Научная статья на тему 'Региональная антропонимика – составная часть ономастики'

Региональная антропонимика – составная часть ономастики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
912
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ОНОМАСТИКА / РЕГИОНАЛИЗМЫ / АНТРОПОНИМЫ / DIALECT VOCABULARY / REGIONAL ONOMASTICS / REGIONALISMS / ANTHROPONOMY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Щербак Антонина Семеновна, Жалнина Елена Валерьевна

Рассматривается взаимосвязь антропонимов с апеллятивной диалектной лексикой, что позволяет проследить историю появления и распространения антропонимической единицы на территории Тамбовской области; предлагается осмысление понятий «региолект», «территориальный диалект».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ANTHROPONIMICS – COMPOSITE PART OF ONOMASTICS

The relation of anthroponyms with the appellative dialect vocabulary that allows to trace the history of the emergence and spread of anthroponymic units in Tambov region is considered; the understanding of concepts “regiolekt”, “territorial dialect” is offered.

Текст научной работы на тему «Региональная антропонимика – составная часть ономастики»

УДК Si’373

РЕГИОНАЛЬНАЯ АНТРОПОНИМИКА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОНОМАСТИКИ1

© Антонина Семеновна ЩЕРБАК

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русского языка, e-mail: [email protected] © Елена Валерьевна ЖАЛНИНА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра русского языка, e-mail: [email protected]

Рассматривается взаимосвязь антропонимов с апеллятивной диалектной лексикой, что позволяет проследить историю появления и распространения антропонимической единицы на территории Тамбовской области; предлагается осмысление понятий «региолект», «территориальный диалект».

Ключевые слова: диалектная лексика; региональная ономастика; регионализмы; антропонимы.

Долгое время в лингвистической науке существовало мнение, что сближение русских говоров с современным литературным языком практически уничтожило диалекты. Однако начавшееся в 1970-х гг. «широкомасштабное лексикографическое и картографическое изучение диалектов показало ошибочность этих утверждений, поскольку были обнаружены огромные пласты прекрасно сохранившейся диалектной лексики (Т.И. Вен-дина, А.С. Герд, Л.Я. Костючук, С. А. Мызников и мн. др.). Одним из таких пластов и

1 Работа выполнена в рамках проекта реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, проект № 14.132.21.1052

является региональная ономастическая лексика. Многие ономастические единицы «законсервировали» в себе диалектные корни и являют собой т. н. региональные слова.

Сопоставление понятий «регион» и «говор» позволяет рассматривать региональное слово как элемент лексической системы, наиболее активно используемый в том или ином регионе, отражающий его специфику и включающий элементы диалектной подсистемы национального языка.

Ареальное изучение народной лексики многих территорий, в т. ч. и Тамбовской области, приобрело большую важность в последнее время не только в связи с подготовкой материалов «Лексического атласа рус-

ских народных говоров» (Т.И. Вендина), но и с возрастающим интересом к уходящим явлениям русского языка. Особенности функционирования языковой системы (постоянное пополнение, изменение лексической системы, отмирание невостребованных номинаций, появление новых лексем и т. д.) создают необходимость зафиксировать, изучить и сохранить для новых поколений весь запас онимов разных регионов, поскольку в них наиболее ярко отражены национально-языковые, культурно-исторические, общественнобытовые и духовные черты народности. Антропонимы представляют собой уникальный класс ономастической лексики, сохранивший не только остатки старых диалектных слов, но и культуру и традиции русского народа.

В последнее время исследователи все чаще обращаются к термину «региолект», предложенному А.С. Гердом для именования речи городских жителей. В его понимании данное понятие являет собой особую форму устной речи, в которой уже утратились те или иные архаические черты диалекта, но развились новые особенности [1, с. 126; 2; 3]. Это особое состояние языка, не достигшее статуса литературного языка, но являющееся преобладающей формой устного общения жителей на определенной территории.

