем немного — к сфере миграции, поскольку меры в этой сфере более жестко регламентируются федеральным законодательством. Тем не менее и здесь имеется ряд региональных различий. Так, Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, предусмотрено установление трех категорий вселения: А) преимущественно стратегически важные для России приграничные территории, характеризующиеся сокращением численности населения; Б) территории, где реализуются крупные инвестиционные проекты, требующие массового привлечения переселенцев в связи с отсутствием соответствующего предложения рабочей силы на территориальном рынке труда; В) территории с устойчивым социально-экономическим развитием, на которых в течение последних трех и более лет наблюдаются сокращение общей численности населения и (или) миграционный отток.

Особенно значительный размах получило в регионах проведение различных мер демографической политики, направленной на повышение рождаемости. Комплексный стратегический подход к решению этой проблемы находит свое отражение, прежде всего, в концепциях (Москва, Республика Саха (Якутия), Брянская, Ленинградская, Липецкая, Саратовская, Свердловская, Смоленская и Тульская области, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра и др.) и программах (например, Липецкая, Омская, Ульяновская области). В ряде регионов действуют планы мероприятий по реализации как Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. (например, Удмуртская Республика, Алтайский край), так и региональных программных документов (например, Республика Башкортостан, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Ленинградская, Саратовская, Тульская области, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра).

Одной из наиболее важных мер социально-экономического характера, направленных на повышение рождаемости, является содействие семьям в улучшении жилищных условий. Так, в 2002 г. была утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. На федеральном уровне подпрограмма определяет масштаб проблемы, правовые, финансовые и организационные механизмы ее решения, объем, формы и условия предоставления государственной поддержки за счет средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации для решения жилищных проблем молодых семей. В рамках региональных программ формировалась необходимая законодательная база субъекта Федерации, определялись объем, формы и методы предоставления государственной поддержки молодым семьям за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и внебюджетных источников.

Основной формой такой поддержки, способной повлиять стимулирующим образом на повышение рождаемости, является списание части долга (погашение кредита) молодой семьи при рождении детей, которое осуществляется разным способом, в том числе предоставлением субсидии. При этом в некоторых регионах размер такого списания долга зависит от очередности рождения (например, республики Башкортостан, Мордовия, Саха (Якутия) и Удмуртская, Калужская, Рязанская, Сахалинская области, Москва), а в других — нет (например, республики Татарстан и Чувашская, Алтайский край, Иркутская, Курганская, Липецкая, Московская, Омская, Пензенская области, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра). С точки зрения стимулирования рождаемости, первый подход представляется более действенным.

В значительной части субъектов Российской Федерации выплачиваются дополнительные единовременные пособия при рождении детей. При этом, как правило, размер этого пособия различается в зависимости от очередности рождения ребенка, что имеет определенное стимулирующее значение. Кроме того, в некоторых регионах многодетным семьям выплачивается более высокое ежемесячное пособие на несовершеннолетних детей

(например, республики Башкортостан, Бурятия, Карелия и Мордовия, Калужская, Липецкая, Мурманская, Омская, Орловская, Саратовская, Свердловская и Ярославская области).

Здесь же можно упомянуть и законодательные акты, регламентирующие получение «материнского капитала».

Проведенный анализ показал, что во многих субъектах Российской Федерации в той или иной форме проводится демографическая политика, направленная на повышение рождаемости. В то же время обращает на себя внимание то, что практически отсутствует какое-либо научное обоснование выбора реализуемых мер. Кроме того, необходимо отметить, что практически совсем не разработан механизм оценки эффективности реализуемой демографической политики.

При разработке политики в сфере охраны здоровья и снижения смертности можно выделить общие, универсальные, и специфические компоненты. Универсальность проявляется двояко. Во-первых, универсальна сама цель политики любого цивилизованного общества в данной сфере. Продление человеческой жизни, улучшение ее качества, т. е. периода здоровой и активной жизни, относится к числу базовых гуманитарных ценностей. В силу этого не вызывает дискуссий и проведение политики в данной области. Во-вторых, политика, ориентированная на минимизацию потерь населения в связи с состоянием здоровья, универсальна с точки зрения объекта воздействия, так как предполагает равенство всех его социальных, демографических, территориальных и иных групп перед государством при реализации программ охраны здоровья и продления человеческой жизни, исключает любые виды и формы дискриминации для улучшения здоровья.

Специфика политики в сфере охраны здоровья и снижения смертности проявляется в том, что применительно к отдельным периодам развития человеческого общества и конкретным совокупностям населения (государствам, регионам), находящимся на различных этапах эпидемиологического перехода, меняются приоритетные направления действия и избираются наиболее адекватные и эффективные способы и меры для ее достижения. Таким образом, разработка долгосрочной политики по охране здоровья и увеличению продолжительности жизни населения для любой страны предполагает наличие двух взаимосвязанных составляющих. Первая из них — наличие адекватного представления об истории формирования и современном состоянии тенденций смертности и здоровья населения в разрезе возрастно-половых групп и причин заболеваемости и смертности как в целом, так и по отдельным территориальным, социальным, этническим и иным совокупностям (ситуационный анализ). От степени детализации данной картины во многом будет зависеть правильность выбора приоритетных долгосрочных и краткосрочных программ действия. Второй составляющей политики в области смертности и здоровья населения является концепция, обобщающая в рамках поставленной цели — задачи, приоритетные направления предполагаемой политики. В свою очередь, на этой основе может быть разработана конкретная программа действий.