М.А. Бородина отмечает, что в литературе все чаще термин «региональный язык» дублируется терминами «региолект», «региональные говоры», «регионализм», «региональные черты» (последние иногда называются провинциализмами). Термин «регио-лект» предусматривает определенную функционирующую лингвистическую структуру. Синонимично региональному говору употребляется термин «региональный язык». По-видимому, можно говорить о региональных говорах (региолектах) как о самостоятельных лингвистических единствах [4].

Антропонимикон региона обладает свойством гетерогенности, в результате чего представляется сущностно необходимой классификация лексических единиц, обозначающих именование людей. Рассмотрим классификацию принципов тамбовской антропонимиче-ской номинации с синхронной и частично диахронической точек зрения в историко-этнографическом, лексико-семантическом и номинационно-словообразовательном аспектах.

Одни исследователи выделяют антропо-нимические единицы, выдвигая на первый план словообразовательную характеристику лексемы, семантической стороне при этом уделяя меньшее внимание. Другие исследователи при разработке классификации предлагают разделить словообразовательный и этимологический аспекты изучения русских фамилий. Н.А. Баскаков при классификации русских фамилий тюркского происхождения использует семантический аспект; семантическую классификацию предлагают В.А. Никонов и О.Н. Трубачев. При изучении типологии русских фамилий словообразовательный и семантический подходы использует Б.О. Унбегаун. Он подразделяет русские фамилии на ряд семантических групп, характеризующих основные источники происхождения фамилий, но в каждой конкретной группе преобладает словообразовательная сторона исследования. При разработке семантической классификации О.Н. Чиркова учитывает словообразовательный аспект и выделяет такие лексические поля, находящиеся в основе фамилий, как профессия, физические качества человека, социальные характеристики человека, средства производства и орудия труда, фауна и флора, абстрактная лексика, время и явления природы, пища, одежда и обувь, топонимы. Ею особо выделяются фамилии с диалектными основами [5].

До настоящего времени в лингвистической литературе нет целостного описания тамбовской антропонимии с опорой на диалектный материал. Между тем важным является выделение определенного региона Центрального Черноземья на базе внутренних хозяйственных, административных и языковых (ономастических) связей. Несмотря на различные административные единицы (единые географические ареалы не один раз подвергались искусственному делению), входящие в состав Тамбовского края языковые и культурные связи его остаются целостными, представляют собой самобытную систему, сохраняющую историю и традиции региона.

Основной характеристикой сельской ан-тропонимической системы является образное мышление носителей языка, проявляющееся в различного рода ассоциациях и назывании человека в связи с этим. Официальная антро-понимия с прозвищной основой в большей степени отражает общественную, хозяйст-

венную, профессиональную, т. е. деятельностную составляющую жизни человека (отсюда в основе многих фамилий, восходящих к диалектным корням, лежат диалектные названия птиц, рыб, животных, поскольку отражают промысловую сторону жизни населения), и в меньшей степени метафорическое осмысление действительности. Неофициальная про-звищная антропонимия в основном имеет эмоционально-экспрессивный, оценочный характер. Данный разряд отличается ассоциативно-образной характеристикой человека. Наибольшее разнообразие словообразовательных аффиксов представлено именно здесь.

Одним из важнейших условий жизнедеятельности человека является его профессиональная деятельность. Фамильные прозвания по профессии - достаточно широко распространенное явление во многих языках мира. Заметим, что в древнерусском языке слово «промысел» означало «охота», «ловля», «ремесло», «торговля». Названия профессии человека служили дополнительным средством индивидуализации человека и в большинстве случаев служили производящей основой для образования т. н. профессиональных фамилий. Мастерство и трудолюбие человека всегда высоко оценивались на Руси.

Категория «принадлежность к роду» объединяет различные способы вербализации антропонимического концепта, раскрывая объем представлений, каким обладал и располагал носитель языка. Среди фамильных антрополексем, зафиксированных на территории Тамбовской области, в большей степени выделяются те, за которыми стоят представления о человеке, такие как «выходец из рода таких-то», т. е. «тот, кто принадлежит к потомкам...». В этом случае внутренняя форма антропонимов прозрачно отражает знания о хозяйственной и промысловой деятельности тамбовских жителей, поскольку занятие, ремесло, род деятельности всегда были значимыми признаками при характеристике человека.

Содержание структуры концепта ‘человек’ по ономастическим данным дает возможность выделить наиболее типичные модели [6]. Антропонимический концепт репрезентируется, в первую очередь, патронимическими фамилиями, начало которым дали мужские имена и от которых зафиксированы отчества (модель № 1 pat); матронимиче-

скими фамилиями, образованными от женских личных имен (модель № 2 mat); метро-нимическими фамилиями, ведущими начало от названия родственных отношений, существующих внутри семьи. Семейно-родовые прозвища отражают информацию о ментальном предпочтении отобранных смыслов и их сочетаний в именовании, а также формируют отношения «отец - сын», «муж - жена», «дед - внук», «родственник - свояк» и т. п., являясь маркерами региональной картины мира: Влазнев ^ вла'зень, Привалов, При-валин ^ прива'л, Животников ^ животник. Диалектные лексемы влазень, привал, животник до сих пор употребительны в тамбовских говорах в значении «зять, живущий в семье тестя», что было нежелательно в крестьянской среде (модель № 3 mеt (mat / pat).

Основным отличительным признаком, характерным для антропонимической системы Тамбовской области, является преобладание прозвищ как в количественном, так и в содержательном аспектах. Прозвищные фамилии (модель № 4 pat / mat) объективируют представления о визуальной и ментальной характеристиках человека. Концепт ‘ прозвище’ репрезентируют фамилии:

1) восходящие к нецерковным личным именам, выполнявшим функцию своеобразного оберега: Невер^ Неверов, Невзор ^ Невзоров, Нелюб ^ Нелюбов, Некрас ^ Некрасов, Непрока ^ Непрокин;

2) восходящие к именованию человека по роду его деятельности и профессии: Те-селкин (теселка - «плотник»), Бударин (бу-дарь - «строитель»);

3) восходящие к собственно прозвищам:

а) визуального типа, которые давались по какому-либо внешнему признаку: Чуканов (чукан - диал. «щеголь»), Хиров (от диал. хирый - «хиреть» - «хворый, хилый»), Хлу-денцов (хлуденец - от диал. хлуд - «жердь, дубинка, коромысло»; ряз., тмб., яросл., ка-луж.); б) ментального типа, которые давались по чертам характера, манере поведения: Умник ^ Умников, Хлус ^ Хлусов (хлус -«шут, враль»; тмб.); в) ситуативного типа (географическая реалия, местоположение жилища, этническая принадлежность, вероисповедание, какое-либо пристрастие и т. д.): Ягун ^ Ягунов («насмешливое прозвище акающего или якающего населения в тмб., ряз., кур., белгород. говорах);

4) восходящие к «уличным» («дворовым») фамилиям, подобные фамилии в большей степени отражают территориально маркированную информацию о ее носителе: а) по именам или прозвищам родственников: Бирюковы (Павловы) - у прадеда было прозвище Бирюк, которое ему дали за нелюдимый характер; Миколашкины (Бородины) -деда звали Николаем; Ховрины (Симоновы) -бабушку звали Хавроньей;

б) по роду деятельности родственников: Колотушкины (Субботины) - дед был сторожем, бил по ночам в колотушку; Тархановы (Прохоровы) - выделывали кожу; Лаптевы (Салычевы) - дед плел лапти;

в) по чертам характера одного из членов семьи или всей семьи в целом: Негожевы (Волковы) - непутевые; Вояки (Симоновы) -драчуны; Горячие (Четвертковы) - вспыльчивые; Летуны (Пискуновы) - часто переезжают с места на место;