Смысл ситуационного анализа заключается в выявлении «проблемных зон» в области смертности, поэтому анализ ситуации и тенденций ее развития на территории необходимо вести в сравнительном ключе. Для регионов России таким «фоном» могут служить как общероссийские закономерности, так и закономерности того федерального округа, в который территория входит. Дополнительный окружной уровень сравнения полезен для территорий, которые относятся как к относительно благополучной, так и неблагополучной группы. Это позволяет анализировать ситуацию в более однородной совокупности, а, следовательно, оценивать имеющиеся резервы в сравнении с территориями, имеющими сходные условия. Что касается периода анализа, то, с учетом резких колебаний смертности за последние два десятилетия, целесообразно рассматривать долгосрочный тренд, отталкиваясь от последней переписи советского периода 1989 г.

Для территорий с неблагополучной ситуацией и тенденциями смертности, ориентирами продолжительности жизни могут служить среднероссийские уровни смертности. Какой бы неблагополучной ни была ситуация в России, в стране есть группа территорий, которая отстает по продолжительности жизни от общероссийского уровня на несколько лет. В свою очередь, сложившееся неблагополучие определяется высоким уровнем экзогенных и внешних — социально зависимых причин и, одновременно, значительным вкладом хронической неинфекционной патологии преимущественно в молодых возрастах, что ведет к дополнительным потерям. В этой ситуации стратегия достижения в качестве целевого ориентира среднероссийских показателей может рассматриваться лишь как двухуровневая стратегия с выделением тактических и стратегических целей и задач.

Для территорий с уровнями и тенденциями смертности, близкими к общероссийским, возникает проблема или моделирования возрастной кривой смертности эталонного населения, или выбор разных целевых ориентиров для отдельных возрастных групп, причем с учетом тендерного признака. Это связано с крайним своеобразием лидеров российской смертности (мегаполисы; территории юга России с высокой долей этнических групп, характеризующихся специфическими культурно-бытовыми стереотипами; северные территории, сформировавшие население за счет миграционного отбора молодого и здорового населения), которые не могут являться ориентиром для большинства территорий.

Для территорий со сравнительно благополучной ситуацией и тенденциями смертности ориентирами продолжительности жизни могут служить показатели зарубежных стран. Причем среди таких стран стоит выбирать в качестве достижимых целевых показателей те, которые сопоставимы с субъектом РФ по уровню экономического и социального развития, с одной стороны, и культурно-этническим характеристикам — с другой. Таким образом,

для относительно благополучных регионов страны ориентирами снижения смертности могут служить средние показатели для группы стран Центральной и Восточной Европы, как вошедшие в ЕС при последнем расширении (более амбициозные цели), так и планирующие вступление в ЕС в 2007-2008 гг. (тактические ориентиры).

Как говорилось выше, политика в сфере миграции в основном регулируется документами федерального уровня, в то время как субъектам Российской Федерации предоставлены отдельные полномочия, которые сосредоточены, главным образом, в вопросах трудовой миграции. До настоящего времени не разграничены в полном объеме полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования миграции.

На протяжении 1990-2000-х годов на региональном уровне было принято значительное количество нормативных законодательных актов регионального и муниципального уровня по вопросам регулирования миграции населения. Их можно разделить на три типа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первый тип — документы, регулирующие общие вопросы миграции или в комплексе различные миграционные потоки, а также предупреждающие или ликвидирующие негативные последствия миграции. Миграционные программы или концепции регулирования миграции приняты в Москве, Смоленской, Свердловской областях, Красноярском, Ставропольском краях, Самарской области и некоторых других регионах России. В настоящее время на согласовании в Правительстве РФ, Федеральной миграционной службе МВД РФ и Минрегион РФ находятся программы 12 «пилотных регионов» — Красноярского, Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Липецкой, Новосибирской, Тамбовской, Тверской и Тюменской областей. Также региональные программы представили на согласование в обозначение структуры ряд других регионов России, не вошедших в число «пилотных» территорий. Среди них Смоленская, Мурманская, Астраханская, Читинская, Амурская, Ростовская, Оренбургская, Омская и Сахалинская области, Республика Карелия и Коми и другие регионы.

Второй тип — документы, регулирующие вопросы привлечения н использования иностранной рабочей силы в регионах России. В ряде субъектов приняты специальные нормативные законодательные акты — Иммиграционный кодекс Ставропольского края, Закон о привлечении и использовании иностранной рабочей силы на территории Краснодарского края, постановление Правительства Москвы о порядке привлечения и использования иностранных работников в городе. Во многих регионах России созданы н работают межведомственные комиссии, занимающиеся вопросами определения потребностей в иностранных работниках.

В настоящее время открыто несколько представительств Российской миграционной биржи, в том числе в Москве, Московской, Иркутской, Новосибирской областях, Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийском автономном округе, Ростовской области, Узбекистане. Расширение сети подобных посреднических организаций и инфраструктуры трудовой миграции является актуальным направлением регулирования миграционных процессов, как на федеральном, так и региональном уровнях.

Третий тип — документы, регулирующие вопросы внутрироссийской миграции населения в интересах демографического и социально-экономического развития страны и регионов. В России достаточно остро стоят проблемы неравномерного распределения населения по территории государства и интенсивного миграционного оттока населения из регионов Крайнего Севера, а также некоторых районов Дальнего Востока и Сибири. В условиях современной экономической ситуации регулируемая и организованная миграция из районов Крайнего Севера может стать реальной мерой, способной снять нагрузку с социальной сферы этих регионов, обеспечить благоприятные условия жизни для людей, отработавших значительное время в суровых климатических условиях, а также частично удовлетворить потребности в рабочей силе ряда соседних регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.