г) по внешнему виду одного из членов семьи или всей семьи: Кривихины (Дьячко-вы) - очень некрасивые, «на рожу кривые»; Грязные (Гусевы) - нечистоплотные; Пыш-кины (Алексеевы) - все плотного телосложения; Малютки (Симоновы) - все маленького роста;

д) по указанию на вероисповедание кого-нибудь из родственников: Молокановы (Назаровы) - принадлежали к молоканам; Бах-тисты (Поповы) - дед был баптистом, Богомазовы (Максимовы) - дед был богомазом (писал иконы);

е) по каким-либо особенностям, выделившим кого-нибудь из членов семьи, либо семью из ряда других: Чиликовы (Житины) -ловили воробьев, чилик (тмб.) - воробей; Банновы (Асеевы) - первые в селе построили баню; Забелкины (Четвертаковы) - белили избу по нескольку раз;

ж) по любимым словам кого-нибудь из членов семьи: Пичужкины (Степановы) - у отца, главы семьи, пичужка - ругательное слово; Чепухины - дед часто употреблял слово «чепуха».

Значительное количество тамбовских фамилий отражает диалектные традиции образной номинации. Ввиду того, что имя собственное является дифференциатором, выделяющим человека из ряда ему подобных, традиционно это отмечается и в ономастико-нах других народов, то осмысление признака

«наличие / отсутствие чего-либо» во внешнем облике человека находит отражение в общих и особенных представлениях о человеке по разным характеристикам. Данные признаки объективируются различного рода апеллятивами, послужившими основой создания той или иной фамилии. Это дает возможность представить составляющие региональной картины миры прошлой эпохи, существующей в сознании номинатора.

Подобное встречается, например, при нахождении этимологии многих христианских имен, имеющих древнееврейские, греческие, древнеримские и другие корни. Например: Вар - лат. varus - кривоногий; Кики'лия - от лат. caecus - слепой; Клавдий -от лат. claudus claudus - хромой и т. д. Многие имена, пришедшие в русский ономасти-кон с принятием христианства, утратили свою внутреннюю форму, ибо функция их изменилась: из дифференцирующей она превратилась в респективную и мемориальную, служащую для возвеличивания святого, в честь которого человек был назван.

Однако имя в памяти народной имеет глубокий стереотип, который связан, прежде всего, со стремлением человека выделить другого, себе подобного из ряда других, ему подобных. Это назначение, извечно присущее имени, стали выполнять прозвища.

Представление о человеке создается на основе разного рода ассоциаций, т. е. единственного способа, ведущего к познанию окружающего нас мира. Эти ассоциации связаны со зрительными, вкусовыми, тактильными ощущениями, а также стоят у истоков более сложных процессов, связанных с умозаключениями, с появлением метафорических переносов, появившихся в результате сравнений, а также метонимии как результата осознания особого места, занимающего субъектами и объектами реального мира в пространственно-временном континууме.

Ассоциации как свойство ассоциативного мышления присущи всем особям человеческого рода, но объекты / субъекты, легшие в основу ассоциаций, различны в зависимости от природных, культурных, религиозных традиций, лежащих в основе жизненного уклада того или иного народа. Однако одна из зрительных ассоциаций, являясь общечеловеческой, основана на четком осознании целостности человеческого тела. Такие про-

звища, восходящие к изъянам физиологического облика человека, являются своеобразными идентификаторами, которые появляются при первом взгляде на человека. Этическая оценка здесь присутствует только при последующем употреблении родившегося прозвания и состоит в традиционно устоявшейся формуле, этично или неэтично пользоваться им особенно в присутствии прозываемого лица. Речь идет о таких прозвищах, как Хромой, Кривой, Однорукий и т. п. Следует отметить, что физические недостатки, равно как и внешний облик, особо негативных прозвищ не вызывали. В основу их обычно был положен характерный, бросающийся в глаза признак, т. е. актуализировалась семантика телесных недостатков: Комолый («искалеченный»; «без руки либо без ноги»); Колчан, Колча («колченогий»), Косой, Косорукий, Рыжий и целый ряд других.

Естественно, визуальная оценка имеет место, но она идет по линии детального описания внешности человека, причем, и это следует отметить особо, вступает в силу такой когнитивный признак, как «соответствие / несоответствие» стереотипу, сложившемуся в определенном сообществе людей в течение длительного временного континуума. В основном это относится к тем приметам человеческого облика, которые являются своеобразными показателями определенного этнотипа.

Категория оценочности в концептосфере антрополексем, которая строится на основе бинарных оппозиций, чаще всего отражает принцип хорошо (т. е. достойно похвалы, одобрения) - плохо (т. е. то, что осуждается) и служит выражению представлений, соотносимых с образом человека со всей совокупностью его параметров (внешность, характер, умственные способности и т. д.). Оценка физических, психических и других достоинств / недостатков людей зависит и от самой структуры общества, и от того социального коллектива, в котором прозвище появилось. Моральные, нравственные, этические нормы явно прочитываются в прозвищах, которые функционируют в том или ином регионе.

Традиционно устоявшиеся представления, продиктованные эстетическим взглядом на внешний облик (эстетические вкусы, которые меняются от эпохи к эпохе, от ре-

гиона к региону, т. е. имеют зависимость от пространственно-временного континуума), отвергают любые отклонения от нормы. Можно констатировать, что концепт ‘норма’, будучи оценочным образованием, является самым важным в системе жизненных ценностей человека и тесно связан с эстетической оценкой. Большинство русских фамилий указывает на параметры измерения качественной характеристики человека. В этом случае идея нормы развивается по линии «положительная оценка» - «отрицательная оценка», т. е. соответствующая или не соответствующая должному образцу.

Таким образом, ведущие ученые в области традиционной теории имени собственного определили ориентацию на исследование смысловой стороны имени собственного. Обращение к ономастике с точки зрения когнитивного подхода позволяет раскрыть содержание структуры концепта ‘человек’ по ономастическим данным и дает возможность выделить наиболее типичные модели фамильных антрополексем, отражающих основные перцептивные, духовные и аксиологические представления о человеке. Выделяется модель № 4 pat / mat, свидетельствующая о преобладании прозвищ как в количественном, так и в содержательном аспектах.

1. Герд А.С. О некоторых проблемах этнолингвистики // Этнографическое обозрение. 1994. № 5.

2. Герд А.С. Несколько замечаний касательно понятия «диалект» // Русский язык сегодня: сборник статей / отв. ред. Л.П. Крысин. М., 2000. Вып. 1. С. 45-52.

3. Герд А.С. Введение в этнолингвистику. СПб., 2005.

4. Бородина М.А. Проблемы лингвистической географии (на материале диалектов французского языка) / отв. ред. В.М. Жирмунский. Москва; Ленинград, 1966. С. 29-38.

5. Чиркова О.Н. Фамильный состав п. Кастор-ное Курской области // Начало пути. Вып. 2. Языкознание: сборник научных работ молодых ученых и аспирантов филологического факультета Воронежского государственного университета. Воронеж, 2004. С. 143-151.

6. Щербак А.С. Когнитивные основы региональной ономастики Тамбов, 2012.

Поступила в редакцию i2.QS.2Qi2 г.

UDC 81’373

REGIONAL ANTHROPONIMICS - COMPOSITE PART OF ONOMASTICS

Antonina Semenovna SHCHERBAK, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Philology, Professor, Head of Russian Language Department, e-mail: [email protected]

Elena Valeryevna ZHALNINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Russian Language Department, e-mail: [email protected]

The relation of anthroponyms with the appellative dialect vocabulary that allows to trace the history of the emergence and spread of anthroponymic units in Tambov region is considered; the understanding of concepts “regiolekt”, “territorial dialect” is offered.

Key words: dialect vocabulary; regional onomastics; regionalisms; anthroponomy.

2 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Построение модели индивидуального стиля (на основе лингвистических характеристик)», проект № 12-04-00111а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.